1. Теоретический анализ двигательных навыков у детей 11-12 лет
1.1. Двигательные навыки и особенности их формирования
Двигательный навык – это одна из форм двигательных действий человека. На основе знаний и опыта человек приобретает умение выполнять ту или иную деятельность, научается ее практическим способам, приемам. При неоднократных повторениях умение переходит в навык. Он представляет собой такие формы двигательных действий человека, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. [15]
Двигательные навыки считаются неотъемлемым элементом мастерства как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Многократное стереотипное повторение двигательного действия приводит к формированию навыков.
Двигательные способности подразделяются на:
• Простые навыки (одно или несколько движений автоматизированы)
• Сложные навыки (совмещение нескольких движений в одно сложное скоординированное действие).
1. Совершенство. Требуется высокая степень совершенства в выполнении всех элементов целостного двигательного действия: точности движения, устойчивости и гибкости навыка.
Точность движения - координация с точки зрения пространственной, временной и силовой составляющих.
Стабильность навыков - низкая восприимчивость к сбивающим с толку факторам.
Гибкость навыков - разные способы выполнения действий, которые целесообразно применять в зависимости от меняющихся условий.
2. Автоматизация. Двигательные навыки должны приводить к автоматизму, не исключая функции сознания. Двигательные действия спортсменов всегда должны быть осознанными.
Процесс моторного развития в спорте состоит из трех фаз.
1. Введение в общую структуру упражнения. Создание необходимых концепций и идей на этой основе: о технике выполнения двигательного действия. На этом этапе спортсмен четко понимает цель действия, но имеет смутное представление о том, как ее достичь, поэтому при выполнении задания допускает довольно грубые ошибки, много лишних движений, отсутствие моторики. Визуальный контроль упражнения тренером очень важен.
2. Освоение приемов формирования навыков. На этом этапе важно найти и закрепить наиболее эффективные движения, необходимые для правильного выполнения упражнения. В результате моторные навыки становятся более полными и точными, опорно-двигательные ощущения и восприятия становятся более ясными и осознанными. Визуальный контроль выполнения упражнения перестает быть ведущим, большая роль отводится двигательному и вестибулярному компонентам контроля. Спортсмен постепенно избавляется от ряда ошибок, благодаря чему становится меньше лишних движений. Освоены многочисленные элементы, составляющие автоматические двигательные навыки. Вызывается положительная мысленная реакция на навык.
3. Закрепление и совершенствование навыка. Концепция упражнения на этом этапе становится ясной и отчетливой. Двигательное действие выполняется быстро, точно и экономично. Потребность в визуальном контроле отпадает. Контроль осуществляется в основном с помощью ощущений опорно-двигательного аппарата. Эта стадия не имеет завершения. Она продолжается до тех пор, пока спортсмен тренируется и соревнуется.
Изучение двигательного навыка является одной из важнейших задач человека. Двигательные навыки отличаются от механического движения, которое является простым перемещением в пространстве.
Изучение двигательного навыка является одной из основных задач физического воспитания. Каждое двигательное действие состоит из движения. Акт движения создается с определенным взаимодействием внутренних и внешних сил и приводит к изменению положения тела в пространстве. Овладение любыми двигательными действиями начинается с формирования системы знаний о параметрах их техники и способах выполнения.[7]
Скорость и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Ранее приобретенные навыки могут облегчить или затруднить создание нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительная передача") происходит в тех случаях, когда есть сходство в технике движения.
Формирование двигательных навыков происходит совместно с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, скоростью в прыжках, бросках улучшается техника их выполнения, и увеличиваются количественные показатели.[10]
Продолжительность формирования двигательных навыков зависит от сложности упражнения, например, ациклические высокоскоростные движения (прыжки, броски), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и времени, требуют длительного времени. Формирование двигательных навыков зависит от правильного выбора методов обучения. На скорость формирования двигательных навыков влияет психологическая обстановка (осознание задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции в деятельности.
Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей школьного возраста является основой для дальнейшего развития и улучшения навыков, которые пригодятся в жизни.[4]
Физиологической основой формирования двигательных навыков является формирование системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга.
Н.А. Бернштейн различал три этапа:
1 этап – формирование начального навыка – короткий по времени этап, когда дети знакомятся с новым движением. У школьников наблюдается неопределенность в движении, общее мышечное напряжение, наличие дополнительных движений, неточности в пространстве и времени. Это происходит из-за недостаточного развития двигательных навыков.
2 этап – длиннее во времени. Он отличается в процессе специализации условного рефлекса. На этом этапе развития навыков у детей в порядке повторных упражнений постепенно улучшается правильность обучаемых движений. Это происходит из-за уточнения отдельных рефлексов и всей их системы в целом. Второй этап характеризуется постепенным развитием двигательных навыков и умений, которые ребенок приобрел на 1 этапе. В этом смысле ребенок проявляет больше внимания к задачам и собственным действиям.
Однако формирование двигательных навыков на этом этапе происходит в волнообразно. Это выражается в чередующемся улучшении или ухудшении действий. В процессе общего прогресса качество двигательного действия во время обучения колеблется и зависит от самих детей. По мере того, как двигательные навыки становятся все более совершенными и улучшенными, дети усваивают больше информации (Например, мышечная память)
3 этап – стабилизация умения и укрепление динамического роста. Ребенок уже овладевает навыком. Его движения произвольные, свободные, довольно точные. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием своей основной задачи, он может применять развитые навыки в реальной ситуации, которая возникает (игра и жизнь). Кроме того, на данном этапе
развитие навыков формирует дополнительные двигательные действия.[2]
1.2. Формирование двигательных навыков и способностей на уроках физической культуры.
Подробное описание двигательного навыка состоит из следующих свойств:
1. Навык создается на основе умения, и в то же время сам является основой для появления новых умений.
2. Для навыка характерно объединение частных операций (движений) в единое целое с устранением ненужных движений и взаимных задержек, «столкновений» между собой. При этом повышается точность и ритмичность движений, уменьшается время их выполнения, как и время действия в целом. Следовательно, для навыка характерна строгая последовательность движений, что увеличивает его эффект. Физиологической основой этого является так называемая двигательный динамический стереотип – слаженная сбалансированная система внутренних процессов в организме, образованная механизмом условных рефлексов.
3. Двигательный навык отличается высокой устойчивостью к негативным воздействиям внешних обстоятельств.
4. Двигательный навык характеризуется тонким взаимодействием различных органов чувств (анализаторов) и как результат этого сложного, чрезвычайно узкоспециализированного ощущения («лыжные ощущения» - у лыжников, «водные чувства» - у пловцов и т. д.).
Физические (двигательные) способности – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей составляет развитие физических качеств, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с физическими упражнениями.
На уроках физической культуры дети изучают различные физические упражнения, с помощью которых развиваются их физические качества, но самыми распространенными являются: координация и скорость, так как именно они используются в большинстве спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол и тп.). Все двигательные действия взаимосвязаны между собой, поэтому дополняют друг друга при изучении более новых движений.[6]
Координационные способности — это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Координация движений подчиняется тренировкам, то есть педагогический процесс специально направлен на ее развитие. Высокая степень развития двигательной координации имеет положительное влияние на обучение детей новым двигательным навыкам. Постепенность в сложности задач, разнообразие движений и ускорение темпа, необходимые условия для развития координации.
Координация движения невозможна без пространственной ориентации, поэтому является незаменимым компонентом любого двигательного действия.
В развитии координации и поддержании интереса учащихся к деятельности
требуется новизна. При выполнении упражнений можно использовать
необычные исходные позиции, беспорядочные движения рук и ног,
зеркальное упражнение, изменение ритма упражнения (жонглирование, упражнение на устойчивость и тп.)
Координация является неотъемлемой частью ловкости. Ловкость
определяется навыком быстрого восстановления двигательной активности в
в соответствии с внезапно меняющейся средой. В таких упражнениях
есть повышенные требования к вниманию, умению, быстрым реакциям, потому что условия могут быстро измениться.
Координация невозможна без развития функции баланса. Чем меньше площадь поддержки, тем труднее поддерживать равновесие. Это зависит от
силы инерции предыдущего движения, особенно если следующая поза будет статичной. Например, после нескольких вращений сложно удержать равновесие. [12]
Координационные способности представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи. Эта согласованность проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. Координационные способности обусловливают скорость и эффективность освоения необходимых двигательных навыков, спортивной техники и, тем самым, способствуют достижению высоких спортивных результатов. Уровень таких способностей определяется следующими способностями:
1) Точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;
2) Быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
3) Ориентироваться во времени и пространстве;
4) Дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
5) Приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи;
6) Предугадывать положение движущегося объекта в нужный «момент времени»
Н.А. Бернштейн и А.В. Запорожец считают, что координация любого двигательного акта - от самого элементарного до такого сложного как письмо и артикуляция, определяется образом или представлением ожидаемого результата действия. Представление о действии, говорит Н.А. Бернштейн, является «ведущей», определяющей по ходу перестройку программы двигательного акта.[1,2]
Скоростные способности – это комплекс функциональных характеристик человека, которые позволяют выполнить двигательное действие в кратчайшие (минимальные) сроки.
Скоростные способности имеют две группы форм: элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей [21]. Выделяют четыре вида скоростных способностей:
1)способность к быстрому реагированию на сигнал,
2)способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью
3)способность к быстрому началу движения
4)способность к выполнению движений в максимальном темпе
Характерная особенность скоростных способностей человека – их специфика. Это проявляется в том, что у человека может быть хорошо развита скорость, но очень плохо развита выносливость, что приведет к урезанию специализации. В начальной и средней школе учителя уже могут определить врожденные способности, чтобы сформировать ученику определенный круг специализаций. Некоторые движения выполняются учениками в очень быстром темпе, другие немного медленнее. Независимо от прилагаемых усилий и при обучении скорости реакции частота движения практически не изменяется.[8]