Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Социальная политика и социальная защита населения: взаимодействие и взаимообусловленность

superrrya 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.11.2021
Объектом курсовой работы являются социальная политика и социальная защита. Предмет: взаимодействие и взаимообусловленность социальной политики и социальной защиты. Цель: рассмотрение социальной политики и социальной защиты в их взаимодействие и взаимообусловленности. Задачи: 1. Исследовать сущность социальной политики, основные направления; 2. Рассмотреть функции социальной политики; 3. Выявить сущность социальной защиты населения; 4. Рассмотреть принципы и функции социальной защиты населения; 5. Определить взаимосвязь социальной политики и социальной защиты.
Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многогранна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации. Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах. Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах. И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы.
Список литературы

1) Аверин А.Н. Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации // Соц.-гуман. знания. - 2018.-21-23с. 2) Аганбегян А.Г. О приоритетах социальной политики. - М.: Дело, 2018.-75-78с. 3) Алексеева С.Г. Современное состояние социальной сферы в Российской Федерации / С.Г.Алексеева, Е.Ф.Николаева // Микроэкономика. - 2017. - N 6.-145-158с. 4) Гуслова, М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2017.-76-83с. 5) Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.-156-172с. 6) История социальной работы в России. - М.: Флинта, МПСИ, 2016.-79-89с. 7) История социальной работы / Под редакцией В.И. Жукова. - М.: РГСУ, 2019.-83-98с. 8) История социальной работы в России. Хрестоматия. - М.: Флинта, МПСИ, 2019.-18-40с. 9) Кузьмин, К. В. История социальной работы / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - Москва: РГГУ, 2018.-211-217с. 10) Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века). Гриф УМО ВУЗов России / К.В. Кузьмин. - М.: Академический проект, 2019.-356-372с. 11) Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.-43-73с. 12) Платонова, Н. М. Введение в теорию социальной работы / Н.М. Платонова. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2019.-31-56с. 13) Фирсов, М. В. История социальной работы / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2018.-90-114с. 14) Фирсов, М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. - М.: Владос, 2018.-234-239с. 15) Фирсов, М.В. История социальной работы (для бакалавров). Учебное пособие / М.В. Фирсов. - М.: КноРус, 2017.-245-292с. 16) Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К°, 2018.-67-70с. 17) Холостова, Евдокия Ивановна История социальной работы в России. Учебник / Холостова Евдокия Ивановна. - М.: Дашков и К°, 2019.-134-148с. 18) Шарин, В. И. История социальной работы / В.И. Шарин. - М.: Дашков и Ко, 2019.-266-289с. 19) Шестаков, Ю.А. История социальной работы / Ю.А. Шестаков. - М.: РИОР, 2018.-254-265с. 20) Шевандрин, Н.И., Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. - Москва, 2017.-77-84с.
Отрывок из работы

1. Сущность социальной политики и основные направления социальной политики В самом обоб¬щен¬ном виде деятельность госу¬дар¬с¬тва по удов¬лет¬воре¬нию соци¬альных потреб¬нос¬тей людей опре¬де¬ля¬ется как его соци¬альная политика. Будучи предельно обоб¬щен¬ным понятием, концепт соци¬альной поли¬тики допус¬кает разные уровни конк¬ре¬ти¬за¬ции по набору субъектов, инсти¬ту¬тов и целей. Так, соци¬альную поли¬тику можно опре¬де¬лить как деятельность госу¬дар¬с¬тва и других общес¬т¬вен¬ных институтов, направ¬лен-ную на прог¬рес¬сив¬ное разви¬тие соци¬альной сферы, совер¬шен¬с¬т¬во¬ва¬ние условий, образа и качес¬тва жизни людей, обес¬пе¬че¬ние опре¬де¬лен¬ной части их жизнен¬ных потребностей, оказа¬ние граж¬да¬нам необ¬хо¬ди¬мой соци-альной поддержки, помощи и защиты[1,с.21]. Политика - это система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др. Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства - власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия. Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти. Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп и общества в целом[5,с.156-172]. Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития. Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов[3,с.145-149]. Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: - гуманизм, социальная справедливость ; - системность, непрерывность, преемственность ; -сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики ( как по времени, так и по необходимым ресурсам) ; -открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие «обратной связи» органов управления с массами); - демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований); -действенный контроль общества над реализацией социальной политики; -адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения[3,с.149-158]. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости. Cубъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния а обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг[2,с.75]. Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику[11,с.43-73]. Социальное страхование – наиболее важная часть социальной политики государства. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин) возможность продолжить работу. При этом он лишается источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный здоровью ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему материальную возможность существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхования. Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. Социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают на ряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора[8,с.18-22]. Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы[8,с.23]. Показатели социальной политики включает в себя следующие показатели: -Уровень жизни. Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. -Состояние здравоохранения, образования, обеспеченность жильём, коммунальными и другими услугами. Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. -Показатели рождаемости, смертности, продолжительности жизни. Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. -Средний и минимальный размер пенсии, заработной платы. -Потребительские стандарты по продуктам питания или промышленным товарам. -Состояние экологии. -Индекс развития человеческого потенциала. Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни[7,с.83]. Подводя итог, сущностью социальной политики является деятельность госу¬дар¬с¬тва и других общес¬т¬вен¬ных институтов, направ¬лен¬ная на прог¬рес-сив¬ное разви¬тие соци¬альной сферы, совер¬шен¬с¬т¬во¬ва¬ние условий, образа и качес¬тва жизни людей, обес¬пе¬че¬ние опре¬де¬лен¬ной части их жизнен¬ных потребностей, помощи и защиты. Социальная политика имеет несколько направлений: социальное страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику[19,с.200-203]. 2.Функции социальной политики С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”.Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”.Объем и содержание функции социальной политики обширны[4,с.76-77]. Во-первых, это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. В связи с развитием производственных сил, переходом от экстенсивного характера развития производства к интенсивному предъявляются более высокие требования к качеству рабочей силы. Поэтому объективно в развитых странах социальной сфере уделяется огромное внимание[4,с.78]. Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. Мировая практика знает несколько видов мотиваций: традиционный (образец, ритуал), этический (долг), административный (поощрение, наказание, иерархия), корпоративный (солидарность, участие), экономический (расчет, вознаграждение, экономический интерес). Практика показывает, что в современном обществе существуют все виды мотиваций, однако основную мотивационную роль играют в разном соотношении вознаграждение и участие[4,с.79]. В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов[4,с.80]. Также функции социальной политики выражаются в: 1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества. 2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан. 3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом. 4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами. 5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений. 6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека[4,с.83]. Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций: Функции «ввода» - воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике; Функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением[1,с.23]. Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий[16,с.67-68]. Роль государства заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты[16,с.69-70]. Государство реализует свои социальные задачи в условиях, когда в демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. При этом государство в своей социальной политике интегрирует цели различных субъектов и стремится к подчинению их деятельности своим целям, направленным на удовлетворение потребностей большинства в социальном прогрессе. В этом качестве социальная политика государства является обобщенной социальной функцией, в рамках которой реализуются отдельные социальные функции[12,с.31-32]. Cоциальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций, осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства[10,с.356-372]. Существуют этапы развития социальных функций государства: 1) Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т. п. 2) Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др. 3) Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т. п. 4) Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр[9,с.211-216]. Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные цели. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства[9,с.217]. Новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обусловливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются[6,с.79-89]. Таким образом, существует несколько подходов к пониманию социальной политики: Во-первых, социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всего общества, следовательно, с этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших целей. Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества - в данном случае она направлена на регламентирование отношений труда и капитала. В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена как деятельность, ориентированная на социальные низы - деклассированные элементы, маргинальные группы и т.п. с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благотворительности. 3.Сущность социальной защиты Социальная защита, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы в международном контексте, обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи[7,с.84-98]. В рамках систем социальной защиты, таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий представляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий[13,с.90]. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и другое. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью[13,с.91-113].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 43 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg