Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности развития быстроты у учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха

superrrya 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.11.2021
Актуальность темы исследования обусловила выбор объекта исследования – тренировочный процесс, направленный на развитие быстроты у детей с нарушением слуха. Предметом исследования являются методы и средства, влияющие на процесс развития быстроты у детей с нарушением слуха. Цель исследования: изучить факторы, определяющие быстроту и выявить наиболее эффективные средства и методы развития быстроты у детей с нарушением слуха. Для достижения поставленной цели решался ряд задач: - рассмотрены теоретические основы развития быстроты у учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха; - изучены средства и методы развития быстроты; - выявлены особенности развития быстроты у учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха; - проведены исследования развития быстроты у учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха. Гипотеза: решение задач по развитию быстроты у детей с нарушением слуха может быть эффективно обеспечено путем развития координационных способностей, определяемых морфологическими показателями, высокими скоростными качествами, которые соответствуют физическим особенностям детей с нарушением слуха. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников, классификация; педагогические наблюдения и педагогический эксперимент; математико-статистические методы обработки полученных данных.
Введение

В России в настоящее время большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями. От своевременной и методически грамотной работы с ними зависит их полноценная интеграция в общество. Физическая культура и спорт играют важную роль в этом процессе. Состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи. У детей с нарушениями слуха часто наблюдается отставание в развитии двигательной памяти. Проблемы работы вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у глухих школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Отклонения в опорно-двигательном аппарате оказывают негативное влияние на показатели в скорости и быстроте, в проявлении максимальной силы и гибкости. Показатели отставания глухих школьников от слышащих сверстников по данным физического развития и физической подготовленности давно доказаны и неоспоримы. Но когда касается детей с частичной потерей слуха, то есть разногласия авторов превосходства или отставание тех или иных показателей детей с нарушением слуха. Актуальность исследования подтверждается также тем, что учитывая психофизиологические особенности глухих и слабослышащих юношей, своеобразие развития их двигательной сферы, необходима организованная система обучения двигательным упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида. Физическое воспитание глухих и слабослышащих детей, основанное на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффективному развитию быстроты как физического качества, но и двигательной подготовленности в целом. В трудах таких ученых, как Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, И.С. Барчуков, Е.Б. Белкина, М.М. Боген, О.О. Борисова, Т.А. Бурякина, Ю.В. Верхошанский, С.М. Вайцеховский, Н.И. Волков, В.В. Смирнов, Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов, С.М. Гордон, Е.И. Емельянов, Г.М. Юламанова, Б.А. Поляев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов изучены вопросы развития быстроты, в том числе детей-инвалидов, а именно: обучения двигательным действиям физического воспитания и различных тренировок, физиологических основ и методических принципов развития быстроты, методов тренировки и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОРГАНОВ СЛУХА 6 1.1 Понятие и характеристика быстроты, быстроты реакции 6 1.2 Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями слуха 10 1.3 Методы обучения двигательным действиям у детей с нарушением слуха 14 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20 2.1 Задачи исследования 20 2.2 Методы исследования 20 2.3 Организация исследования 25 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27 3.1 Уровень развития быстроты у учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха 27 3.2 Содержание методики, направленной на развитие быстроты у учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха 34 3.3 Результаты конечного тестирования детей, имеющих отклонения в развитии органов слуха 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Список литературы

1. Абашкина, Р.А. Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями [Электрон. ресурс] / Р.А. Абашкина // Молодой ученый. – 2018. – №26. – С. 99-100. – Режим доступа : https ://moluch.ru/archive/212/51878/. – 09.03.2021. 2. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов, 2001. – 86 с. 3. Аракелян, Е.Е. Бег на короткие дистанции (спринт) / Е.Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробов, А.В. Левченко. – М. : Инфра-М, 2002. – 156 с. 4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. – М. : Просвещение, 1990. – 287 с. 5. Байкина Н.Г. Физическое воспитание в школеглухих и слабослышащих / Н.Г. Байкина, Б. В. Сермеев. – М. : Советский спорт, 1991. – 61 с. 6. Баранцев, С. А. Совершенствование техники бега на скорость / С.А. Баранцев, А. М. Шлемин, В. Г. Береуцин // Физическая культура в школе. – 2003. – № 5. – С. 19-22. 7. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – М. : КНОРУС, 2011. – 368 с. 8. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учеб. пособие для вузов / Т.П. Бегидова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017 – 188 с. 9. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 192 с. 10. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка : обучение двигательным действиям : теория и методика / М.М. Боген. – изд. 4-е, испр. и доп. – М. : Либриком, 2013. – 191 с. 11. Бондарчук, А.П. Тренировка легкоатлета / А.П. Бандарчук. – Киев : Здоровье, 1986. – 160с. 12. Бутченко, Л. А. Динамическая анатомия и биомеханика в практике лечебной физкультуры и спортивной медицины / Л. А. Бутченко, И. М. Козлов, Р. Г. Сукиасьян // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры / М-во здравоохранения Рос. Федерации, Рос. научный центр восстановительной медицины и курортологии. – 2007. – № 2. – С. 45-50. 13. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 1971. – 312 с. 14. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания : учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с. 15. Верхошанский, Ю.П. Принципы построения тренировки в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Ю.П. Верхошанский // Легкая атлетика. – 1979. – №12. – с.8-10. 16. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта : учебник для вузов физ. культуры и факультетов воспитания вузов / Л.В. Волков. – Киев : Олимпийская литература, 2002. – 294 с. 17. Горшков, В. М. Развитие физических качеств / В. М. Горшков // Физическая культура в школе. – 2003. – № 7. – С. 62–71. 18. Гребова, Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях ОДА у детей и подростков. – М. : Academia, 2006. – 175 с. 19. Губа, В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. – 2003. – 3 3. – С. 31-34. 20. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М. : Советский спорт, 2005. – 244 с. 21. Евсеев, С.П. Частные методики адаптивной физической культуры : учебн. пособие / С.П. Евсеев ; под ред. Л.В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с. 22. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 382 с. 23. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2005. – 272 с. 24. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – М. : ОАО Издательство «Советский спорт», 2009. – 199 с. 25. Ингерлейб, М.Б. Анатомия физических упражнений / М.Б. Ингерлейб. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 187 с. 26. Калинчева, Я.В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет / Я.В. Калинчева // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2011. – № 9 (101). – С 99-104. 27. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. – 176 с. 28. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с. 29. Легкая атлетика : учеб. для ИФК / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : ФиС, 2000. – 671 с. 30. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Литош. – М : Издательство Юрайт, 2020. – 156 с. 31. Лях В. И. Физическая культура : 5-9 классов : тестовый контроль : пособие для учителя / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2007. – 114 с. 32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб. : Лань, 2013. – 160 с. 33. Межман, И.Ф. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры [Электрон. ресурс] / И.Ф. Межман, Н.В. Ухина // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 427-429. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/ 98/19946/. – 09.04.2021. 34. Межуев, В. Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома / В. Б. Межуев // Физкультура в школе. – 2001. – № 4. – С. 13–14. 35. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям : учебн. пособие для институтов физич. культуры / под ред. Г.П. Кривоносова. – Минск : Высшая школа, 1986. – 312 с. 36. Михайлов, И. Подвижные игры в секции легкой атлетики / И. Михайлов // Физическая культура в школе. – 2005. – № 4. – С. 66–68. 37. Мороз, В. В. Обучение технике легкоатлетических упражнений / В. В. Мороз // Физическая культура в школе. – 2007. – № 2. – С. 13–16. 38. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 39. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М. : Астрель, 2004. – 863 с. 40. Решетников, Н.В. Физическая культура : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 152 с. 41. Розова, А.П. Усвоение обобщенных и относительных понятий в условиях предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / А.П. Розова. – М. : Просвещение, 1976. – С. 120-139. 42. Ростомашвили, Л.Н Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития : учебное пособие. – 2-е изд. – М. : Издательство «Спорт», 2020. – 164 с. 43. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учеб. для студентов вузов / В.М. Смирнов. – М. : Владос, 2008. – 608 с. 44. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М .: СААМ, 1995. – 445 с. 45. Солодков, А.С. Работоспособность спортсменов : ее критерии и способы коррекции / А.С. Солодков, В.А. Бухарин, Д.С. Мельников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 3 (25). – С. 74-79. 46. Солодков, А.С. Физиология человека. Спортивная. Возрастная : Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М. : Терра- Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с. 47. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. В 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2005. – 448 с. 48. Травин, Ю.П. Принципы планирования тренировки легкоатлетов / Ю.П. Травин – М. : ГЦОЛИФК, 1980. – 37с. 49. Усков, М.А. Система комплексной оценки специальной подготовленности спринтеров в специфических условиях соревновательного упражнения / М.А. Усков // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : Мат. науч. конф. студ. и молодых ученых за 2006 г. – Волгоград : ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. – С. 100 -102. 50. Фокин, Г. Ю. Уроки легкой атлетики / Г. Ю. Фокин // Физическая культура в школе. – 2009. – № 1. – С. 10–15. 51. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания спорта : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Издательский цент «Академия», 2015. – 480 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОРГАНОВ СЛУХА 1.1 Понятие и характеристика быстроты, быстроты реакции Одним из важнейших физических качеств человека является быстрота – скоростная способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых занятий физической культурой. Быстроту с давних пор особо выделяют в ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени. К ней относят способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата [5, 12, 33]. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов [15, 17, 28]. Быстрота как физическое качество определяется комплексом функциональных свойств, обеспечивающих выполнение конкретного движения, двигательного действия в минимальное время. Поскольку проявление быстроты в целостных двигательных актах в значительной степени зависит и от других, в частности скоростно-силовых качеств, то часто для обозначения быстроты целостных двигательных актов применяется термин «скоростные способности». Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека [6, 10, 26, 30]. Можно выделить три основные (их называют еще элементарными) формы проявления быстроты: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении), частота движений [33]. Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью») [12]. Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В особенности это касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения. Можно отличаться очень быстрой реакцией и быть относительно медленным в движениях и наоборот. Быстрота – это способность человека выполнять действия в короткий отрезок времени. Быстрота двигательной реакции – это процесс восприятия информации, стимулирующей к ограниченным действию и заканчивающий с центральные началом ответных действий, переключение от одного действия к другому. К быстроте относится: ? реакция в ситуациях, требующих кратковременных двигательных реакций называют быстротой двигательных реакций; ? обеспечение быстроты процессов организма, которые зависят скоростные движения называют быстротой движений. Быстрота движений имеет различные формы своего проявления. Выделяют три основных проявления быстроты – латентное время двигательной реакции, скорость однократного движения, частоту движений. Наибольший интерес представляет комплексное проявление быстроты в целостных двигательных актах. Латентный период двигательной реакции человека является уже длительное время предметом подробного изучения в психологии и физиологии. Одним из обобщенных итогов многочисленных исследований является утверждение, что время простой моторной реакции человека есть весьма консервативный показатель, зависящий от врожденных особенностей и не поддающийся тренировочным воздействиям в сколько-нибудь значительных пределах. Однако дальнейшие исследования, хотя и не поколебали основной вывод, но несколько расширили диапазон совершенствования времени двигательной реакции. Исследования Геллерштейна показали, что имеется тесная связь между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Латентное время двигательной реакции часто превышает тот отрезок времени, в течение которого необходимо реагировать баскетболисту для успешного проведения того или иного приема (например, перехвата мяча, накрывание броска противника и т.д.). Понятно, что в таких условиях спортсмен лишен возможности успешных действий по типу реагирования в ответ на возникающий сигнал. Успешные действия в такой ситуации определяются реакцией предвосхищения (антиципации), когда спортсмен предугадывает нужный момент и направление реагирования. Комплексные формы проявления скоростных способностей в двигательных актах, характерных для реальной тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в сочетании с другими двигательными качествами. К таким комплексным проявлением быстроты относятся стартовая реакция, выражающаяся в минимизации времени между восприятием сигнала и началом движения из реальной стартовой позы, стартовое ускорение, выражающееся в быстром наращивании скорости с места, достижение высокой дистанционной скорости. Предпосылками к комплексному проявлению скоростных способностей являются уровень нервно-мышечной координации, соотношение различных мышечных волокон их эластичность, растяжимость, уровень развития силы, гибкости, координации, функции биохимических механизмов уровень волевых качеств. Одной из специфических форм скоростной циклической работы является стартовый разгон. Эффективность стартового разгона зависит от скоростного и силового компонентов. Значительными факторами здесь является способность к интенсивной стимуляции двигательных единиц, со стороны ЦНС, эффективная внутримышечная координация, уровень развития взрывной силы, мощность алактатного анаэробного механизма, а также морфологический состав мышечных волокон. Весьма важной и в то же время недостаточно изученной проблемой является взаимосвязь различных форм проявления быстроты и их взаимное влияние друг на друга. Экспериментальные данные ряда авторов свидетельствуют о том, что такие элементарные проявления быстроты, как быстрота двигательной реакции, быстрота одиночных движений, максимальная частота одиночных движений не связана между собой прямой зависимостью. Отсюда следует, что высокие результаты в одном каком-либо из перечисленных показателей совершенно не являются гарантией показа высоких результатов в других показателях. Более того, при высоких результатах в одном из показателей можно иметь посредственные результаты в другом. Таким образом, здесь полностью отсутствует перенос тренировочного эффекта с одного элементарного показателя быстроты на другой. Наиболее полное изучение различных показателей быстроты движений было проведено в исследованиях М.А. Годика. Полученные данные основывались на результатах 29 тестов, включавших в себя различные показатели скорости реагирования, времени одиночного движения, максимальной частоты движений как верхних, так и нижних конечностей. По результатам этих экспериментов было показано, что взаимосвязь между показателями различных форм проявления быстроты оказалась статистически недостоверной. Основной вывод из этих исследований заключается в том, скоростные характеристики многосуставных двигательных действий не обнаруживают достоверной корреляционной связи со скоростными показателями элементарных двигательных актов. 1.2 Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями слуха Потеря слуха у детей сопровождается в 62 % случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44 % – дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиозом, плоскостопием), в 80 % – задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70 % глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства. Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания. Недостаточность, слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию, что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения – появляются замкнутость, нежелание вступать в контакт. Для двигательной сферы характерны нарушения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений. Нарушения слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста. Многие не слышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения. Между нарушением слуха, речевой функцией и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. Выделим следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников: – недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках; – относительная замедленность овладения двигательными навыками; – трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия; – относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки; – замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом; – отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей; – отставание в развитии жизненно важных физических способностей – скоростно-силовых, силовых, быстроте и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков. Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих детей носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора. Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. Большая часть авторов объясняет сниженный уровень развития двигательной сферы глухих, и в частности координационных способностей (особенно равновесия), недостаточной функциональной активностью вестибулярного аппарата. При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечаются замедленность, скованность и малая амплитуда движений. Слух и движения тесно связаны между собой, тем самым указывая взаимосвязь двигательного и слухового анализатора. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений [1, с. 32]. Тесная функциональная взаимосвязь, слуха, функции речи и двигательной системой. Следующая двигательная сфера глухих школьников, один из которых является скоростные способности: ? относительная замедленность овладения двигательными навыками; ? замедленная реакция и скорость выполнения двигательной деятельности; ? отставание в развитии важных физических способностей – скоростно-силовых, скорость и другие, характеризующие физическую подготовленность детей и подростков. Нарушение слуха значительно влияет на функциональное состояние всех систем. Поражение периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз, жевание, языка, иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Замедленность двигательных актов может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций или частично. Эти нарушения прямо влияют на двигательные способности, связанные с быстрой реакции, темпом движений, скоростными качествами. Время зрительной реакции у глухих отличается от латентного периода у слышащих. Разница между средними величинами в группах школьного возраста составляет: ? в младшем школьном возрасте – 72 мс; ? в среднем школьном возрасте – 43 мс; ? в старшем школьном возрасте – 35 мс. Изменения скорости реакции на световые раздражители у слабослышащих такая же, как у глухих. Показатели сложной сенсорно- двигательной реакции слабослышащих приближаются к показателям у слышащих и носят индивидуальный характер. Движения рук у глухих медленнее, чем слышащих: ? в 13-14 лет – на 13%; ? в 15-17 лет – на 5%. Развитие быстроты движений у глухих достигает достаточно высокого уровня уже к 13-14 годам. В последующие годы интенсивного улучшения быстроты движений не наблюдаются [6, с. 100]. В игровой деятельности, где требуется комплексное проявление скоростных качеств, самое большое отставание от слышащих школьников по уровню развития быстроты наблюдается в младшем и частично в среднем школьном возрасте. Скорость движений, прыгучесть, мышечная сила в них на 20-60% ниже. Именно эти качества стоит развивать в младшем и среднем школьном возрасте. У подростков 13-16 лет рост незначительный, а у девочек стабилизируется к 13-14 годам. В 11-12 лет школьникам с нарушением слуха автор рекомендует на общеравивающие упражнения отводить 25%, на специальные – 35%, на обучение и совершенствование игровых действий – 40% времени урока. Величина времени реакции во многом зависит от врожденных свойств нервной системы детей – их индивидуально-типологических особенностей. Выраженное отставание глухих детей в развитии способности к реагированию обусловлено, по-видимому, недостаточностью работы двигательного анализатора. У глухих на начальной стадии обучения идет нерациональное распределение умений и низкий темп движений по сравнению со слышащими сверстниками. Таким образом, при поражении слуха наибольшие отклонения отмечаются в равновесии, двигательной реакции, темпе и ритме движений, распределении усилий. Нарушение слухового анализатора сопровождается ухудшением восприятия пространственных характеристик, тактильного раздражения, делает менее полным процесс отражения производимых действий и менее точной и быстрой их корректировку. Двигательные нарушения у детей, имеющих нарушения слуха, проявляются в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, затруднениях при выполнении действий по словесной инструкции. 1.3 Методы обучения двигательным действиям у детей с нарушением слуха В дидактике метод обучения – это метод упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и стажеров, направленный на решение проблем образования. Метод обучения устанавливает методы деятельности учителя и учеников, обеспечивая эффективное усвоение изучаемого материала. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что различные авторы составляют основу подразделения методов обучения для групп и подгрупп, существует ряд классификаций. Остановимся подробнее на классификации методов в соответствии с характером деятельности студентов и студентов. Мы перечисляем и описываем их. Несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят школьников с нарушением слуха в специфические условия. С потерей слуха снижается объем речевой информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности. Словесная речь – необходимый фактор при обучении физическим упражнениям двигательным действиям в процессе физического воспитания. Словесный метод – это способ, позволяющий описать и объяснить новые движения. Применяются команды и сигналы ( вербальные и невербальные). Вводятся терминология, жестовая и дактильная речь, выделение главных частей техники двигательного действия. Все это помогает школьникам осознанное выполнение движений, а также развитию речи. Использование словесного метода способствует усвоению информации, чтению по губам и расширению словарного запаса. На занятиях с неслышащими детьми метод слова должен включать распоряжения, указания, команды, спортивную терминологию и спортивные жесты, которые ребенок может воспринимать как с индивидуальным слуховым аппаратом, так и на слух. Речевые инструкции должны быть краткими, произноситься в разговорном темпе, содержать необходимую информацию о названии движения, технике его выполнения и т.д. (Л.Д. Хода, 2002). Наглядный метод. Метод этого обучения состоит в образах предметов, явлений и действий это необходимо для сознательного усвоения знаний и формирования у учащихся умений и навыков. Существуют приемы наглядности: ? тактильно-мышечная наглядность, этот прием выражается помощи педагога, делающий движения более точно положение отдельных частей тела школьника; ? наглядно-зрительный прием, педагог показывающий образцовое физическое упражнение или отдельный элемент упражнения. Так же использование карточек, символов и схем выполнение движения. ? наглядно-слуховой прием. Приводятся звуковые регуляции движений. Например, физические упражнения выполняются под постукивание бубна или барабана в заданном темпе и регуляции темпа это для активации нарушенных органов слуха. Используют словесно-наглядный способ обучения. Словесно-наглядный способ – объяснение физического упражнения или уточнение элементов техники, сопровождающие показом.Этот метод наиболее эффективный во всех возрастных группах. Обучение движениям должно быть организовано так, чтобы один учащийся объяснял выполнение упражнения и исправлял ошибки. В связи с такой активизацией деятельности второй сигнальной системы и усилением ее роли в выработке новых связей возрастает эффективность обучения, а навыки, которые сформировались, легче переносятся в новые условия [9, с. 121]. Необходимо научить школьников правильно и уверенно выполнять движения в изменяющихся условиях. Для усиления воздействия включаются упражнения на развитие равновесия. Проблемы с равновесием и работы вестибулярного аппарата приводят: широкой постановки ног при ходьбе и беге, плоскостопие и проблемы с позвоночником. Факторы в управлении чувства равновесия является степень сохранности слуха и деятельности двигательного аппарата. Приведенные методы выше помогут корректировать равновесие у школьников с нарушением слуха. Речевая недостаточность у детей с нарушением слуха затрудняет восприятие информации, связанной с описанием и освоением техники легкоатлетических упражнений. Для повышения процесса обучения разработаны специальные речевые программы, касающиеся вопросов спортивной тренировки по легкой атлетике с глухими подростками по: ? спортивной специальной терминологии; ? наименованию спортивного оборудования и инвентаря; ? двигательным действиям; ? понятиям о пространственных, временных и силовых параметрах движений; ? структуре словесно-наглядных сообщений, связанных с измерительной аппаратурой; ? структуре словесно-наглядных сообщений по бегу, прыжкам и метаниям; ? словесным компонентам, содержащим информацию на слайдах, рисунках, таблицах, видеозаписях; ? структуре словесно-наглядных сообщений, касающихся анализа техники и методики обучения легкоатлетическим упражнениям. В методике используются: ? описание упражнения и его элементов; ? показ техники упражнения; ? наглядные пособия; ? выполнение упражнения; ? условия выполнения; ? выполнения в облегченных условиях. Такой подход способствует освоению спортивной техники, коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации. Вербальные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они были почти единственным способом передачи знаний. Несмотря на то, что многие учителя выступают против использования этой группы методов, считают их устаревшими, они не могут быть полностью обесценены. Вербальные методы позволяют передавать большой объем информации в кратчайшие сроки, создавая проблемы для учащихся и указывая пути их решения. С помощью слов учитель может вспомнить яркие фотографии детей о прошлом, настоящем и будущем человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Вербальные методы делятся на следующие типы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Визуальные методы. Под визуальными методами обучения понимаются такие методы, при которых ассимиляция учебного материала в основном зависит от визуальных средств и технических средств, используемых в процессе обучения. Визуальные методы используются в сочетании с вербальными и практическими методами обучения. Как отдельный тип, визуальный метод обучения просто теряет смысл. Использование визуальных методов делает материал, предлагаемый для изучения, более доступным для понимания. Особенно важна и даже нужна визуализация при обучении в младших классах. Визуальные методы обучения можно условно разделить на две большие группы: метод иллюзий и метод демонстраций. И, следовательно, второй метод более предпочтителен, поскольку он более реальный и надежный. 3. Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Эти методы формируют практические навыки. Нельзя переоценить важность практических методов. В конце концов, на практике ученики осознают важность полученных ранее знаний, возможность их практического применения в повседневной жизни, в дальнейших исследованиях. Кроме того, применение практических методов затрудняет мотивацию учебного процесса. В конце концов, ученик всегда заинтересован в том, чтобы попробовать свои силы при выполнении любых учебных заданий, проявить независимость, изобретательность, инициативу. Практические методы включают упражнения, лабораторную и практическую работу. Метод упражнений. Этот метод характеризуется повторной реализацией движения в целом и по частям с учетом количества физической активности, которое регулируется изменением количества выполняемых упражнений, их сложностью, количеством повторений, темпами реализации, продолжительность отдыха между упражнениями и т. д. Конкурентный метод. Он отличается следующими признаками: 1) достижение победы в результате окончательной мобилизации ее возможностей: 2) способность показывать максимальный уровень физической и умственной готовности в борьбе за первенство. Все это предъявляет высокие требования к моральным и силовым силам, способствуя образованию волн, настойчивости, самоконтролю уже в первых классах пула. Применение конкурентного метода дает большую физическую и умственную нагрузку, чем обычный метод повторных повторений. 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования 1. Провести сравнительный анализ уровня развития координационных способностей учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха, 8-13 лет с показателями здоровых детей того же возраста. 2. Изучить возрастные закономерности и особенности развития быстроты учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха, 8-13 лет. Разработать шкалы дифференцированной оценки уровня развития координационных способностей. 3. Теоретически и экспериментально обосновать методику развития быстроты у учащихся школьного возраста, имеющих отклонения в развитии органов слуха, 8-13 лет в вариативном (дифференцированном) компоненте программы по физической культуре с учетом индивидуальных способностей детей. 2.2 Методы исследования Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Анализ медицинских карт. 3. Педагогическое тестирование. 4. Педагогическое наблюдение. 5. Педагогический эксперимент. 6. Методы математической статистики. Для обоснования задач и выбора методов исследования изучалась литература по следующим отраслям науки: адаптивной физической культуре, специальной педагогике, теории и методике физической культуры, психологии, педагогике, физиологии, анатомии, математической статистике. Были изучены отечественные и зарубежные источники. В физическом и функциональном развитии детей с различной степенью нарушения слуха целенаправленные и дозированные физические упражнения являются мощным средством коррекции и развития недостатков в двигательной сфере.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg