ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности физического развития младших школьников
Физическое воспитание у младших школьников является важной и ответственной задачей, которую возможно решать с помощью многообразия средств акробатики, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма. В формировании здоровья детей, полноценном развитии их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Это касается в первую очередь нервной и кардио-респираторной систем, и опорно-двигательного аппарата. Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего школьного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания.
С помощью акробатических упражнений, направленных на конкретные мышечные группы, помогают развитию трофического влияния, способствуя тренировки, двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Уровень развития координационных способностей детей к 7-11 годам жизни значительно увеличивается. В возрасте 7-11 лет согласованные движения рук и ног отмечается более чем у 70% детей, увеличивается длина шага, он становится более равномерным. Но еще отмечается неравномерность в темпе движения.
В школьный период дети ведут сидячий образ жизни, что негативно влияет на растущий и развивающий организм. Такой образ жизни негативно влияет на растущий организм, вызывая переутомление и рост различных заболеваний. Из-за снижения двигательной активности в школьные годы, обучающиеся страдают от различных форм сколиоза, болезней опорно-двигательного аппарата, раннего остеохондроза и остеопороза.
Сидячий образ жизни школьников отрицательно влияет на осанку, это связанно с несоблюдением правильной позы. Чаще всего нарушения осанки возникают у малоподвижных, неловких, избегающих игр с активными движениями детей. Поэтому, главная задача физической культуры в школьной и повседневной жизни ребенка, заключается во всестороннем физическом развитии и воспитании. От физической активности зависит укрепление здоровья и формировании двигательных навыков и умений у ребенка. Также обязательны соблюдения режимов дня, размеры мебели, позы детей при различной деятельности. [22]
Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.
Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
Так же мешают процессу обучения, внешние факторы на которые реагирует ребенок в силу своего возрастного развития, это объясняется тем, что внимание ребенка может легко и быстро переключить на себя внешний раздражитель, в силу возрастных особенностей не в полной мере развита и способность концентрации внимания на изучаемом предмете или явлении. Большой временной период является трудным для того что бы ребенок данной возрастной группы мог удерживать внимание и концентрироваться на одном и том же объекте, так же стоит отметить, что напряженное и сосредоточенное внимание является следствием быстрой к утомляемости детей данного возрастного периода. Говоря о памяти детей, обучающихся на начальной ступени образования, стоит отметить, что ребята лучше воспроизводят и воспринимают внешние особенности изучаемых предметов, присущ наглядно- образный характер. Так же трудным для детей является соединять в своей памяти раздельные части изучаемого предмета или явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. Процесс воспроизведения пройденного и изученного материала у детей данного возраста, отличается малой точностью, допущением большого количества ошибок, изученный материал направленный на запоминание сохраняется только в кратковременной памяти, таким образом может правильно воспроизводиться в определенный промежуток времени после заучивания. [10]
К 7-8 годам у детей отмечается согласованность движений рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, увеличивается скорость ходьбы на расстояние. [5]
Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрей, чем при ходьбе. В этом возрасте отрыв от почвы «полетность» во время бега наблюдается в 20% случаев. При беге «полетность» отмечается более чем у 70% детей; во многом это связано с тренировкой. К этому же возрасту более чем у 90% детей появляется хорошая согласованность движений рук и ног при беге, бег становится более равномерным. [20]
Дети уже хорошо справляются с подпрыгиванием на одной ноге на месте и с продвижением вперед. Увеличивается длина прыжка с места, дети овладевают прыжком в длину с разбега. В этом возрасте дети еще недостаточно используют при прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногда приземляются на всю стопу и прямые ноги. Наибольшие трудности представляет прыжок в высоту с разбега, при этом прыжке правильное приземление наблюдается реже. К 7-8 годам дети свободно справляются прыжками на месте и с продвижением вперед на двух и одной ноге, прыжками в глубину до 50 см. Им вполне доступны прыжки в длину с места и с разбега, прыжок в высоту. Они уже умеют правильно использовать взмах рук при отталкивании, более чем в 70% случаев дети приземляются правильно (на полусогнутые ноги, легко). Дети благодаря занятию спортом добиваются виртуозности движений, при которых они развивают и совершенствуют координацию Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся. [10]
1.2 Задачи физического воспитания у младших школьников
Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные. Правильное физическое воспитание школьников — необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что, когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим. [7]
При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в школьном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.
Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей:
1) Улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
2) Развитие координации движений не ведущей конечности;
3) Развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они: значительно быстрее и на более высоком качественном уровне
овладевают различными двигательными действиями; постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.); приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Существует основные задачи физического воспитания у младших школьников:
1) Укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;
2) Формировать двигательные умения и навыки;
3) Вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;
4) Развивать двигательные (физические) качества;
5) Формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;
6) Воспитывать позитивные морально-волевые качества;
7) Готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО. [20]
Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки. [18]
Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием. Выполнение целеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детей младшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. [17]
Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.
Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.
Формируя у школьников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки, этого основного органа предметных действий человека, является важным заданием начальной обучения. На развитие движений руки школьника влияют разные виды деятельности: письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой. Следует подчеркнуть, что занятия физкультурой играют специфическую роль в развитии движений руки и, в частности, в развитии произвольной регуляции их. Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук. [20]
Выводы по первой главе
В первой главе мы изучили физическое развитие у младших школьников, которое является важной и ответственной задачей, ее возможно решать с помощью многообразия средств акробатики, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма. В связи с этим во второй главе мы рассмотрим методику обучения акробатическим упражнениям и возможности их применения для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
?
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АКРОБАТИКИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Развитие координационных способностей у младших школьников
Координационные способности - совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Благодаря акробатическим упражнениям тело ребенка начинает приобретать гибкость, пластичность, способствует формированию правильной осанке. Для детей акробатические упражнения не представляются чем-то сложным, поскольку они воспринимают все происходящее в формате интересной подвижной игры и развлечения. В процессе развития координационных способностей дети учатся управлять собственным телом и лучше распознавать его сигналы. Кроме того, они привыкают к определенному распорядку и узнают, что такое дисциплина, а также практикуют командное взаимодействие, повышают самооценку и степень уверенности в собственных силах и преодолевают многие страхи . [11]
Значимость воспитания координационных способностей объясняет¬ся четырьмя основными причинами:
1) Хорошо развитые координационные способности являются необходимы¬ми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на качество усвоения техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию. Развитие координационных способностей приводит к большей плотности и вариативности процессов управления движения¬ми, к увеличению двигательного опыта.
2) Сформированные координационные способности являются одним из важным условием подготовки детей к жизни и труду. Они спо¬собствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3) Координационные способности позволяют дифференцировать экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использова¬ния, так как точно дозированного во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходо¬ванию сил.
4) Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития коор-динационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, [20]
Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не ме¬нее важно совершенствование координационных способностей детей. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для развития координационных способностей.
Также существуют аспекты влияния координационных способностей:
В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: технику выполнения движения, быстроту выполнения упражнений, рациональность движений и действий и двигательную находчивость.
В этой связи свои координационные способности ученик может проявлять только через одно какое- либо свойство; например, это точность попадания в цель. Однако человек проявляет координационные способности значительно чаще через совокупность выше представленных свойств, координируя свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и по точности, своевременности распределения мышечных усилий.
Оценивая координационные способности, учитель должен иметь в виду, вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсо-лютные), а в других – скрытые (относительные) показатели. Абсолютные пока-затели выражают уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школьника. Относи-тельные показатели позволяют судить о проявлениях с учетом этих возможно-стей. Например, время челночного бега 3 по 10 м – это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10 м и времени бега на 30м по прямой – относительный.
Основными методами оценки координационных способностей служат ме-тод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод те-стов.
1) Метод наблюдения – может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развиваются координационные способности у его воспитанников. Однако с помощью этого метода можно получить лишь приблизительные характеристики развития координационных способно-стей.
2) Метод экспертных оценок – для этого учитель приглашает в школу опыт-ных специалистов, которые высказывают свое мнение о степени развития различных координационных способностей ученика. Однако не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе, а полученная информация всегда будет носить субъективную характери-стику степени развития.
3) Аппаратурные методы – позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития координационных спосоьностей и отдельных компонентов. Для этого используют координациомеры, тремометро-координациомеры для измерения точности, быстроты и экономичности движений. Для измерения точности воспроизведения, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров применяют динамометры, кинематометры, рефлексометры и стабилографы для определения поддержания равновесия.
4) Двигательные тесты – основной метод диагностики координационных способностей.
В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, желательно чтобы не требовалось сложное оборудование, и они были достаточно просты по условиям организации и проведения. Желательно каждую отдельную координационную способность нужно изучать с помощью нескольких однородных тестов, что дает возможность получить надежную оценку уровня её развития. [13]
К числу основных координационных способностей относятся:
• Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных пространственных, силовых)
• Способность к ориентированию в пространстве
• Способность к равновесию
• Способность к перестройке движений
• Способность к комбинированию движений
• Способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач
• Способность к выполнению заданий в заданном ритме
• Способность к управлению временем двигательных реакций
• Способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом
• Способность к рациональному расслаблению мышц
Пространственная ориентировка человека выражается в сохранении представлений о характере изменений внешних условий и в умении перестроить двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Учитывая измене-ния внешних условий, человек должен прогнозировать предстоящие события и в связи с этим строить соответствующее поведение.
Пространственная ориентировка человека развивается с возрастом. Спо-собность прогнозировать предстоящее событие наиболее эффективно совер-шенствуется у школьников средних и старших классов. У мл. школьников план действия вырабатывается труднее и со значительными ошибками. В этом школьном возрасте от 7-8 до 11-12 лет целесообразно воздействовать на разви-тие функций, обеспечивающих предварительную оценку времени начала дей-ствия. Динамика временных параметров реакции переключения у школьников 7-17 лет свидетельствует, что сенситивным периодами развития способности перестраивать движения в соответствии с внешними условиями является возраст от 7-8 до 11-12 лет и после 14-15 лет вплоть до 17 лет.
Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько эта-пов. На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например, ме-тание мяча в ту мишень, которую указывает учитель с помощью светового (звукового) сигнала.
На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например, метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень.
На последнем этапе развивается способность использовать именно то дви-гательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно воз-никшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным по-движным и спортивным играм.
Точность пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в правильности выполнения двигательного действия. Развитие точ-ности определяется совершенствованием сенсорных механизмов регуляции движений, достигающих своей функциональной зрелости к 12-16 годам.
Точность пространственных перемещений в отдельных суставах прогрес-сивно увеличивается от 7 до 12 лет. Средствами ее развития являются упражне-ния на воспроизведение поз человека, где параметры расположения тела и его звеньев задаются преподавателем. Развитие точности пространственных ощу-щений осуществляется в несколько этапов. На первом этапе с помощью про-стых упражнений у детей развивают чувство оценивать пространственное рас-положение отдельных звеньев тела (наклон туловища на 90°). На втором этапе предполагается воспроизвести различные позы по заданию. Усложнение осу-ществляется за счет воспроизведения поз в сочетании с перемещением. Напри-мер, во время ходьбы по сигналу преподавателя школьники останавливаются и воспроизводят заданную позу. На третьем этапе развитие точности простран-ственных перемещений достигается посредством самостоятельного выбора поз и словесного отчета ученика о параметрах выполненного действия. Учитель оценивает соответствие параметров позы с информацией ученика. Трудность повышается при усложнении структуры упражнений (выдержать простран-ственные параметры не одного, а нескольких звеньев), при воспроизведении по-зы с закрытыми глазами, при использовании отягощений. В последнем случае необходимо учитывать, что мышечные усилия, составляющие до 5% макси-мального усилия, повышают точность, до 30-40% - почти не нарушают ее, свыше 40-50% - снижают пространственную точность движений.
Точность воспроизведения силовых параметров двигательного действия нарастает в возрасте от 8 до 16 лет, однако способность оценивать вес предме-тов развивается у детей в основном от 8 до 10 лет, способность воспроизводить величину мышечного усилия в изометрических условиях интенсивно нарастает после 11 лет и достигает максимума к 15-16 годам. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощениями, где вес предметов строго дозируется. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метание спортивных снарядов различного веса, а также упражнения с динамометром (воспроизведение задан-ного усилия).
В основе методики развития способности различать веса отягощений ле-жит воспроизведение дозированных по нагрузке упражнений. Для этого ис-пользуют схожий по форме, но разного веса. На начальном этапе ученику предлагается опробовать все предметы, расположенные в последовательности возрастания их веса. После этого взять любой из них и выбрать к нему другой, но по весу, указанному учителем (тяжелее в два раза). Затем последователь-ность расположения предметов меняется и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой по весу, заданному учителем. Наконец школьнику предлага-ется выбрать предмет по заданию (например, в полтора раза легче самого тя-желого) или самостоятельно определить вес. Закрепление приобретенной спо-собности осуществляется при усложнении заданий. По такой же схеме органи-зуют методику развития точности мышечных усилий при выполнении прыжко-вых упражнений.
Точность различения временных параметров двигательного действия («чувство времени») наиболее интенсивно развивается в мл. школьном воз-расте. Содействуют развитию упражнения, позволяющие изменять в большом диапазоне продолжительность движений. Для этого, как правило, используются технические средства. Например, при выполнении беговых упражнений приме-няются свето-лидеры, а для воспроизведения времени движений с различной амплитудой – метрономы. Наконец школьники учатся сами распознавать вре-менные параметры.