Глава 1. Общая характеристика международно-правовой охраны
1.1. Охрана окружающей среды – глобальная проблема современности
В 1960-х и 1970-х годах многие ученые отмечают, что проблемы в области экологии приобрели глобальный характер из-за большого количества экологических изменений, вызывающих глобальную обеспокоенность.
Вторая половина ХХ и начало ХХI века. вошли в историю человечества на Земле не только с большим успехом в науке и технике, но и с такими негативными явлениями, как возникновение новых экономических кризисов, рост национальных вооруженных конфликтов, а также постепенное противостояние государств на местах энергоресурсов, экологические катастрофы. Среди этих рисков наиболее значительными были экологические проблемы. Мир сталкивается с серьезными ограничениями на самом базовом уровне, к примеру, нехватка воды, продовольствия и энергии.
В течение последнего десятилетия росли общие опасения, касающиеся экологических рисков. Впервые в десятилетней истории исследования глобальных рисков эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) определили экологическим угрозам все позиции в пятёрке крупнейших рисков по вероятности возникновения и три позиции — в пятёрке крупнейших рисков по степени воздействия. К ним относятся: погодные катаклизмы, провал в борьбе с изменением климата (включая сдерживание и адаптацию), стихийные бедствия, сокращение биоразнообразия, антропогенные экологические катастрофы. Три из них - провал в борьбе с изменением климата, сокращение биоразнообразия и погодные катаклизмы - также входят в пятёрку рисков с наиболее негативными последствиями наряду с оружием массового уничтожения и кризисами водоснабжения .
В 1886 году немецкий ученый Эрнст Геккель ввел термин «экология», который относился к среде, окружающей человека. В те годы человечество не очень беспокоило состояние сохранности природных объектов.
В короткий исторический период человек смог перейти от использования мускульной силы к энергоблокам. Именно энергетические производства наносят основной ущерб как природе, так и среде обитания человека. С продуктами сгорания органического топлива в атмосферу поступает до 6 млрд. тонн углекислого газа, что нарушает радиационный баланс атмосферы. Общественность большинства стран обеспокоена отсутствием баланса в мировом использовании природных ресурсов . Объективная тенденция глобализации экономики способствовала разрушению экономики в результате экологических и социальных событий.
Существование и качество жизни человека во многом зависят от природы, которая дает людям воздух, пресную воду и почву. Природа регулирует климат, обеспечивает опыление растений и защиту от вредителей, сводит к минимуму последствия стихийных бедствий. По всему миру каждый день люди потребляют продуктов питания, энергии и сырья больше, чем когда-либо, что приводит к чрезмерной эксплуатации ресурсов животного и растительного мира и истощению возможностей природы по обеспечению людей природными ресурсами в будущем.
Взрывной рост мировой торговли, рост потребления, рост населения, быстрая урбанизация - главные процессы, которые изменили мир за последние 50 лет. Они разрушают и истощают природу. Эксплуатация природных ресурсов происходит в огромных масштабах. Лишь в немногих странах сохранились экосистемы, не затронутые деятельностью человека.
Глобальный индекс живой планеты показывает сокращение популяции млекопитающих, птиц, земноводных, рептилий и рыб в период с 1970 по 2016 год в среднем на 68%. Изменения в популяциях видов важны как индикатор целостного здоровья экосистемы. При оценке биоразнообразия, то есть разнообразия различных живых организмов, необходимо учитывать комплекс факторов, и не существует единого критерия, который позволил бы оценить все изменения в сложных природных системах. Подавляющее большинство показателей указывают на сокращение численности живых организмов в последние десятилетия.
После промышленной революции люди вносят свой вклад в уничтожение лесов, водно-болотных угодий и других важных экосистем, угрожая благополучию всего человечества. Семьдесят пять процентов земной поверхности безо льда уже претерпели значительные изменения, воды большинства океанов загрязнены, и более 85% водно-болотных угодий будут потеряны.
Биоразнообразие наземных экосистем сокращается за последние несколько десятилетий в основном из-за изменений в землепользовании, особенно из-за перевода нетронутых природных местообитаний в земли сельскохозяйственного назначения, а в океанах осуществляется «перевылов» рыбы. В общей сложности, изменение климата до настоящего времени не оказывало существенного влияния на сокращение биоразнообразия, все-таки по прогнозам, в ближайшие десятилетия климатические факторы могут стать решающими.
Сокращение биоразнообразия – не только экологическая проблема, но и проблема для развития, экономики, глобальной безопасности, этики, морали и самосохранения. Биоразнообразие занимает ключевую роль в обеспечении человека продовольствием, водой, энергией, материалами, лекарственными средствами и различными генетическими ресурсами, а также в регулировании климата, качества воды, уровня загрязнений, опыления, угрозы наводнений и штормовых волн. Природа – это основа всех, в том числе нематериальных, аспектов здоровья человека: вдохновения и познания, физического и психологического опыта и нашей идентичности – ключевых составляющих качества жизни и культурной самобытности.
Значительное сокращение численности популяций наблюдаются в тропических регионах. Например, ИЖП тропических субрегионов Центральной и Южной Америки снизился на 94%. Данный показатель самый худший показатель во всем мире. Основными причинами снижения – перевод лугов, саванн, лесов и водно-болотных угодий в земли сельскохозяйственного назначения, чрезмерная эксплуатация видов, изменение климата и распространение инвазивных видов.
Биоразнообразие пресноводных экосистем сокращается быстрее, чем биоразнообразие океанов и лесов. Почти 90% водно-болотных угодий мира были полностью утрачены с начала 18 века; а недавнее глобальное картирование показало, насколько серьезно деятельность человека изменила реки на протяжении миллионов километров. Эти изменения оказали огромное влияние на пресноводное биоразнообразие и, согласно данным мониторинга некоторых видов, быстро сокращаются.
Наибольшее сокращение численности наблюдается у пресноводных, земноводных, рептилий и рыб. Важно отметить, что пострадали все регионы, особенно Латинская Америка и Карибский бассейн.
Еще одна важная составляющая окружающей среды - почва. Почва является самым богатым резервуаром видов на Земле: до 90% живых организмов наземных экосистем, включая некоторых насекомых-опылителей проводят часть своего жизненного цикла под землей. Почва создает невероятное количество вариантов местообитаний для множества разных почвенных организмов, составляющих основу жизни на Земле. Наземные экосистемы не в состоянии существовать без почвенного биоразнообразия. В настоящее время установлено, что над- и подземное биоразнообразие находятся в постоянном взаимодействии, и более глубокое понимание этой связи поможет точнее просчитать последствия изменения и сокращения биоразнообразия.
В Западной Европе и Северной Америке мониторинг и долгосрочные исследования показывают невероятно быстрое сокращение количества и распространения насекомых. Учитывая, что интенсивное сельское хозяйство в Западной Европе и Северной Америке развилось раньше, чем в других частях мира, есть основания полагать, что ситуация с сокращением численности насекомых будет развиваться по аналогичному пути во всем мире, если не снизится антропогенное давление и не изменится система землепользования.
Растения являются структурной и экологической основой большей части наземных экосистем и обеспечивают жизнь на Земле. Уменьшение разнообразия растений угрожает существованию не только самих растений и их экосистем, но и бесценных услуг, которые они оказывают человечеству и планете.
Риск исчезновения растений сопоставим с риском исчезновения млекопитающих и выше, чем такой же риск для птиц. Количество зарегистрированных вымерших растений вдвое превышает количество млекопитающих, птиц и земноводных. Кроме того, анализ образцов тысяч видов, представляющих глобальное таксономическое и географическое разнообразие растений, показал, что каждый пятый (22%) находится под угрозой исчезновения, особенно в тропических районах.
Сегодня каждый пятый вид диких животных находится на грани исчезновения только благодаря изменению климата, несмотря на активные усилия по смягчению его последствий. В то же время наиболее быстрое сокращение численности прогнозируется в очагах биоразнообразия.
Если 30 лет назад влияние изменения климата на дикую природу было незначительным, то сегодня же ситуация кардинально изменилась. Некоторые животные в меньшей степени страдают от изменения климата (например, глубоководная рыба), другие (например, арктические и тундровые виды) уже почувствовали на себе последствия этого изменения.
В этой ситуации остро стоит глобальная проблема с необходимостью правового регулирования охраны окружающей среды на международном и национальном уровне путем разработки и принятия обязательных законодательных актов.
Признание права человека на здоровую окружающую среду стало конституционной нормой во многих государствах. Растет число стран, в которых национальное законодательство предусматривает правовую охрану окружающей среды и ответственность за экологические нарушения.
Глобальная экологическая проблема требует тесного сотрудничества между государствами и международными организациями в разработке международных стандартов в этой области, их внедрении государствами, координации государственной деятельности в этой области агентствами ООН, региональными организациями, а также в создании Международной организации по охране окружающей среды. Управленческие полномочия, обязательные для исполнения государствами .
Еще один важный вопрос в этой сфере - повсеместное совершенствование экологического образования не только для тех, кто решает экологические вопросы, но и для всех граждан. Осведомленность общественности о необходимости защиты окружающей среды требует приобретения знаний по широкому кругу экологических проблем. Растет экологическая активность населения, создаются неправительственные организации по охране природных объектов, общественность активно участвует в экологическом мониторинге, а международно-правовые нормы предусматривают его право обращаться в судебные органы по этим вопросам, к примеру, Орхусская конвенция.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и, следовательно, право на своевременную и достоверную информацию об окружающей среде и на компенсацию в связи с экологическим правонарушением в соответствии со строгими стандартами международного права.
Современное развитие возможно по двум направлениям таким как спасение экологического благосостояния планеты с остановкой экономической составляющей или же яркая жизнь «суперпотребителя» до полного истощения природных ресурсов. Поиски сбалансированного сосуществования природы и общества рассматриваются в науке, называемой «зеленой» экономикой, в основе которой лежат постулаты концепции устойчивого развития.
Ответственность за экологическое состояние становится неотъемлемой частью социального портрета общества. Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и социальными последствиями демонстрирует взаимосвязанность триады элементов устойчивого развития и подтверждает направление программы действий, выраженной в документе «Будущее, которого мы хотим».
Тенденции глобальных экологических проблем во многом свидетельствуют о неэффективности комплекса международных программ в области охраны природы, что свидетельствует о низкой экологической грамотности населения. Комплексное решение должно не только сочетать инновационные пути развития технологий и технологий, механизмы реализации рационального природопользования, экологического мониторинга и безопасности, но и содержать объективно необходимую основу экологического образования и культуры.
1.2. Объекты и принципы международно-правовой охраны окружающей среды
Вся планета Земля и вселенная, близкая к Земле, являются предметом международно-правового регулирования охраны окружающей среды и заботы о природе. При этом этой охране подлежат отдельные компоненты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, флору и фауну, недра и уникальные природные комплексы.
В системе регулирования, защиты и использования можно выделить несколько категорий объектов: международные природные ресурсы, расположенные за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктида, морское дно за континентальным шельфом, космос), природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя и более государств (приграничные реки, озера, приграничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов), национальные природные объекты и ресурсы.
В силу своей универсальности и императивности принципы современного международного права общепризнаны в качестве основы для регулирования международных экологических отношений. Им должны соответствовать все отраслевые принципы международного экологического права.
Соблюдение основных общепризнанных принципов международного права является основой эффективного международного экологического права. Роль и значение этих принципов возрастает в связи с проблемой перенесения загрязнений за пределы территории одного государства на большие расстояния.
Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основных принципов международного экологического права. Это основа практически всех действующих международно-правовых актов, развивающихся в этой сфере. Этот принцип закреплен в Конвенции о сохранении южной части Тихого океана 1976 г., Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1976 г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.
В Декларации Стокгольмской конференции по окружающей человека среде 1972 года говорится, что этот принцип выглядит следующим образом (Принцип 24):"Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств".
Принцип 7, принятый на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. Декларации по окружающей среде и развитию гласит: "Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. С учетом того, что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, они несут общие, но дифференцированные по своей степени обязанности. Развитые страны признают ответственность, которая лежит на них в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития, с учетом того бремени, которое налагают их общества на окружающую среду планеты, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают".
В последние годы доктрина международного экологического права начала рассматривать общие природные ресурсы с точки зрения концепции экологического пространственного планирования, которое является важным дополнительным резервом универсальных, региональных, субрегиональных, национальных и двусторонних средств и методов борьбы против экологических трудностей. Создание, принятие и применение основных регулятивных ресурсов в области управления районной экологической политикой в различных государствах, относящихся к соответствующей экологической сфере, должны основываться на единых (модельных) принципах. Правовые средства регионального экологического планирования, экологического мониторинга и экологической экспертизы должны быть общими для всех государств соответствующего экологического региона, а законодательные акты, принятые в государствах, принадлежащих к одному экологическому региону, должны быть максимально согласованы .
Те же позиции в принципе придерживаются и в российском природоохранном законодательстве, которое в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в статье 7 п. 11 и п.9 ст. 16 при условии, что размещение национальных природных заповедников и национальных парков «на территории двух и более основных субъектов РФ не может быть основанием для нарушения« их »территориальной целостности или изменения их статуса»; ограниченное пространство и ресурсов биосферы; объявление или перспектива объявления отдельных уникальных природных объектов частью всемирного наследия.
Без сотрудничества, основанного на защите собственных интересов в этой сфере, обычно не обойтись. В таком случае национальные фонды могут быть ограничены только в исключительных случаях. Независимо от того, насколько совершенным является национальное регулирующее законодательство и практические меры по охране окружающей среды, благодаря единству земной биосферы они могут играть роль в обеспечении экологической безопасности только в том случае, если аналогичные правила и меры будут приняты всеми странами ЕС одновременно. мир или, в исключительных случаях, хотя бы соседний. По этой причине важность и необходимость международного сотрудничества возрастают .
В зависимости от конкретных проблем сотрудничество в области окружающей среды можно отнести к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества между государствами. Если в то же время сотрудничество по политическим вопросам направлено в первую очередь на создание благоприятных международных условий, ведущих к решению проблемы защиты окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой сфере приводит к разработке и принятию международно-правовых принципов и стандартов, которые : определение правовой природы и состояния окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, целей деятельности в области охраны окружающей среды и международного сотрудничества в этой сфере, укрепления международного правопорядка, а также постепенного развития и кодификации. международного экологического права.
Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на основе и в строгом соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества. Идея сотрудничества между государствами пронизывает Устав ООН от начала до конца. Статья 1 Устава ООН, в которой излагаются цели организации, основной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, гласит, что Организация Объединенных Наций должна быть "центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей".
Развивая эти положения Устава, Декларация о принципах международного права, которые касаются дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. определяет содержание принципа сотрудничества следующим образом:
- государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, установления всеобщего уважения и обеспечения прав и основных свобод человека;
- сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;
- государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Другими словами, Устав ООН декларирует не всякое сотрудничество как обязательство, а только то, что в первую очередь соответствует задачам миротворчества и международной безопасности. Что касается конкретных видов сотрудничества, то оно должно осуществляться в соответствии с принципами суверенного равенства государств и невмешательства в вопросы, которые в принципе входят в их внутреннюю компетенцию . Такой подход к оценке принципа международного сотрудничества в настоящее время требует определенных корректировок, по крайней мере, в отношении защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Для решения экологических проблем и развития государство решило создать новую форму партнерства. Эта форма отношений обязывает все государства вести непрерывный и конструктивный диалог, движимый необходимостью создания более эффективной и справедливой глобальной экономики, учитывая растущую взаимозависимость сообщества наций и тот факт, что устойчивое развитие должно быть приоритетом повестка дня международного сообщества. Для успеха этих новых партнерских отношений важно преодолеть дух конфронтации и стремиться создать атмосферу реального сотрудничества и солидарности. Также важно укреплять национальную и международную политику и многостороннее сотрудничество, чтобы адаптироваться к новой реальности.
Специальные принципы международного экологического права как таковые носят общий характер и не могут отличаться от государства к государству (или группы государств), от региона к региону.
Международные конференции по экологическим вопросам играют важную роль в формировании международного экологического права в целом и его принципов. Первым таким международным форумом была Конференция ООН по окружающей человека среде, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 году. Второй форум, Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоялся в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Обе конференции завершились принятием так называемых Деклараций принципов: Стокгольмская конференция - Декларация по окружающей человека среде и Конференция в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию .
На сегодняшний день специальные принципы международного экологического права наиболее полно неофициально отражены в проекте международного договора, получившего название "Проект Международного пакта по окружающей среде и развитию», разработанном специалистами МСОП в 1995 году. Данный документ провел впервые четкий раздел между принципами-идеями и принципами-нормами, выделяя среди последних девять следующих принципов : обеспечение соблюдения конституционных экологических прав человека; недопустимость нанесения трансграничного ущерба окружающей среде; экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов; предосторожность, или предосторожный подход; недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды; защита экологических систем Мирового океана; запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; обеспечение экологической безопасности; международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде.
Особенности происходящего процесса формирования международного экологического права должны объяснить тот факт, что специальные принципы в этой сфере нельзя считать окончательно оформленными. По этой причине вполне вероятно, что в ближайшем будущем появятся новые правовые принципы действий.
Принцип обеспечения соблюдения конституционных экологических прав человека не имеет прямого действия и зависит от того, какие конкретные экологические права человека закреплены в конституциях и конституционных актах государств. Следовательно, этот принцип, зависящий от государства, следует интерпретировать следующим образом: «Соблюдайте то, что ваша конституция и конституционные законы предусматривают в отношении экологических прав человека». Формулировка этого права не отличается единообразием, как и различные способы его обеспечения. В некоторых случаях сами институты содержат конкретные экологические гарантии. В других странах эти гарантии сочетаются с иными основными правами. В-третьих, предусматривает применение основных прав в интересах защиты окружающей среды. Четвертая конституционная группа объединяет основы экологической политики государственных учреждений и министерств с защитой окружающей человека природной среды.
Сегодня мировое сообщество достигло консенсуса по четырем типам экологических прав: права на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Наряду с этими экологическими правами в правовой доктрине принято различать так называемые другие экологические права: право на здоровье, право на доступ к питьевой воде, право собственности на природные ресурсы.