ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - это часть финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Он выступает составной частью финансовой системы государства. На данном рынке в обращении участвуют ценные бумаги – особые финансовые инструменты.
Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и .т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода. Капитал, вложенный в ценные бумаги, называется фондовым (фиктивным). Ценные бумаги - это особый товар, который обращается на рынке, и отражает имущественные отношения. Пенные бумаги можно покупать, продавать, переуступать; закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но в отличие от денег они не могут, выступать в качестве всеобщего эквивалента.
Финансовый рынок – структура, с помощью которой в условиях рыночной экономики создается возможность заимствований, купли-продажи ценных бумаг, инвестиционных товаров, таких как драгоценные металлы.
По структуре финансовый рынок страны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков (рис 1.).
1. Рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков, …)
2. Рынок ссудного капитала – банковских кредитов.
3. Рынок ценных бумаг.
Взаимопроникновение рынка ценных бумаг и денежного рыка означает, с одной стороны, что деньги как средство платежа могут выступать в виде ценных бумаг (векселя, чеки), с другой стороны, некоторые ценные бумаги могут играть роль платежных средств.
Взаимопроникновение рынка ценных бумаг и рынка капитала означает, что, с одной стороны, капитал как средство сбережения и инвестирования может иметь вид ценных бумаг (акции, облигации), с другой стороны, некоторые ценные бумаги выполняют функции капитала.
Рис. 1 – Рынок ценных бумаг в системе финансового рынка
Функции РЦБ:
• Обеспечение притока инвестиций в экономике;
• Формирование необходимых условий для трансформации сбережений в инвестиции;
• Перераспределение финансовых ресурсов между отраслями и регионами;
• Централизация и концентрация капиталов;
• Информационная.
Рынок ценных бумаг имеет следующие основные характеристики:
1. Объект и объем рынка. Объектом рынка ценных бумаг выступают ценные бумаги. Объем рынка ценных бумаг составляют ценные бумаги во всем разнообразии видов, и множество операций с ними. Поэтому рынок ценных бумаг имеет значительный объем, превышающий объем рынка реальных товаров.
2. Способ образования рынка. Ценные бумаги выпускаются в обращение путем эмиссии, либо в результате договорных отношений двух или нескольких участников. В любом случае, выпуск ценных бумаг не требует финансовых, трудовых, материальных и временных затрат.
3. Значимость процесса обращения. Ценные бумаги существуют и выполняют свои функции только в процессе обращения, то есть при переходе в результате купли-продажи от одного владельца к другому. Чем длиннее процесс обращения, чем больше число стадий, тем лучше качество ценных бумаг.
?
1.2 Инфраструктура рынка и его основные институты
Инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:
а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
б) регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют эти субъекты по разным критериям.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка: 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и др. формы организационного не биржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); 6) информационные технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; 9) торговые палаты, другие общ., добровольные и гос. объединения (ассоциации) деловых кругов; 10) таможенная система; 11) профсоюзы работающих по найму; 12) коммерческо-выставочные комплексы; 13) система высшего и среднего экон. образования; 14) аудиторские компании (аудит – комплексная ревизия финансово-хоз. деятельности фирмы, которая позволяет определить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса); 15) консультативные (консалтинговые) компании (работа специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса; 16) общественные и гос. фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; 17) спец. зоны свободного предпринимательства
К институтам рынка ценных бумаг (если понимать понятие «институт» узком смысле слова) относятся брокерские и дилерские фирмы, управляющие компании, расчетные (клиринговые) палаты, специализированные депозитарии, спешиализированные регистраторы, фондовые биржи, внебиржевые торговые площадки, а также инвестиционные фонды и регулирующие данный рынок организации. Институты рынка ценных бумаг, за исключением инвестиционных фондов и регулирующих органов, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг считаются юридические и физические лица (зарегистрированные как индивидуальные предприниматели). которые занимаются оказанием различного рода услуг экономическим субъектам, действующим на рынке ценных бумаг.
Самостоятельные брокеры и брокерские фирмы.
Брокеры могут действовать по одному из двух видов договоров с клиентами: договору поручения и договору комиссии. При заключении договора поручения брокер заключает сделку по купле-продаже ценных бумаг от имени и за счет клиента. Таким образом, стороной сделки является сам клиент, а брокер является его поверенным. По договору комиссии брокер покупает и продает ценные бумаги от своего имени, но за счет средств клиента и выступает в качестве комиссионера. При этом, если сделка заключена на более выгодных условиях чем предусматривал клиент, то дополнительная выгода делится между брокером и клиентом. Порядок распределения дополнительной выгоды и пропорция этого распределения устанавливается в договоре о брокерском обслуживании. Если же брокер заключил сделку на худших условиях по сравнению с указанными клиентом в торговом поручении, то брокер должен или доказать, что у него не было возможности совершить сделку на оговоренных условиях, или убедить, клиента, что таким образом он предотвратил убытки, или возместить клиенту разницу. Клиент в установленное время лолжен заявить о своем несогласии принять сделку, если он этого не сделает, то сделка будет считаться принятой. В любом случае, выполнив торговое поручение, брокер должен сообщить о его выполнении клиенту. Поручения выполняются в порядке их поступления брокеру. Брокеры могут также заниматься дилерской деятельностью. В этом случае сделки по поручениям клиентов должны исполняться в приоритетном порядке.
Брокеры выполняют, помимо выполнения поручений клиентов по купле-продаже ценных бумаг, следующие основные функции:
1 оформляют сделку
2 отслеживают переоформление права собственности на ценные бумаги
3 получают доходы по ценным бумагам (курсовую разницу, дивиденды, проценты или дисконт), принадлежащих клиентам и перечисляют их последним
4 производят учет ценных бумаг, принадлежащих клиентам
5 консультируют клиентов
6 выпускают аналитические обзоры развития рынка ценных бумаг и т.д.
Брокеры хранят ценные бумаги своих клиентов на счете-депо в специализированном депозитарии на имени брокера, который считается номинальным держателем (поэтому брокеры и занимаются учетом прав своих клиентов на ценные бумаги).
Обычно брокерские фирмы устанавливают минимальный размер средств на счете клиента, которым имеет право пользоваться брокер. При классическом брокерском обслуживании минимальный размер средств равен нескольким десяткам тысяч рублей, хотя в последнее время некоторые брокеры, чтобы привлечь клиентов, в том числе мелких, снижают его в несколько раз.
Клиенты могут получить у брокеров маржинальный кредит. Маржинальный кредит представляет собой предоставление клиентам для совершения сделок денежных средств или ценных бумаг под залог принадлежащих клиенту активов). Денежные средства предоставляются со счета брокера, а ценные бумаги счета-депо. Внутридневной со маржинальный кредит является бесплатным, а за маржинальный кредит, превышающий по своему сроку торговый день, брокер взимает проценты. Кредит выдается определенном соотношении с собственными активами клиента. Это соотношение называется кредитным плечом. По российскому законодательству максимальный размер кредитного плеча составляет 1 : 3, то есть на каждый рубль клиента брокер может выдать три рубля в качестве кредита.
За свою работу брокеры получают вознаграждение - комиссионные, которые могут составлять определенную сумму в месяц и/или процент от оборота. У одного брокера, как правило, имеется несколько тарифных планов, которые зависят и от рынка, на который клиент при помощи брокера получает доступ.
Клиент может работать через брокера одним из следующих способов: выдавая поручение лично, по телефону, по факсимильной связи, дилинговом зале брокерской фирмы, с рабочего или домашнего компьютера. последних двух случаях клиент пользуется программой, которая предоставляет доступ к торгам на одном или нескольких биржевых и/или организованных внебиржевых рынков, для этого брокером клиенту выдаются логин и пароль доступа к программе.
Дилерские фирмы.
Дилерские фирмы - это фирмы, которые занимаются куплей- продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет. «За свой счет» означает, что дилеры взимают средства за осуществление операций на рынке ценных бумаг после совершения сделки, отличие от брокеров, которым клиенты заранее открывают брокерский счет. Дилерские фирмы так же, как и
своих клиентов брокеры, занимаются маржинальным кредитованием Поручения клиента выполняются в первоочередном порядке.
Дилерские фирмы могут совмещать свою деятельность с брокерской деятельностью. Дилерами в нашей стране могут быть только юридические (правильно: прибыльной) лица. которые являются «коммерческой» организацией. Дилерская деятельность лицензируется, причем выдается отдельно лицензия на операции с корпоративными ценными бумагами и с государственными ценными бумагами.
Дилеры заранее объявляют цены покупки и продажи ценных бумаг в системе биржевой и/или внебиржевой торговли. При этом дилер может и или максимальное оговорить дополнительные условия: минимальное количество покупаемых и продаваемых ценных бумаг каждого вида, срок действия объявленной цены, валюта расчета и т.д. Сделка заключается, если находится контрагент, согласный заключить сделку на оговоренных условиях. Если дополнительные условия не зафиксированы, то дилер обязан принять условия, предложенные контрагентом. Исполнение сделки в любом случае является обязательным, и если дилерская фирма откажется от нее, то должна будет возместить убытки либо ей будет предьявлен иск о принудительном заключении сделки. Дилерские фирмы называют маркет-мейкерами рынка, поскольку они, обладая информацией о состоянии эмитента ценных бумаг. устанавливают цены, на которые ориентируются все участники рынка.
Управляющие компании.
Управляющая компания - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, занимающийся доверительным управлением активами, переданными клиентами, в интересах клиента или указанного им лица. Управляющая компания совершает сделки на рынке ценных бумаг от своего имени, но указывая, что она является доверительным управляющим.
Расчётные палаты.
Расчетная палата подразделение биржи, отвечающее за ежедневное урегулирование биржевых операций клиентов и других связанных с ними операций.
Расчетная палата осуществляет: регистрацию сделок;-клиринг;- платежи по результатам клиринга.
Специализированные депозитарии
Специализированный депозитарий - это юридическое (и только юридическое) лицо, занимающееся хранением бумаг, их сертификатов и учетом прав на ценные бумаги. Депозитарной деятельностью нередко занимаются коммерческие банки и расчетные палаты. Клиент может иметь счета-депо в разных депозитариях, однако каждая ценная бумага может учитываться только на одном счете-депо.