Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве

superrrya 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.11.2021
Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в процессе использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, а также возникающие при их реализации проблемные ситуации, требующие научного разрешения. Предметом исследования являются закономерности механизма использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве уполномоченными государственными органами, их должностными лицами. Цель выпускной квалификационной работы – получение на основе действующего законодательства, правоприменительной практики и соответствующих научных разработок, по возможности, объективного и развернутого научного представления об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, выявление актуальных проблем такого использования и предложение путей их решения. Обозначенная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: - сформулировать понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности; - изучить правовые и организационные основы представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и суду; - охарактеризовать процесс формирования доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности с учетом допустимости их использования; - проанализировать использование результатов оперативно-розыскной деятельности на этапе возбуждения уголовного дела; - проанализировать использование результатов оперативно-розыскной деятельности при обеспечении уголовного судопроизводства; - проанализировать использование результатов оперативно-розыскной деятельности при рассмотрении дел в суде; Методологической основой исследования выступает диалектический метод познания. В ходе научного исследования также использовались как общенаучные, так и специальные методы: наблюдение, измерение, описание, методы сравнения, логический, конкретно-социологический, системно-структурный и др. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем систематизированы и упорядочены имеющиеся в юридической и специальной литературе сведения, касающиеся использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, выявлены и комплексно проанализированы проблемы, возникающие в теории и практике использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения и выводы дополняют и расширяют соответствующий раздел теории оперативно-розыскной деятельности, позволяя по-новому оценить состояние и перспективы правовых и организационно-тактических аспектов использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Результаты исследования могут использоваться в качестве основы для дальнейших разработок проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Основной круг вопросов, рассмотренных в выпускной квалификационной работе связан с изучением теории и практики использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, в том числе на этапе возбуждения уголовного дела, при обеспечении уголовного судопроизводства и при рассмотрении дел в суде; рассмотрением проблемных и спорных вопросов, связанных с правовыми и организационными основами представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и суду; исследованием формирования доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в целесообразности применения конкретных его выводов при использовании уполномоченными государственными органами, их должностными лицами результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. В частности, разработанные рекомендации, сформулированные научные выводы, касающиеся правовых и организационных аспектов использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, могут применяться при доказывании по уголовным делам, в том числе на этапе возбуждения уголовного дела, при обеспечении уголовного судопроизводства и при рассмотрении дел в суде. Эмпирическая база исследования. В процессе изучения эмпирического материала, составившего основу практических выводов и результатов подготовки исследования, проанализированы 25 судебных актов. Изучены материалы судебной практики Европейского Суда по правам человека, Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, объединяющие 6 параграфов, заключение и список использованных источников.
Введение

Настоящая работа посвящена исследованию особенностей использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Актуальность темы исследования. Эффективность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве связана с обеспечением законности по уголовным делам, достижением назначения уголовного процесса, цели судебной защиты и задач правосудия. Законодатель достаточно подробно регламентирует вопросы, касающиеся использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, но, тем не менее, таковые возникают и требуют самого пристального внимания. Так, до настоящего времени не разрешены отдельные вопросы правового регулирования и правоприменительной практики: 1) результаты оперативно-розыскной деятельности не закреплены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в качестве самостоятельного источника доказательств, в связи с чем на практике сомнения в подлинности и обстоятельствах получения результатов такой деятельности влекут признание доказательств недопустимыми; 2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не закрепляет процессуальный порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности. При этом, доказательства, сформированные на основе таких результатов, могут быть получены без нарушения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, однако с нарушением требований Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и тогда такие доказательства не могут быть признаны допустимыми. Между тем, законодатель такого правила не предусмотрел; 3) на практике встречаются ситуации, когда возможность возбуждения уголовного дела может напрямую зависеть от неразглашения полученных результатов проверки сообщения о преступлении, однако правило ч. 1.1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о том, что участники проверки сообщения о преступлении могут предупреждаться об этом в порядке, установленном ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не отвечает потребностям практики, т.к., во-первых, диспозитивность этого правила не целесообразна, во-вторых, ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает порядок «неразглашения» данных предварительного расследования, что не имеет значения для стадии проверки сообщения о преступлении. Эти и иные вопросы требуют разрешения. Степень научной разработанности темы исследования. Аспекты оперативно-розыскной деятельности, в том числе и использование ее результатов в доказывании в уголовном процессе, изучены российскими учеными, а также учеными стран СНГ: Ю.А. Астафьева, Д.И. Беднякова, Р.С. Белкина, А.Р. Белкина, А.И. Винберга, Г.Ф. Горского, Н.А. Громова, Ю.М. Грошевого, Э.А. Дидоренка, Е.А. Доли, В.Я. Дорохова, В.И. Зажицкого, Л.Д. Кокорева, Н.П. Кузнецова, С.А. Ларина, Г.М. Миньковского, М.М. Михеенко, Ю.К. Орлова, М.П. Полякова, Б.Г. Розовского, Н.В. Сибилевой, М.С. Строговича, Б.С. Тетерина, В.Т. Томина, А.И. Трусова, Д.В. Филина, С.А. Шейфера, Н.Е. Шумило, А.Ю. Шумилова, П.С. Элькинд и др., в работах, вышедших как до принятия законодательства об оперативно-розыскной деятельности в 90-е гг. ХХ столетия, так и в начале XXI века. Однако, несмотря на очевидную эффективность проведения таких исследований, фактически рассматриваемая тема требует изучения с позиции современного переосмысления предмета исследования с учетом действующего законодательства и правоприменительной практики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 8 § 1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности 8 § 2. Правовые и организационные основы представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и суду 15 § 3. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности с учетом допустимости их использования 24 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДОКАЗЫВАНИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 33 § 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на этапе возбуждения уголовного дела 33 § 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при обеспечении уголовного судопроизводства 41 § 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при рассмотрении дел в суде 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 14.03.2020): Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. 4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448. (построить по хронологии) 5. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 18. Ст. 1940. 6. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27.09.2013 // Российская газета. 2013. 13 декабря. 7. О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу: Приказ ФНС России, ФТС России № ММВ-7-2/950@/1815 от 20.11.2017 : Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 8. О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу: Приказ МВД России, ФНС России № 317/ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017 : Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. Научная и учебная литература 9. Бакланов Л.А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности ОВД. Тюмень, 2015. – 126 с. 10. Балакшин В.С. Доказательства в теории и практике уголовно-процессуального доказывания (важнейшие проблемы в свете УПК Российской Федерации): Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2005. – 532 с. 11. Белозеров Ю.Н., Гуткин И.М., Чувилев А.А., Чугунов В.Е. Органы дознания и предварительного следствия системы МВД и их взаимодействие. М., 1973. – 120 с. 12. Василенко Г.Н. Административно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности ОВД. М., 2006. – 174 с. 13. Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М.: Проспект, 2008. – 208 с. 14. Горяинов К.К., Овчинский В.С., Шумилов А.Ю., Синилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. М., 2004. – 848 с. 15. Гущин А.Н., Громов Н.А., Царев Н.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учеб.-практ. пособие. М., 2003. – 115 с. 16. Дынник С.В., Дынник И.Ю., Ельсаев Л.А. Оперативно-розыскная деятельность и права человека. М., 2006. – 51 с. 17. Ефремов А.М. Человек и оперативно-розыскная деятельность. Иркутск, 1999. – 115 с. 18. Костенко Р.В. Теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты понятия уголовно-процессуальных доказательств. Краснодар, 2005. – 300 с. 19. Кружилин В.С., Тямкин А.В. Обеспечение законности в оперативно-розыскной деятельности ОВД. Воронеж, 2015. – 61 с. 20. Кузнецов Е.В. Оперативно-розыскное право в системе отраслей российского права. М., 2018. – 120 с. 21. Курс уголовного процесса / под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016. – 1278 с. 22. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе. М.: Высшее образование, 2009. – 343 с. 23. Левченко О.В. Система средств познавательной деятельности в доказывании по уголовным делам и ее совершенствование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Астрахань, 2004. – 418 с. 24. Луковников Г.Д. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. М.: РПА Минюста России, 2013. – 236 с. 25. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010. – 240 с. 26. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка. М.: Спарк, 1999. – 198 с. 27. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Под ред. А.Е. Чечетина. Хабаровск, 2015. – 236 с. 28. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Под ред. Ю.А. Агафонова и Ю.Ф. Кваши. М., 2009. – 305 с. 29. Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности / Под ред. В.Т. Томина. Н. Новгород, 2001. – 260 с. 30. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе. Минск: Вышэйшая школа, 1968. – 368 с. 31. Родичева Т.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. – 238 с. 32. Румянцева М.О. Возбуждение уголовного дела: проблемы и перспективы: монография. М.: Юстицинформ, 2019. – 148 с. 33. Савинский А.В. Актуальные проблемы юридической регламентации оперативно-розыскной деятельности: Монография. Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2010. – 403 с. 34. Фирсов О.В. Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 6. С. 2 – 5. 35. Халиков А.Н., Яковец Е.Н., Журавленко Н.И. Юридическое, техническое и информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. М., 2010. – 472 с. 36. Химичева Г.П. Рассмотрение милицией заявлений и сообщений о преступлениях: Учеб. пособие. М.: ЮИ МВД России, 1997. – 138 с. 37. Шурухнов Н.Г. Обеспечение неразглашения данных предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях // Уголовно-процессуальное принуждение и ответственность, их место в решении задач предварительного расследования. Волгоград, 1987. – 96 с. 38. Шурухнов Н.Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях: Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1985. – 176 с. Практические материалы 39. Постановление Европейского суда по правам человека от 30.10.2014 по делу «Носко и Нефедов (Nosko and Nefedov) против Российской Федерации» (жалобы № 5753/09 и 11789/10) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2015. № 4(154). С. 130-142. 40. По делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и других: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 3-П // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2191. 41. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.1999 № 18-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 3. 42. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 № 1182-О: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 43. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 1507-О: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 44. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 № 1872-О: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 45. Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2015 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года» : Сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru. 46. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) // Российская газета. 1995. 28 декабря. 47. О судебном приговоре: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 55 // Российская газета. 2016. 07 декабря. 48. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2017 № 35-УД17-12: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 49. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2017 № 75-УД17-3: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 50. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 49-АПУ17-9: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 51. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2017 № 33-АПУ17-20: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 52. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 № 205-АПУ17-32сп: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 53. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 № 48-АПУ17-30: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 54. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 № 53-АПУ17-28: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 55. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 № 19-АПУ18-20: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 56. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 № 33-АПУ19-6: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 57. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2019 № 4-АПУ19-8: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 58. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2019 № 18-АПУ19-12: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 59. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2019 № 78-АПУ19-31: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 60. Апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2014 по делу № 22-5038/2014: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 61. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 13.04.2015 по делу № 10-4013/15: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 62. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 № 06АП-4439/2018 по делу № А04-3519/2018: СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 63. Архив Воронежского областного суда. Уголовное дело № 1-44/14 : Росправосудие. URL: https://rospravosudie.com/region-voronezhskaya-oblast-s/vidpr-ugolovnoe. 64. Архив Воронежского областного суда. Уголовное дело № 1-69/15 : Росправосудие. URL: https://rospravosudie.com/region-voronezhskaya-oblast-s/vidpr-ugolovnoe. Научные статьи 65. Азаров В.А., Константинов В.В. Особенности использования следователем результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Российский следователь. 2013. № 11. С. 20-24. 66. Александров А., Кухта А., Терехин В. О правовом значении результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий для уголовного дела и реформы досудебного уголовного процесса // Уголовное право. 2009. № 6. С. 77-81. 67. Балакшин В.С. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Екатеринбург, 2005. С. 74-77. 68. Бессонов А.А. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Уголовное право. 2016. № 2. С. 116-124. 69. Газетдинов Н.И. О законодательной регламентации поводов и оснований для возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2007. № 20. С. 7-10. 70. Гриненко А.В. Приговор суда первой инстанции как итоговый акт уголовного судопроизводства // Российский судья. 2017. № 1. С. 29-32. 71. Доля Е.А. Результаты оперативно-розыскной деятельности не могут стать содержанием доказательств в уголовном процессе // Государство и право. 2013. № 5. С. 24-39. 72. Зажицкий В.И. Трудности представления результатов оперативно-розыскной деятельности властным участникам уголовного судопроизводства остаются // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 47-52. 73. Зуев С. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в качестве доказательств // Уголовное право. 2007. № 3. С. 94-97. 74. Исаенко В.Н. Вопросы допустимости доказательств в материалах судебной практики // Уголовное право. 2017. № 5. С. 113-120. 75. Костенко А.Б. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Юридическая наука. 2020. № 6. С. 111-115. 76. Кузнецова Н.И. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и требования, предъявляемые к ним // Новый юридический журнал. 2014. № 3. С. 106-112. 77. Молянов А.Ю. Конституционные принципы специального технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности полиции // Российская юстиция. 2019. № 7. С. 58-62. 78. Мотрович И.Д., Семенчук В.В., Кулеш Е.А. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в административно-юрисдикционном производстве // Административное право и процесс. 2018. № 11. С. 48-55. 79. Одношевин И.А. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий – гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5. С. 152-158. 80. Погорецкий Н.А. Актуальное исследование проблем соотношения и взаимодействия доказывания и оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2005. № 11. С. 61-64. 81. Пугачев Е.В. Некоторые предложения по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела // Оперативник (сыщик). 2006. № 3. С. 36-39. 82. Решетняк В.И. Проблемы судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме // Законность. 2020. № 1. С. 52-57. 83. Россинский С.Б. Проблема использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности требует окончательного разрешения // Lex russica. 2018. № 10. С. 70-84. 84. Семенцов В.А. О соотношении следственных и иных процессуальных действий, предназначенных для собирания доказательств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2. С. 39-45. 85. Соловей Ю.П. Сыск как институт административного права // Институты административного права России. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. С. 84-90. 86. Стяжкин Ю.А. Некоторые актуальные вопросы использования и легализации органами предварительного следствия и суда результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании // Российский следователь. 2006. № 4. С. 6-8. 87. Табаков С.А. Производство предварительной проверки и дознания по факту мелкого коммерческого подкупа // Законодательство и практика. 2018. № 1. С. 18-23. 88. Хатуаева В.В., Заряев В.А. Доктринальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Современное право. 2017. № 9. С. 113-117. 89. Цивенко И.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности // Адвокат. 2015. № 11. С. 33-37. 90. Черновол В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании нарушения авторских и смежных прав // Законность. 2001. № 3. С. 35-39. Электронные ресурсы 91. Киселев А.П., Васильев О.А., Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный): СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru. 92. Марфицин П.Г. О пределах гласности предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях в свете судебно-правовой реформы: Электронное периодическое издание «Правовые технологии» («Lawtech»). URL: http://www.lawtech.ru/pub/stat06.htm. 93. Сорокин И.Н. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 12. URL: http://e-koncept.ru/2014/14362.htm.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ § 1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность занимает одно из главных направлений деятельности органов дознания наряду с административной и уголовно-процессуальной деятельностью. При этом, как справедливо отмечает А.М. Ефремов, сама оперативно-розыскная деятельность имеет безусловно социальное назначение, поскольку ее исходные начала опосредованы через государственно-правовые институты, а ее результаты служат обеспечению задач уголовного судопроизводства . Коллектив авторов во главе с А.Е. Чечетиным такую деятельность называет «специфичной государственно-правовой формой борьбы с преступностью» . Ю.П. Соловей оперативно-розыскную деятельность с точки зрения ее административной направляющей разделяет ее субординационные и координационные правоотношения по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями . Г.Н. Василенко также обнаруживает административную сторону такой деятельности . Н.А. Погорецкий рассматриваемую деятельность считает такой охранительной функцией государственно-правовой политики, которая имеет важное значение в профилактике, выявлении и пресечении преступлений, а также в выполнении задач обеспечения безопасности общества и государства . Легальное определение оперативно-розыскной деятельности дано в ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, законодатель определил, что таковая – это деятельность, которая может производиться гласно или негласно соответствующими оперативными подразделениями государственных органов, которые уполномочены на это, путем реализации оперативно-розыскных мероприятий для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств . Оперативно-розыскные мероприятия реализуются от лица государства для борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка. По мнению Е.В. Кузнецова, отношения по поводу оперативно-розыскной деятельности носят преимущественно публичный, однако скрытный характер, исходя из особенностей оперативно-розыскных методов . В свою очередь, как отмечает коллектив авторов во главе с Ю.А. Агафоновым и Ю.Ф. Квашой, сущность оперативно-розыскной деятельности определена в науке, опробована в жизни и является выражением точки зрения законодателя на ее цели и задачи . Это как бы модель борьбы с преступностью, включающая предусмотренный законом набор правовых и технических способов гласного и негласного характера. Такая модель однозначно обусловлена не только целями и назначением оперативно-розыскной деятельности, но и тем, что эта деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц затрагивает важные права и свободы граждан. Конечно, права граждан ограничиваются не только в процессе оперативно-розыскной деятельности, но и в ходе осуществления административной деятельности, однако законодателем предусмотрены гарантии прав участников рассматриваемой деятельности. Таким образом, принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности подчинены жесткой конституционной защите целого ряда прав граждан . Согласно ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» базисом названной деятельности являются конституционные основы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а равно принципы конспирации, а также интеграции гласных и негласных приемов. Принцип законности – основной в рамках реализации оперативно-розыскной деятельности и означает неукоснительное соблюдение правовых норм, который позволяет говорить об обеспечении охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства. Это, прежде всего, требования Конституции России, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление такой деятельности органами и должностными лицами . При этом, А.Н. Халиков, Е.Н. Яковец и Н.И. Журавленко отмечают, что принцип законности не стоит смешивать с понятиями целесообразности, необходимости и справедливости, хотя бы потому, что в этом случае не работает принцип «цель оправдывает средства». Кроме того, надо понимать, что за нарушение закона сотрудники оперативных подразделений подлежат юридической ответственности . Естественно, налицо коррелляция принципов законности и обеспечения прав и свобод граждан в ходе реализации оперативно-розыскной деятельности. Причем, как верно говорят В.С. Кружилин и А.В. Тямкин, в первую очередь надо думать о правах и свободах человека и гражданина, а не целесообразности такой деятельности . По мнению С.В. Дынник, И.Ю. Дынник и Л.А. Ельсаева, сам принцип уважения прав и свобод граждан заключается в их защите от противоправных действий должностных лиц . Как верно отмечает коллектив авторов во главе с Ю.А. Агафоновым и Ю.Ф. Квашой, о законности оперативно-розыскной деятельности говорит важность соблюдения режима получения, оценки и применения оперативно-розыскной информации в доказывании . Поскольку в соответствии со ст. 29 Конституции России, все вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом , то законные способы получения информации определяет законодатель, т.к. установлен запрет на сбор информации, если он скорреллирован с возможностью нарушения прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, частной жизни, на личную и семейную тайну иных лиц . В обеспечении законности осуществления оперативно-розыскных мероприятий важное место занимают основания и условия их проведения, которые служат гарантией обеспечения прав граждан, предоставленных Конституцией РФ, которые неизбежно включены в сферу оперативно-розыскной деятельности. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по мнению А.В. Савинского, выступают обстоятельства, с которыми закон увязывает возможность их осуществления, это: 1) данные о противоправной деятельности или об угрозе ее осуществления, которые есть у оперативного подразделения; 2) документальные источники таких данных, которые служат поводами проведения оперативно-розыскных мероприятий . И.А. Одношевин, не соглашаясь с А.В. Савинским, отмечает, что поскольку сами данные в любом случае не могут объективно существовать без источника, т.е. могут лишь быть интегрированными с ним; более того, сами данные не являются основанием, поскольку основание – это события прошлого и настоящего . Частично, наверное, можно согласиться с И.А. Одношевиным, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий - это сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, которые дошли до органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Т.е. получается, что даже если оперативный орган имеет достаточные и проверенные сведения о совершенном преступлении, то для проведения оперативно-розыскных мероприятий этого мало. В науке основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделяют на фактические и юридические. Например, по мнению Г.Д. Луковников, фактические основания – это наличные у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, данные, которые говорят о важности и возможности проведения конкретных мероприятий; юридические основания – это условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, установленные законом, которые дают оперативным сотрудникам потенциальную возможность получить, проверить и зафиксировать нужную информацию . Можно заметить, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только, когда есть фактические основания, чтобы их проводить. Так, в случае крайней необходимости, когда промедление в проведении таких мероприятий может привести к противоправным последствиям, или когда мероприятия просто необходимо провести в кратчайшие сроки, т.к. волокита может повлечь уничтожение или утерю объекта оперативно-розыскных мероприятий. Хотя, конечно, сразу же после проведения таких мероприятий оперативный сотрудник должен получить, выбрать и закрепить юридические основания проведения приведенных мероприятий. Необходимо также иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться в условиях учета лимитов прав и свобод граждан, которые должны быть исключительно санкционированы, а также носить временный характер. Установленный порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий включает не только установленную законом возможность ограничения конституционных прав, но и гарантирует его охрану, что ограничивает усмотрение государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц, и гарантирует сведение к минимуму вторжение в сферу частной жизни лица. Необходимо сказать, что исходя из законодательного определения, оперативно-розыскная деятельность осуществляется в числе прочего в негласной форме. Более того, негласная форма такой деятельности в приоритете, т.к. принципами оперативно-розыскной деятельности являются принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Коллектив авторов во главе с Ю.А. Агафоновым и Ю.Ф. Квашой считают, что принцип конспирации оперативно-розыскной деятельности представляет собой особую форму борьбы с преступностью, присущую только такой деятельности . Негласный характер оперативно-розыскной деятельности, как минимум, нацеливает ее на то, что использование в установленном законом порядке специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации приводит к выявлению, раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений и лиц, их совершивших. При этом, гласной форме оперативно-розыскных мероприятий в юридической литературе также уделяется внимание. Так, Л.А. Бакланов указывает, что открытые действия по поиску, реализуемые для достижения целей оперативно-розыскной деятельности, выражают ее гласную форму . Таким образом, характеристика понятия и сущности оперативно-розыскной деятельности приводит к следующим выводам: 1) Легальное определение оперативно-розыскной деятельности содержится в ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В юридической литературе единообразного понимания понятия и сущности такой деятельности не наблюдается. Оперативно-розыскная деятельность представлена одним из главных направлений деятельности органов дознания по обеспечению задач уголовного судопроизводства; специфичной государственно-правовой формой борьбы с преступностью; административно-правовой деятельностью, образующейся в правоотношениях по противодействию преступлениям и административным правонарушениям; охранительной функцией государства в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, в выполнении задач по обеспечению безопасности общества и государства и др. 2) По нашему мнению, под оперативно-розыскной деятельностью следует понимать публичную, государственно-властную, строго урегулированную нормами закона, основанную на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельность специально уполномоченных государственных органов, их подразделений и должностных лиц по получению и проверке сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях, лицах, участвующих в этом, а также скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, осуществляемую в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. § 2. Правовые и организационные основы представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и суду Надо сказать, что использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве будет эффективно только тогда, когда порядок представления их органам дознания, следствия и суду четко соответствует его правовой основе . При этом правовая и организационная природа представления таких доказательств имеет отличительный характер из-за сути оперативно-розыскной деятельности самих правоохранительных органов. Согласно п. 3 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013 г. (далее – Инструкция о порядке представления результатов), правовую базу представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю и суду составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие нормативные документы из сферы оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также сама эта Инструкция . Ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», п. 1 Инструкции о порядке представления результатов, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 55 «О судебном приговоре» устанавливают, что результаты оперативно-розыскной деятельности представляются дознавателю, следователю и суду, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, в определенном и строго регламентированном порядке . Однако, как указывает А.В. Гриненко, возможность их представления непосредственно в суд для рассмотрения дела по существу вызывает сомнения . Во-первых, по замечанию А.А. Бессонова, оперативно-розыскная деятельность по своей правовой природе проводится до начала уголовного судопроизводства , во-вторых, как указывает А.В. Гриненко, на момент поступления уголовного дела в суд для рассмотрения по существу позиция стороны обвинения уже окончательно сформирована в результате проведенного предварительного расследования, отражена в обвинительном заключении (акте, постановлении) и подкреплена доказательствами, собранными в ходе расследования . Вместе с тем, с мнениями приведенных авторов согласиться нельзя, т.к. такая позиция не соответствует правоприменительной практике. В соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой сведения, которые получены на основании требований федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, включающие информацию о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, участвующих в этом, лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда . (При этом, как справедливо заметили И.Д. Мотрович, В.В. Семенчук, Е.А. Кулеш, такие результаты вполне могут содержать информацию и о других видах правонарушений, а не только преступных .) Согласно п.п. 18 – 20 Инструкции, представляемые дознавателю, следователю и суду результаты оперативно-розыскной деятельности должны содержать достаточные данные: - о любых фактах и обстоятельствах, указывающие на признаки преступления (где, когда, какие признаки и какого преступления обнаружены; каким образом обнаружены); - о лицах, совершивших преступление, очевидцах преступления; - о местонахождении предметов и документов; - о местонахождении лиц, скрывающихся от органов следствия, дознания и суда; - о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; - при проведении каких оперативно-розыскных мероприятий получены сведения, а также данные, позволяющие проверить сформированные на их основе доказательства, и т.д. Такие сведения позволяют решить вопрос о возможности и необходимости возбуждения уголовного дела, определить объем и последовательность производства следственных действий, выбрать наиболее важную тактику их производства, выработать позитивную методику расследования по конкретному уголовному делу, дать оценку доказательствам, сформированным на их основе. Сразу же следует сказать, что в юридической литературе можно обозначить две основные модели понимания результатов оперативно-розыскной деятельности . Первая модель – информационная, поскольку результатом рассматриваемой деятельности служат сведения, или как указывают А.Н. Гущин, Н.А. Громов, Н.П. Царев, такая информация о наличии общественно опасного деяния или его отсутствии, виновности лица, его совершившего, других обстоятельствах, имеющих значение для расследования дела, которая собрана оперативными подразделениями . Результатом оперативно-розыскных мероприятий является определенная, достоверная и достаточная информация о преступлении для возбуждения уголовного дела, производства следственных действий, даже если такая информация сразу не используется . Эта информация закрепляется в справках, рапортах, фото- и видеоматериалах, предметах, полученных гласно и негласно в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий . М.П. Поляков такие сведения из-за их значимости, непосредственной связи с событиями и фактами, которые устанавливаются и доказываются в ходе разрешения уголовного дела, называет информационным продуктом . При этом, как гласит ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», результаты оперативно-розыскной деятельности обладают не только процессуальным, но и оперативно-розыскным назначением. В процессуальном смысле их назначение имеет место лишь в перспективе. На практике результаты оперативно-розыскной деятельности, особенно полученные негласным способом, не всегда могут использоваться в уголовном судопроизводстве. Тогда их используют в виде информации, легализующейся в следственных, иных процессуальных действиях и уже предстает результатом не оперативно-розыскных мероприятий, а процессуальных действий. В любом случае оперативно-розыскная информация будет иметь доказательственное значение только после того, как будет надлежащим образом оформлена в установленном УПК РФ порядке, и лишь после этого она как другие доказательства, имеющиеся в уголовном деле, будет проверена и оценена в совокупности с ними. Поэтому можно сказать, что одной только информационной модели понимания результатов оперативно-розыскной деятельности не достаточно. Вторая модель – доказательственная. Во главу угла здесь ставится потребность в обязательном прямом закреплении результатов оперативно-розыскной деятельности в УПК РФ в качестве источника доказательств. При этом, например, В. Черновол указывает, что результаты рассматриваемой деятельности будут источником доказательств, если лицо, их получившее, обозначило и зафиксировало подлинность и обстоятельства их получения . К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов, А.Ю. Синилов это обстоятельство взаимосвязывают со свойством относимости результатов оперативно-розыскной деятельности как доказательства по уголовному делу . Не согласимся с приведенными мнениями, т.к., по нашему мнению, во-первых, лицо, получившее результаты рассматриваемой деятельности, облекая их в процессуальную форму, в силу своих полномочий так или иначе свидетельствует подлинность и обстоятельства их получения, а, во-вторых, это обстоятельство говорит скорее о допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности как доказательства по уголовному делу. Более того, поскольку, как уже сказано ранее, оперативно-розыскная информация закрепляется в справках, рапортах, иных документах, фото-, аудио- и видеоматериалах, других предметах, одним словом, – в материалах, согласимся с А.А. Бессоновым и предложим закрепить результаты оперативно-розыскной деятельности в УПК РФ в качестве самостоятельного источника доказательств. С этой целью нами предлагается дополнить ч. 2 ст. 74 УПК РФ пунктом 5.1 следующего содержания: «5.1) материалы, содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности». Полагаем, такое предложение будет способствовать эффективному и своевременному раскрытию и расследованию преступлений, придаст результатам оперативно-розыскной деятельности достойное место среди доказательств в ходе расследования уголовного дела, подлежащих оценке в совокупности с другими имеющимися доказательствами органами предварительного расследования и судом, и позволит последним получить доступ к фактическим данным, указывающим на обоснованность и законность производства оперативно-розыскных мероприятий, включая негласные . Согласно положениям раздела II Инструкции о порядке представления результатов, организация представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и суду включает в себя разрешение двух вопросов: 1) необходимо ли рассекретить представляемые сведения, составляющие государственную тайну. Например, суд признал недопустимыми доказательствами показания свидетелей – сотрудников-оперативников, т.к. они не сообщили данные предоставившего им оперативную информацию лица, содействующего им на конфиденциальной основе. Суд второй инстанции отменил приговор и направил уголовное дело для нового рассмотрения, при этом указал, что сведения о таком лице составляют государственную тайну и должны быть рассекречены на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. А результаты оперативно-розыскной деятельности, включая данные о наличии оснований для ее осуществления, подлежат оценке в совокупности со всеми доказательствами по делу . Следует отметить подобный подход в организации порядка представления таможенными органами и органами внутренних дел Российской Федерации результатов оперативно-розыскной деятельности налоговым органам для использования при реализации последними полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, утвержденного совместными приказами ФНС России и ФТС России № ММВ-7-2/950@/1815 от 20 ноября 2017 г. и МВД России и ФНС России № 317/ММВ-7-2/481@ от 29 мая 2017 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу». Согласно п. 1.8 названных правовых актов, результаты оперативно-розыскной деятельности направляются в налоговый орган в форме справки с изложением информации, однако уже без раскрытия способов, тактики и методики ее получения, а также видов оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых она была получена . Причем, согласно п.п. 8, 14 Инструкции о порядке представления результатов, утвержденной совместным приказом № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013 г., если есть необходимость рассекречивания сведений, содержащихся в материалах оперативно-розыскной деятельности, руководитель органа, осуществляющего такую деятельность, выносит постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. 2) какие документы нужно оформить и представить органам предварительного расследования и суду в целях фактической передачи результатов рассматриваемой деятельности. Результаты оперативно-розыскных мероприятий, представляемые органам предварительного расследования и суду, должны быть оформлены рапортом оперативника об обнаружении признаков преступления в соответствии со ст. 143 УПК РФ. Этот рапорт регистрируется в установленной ведомственными нормативными документами процедуре или сообщением о наличии результатов оперативно-розыскной деятельности, а также постановлением руководителя органа, в который входит оперативное подразделение. Если оперативно-розыскная информация зафиксирована на соответствующих носителях, то носители информации в соответствии с УПК РФ могут быть признаны вещественными доказательствами, и тогда такие материальные объекты также передаются дознавателю, следователю или в суд. После этого, согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 55 «О судебном приговоре», произведенные аудио- и видеозаписи, носители такой информации и документы, ее зафиксировавшие, осматриваются и приобщаются к делу; обнаруженные предметы, которые необходимо подвергнуть экспертным исследованиям, передаются в экспертные подразделения; лица, участвовавшие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, – при необходимости допрашиваются в качестве свидетелей . Однако, как свидетельствует устоявшаяся практика, если полученные на основе результатов оперативно-розыскной деятельности доказательства будут признаны недопустимыми, они не восполняются посредством допроса сотрудников оперативных подразделений .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 91 страница
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 92 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg