1 Теоретические аспекты и исследования организации коммерческой деятельности в социально культурной сфере
1.1 Сущность понятий «организация» и «коммерческая деятельность»
Термин «организация» происходит от греческого слова «органон», что означает устройство, инструмент, орудие, соединение, сочетание, объединение в гармоничную систему. Первоначально слово «организация» означало «нечто с органом», то есть совокупность частей, которые функционально специализированы и приспособлены к потребностям целого.
Термин «организация» применяется в обиходе научной литературе в нескольких значениях:
Во-первых, организация - это социальный субъект, обладающий качественной определенностью, границами и строго установленными системными параметрами, занимающий определенное место в обществе, целенаправленно спроектированный и направленный на достижение конкретных целей с использованием ресурсов (человеческих, материальных, экономических, информационных, юридических и т.д.), характеризующиеся сознательной принадлежностью и человеческими действиями (А. Эциони).
Во-вторых, организация - это форма объединения людей и групп (компаний, учреждений). В этой ипостаси он отличается от других социальных групп предсказуемостью и целеустремленностью, служит инструментом решения определенных проблем общества, частью сотрудников, игнорируя при этом остальных, всех сотрудников, собственников, своих. Здесь учитываются иерархия, связи, баланс, разделение труда и т. Д. Этот подход был разработан Чарльзом Барнардом. В его основе лежат следующие основные идеи: организация - это открытая система, подчиняющаяся всем законам и принципам, присущим другим открытым системам; организация - это развивающаяся социальная система, к которой применимы все законы групповой динамики; В организации всегда существует два типа совместной деятельности, один из которых направлен на решение основной проблемы, а другой - на общение; люди в организации неосознанно повторяют модели поведения, выработанные на основе их семейного опыта.
В-третьих, организация - это коллективный социальный субъект деятельности, который объединяет, координирует и направляет поведение участников в процессе достижения общих целей (уставов, норм, возникновения конфликтов и т. Д.). В этой ипостаси организация отождествляется с коллективом, но, напротив, существует система предписанных безличных связей.
В-четвертых, организация может рассматриваться как сообщество взаимодействующих индивидов, содержащее центральную координирующую систему, социальное целое институционального характера, организованная социальная среда, безличная система связей и норм, совокупность особого рода отношений-организационных. Авторы такого подхода-Д. Марч и Г. Саймон. Здесь организация - это социальный институт, система институтов, в которой определенные люди, избранные членами группы, наделены полномочиями выполнять определенные необходимые функции для удовлетворения потребностей отдельных лиц, групп и взаимоотношений, а также для координации и регулирования поведение участников. Координация внутри организации отличается от расплывчатых и беспорядочных отношений между людьми. Все это придает организации сходство с биологическим организмом.
В-пятых, организация - это процесс соединения и взаимодействия объектов, упорядочение элементов любых систем, установление оптимальных связей между ними, формирование их структуры, ведущее к созданию целого, обеспечение его эффективного функционирования, процесс непрерывного развития и создания новых организационных структур. формы.
В-шестых, организация - это некое упорядоченное состояние объекта или процесса, которое позволяет им эффективно выполнять свои функции.
Организация как процесс является предпосылкой для организации как объекта и организации как государства, но в то же время последние являются необходимым условием для его эффективной реализации.
Таким образом, организация представляет собой:
- совокупность лиц, действующих совместно ради достижения своих целей с помощью совокупности материальных, правовых, экономических или иных условий (или без таковых);
- процесс упорядочения элементов, формирования целого;
- состояние упорядоченности.
Организация связана с конечными пользователями ее продуктов и услуг посредством коммерческой деятельности. Коммерческие службы работают с конкретным продуктом, поставщиком и покупателем и работают до тех пор, пока есть потребность и возможность продать продукт или услугу.
Коммерческая деятельность — это:
- комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
- особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты работы торгового предприятия;
- товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рынка;
- все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете запросов потребителей;
- оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Таким образом, коммерция - это деятельность, осуществляемая отдельными лицами, предприятиями для извлечения естественных выгод, производства или покупки и продажи товаров или предоставления услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги для взаимной выгоды заинтересованных лиц или организации.
Коммерческая деятельность требует адекватного реагирования на изменения рыночной ситуации, что способствует стабильному положению коммерческой компании на рынке. Ориентация на клиента не менее важна. Коммерческая компания любой формы собственности существует для потребителей и благодаря потребителям. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на выполнение пожеланий и запросов покупателей.
Таким образом, коммерческая деятельность - это сочетание юридических, финансовых, экономических и организационных знаний и действий, направленных на улучшение процессов покупки и продажи товаров и услуг для удовлетворения спроса, и получения ожидаемой прибыли.
В процессе коммерческой деятельности сотрудники торговли изучают спрос населения и рынка на товары, определяют их спрос, выявляют источники поставок и поставщиков товаров, устанавливают с ними экономические связи, осуществляют оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламой. и информационная деятельность. Кроме того, ведется большая работа в области товарного ассортимента и управления запасами, оказания коммерческих услуг.
Все эти действия связаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В зависимости от содержания работы коммерческие функции можно разделить на два основных типа:
- коммерческие функции (торговля - покупка, продажа, перепродажа);
- производственные функции (технологические - доставка, доставка, приемка, отгрузка).
Функции коммерческого характера - это процессы, связанные со сменой стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров в целях получения прибыли.
К ним относятся работы, связанные с осуществлением процесса купли-продаж и, обмена товаров:
- Изучение и прогноз потребительского спроса на товары;
- Исследование и определение потребностей населения в товарах и услугах;
- Выявление и расследование источников товаров (производителей или посредников), в том числе заключение договоров поставки, разработка заявок и заказов на товары, организация бухгалтерского учета и контроль выполнения договорных условий, коммерческая отчетность;
- Организация и технология оптовых закупок у различных производителей;
- организация и технология оптовой и розничной продажи товаров, включая формы и способы продажи товаров, качество обслуживания;
- стимулирование продаж посредством рекламно-информационной деятельности и прогрессивных форм обмена;
- формирование торгового ассортимента и складское хозяйство;
- страхование товара при доставке.
Функции технологического характера - это процессы, связанные с движением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка).
Коммерческая деятельность - это деятельность на рынке товаров и услуг в условиях полной экономической свободы, которая определяется пропорциями между спросом и предложением и регулируется государством с помощью экономических рычагов.
Поэтому продавцы должны хорошо знать не только свой экономический регион, но и другие регионы, географию производства, природные ресурсы и т. Д. Они также должны знать ассортимент продукции, производимой предприятиями региона, посещать производственные предприятия, по возможности участвовать в работа бирж, выставок, ярмарок, оптовиков, следите за рекламой в СМИ. каталоги, брошюры;
- изучение и прогноз емкости региональных товарных рынков. Для этого необходимо использовать маркетинг, который помогает организовать коммерческую деятельность в рыночной среде;
- развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности;
- создание условий для создания рынка покупателя. Рынок можно охарактеризовать как рынок продавца и рынок покупателя. В первом случае спрос на товары превышает предложение, во втором предложение товаров превышает спрос на них, что определяет приоритетное положение потребителя, поскольку он имеет выбор товара;
- поиск заинтересованных партнеров и превращение их в ваших клиентов на долгое время;
- профессиональные консультации для заинтересованных лиц и покупателей в области потребительских свойств товаров, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
- удовлетворение потребностей покупателей за счет предложения не только основного, но и сопутствующего, дополнительного ассортимента;
- укрепление коммерческих отношений с покупателями;
- стремление устанавливать цены, которые не только приносят прибыль, но и позволяют предложить покупателям выгоду в виде скидки с цены.
На коммерческую деятельность возложены следующие функции:
Формирование коммерческой политики. Под коммерческой политикой понимается определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности и способов их решения. Эта политика зависит от экономики товарного рынка, от целей коммерческой компании, от ее реальных возможностей.
Коммерческая политика позволяет усилить влияние на рынок, выявить и заполнить новые рыночные ниши, расширить ассортимент, повысить конкурентоспособность и уровень коммерческих услуг.
Комплексный подход к коммерческой работе. Предполагается, что все части торгового предприятия должны действовать как единый слаженный механизм, т.е. между предприятием и его поставщиками должны быть тесные отношения, покупка и продажа товаров должна производиться в соответствии со спросом.
Развитие сырьевых рынков. Для этого определяются мотивация покупателя на необходимый товар, платежеспособный спрос, соотношение спроса и предложения.
Адаптация коммерции к изменениям окружающей среды. По мере развития рынка появляется все большее количество различных товаров, вызывающих изменение товарных потоков по каналам товарного обращения. Поэтому необходимо своевременно реагировать на меняющиеся условия.
Учет затрат, связанных с коммерческой деятельностью. Коммерческий успех определяется соотношением затрат, связанных с коммерческой деятельностью, и доходов, полученных от нее. И это благодаря взаимовыгодным сделкам, компетентности и предпринимательскому духу продавца.
Все функции коммерческой деятельности условно разделены на две группы.
1. Непосредственное создание прибавочной стоимости:
- продажа товаров;
- предоставление дополнительных услуг;
- осуществление экспортно-импортных операций;
- маневрирование товарными ресурсами;
- реклама товаров и услуг;
- проведение юридических и претензионных работ.
2. Участие в получении дохода:
- исследование рынка и конъюнктура рынка;
- формирование и подача заявок;
- покупка товаров;
- создание торгового ассортимента;
- влияние на отрасль (улучшение качества, расширение ассортимента);
- построение экономических отношений;
- организация и проведение ярмарок;
- поиск дополнительных сырьевых ресурсов.
Таким образом, деловая активность - это сочетание знаний и юридических, финансовых, экономических и организационных действий, направленных на улучшение процессов покупки и продажи товаров и услуг для удовлетворения спроса, и достижения ожидаемой прибыли.
Бизнес-методология
При характеристике коммерческой деятельности используются экономические понятия: рынок, потребности, собственность, ресурсы, цена, полезность и т. Д. Технологические и организационные процессы управления продажами связаны с понятиями: покупка, продажа, поставка товаров, услуги и т. Д. Обобщить основные коммерческие процессы в коммерческой деятельности использовать понятия: система, организация, организационная структура, цели, субъекты, объекты и т. д.
Именно эти базовые понятия составляют структуру коммерческой деятельности.
При изучении проблем коммерции эти концепции рассматриваются комплексно.
Осуществление хозяйственной деятельности связано с организацией. Существует множество определений организации, из которых обычно выделяют понятие организации как рациональной системы, направленной на достижение цели.
С одной стороны, под организацией понимается внутренний порядок, последовательность, взаимодействие частей целого, обусловленное ее структурой. С другой стороны, это набор процессов и действий, которые приводят к формированию и улучшению взаимоотношений между частями целого.
Организация - это осознанное и систематизированное объединение действий людей, преследующих определенные цели и действующих по определенным правилам и процедурам.
Таким образом, понятие организации применимо к объектам и субъектам коммерческой деятельности.
Набор исследовательских приемов, используемых в исследовании данной дисциплины, представляет собой методологию, охватывающую как общие, так и специфические методы познания (исследования).
1.2 Особенности организации коммерческой деятельности в социально культурной сфере
Сегодня практически все учреждения социальной и культурной сферы предоставляют определенные услуги на платной основе. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть оказаны потребителю на платной основе:
- платные занятия в студиях, классах, клубах, секциях, художественной самодеятельности, техническом творчестве, физической культуре;
- лекции и консультации, тематические праздники, спектакли, релаксационные и танцевальные вечера, дискотеки, концерты и представления, экскурсии, реабилитация и оздоровление, выставки и распродажи;
- услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры;
- кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;
- услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.
Представляется, что уровень доходов от оплачиваемых видов культурной деятельности в настоящее время зависит от следующих факторов:
- социальная и культурная значимость услуг;
- степень их востребованности определенными потребителями;
- ценовая политика с упором на коммерческую или некоммерческую деятельность;
- уровень профессионализма менеджеров;
- общее экономическое положение страны и, как следствие, уровень заработной платы населения.
Высокий спрос на определенные услуги со стороны учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие цены и не только компенсировать понесенные затраты, но и получать значительную прибыль. Например, в настоящее время существует постоянный спрос на услуги, которые имеют возможный экономический результат для потребителя (казино, лотереи, игровые автоматы, лотереи) и развлекательные услуги (шоу-программы, ночные клубы, стриптиз-шоу и т. Д.).
Любые оплачиваемые формы общественной и культурной деятельности культурных и образовательных учреждений, театров, филармоний, фольклорных коллективов и исполнителей не считаются предпринимательскими, если доходы от них полностью расходуются на их развитие и совершенствование.
Для некоммерческих организаций определяющим фактором ценообразования является социальная политика, направленная на обеспечение доступности культурных благ для населения. В то же время, как показало исследование деятельности культурных и художественных учреждений, инфляционные процессы и рост текущих расходов подталкивают культурные некоммерческие организации к повышению цен на услуги, несмотря на падение спроса.
Большая часть средств, полученных от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с их предоставлением. Любые платные услуги накладывают определенные ограничения на доступ к ним населения. Поэтому платные услуги с точки зрения финансирования учреждений культуры не будут играть решающей роли в этом процессе.
Расширение сферы платных услуг учреждениями культуры имеет своей целью наиболее полное удовлетворение интересов и увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторских способностей и талантов, воспитание высоких эстетических и нравственных качеств, удовлетворение культурных и бытовых потребностей и запросов, организация содержательного досуга.
Расширение платных услуг населению также направлено на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, дать их руководителям возможность проявить больше деловитости, хозяйственной предприимчивости, находчивости и инициативности, больше изучить интересы и потребности населения. глубоко, постоянно ища новые формы и методы общения и работы с массами, то есть быстро решая вопросы перехода от организационно-экономического механизма института культуры к рыночным отношениям, для повышения качества работы на всех уровнях культурно-бытовое обслуживание населения.
Сотрудники учреждений культуры должны постоянно напоминать и учитывать, что разные слои населения имеют свои интересы и увлечения, что посетители пользуются только теми услугами, которые соответствуют их вкусам, интересам и увлечениям, в которых они могут найти новые. необходимо, полезно, значимо для удовлетворения. Твои нужды. Только при соблюдении этих условий учреждения культуры могут стать местом подлинного общения и удовлетворения постоянно растущих культурных интересов и потребностей.
Из этого можно сделать вывод, что несмотря на то, что многие культурные организации в той или иной степени имеют возможность зарабатывать деньги, продавая свой творческий и производящий продукт (услугу), нельзя отрицать, что это необходимо для удовлетворения потребностей большинства людей. . культурными товарами по доступным ценам для всех социальных слоев населения.
К сожалению, бюджетные средства, эффективно выделяемые учреждениям культуры, даже не обеспечивают их выживания. Из-за чего они вынуждены искать другие источники дохода. Прочие доходы и доходы некоммерческих организаций обычно включают результаты предпринимательской деятельности.
Например, в соответствии со ст. 47 «Основ законодательства РФ о культуре» к предпринимательской деятельности относятся:
- продажа и аренда основных средств и товаров для целей, не связанных с культурной деятельностью;
- торговля покупными товарами и оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- участие в создании коммерческих предприятий;
- покупка акций, облигаций и ценных бумаг и получение дохода от них;
- осуществление операций, приносящих доход, работ и услуг, не предусмотренных Уставом.
Снижение посещаемости должно побудить учреждения культуры и искусства искать дополнительные источники дохода за счет развития предпринимательской деятельности. Однако тенденция к снижению доли доходов в структуре финансовых ресурсов об этом не свидетельствует.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
- увеличение доходов в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру и искусство в структуре расходов бюджета на социально-культурные мероприятия как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- изменение доли расходов на культуру и искусство, выделяемых на них федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- увеличение собственных доходов от оказания платных услуг населению не столько за счет привлечения посетителей, сколько за счет повышения цен на билеты, при этом доля собственных доходов в структуре финансовых ресурсов снижается;
Для коммерческих организаций финансовые ресурсы - это только собственные ресурсы, полученные в результате их деятельности.
Анализ основных тенденций формирования ресурсов государственных учреждений культуры и искусства также не позволил сделать вывод: в условиях экономической нестабильности снижение уровня доходов большинства населения, падение доходов посещение большинства учреждений культуры и искусства, бюджетные ассигнования остаются одним из важных источников формирования их финансовых ресурсов.
Помимо традиционных платных культурных услуг, это может быть банковский депозит, аренда помещения и т. д. Однако пассивное отношение, например, к арендуемым помещениям («отдать кому-нибудь») имеет печальные последствия. Различные судебные разбирательства, суды с арендаторами создали множество проблем для многих учреждений культуры, несоизмеримых с размером арендной платы. «Взрывные» предприятия, криминализованные сооружения, массовые «лечебные» сеансы сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективна «активная» аренда, использование потенциала учреждений культуры для работы с общественностью, участие в стимулировании продаж, рекламных кампаниях и т. д.
Следовательно, необходимо развивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры - в основном обычный банк, с той разницей, что у него будет льготная ставка пошлины, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой, может быть использована. на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется развитие страхового бизнеса в сфере культуры - в отличие от зарубежной практики страхование культурной деятельности в России практически отсутствует. Кажется, очевидным, что деятельность по инициированию и стимулированию страховой деятельности является делом государственных органов в данной сфере, поскольку часть доходов от страхования также может быть направлена на нужды культуры.
Уже из приведенного выше списка возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникает ряд очевидных вопросов, важных для практического управления в сфере культуры. Во-первых, это определение взаимосвязи между бюджетом и внебюджетным финансированием. Иными словами, что может быть предоставлено на коммерческой основе, а что - только на основе бюджетного финансирования. Это, с другой стороны, означает определение приоритетов бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В-третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников.
Есть и другой путь - самофинансирование, получившее широкое распространение в условиях современных рыночных отношений и также направленное на удовлетворение культурных и развлекательных потребностей клиентов, пользующихся услугами. В повседневной жизни учреждений культуры это обычный коммерческий (товары-деньги, деньги-услуги) или некоммерческий (благотворительность) обмен. Понятно, что разделение на коммерческий и некоммерческий секторы условно, поскольку гендерные формы культурно-досуговой деятельности и услуг разной направленности характеризуются разным уровнем коммерциализации.
Таким образом, в структуре годового оборота рынка альтернативных услуг в сфере культуры большую часть оборота составляют видео сервисы, ночные клубы, игры и развлечения, сцена и т.д. В то же время посещение театров, кинотеатров, концертных залов уменьшается. Однако нет строгой связи между каждым культурным товаром и коммерческим или некоммерческим сектором.
Таким образом, значительный объем культурно-досуговых услуг формируется за счет предпринимательской деятельности культурно-досуговых организаций. Чем больше бизнес той или иной организации досуга носит коммерческий характер, тем меньше ее сотрудники полагаются на финансовую помощь извне, но они больше ориентированы на потребительский спрос.
2. Общая характеристика и анализ коммерческой деятельности Муниципального бюджетного учреждения Фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас»
2.1 Общая характеристика деятельности Муниципального бюджетного учреждения Фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас»