Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Формирование экологической грамотности младших школьников в процессе экскурсий

superrrya 2625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.11.2021
Цель исследования заключается в изучении экскурсий как средства формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста. Объектом работы выступает процесс формирования экологической грамотности младших школьников. Предметом является формирование экологической грамотности младших школьников в процессе проведения экскурсий. Гипотеза исследования: предполагается, что для формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста необходимо организовать работу: - на уроках «Окружающий мир» и во время проведения внеклассных занятий на специально организованных прогулках и экскурсиях; - используя такие формы и методы экологического воспитания как наблюдение, проблемные методы, игры в процессе проведения экскурсий. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования: 1. Изучить сущность понятия «экскурсия» и «экологическая грамотность». 2. Определить потенциал экскурсии для формирования экологической грамотности младших школьников. 3. Охарактеризовать содержание и методику природоведческих экскурсий, направленных на формирование экологической грамотности. 4. Проанализировать современные программы по «Окружающему миру» по уровню реализации задач экологического воспитания и образования. 5. Организовать исследование по формированию экологической грамотности младших школьников. 6. Провести работу по формированию экологической грамотности в процессе экскурсий. 7. Проанализировать полученные результаты исследования. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; 2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опыт; 3. Математические: количественный и качественный анализ полученных данных. Диагностика проводилась по следующим методикам: анкета «Что я знаю об окружающем мире?» (по методике «Натурафил» В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо), тест «Мое отношение к природе» (по методике «Элементы экологической культуры» С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева), тест «Экологическая деятельность» (по методике «Экологические ситуации» Е.В. Асафовой) Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Калуги. В исследовании принимали участие обучающиеся 2-го «А» (19 человек) и 2-го «Б» класса (20 человек). Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, а также составленные рекомендации по формированию экологической грамотности младших школьников могут быть использованы педагогами начальных классов при решении указанной проблемы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В тексте работы содержится 64 страницы, 3 таблицы, 17 рисунков. Список используемой литературы насчитывает 60 наименований.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание учащимися школ экологических проблем является важным аспектом современного времени. Причиной тому является наличие необходимости формирования моральной ответственности за состояние природной среды, бережного отношения к окружающей действительности и природным ресурсам. Экологическая грамотность становится сегодня более значимой, является одной из важных проблем человека и социума. Экологическую грамотность можно отнести к системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за принимаемые решения по отношению к природе. Основные компоненты экологической грамотности человека выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически оправданном поведении и в чувстве любви к природе. Формирование экологической грамотности определено экологическим образованием и экологическим воспитанием. Начинать обучение следует с раннего возраста, так как именно в это время приобретаемые знания преобразовываются в устойчивые убеждения. Учащиеся, которые получили определенные экологические знания и представления, уже будут бережливы в своих отношениях к природе. В будущем, возможно, это повлияет на оздоровление экологического состояния в целом. Проблема экологического воспитания младших школьников занимает важнейшее место в педагогике и требует всеохватного изучения и глубокого рассмотрения и в теоретическом плане, и в плане организации практической деятельности учащихся. Проблематика экологической грамотности была рассмотрена О.А. Воронкевич, А.А. Габитовой, С.В. Деиром, О.М. Дорошко, Н.В. Зайцевой, А.Н. Захлебным И.Т. Суравегиной [11, 12, 14, 17, 22, 23, 56], которыми был разработан принцип экологического образования современной школы. Сущность экологической культуры, ее ведущие признаки и пути формирования были раскрыты учеными педагогами: А.Н. Захлебным, Р.И. Пазовой, Т.И. Петровой [23, 42, 43] и другими. Умение школьников правильно относиться к природе является необходимым минимумом знаний по экологии, который предусмотрен в программе по ознакомлению с окружающей действительностью в начальных классах. Строгие рамки уроков и содержательность программ не всегда дают возможность ответить на естественнонаучные вопросы, которые интересуют учеников. Экскурсии направлены на всестороннее развитие младшего школьника, на содействие лучшему освоению изучаемого материала на уроках, а также на развитие интереса к предметам, на самостоятельные умения и желания получать знания. Проблему экологического образования и воспитания исследовали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова [25, 23, 55] и многие другие. Перечисленные авторы раскрывают цели, задачи, условия экологического воспитания. Содержание, средства, формы и методы формирования экологической грамотности младших школьников отразили в своих учениях А.Н. Захлебный, С.Д. Дерябо, И.В. Москвитина, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова [23, 15, 38, 56, 55] и другие. Специфику формирования у учащихся младших классов экологической грамотности раскрывали в работах Н.Ф. Виноградова, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, А.В. Короткевич [10, 45, 55, 34]и другие. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Противоречие между достаточным количеством методических разработок по формированию экологической грамотности и выбором наиболее эффективных из них позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности формирования экологической грамотности младших школьников в процессе организации экскурсий?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИИ 7 1.1. Сущность понятия «экскурсия» и «экологическая грамотность» 7 1.2. Потенциал экскурсии для формирования экологической грамотности младших школьников 15 1.3. Содержание и методика природоведческих экскурсий, направленных на формирование экологической грамотности 19 1.4. Анализ современных программ по «Окружающему миру» по уровню реализации задач экологического воспитания и образования 25 Выводы по главе 1 31 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИИ 32 2.1. Констатирующий эксперимент 32 2.2. Формирующий эксперимент 40 2.3. Контрольный эксперимент 48 Выводы по главе 2 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) / в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357. – Текст: непосредственный 2. Аголарова, П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников / П.И. Аголярова – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2007. – №12. 3. Аляева, М.Ю. Инновационные методы обучения: интерактивная экскурсия с элементами ролевой игры / М.Ю. Аляева, Е.Н. Яковлева – Текст: непосредственный // Наука вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2016. – №6 (28). – С. 62-66 4. Апанасенко, И.П. Отношения человека с природой: вопросы экологического воспитания / И.П. Апанасенко – Текст: непосредственный // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. – 2013. – N 7. – С. 197–200. 5. Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева. – Текст: непосредственный // Юный натуралист. – 2009. – №6. – С.20-24. 6. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская – Текст: непосредственный – Москва: Начальная школа. – 2006. – №2. – С.32-33. 7. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л.Д. Бобылева – Текст: непосредственный. – Владимир, 2016. – С.77-83. 8. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-8 лет / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2012. – 184 с. – ISBN: 5-98225-020-1. – Текст: непосредственный 9. Бурова, Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание / Л.И. Бурова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2009. – N 1. – С. 57-60. 10. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Книга для учителя. / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2012. – 165 с. – ISBN: 5-09-011467-6. – Текст: непосредственный 11. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 26 с. – ISBN: 978-5-89814-340-4. – Текст: непосредственный 12. Габитова, А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования / А.А. Габитова – Текст: непосредственный // Начальная школа плюс До и После – 2010. – № 4. – С. 82-84. 13. Дашкова, Е.В. Гуманизация образования: экскурсия как педагогический процесс / Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева – Текст: непосредственный // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. – № 6 (49). – С. 113-116. 14. Деир, С.В. Формирование экологической грамотности младших школьников. Экологическое образование: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / С.В. Деир. – Москва: Издательский дом Паганель, 2013. – 104 с. – Текст: непосредственный 15. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / Д.С. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 480 с. – ISBN: 5-85880-117-X – Текст: непосредственный 16. Добрина, H.A. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. – Mосква: Флинта: MПCИ, 2012. - 286 с. – ISBN: 978-5-9765-1118-7 – Текст: непосредственный 17. Дорошко, О.М. Экологическая педагогика: учебное пособие для педагогических специальностей вузов / О.М. Дорошко; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 175 с. – ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный 18. Дмитриева, Н.Я. Окружающий мир: Учебник для 2 класса / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. – 132 с. – ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный 19. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – Москва: Советский спорт, 2007. – 216 с. – ISBN: 978597180250. – Текст: непосредственный 20. Ермаков, Д.С. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании / Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова – Текст: непосредственный // Экологическое образование. – 2004. – №4. 21. Жумабекова, Р.Р. Экскурсия – одна из форм экологического образования младших школьников / Р.Р. Жумабекова – Текст: непосредственный // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – С. 74-76 22. Зайцева, Н.В. Войди в мир природы другом / Н.В. Зайцева. – Москва: Мозырь: Содействие, 2016. – 116 с. – ISBN: 978-5-9949-0044-4. – Текст: непосредственный 23. Захлебный, А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А.Н, Захлебный – Текст: непосредственный // Советская педагогика. – 1984. – №9. – С.16-22. 24. Захлебный, А.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, В.А. Грачев. – Москва, 2012. – 154 с. – ISBN: отсутсвует. – Текст: непосредственный 25. Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе / И.Д. Зверев. – Москва: Педагогика, 2007. – 128 с. – ISBN: 5-8353-0359-9. – Текст: непосредственный 26. Зыкова, Е.Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления / Е.Н. Зыкова – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2010. – N 11. – С. 45-50. 27. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 191 с. – ISBN: 5-691-00793-9. – Текст: непосредственный 28. Каленникова, Т.Г. Экология и экологическое образование / Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевич – Текст: непосредственный // Веснiкадукацыi. – 2014. – N 2. – С. 42–47. 29. Калонова, М.Я. О роли и месте учебной экскурсии в реализации принципа связи обучения с жизнью / М.Я. Калонова – Текст: непосредственный // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2015. – №4 (45) 30. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа; Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования. – Минск : НИО, 2017. – 188 с. – ISBN: 5-67000-98-1. – Текст: непосредственный 31. Квасцова, Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова, Н.А. Фролова – Текст: непосредственный // Биология в школе. – 2004. – №3. 32. Коменский, А.Я. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1.- 4-е изд. / А.Я. Коменский. – Москва: Педагогика, 2017. – 467 с. – ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный 33. Комов, С.В. Экологическое образование и воспитание. Тезисы докладов / С.В. Комов – Москва, 2013. – 487 с. – ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный 34. Короткевич, А.В. Компетентностный подход в экологическом образовании / А. В. Короткевич – Текст: непосредственный // Экологический вестник. – 2013. – N 1. – С. 108–114. 35. Кузнецова, Е.С. Формирование экологической грамотности и экологической культуры у студентов и младших школьников / Е.С. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Герценовские чтения. Начальное образование, – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 257-265 36. Лихачев, Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2014. – №2. – С.19-21. 37. Мархоцкий, Я.Л. Формирование экологического сознания и экологической культуры / Я.Л. Мархоцкий – Текст: непосредственный // Здаровы лад жыцця. – 2015. – № 12. – С. 6-9. 38. Москвитина, И.В. Экологическая грамотность младшего школьника в современной школе / И.В. Москвитина – Текст: непосредственный // Academy. 2017. – №7 (22). 39. Мухина, В.С. Младший школьник / В.С. Мухина. – Москва: Новая школа, 2009. – 312 с. – ISBN: 5-8291-0265-Х. – Текст: непосредственный 40. Николаева, С.Н. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / С.Н. Николаева – Москва: Новая школа, 2014. – 232 с. – ISBN: отсутствует. – Текст: непосредственный 41. Пазова, Р.И. Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников / Р.И. Пазова – Текст: непосредственный // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. – 2009. – № 109. – С. 120-125. 42. Пелецкая, Л.А. Воспитание экологической культуры школьников - важнейшая задача системы образования / Л.А. Пелецкая, Э.А. Арустамов – Текст: непосредственный // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – №3. 43. Петрова, Т.И. Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов / Т.И. Петрова, С.С. Петров – Текст: непосредственный // МНКО. – 2020. – №3 (82). 44. Петрова, Т.И. Роль экскурсии в экологическом образовании учащихся начальных классов / Т.И. Петрова, С.С. Петров – Текст: непосредственный // МНКО. – 2020. – №4 (83). 45. Плешаков, А.А. Окружающий мир 2 класс, 1 часть / А.А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2013. – 144 с. – ISBN: 978-5-09-059070-9. – Текст: непосредственный 46. Поглазова, О.Т. Окружающий мир. 2 класс. / О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин – Москва, 2014. – 160 с. – ISBN: 978-5-418-00395-9. – Текст: непосредственный 47. Попова, Н.В. Формирование естественно - научных понятий у младших школьников / Н.В. Попова – Текст: непосредственный // Начальная школа: научно-методический журнал. – 2006. – №7. – С.38-39. 48. Пономарева, Л.И. Теоретические основы и технологии экологического образования детей / Л.И. Пономарева. – Шадринск: ШГПИ, 2013. – 278 с. – ISBN: 978-5-91283-813-2. – Текст: непосредственный 49. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. – Москва: Просвещение, 2001. – 391 с. – ISBN: 978-5-360-01543-7. – Текст: непосредственный 50. Пугачёва, Н.А. Специфика и актуальность комплексных и культурологических экскурсий / Н.А. Пугачёва – Текст: непосредственный // Мир экскурсий. – 2009 – №7-8. – С. 10-11 51. Рыжикова, Ю.А. Технология организации образовательной экскурсии / Ю.А. Рыжикова – Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГГПУ. – 2017. – №2. 52. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа / Н.А. Рыжова. – Москва: Карапуз-Дидактика, 2014. – 192 с. – ISBN: 5-9715-0004-Х. – Текст: непосредственный 53. Сайфутдинова, Л.С. Эколого-гражданское воспитание младших школьников. / Л.С. Сайфутдинова – Текст: непосредственный // Образование, наука и технологии: проблемы и перспективы: VI Международная научно-практическая конференция аспирантов, магистрантов и студентов. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2020. – С.48-50. 54. Саморукова, П.Г. Как знакомить детей с природой / П.Г. Саморукова. – Москва: Сфера, 2013. – 264 с. – ISBN: 5–89988–452–5. – Текст: непосредственный 55. Симонова, Л.П. Задания по экологии для младших школьников / Л.П. Симонова – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2018. – N 2. – С. 42-49. 56. Суравегина, И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер – Текст: непосредственный // Советская педагогика. – 1990. – №12. – С.12-14. 57. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Изд-во Мисто, 2015. – 399 с. – ISBN: 5-93888-037-8. – Текст: непосредственный 58. Тельманова, А.С. Реализация воспитательного и развивающего потенциала туристско-экскурсионной деятельности / П.С. Тельманова, А.П. Бутьян – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2017. – №3. – С. 47-53 59. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания Опыт педагогической антропологии Том I. / К.Д. Ушинский. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 534 с. – ISBN: 5-8183-0811-1. – Текст: непосредственный 60. Экологическое воспитание младших школьников: практическое пособие / Л. Н. Прохорова и др. – Москва: АРКТИ, 2010. – 67 с. – ISBN: 5-89415-313-1. – Текст: непосредственный
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИИ 1.1. Сущность понятия «экскурсия» и «экологическая грамотность» Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема формирования экологической грамотности населения является одной из актуальных. Экологическая грамотность является новой категорией, связанной с наукой экологией и ее разными ответвлениями, среди которых экология животных, экология растения и гуманная экология. Формирование экологической грамотности должно протекать непрерывно на всех этапах образования и развития личности. Экология представляет собой науку о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое образование даёт теоретическое и практическое знание о природе и взаимоотношениях с ней человека, о состоянии окружающей среды и причинах ее изменения [16]. Экологическое воспитание представляет собой процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования понимания взаимосвязей существующих в природе, эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [10]. Экологическое воспитание характеризуется своей направленностью на формирование: - бережного отношения к природе, фундаментом которого является знание законов саморегуляции и оптимальных темпов самоочищения природы; - ответственности за состояние среды обитания. Нерациональное использование природных ресурсов привело к разрушению природных биоценозов и механизмов биологической защиты и самовосстановления биосферы; - создание основ высоконравственной организации взаимодействия человека с природой [49]. Результат экологического воспитания проявляется как сформированная экологическая грамотность личности, составными частями которой выступают знания о природе, умение их применения в реальной жизни и поведении, в различной деятельности. При этом, экологическая грамотность считается сложным личностным образованием, которое включает в себя ответственность за состояние окружающей среды, сформированность экологических взглядов и убеждений, наличие опыта практической деятельности по охране природы и знаний проблем экологии. Также экологическую грамотность считают многомерным целостным компонентом интеллектуальной и духовной культуры личности, которая позволяет человеку реализоваться в решении экологических проблем [42]. Обобщая такие определения, под экологической грамотностью мы будем понимать интеграцию сформированных трех направлений: 1. Экологическое сознание, формирующееся на основе знаний и убеждений индивида. 2. Экологическое поведение, основанное на сформированных представлениях о природе как о высшей ценности. 3. Экологическое образование, основанное на наличии правильных экологических представлений. Следует отметить, что экологические представления выступают как важная составляющая общего воспитательного процесса. Они представляют собой знания о взаимосвязях в системе человек – природа. Такие исследователи как А.Н. Захлебный и И.Т. Суравегина указывают, что экологическое образование предполагает формирование навыков и умений решать определенные хозяйственно-экологические задачи, не причиняя ущерб окружающей среде и здоровью человека [24, 56]. По мнению такого исследователя, как О.А. Воронкевич, формирование экологических представлений включает в себя разные аспекты, среди которых можно назвать следующие: - наличие знаний об экологических проблемах и способах их решения; - воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде; - формирование мотивов, потребностей и привычек взаимодействия с природой; - наличие стремления осуществлять активную практическую деятельности по охране окружающей среды [11]. Тем самым целью экологического образования будет воспитание у обучающихся экологической культуры, проявляющейся в ответственном отношении к природе. Условия эффективности экологического образования определяется следующим: - условиями духовно-нравственного воспитания, призванного способствовать смене потребительского отношения к среде обитания на природоохранное; - совершенствованием системы экологического образования, обусловливающего формирование навыков рационального природо- и ресурсопользования; - обеспечением единства образования и воспитания как взаимодополняющих сторон единого процесса; - разработкой объективных критериев оценки системы образования с позиций ее гибкости, вариативности и экогуманизации [5]. Таким образом, понятие экологического образования включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания личности, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения. Экологическую грамотность, рассматривают, как целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении экологических проблем, так и в её разрешении. Комплекс задач по формированию экологической грамотности в младшем школьном возрасте включает: ? формирование совокупности элементарных экологических знаний, которые доступны ребенку в младшем школьном возрасте; ? развитие интереса к природе; ? формирование навыков экологически грамотного поведения как по отношению к природе, так и по отношению к окружающим людям; ? воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру; ? формирование навыков наблюдений за объектами природы; ? формирование системы ценностей (восприятие себя в качестве части природы, осознание связи человека и природы); ? освоение норм поведения, формирование навыков природопользования и экономии природных ресурсов; ? формирование желания у ребенка сохранять природные ресурсы и оказывать природе посильную помощь, которая на сегодняшний день необходима [40]. Экологическое образование детей младшего школьного возраста – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, направленный на выработку экологической грамотности, которая выражается в надлежащем отношении к природе, окружающей среде, собственному здоровью и здоровью окружающих, в соблюдении некоторых моральных норм и правил. Рассмотрим основные компоненты содержания экологического образования. Так, среди них выделяются следующие: 1. Научно-познавательный компонент, который предполагает, что свойства предметом из окружающего мира будут раскрываться во всем их многообразии, показываться связи между этими предметами и т.п. Сюда также относится изучение проблем окружающей среды и формирование у обучающихся представлений о научной картине мира. 2. Ценностный компонент, направленный на раскрытие многогранной значимости изучаемых объектов в жизни природы и окружающей действительности в целом. Данный компонент также учитывает важно комплексного и целостного подхода к изучению природы в процессе знакомства с окружающим миром. В связи с этим в познавательный материал для младших школьников включаются элементы экологических связей, которые отражают единство природы, организма и среды обитания, живой и неживой природы и т.п. 3. Нормативный компонент, направленный на раскрытие правил поведения человека и особенностей его деятельности в природу и в социальной среде, которые и составляют основу экологической грамотности у детей младшего школьного возраста. Такие аспекты предполагают, что обучающиеся будут овладевать правилами общения с объектами природы, усваивать требования экологического характера (например, не причинять вред живому организму, оказывать помощь, не нарушать условия жизни организма и т.п.). 4. Практически-деятельностный компонент, предусматривающий реальный вклад обучающихся в улучшение и сохранение состояния окружающей среды [20]. Важным методом экологического воспитания школьников являются экскурсии и учебные походы. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами, сезонными изменениями, с деятельностью взрослых в природе. Экскурсионный метод использовался в образовательной деятельности с конца XIX века. В наше время он также востребован современными педагогами. Однако содержание работы по созданию экскурсий для детей отличается использованием современных форм экскурсий. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсию». Под экскурсиями понимают коллективные осмотры музеев либо вне музейных объектов, проводимые по намеченным темам и специальным маршрутам, возглавляемые специалистами экскурсоводами с образовательной и воспитательной целью. Одна из задач экскурсии выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Во время экскурсий школьники начинают познавать окружающий мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений. Походы и пикники, в первую очередь, приносят детям эстетическое наслаждение, но также позволяют испытать себя и приобрести новый опыт [14]. Благодаря продуманной взрослым организации экскурсии, прогулка может превратиться для детей в маленькое, но очень полезное путешествие в природу. Экскурсия будет успешной только при тщательной подготовке. Планирование экскурсий должно осуществляться педагогом с учетом сезонных изменений и местных условий, нужно обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими интересными объектами растительного и животного мира. Содержание экскурсии должно быть интересно каждому ребенку [17]. Преимущества экскурсии в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность собирать разнообразный материал. В процессе экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности [39]. Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности с целью формирования экологической культуры происходит в форме организации экскурсий, во время которых у них формируются позитивные установки, навыки наблюдательности, ориентации в позитивных и негативных явлениях в естественной среде. Только в природе учащиеся могут конкретно наблюдать связь между предметами и явлениями. Экскурсии создают словесные образы и иллюстрируют более полное представление о предметах и явлениях окружающей среды. Конкретные представления о природе, которые создаются у учащихся во время экскурсии в следующих классах при изучении биологии растений, животных, человека, помогут раскрыть перед ними простые, доступные их пониманию связи между отдельными предметами и явлениями природы [36]. Т.Г. Каленникова [28] предлагает концепцию экологического образования детей младшего школьного возраста, которая позволяет строить педагогический процесс, направленный на развитие экологической грамотности обучающихся, а также учитывает необходимость гармонизации взаимоотношений детей с окружающей средой. В данной концепции автор выделяет ряд требований, которые предъявляются к содержанию экологического образования в рамках ФГОС НОО для детей младшего школьного возраста. Среди них следующие: 1. Необходимо организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она оказывала влияние на развитие эмоционально-чувственной сферы, обогащающей позитивными примерами личный опыт обучающихся. 2. Экологическое образование должно иметь комплексный характер, который позволяет обеспечивать такие виды деятельности как практическая, творческая, игровая и познавательная вместе с экологическими и природоохранными направлениями деятельности младших школьников. 3. Выбор той или иной деятельности должен иметь соответствие возрастным ступеням развития экологической культуры личности, обеспечивая тем самым для обучающихся позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. 4. Воспитательный процесс должен предполагать отражение особенностей окружающей среды и соответствовать мироощущению детей в этот возрастной период [28]. Из вышесказанного, очевидно, что важнейшим компонентом экологического образования становится деятельность младших школьников, направленная на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. А понятие экологической грамотности представляет собой высокий уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни.? 1.2. Потенциал экскурсии для формирования экологической грамотности младших школьников Экскурсии представляют собой основную форму организации работы по экологическому воспитанию младших школьников и являются своего рода занятиями под открытым небом. Главной целью экскурсии является ознакомление школьников в естественной обстановке с объектами и явлениями природы. Так, в процессе экскурсии дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, что в свою очередь, оказывает влияние на формирование первичных представлений о взаимосвязях в природе [54]. При этом экскурсии дают возможность развивать наблюдательность детей, способствует возникновению интереса к природе. В процессе экскурсий протекает закладывание фундамента конкретных представлений о родной природе. Так, дети могут знакомиться со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Отметим, что познание природы происходит чувственным путем, посредством зрения, слуха, осязания и обоняния [50]. Проведение экскурсий с младшими школьниками дает возможность непосредственного ознакомления со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в процессе выполнения заданий, имеющих игровой или практический характер. Так протекает сенсорное развитие, которое является основой возникновения мыслительных процессов, воображения, а также формируются эстетические чувства. Мир природы пробуждает у детей младшего школьного возраста интерес и вызывает удивление. Пытливость детей и их любознательность проявляются в познавательных вопросах, помогающих ориентироваться в окружающей действительность, искать существующие связи и зависимости. Такое положение указывает, что педагогам, при направлении деятельности детей, необходимо стимулировать их познавательную активность, проявления вопросов, стремление находить на них ответ, важно стараться упрочить и углубить интерес к природе и ее познанию [44]. Вместе с этим на экскурсиях дети учатся правильно называть предметы, явления природы, и свойства, качества, развивается умение выражать свои впечатления. Все это приводит к тому, что речь детей становится более богатой, содержательной и связной, ребенок обучается описывать наблюдаемые явления, рассуждать по этому поводу. К.Д. Ушинский указывал в своих трудах, что логика природы является самой доступной пониманию детей. При организации наблюдений, практической деятельности школьников на экскурсиях, педагоги способствуют развитию понимания причинных и временных связей, дают возможность устанавливать зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения [59]. Исследования педагогов и психологов говорят о том, что целенаправленное наблюдение дает возможность развивать познавательные способности детей, среди которых наблюдательность, любознательность, самостоятельность и др., накапливать чувственный опыт и осмыслять его, исключают возможность образования формальных знаний, которые не имеют опоры на достаточно чувственную основу [37]. При этом, применение сравнений способствует повышению интереса и наблюдательности, дает возможность обеспечить более активное и прочное усвоение знаний. Посредством экскурсий у детей младшего школьного возраста складываются яркие реалистические представления о природе, ее закономерностях и связях. Однако на экскурсиях дети знакомятся не только с окружающей природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. Такое ознакомление дает возможность развивать уважение к созидательной деятельности и вызывает желание принимать в ней посильное участие [33]. Заметим, что умственное и нравственное воспитание протекает в неразрывной связи с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, а также их сочетание, динамичности, вызывают образовательные задачи, которые ставятся и реализуются при подготовке и проведении соответствующих эстетических чувств. Поэтому одно из воспитательных значений экскурсий считается обучение школьников видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ей, передавать полученные впечатления в разных видах творческой деятельности. Так же следует отметить, что проведение систематических экскурсий в природу дают возможность эффективно развивать двигательную активность детей, повышать работоспособность и удовлетворять потребности растущего организма на свежем воздухе, что способствует обогащению крови кислородом, который необходим для нормального протекания физиологических процессов ребенка [60]. Экскурсии являются важным средством для освоения детьми системы экологических представлений и элементарных понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование следующих процессов: • навыки наблюдения и наблюдательности; • сенсорные способности как умение видеть различные признаки объектов, их цвета и оттенки, расположение в пространстве, разнообразие форм и фактур; • мыслительные процессы, в частности, анализ, сравнение, обобщение и классификация, умение устанавливать связи, различные по характеру и степени сложности; • воображение и творческие способности [29]. Каждая экскурсия для поддержания цели экологического воспитания требует своеобразного руководства со стороны педагога. Вместе с тем есть требования для проведения экскурсий в младшем школьном возрасте: 1. Цель и задача должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 2. Для каждой экскурсии воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними [19]. 3. В экскурсиях следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. 4. Экскурсии должны возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 5. Знания, полученные детьми в процессе экскурсий, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ педагога, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. 7. В результате каждой экскурсии у детей должно быть сформировано представление или понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему. В младшем школьном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной [21]. 1.3. Содержание и методика природоведческих экскурсий, направленных на формирование экологической грамотности Одной из эффективных форм организации обучения являются природоведческие экскурсии, которые вносят элемент дидактического и психологического разнообразия в организацию учебного процесса, в формирование сознательного, ответственного и активного отношения к учению. Природоведческие экскурсии можно организовать практически по всем учебным предметам. При этом идет речь об использовании разнообразных видов учебных экскурсий, которые позволят формировать не только знания, но и положительное отношение к предметам и явлениям жизни. К большому сожалению, в современных условиях общеобразовательных школ природоведческие экскурсии применяются очень редко. Именно природоведческая экскурсия позволяет формировать отношение личности школьника к окружающей среде, наряду с другими формами организации обучения. Личность не может функционировать вне и независимо от жизненной среды. Поэтому именно в школе формируется отношение личности к окружающей среде, посредством передачи определенных знаний, и формирования научного убеждения. В этом плане основным дидактических предназначение природоведческих экскурсий и заключается в ознакомлении школьников с предметами и явлениями окружающей среды, с деятельностью человека в окружающей среде, куда и входит его творческая деятельность [24]. Можно выделить три вида природоведческих экскурсий: 1. Словесная это тогда, когда предметы и явления жизненной среды и деятельность человека как единая система описывается посредством слов, предложений на родном и иностранном языках. К этому можно отнести, например, произведения поэтов и писателей о природе, где предметы и явления природы описываются посредством естественного человеческого языка; 2. Наглядная это тогда, когда предметы и явления жизненной среды и деятельность человека передаются посредством рисунков, картин, схем и чертежей в наглядном виде. Здесь используется широкий спектр средств информационных технологий и средств изобразительного искусства, включая все продукты деятельности художников и других представителей изобразительного искусства: при этом наглядная экскурсия может быть, как иллюстративной, так и демонстративной. К последней относятся различные фильмы; 3. Практическая это тогда, когда имеет место общение с реальными предметами и явлениями жизненной среды и деятельностью человека в той или иной жизненной среде. Именно данный вид природоведческой экскурсии в основном применяется в практике общеобразовательных школ, хотя все указанные виды экскурсий по источнику знаний имеют полное дидактическое право на применение [17]. При каждом виде природоведческой экскурсии учитель и ученики выполняют определенные виды учебных действий для презентации жизненной среды и усвоение знаний о жизненной среде на основе определенных средств. В процессе обучения важную роль играют также правила перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от реального к идеальному и т.д. И с этой точки зрения использование природоведческих экскурсий является очень важным и необходимым. Такие экскурсии в природу способствуют реализации всех видов функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей. С точки зрения образовательной функции комплексные экскурсии в природу помогают формированию знаний, умений и навыков по различным учебным предметам [13]. Воспитательная ценность природоведческих экскурсий проявляется в том, что у школьников формируется положительное, нравственно-эстетическое и духовное отношение к природе. Развивающая ценность таких экскурсий в природу проявляется прежде всего не только в умственном развитии школьников, и формировании у них научного мировоззрения о природе, но и развитии их физических сил, волевых качеств, которые проявляются в преодолении физических трудностей во время туристических поездок и экскурсий. Все это делает природоведческие экскурсии в природу незаменимой формой организации обучения. Отметим, что природоведческая экскурсия имеет организационные и методические особенности, в том числе общие для всех видов признаки: 1) протяженность по времени проведения от 45 минут до 24 часов; 2) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов); 3) наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; 4) наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения; 5) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; 6) целенаправленность показа объектов, наличие установленной темы; 7) активная деятельность участников в форме наблюдения, изучения, исследования объектов [16]. Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы: а) подготовка учителя к экскурсии; б) подготовка учащихся; в) работа учащихся на экскурсии; г) беседа с учащимися; д) проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии. Рассмотрим каждый элемент проведения экскурсии. Подготовка учителя к экскурсии. За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и планирует структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место для экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему сначала самостоятельно, подбирая нужные объекты для наблюдения, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания, вопросы беседы, и методы проведения данной экскурсии.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 85 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 104 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 90 страниц
10000 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 88 страниц
10000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg