1. Голландская художественная культура в историческом контексте XVI-XVII вв.
1.1. Политические изменения в жизни Нидерландов: Фландрия и Голландия
В XVII веке Нидерланды оказались разделенными на два самостоятельных государства. В соответствии с этим были образованы две самостоятельные национальные школы живописи – фламандская и голландская. Вместе они приобрели важное значение в художественной культуре XVII столетия. Каждая из этих школ имела ярко выраженные особенности, причем в большинстве своем противоположные в сравнении друг с другом.
В 1477 году Нидерланды, находившиеся ранее под властью бургундских герцогов, становятся наследственным владением династии Габсбургов. В 1555 г. империя Карла V была разделена, и Нидерланды стали относиться к территории Испании. Уже к этому времени нидерландская буржуазия обладала значительными финансовыми и промышленными ресурсами. Данное обстоятельство способствовало выдвижению Нидерландов в число передовых европейских стран .
Карл V вел достаточно активную внешнюю политику, и для этого ему были нужны значительные материальные ресурсы. Нидерланды могли существенно обеспечить его потребности, поэтому он достаточно осторожно обходился с местной буржуазией и учитывал их интересы. Ситуация, однако, изменилась при его наследнике Филиппе II, который прославился своей крайне реакционной политикой. Отправленный им в Нидерланды герцог Альба начал борьбу против протестантизма и местных национальных традиций . Подобные меры естественным образом вызвали противодействие населения Нидерландов.
Возникновение Голландской республики было обеспечено Нидерландской революцией, которая началась в 1560-х гг. По перемирию 1609 года Испания признала независимость северных провинций Нидерландов, которые объединились в самостоятельное государство, часто называемое Голландией. В этой стране с самым прогрессивным на тот момент общественным строем, быстро развивались промышленность, ремесла и торговля. К середине XVII века Голландия становится ведущей экономической державой Европы .
Испания же навсегда утратила северные Нидерланды, зато смогла удержать под своей властью Фландрию. В последней местная буржуазия и дворянство представили достаточно реакционное направление. Рост народных движений, выдвинувших крестьян и городских обывателей, беспокоил представителей буржуазии и дворянства. Поэтому не было случайности в их желании оказать поддержку испанскому абсолютизму. На фоне усиления аристократии и католической церкви во Фландрии становятся незначительными возможности мелкой и средней буржуазии. Они не могли в полной мере реализовать свой потенциал .
Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому «картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей — вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии XVII в.» В нем смешались черты и испанские, и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями.
В результате сложилось фламандское искусство барокко, национальное, жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, чувственно-материальное и весьма пышное в своих изобильных формах. Фламандское барокко не слишком значительно проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно прозвучало в декоративно-прикладном творчестве (резьба по дереву, чеканка металла), искусстве гравюры и особенно – в живописи .
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.
Родившийся в Германии, где недолго жили его родители, Рубенс получил образование на родине, в Антверпене: в иезуитской школе он изучал латынь и современные европейские языки, а также познакомился с античной историей, позже обучался живописи — сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направления. Художник, который в обыденном сознании ассоциируется с певцом почти языческого буйства плоти, б