ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
1.1. Понятие и сущность метапредметных результатов в процессе обучения истории
В связи с новыми ориентирами школы изменяются и требования к идеальной модели ученика образовательного учреждения. Обучающийся в школе должен быть готов к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем. Поэтому особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения уделено метапредметным результатам или по-другому, под метапредметным результатом можно понимать – универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д. [22] Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Теоретическая характеристика понятия «Метапредметные результаты» рассматривается педагогами еще с начала 90-х гг. XX в. и в настоящее время является актуальной, так как не выработано единого подхода с точки зрения его комплексности.
Характеристика метапредметных компетенций в современной педагогической науке предлагается авторами не так давно. Работы Поздняковой Е.В. , Никитиной В.Н. , Олефира С.В., Ушевой Т.Ф. говорят о том, что данное понятие очень обширно и включает в себя множество элементов, которые еще только будут изучать. В основном данные авторы дают теоретическую характеристику понятия, его структуру и виды[12, 13].
Начиная с 2012 года, помимо теоретических разработок, начинают появляться в печати и практические, связанные с применением личностно-ориентированных методик формирования метапредметных результатов и их диагностики. Можно сказать, что авторы под этим понятием понимают универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию[21].
Вопросом изучения содержания универсальных учебных действий занимаются еще с 2008-2010 г.г. (Асмолов А.Г., Пономарева Е.А.) [6, 13]. С 2011 года внедряются в практику разработки по составлению программ и проектированию деятельности по формированию УУД (Аксенова Н.И., Новикова Л.Ю.) [4,14]. Рассматривая определение понятия, авторы останавливаются на следующей характеристике:
•в широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта.
• в более узком, собственно психологическом значении, термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Таким образом, мы можем рассматривать метапредметные результаты, как отдельно понятие, так и в совокупности с универсально учебными действиями. Перейдем сначала к рассмотрению основных метапредметных результатов, которые должны освоить обучающиеся в процессе изучения предмета «История». Для этого в нашей работе будет рассмотрен и проанализирован стандарт основного общего образования с точки зрения содержания и освоения метапредметных результатов при обучении истории. Так во ФГОС основного общего образования[22] прописаны метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые выражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Как мы сказали ранее метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. Рассмотрим какие УУД выделяют в рамках освоения метапредметных результатов при обучении истории. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий [22]:
• регулятивные,
• познавательные,
• коммуникативные.
Более подробнее мы остановимся на рассмотрении УУД при формировании метапредметных результатов при обучении истории. Для этого нами был рассмотрен и проанализирован ФГОС ООО и выделены основные универсальные учебные действия, которые формируются в процессе достижения метапредметных результатов с 5 по 9 классы в период обучения истории. Данные приведены в таблице. (Таблица № 1) [21].
Таблица 1.
Формирования метапредметных результатов УУД в обучении предмета «История» 5-9 классы
Класс Формулировки метапредметных результатов УУД по ФГОС
5 — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,
общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной
жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
6,7,8,9 Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
Собственные возможности ее решения.
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-формирование навыка смыслового чтения.
-развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, создавать
информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий).
Таким образом, исходя из данных по таблице можем сделать вывод, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся омпетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Для 6-9 классов метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. В соответствии с этим выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
1.2.Наглядность, ее виды, значение и место в процессе обучения истории
В современном образовании есть множество различных технологий, с помощью которых можно достигать метапредметные результаты. В связи с этим учителя используют на уроках различные средства достижение метапредметных результатов. Мы считаем, что в современной школе будет эффективно и актуально применять различные виды наглядности. Ведь при изучении многих школьных предметов (география, история, литература, биология, ИЗО, МХК и т.д.), учитель активно опирается на использование данного средства. Проводить работу с иллюстрацией на разных уроках важно потому, что обучающиеся встречаются с заданиями-иллюстрациями на предметных ВПР, предметных собеседованиях (русский язык 9 класс), экзаменах (ОГЭ и ЕГЭ) по многим предметам, олимпиадах.
Наглядность в педагогических исследованиях трактуется по-разному, а именно: как средство иллюстрации устного изложения материала учителем (С.Д. Рыбаков [16]), как средство познавательной деятельности (С.Т. Попова[15] ), как форма представления учебного материала, свойство учебных моделей (А.Т. Степанищев [17]), как дидактический принцип (Я.А. Коменский и др.). Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросы мы раскроем сущность понятий «наглядность», «принцип наглядности», «средства наглядности» и «виды наглядности» в процессе обучения истории.
Под понятием «наглядность» мы понимаем – психический процесс, в результате которого в сознании обучающихся образуются определенные образы исследуемого объекта. Принцип наглядности является дидактическим принципом обучения, относится к числу основных принципов обучения. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися [18], а эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, определяет характер процесса обучения [11]. В педагогическом словаре принцип наглядности трактуется как один из основных принципов дидактики, согласно которому обучение базируется на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками [10]. Соответственно в нашем исследовании под принципом наглядности мы понимаем один из основных дидактических принципов, предполагающий обучение, основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимися. Принцип наглядности обучения реализуется при помощи средств наглядности, под которыми понимаются способы, с помощью которых педагог демонстрирует учащимся объект познания. На основе зрительного восприятия непосредственно предметов или их изображений в учебном процессе у обучающихся формируются наглядно-образные представления и понятия о прошлом народов. Принцип наглядности отражается в многообразии видов наглядности и их классификаций. В педагогике выделяются различные виды средств наглядности, но более подробно мы остановимся на средствах наглядности, которые мы можем применить непосредственно на уроках истории.
А. А. Вагин[8], следуя за классификацией, выработанной К. Д. Ушинским, различал внутреннюю и внешнюю наглядность. Он сделал вывод, что точные и конкретные представления могут возникнуть у обучающихся только при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Первенствующее значение на уроках истории он отдает предметной наглядности. Данные представлены на (рис.1).
Рис. 1 Классификация наглядных средств по А. А. Вагину
Д. Н. Никифоров [12] по содержанию выделяет изобразительные и условные пособия, а по форме – печатные, экранные и самодельные.
• К изобразительным относятся: репродукции исторических памятников и их реставрации (архитектурные и бытовые), памятники письменности, живописные миниатюры и пр.; портреты исторических деятелей; карикатуры; реконструкции, т.е. художественные и учебные картины.
• К условным – карты, схемы и таблицы.
Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Данная классификация предполагает разделение наглядности на три группы (Таблица № 2):
Таблица 2
Виды наглядности по содержанию и характеру изображаемого материала
Виды наглядности Примеры
Изобразительная наглядность работа с мелом и доской;
репродукции картин;
фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
рисунки и аппликации;
видеофрагменты;
аудиофрагменты;
видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
Условно-графическая наглядность таблицы; схемы; блок-схемы; диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты.
Предметная наглядность музейные экспонаты; макеты; модели.
Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.
Существует множество приемов и методов формирования УУД с помощью средств наглядности. Мы сделали попытку составить конструктор таких приемов и методов (Таблица №3).
Таблица 3
Конструктор приемов и методов. формирующих УУД на уроках истории с помощью наглядности
УУД Приемы, методы формирования УУД Примерные задания
Регулятивные -Прием целеполагания.
-Прием работы с наглядностью: создание алгоритмов собственных действий и выход на задачи урока.
-Формулирование вопросов, по теме урока используя картину, карту и т.п.
-Постановка вопроса к содержанию наглядных средств. В начале урока учитель демонстрирует обучающимся ряд исторических картин, изображений и аппликаций и предлагает сформулировать тему урока, опираясь на представленный материал; (например: комнаты музея, где хранятся артефакты Древнего Египта к теме «Культура Древнего Египта»).
Познавательные -Рассказ или сочинение по картине.
-Рассказ по картине с использованием текста учебника.
-Соотнесение понятия, определения понятия и иллюстрации к понятию.
-Ответы на вопросы к иллюстрации.
-Сравнение двух (нескольких) учебных картин, иллюстраций.
-Беседа по картине.
-Оживление карты.
-Дополнение схемы.
-Анализ иллюстрации по наводящим вопросам.
Подходящие и «неподходящие» по теме иллюстрации.
– приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы») с использованием средств изобразительной наглядности;
– приём заполнения контурной карты;
– историко-географический диктант; – прием работы с мелом и доской по методу «фишбоун»;
– анализ карикатур по наводящим вопросам; На доске предложено несколько иллюстраций, выбираем только те, которые подходят по теме урока, с ними работаем в процессе изучения темы.
В задания на соответствия добавляем помимо понятия и его определения еще иллюстрацию (например: верфь – место строительства и починки кораблей - иллюстрация; правитель – период правления – портретное изображение).
- например,задание «О чем говорит карта» – используя историческую карту необходимо охарактеризовать положение России накануне введения опричнины Иваном Грозным.».
Коммуникативные -диалоговое взаимодействие.
-игры с использованием наглядных средств.
-исторические викторины с использованием средств изобразительной и условно- графической наглядности;
-урок-дебаты, урок-дискуссия по картине.
-работы в группе и работы в парах. Составление или дополнение учеником схемы по теме: «Социальная структура общества Др. Китая», другой исправляем возможные ошибки, вносит дополнения.
Просмотр анимационного фильма «История Государства Российского» сер. № 15 «Крещение Руси», обсуждение в парах причин принятия христианства кн. Владимиром.
Таким образом, визуализация – это способ получения и обобщения знаний с помощью зрительного образа события, факта, понятия, явления, процесса и т. п., основанный системном структурировании информации в наглядной форме и на ассоциативном мышлении. В свою очередь, применение наглядности на уроках истории отвечает требованиям к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования, обозначенным в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования. В требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы, планируемых результатах и умениях, к числу основных умений относится умение анализировать историческую информацию, содержащуюся в различных знаковых системах (карта, текст, таблица, аудиовизуальный ряд, схема). Использование наглядных средств на уроках истории не противоречит лежащему в основе ФГОС достижению метапредметных результатов.
Выводы по Главе 1
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что в основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем, обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений.
Существует множество определений понятию метапредметные результаты, но в работе под метапредметными результатами будет пониматься – универсальные учебные действия, которые дополняют, «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д. «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.