Глава 1. Теоретические основы эффективного способа развития зрительной памяти младших школьников на основе электронного пособия
1.1 Характеристика понятия "Память"
Существует большое количество значения слова память: историческое, психологическое, педагогическое. Но мы рассмотрим данное понятие с психологической точки зрения.Такие определения даются в одном из самых известных словарей - Сергея Ивановича Ожегова. "Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта". "Память - то, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему)". "Память - то же, что воспоминание о ком-нибудь или о чём-нибудь". [цит. по 4, с. 981]. Также рассмотрим определения известных психологов. Вот такое значение термина выделяет Р.С. Немов: "память - познавательный психологический процесс, включающий запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации". Также данное понятие рассматривает И.В. Дубровина: "память - процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или
узнавания того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал."Понятие память трактуется по-разному, поэтому следует рассмотреть каждое из них. Мы можем выделить в данных определениях как сходства, так и различия. Сходства заключаются в том, что вся информация и события сохраняются и находятся в сознании человека. Также все значения говорят о воспоминаниях, которые приносят как положительное, так и отрицательное воздействие. Главное различие заключается в том, что данное понятие рассматривается с разных точек зрения и сторон, вследствие чего возникают противоречия в этих определениях. Поэтому можно сделать вывод о том, что определение, которое даёт нам Р.С. Немов представлено наиболее чётко и полно, а значит в данной работе мы будем опираться именно на него.
Итак, мы можем сказать, что память - это неотъемлемая часть жизни каждого человека, ведь она связывает прошлое с настоящим и будущим, является важнейшим процессом любой деятельности.
Способность запоминания информации - это достаточно трудоёмкий процесс, поэтому существует большое разнообразие видов памяти. Каждому человеку было бы интересно разобраться у себя в голове. Поэтому следует рассмотреть виды память на основе 2 классификаций. Такие известные психологи как: Р.С. Немов и А.А. Смирнов рассматривают лишь малую часть видов памяти: словесную, двигательную, слуховую, логическую, механическую, образную. А вот О.А. Булгаков не только рассматривает виды памяти, но и структурирует их: по содержанию - эмоциональная, двигательная, словесная, образная; по времени хранения - долговременная, кратковременная, по ведущему анализатору - зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу запоминания - механическая, логическая. Их отличие состоит в том, что О.А. Булгаков систематизирует огромное количество видов памяти, чтобы человеку было легко в них разбираться, при этом ученый даёт краткую характеристику каждому виду.Таким образом, классификация О.А. Булгакова является более удобной и усовершенствованной. В данной работе мы обратим особое внимание именно на неё. Нам следует рассмотреть основные характеристики каждого вида памяти: двигательная - это самый распространённый тип, потому как он присутствует у всех людей с первых месяцев их появления на свет. Он подразумевает под собой запоминание и воспроизведение различных движений. Эмоциональная - один из наиболее интересных видов, так как заключается в памяти на пережитые чувства. Имеет очень важное значение в жизни человека, поскольку служит для воспроизведения не только положительных, но и отрицательных эмоций в определённых условиях деятельности. Образная- подразумевает под собой память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи и многое другое. Словесная - вид памяти, который присущ только человеку, заключается в запоминании, сохранении, а в дальнейшем и воспроизведении различных мыслей, формулировок, понятий. Кратковременная - подразумевает под собой такой вид памяти, который способствует запоминанию различной информации, будь она важной или нет, на короткий промежуток времени. Обычно данные сохраняются только около одной минуты. Долговременная - самый интересный вид памяти, так как присущ не всем людям. Всё это исходит от того, что не каждый человек способен сохранять информацию на протяжении неограниченного промежутка времени. Зрительная - один из наиболее интересных видов памяти. Поскольку подразумевает под собой воспроизведение и сохранение различных зрительных образов. Слуховая - служит для точного воспроизведения различных видов звука. Обонятельная, осязательная и вкусовая - данные виды памяти направлены на одну и туже цель человеческого организма, удовлетворение биологический потребностей, самосохранение своей жизни и предоставление себе безопасности в чрезвычайных ситуациях. Логическая - направлен на изучение самого смысла изучаемой информации, с помощью использования рациональных способов заучивания. Механическая - подразумевает под собой запоминание того или иного материала, сообщения, данных в той форме, в которой он предоставлен изначально. То есть люди запоминают информацию без её осмысления.
Таблица №1. Виды памяти.