Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Эпоха Екатерины II: возникновение и становление гражданского общества

Workhard 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2021
ВВЕДЕНИЕ Неспроста эпоху правления Екатерины II называют «золотым» веком империи. Императрица провела прогрессивные реформы, расширила территорию государства и создала боеспособную армию. Она создавала законы, которые вели к возникновению гражданского общества. Одним из первых прототипов гражданского общества стало дворянское сословие, наделенное многочисленными гражданскими правами и возможностью самоуправления. Екатерина II стремилась создать свободное общество, что подтверждается созданием указов, порождаемых политическими, экономическими и юридическими идеями императрицы. Ярким примером такого указа служит «Наказ». В нем прописаны наставления Екатерины II для Уложенной комиссии 1767 – 1769 гг., главное из которых сформулировано так: «не запрещать и не принуждать». Здесь же впервые употребляется термин «гражданское общество». В 1785 г. Императрица создала Жалованную грамоту городам, которая наделила правом жителей городов раз в три года выбирать городского главу и гласных общей думы, которые собирали «шестигласную думу». Члены последней собирались на еженедельные собрания, где решали вопросы благоустройства города. Так образовался слой людей, имеющих закрепленные гражданские права. Однако Екатерина Великая не до конца справилась с поставленной перед собой задачей. Основу людей, имеющих гражданские права, составляли дворяне. Так, деятельность Екатерины II осталась без надлежащего надзора и привела к порче нравов в высших классах и ослаблению нищего класса. Преемник Екатерины II, ее внук, писал за полгода до смерти бабушки: «В наших делах господствовал неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон, все части управляются дурно, порядок, кажется, изгнан отовсюду» . Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая историография, как правило, отдельно рассматривает законодательные акты и реформы екатерининской эпохи, тогда как именно в совокупности они являют редкую для России достаточно последовательную реализацию конкретной политической программы, заключающей в себе стремление Екатерины II укрепить абсолютическое государство, создав опору в виде гражданского общества. Степень изученности темы. Насчитывается достаточное количество исследований, изучающих эпоху Екатерины II. Золотов В.Д. «Императрица Екатерина II и ее «Наказ». В данной статье автор дает краткую биографию императрицы и рассказывает о написании ею судьбоносного для страны закона. Так же использовались такие документы и изучения эпохи Екатерины II: «. Дворянская империя XVIII в. Основные законодательные акты.», «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения 1762», «Изучение «Жалованной грамоты городам» 1785 г в дореволюционной отечественной историографии», «Российское законодательство X-XXвв.: Текст и комментарии / Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. – 22 с.», «От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа», «Собрание законодательства о российских дворянах или Жалованная грамота благородному дворянству со включением законов предшествующих и последующих с 1762 по 1823. СПб, 1996.». Все материалы содержит глубокий анализ документального формата. Так же в основу источников легли обзоры и очерки таких авторов, как М.Ф. Владимирский-Буданов, А.В. Гордон, Д.Г. Залевская, А.Ю. Яковлев, А.Б. Каменский, А.А. Кизеветтер, П.А. Муллов, С.Ф. Платонов, С. М. Соловьев, И.А. Федосов благодаря им можно раскрыть секреты и некоторые интересные факты из жизни этой удивительной женщины и царицы. Об образовании, проводимым Екатериной Великой, пишет Е.П. Титков в труде «Образовательная политика Екатерины Великой». Он пишет, что главная задача государства состояла в усилении мер по воспитанию верноподданных. Немецкий историк А.А. Кизеветтер в своих трудах описывал деятельность императрицы для создания образа православной и просвещенной государыни. Он считал, что показная сторона стояла на первом месте в политике Екатерины II. Следующая группа источников носит характер обозревательный, которая направлена на изучение различных сфер жизни Екатерины. «. Дени Дидро и Екатерина Вторая», «Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.1995», «Просвещение в России – преобразование в России», «Просвещение в России – преобразование в России», «Развитие государственного управления в сфере книгоиздания в России», «Лозунги и требования участников крестьянских войн в России // Крестьянские войны в России XVII–XVIII веков: проблемы, поиски, решения. М», «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой», «Реальная история России», «Императрица Екатерина II как законодательница.», «Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов // Исторический вестник», «О праве распоряжения феодальной земельной собственностью в XVIII в», «Об истории новой России», «О преступлениях и наказаниях», «О духе законов.». Изучив представленные источники, мы можем понять и постараться описать общество той эпохи, что не маловажно для оценки социальной, политической, экономической атмосферы, которая непосредственно влияла на деятельность и личность императрицы. Сгруппируем литературу на периоды: дореволюционный период, советский и современный. В целом в дореволюционную историографию отмечают в своих работах В.А Бильбасов, А. Брикнер, А.И. Герцен, А.В. Романович-Славатинский, Л.О. Плошинский, Д.В. Поленов, В.Н. Панин, В.В. Мавродин, Д.Л. Мордовцев, Э.С. Коган, С.А. Корф. Историки этого направления оценивали реформы Екатерины довольно высоко, рассматривали их как важный этап развития империи, становления элементов гражданского общества. Наиболее подробно эпоху правления Екатерины II описывал В.О. Ключевский. В одной из своих работ «Императрица Екатерина II (1729-1796)» автор объясняет важность народной поддержки, к которой так стремилась императрица, и от которой зависел успех правительственных мер. Советский историк Н.И. Павленко подробно изучает внешнюю и внутреннюю политику Екатерины II. Он считал, что укрепление репутации просвещенного монарха занимало важную часть в деятельности императрицы. Так же вклад в изучение эпохи Екатерины, в советский период внесли такие авторы, как Эйдельман Н.А, Юшков С.В, Чистяков О.И., Мартысевич И.Д, Чистов К.В, Троицкий С.М., Соловьев С.М., Панченко А.М., Милюков П.Н., Мавродин В. В. Брикнер А. С помощью их работ, мы видим, что советский период меняется взгляд историков на внешнюю политику Екатерины II, как и на многие другие сферы жизни. О становлении общественного мнения, народной критики, предшествующих формированию гражданского общества, пишет П.Н Милюков в труде «Очерки по истории русской культуры». В своих трудах историк объясняет роль государства в формировании, несмотря на европейский путь развития, русского общества. В научной литературе исследуются содержание, формы и уровни сознания общества в целом и отдельных сословий, анализируются стереотипы массового сознания и условия их функционирования, народные представлений о сакральной природе власти (Н. М. Карамзин, В. А. Бильбасов, А.Б. Каменский, М. А. Исаев и др.). К современной историографии можно отнести такие работы как, «Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд)», «Психология социального протеста в России XVII-XVIII веков», «История государства и права России», «Характеристика просвещенного абсолютизма Екатерины II в советской и современной отечественной историографии», «Обзор русской истории», «Императрица Екатерина II (1729-1796)», «Трудная судьба Екатерины II в историографии // Век Екатерины II: дела Балканские. Наука». Учёные полноценно оценивают деятельность Екатерины II, опираясь на рациональные суждения, а также комплексным подходам и базе источников. В большинстве работ эпоха правления Екатерины II рассматривается в рамках правления просвещенного абсолютизма. Однако несоответствие либеральных идей с повышением престижа власти императрицы ставит перед нами следующую цель: описать причины возникновения гражданского общества, истинной целью становления которого было укрепление абсолютной монархии. Основные задачи, которые следует решить в ходе работы для достижения цели: - проанализировать политику просвещенного абсолютизма Екатерины II; - исследовать законодательные проекты и выявить их целенаправленность; - описать приемы внешней политики, повлиявших на формирование общественного мнения; - оценить личный вклад Екатерины II в укреплении веры своего народа и Европы в абсолютную монархию. - понять важность народной поддержки, которой стремилась императрица; - проследить последовательность становления общественного мнения, предшествующего формированию гражданского общества. Предметом исследования является Эпоха правления Екатерины II, а объектом политическая программа Екатерины II по становлению гражданского общества с целью укрепления абсолютной монархии. При написании работы использовались следующие методы: исторический, хронологический, описательный, системно-структурный. Новизна исследования работы заключается в изучении возникновения гражданского общества через призму укрепления монархической власти.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Неспроста эпоху правления Екатерины II называют «золотым» веком империи. Императрица провела прогрессивные реформы, расширила территорию государства и создала боеспособную армию. Она создавала законы, которые вели к возникновению гражданского общества. Одним из первых прототипов гражданского общества стало дворянское сословие, наделенное многочисленными гражданскими правами и возможностью самоуправления. Екатерина II стремилась создать свободное общество, что подтверждается созданием указов, порождаемых политическими, экономическими и юридическими идеями императрицы. Ярким примером такого указа служит «Наказ». В нем прописаны наставления Екатерины II для Уложенной комиссии 1767 – 1769 гг., главное из которых сформулировано так: «не запрещать и не принуждать». Здесь же впервые употребляется термин «гражданское общество». В 1785 г. Императрица создала Жалованную грамоту городам, которая наделила правом жителей городов раз в три года выбирать городского главу и гласных общей думы, которые собирали «шестигласную думу». Члены последней собирались на еженедельные собрания, где решали вопросы благоустройства города. Так образовался слой людей, имеющих закрепленные гражданские права. Однако Екатерина Великая не до конца справилась с поставленной перед собой задачей. Основу людей, имеющих гражданские права, составляли дворяне. Так, деятельность Екатерины II осталась без надлежащего надзора и привела к порче нравов в высших классах и ослаблению нищего класса. Преемник Екатерины II, ее внук, писал за полгода до смерти бабушки: «В наших делах господствовал неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон, все части управляются дурно, порядок, кажется, изгнан отовсюду» . Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая историография, как правило, отдельно рассматривает законодательные акты и реформы екатерининской эпохи, тогда как именно в совокупности они являют редкую для России достаточно последовательную реализацию конкретной политической программы, заключающей в себе стремление Екатерины II укрепить абсолютическое государство, создав опору в виде гражданского общества. Степень изученности темы. Насчитывается достаточное количество исследований, изучающих эпоху Екатерины II. Золотов В.Д. «Императрица Екатерина II и ее «Наказ». В данной статье автор дает краткую биографию императрицы и рассказывает о написании ею судьбоносного для страны закона. Так же использовались такие документы и изучения эпохи Екатерины II: «. Дворянская империя XVIII в. Основные законодательные акты.», «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения 1762», «Изучение «Жалованной грамоты городам» 1785 г в дореволюционной отечественной историографии», «Российское законодательство X-XXвв.: Текст и комментарии / Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. – 22 с.», «От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа», «Собрание законодательства о российских дворянах или Жалованная грамота благородному дворянству со включением законов предшествующих и последующих с 1762 по 1823. СПб, 1996.». Все материалы содержит глубокий анализ документального формата. Так же в основу источников легли обзоры и очерки таких авторов, как М.Ф. Владимирский-Буданов, А.В. Гордон, Д.Г. Залевская, А.Ю. Яковлев, А.Б. Каменский, А.А. Кизеветтер, П.А. Муллов, С.Ф. Платонов, С. М. Соловьев, И.А. Федосов благодаря им можно раскрыть секреты и некоторые интересные факты из жизни этой удивительной женщины и царицы. Об образовании, проводимым Екатериной Великой, пишет Е.П. Титков в труде «Образовательная политика Екатерины Великой». Он пишет, что главная задача государства состояла в усилении мер по воспитанию верноподданных. Немецкий историк А.А. Кизеветтер в своих трудах описывал деятельность императрицы для создания образа православной и просвещенной государыни. Он считал, что показная сторона стояла на первом месте в политике Екатерины II. Следующая группа источников носит характер обозревательный, которая направлена на изучение различных сфер жизни Екатерины. «. Дени Дидро и Екатерина Вторая», «Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.1995», «Просвещение в России – преобразование в России», «Просвещение в России – преобразование в России», «Развитие государственного управления в сфере книгоиздания в России», «Лозунги и требования участников крестьянских войн в России // Крестьянские войны в России XVII–XVIII веков: проблемы, поиски, решения. М», «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой», «Реальная история России», «Императрица Екатерина II как законодательница.», «Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов // Исторический вестник», «О праве распоряжения феодальной земельной собственностью в XVIII в», «Об истории новой России», «О преступлениях и наказаниях», «О духе законов.». Изучив представленные источники, мы можем понять и постараться описать общество той эпохи, что не маловажно для оценки социальной, политической, экономической атмосферы, которая непосредственно влияла на деятельность и личность императрицы. Сгруппируем литературу на периоды: дореволюционный период, советский и современный. В целом в дореволюционную историографию отмечают в своих работах В.А Бильбасов, А. Брикнер, А.И. Герцен, А.В. Романович-Славатинский, Л.О. Плошинский, Д.В. Поленов, В.Н. Панин, В.В. Мавродин, Д.Л. Мордовцев, Э.С. Коган, С.А. Корф. Историки этого направления оценивали реформы Екатерины довольно высоко, рассматривали их как важный этап развития империи, становления элементов гражданского общества. Наиболее подробно эпоху правления Екатерины II описывал В.О. Ключевский. В одной из своих работ «Императрица Екатерина II (1729-1796)» автор объясняет важность народной поддержки, к которой так стремилась императрица, и от которой зависел успех правительственных мер. Советский историк Н.И. Павленко подробно изучает внешнюю и внутреннюю политику Екатерины II. Он считал, что укрепление репутации просвещенного монарха занимало важную часть в деятельности императрицы. Так же вклад в изучение эпохи Екатерины, в советский период внесли такие авторы, как Эйдельман Н.А, Юшков С.В, Чистяков О.И., Мартысевич И.Д, Чистов К.В, Троицкий С.М., Соловьев С.М., Панченко А.М., Милюков П.Н., Мавродин В. В. Брикнер А. С помощью их работ, мы видим, что советский период меняется взгляд историков на внешнюю политику Екатерины II, как и на многие другие сферы жизни. О становлении общественного мнения, народной критики, предшествующих формированию гражданского общества, пишет П.Н Милюков в труде «Очерки по истории русской культуры». В своих трудах историк объясняет роль государства в формировании, несмотря на европейский путь развития, русского общества. В научной литературе исследуются содержание, формы и уровни сознания общества в целом и отдельных сословий, анализируются стереотипы массового сознания и условия их функционирования, народные представлений о сакральной природе власти (Н. М. Карамзин, В. А. Бильбасов, А.Б. Каменский, М. А. Исаев и др.). К современной историографии можно отнести такие работы как, «Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд)», «Психология социального протеста в России XVII-XVIII веков», «История государства и права России», «Характеристика просвещенного абсолютизма Екатерины II в советской и современной отечественной историографии», «Обзор русской истории», «Императрица Екатерина II (1729-1796)», «Трудная судьба Екатерины II в историографии // Век Екатерины II: дела Балканские. Наука». Учёные полноценно оценивают деятельность Екатерины II, опираясь на рациональные суждения, а также комплексным подходам и базе источников. В большинстве работ эпоха правления Екатерины II рассматривается в рамках правления просвещенного абсолютизма. Однако несоответствие либеральных идей с повышением престижа власти императрицы ставит перед нами следующую цель: описать причины возникновения гражданского общества, истинной целью становления которого было укрепление абсолютной монархии. Основные задачи, которые следует решить в ходе работы для достижения цели: - проанализировать политику просвещенного абсолютизма Екатерины II; - исследовать законодательные проекты и выявить их целенаправленность; - описать приемы внешней политики, повлиявших на формирование общественного мнения; - оценить личный вклад Екатерины II в укреплении веры своего народа и Европы в абсолютную монархию. - понять важность народной поддержки, которой стремилась императрица; - проследить последовательность становления общественного мнения, предшествующего формированию гражданского общества. Предметом исследования является Эпоха правления Екатерины II, а объектом политическая программа Екатерины II по становлению гражданского общества с целью укрепления абсолютной монархии. При написании работы использовались следующие методы: исторический, хронологический, описательный, системно-структурный. Новизна исследования работы заключается в изучении возникновения гражданского общества через призму укрепления монархической власти.
Содержание

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II 9 1.1. "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг. 9 1.2. Жалованная грамота городам 14 1.3. Жалованная грамота дворянству 17 ГЛАВА 2. Взаимоотношения государства и общества 23 2.1. Противоречивость просвещенного абсолютизма 23 2.2. Общественные мероприятия императрицы 25 2.3. Расширение народного образования и формирование «верноподданнических» чувств. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 СПИСОК НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37 ?
Список литературы

СПИСОК НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артемьева Т. В. Екатерининское время как "философский век". URL:http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/history/artemeva-ekaterininskoe-vremya-kak-filosofskij-vek.htm 2. Балязин В. Н. Золотой век Екатерины Великой / Второе десятилетие царствования Екатерины II (1772–1782). М. URL: http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/history/balyazin-zolotoj-vek/vtoroe-desyatiletie-carstvovaniya.htm 3. Балязин В. Н. Золотой век Екатерины Великой / Первое десятилетие царствования Екатерины II (1762–1772). М. URL: http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/history 4. Бильбасов В.А. История Екатерины II. Т. 1-2. СПБ., 1890-1891. 5. Брикнер А. История Екатерины Второй: В 2 т. Репринтное воспроизведение издания А. С. Суворина 1885 г. М., 1991. 6. Виноградов В.Н. Трудная судьба Екатерины II в историографии // Век Екатерины II: дела Балканские. Наука. М., 2000. 7. Герцен А.И. Император Александр I и В. Н. Каразин. СПб., 1906. 8. Зайцев М.А. Изучение «Жалованной грамоты городам» 1785 г в дореволюционной отечественной историографии. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-zhalovannoy-gramoty-gorodam-1785-g-v-dorevolyutsionnoy-otechestvennoy-istoriografii/viewer 9. Залевская Д.Г., Яковлев А.Ю. Развитие государственного управления в сфере книгоиздания в России (середина XVI в. - 80-е гг. XХ в.). 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-knigoizdaniya-v-rossii-seredina-xvi-v-80-e-gg-xx-v 10. Иванов П.В. К вопросу о «просвещенном абсолютизме» в России 60-х годов XVIII века // Вопр. Истоии. №5. 1950. – 85-99 с. 11. Исаев М.А. История государства и права России. М., 1999. 12. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. М., 1991. 13. Карамзин М.Н. Историческое похвальное слово Екатерине II. URL:http://dugward.ru/library/karamzin/karamzin_istoricheskoe_pohvalnoe_slovo.html 14. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.3. М.,1988. 15. Ключевский В.О. Императрица Екатерина II (1729-1796). СПб., 2006. 16. Коган Э.С. Очерки истории крепостного хозяйства. М., 1960. 17. Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762 – 1855. СПб., 1906. 18. Костомаров Н. И. Названный Дмитрий // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., Кн. 2, 1990. 19. Любавский М. К. История царствования Екатерины. URL: http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/history/lyubavskij-istoriya-carstvovaniya-ekateriny/index.htm 20. Мавродин В. В. Рождение новой России. Л., 1988. 21. Мавродин В.В. Крестьянская война в России в 1773–1775 годах. Восстание Пугачева. Л., 1961. Т. 1. 22. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во второй половине ХVIII в. М., 1962. 23. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. M., 1995. Т 3. 24. Мордовцев Д.Л. Русские исторические женщины. СПб., 1902. 25. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: просвещенный абсолютизм в России. М., 1993. 26. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М. 1999. 27. Панин В.Н. Чтения в Обществе истории и древностях Российских. 1867. 28. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ // Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб., 1999. 29. Плошинский Л.О. Городское или среднее состояние русского народа, в его историческом развитии от начала Руси до новейших времен. СПб., 1852. 30. Поленов Д.В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового Уложения. СПб.,1869. Ч. 1. 31. Проскурина В. Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006. 32. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Минск, 2006. 33. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от нач. XVIII в до отмены крепостного права. СПб., 1879. 34. Садикова Д.Р. Характеристика просвещенного абсолютизма Екатерины II в советской и современной отечественной историографии. М., 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-prosveschennogo-absolyutizma-ekateriny-ii-v-sovetskoyi-sovremennoy-otechestvennoy-istoriografii/viewer 35. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. 4. М., 1960. 36. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 5. 1989. 37. Степанова И.А. Правовое просвещение в России в XVIII в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-prosveschenie-v-rossii-v-hviii-v/viewer 38. Стешко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. в 2 т. Т.1. М., 2003. 39. Троицкий С.М. Россия в ХVIII в. М., 1982. 40. Усенко О. Г. Психология социального протеста в России XVII-XVIII веков. Часть 3. Тверь: ТвГУ, 2004. 41. Черепнин Л.В. Основные этапы развития феодализма в России. М.,1998. 42. Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003. 43. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. М., 1997. 44. Чистяков О.И. Отечественное законодательство XI-XXвв. М., 1983. 45. Чистяков О.И., Мартысевич И.Д. История государства и права СССР. Ч.I., М., 1985. 46. Штранге М.М. Русское общество и французская революция 1789-1994 гг. М., 1956. 47. Эйдельман Н.А. Знание сила. М., 1984. № 1. С.19-37. 48. Юшков С.В. История государства и права СССР: в 2ч. Ч.I. М., 1947. 49. Яблочков М. История дворянского сословия в России. СПб., 2005. Анкудинова Елена Последняя женщина на российском престоле. URL: http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/history/ankudinova-poslednyaya-zhenschina-na-prestole.htm
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II 1.1. "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг. Первые годы правления были трудным временем для Екатерины II. Она старалась завоевать доверие сановников, служивших при Елизавете Петровне, и одновременно поддерживала молодых соратников, еще не имеющих управленческого опыта. Екатерина сильно изменила политическую программу своих предшественников Елизаветы и Петра II. Политика императрицы отличалась гуманностью и благосклонностью к дворянству, благодаря которым ей удалось укрепить свой авторитет. Одним из важнейших законодательных проектов Екатерины II стал «Наказ». Работу над ним императрица начала в 1765 г на французском языке. В течение полутора лет Екатерина II дополняла и изменяла переведенный на русский язык текст «Наказа», и к маю 1766 г он состоял полутора десятков глав и более 400 статей. К лету того же года по советам графа Орлова и высших церковных иерархов М. И. Воронцова, В. Г. Баскакова, А. П. Сумарокова, Екатерина внесла поправки и завершила свой труд. Окончательный официальный вариант Наказа Уложенной комиссии составил 20 глав и 526 статей. Наказ для Уложенной комиссии был воплощением одной из идей просвещенного абсолютизма Екатерины II. Основные идеи и формулировки императрица заимствовала из произведений Ш. Монтескьё (“О духе законов ”) и Ч. Беккариа (“О преступлениях и наказаниях ”), однако вложила в этот труд немало сил и времени. Она писала: «Два года я читала и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственному уму и сердцу своему с ревностным желанием пользы, чести и счастия империи, и чтоб довесть до высшей степени багополучия всякого» . Однако, перед вступлением в силу, законопроект Екатерины поддался обсуждению более чем 500 депутатов различных сословий, составивших Уложенную комиссию, которая проработала 7 лет. Императрица позволила открыто обсуждать свой проект, претерпела всю критику. Соловьев так описывал обсуждение «Наказа»: «Когда депутаты съехались в Москву, императрица, находясь в Коломенском дворце, назначила разных персон вельми разномыслящих, дабы выслушать заготовленный “Наказ”. Тут при каждой статье родились прения. Императрица дала им чернить и вымарать все, что хотели. Они более половины из того, что написано было ею, помарали, и остался “Наказ”, яко оный напечатан» . Одной из первых обязанностей депутатов было изучить нужды населения своего региона, и представить в Комиссию в качестве депутатских “наказов” для чтения и обсуждения. Всего было представлено 1500 депутатских «наказов», основными из которых были составлены представителями крестьян. Наказ для Уложенной комиссии состоит из нескольких основных идей: 1) О России, самодержавном государе, государственной власти и управлении Прежде чем излагать идеи и мысли западных философов в закон для русского народа, Екатерина II задумалась над тем, подойдут ли европейские выводы России, и однозначно пришла к положительному решению. Екатерина II считала самодержавную монархию единственной подходящей формой правления для России, ведь только соединенная в одном человеке власть, по ее мнению, может действовать, сходно с пространством столь великого государства. «Всякое другое правление, - писала императрица, - не только было бы России вредно, но и вконец разорительно». «Государь есть источник всякой государственной и гражданской власти» . 2) О гражданах, их “вольностях” и отношении к законам Весь свой народ Екатерина II называла «гражданами» и считала, что перед законом должно быть равенство каждого, не зависимо от сословия, званий и состоятельности. Однако императрица подчеркивала, что не могут быть равны два человека, если одному из них законом представлено быть начальником перед другим. Об этом она писала в XX, «разъясняющей» главе «Наказа». Здесь же Екатерина II стремится определить меру свободы граждан: «вольность есть право все то делать, что законы дозволяют и, ежели бы какой гражданин мог делать законами запрещаемое, там бы уже больше вольности не было; ибо и другие имели бы равным образом сию власть ». Императрица очень аккуратно пыталась ограничить рабовладельческий строй в России, но не допустить такой вольности граждан, которая могла бы пошатнуть самодержавную власть. Бунт Емельяна Пугачева позволяет нам утверждать, что Екатерина не справилась с этой задачей. В 252 ст. «Наказа», Екатерина II впервые использует термин «гражданское общество», который, однако, устанавливает порядок правления и повиновения. При этом, в 512 ст. стоит отметить первые признаки появления правового государства: «власть должна действовать с учетом пределов, ею же самой себе положенными ». 3) О преступлениях и наказаниях
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 40 страниц
600 руб.
Курсовая работа, История, 56 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg