Введение
Актуальность. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.
Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)
Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей, занимались Я.А. Коменский, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др.
Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.
Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Ивановой, М.М. Кашапова, В.И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, А.Л. Свенцицкого, И.Р. Сушкова, Н.П. Фетискина и др.
В настоящее время ряд авторов (В.П. Еремин, Н.Д. Захарин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров, С.Г. Плещиц) ставят вопрос о наличии или отсутствии различий психологической безопасности школьников и студентов.
Целью курсовой работы является изучение психологической безопасности образовательной среды
Объект исследования: психологическая безопасность.
Предмет исследования: изучение психологической безопасности образовательной среды школ и ВУЗов.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. раскрытие понятия «психологическая безопасность»;
2. проанализировать факторы окружающей среды, влияющие на психологическую среду;
3. изучение круга научной литературы по проблеме психологической безопасности образовательной среды.
Научная значимость: проблемное поле темы "психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа" широкое, недостаточно изучено и требует множества детальных исследований. Выявление факторов, способствующих пониманию сущности проблемы, является важной научной задачей. Ее решение предполагает всестороннее рассмотрение вопроса. Исследование влияния эмоционального интеллекта и толерантности к неопределенности на субъективное восприятие психологической безопасности образовательной среды ВУЗа представляется одним из необходимых аспектов на пути решения задачи.
Практическая значимость: данное исследование позволит пролить свет на одну из сторон проблемы психологической безопасности образовательной среды.
Подтверждение гипотезы о наличии различий психологической безопасности школьников и студентов, в психологической безопасности образовательной среды предполагает возможность улучшения психологического климата в образовательных учреждениях посредством индивидуальной и групповой работы по формированию необходимых личностных качеств; фокусирует внимание на необходимости усиления психологической службы в высших учебных заведениях.
?