Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

maxreb04 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.11.2021
Современный этап в развитии музейно-педагогического географического образования характеризуется ориентацией его содержания на формирование у обучающихся географической картины мира, географической культуры как составной части общей культуры человека [3].
Введение

Актуальность исследования. В соответствии с Историко-культурным стандартом, Федеральным государственным образовательным стандартом и Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г. одной из задач школьного исторического образования провозглашены «знание истории культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества» [1; 2; 3]. К личностным результатам освоения школьниками истории Стандарт относит «воспитание российской гражданской идентичности, в том числе за счет расширения поисковой музейно-краеведческой деятельности школьника» [2, с. 7-8]. В свете представленных задач существенная роль отводится музею, который не только обеспечивает сохранение культурного и природного наследия, но и играет значительную роль в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Занятия в музее учат школьников понимать историко-культурный контекст вещей, содействуют умению реконструировать образы соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, формируют уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему гуманистических ценностей. Музейная педагогика призвана осуществлять нетрадиционный подход к образованию и способствовать самореализации каждого ребенка. В нашем традиционном образовании с давних времен сложилась стабильная традиция сотрудничества музеев со школами, которая до сего дня строилась следующем: музей дает школьникам дополнительные знания и возможность заниматься творчеством. При этом музей всегда представлялся как интересное, важное, но все-таки дополнительное и вспомогательное средство учебно-воспитательного процесса, посредством экскурсий и через имеющиеся в музеях детских центров, просветительских отделов и секторов музейной педагогики предлагая дополнительные образовательные программы, кружки и мастер-классы. Однако в настоящее время произошла кардинальная смена музейно-педагогической парадигмы и образовательного процесса в музее, стала стремительно возрастать его роль в образовательном процессе. Приоритетной целью современной системы образования стало формирование личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач музейной педагогики является формирование у подрастающего поколения потребности в общении с культурным наследием, накопленным человечеством, а также обучение и воспитание подростков на музейном материале. Музей – это социальный институт, который представляет собой междисциплинарное образование, интегрирующее различные области знания, такие как музееведение, психология, педагогика, искусство. Использование музея в образовательном процессе в настоящее время рассматривается как новейшая психолого-педагогическая технология эффективного развития личности средствами искусства. Музейная педагогика становится областью научного и практического исследования. Стоит особо подчеркнуть, что музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века. Следует помнить, что музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования. В наше время музей начинает рассматриваться и как наиболее эффективное средство «введения» подрастающего поколения в культуру, которая именно в его художественно-временном пространстве открывает все богатство своих смыслов и драматических коллизий, противоречий и достижений. Не случайно в гуманитарных кругах возникает дискуссия: чем является музей в современном мире — храмом или форумом? Музей, подобно храму выполняет вневременную и универсальную функцию, используя структурный образ реальности не просто для ориентира и справки, но в качестве объективной модели для сопоставления с индивидуальными представлениями. В противоположность этому музей-форум — это место для конфронтации, экспериментов и дебатов. Проблема исследования заключается в недостаточном обосновании музейной педагогики как действенного педагогического средства географического образования обучающихся. Объектом исследования является музейная педагогика. Предметом исследования являются культурно- образовательные аспекты музейной коммуникации географического образования обучающихся. Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании музейной педагогики как действенного средства географического образования обучающихся. Гипотеза исследования: музейная педагогика будет действенным педагогическим средством географического образования обучающихся, если: 1. определить понятие и содержание музейной педагогики; 2. выявить состояние музейной педагогики в географическом образовании современных обучающихся; 3. осуществить научную рефлексию содержания, организационных форм и методов деятельности музеев географического профиля. Задачи исследования: 1. определить понятие и содержание музейной педагогики; 2. выявить состояние музейной педагогики в географическом образовании современных школьников; 3. осуществить научную рефлексию содержания, организационных форм и методов деятельности музеев географического профиля. Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов исследования осуществлялась на основе использования комплекса методов исследования: анализа, анализа литературы, сравнительно-исторического анализа, причинно-следственного анализа, педагогической герменевтики, наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта, педагогического эксперимента, математической статистики. Положения, выносимые на защиту: 1. По определению А.Е. Сёмке музейная педагогика - это «передача культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды» [31]. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика– область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики [30; 51]. Предметом музейной педагогикиявляются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. 2. Содержание музейной педагогики составляют следующие направления деятельности: - Поисково-собирательское. - Экспозиционное (оформительское). - Экскурсионное. - Культурно-массовые мероприятия. Состояние музейной педагогики в географическом образовании современных обучающихся определяется следующими характеристиками: – стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи и недостаточной реализацией музейно-педагогическогонаследия в условиях деятельности образовательного учреждения; – содержанием музейно-педагогического образования в школе, действующего на традиционной экскурсионно-репродуктивной основе, и необходимостьюразвития творческого потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся на базе музейного материала; – необходимостью развития музейно-эстетической культуры учащихся на примере музейных ценностей и недостаточной подготовленностьюпедагогов к этой деятельности. 3. Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах — познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению. В данной работе будет проведен анализ деятельности следующих 6 музеев географического профиля: - Минералогический музей имени И.К. Баженова Томского государственного университета; - Музей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; - Научно-учебный Музей Землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова; - Минералогический музей РАН имени А.Е. Ферсмана; - Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского Российской академии наук ГГМ РАН; - Геолого-минералогический музей Московского государственного областного университета. Музейный мир современной России охватывает около двух тысяч музеев, входящих в систему Министерства культуры РФ, среди которых 86 музеев федерального и 1715 местного подчинения. Кроме того, работают ведомственные, общественные, муниципальные и частные музеи. Только в музеях Министерства культуры сосредоточено около 60 миллионов единиц хранения. Ежегодно музеи посещает до 70 миллионов человек. В процессе своего развития музеи сталкиваются с рядом новых проблем и задач. И это не только проблемы финансирования и сохранности музейного фонда. - Музеефикация новых памятников; - Создание и развитие новых видов музеев; - Привлечение молодых кадров; - Необходимость создания каталога музейного фонда РФ; - Правовые проблемы; - Информатизация музеев: • финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых технологий, • информационные проблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученности коллекции, и т. п.; - Проблема музей и туризм. Научная рефлексия содержания, организационных форм и методов деятельности музеев географического профиля осуществлялась с позиций системного, деятельностного, эколого-краеведческого и других подходов, позволяющих представить музейную педагогику как универсальное интегрированное средство и условие географического образования обучающихся. База исследования Базой исследования являлся геолого-минералогический музей ГЭФ МГОУ. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке и реализации организационных форм и методов деятельности музеев географического профиля различных образовательных организаций. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из двух глав, четырех параграфов, введения и заключения, списка использованных источников, приложений. Объем диссертации составляет 74 страницы, список использованных источников включает 53 наименования.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы музейной педагогики 1.1 Понятие и содержание музейной педагогики 1.2 Состояние музейной педагогики в географическом образовании современных школьников Выводы по главе 1. Глава 2. Рефлексия опыта деятельности музеев географического профиля 2.1 Содержание деятельности музеев географического профиля 2.2 Организационные формы и методы деятельности музеев географического профиля Выводы по главе 2. Заключение Список используемых источников
Список литературы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Историко-культурный стандарт // Вестник образования. - 2014. - № 13. 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [Текст] // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 9. – С. 8–9. 4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. 5. Анискин, А.Н., Кулакова, М.В. К 80-летию со дня рождения профессора В.И. Зубова – основателя геолого-минералогического музея МГОУ. - Добродеевские чтения. I Международная научно-практическая конференция. Москва, 12-13 октября 2017 г. М. : Издательство: Московский государственный областной университет – 2017. 6. Анискин А.Н., Кулакова М.В. Рудский В.В. Образовательный, воспитательный и культурный потенциал геолого-минералогического музея им. В.И. Зубова Московского государственного областного университета // География и геоэкология: проблемы науки , практики и образования: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 мая, 2016 года) / редкол. М.И. Подболотова (отв. ред.), Е.В. Евдокимова, Б.И. Кочуров и др. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016. – 382 с. 7. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, А.И. Елховская, В.В. Николина. – М . : Просвещение, 2010 – 157 с. 8. Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт / Е. А. Беловолова //География в школе. – 2006 - № 5 - С.39-46. 9. Беляев, А.М. Проведение географической практики в школьных геоэкологических лагерях / А. М. Беляев // География в школе. - 2008 – № 4. - С.46-48 10. Вахромеева, О. Б. Человек с открытым сердцем / О. Б. Вахромеева // Педагогика. – 2001. - № 4. – С.110-112. 11. Вспоминая Зубова Валентина Ивановича// «Народный учитель», №4, 2013. 12. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. — 2014 -№ 4 13. Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015 — С. 1-5. 14. География и геоэкология: проблемы науки, практики и образования: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 мая, 2016 года) / редкол.: М.И. Подболотова (отв. ред.), Е.В. Евдокимова, Б.И. Кочуров и др. Москва: ИИУ МГОУ, 2016. 382 с., – с. 284–291. 15. Геттнер, А. География: ее история, сущность и методы / А. Геттнер / Пер. с нем. Е. А. Торнеус. – М. : Юрайт, 2019 – 490 с. 16. Голов В.П., Зубов В.И. Геология и география: методологическое единство образовательных областей // Геология в школе и в ВУЗе: Геология и цивилизация. Материалы IV Международной конференции. Спб., 2005. -с. 128-130. 17. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб – М.: ВЛАДОС, 1999 – 96 с. 18. Гиль, А.Ю. Изменения в деятельности музеев развития с учетом тенденций развития современного общества / Вестник Томского государственного университета. № 364. 2012. С. 49-53. 19. Даудова Я. А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник — Геланча. № 1 (18) 2013 20. Душина, И.В., Таможняя, Е.А., Пятунин, В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов, Москва: АСТ Астрель, 2004. - 203 с. 21. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – М. : Советский спорт, 2003 – 216 с. 22. Иванов Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012 - 96 с. 23. Именнова, Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дис.....канд. пед. наук. - М., 2004. - 213 с. 24. Короткова, М. В. Методика реализации куль турно-образовательных программ в музейной практике. Музей без барьеров [Текст] / М. В. Короткова. – М., 2013. 25. Кулакова, М.В. Изучение геологии родного края в музейной среде: пути интеграции географического и экологического образования/ / География и экология: научное творчество, междисциплинарность, образовательные технологии: материалы Международной научнопрактической конференции (г. Мытищи, 16-17 февраля 2017 г.) / отв. ред. Ю.М. Гришаева; ред. Колл.: З.Н. Ткачева идр. М.: ИИУ МГОУ, 2017. 336 с. 26. Мазуров, Ю.Л. Образование для устойчивого развития: Содержание и макроструктура // Вестник МГУ, Серия геогр., №4, 2003. 27. Максаковский,В.П.Географическаякартинамира. Кн. I: Общаяхарактеристикамира. - М. : , Дрофа, 2008. 28. Максаковский,В.П.Географическаякартинамира. Кн. II: Региональная характеристикамира. М. : , Дрофа, 2009, 4-е изд., 480 с. 29. Мамонов, А.В. История экскурсионного дела / А.В. Мамонов // География в школе. – 1999 - № 2 – С.41-44. 30. Медведева, Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -СПб., 2000. - 23 с. 31. Музейнаяпедагогикав школе [Текст] : [сборник статей] / Министерство культуры Российской Федерации [и др.]. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2000. - Вып. 2. - 2000. - 207, [1] с. : ил. 32. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества / Н.В. Нагорский. СПб, 2004. – 432 с. 33. Нагорский, Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система. - СПб., 2005. - 509 с. 34. Никонова, М.А. Краеведение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / М. А. Никонова. — 4-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2016 — 192 с. — (Сер. Бакалавриат). 35. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ЭГВЕС, 2013. – 267 с. 36. Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программ и стратегий [Текст] / Д.В. Шмуратко // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 10. – С. 42–43. 4. 37. Ожегов, С.И.Толковыйсловарьрусскогоязыка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. 38. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с. 39. Принципы музейной педагогики и вопрос о детских и школьных музеях в зарубежной педагогической литературе // Гражданское образование: Материалы международного проекта. СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 2000. С. 136 ­149. 40. Поздняк, С. Н. Методика обучения географии: Методика и опыт / С.Н. Поздняк // География в школе. – 2006 - № 5 – С.35-38. 41. Принципы музейной педагогики и вопрос о детских и школьных музеях в зарубежной педагогической литературе // Гражданское образование: Материалы международного проекта. - СПб. : РГПУ имени А. И. Герцена, 2000. - С. 136­149. 42. Прокопьев, И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. – В 3 ч. – Ч.3. – Дидактика / И. И. Прокопьев. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 138 с. 43. Рудский В.В., Анискин А.Н., Кулакова М.В. Образовательный, воспитательный и культурный потенциал геолого-минералогического музея им. В.И. Зубова Московского государственного областного университета География и геоэкология: проблемы науки, практики и образования: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 мая 2016 года)/ редкол. М.И. Подболотова (отв. ред.), Е.В. Евдокимова, Б.И. Кочуров и др. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016. – 382 с. 44. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002 – 576 с. 45. Соловьев, М.С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов / М.С. Соловьев // География в школе. - 2008 - № 4 - С.52. 46. Столяров, Б.А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея [Текст]: учеб. пособие для музейных педагогов и студентов гуманит.-худож. вузов / Б. А. Столяров. – СПб., 2008. 47. Суслов, В.Г. «Методические решения проблемы коррекции недостатков учебной деятельности учащихся на уроках географии» [Текст] /В.Г.Суслов// География и экология в школе ХХІ века. – 2004. – №4. – с.58-59. 48. Троянская, С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139 с. 49. Чернихова, Е.Я. Методическая школа А.В. Даринского (К 95-летию со дня рождения) / Е.Я. Чернихова // География и экология в школе XXI века. – 2005. – № 3. – С. 44-46. 50. Шмуратко, Д. В. Шулепова, Э. А. Основы музееведения [Текст] / Д. В. Шмуратко, Э. А. Шулепова. – М., 2005. Гафар, Т. Образование в современном музее: типы программ и направления развития [Текст] / Т. Гафар // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. – М., 2012. – С. 29–38. 51. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. – М., 2001. – С. 13-14. Электронные ресурсы 52. Клюкина, А. И. Методология и практика реализации педагогического потенциала музея (На примере музеев естественнонаучного профиля), дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Санкт – Петербург 2014.[Электронный ресурс] URL:. http://diss.seluk.ru/di-pedagogika/604-1-aiklyukina-metodologiya-praktika-realizacii-pedagogicheskogo-potenciala-muzeya-na-primere-muzeev-estestvennonauchnogo-profilya-tom-sp.php (дата обращения 25.05.2016). 53. Соколова, М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ярославский гос. пед. ун-т им. Д. Ушинского. - Ярославль, 2000. - 18 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003214501
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы музейной педагогики 1.1 Понятие и содержание музейной педагогики Музейная педагогика – это наука о воспитании средствами музея, это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологи. Музейная педагогика – это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурно-краеведческого, геологического, исторического и другого опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Содержание музейной педагогики составляют следующие направления деятельности, а также следующие принципы организации деятельности: - принцип личностной ориентации, в основе которой лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентаций, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т. д.; - принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории опирается на понятия «общее» (присущее группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное, неповторимое); - принцип развития личности в действии исходит из понимания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе; - принцип координации деятельности участников музейно-педагогического процесса. Термин «музейная педагогика» довольно давно вошел в существующую сейчас музейную терминологию, став перспективным направлением музейной работы. Усилия, приложенные в данном направлении, как правило, приводят к объединению музейной педагогики с педагогикой в целом. Для того, что бы говорить дальше о музейной педагогике, следует определиться, о чем в данном конкретном случае идет речь. Словосочетание «музейная педагогика» содержит в себе понятия «музей» и «педагогика». Толковый словарь С.И. Ожегова определяет музей «как учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников истории и культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью» [37, 369].В некоторых педагогических словарях [35, 150; 38, 397] музей определяется как учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение памятников истории и культуры. Достаточно устоявшееся определение педагогики [8, 151; 10,186] определяет ее как науку о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах его воспитания, образования и обучения. Данное определение педагогики примем как классическое.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 98 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg