1 Теоретические основы государственного регулирования развития малых форм хозяйствования в АПК региона
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования развития АПК
Агропромышленный комплекс (АПК) Российской Федерации – это совокупность отраслей и сфер народного хозяйства, которые тесно связаны с развитием сельского хозяйства, общественным разделением труда, находятся в производственно-технологическом, социально-экономическом и организационном единстве, осуществляют расширенное воспроизводство продуктов питания, а также занимаются обслуживанием сельскохозяйственного производства. В настоящее время в агропромышленном комплексе РФ занято около 35 процентов всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15 процентов ВВП. Около 30 процентов отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70 процентов всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.
Учитывая, что агропромышленный комплекс играет важную роль для экономики государства и обеспечения населения страны продовольствием, особое значение приобретает государственное регулирование указанной сферы. Согласно позиции В.И. Кушлина, под государственным регулированием агропромышленного комплекса понимается система экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивого воспроизводства предпринимательского типа. Цель такого регулирования состоит в постоянном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления, производимых из сельскохозяйственного сырья.
Основными задачами государственного регулирования агропромышленного комплекса являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства .
Сущность государственного регулирования агропромышленного комплекса (далее – АПК) раскрывается в его функциях. Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений — реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т.д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения. Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство также поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров. Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК.
Государство может выполнить эти и другие функции регулирования и поддержки устойчивого развития АПК, если система такого регулирования будет базироваться на ряде основных принципов.
Прежде всего, это принцип рационального аграрного протекционизма. Его особенность в том, что реализуется он комплексно. Это означает, что государство должно поддерживать надежность воспроизводства не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах АПК, регулируя устойчивость его развития в целом. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы с помощью системы организационно-экономических, нормативно-правовых механизмов создавать на инновационной основе благоприятные условия для развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, материальной базы мелиорации, восстановления производства минеральных удобрений других отраслей и производств фондообразующей сферы АПК. Оно призвано внедрять комплексную, адекватную природным условиям Российской Федерации и рынку систему хозяйствования, добиваться технико-технологического перевооружения перерабатывающей промышленности и инфраструктуры, формировать рациональную структуру всех сфер и отраслей АПК, заботиться об устойчивом воспроизводстве плодородия почв и т. д.
Аграрный протекционизм является одной из основ обеспечения продовольственной безопасности страны, как важнейшего компонента национальной безопасности страны в мирных условиях.
Страны, обладающие развитым АПК, имеют необходимые законодательные акты, создающие правовое обеспечение продовольственной безопасности. Странам, неспособным устойчиво обеспечивать население базовыми продуктами питания всегда угрожает конъюнктурная зависимость от импортеров, потеря экономической самостоятельности. Большинство промышленно развитых страны имеют обоснованные концепции продовольственной безопасности, которые отражены в соответствующих законах.
Вторым по значимости является принцип программно-целевого регулирования и поддержки. Его реализация требует разработки концепции устойчивого развития АПК России в целом и его регионов на основе научно обоснованных долгосрочных прогнозов. Ключевое значение для устойчивого развития АПК имеют также взаимосвязанные программы, «Повышение и устойчивое воспроизводство плодородия почвы», «Машиностроение для агропромышленного комплекса», «Мясо», «Молоко», «Корма», «Сахар», «Технико-технологическое перевооружение перерабатывающей промышленности», «Страхование доходов субъектов агропромышленного комплекса», «Комплексная долгосрочная программа устойчивого развития агропромышленного комплекса России».
Особую роль играет принцип гарантированной государственной поддержки устойчивого развития АПК. Он предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи. Государству важно сегодня гарантировать создание условий для становления и устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и средства производства для села, на средства производства для фондообразующих отраслей АПК и продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства. В гарантиях нуждается и реализация основных видов продовольственных товаров, поступающих в федеральные и региональные фонды по ценам, не ниже установленных, финансирование устойчивого воспроизводства и плодородия почв. Необходимы сегодня антимонопольное государственное регулирование, поддержка инновационно-инвестиционной деятельности по технико-технологическому перевооружению АПК, помощь в воспроизводстве племенного скота, в развитии элитного семеноводства, в сохранении биосистем. Важны экономическая защита отечественных производителей продовольствия от агрессивной конкуренции импортеров продовольствия. Необходимо также эффективное функционирование системы страхования результатов воспроизводства в АПК .
Для реализации принципа гарантированной поддержки аграрно-промышленного комплекса нужны экономические механизмы контроля за заинтересованностью и ответственностью государственных органов, чиновников и служащих, выполняющих функцию данной поддержки.
Не менее важным принципом государственного регулирования устойчивого развития АПК является гибкий, дифференцированный подход к его осуществлению. Следует учитывать различия в формах собственности и эффективности хозяйствования, неодинаковую значимость конкретного хозяйствующего субъекта в обеспечении устойчивой инновационности и экологичности воспроизводства, потенциальной конкурентоспособности производимой продукции, уровня развития предпринимательства, рискованности, эффективности участия в реализации государственных программ и т. д.
Следует отметить принцип мотивационной направленности государственного регулирования и поддержки. Реализация этого принципа требует формирования мотивационных механизмов перелива капитала, внедрения экзогенных и связанных с ним техногенных технологий производства, эффективной структуры и рыночной инфраструктуры АПК.
Понятно, что для повышения устойчивости функционирования АПК имеется слишком мало финансовых и материальных ресурсов, как у государства, так и у предпринимательских структур. Это требует особого выделения принципа максимально эффективного использования ресурсов. Этот принцип можно реализовать, если максимально использовать «даровые» силы природы, создавать адаптированную к природно-климатическим условиям каждого региона и хозяйства систему хозяйствования, позволяющую наиболее полно включить в дело потенциал биосистемы. Наиболее полное использование ресурсов требует, чтобы материально-техническая база АПК переориентировалась на их эффективное применение и предотвращение разрушения потенциала биосистемы на основе максимального внедрения инноваций в производство. Необходимо, далее, рационально использовать интеллектуальный потенциал ученых и предпринимательские способности субъектов АПК. Немаловажно стимулировать систему хозяйствования, адаптировать ее к конструктивным функциям рынка. Словом, государству надлежит применять наиболее эффективные и взаимосвязанные формы и методы регулирования с учетом специфики воспроизводства в АПК.
Формы и методы государственного регулирования определяются правом и осуществляются путем организаторской деятельности соответствующих органов управления и их должностных лиц. При этом формы отражают содержание управления.
К формам государственного регулирования развития АПК относятся: а) правотворческая деятельность; б) правоприменительная (правоисполнительная) деятельность; в) правоохранительная деятельность.
Органы государственной исполнительной власти сами принимают правовые акты (постановления и распоряжения); обеспечивают и контролируют их исполнение и применение; принимают меры к охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц (в этой деятельности участвуют также специальные правоохранительные органы – суды, прокуратура и другие).
Государственное регулирования развития АПК осуществляется: а) методом прямых предписаний, указаний, велений, запретов; б) методом рекомендаций (советов); в) экономическими методами. Можно назвать еще и чисто организационные или организационно-технические методы.
Метод прямых предписаний (велений, указаний, запретов) применяется только в случаях нарушения законодательства. Им пользуются правоохранительные органы, а также государственные сельскохозяйственные инспекции. Но данный метод не допускает необоснованного вмешательства госорганов и должностных лиц в производственно-хозяйственную деятельность АПК и его структур, нарушения коммерческой тайны, запрета купли-продажи, вывоза произведенной продукции за пределы региона и тому подобных действий .
В условиях рыночных отношений главное – поддерживать самостоятельность и инициативу предприятий и руководителей (органов) АПК и их структурных подразделений; оказывать помощь в работе путем советов и рекомендаций, проведения федеральных, региональных, местных ярмарок, смотров достижений и передового опыта. Именно в этом заключается метод рекомендаций (советов) в государственном управлении АПК.
К числу методов регулирования относят и организационно-практическую и даже техническую деятельность, не противоречащую законодательству. Имеется в виду ознакомление должностными лицами с положением дел на местах, на предприятиях; проведение кратких и деловых селекторных совещаний; пропаганда передового опыта в средствах массовой информации.
Первостепенное значение в государственном регулировании развития АПК принадлежит так называемым экономическим методам, к числу которых относятся: - прямое инвестирование сельского хозяйства из государственного бюджета, финансирование программ развития отдельных его отраслей; дотации и компенсации сельскохозяйственным организациям; - кредитная и налоговая политика, обеспечивающая предоставление льгот и преимуществ малым предприятиям в аграрном секторе, крестьянским хозяйствам, стимулирующая производство тех видов сельскохозяйственной продукции, в которых государство наиболее заинтересовано; - ценовая политика, включающая установление государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; государственное страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей .
Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса включает трехуровневую систему органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный, муниципальный.
В настоящее время непосредственное государственное регулирование на федеральном уровне осуществляется в сфере государственного сектора агропромышленного комплекса, селекционной деятельности, элитного семеноводства, ветеринарии и племенного животноводства.
Система органов государственного управления в области агропромышленного комплекса в настоящее время включает органы общей компетенции (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ) и органы специальной компетенции (министерства, федеральные службы и федеральные агентства), к числу которых относятся: - Министерство сельского хозяйства РФ; - Министерство природных ресурсов и экологии РФ; - Министерство промышленности и торговли РФ; - Министерство экономического развития РФ; - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; - Федеральное агентство лесного хозяйства; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральное агентство по рыболовству; - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и др.
Характеризуя региональный уровень управления АПК, отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Федерации в сфере агропромышленного комплекса можно отнести следующие: - организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов; - поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами); - развитие субъектов малого предпринимательства; - планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель; - резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд субъекта Федерации; - осуществление полномочий собственника в отношении лесных участков; - нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений.
Помимо государственного, немалое значение в сфере регулирования АПК имеет и муниципальный уровень как наиболее приближенный к населению.
Муниципальное управление в данной сфере осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства; к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района - создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; аналогичные полномочия осуществляют органы местного самоуправления городского округа.
Таким образом, агропромышленный комплекс представляет собой крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Государственное регулирование агропромышленного комплекса представляет собой систему экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивого воспроизводства предпринимательского типа. Основными методами государственного регулирования развития АПК выступают метод прямых предписаний, указаний, велений, запретов, метод рекомендаций (советов), экономические методы и организационно-технические методы.
1.2 Особенности государственного регулирования малых форм хозяйствования в АПК
Преодоление социально-экономического кризиса в агропромышленном комплексе напрямую зависит от эффективности развития малого агробизнеса. Активизация деятельности малых форм хозяйствования оказывает существенное влияние на комплексное развитие сельских территорий, где бизнес играет важнейшую экономическую и социально-политическую роль.
Следует отметить, что в экономической литературе, нормативно-правовых актах понятие «малые формы хозяйствования» рассматриваются применительно к сельскому хозяйству, сельским территориям наряду с понятиями «малый бизнес», «малое предпринимательство». Между тем необходимо различать дефиниции «малый бизнес», «малое предпринимательство» и «малые формы хозяйствования», так как дачные хозяйства, огородничество, садоводство, домашние хозяйства, личные подсобные хозяйства населения, составляющие большую часть малых форм хозяйствования, не относятся к бизнесу (предпринимательству) по двум причинам: к первой можно отнести фактор основной цели личного подсобного хозяйства (самообеспечение, без извлечения прибыли, ко второй - положение законодательства, где личные подсобные хозяйства прописаны непредпринимательской формой деятельности.
В научной литературе до сих пор нет однозначной дефиниции «малые формы хозяйствования», хотя это понятие стало использоваться с начала 2000-х годов для обозначения субъектов малого производства и предпринимательства в сельском хозяйстве. Следует отметить, что ни одно из существующих на сегодня определений «малые формы хозяйствования» не удовлетворяет всем целям его использования. Между тем применительно к этой форме хозяйствования во все больших объемах используются государственные инвестиционные инструменты регулирования, представляющие собой средства и способы воздействия на экономические условия, отношения, процессы управления экономикой. В последние годы к процессу регулирования привлекаются все большие государственные бюджетные средства, использование которых оговаривается строгими ограничениями, завязанными на определение субъектов «малые формы хозяйствования» и правильное отнесение видов деятельности к этой форме. В этой связи, в отрасли сельского хозяйства важным является однозначное толкование субъектов малых форм хозяйствования с четким определением качественных и количественных признаков.
А.А. Тубалец, Р.Н. Лисовская, А.В. Толмачев рассматривают малые формы хозяйствования как отдельный самостоятельный и саморегулируемый рыночный сегмент современной экономики, представляющий собой динамичную многофункциональную систему, включающую информационные и финансовые потоки, снабжение необходимыми материальными ресурсами, процесс производства и переработки, научный и производственный сервис, логистику, каналы реализации и потребления. С позиций логистики система представляет собой вход информационных, материальных, трудовых, финансовых потоков и выходом в виде материальных потоков потребления, услуг, отходов производства, с учетом последующего обратного движения инвестиционного финансирования.
Важным атрибутом внутренней структуры субъектов малых форм хозяйствования является их динамичность с постоянным внутренним количественным и качественным трансформированием непосредственных и опосредованных связей, возникающих в процессе производственных отношений. С другой стороны, необходимо учитывать, что по экономической природе субъекты малых форм хозяйствования могут существовать только при наличии и сохранении определенных конкурентных преимуществ во внешней экономической среде.
Малые формы хозяйствования в аграрном секторе имеют частную организационную структуру капитала, работающего за счет собственных и значительно реже привлеченных трудовых ресурсов, отличающихся высокой предприимчивостью в системе экономических отношений при сравнительно малом числе функциональных хозяйственных связей. Основная часть малых форм хозяйствования постоянно стремится ускорить движение рыночной стоимости, а получаемая в результате этого ее оборачиваемость выступает основой простого или расширенного воспроизводства.
Построение определения субъектов малых форм хозяйствования следует осуществлять выделением основных характерных признаков, особенностей функционирования, развития и регулирования. При таком подходе рассмотрение дефиниции субъектов малых форм хозяйствования можно вести с системных положений, исследуя малые формы хозяйствования не как простую совокупность малых производств, а как самостоятельный сектор экономики с присущими ему частыми неопределенностями и рисками, повышенной адаптируемостью в часто меняющейся среде, восприимчивостью к новшествам, самостоятельностью, характерными особенностями в управлении и ведении производства.
«Малые формы хозяйствования» в аграрном производстве представляют собой самостоятельные физические и юридические лица (дачные и домашние хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы) с региональными ограничениями размеров хозяйствования по выручке от реализации до 10,0 млн. руб., численности постоянных или сезонных работников до 15 чел., использованию земельной площади до 1 тыс. га (находящийсяв собственности и аренде), осуществляющие на свой риск экономическую деятельность с целью производства продукции для собственного потребления, получения относительно малого постоянного или сезонного дохода от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг, отличающегося от других определений положениями об отнесении дачных и домашних хозяйств к малым формам хозяйствования, указаниями на локальность, самостоятельность несения рисков, высокую адаптацию, экономико-правовую привязку, спектр присущего им производства .
К основным видам малых форм хозяйствования в агробизнесе Ю.Н. Нестеренко, Я.В. Музыка относят фермерские (крестьянские) и часть личных подсобных хозяйств: «Так, в соответствии с законодательством РФ малые формы хозяйствования в АПК существуют в двух формах: - личные подсобные хозяйства (Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ); - крестьянские фермерские хозяйства (Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003г. №74-ФЗ). К субъектам малого агробизнеса относится часть личных подсобных хозяйств, которая в связи с трансформационными процессами, происходящими в сельском хозяйстве, производит товарную продукцию, и эта деятельность является для данных хозяйств основным источником дохода».
В настоящее время происходит процесс кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлечение личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских (фермерских) хозяйств в различные формы кооперативов, что позволяет улучшить экономические показатели в сельском хозяйстве и решить ряд социальных проблем села.
Наряду с оказанием значительного влияния на развитие сельских территорий и стабилизацию социальных проблем села малые формы хозяйствования производят большую часть товарной продукции агропромышленного комплекса страны, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, в 2020 г. г личные подсобные хозяйства произвели около 50 процентов, а крестьянские фермерские хозяйства — почти процентов продукции, произведенной в сельском хозяйстве. Следовательно, около 60 процентов сельхозпродукции страны производится малыми формами хозяйствования.
Практика показывает, что малые формы хозяйствования в АПК отличаются своей высокой способностью к адаптации в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды, быстро настраиваются под волатильную рыночную ситуацию, предоставляют возможности оперативно реализовать различные бизнес-планы, идеи, новации, привлекают к этому значительную часть населения сельской местности. Проблемы развития и регулирования малых форм хозяйствования стали по-особому актуальными в условиях постоянно осуществляемых экономических трансформаций, в связи со стремлением правительства повысить роль социальных ориентиров, на основе создания благоприятного климата малому бизнесу на селе.
Стратегию регулирования субъектов малых форм хозяйствования следует строить с учетом местных особенностей и проблем их роста. Особенности функционирования, развития и регулирования субъектов малых форм хозяйствования могут оказывать как положительное (стимулирующее), так и отрицательное (сдерживающее) влияние.