Глава 1. Теоретико-методические основы.
1.1. Понятие «проект» и его история развития.
Прежде чем перейти к исследованию историю управления проектами истории развития проектов, рассмотрим понятия.
В учебном пособии А.И. Балашова, Е.М. Роговой, М.В. Тихоновой (2016) буквальном смысле в переводе с латинского «проект», означает продвигать, бросать вперед [3, 11-12]. В менеджменте в России под проектом понимают «совокупность, комплекс задач и действий, имеющих следующие отличительные признаки: четкие конечные цели, взаимосвязи задач и ресурсов, определенные сроки начала и окончания проекта, известная степень новизны целей и условий реализации, неизбежность различных конфликтных ситуаций вокруг и внутри проекта» [16].
Чаще всего используется определение, данное американскими специалистами, которые под проектом понимают временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов [38].
В своей работе мы будем использовать определение проекта как «уникального предприятия, характеризующееся динамичным развитием и ограниченностью по времени и ресурсам» [3, 13]. Таким образом, управление проектами использует уникальные методы и инструменты для повышения эффективности реализации проектов.
По мнению Г.Д. Антонова, О.П. Ивановой, В.М. Тумина, человечество применяло управление проектами еще при строительстве египетских пирамид - одного из крупнейших архитектурных памятников[1].
К сожалению, как считают указанные авторы, до наших дней не сохранилось ни одного документа или упоминания о том, как работали системы управления проектами в то время. Поэтому, как считают авторы Э. Верзух, И.В. Гонтарева, документальная история управления проектами началась с 1950-х годов[3, 6]. Современное управление проектами, как считает Р. Коул, возникло в результате решения двух параллельных задач планирования и контроля проектов в Соединенных Штатах Америки[10].
Первый случай относится к военно-промышленному комплексу, а именно к проекту. В рамках данного проекта разрабатывались двухступенчатые баллистические ракеты UGM-27 «Поларис», предназначенные для атомных подводных лодок[31].
Конкретный проект характеризуется высокой степенью неопределенности, поэтому классические инструменты оценки не дают приемлемой точности прогнозов. И в то время разработчики проекта пошли по следующему пути: они подготовили 3 возможных сценария развития событий (оптимистический, наиболее вероятный и пессимистический) и оценку продолжительности проекта для каждого из них. Затем с помощью математических расчетов была получена оценка продолжительности проекта. Этот метод получил название Program (Project) Evaluation and Review Technique (PERT). Первоначально этот метод использовался только для оценки продолжительности, но позже это стало очевидным при оценке стоимости проекта. Сегодня PERT считается лучшим способом оценки проектов с высоким уровнем неопределенности [5].
Второй случай касается частной компании DuPont, которая занимается разработкой высокотехнологичных материалов. DuPont требовала четкой и точной оценки времени и стоимости строительных проектов для строительства своих заводов. Чтобы решить эту проблему, специалисты компании разработали метод PPS (планирование и составление графиков проектов). Это требовало реалистичных оценок стоимости и продолжительности отдельных инженерно-монтажных работ[16].
В 1960-х и 1970-х годах как PERT, так и CPM приобрели особую популярность в государственном и частном секторах из-за растущего спроса на управление проектами. Министерства обороны разных стран, НАСА, крупные строительные и инжиниринговые компании начали внедрять инструменты управления проектами и планирования.
С развитием вычислительной техники и программных ресурсов популярность этих инструментов еще больше возросла. Однако вначале только крупные компании могли себе это позволить. Автоматизация позволила даже малому бизнесу применять описанные методы и инструменты. Настоящий бум пришелся на 1980-е, с началом эры персональных компьютеров и интернета, а в 1990-е компании практически во всех отраслях начали активно использовать инструменты управления проектами и планирования. Сегодня существует невероятное количество различного программного обеспечения, которое может автоматизировать проектную деятельность организации [8].
На данный момент прошло уже 4 этапа развития проектной деятельности:
Первый этап до 1958 года под названием «Разделение труда и календарное планирование».
В течение этого периода повышение эффективности и сокращение сроков реализации проектов было связано в основном с развитием технологий. Например, развитие транспорта улучшило распределение логистических ресурсов, а телекоммуникации сделали возможным быстрый поток информации [20]. Более того, усиление разделения труда позволило сократить время, необходимое для выполнения конкретных задач. Разбивка проектов на задачи привела к созданию такого инструмента, как Иерархическая структура работ (WBS).
Построенными таким образом проектами управлять намного проще. Самый распространённый для этого инструмент планирования и управления проектом – Диаграмма Ганнта, созданная инженером Генри Л. Ганттом. В этот период были реализованы такие масштабные и важные для истории проекты, как:
-Строительство Тихоокеанской Железной дороги в США (1850-е);
-Дамба Гувера (1931-1936 гг.), в строительстве которой участвовали 5200 работников. До сих пор, это одна из крупнейших дамб в США, производящая 4 млрд. кВтч в год;
- Манхэттенский проект (1942-1945 гг.), в ходе которого была создана первая в истории человечества атомная бомба. В проекте было задействовано 125 000 человек, а затраты на него достигали 2 миллиардов долларов [29].
Второй этап с 1958 по 1979 годы получил название «Рождение инструментов проектного управления».
В этот период произошло значительное развитие технологий, которые повлияли на ход истории управления проектами. Например, в 1959 году Xerox представила первый копировальный аппарат, который позволил значительно ускорить и упростить рабочий процесс и простой обмен информацией внутри организаций. Важную роль сыграло развитие компьютерных технологий. Появились первые инструменты управления проектами: PERT и CPM. Компьютеры стали появляться во всех крупных компаниях и организациях. В 1975 году Билл Гейтс и Пол Аллен основали компанию Майкрософт, которая практически сразу стала выводить на рынок решения для автоматизации офисной и деловой деятельности. В этот же период стали появляться и специальные программы для управления проектами от софтверных компаний, таких как Artemis (1977), Scitor Corporation (1979) и конечно же Oracle (1977), являющийся сейчас одним из лидеров на рынке софта для управления проектами со своей Primavera. Кроме того, в данный период появляются и другие системы, такие как Планирование потребности в материалах.
Проекты, реализованные на данном этапе оказали серьёзное влияние на развитие проектного управления. Среди них:
- Проект «Поларис» (1958), уже упомянутый в начале [31]. Первый успешный запуск ракеты произошёл в 1961 году. Именно для этого проекта была разработана система PERT.
- Лунная миссия «Аполлон» (1960), в результате которой человек впервые ступил на Луну. Уроки лунной миссии были сформулированы в книге «100 правил руководителя NASA» [5].
- Проект по строительству завода DuPont (1958), для которого была разработана система CPM.
Третий этап с 1980 по 1994 годы под названием «Выход в массы».
История управления проектами в 1980-х и 1990-х годах во многом связана с резким снижением стоимости персональных компьютеров и их распространением. Теперь они появились не только в компаниях и учреждениях, но и вошли почти в каждый дом. Кроме того, в этот период появляется Интернет. Именно в этот момент становится возможным быстро, экономично и эффективно планировать и контролировать даже сложные проекты. Программное обеспечение в этот период также претерпело резкий спад и стало более распространенным, что облегчило его внедрение в компаниях и обучение сотрудников [17].
Проекты этого периода, оказавшие влияние на ход истории управления проектами:
- Туннель под Ла Маншем (1989 – 1991гг.). Данный проект характеризовался невероятно сложными связями и большим количеством заинтересованных сторон. В него было вовлечено 2 государства, несколько крупных финансовых институтов, инжиниринговые и строительные компании и множество других организаций. Кроме того, у двух вовлечённых сторон сильно различались стандарты и даже единицы измерения, что сильно осложняло реализацию проекта [23].
- Проект «Шаттл» (Space Shuttle Challenger project, 1983 – 1986). Трагедия, произошедшая с шаттлом Челленджер заставила NASA сконцентрироваться на управлении рисками, групповой динамике и управлении качеством [5].
- Зимние Олимпийские игры в Калгари (1988), в ходе которой практики управления проектами были успешно применены при организации мероприятий. Этот проект показал, что менеджмент является отраслью, смежной с проектным управлением [25].
Четвертый этап с 1995 по наши дни–«Создание новой среды».
Интернет произвел революцию в бизнесе и, следовательно, в управлении проектами. Интернет сделал возможным быстро, дешево и удобно продвигать, продавать, покупать и отслеживать товары на рынке. Результатом стало повышение производительности и ориентации компаний на клиентов. Кроме того, появилась возможность создавать полноценные распределенные проектные команды, что дало компаниям дополнительные возможности [6].
Одним из самых интересных проектов был проект 2000 года (Y2K), связанный с Багом Миллениум, поскольку с 1 января 2000 года многие компьютеры могли начать работать некорректно из-за нового стандарта даты. Это было глобальным явлением, которое могло нарушить работу организаций по всему миру и создать эффект домино во многих распределенных производственных цепочках. Многие организации создали специальные подразделения, задачей которых было смягчить последствия этой ошибки при работе со всеми заинтересованными сторонами.
Этот виртуальный проект, осуществляемый параллельно многими компаниями по всему миру, продемонстрировал, как связаны организации и проектные группы по всему миру, а также необходимость управления рисками в области цифровых коммуникаций [7].
Таким образом нами было дано определение проекту и его история развития.
1.2. Окружение, классификация и стадии проектной деятельности.
В результате анализа литературы нами установлено, что под окружением проекта (понятием «участники проекта») предполагается понимать все, что может повлиять на его успех [3].
Окружение проекта представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных отношений, которые постоянно воздействуют друг на друга по мере реализации проекта [10]. Поэтому его анализ (выявление всего комплекса факторов, степень их приоритетности, классификация) требует особой внимательности.
Рассмотрим ближнее окружение проекта.
Руководство предприятия, которое определяет цели и основные требования к проекту. Руководство предприятия обобщает отдельные рекомендации экспертов и разрабатывает стратегию развития организации. К этому добавляется собственные требования руководства, например: требования к результатам проекта; требования к реализации проекта; методика и порядок корректировки цели и требований к проекту со стороны отделов и специалистов предприятия и др.; сфера финансов, которая определяет бюджетные рамки проекта, а также способы и источники финансирования проекта; сфера сбыта, которая формирует требования к проекту, связанные с рынком сбыта, потребностями покупателей, наличием и действиями конкурентов; сфера изготовления, которая может предъявлять требования; сфера материального обеспечения, которая предъявляет требования к проекту, связанные с возможностью обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам; сфера инфраструктуры, которая связана с рынком услуг и различного сервиса и выдвигает требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному, различным видам инженерного и другого обеспечения; сфера очистки и утилизации промышленных отходов, которая предъявляет требования к охране окружающей среды и рациональному использованию отходов производства [26].
Помимо факторов ближнего окружения (среды предприятия), на реализацию проекта влияют факторы, образующие его дальнее окружение.
Сюда входят политические факторы: политическая стабильность; поддержка проекта правительством; националистические проявления; уровень преступности; торговый баланс с участвующим странами; участие в военных союзах.
В эту группу факторов входят и экономические факторы: структура национального хозяйства; виды ответственности и имущественные права, в особенности право на землю; тарифы и налоги; страховые гарантии; уровень инфляции и стабильность валюты; развитость банковской системы; источники инвестиций; степень свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности; развитость рыночной инфраструктуры; уровень цен; состояние рынков: сбыта, инвестиций, средств производства, сырья, материалов, рабочей силы.
В группу факторов, образующих дальнее окружение проекта входит общество, его характеристики и факторы: условия и уровень жизни; уровень образования; свобода перемещений (въезд и выезд из страны);трудовое законодательство, запрещение забастовок; здравоохранение и медицина, условия отдыха; общественные организации, средства массовой информации; отношение местного населения к проекту.
А также к этой группе относятся такие факторы, как законы и право: права человека; права предпринимательства; права собственности; законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот.
Наука и техника также входят в группу факторов, образующие дальнее окружение проекта: уровень развития фундаментальных и прикладных наук; уровень информационных технологий и компьютеризации; уровень производственных технологий; энергетические системы; транспортные системы; связь, коммуникации.
Культура, также входит в группу факторов, образующих дальнее окружение проекта: уровень грамотности; история, культурные традиции, религия; культурные потребности; уровень требований к качеству результатов и условий труда.
Природные и экологические факторы также в этой группе факторов: климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота; над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография; природные ресурсы; расположение и связь с транспортными сетями; стандарты по качеству воздушного пространства, водных источников и почвенного покрова; санитарные требования к окружающей среде; законодательство по защите окружающей среды; характеристика состояния и тенденций развития экологической системы [21].
Характеристики и факторы инфраструктуры: средства транспорта, связи и коммуникации; сети ЭВМ и информационные системы; энергоснабжение; коммунальные службы; сырье и услуги; сбытовая сеть; логистика и материально-техническое снабжение; промышленная инфраструктура [2].
На проект, особенно на процесс его успешной реализации, существенное влияние оказывает внутренняя среда проекта: стиль руководства проектом определяет психологический климат и атмосферу в команде проекта, влияет на её творческую активность и работоспособность; специфическая организация проекта определяет взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей; участники проекта реализуют свои различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют требования в соответствии с их целями и мотивацией и оказывают влияние на проект в соответствии с собственными интересами, компетенцией и степенью участия в проекте; команда проекта является «мозговым центром», мотором и исполнительным органом проекта, от которого во многом зависит прогресс и успех проекта; методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между участниками проекта. По существу, это «нервная система проекта», от степени совершенства которой зависит во многом его успех; экономические условия проекта связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами и тарифами, риском и страхованием, стимулами и льготами и другими экономическими факторами проекта и определяющими его основные экономические характеристики [14].
Такой длинный перечень факторов окружения проекта демонстрирует, как глубоко простираются связи проекта с его окружением. Однако степень влияния этих факторов для различных проектов различна. В таблице 1 приведены экспертные данные 2019 года о степени влияния факторов окружения проекта для основных типов и видов проектов сопоставимых масштабов.
Таблица 1
Воздействие факторов окружения проекта (Э. Верзух, 2019)
Типы и виды проектов Сферы влияния окружения проекта
Политика Экономика Общество Закон и право Наука и техника Культура Природа Экология Инфраструктура
Социальные 3 3 3 3 1 3 1 2 2
Экономические 3 3 2 3 1 2 0 1 1
Организационные 2 3 2 3 2 3 2 1 1
Инновационные 1 2 1 2 3 3 1 1 1
Инвестиционные 1 3 2 3 2 1 3 3 3
Где 0-нет влияния, 1- малое влияние, 2- среднее влияния, 3- сильное влияние
Рассмотрим классификацию проектов т.е. их разделение на группы, по различным критериям: по уровню, по масштабам изменений, по широте охвата, по требованиям к качеству и способам его обеспечения, по совокупности проектов, по уровню участников, по характеру целевой задачи, по объекту инвестиционной деятельности, по главной причине возникновения проекта и др. Но в первую очередь конкретный проект отличается от любого другого своей сущностью, содержанием, смыслом тех действий, процессов, работ, которые намечается осуществить, а также, естественно, конкретикой обстоятельств выполнения внешних по отношению к системе, реализующей проект, условий и внутрисистемных факторов.
В качестве ключевых критериев классификации проектов, выделяют следующие:
• масштаб проекта;
• срок его реализации и объем необходимых инвестиций;
• отраслевая принадлежность проекта;
• сложность проекта в определенных аспектах;
• степень новизны (или повторности) проекта;
• значимость проекта для организации-исполнителя и организации — потребителя его результатов;
• особенности условий реализации процессов, составляющих содержание проекта;
• ограничения по ресурсам и срокам;
• требования к качеству работ и результатов;
• степень охвата этапов инновационного процесса и др.
По масштабу проекта выделяются, как правило, малые, средние и крупные проекты. Особо крупные проекты обозначают как мега-проекты.
В зависимости от срока реализации проекта и объема необходимых инвестиций традиционно выделяют: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.
По признаку отраслевой принадлежности перечень возможных проектов повторяет список отраслей и под отраслей экономики и социальной сферы (промышленность, строительство, транспорт, здравоохранение, туризм и т.д.); нет такой отрасли или сферы, где не возникала бы потребность в изменениях, развитии, росте, т.е. в выполнении определенных проектов.
По сложности могут быть выделены следующие виды проектов: простые, организационно, технически сложные, ресурсно-сложные и сложные в комплексе.
Степень новизны как признак проекта определяется наличием или отсутствием аналогов в части существа, содержания проекта и его элементов, условий и обстоятельств выполнения, использованных приемов и методов организации.
По степени значимости результатов проекта для исполнителя и потребителя выделяют проекты решающие, существенно значимые, средне значимые и незначительно значимые.
В зависимости от особенностей условий реализации процессов, предусмотренных проектом, выделяют следующие проекты:
• адекватные основным параметрам условий внешней среды;
• требующие специальных мер с учетом факторов среды;
• невыполнимые в имеющихся условиях и (или) требующие изменения этих условий.
Классификация проектов в зависимости от ограничения по ресурсам и срокам для тех или иных работ проекта устанавливаются применительно к ряду факторов различной природы:
• климатические условия (влияют, например, на завоз материальных ресурсов в районы российского Крайнего Севера и Дальнего Востока, на возможность исполнения многих технологических и транспортных процессов, на наличие людских ресурсов и т.д.);
• обеспечение устойчивого функционирования всех обслуживающих подсистем проекта по сути, по времени, по уровню качества;
• создание, поддержание на нужном уровне и резервирование ресурсного комплекса проекта.
В зависимости от требований к качеству работ и результатов проектов выделяют бездефектные проекты, проекты с повышенным качеством и стандартные проекты.
Проекты по степени охвата этапов инновационного процесса могут быть классифицированы на полные инновационные проекты, включающие НИОКР, освоение новшества и его коммерциализацию; и неполные инновационные проекты, включающие только отдельные этапы инновационного процесса.
Такая подробная классификация проектов помогает четко ранжировать перспективные и реализуемые проекты, и как правило, ставить выполнимые цели, задавать реальные сроки достижения целей и привлекать оптимально необходимые ресурсы для их успешной реализации.
Перейдем к рассмотрению стадий проекта. Жизненные циклы проекта понимаются как определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации, а также функционирования. Такое разделение важно не только с теоретической, но также и с практической точки зрения, ведь оно дает возможность лучше контролировать процесс производства.
Понятие жизненного цикла проекта подразумевает под собой определенную последовательность этапов по реализации той или иной идеи касательно производственного или управленческого процесса.
Рассмотрим стадии жизненного цикла проекта.
В процессе реализации того или иного замысла касательно производственного процесса или прочих мероприятий на предприятии можно выделить несколько последовательных моментов. Так, нами установлено, что в литературе принято выделять следующие этапы жизненного цикла проекта [4, 13, 24]:
1. Инициация - происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.
2. Планирование - определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.
3. Исполнение - начинается сразу же после того, как были утверждены планы. Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий.
4. Завершение - анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным. Данная обязанность в большинстве случаев возлагается на руководство.
Стоит отметить, что данное деление на этапы жизненного цикла проекта весьма условное. Каждая организация вправе самостоятельно детализировать этот процесс и разбивать его на стадии.
Рассмотрим фазы цикла проекта.
Можно выделить четыре основные фазы жизненного цикла проекта, а именно [13]:
1. исследования, предшествующие инвестированию - это выбор наилучшего варианта проекта, проведение переговоров с заинтересованными лицами, а также эмиссия ценных бумаг, посредством которых будет привлекаться капитал;
2. непосредственно инвестирование, когда посредством продажи акций или других финансовых инструментов в организацию поступают средства, необходимые для реализации замысла;
3. эксплуатация проекта -это полномасштабный производственный процесс, который проводится согласно заранее разработанному плану;
4. после инвестиционное исследование заключается в оценке эффективности деятельности, а также в определении соответствия полученных результатов предполагаемым.
В любом проекте можно выделить два крупных блока работ [29]:
1.Основная деятельность по проекту сводится к следующему:
-планирование проекта;
-разработка проектно-сметной документации;
-проведение торгов и заключение контрактов;
-строительно-монтажные работы;
-сдача проекта;
-эксплуатация проекта, выпуск продукции;
-ремонт оборудования и развитие производства;
-демонтаж оборудования (закрытие проекта).
2. Обеспечение проекта:
-организационное;
-правовое;
-кадровое;
-финансовое;
-материально-техническое;
-коммерческое (маркетинговое);
-информационное.
Таким образом, в этом параграфе нами были рассмотрены окружение, классификация и стадии проектной деятельности.
1.3. Анализ стандартов в управлении проектами
Методология управления проектами содержится в стандартах управления проектами. В литературе нами выявлено, что существует ряд стандартов [32, 33]:
- корпоративные – разработаны для использования внутри одной организации или внутри группы родственных организаций;
- международные – стандарты, которые получили международное значение в ходе своего развития или предназначены для международного применения;
- частные – комплексы знаний, которые пропагандируются для свободного применения частными лицами, учреждениями или компаниями;
- общественные – разработанные и принятые сообществом специалистов;
- национальные – созданы для использования внутри одного государства, либо в процессе своего развития получившие общенациональный статус.