ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА: ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДЫ
1.1 Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы
Глава 1. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы
В связи с активным развитием этой сферы экономики возникла необходимость четкого взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда. Авторами освещены перспективы совместной деятельности отраслевого работодателя и профильных учебных заведений, определены факторы, влияющие на подготовку кадров в сфере туризма и гостеприимства. Рассмотрены проблемы в традиционном и современном подходах подготовки кадров и пути их решения. При традиционном подходе к подготовке кадров были обозначены такие основные методы обучения, как обучение на рабочем месте и вне рабочего места [8].
При современном подходе к подготовке кадров были рассмотрены методы аутсорсинга и аутстаффинга, а также компетентностного подхода. Индустрия туризма и гостеприимства представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, которая отличается интегрированным характером функционирования различных предприятий. Современная модель профессионального туристского образования предполагает в своей основе многоуровневую, территориально распределенную систему непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров. Однако в настоящее время не решены проблемы, связанные с качеством подготовки кадров. Специфика туристского образования заключается в его многогранности, поскольку подготовка кадров осуществляется по различным направлениям технического и технологического, экономического, управленческого и научного профилей.
В современных условиях сфера туризма и гостеприимства - это одна из больших и быстро развивающихся отрасль экономики. Во всей отрасли туриндустрии первое место отведено туризму и гостеприимству.
Элементы сферы туризма и гостеприимства включают в себя учреждения и предприятия, цель деятельности которых - удовлетворение нужд туристов (комфортности, мотивационных, содержательных, аттракционных) [8].
Сфера туризма и гостеприимства включает в себя разные отрасли и виды деятельности, принадлежащие к материальному производству и к непроизводственной сфере. Как правило, выделяются такие составляющие сферы туризма и гостеприимства, как размещение, реализация услуг, трансфер, экскурсионное обслуживание, питание, лечение и оздоровление, досуг и развлечения.
Сфера туризма - это межотраслевой хозяйственный комплекс, который основывается на создании турпродукта, удовлетворяющего потребности населения.
Сфера гостеприимства включает в себя множество различных сфер деятельности: ресторанный и гостиничный бизнес, туризм, проведение научных или развлекательных мероприятий, а также организацию мероприятий международного уровня, например, олимпийские игры, международные футбольные турниры и т.д. Сфера гостеприимства должна быть отлаженной инфраструктурой, включающей в себя всевозможные организации и объекты, которые обеспечивают сервис и прием туристов, а также организацию их досуга. Понятие «сфера гостеприимства» является наиболее широким, чем понятие «сфера туризма». В основе этих сфер деятельности лежит тезис «гостеприимство», т.е. лояльность по отношению к гостям, которую должен оказывать персонал гостиниц. Поэтому уровень подготовки кадров этих двух сферах играет значительную роль в сервисе обслуживания населения.
Подготовка кадров в сфере туризма и гостеприимства - это планомерная и организованная подготовка квалифицированных специалистов гостиниц и иных средств размещения, объектов и средств отдыха, общественного питания, а также объектов делового, оздоровительного, спортивного, познавательного назначения [4].
Последние несколько лет можно наблюдать подъем конкурентоспособности во многих направлениях экономики развитых стран мира. Исключительно актуальная проблема состоит в подготовке кадров в сфере туризма и гостеприимства в России.
Подготовка и переподготовка кадров в сфере туризма и гостеприимства может стать одним из главных достоинств организации, т.к. качество предоставляемых услуг напрямую зависит от квалификации кадров, а удовлетворение гостей в сфере обслуживания достигается компетентностью персонала.
Основная структура подготовки кадров в сферу туризма и гостеприимства:
-ресторанный бизнес;
- транспортная отрасль;
- услуги по предоставлению жилья;
-индустрия туризма и гостеприимства.
Для сферы туризма и гостеприимства осуществляется подготовка кадров разного уровня - от портье и официантов до руководителя и управляющего отелем. Поскольку она связана с обслуживанием клиентов, необходимо, чтобы весь персонал составлял единое целое и подчинялся единым стандартам сервиса. Основные элементы подготовки кадров формируются в качестве адаптивной, динамической социально-экономической системы, которая обеспечивает постоянное совершенствование образования. Можно выделить группы факторов, оказывающих влияние на процессы практики подготовки и кадров (рис. 1, 2).
Схема 1 - Факторы, влияющие на подготовку кадров в сфере туризма и гостеприимства
Схема 2 - Факторы, влияющие на элементы практики подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства
В стадии развития туризма и гостеприимства в России принято выделять два подхода к подготовке специалистов в этой сфере: традиционный и современный.
В ходе подготовки кадров особое значение имеет формирование личности и её компетентности, что позволяет повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а также облегчить процесс их адаптации к профессиональной деятельности [2].
Традиционный подход подготовки кадров определяется системой образования, которая включает обучение в рамках системы высшего профессионального образования, а также в системе среднего профессионального образования, на специализированных курсах и практикоориентированных тренингах.
Традиционными методами обучения в России являются лекции, семинары, наставничество, выделяют также методы обучения вне рабочего места и методы обучения на рабочем месте (рис. 3, 4).
Схема 3 - Традиционные методы обучения на рабочем месте
Схема 4 - Методы обучения вне рабочего места
Обучение на рабочем месте - это практическая направленность, непосредственная связь с производственными функциями персонала. Методы обучения вне рабочего места дают возможность отвлекаться от ситуации на рабочем месте. Данное обучение помогает формировать новые поведенческие и профессиональные компетенции.
Эти два методы не исключают друг друга, обучение на рабочем месте может проводиться с отрывом или без отрыва от работы. Они дополняют друг друга, т.к. обучение в процессе работы в большинстве случаев совмещается с обучением в учебных заведениях или других организациях.
К современному подходу подготовки персонала для предприятий туриндустрии и гостеприимства можно отнести аутсорсинг и аутстаффинг.
Аутсорсинг - передача на обслуживание неключевых функций сторонней организации. Немногие современные руководители учитывают, какую выгоду можно получить, передав второстепенные для организации функции более профессиональному поставщику услуг. К примеру, передать на аутсорсинг кадровым агентствам оценку и подбор персонала. Сочетание самостоятельной работы и аутсорсинга - это интерсорсинг.
Аутстафинг - это метод, содействующий оптимизации определенных профессиональных навыков, знаний и опыта, пользующихся спросом при выполнения как краткосрочных, так и долгосрочных проектов при необходимости увеличения гибкости процесса приема сотрудников на временные и сезонные проекты.
Сегодня услуги аутсорсинга и аутстаффинга становятся обычным делом. Аутсорсинг (от англ. outsourcing – «внешний источник») – схема сотрудничества, согласно которой компания-заказчик передает часть своих бизнес-процессов или непрофильных задач на обслуживание другой компании (юридическому лицу или ИП). Что общего. Основным заданием и аутстаффинга, и аутсорсинга является оптимизация трудовых, денежных и временных ресурсов компании-заказчика. Аутсорсинг. Частичное делегирование полномочий, в том числе ряда форм организации труда, в которой непрофильные и неосновные функции предприятия передаются совершенно иной компании. Чаще всего в эту направление входит оказание бухгалтерских и юридических услуг, ведение кадровой политики; реже используются вспомогательные производства, продажи и иные услуги, которые не являются приоритетным направление развития бизнеса для выбранного предприятия.
• Аутстаффинг. В данном случае термин имеет обширное значение. Одна компания нанимает группу работников, но фактически передаёт по принципу «временного пользования» другой компании. Такой вариант применим во многих отраслях экономики, в том числе в торговле, строительстве
Как мы видим, оба понятия имеют единую структуру трудоустройства граждан, но принципиально отличаются по методам выполнения характера работ. Главное, различия аутсорсинга и аутстаффинга заключаются в выполняемых функциях со стороны наёмных работников Многие владельцы организаций и предприятий сферы туризма и гостеприимства не принимают в штат сотрудников, а приглашают для работы специалистов компании-провайдера: используют услуги горничных, официантов, хаускиперов, поваров, предпочитая не оформлять их в штат.
Развитие туризма в современных условиях нуждается и в необходимости применять более эффективные подходы к подготовке специалистов. В настоящее время это компетентностный подход.
Миссия компетентностного подхода - привести образование в соотношение с потребностями рынка труда. Современность данного подхода заключается в культуре самоопределения, т.е. способности и готовности самореализовываться, самоопределяться и саморазвиваться.
Будущему специалисту необходимо развивать в себе умения, которые помогли бы ему быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации на рынке труда и новым требованиям. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что компетентный специалист владеет не только конкретными знаниями, навыками и умениями, но и может применять их в своей работе.
Использование компетентностного подхода при обучении студентов заключается в сочетании традиционных форм (лекции, семинары) с современными активными методами обучения (кейс-практики, деловые игры, мастер-классы, стажировки, презентации проектов). Именно такая подготовка и работа над проектами в группах способствуют применению методов моделирования и прогнозирования в профессиональной деятельности, разработке иных способов разрешения проблем и т.д. К примеру, в рамках изучения дисциплины «Управление персоналом организации» проводится практическое занятие по составлению должностных инструкций персонала.
Для результативного управления системой подготовки специалистов в условиях ее совершенствования необходимо разработать систему принципов, которые отражали бы наиболее существенные аспекты деятельности, проявляющиеся в свойствах, придающие всей системе определенность, и обосновывали бы ее эффективность. К ним относят общесистемные принципы развития подготовки кадров для предприятий туриндустрии и гостеприимства (рис. 5).
Схема 5 - Общесистемные принципы развития подготовки кадров для предприятий туриндустрии и гостеприимства
Однако в настоящее время еще не решены проблемы качества подготовки специалистов (рис. 6):
- при дефиците квалифицированного персонала для туриндустрии и гостеприимства присутствует невостребованность выпускников профильных вузов вследствие недостатка у них практических навыков и знаний по конкретным специализациям, также следует отметить чрезмерную академичность профильного высшего образования при недостатке необходимых компетенций;
- с увеличением числа средних и высших специальных учебных заведений, выпускающих специалистов и бакалавров туристского профиля, растет потребность в квалифицированном профессорско-преподавательском составе, владеющем современными профессиональными знаниями и опытом практической работы в туристской и гостиничной сферах, вследствие этого недостаточное количество наиболее подготовленных работников привлекаются к проведению мастер-классов, семинаров, чтению лекций, научным исследованиям, связанным с проблемам туризма и гостеприимства, а также к участию в научно-практических конференциях и руководству практикой на предприятиях туризма и гостеприимства;
- у учебных заведений возрастает потребность в соответствующем обеспечении учебного процесса, в изучении новых технологий профессионального образования и введении средств и методов дистанционного обучения.
- программы повышения квалификации и переподготовки кадров, реализующиеся в системе профессионального туристского образования, не дают необходимых инновационных практических профессиональных навыков и знаний, а зачастую носят формальный характер, не связанный с программами корпоративного обучения сотрудников [1].
Схема 6 - Проблемы подготовки специалистов
Проблема недостатка квалифицированного персонала актуальна всегда для любых отраслей, а для быстро развивающейся сферы туризма и гостеприимства она является основной. И проблема эта сложнее, чем просто дефицит выпускников. В настоящее время ситуация на рынке такова, что выпускники профильных учебных заведений не отвечают профессиональным требованиям, соответствующим международным стандартам. Сегодняшние специалисты имеют низкий профессиональный уровень, поэтому гостиницам и турфирмам, имеющим собственные программы подготовки специалистов, приходится заново обучать принятых на работу сотрудников. У молодых специалистов наблюдается недостаточная компетентность и отсутствие адаптационных навыков, которыми они должны обладать в развивающейся конкурентной среде [3].
В России проблемы кадрового обеспечения туризма долгое время находились не в поле зрения государственной власти, что привело к отставанию туриндустрии от мирового уровня. Не так давно был принят Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. №12 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», основные положения которого позволяют решать назревшие проблемы и в перспективе вывести отрасль на лидирующие позиции.
По нашему мнению, учебным заведениям, выпускающих специалистов для отрасли туризма, требуется государственная поддержка, основное назначение которой - создать благоприятные условия для эффективного взаимодействия профильных учебных заведений. Существуют проблемы, которые необходимо решить российской системе образования:
- недостаточная разработка финансово-экономических и организационно-правовых основ развития образования;
- дефицит бюджетных средств;
- противоречия между спросом населения на образовательные услуги и возможностью его удовлетворения.
Целью усовершенствования профессиональной подготовки персонала для предприятий туриндустрии и гостеприимства является создание устойчивого развития системы профессиональной подготовки кадров, которая соответствовала бы запросам и развитию личности, государства и общества в целом, что позволило бы повысить качество профессиональной подготовки специалистов в области гостеприимства и туризма.
На государственном уровне в области научного и кадрового обеспечения туризма и гостеприимства, по мнению авторов, необходимо расширить подготовку кадров для предприятий индустрии гостеприимства в системе профильного высшего и среднего специального образования и разработать программы повышения квалификации и переподготовки кадров работников туризма на базе учебных заведений и курсов.
К сожалению, российские образовательные программы вузов по туризму и гостиничному хозяйству не всегда в полной мере адаптированы к современным потребностям индустрии. Слабой стороной отечественного гостиничного образования является недостаточная практическая подготовка выпускников. Столичным вузам организовать производственную практику проще, чем аналогичным учебным заведениям, расположенным в регионах, где нет соответствующей материальной базы и не развита гостиничная инфраструктура [5].
Для усовершенствования системы подготовки кадров нужно провести ряд мероприятий и разработать необходимые программы по улучшению подготовки персонала (табл. 1).
Таблица 1
Совершенствование системы подготовки кадров в сфере туризма
№ Рекомендации Содержание рекомендаций
1. Создание региональной отраслевой службы занятости Организация поиска сотрудников рынка труда в системе профессионального образования; его обеспечение кадрами, подготовка к изменяющимся требованиям к специалистам сферы туризма, их отбор, оценка и стажировка. Все эти меры направлены на быстрое реагирование в негативных ситуациях, рисках, а также на содействие в трудоустройстве и оказание помощи сотрудникам
2. Создание учебно-треннинговых площадок и системы отраслевых образовательных центров Необходимо осуществлять подготовку специалистов, соответствующих зарубежным стандартам, на различных должностных уровнях
3. Преобразование системы повышения квалификации и подготовки профессорско-преподавательского состава в сфере туризма и гостеприимства Повысит качество профессиональной подготовки и мобильность профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений
4. Создание инновационных научно-практических центров Работа центров позволит просчитать стадии развития российского и европейского рынков туризма и гостеприимства, проводить инновационную политику, формировать и целенаправленно осуществлять отраслевой спрос на специалистов, развивать систему подготовки кадров и материально-техническую составляющую
Источник [8]
Данные рекомендации направлены на достижение высокого уровня подготовки специалистов для туриндустрии и гостеприимства, отвечающих требованиям XXI века.
В заключение следует отметить, что сфера туризма и гостеприимства в России является важной отраслью экономики и государство должно обращать больше внимания на его состояние и развитие. Специфика туристского образования заключается в его разносторонности, это сложный процесс, подверженный постоянной модернизации, что позволяет вводить инновационные программы и активнее использовать передовой зарубежный опыт для подготовки туристских кадров. По нашему мнению, необходимо создавать материальные, правовые и организационные условия для обеспечения мобильности студентов и преподавательского состава и развивать программы «двух дипломов» на уровне бакалавриата и магистратуры с признанными зарубежными вузами.
1.2 Методологические подходы, принципы и методы анализа подготовки специалистов сферы туризма
Глобализация охватывает самые существенные стороны экономических, политических, информационных и культурных процессов, устанавливает почти мгновенную связь между разными регионами планеты. Глобальные процессы бросают вызов многим странам, нациям и этносам. Правильно сориентироваться в вызовах современности и избрать оптимальную стратегию развития - главная задача украинского социума. Выбор правильной стратегии предусматривает наряду с другими факторами, также и развитие сети высококачественного туристского сервиса, а это означает многоплановую подготовку специалистов сферы туризма в вузах.
Стержнем педагогического процесса системы обучения в специальном учебном заведении туристского профиля становится учебная деятельность, поэтому исследование системной детерминации учебной деятельности поможет возродить в правах идею всестороннего развития личности, идею, которая определенной мерой была скомпрометирована предыдущей системой общественных отношений через хронический разрыв желательной и соответствующей действительности. Известно, что в обобщенном понимании личность - это человек, который выступает как автономный носитель и субъект конкретных человеческих форм деятельности и отношения к миру, которые сложились исторически. То есть, личность всегда конкретно исторична, она является продуктом своего времени, тех общественно-экономических отношений, современницей и участницей которых она является. Справедливо утверждение: личностью не рождаются, ею становятся. Поэтому самой важной идеей в целенаправленном процессе развития личности есть идея гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования и воспитания.
В основе методологии подходов сравнительно-педагогического анализа содержания подготовки специалистов сферы туризма лежат принципы гуманизма и конструктивизма [9]. Реализация идеи обозначенной гуманистической парадигмы в учебной деятельности профильного вуза непременно возлагаться на принципы индивидуализации обучения, профессиональной заинтересованности обучения. Связи обучения с практической деятельностью и принцип соответствия социально-психологических особенностей участников занятий специфике обучения также играют важную роль в организации учебного процесса.
Личностно-ориентированная гуманистическая парадигма обучения оказывает содействие, прежде всего, становлению неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, субъекта культуры, которая изучается. Поэтому стратегически важное значение приобретает принцип проблемности обучения в творческом развитии продуктивной учебной деятельности в вузе туристского профиля.
Цель личностно-ориентированного гуманистического образования - это, прежде всего, развить человека в человеке, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, самодетерминации личности[9].
В этом процессе актуализируются принципы сознательной учебно-познавательной активности участников занятий в процессе обучения, а также принцип коллективности обучения, который оказывает содействие реализации культуроформирующей функции обучения, что обеспечивает сохранение, передачу, воспроизведение и развитие культуры способами образования. Она состоит в создании духовной взаимосвязи между личностью и своим народом, в переживании чувства принадлежности к национальной культуре, в интериоризации ценностей, в построении собственной жизни в соответствии с национальной культурой. Кроме этого применения принцип коллективности обучения предопределяет социализацию личности.
Образование в сфере туризма, учитывая его разноплановость и мультидисциплинарный характер, должно заложить механизмы адаптации, рефлексии, сохранения ее индивидуальности, чтобы усвоение и воспроизведение индивидуумом социального опыта происходило без значительных затрат для личности. Все эти положения смогут стать значащими лишь при условии, если будут наполнены соответствующим содержанием учебной деятельности. Они должны быть направлены на удовлетворение потребностей человека: свободы и свободного выбора ценностей, действий, позиции в определенных условиях, самостоятельности и ответственности, самоопределения и творчества. Служить этому призваны принципы научности обучения, систематичности и последовательности обучения.
В современных условиях государственного развития этот личностно-ориентированный и гуманистический подход к личности должен наполняться формированием такого качества личности, как гражданственность, единство мировоззренческих, профессиональных, моральных принципов и принципов личного поведения. Гражданственность личности является первоочередным условием единства материального (или научно-технического), морального и социального прогресса в развитии молодого государства.
Чрезвычайно важным здесь является и национальный аспект формирования личности. Вспомните слова К. Ушинского: Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к родине, и эта любовь дает воспитанию надежный ключ к сердцу человека и мощный оплот для борьбы с ее плохими, личными, семейными и родительными наклонами.
Особенно важны данные параметры и требования к воспитанию гражданственности у специалистов в сфере туризма, так как они непосредственно общаются с представителями других стран и народов и должны проявлять свою гражданскую позицию на своем рабочем месте[9,c.91].
Признавая ведущей детерминанту содержания образования, мы выявили перспективы ее реализации в учебной деятельности в условиях высшей школы, в которой готовят специалистов сферы туризма. Для этого рассмотрим элементарную модель системной детерминации учебной деятельности в высшей школе. Достижение этой цели будет осуществляться при сочетании двух принципов: системности и детерминизма в исследовании учебной деятельности в высшей школе. Идея о том, что системная детерминация учебной деятельности является самодетерминацией, самодвижением, саморазвитием, которым можно оказать содействие, проектируя содержание педагогического образования. Человеческая субъективность в своей самой высокой (сознательной) форме оказывается не только в отзеркальном образе (функция знания), не только определяется значимостью данного содержания для субъекта (функция оценки "личностного смысла"), но и определяет, "двигает", побуждает его к определенному действию (функция понуждения).
Существенную характеристику учебной деятельности в вузе туристского профиля составляют компоненты новизны и творчества. Учебной деятельности присущи не только динамика в определенных границах, набор альтернатив, но еще и становление качественно нового, которое не просто отыскивается в мире, а утверждается личностью в процессе учебной деятельности.