Глава 1. Теоретические основы проблемы экологического воспитания учащихся
1.1. Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся и возможные пути их разрешения
На мой взгляд злободневными задачами, стоящими перед образовательной организацией являются:
- формирование нравственной, правовой и художественно-эстетической культуры;
- формирование экологической культуры человека, его гармонических отношений с природой.
Основными понятиями в данном работе являются «воспитание» и «экологическое воспитание».
Воспитание является наиболее древней из категорий. Можно говорить о том, что существо животного мира уже занимаются элементами воспитания. Возможно, у животных этот процесс осуществляется на уровне инстинктов, но он есть. Человек же занимается воспитанием осознано и целенаправленно. Тысячелетиями человечество развивалось в соответствии с особенностями национальных догм, социально-экономических потребностей и природных факторов. Как следствие был накоплен огромный большой опыт в воспитании.
Воспитание – это социально и педагогически организованный процесс создания оптимальных условий для формирования человека как личности; так же это влияние воспитателя на воспитанника с целью формирования у него желаемых социально-психических и физических качеств [9, с.21].
Кроме того воспитание – это целенаправленный, систематический процесс, организованным и планомерным взаимодействием воспитателя и воспитанника, во время которого осуществляется влияние на сознание, подсознание, подсознательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферу воспитанника с целью формирования у него научного мировоззрения, высоких моральных, гражданских и профессиональных черт для формирования его личности.
По мнению С.И. Ожегова, воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни [10, с.67].
Воспитательный процесс ведется на основе четко определенных социально-моральных и профессиональных ценностей, которые нашли свое отражение в общечеловеческих и национальных ценностях, этикете и определяют общее направление подбору содержания и методов воспитания. Такие ценности отделяют идеал воспитания, основы качества личности воспитанника и коллектива, которые следует формировать.
Французские писатели Э. Ренан и А. Сент-Экзюпери вопрос воспитания сопоставляли с вопросом жизни и смерти, от которого зависит будущее, и считали, что воспитание имеет приоритет над образованием ибо создает человека.
Воспитание, со стороны общественного развития, является проводящей сферой деятельности, как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Благодаря воспитанию человечество обеспечивает свою бессмертность в социальном развитии.
Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что воспитание – это основа деятельности любого педагога, направленная на создание предпосылок для максимального развития личности ребенка, становлению как субъекта собственной жизни, формирование его мотивов и ценностей.
Современное значение слова экология имеет несколько значений. В основном под экологическими вопросами понимается охрана окружающей среды. Такое значение было определено благодаря глобальному влиянию человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ., относящееся к науке экологии) и environmental (англ., относящееся к окружающей среде).
Однако имеют место и другие подходы.
Так экология — это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания [1, с. 16].
Экология — это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды [22, с. 29].
Э. Геккель охарактеризовал экологию, как науку, изучающую все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Ч.Дарвином как условия борьбы за существование.
В системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции природосообразности, начиная с Я.А. Коменского.
Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года.
Ж.Ж. Руссо считал человека творением божьим и чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял проблемный характер цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество.
И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые активны лишь в условиях, непосредственно приближенных к природе. А. Дистервег добавляет лишь принцип культуросообразности.
Л.Н.Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. В настоящее время целесообразно рассматривать экологическое воспитание, как социально необходимое нравственное качество личности
Разработчик концепции экологического образования в школе доктор педагогических наук Захлебный А.Н. считает, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [8, с. 11].
Цель экологического воспитания – воспитание члена общества, культура которого проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических навыков, оценок, отношение к живому и развитии экологической ответственности. Система экологического воспитания – это не какая-то малая часть в жизни человека - это неотъемлемая часть его культуры. Поэтому в течение всей жизни личности должен происходить процесс становления и усовершенствования культуры жизни человека в природной среде, чтобы достичь равновесия и научно целостных требований симбиоза.
Как указывает Л.Д. Бобылева, экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, состоит из следующих основных компонентов:
- интерес к природе;
- знания о природе;
- охрана природы;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на являются:
- семья;
- детские образовательные учреждения;
- школа;
- внешкольные воспитательные учреждения;
- средства массовой информации;
- самовоспитание [3, с. 78].
с учащимися, которая должна бытьсодержательно связана в учебное время и дома. Поиск наиболее продуктивных способов и методов экологического воспитания усугубляет их значение в эффективности образовательной работе
Формы и методы организации экологического воспитания должны зависить от возрастной категории учащихся. Так в младшем школьном возрасте актуальной для детей является игровая форма, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.
Вместе с тем существуют и проблемы экологического воспитания детей.
В настоящее время перед системой экологического воспитания учащихся актуальной является проблема изменения системы ценностей и коррекции мировоззрения. Корни данной проблемы обусловлена тем, что у ребенка искажено представление о значимости окружающей среды в жизни каждого человека. В этом случае требуется перестроить сознание ребенка, для последующего эффективного формирования экологической культуры.
Не менее важной является проблема изменения природы в интересах общества. Педагог должен помочь каждому ребенку выработать определение той допустимой меры преобразования окружающей природы, сформировать нормативы поведения, соблюдение которых будет способствовать дальнейшему существованию человечества на планете. Еще одной проблемой, на мой взгляд, является донесения до сознания детей принципа неотвратимости наказания при совершении экологических правонарушений. Данная проблема состоит в том, что не все дети в полной мере осознают значимость разумного взаимоотношения общества с природой. У большинства школьников в сознании причинение вреда природе не является чем-то серьезным и наказуемым. \в связи с чем необходимо знакомить с причинно-следственной связью при совершении «экологических проступков», в том числе объяснять возможности снижения риска загрязнения природы при ведении хозяйственной деятельности человека на земле. Следует донести до детей, что только соблюдение экологического законодательства является залогом дальнейшего процветания планеты. Ну и наконец, хочется отметить проблему актуальности предоставляемых экологических знаний и реальных потребностей современного общества в знаниях и личностных качеств детей. Данная проблема состоит в том, что в процессе экологического воспитания педагог должен не просто передать детям определенные знания о природе, окружающей среде, экологии, а сформировать у них определенные экологические качества.
Эффективность экологического воспитания определяется наличием у ребенка таких качеств, как умение находить альтернативные варианты решения проблем, мыслить критически, нести ответственность за собственные деяния, адаптироваться в реальных условиях и т.д. Кроме того предполагается, что у каждого ребенка должно быть сформировано стремление и умение самостоятельно находить необходимую информацию и применять ее по назначению.
Таким образом актуальность проблем экологического воспитания детей можно свести к следующему:
- необходимость повышения экологической культуры в обществе;
- необходимость сохранения и совершенствования условий жизнедеятельности на земле;
- необходимость решения проблем, обусловленных уменьшением жизненного пространства, в расчете на одного человека;
- необходимость восстановления, сохранения и последующего рационального использования природных ресурсов, а также реализация деятельности по их приумножению;
- необходимость осознания существующих экологических проблем, значимых не только в рамках государства, но и для себя лично;
- необходимость повышения у человека потребности в личном участии в природоохранной деятельности.
1.2. Формирование экологических понятий и нравственно-экологических представлений у учащихся
Формирование экологических понятий у школьников происходит на основе расширения кругозора экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.
С самых первых уроков человек, природа и общество рассматриваются как единое целое. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей представления об окружающем мире, о месте в нём человека.
Информация полученная на уроках природоведения дает представление детям об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, необходимости охраны природы, вовлечении в посильную природоохранную деятельность, и в последствии формирует знания о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса природоведения у младших школьников формируются понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.
Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе. Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы мировоззрения, способствует развитию речи, памяти, воображения и логического мышления.
Постоянное внимание учителя к раскрытию взаимосвязей в природе значительно повышает интерес детей экологическим составляющим. Только при описательном изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы, поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же в рамках обучения раскрываются разнообразные и интересные взаимосвязи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
Изучение экологических связей, повышает экологическую культуру детей, воспитывает ответственное отношение ко всему живому. Без таких знаний сложно познать последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.
В настоящее время к наиболее актуальным проблемам относятся:
- защита озонового слоя земли;
- защита почвы от загрязнения, разрушения и истощения;
- очистка воздуха;
· сохранение исчезающих видов живых организмов и целостности сообществ;
· охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
При изучении природы выделяют три ступени:
- объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важная ступень, без которой изучение последующих будет затруднено, но ею нельзя ограничиваться.
- объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучаются цепи питания.
- рассматриваются природыне процессы. На предыдущих ступенях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят.
Какие вопросы могут волновать детей при изучении живой природы?
Во-первых: сезонные процессы - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, происходящие вследствие хозяйственной деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. В-третьих, изучение природы способствует получению школьниками экологических знаний, объясняющих явления природы, а в некоторых случаях и предсказывающих их.
Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.
Не существует однозначных выводов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только педагог, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям лучше усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Получая определенные знания от учителя, дети усваивают нормы и правила поведения в природе в соответствии с экологическими нормами, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.
Но нормы и правила поведения будут не вполне усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного областного или краевого материала, с учетом традиций и постепенного углубления в изучении отдельных элементов.
Второе условие – активное вовлечение детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.
Таких дел очень много: это ухаживание за насаждениями и цветами в школе, озеленение парков, скверов, придомовых территорий, уход за цветниками, шефство над лесными участками, находящимися поблизости от школы, сбор плодов и семян целебных и лекарственных растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и т.д.
Дети знакомятся с растениями, природными зонами нашей страны, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них, рассматривают поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей становятся более широкими и углубленными.