1 Анализ рынка железнодорожной промышленности и дея-тельность предприятия АО «Трансмашхолдинг»
1.1 Анализ российского рынка железнодорожной промышленности
Прежде чем приступить к анализу текущей ситуации, предлагаю обратиться к истории зарождения железнодорожной отрасли в России и определению «железнодорожное машино-строение»
Железнодорожным машиностроением называется отрасль транспортного машиностро-ения, которая производит различные виды железнодорожной техники (локомотивы, вагоны, транспортные платформы и т.п.).
Длительное время ввиду своей экономической отсталости Россия была вынуждена за-купать железнодорожную технику за рубежом. Основными торговыми партнерами России бы-ли Великобритания и Германия. В ХІХ веке именно Британия была мировым лидером в раз-витии капитализма вообще и железнодорожного транспорта в частности. Железнодорожное машиностроение в царской России было представлено вагоностроительными и вагоноремонт-ными предприятиями Петербурга (Петрограда) и Москвы. Локомотивы закупались в основ-ном в Великобритании. В начале ХХ века начал свою работу Луганский паровозостроитель-ный завод, начал строиться завод в Харькове. Паровозоремонтные предприятия открылись в Москве, Киеве, Коломне и Петербурге.
После Октябрьской революции и гражданской войны молодое социалистическое госу-дарство оказалось в условиях международной экономической блокады. Для восстановления разрушенного войной хозяйства и подъема экономики требовалось развитие железнодорожно-го сообщения. Правительству удалось заключить договор с германскими фирмами на постав-ку первых партий паровозов. В дальнейшем был взят курс на первоочередное развитие тяже-лого машиностроения (в том числе – железнодорожного).
За годы Советской власти были восстановлены разрушенные войной и построены новые заводы железнодорожного машиностроения. К новостройкам первых советских пятилеток следует отнести и строительство московского метро. Основной тягловой силой были парово-зы. Железнодорожная сеть и заводы железнодорожного машиностроения, находившиеся на территории Европейской части Советского Союза были основательно разрушены в ходе Вели-кой отечественной войны.
Вторая половина ХХ века характеризуется развитием электрификации железных дорог. Для этого были построены электровозостроительные заводы в Новочеркасске и Тбилиси. Пас-сажирские вагоны строились в Риге и Калинине, грузовые вагоны – в Кременчуге, Днепро-дзержинске, Абакане и Барнауле. Часть подвижного парка импортировалась из стран социали-стического лагеря (тепловозы из Чехословакии, вагоны из Польши). Но это было вызвано не недостаточностью отечественных машиностроительных мощностей, а политическими интере-сами (поддержание экономики социалистических стран Европы).
После распада Советского союза железнодорожный комплекс, как и вся экономика, пе-режил кризис. Но развитие экономики и размах территории России послужили основой фор-мирования внутреннего рынка для продукции железнодорожного машиностроения. В настоя-щее время железнодорожное машиностроение России включает в себя следующие сектора: ло-комотивостроение (тепловозостроение и электровозостроение); вагоностроение (выпуск грузо-вых и пассажирских вагонов); производство путевой техники.
Крупнейшими компаниями железнодорожного машиностроения в настоящее время яв-ляются: «Трансмашхолдинг» (заводы в Брянске, Коломне, Новочеркасске), Уралвагонзавод, Алтайвагонзавод, Тихвинский вагоностроительный завод, Армавирский завод тяжелого ма-шиностроения. Они обеспечивают поставки на внутренний рынок всех видов требуемой про-дукции – грузовых и пассажирских вагонов, полувагонов, платформ, цистерн, изотермических вагонов, тепловозов и электровозов. В отношении локомотивов Российское машиностроение выпускает как магистральные локомотивы, так и маневровые и маневрово-вывозные. Послед-ние используются на различных предприятиях металлургии, машиностроения, горнодобыва-ющих предприятиях и лесоразработках.
Железнодорожное машиностроение отличается высокой материалоемкостью. Поэтому машиностроительные предприятия этой отрасли тяготеют к металлургическим базам. В насто-ящее время география железнодорожного машиностроения представлена Центральным райо-ном, Санкт-Петербургом, Северным Кавказом, Нижним Тагилом, Алтайском, Абаканом.
Важной составляющей рассматриваемого комплекса является производство путевой техники. Ведущим предприятиями этой отрасли являются Калужский завод «Ремпутьмаш», Абдулинский и Верещагинский заводы железнодорожного оборудования. Стоит отметить, что железнодорожное машиностроение России требует в настоящее время значительных капитало-вложений.
Рисунок 1.1 – Показатели железнодорожного транспорта общего пользования РСФСР и РФ
В 2019 году рост производства продукции в натуральном выражении наблюдался во всех сферах железнодорожного машиностроения, за исключением выпуска пассажирских ваго-нов локомотивной тяги. Многие сферы показали рекорды как в натуральном, так и финансо-вом выражении. Долгосрочные планы и потребности ряда российских крупнейших потребите-лей позволяют ожидать сохранения позитивного тренда для железнодорожного машинострое-ния России в целом, однако ряд сегментов может столкнуться с ограничением спроса ввиду конъюнктурных факторов.
Прошедший год для российского машиностроения был отмечен историческим рекор-дом: объем отгрузки в финансовом выражении составил 794,6 млрд руб., что на 12,4% боль-ше, чем в 2018 году (рис. 1.2). Наиболее динамично росли сферы производства путевой техни-ки (21,3 млрд руб., +77,6% к 2018 году), локомотивостроения (122,6 млрд руб., +56,6%) и производства моторвагонного подвижного состава (87,8 млрд руб., +19,3%).
Рисунок 1.2 – Стоимость отгруженной продукции предприятий отрасли железнодорож-ного машиностроения в 2015-2019 годах, млрд руб.