1. Теоретические основы влияния таможенных платежей в доходах Россий-ской Федерации
1.1 Общая характеристика таможенных платежей
Согласно ТК ЕАЭС таможенные платежи включают в себя акцизы, НДС, ввозные и вывозные таможенные пошлины, и таможенные сборы.
Правила уплаты таможенных платежей регламентируются на основа-нии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федераль-ного закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции» от 3 августа 2018 года №289-ФЗ.
Главным назначением таможенных пошлин является защита внутрен-него рынка, национальной промышленности и сельского хозяйства экономи-чески развитых стран, а также увеличение доходов в бюджет. Таможенные платежи выступают инструментом государственной экономической полити-ки. Они призваны в, первую очередь, приводить цены на ввозимые товары к ценам на аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюд-жетных поступлений.
Вид импортируемого товара определяет тип ставки, в зависимости от которого для исчисления таможенных платежей будет применяться либо та-моженная стоимость товаров, либо физическая характеристика товара. В ка-честве физическо характеристики может применяться объем товар, его коли-чество, масса или иные характеристики.
В качестве плательщика таможенных платежей могут выступать декла-рант или иные лица, обязанностью которых стала уплата таможенных пла-тежей. Иные лица представлены поручителями декларанта в согласии с дого-вором поручительства.
Таможенная пошлина является наиболее изученным и значимым ком-понентом таможенных платежей. Таможенная пошлина представляет собой обязательные взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории, и являющий-ся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Функцией вывозных таможенных пошлин является оптимизация соот-ношения импорта и экспорта товаров, валютных доходов и расходов на тер-ритории РФ. Основной задачей ввозных таможенных пошлин же является защита прав отечественных производителей товаров, а также регулирование импорта товаров, которые не производятся на территории страны. Без-условно, как ввозные так и вывозные таможенные пошлины формируют зна-чительную долю доходов бюджета Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность таможенных пошлин заключается в защите внутренней экономики страны путем прямого влияния на ценообразование импортируемых товаров.
Таможенные пошлины можно классифицировать и разделить по товар-ному обращению:
Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Приносят наибольший доход среди всех иных пошлин в бюджет всех стран мира. В за-чаточном периоде капиталистической общественно-экономической формации импортные пошлины были основой налогообложения; сегодня их значение сильно снизилось. Так, фискальные функции взяли на себя такие налоговые поступления, как налог на прибыль. Тогда как всего два века тому назад около 50 процентов бюджета Соединенных Штатов составляли доходы от импортных пошлин, сегодня их доля едва доходит до полутора процента. Подобная ситуация наблюдается и в других развитых странах мира, пере-шедших на рыночную экономику.
Иными словами, если на момент их формирования импортные пошли-ны были средством для извлечения денежных средств в бюджет страны, вы-полняя фискальную функцию, на данный момент, их функции главным обра-зом связаны с ведением определенной торгово-экономической политики. Противоположная ситуация наблюдается в развивающихся странах, где им-портные пошлины по-прежнему используются для финансовых поступлений. Неограниченный контроль со стороны государства и облегченная процедура сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу, делают дан-ный способ извлечения финансовых средств особенно привлекательным для стран с неокрепшей экономикой.
Относительно РФ можно сделать вывод о том, что последние поправки в таможенном законодательстве отражают увеличение роли импортных по-шлин в качестве фискального средства.
Экспортными таможенными пошлинами облагаются вывозимые из страны товары. Данные пошлины направлены на выравнивание разницы в уровнях внутренних и свободных цен мирового рынка на определенные то-вары, сокращение объемов экспорта и полонение федерального бюджета.
Транзитные пошлины используются при перевозе товаров транзитом через территорию страны. Данный тип пошлин применяется исключительно в целях торговой войны.
Еще одним неналоговым таможенным платежом является таможенные сборы. Понятие таможенного сбора регламентируется в ст. 47 ТК ЕАЭС как обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопро-вождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
К таможенным сборам относятся:
? таможенные сборы за совершение таможенных операций, связан-ных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные опера-ции);
? таможенные сборы за таможенное сопровождение;
? таможенные сборы за хранение.
Таможенным сборам не свойственен ярко выраженный фискальный ха-рактер. Например, п.3 ст.47 ТК ЕАЭС гласит о том, что размеры таможен-ных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий в связи с которыми установлены таможен-ные сборы. Тем не менее величина таможенных сборов в подавляющем числе случаев не определяется ни с объектом налогообложения, ни с расходами таможенных органов, а связан напрямую с величиной таможенной стоимости перевозимого товара, что противоречит принципу эквивалентности. Само исчисление размеров таможенных сборов, регламентируется государствами-членами ЕАЭС независимо (п.4 ст.47 ЕАЭС).
Таким образом, несмотря на то, что таможенные платежи включают в себя таможенные сборы, таможенные сборы не играют весомой роли в ВЭД. Таможенные сборы выполняют функцию исключительно в контексте регули-рования таможенных правоотношений при таможенных операциях.
Поскольку акцизы и НДС являются налоговыми таможенными плате-жами, важно дать дефиницию налогов в целом. Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвоз-мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от-чуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного веде-ния или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Рассмотрим понятие таможенного акциза. Таможенный акциз - это один из видов платежей, уплачиваемых за ввоз подакцизных товаров на та-моженную территорию РФ. Его называют акцизным сбором или налогом. Деньги, полученные при сборе акцизного налога, поступают в бюджет РФ.
Государство выбрало для налогообложения высокорентабельные то-вары, продажная стоимость которых значительно превышает стоимость их изготовления. Спрос на подакцизные товары обычно не имеет высокой сте-пени корреляции со стоимостью товара. Они не относятся к предметам пер-вой необходимости и не являются полезными для здоровья. Это, например, алкогольная и табачная продукция.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным нало-гом, из-за чего уплата его является обязательной на всей территории РФ. Это также означает, что лишь федеральный законодательный институт в праве изменять порядок установления, взимания, а также другие аспекты уплаты НДС. Законодательные акты о налоге на добавленную стоимость не могут быть установлены органами местного самоуправления и органами государ-ственной власти субъектов РФ.
Несмотря на то, что НДС был разработан сравнительно недавно, он получил глобальное распространение. Французский экономист М. Лоре предложил ввести данный налог во Франции в 1958 году. В литературе рас-пространено определение НДС как «европейского» налога. Это в первую очередь связано с ощутимой ролью НДС в становлении и развитии западно-европейского интеграционного процесса. На данный момент НДС введен в 43 странах мира. Налогом на добавленную стоимость товары облагаются при импорте в Россию. Таким образом, НДС выполняет сразу две функции: снижение конкуренции для товаров отечественного производства посред-ством повышение цен на импортные товары и увеличение федеральных до-ходов.
Главной функцией для таможенных налогов, как и для налогов в це-лом, являет пополнение федерального бюджета средствами, которые в по-следствии будут расходоваться на выполнение задач внешней и внутренней политики. Но не следует также недооценивать роль таможенных налогов в уравнении цен на товары импортного и отечественного происхождений.
Можно сделать вывод о том, что все таможенные платежи формируют-ся при едином процессе, где каждый из них призван выполнять индивиду-альную роль. Так, в то время как главный акцент во ВЭД делается на тамо-женную пошлину, как на самый гибкий и пластичный элемент таможенных платежей.
1.2 Характеристика основных факторов, регулирующих систему исчисления таможенных платежей
На систему исчисления таможенных платежей оказывает влияние мно-жество факторов и нюансов. В связи с чем, важно понимание того, кем и ка-ким способом исчисляются таможенные платежи, а также определить некото-рые нюансы исчисления.
Декларант или иные лица, как правило, исчисляют таможенные пошли-ны и налоги самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда выдви-гаются требования об уплате таможенных платежей, а также когда осуществ-ляется оформление в листах международного почтового обмена с использо-ванием таможенного приходного ордера. Таможенные органы берут на себя функцию исчисления таможенных пошлин при выставлении требований об уплате таможенных платежей.
Таможенный тариф РФ и Налоговый кодекс регулируют ставки исчис-ления таможенных пошлин и налогов. Перевоз физическим лицом товаров личного пользования представляет собой исключение .
Таможенные пошлины и налоги исчисляются в валюте Российской Фе-дерации. Частым случаем является, когда стоимость товара выражена в ино-странной валюте, в связи для исчисления таможенных платежей требуется определить таможенную стоимость товара в рублях. В таких случаях для пересчета иностранной валюты применяется курс, устанавливаемый Цен-тральным банком РФ на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Далее мы рассмотрим способ исчисления таможенной пошлины. Тамо-женная пошлина определяется как соответствующая таможенной ставке про-центная доля таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможен-ную границу (для товаров, оплаченных адвалорными пошлинами):
П1=Ст ? С1,
(1.2.1)
где:
П1 – сумма таможенной пошлины;
Ст – таможенная стоимость товара (в руб.);
С1 – ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к тамо-женной стоимости товара.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемы таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по форму-ле:
П2 = Вт ? С2 ? Ке,
(1.2.2)
где:
П2 – сумма таможенной пошлины;
Вт – количественная или физическая характеристика товара в нату-ральном выражении;
С2– ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;
Ке – курс евро, установленный Банком России на дату принятия тамо-женной декларации.
Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых комбиниро-ванными ставками, рассчитывается следующим образом:
а) в первую очередь рассчитывается адвалорная ставка по формуле (1.2.1);
б) во вторую очередь рассчитывается специфическая ставка по форму-ле (1.2.2).
Из двух рассчитанных величин выбирается большая. Она и является величиной, необходимой для уплаты таможенной пошлины.
НДС уплачивается в полном объем в случаях, когда товар помещается под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. Ставки НДС применяются в зависимости от вида ввозимого товара в порядке, определен-ном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввози-мых на территорию Российской Федерации.
Акцизами облагаются подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ и заявляемые к помещению под таможенные режим выпуска внутреннего потребления. Инструкция о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов регламентирует ставки для исчис-ления сумм акцизов в отношение товаров, выпускаемых для внутреннего по-требления и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
При исчисление НДС используется в качестве налоговой базы сумма таможенной стоимости товара, ввозимого на территорию страны, таможен-ной пошлины и акциза, наложенных на ввозимый товар.
База и ставка таможенных сборов определяется Правительством Рос-сийской Федерации. По определению величина таможенных сборов должна соответствовать приблизительной стоимости расходов таможенных органоа за проведение мероприятий, обуславливающих взимание таможенных сбо-ров.
На исчисление таможенных платежей так же влияет ряд регулирующих факторов, который мы рассмотрим ниже.
Одним из факторов, оказывающих влияние на уплату таможенных пла-тежей является определение кода ТН ВЭД для товаров перемещаемых через таможенную границу. Должностные лица таможенных органов непосред-ственно классифицируют товары в соответствии с ТН ВЭД, а также произво-дят контроль определения кода.
Таможенные органы и участники ВЭЖ применяют Товарную номен-клатуру ВЭД в качестве классификатора товаров. Декларант определяется код ТН ВЭД в то время, как таможенные органы контролируют его пра-вильность. Кодировка ТН ВЭД разбита на три составные части для коррект-ного определения кода товаров. К данным частям относят: номенклатурную часть, примечание к разделам и группам, основные правила интерпретации. Такие дополнительные публикации как пояснения, алфавитные указатели и Сборник квалификационных решений упрощают и совершенствуют процесс определения кода товаров по ТН ВЭД.
В качестве еще одного фактора, оказывающим влияние на вероятность перемещения товара и уплаты таможенных платежей можно выделить нета-рифные меры регулирования.
Нетарифными мерами регулирования ВЭД называют набор техник государственного регулирования ВЭД, направленных на процессы в сфере ВЭД, но при этом отличных от таможенно-тарифных мер государственного регулирования.
Нетарифные методы регулирования применяются в ряде случаев:
1. Защита национального рынка путем введения количественных ограничений ввоза или вывоза определённых товаров на обозна-ченный срок.
2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдель-ных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на без-опасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
3. Выполнение международных обязательств.
4. Введение исключительного права на экспорт/импорт отдельных то-варов
5. Введение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
6. Защита общественной морали и правопорядка
7. Защита культурных ценностей
8. Обеспечение национальной безопасности
Согласно законодательству РФ к запретам и ограничениям относят ли-цензирование, квотирование, эмбарго, защитные меры, компенсационные, антидемпинговые пошлины и др. Таким образом, товар в ряде случаев мо-жет попадать под нетарифные меры регулирования, и на него могут быть начислены антидемпинговые или компенсационные пошлины.
Существует ряд систем классификаций нетарифных мер. Однако наибольшую популярность приобрели системы классификации ЮНКТАД и ВТО.
Классификация ЮНКТАД подразделяет нетарифные меры на 7 групп. К данным группам относят меры ценового контроля, меры финансового кон-троля, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, моно-польные меры, технические меры и прочие меры в отношении чувствитель-ных товаров.
В отличии от классификации ЮНКТАД ВТО разделяет нетарифные меры только на 5 групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные проце-дуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей.
Таможенную стоимость товаров можно выделить в качестве третьего фактора расчета ввозной таможенной пошлины. Данный фактор был упомя-нут выше при рассмотрении формул расчета таможенных пошлин.
Еще одним фактором, влияющим на расчет ввозной пошлины, являют-ся базисные условия поставок товара. Данные условия содержатся в кон-тракте. Определения расходов для обеих сторон во время транспортировки груза от экспортера к импортеру также регламентируются базисными усло-виями поставок. Новые правила «Инкотермс 2020» вступили в силу в январе 2020 года и являются унифицированными правилами, применяемыми в ми-ровой торговле.
Базисные условия поставки представляют собой совокупность основ-ных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В контракте будут уточ-нены такие моменты, как место, момент сдачи товара, момента перехода рис-ка и распределения между сторонами расходов. Эти условия могут регла-ментироваться:
1) контрактом, когда стороны сами могут подробно указать все необ-ходимые условия соответствующего базиса. Как отмечает М.Г. Розенберг, правомерно включать в контракт оговорку о том, что Инкотермс будут при-меняться с прямо указанными в контракте изменениями и дополнениями. Причем выбор варианта зависит от сложившейся договорной практики оте-чественной организации, регулярности отношений с конкретным партнером, применения типового контракта и т.д.;
2) обычаями портов. Обычаи порта содержат установленные практи-кой конкретного порта правила, определяющие соответствующую область торгового мореплавания.
3) законодательством государства. В некоторых странах Инкотермс 2000 имеют характер закона, например в Испании и Ираке, а подлежат обя-зательному применению в Украине. В США базисные условия поставки так-же регламентируются законом - Единообразным торговым кодексом, ЕТК (Uniform Commercial Code), действующим практически во всех штатах. В Германии и Франции термины рассматриваются как международный обычай и применяются, если стороны не оговорят иное.
4) международными договорами. Кроме контрактов и законов, базис-ные условия поставки регулируются также международными договорами. Так, Венская конвенция 1980 г. «Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров» о междуна-родной купле-продаже товаров не содержит определения терминов поставки товаров, однако базис поставки в ней в общем виде определен и касается ме-ста поставки товара.
К факторам, влияющим на размер таможенных платежей, можно так же отнести страну происхождения товара. Так, процедура определения страны происхождения товара влияет на получение тарифных преференций (пони-жение ставок пошлины).
Для определения страны происхождения товара необходимо, чтобы товар был полностью произведен или подвергнуть достаточной переработке в данной стране. Более четкие критерии определения страны происхождения прописаны в таможенным законодательстве РФ. Страной происхождения то-вара также может выступить группа стран, таможенные союзы стран либо регион страны.
Важность определения страны происхождения импортируемых това-ров обусловлено реализацией основных мер торговой политики. Средин них важно выделить количественные ограничения, тарифное регулирование, ан-тидемпинговые и компенсационные пошлины, и охранных мер, а также тре-бований в отношении маркировки товаров, правил, касающихся государ-ственных закупок, равно как и для статистического учёта.
Таким образом, в дополнение к общепринятым формулам исчисления таможенных платежей имеется ряд факторов, регулируемых государством и оказывающим значительное влияние на процессы и политику ВЭД. К дан-ным факторам мы отнесли следующее: определение кода перемещаемого че-рез таможенную границу товара по ТН ВЭД, нетарифные меры регулирова-ния ВЭД, базисные условия поставок товара, определение таможенной стои-мости товаров, определение страны происхождения товара.
1.3 Общая характеристика доходов бюджета Российской Федерации
Для того чтобы проанализировать таможенные платежи в Российской Федерации, стоит понять как они взаимодействуют и на что они в первую очередь влияют. Таможенные платежи непосредственно пополняют бюджет Российской Федерации, выполняют фискальную функцию.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финан-совой политики государства, цели которой обусловливаются его экономиче-ской политикой. При этом значение государственного финансового регули-рования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учи-тывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспре-деления финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложе-ния. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюдже-том и внебюджетными фондами.
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступаю-щие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законода-тельством Российской Федерации в бюджеты органов государственной вла-сти и органов местного самоуправления.
Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через еди-ную социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаи-модействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уров-ней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансо-вую базу для реализации своих полномочий.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом гос-ударства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государ-ственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус феде-рального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ре-сурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использова-ния для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной класси-фикации, в которой выделяются целевые направления государственной дея-тельности, вытекающие из основных функций государства.
В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формиро-вания доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов гос-ударства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают эконо-мические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денеж-ных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
В зависимости от государственного устройства страны различают:
? в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (госу-дарственного) бюджета и доходы местных бюджетов;
? в федеративном (объединенном) государстве эти два вида дохо-дов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации;
? в конфедеративном (союзном) - взносами.
Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, ко-торые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы вне-бюджетных фондов и всего государственного сектора.
Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля нало-гов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регули-рующих доходов.
Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на пред-стоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и уве-личения дефицита государство все больше обращается к займам. Существу-ют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ве-дет к росту государственного долга.
Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет до-полнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.