ВВЕДЕНИЕ
Неспроста эпоху правления Екатерины II называют «золотым» веком империи. Императрица провела прогрессивные реформы, расширила территорию государства и создала боеспособную армию. Она создавала законы, которые вели к возникновению гражданского общества.
Одним из первых прототипов гражданского общества стало дворянское сословие, наделенное многочисленными гражданскими правами и возможностью самоуправления.
Екатерина II стремилась создать свободное общество, что подтверждается созданием указов, порождаемых политическими, экономическими и юридическими идеями императрицы. Ярким примером такого указа служит «Наказ». В нем прописаны наставления Екатерины II для Уложенной комиссии 1767 – 1769 гг., главное из которых сформулировано так: «не запрещать и не принуждать». Здесь же впервые употребляется термин «гражданское общество».
В 1785 г. Императрица создала Жалованную грамоту городам, которая наделила правом жителей городов раз в три года выбирать городского главу и гласных общей думы, которые собирали «шестигласную думу». Члены последней собирались на еженедельные собрания, где решали вопросы благоустройства города. Так образовался слой людей, имеющих закрепленные гражданские права.
Однако Екатерина Великая не до конца справилась с поставленной перед собой задачей. Основу людей, имеющих гражданские права, составляли дворяне. Так, деятельность Екатерины II осталась без надлежащего надзора и привела к порче нравов в высших классах и ослаблению нищего класса. Преемник Екатерины II, ее внук, писал за полгода до смерти бабушки: «В наших делах господствовал неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон, все части управляются дурно, порядок, кажется, изгнан отовсюду» .
Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая историография, как правило, отдельно рассматривает законодательные акты и реформы екатерининской эпохи, тогда как именно в совокупности они являют редкую для России достаточно последовательную реализацию конкретной политической программы, заключающей в себе стремление Екатерины II укрепить абсолютическое государство, создав опору в виде гражданского общества.
Степень изученности темы.
Насчитывается достаточное количество исследований, изучающих эпоху Екатерины II. Золотов В.Д. «Императрица Екатерина II и ее «Наказ». В данной статье автор дает краткую биографию императрицы и рассказывает о написании ею судьбоносного для страны закона. Так же использовались такие документы и изучения эпохи Екатерины II: «. Дворянская империя XVIII в. Основные законодательные акты.», «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения 1762», «Изучение «Жалованной грамоты городам» 1785 г в дореволюционной отечественной историографии», «Российское законодательство X-XXвв.: Текст и комментарии / Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. – 22 с.», «От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа», «Собрание законодательства о российских дворянах или Жалованная грамота благородному дворянству со включением законов предшествующих и последующих с 1762 по 1823. СПб, 1996.». Все материалы содержит глубокий анализ документального формата.
Так же в основу источников легли обзоры и очерки таких авторов, как М.Ф. Владимирский-Буданов, А.В. Гордон, Д.Г. Залевская, А.Ю. Яковлев, А.Б. Каменский, А.А. Кизеветтер, П.А. Муллов, С.Ф. Платонов, С. М. Соловьев, И.А. Федосов благодаря им можно раскрыть секреты и некоторые интересные факты из жизни этой удивительной женщины и царицы. Об образовании, проводимым Екатериной Великой, пишет Е.П. Титков в труде «Образовательная политика Екатерины Великой». Он пишет, что главная задача государства состояла в усилении мер по воспитанию верноподданных.
Немецкий историк А.А. Кизеветтер в своих трудах описывал деятельность императрицы для создания образа православной и просвещенной государыни. Он считал, что показная сторона стояла на первом месте в политике Екатерины II.
Следующая группа источников носит характер обозревательный, которая направлена на изучение различных сфер жизни Екатерины. «. Дени Дидро и Екатерина Вторая», «Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.1995», «Просвещение в России – преобразование в России», «Просвещение в России – преобразование в России», «Развитие государственного управления в сфере книгоиздания в России», «Лозунги и требования участников крестьянских войн в России // Крестьянские войны в России XVII–XVIII веков: проблемы, поиски, решения. М», «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой», «Реальная история России», «Императрица Екатерина II как законодательница.», «Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов // Исторический вестник», «О праве распоряжения феодальной земельной собственностью в XVIII в», «Об истории новой России», «О преступлениях и наказаниях», «О духе законов.». Изучив представленные источники, мы можем понять и постараться описать общество той эпохи, что не маловажно для оценки социальной, политической, экономической атмосферы, которая непосредственно влияла на деятельность и личность императрицы.
Сгруппируем литературу на периоды: дореволюционный период, советский и современный.
В целом в дореволюционную историографию отмечают в своих работах В.А Бильбасов, А. Брикнер, А.И. Герцен, А.В. Романович-Славатинский, Л.О. Плошинский, Д.В. Поленов, В.Н. Панин, В.В. Мавродин, Д.Л. Мордовцев, Э.С. Коган, С.А. Корф. Историки этого направления оценивали реформы Екатерины довольно высоко, рассматривали их как важный этап развития империи, становления элементов гражданского общества.
Наиболее подробно эпоху правления Екатерины II описывал В.О. Ключевский. В одной из своих работ «Императрица Екатерина II (1729-1796)» автор объясняет важность народной поддержки, к которой так стремилась императрица, и от которой зависел успех правительственных мер.
Советский историк Н.И. Павленко подробно изучает внешнюю и внутреннюю политику Екатерины II. Он считал, что укрепление репутации просвещенного монарха занимало важную часть в деятельности императрицы. Так же вклад в изучение эпохи Екатерины, в советский период внесли такие авторы, как Эйдельман Н.А, Юшков С.В, Чистяков О.И., Мартысевич И.Д, Чистов К.В, Троицкий С.М., Соловьев С.М., Панченко А.М., Милюков П.Н., Мавродин В. В. Брикнер А. С помощью их работ, мы видим, что советский период меняется взгляд историков на внешнюю политику Екатерины II, как и на многие другие сферы жизни.
О становлении общественного мнения, народной критики, предшествующих формированию гражданского общества, пишет П.Н Милюков в труде «Очерки по истории русской культуры». В своих трудах историк объясняет роль государства в формировании, несмотря на европейский путь развития, русского общества.
В научной литературе исследуются содержание, формы и уровни сознания общества в целом и отдельных сословий, анализируются стереотипы массового сознания и условия их функционирования, народные представлений о сакральной природе власти (Н. М. Карамзин, В. А. Бильбасов, А.Б. Каменский, М. А. Исаев и др.).
К современной историографии можно отнести такие работы как, «Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд)», «Психология социального протеста в России XVII-XVIII веков», «История государства и права России», «Характеристика просвещенного абсолютизма Екатерины II в советской и современной отечественной историографии», «Обзор русской истории», «Императрица Екатерина II (1729-1796)», «Трудная судьба Екатерины II в историографии // Век Екатерины II: дела Балканские. Наука». Учёные полноценно оценивают деятельность Екатерины II, опираясь на рациональные суждения, а также комплексным подходам и базе источников.
В большинстве работ эпоха правления Екатерины II рассматривается в рамках правления просвещенного абсолютизма. Однако несоответствие либеральных идей с повышением престижа власти императрицы ставит перед нами следующую цель: описать причины возникновения гражданского общества, истинной целью становления которого было укрепление абсолютной монархии.
Основные задачи, которые следует решить в ходе работы для достижения цели:
- проанализировать политику просвещенного абсолютизма Екатерины II;
- исследовать законодательные проекты и выявить их целенаправленность;
- описать приемы внешней политики, повлиявших на формирование общественного мнения;
- оценить личный вклад Екатерины II в укреплении веры своего народа и Европы в абсолютную монархию.
- понять важность народной поддержки, которой стремилась императрица;
- проследить последовательность становления общественного мнения, предшествующего формированию гражданского общества.
Предметом исследования является Эпоха правления Екатерины II, а объектом политическая программа Екатерины II по становлению гражданского общества с целью укрепления абсолютной монархии.
При написании работы использовались следующие методы: исторический, хронологический, описательный, системно-структурный.
Новизна исследования работы заключается в изучении возникновения гражданского общества через призму укрепления монархической власти.