Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
1.1. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов
Развитие личных психологических качеств, индивидуальных физических качеств и укрепление здоровья является ведущими мотивами выбора спортивной деятельности.
Изучение своеобразных основ двигательных действий, в которых реализуются как индивидуальные, так и адаптивные возможности спортсмена, где скорость реализации зависит от личностных особенностей человека, является особенностью спортивной деятельности [19].
Как в тренировочном процессе, так и в соревновательный период для того, чтобы выполняемые действия спортсменов стали устойчивыми образованиями они должны сформироваться в систему навыков [6].
В процессе совершенствования навыка, действия выполняемые под контролем сознания, в большинстве случаев, в последующем, доходят до стадии автоматизма.
Психические состояния, могут влиять на качество выполнения таких действий, как например состоящих из комплекса двигательных актов, и зависящие от личных качеств, занимающихся [7].
Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей являются эмоциями.
Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если деятельность успешна, относительно мотива деятельности, образуются положительные эмоции. Соответственно, когда деятельность неуспешна — отрицательные эмоции [20].
Эмоции, в основном, выражаются к непосредственным ситуациям, которые образовались в процессе жизнедеятельности. Эмоции возможны без действия актуальной ситуации их образования; в этом ключе эмоции являются ориентирами деятельности [19].
Как и в любом виде деятельности, в спортивной работе присутствуют положительные эмоций, так и отрицательные, деструктивные эмоции.
Систематические занятия избранным видом спорта предполагают влияние на эмоциональную составляющую занимающегося: эмоциональную устойчивость, волевые качества, личную агрессивность.
1) Показателем эмоциональной устойчивости служит оценка адекватности восприятие окружающей обстановки: характер анализа, оценки, принятие решений, в той или иной ситуации, для достижения поставленной цели, в создавшейся ситуации конкретным индивидом [3].
Выраженностью степени эмоциональной устойчивости являются эмоции и эмоциональные реакции.
Эмоциональная устойчивость это:
А) Личное качество, обусловленное ценностными ориентациями, выражающееся в способности противостоять эмоциональной напряженности, посредствам мотивации к преодолению последствий психогенных воздействий [5].
Б) Способность к поддержанию эффективной деятельности в условиях воздействий внешней и внутренней среды, обусловленных эмоциогенными факторами и сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов.
В) Выражается в том, что она в определенные важные моменты спортивной деятельности достигает наивысшей степени интенсивности, характеризуясь при этом стабильностью определенных качественных особенностей и имея устойчивую направленность на решение спортивных задач.
Эмоциональная напряженность:
А) Характеризуется состоянием резкого понижения устойчивости психических и психомоторных процессов. При этом происходят сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения деятельности [12].
Б) Приводит к сенсорным нарушениям, отличающимся снижением внимания, точности восприятия и двигательных возможностей [26].
В) Величина не постоянная. Она изменяется в зависимости от качества взаимодействия с внешней и внутренней средой. Достаточная профессиональная и специальная психологическая подготовка, приспособление к вероятным эмоциогенным факторам, чувство уверенности в своих силах при хорошей подготовленности и адекватной, соразмерной возможностям занимающегося, мотивации ведет развитию эмоционального интеллекта, следственно, к снижению эмоционального напряжения [10].
Эмоционально-интеллектуальные нарушения приводят к утрате способностей обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Ослабление контроля над интеллектуальными процессами приводит к снижению критичности оценки своих действий, затрудняют мыслительные операций [7].
И в таком состоянии спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам.
Кроме вышеизложенного, большинство авторов, ведущих исслед