ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНДЕРРАЙТИНГА В СТРАХОВОМ БИЗНЕСЕ
1.1. Понятие и сущность андеррайтинга как инструмента управления страховыми рисками
Страховое законодательство является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность развития страхового рынка и страховой отрасли. Именно оно регламентирует поведение (действия) субъектов на страховом рынке. Самым главным законом является Закон РФ от 27.11.92 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Официальное определение андеррайтинга в страховании дано Международной Ассоциацией Страховых Надзоров (IAIS – International Association of Insurance Supervisors) – это такой процесс, осуществляемый официальным представителем страховой компании или сторонним лицом, нанятым ею, на основании которого устанавливается:
- принимать ли на страхование или отклонять какой-либо определенный риск или группу рисков, существующих у страхователя;
- классификация всех возможных рисков клиентов компании по группам и категориям в целях получения необходимых статистических данных;
- на каких конкретно условиях заключать договор со страхователем, чтобы не получать убытки.
Роль андеррайтинга в современной страховой отрасли чрезвычайно важна - особенно для страховщика. В конечном итоге андеррайтинг является одним из ключевых показателей первичной и окончательной экономической целесообразности андеррайтинга. Без оценки страхового риска и, следовательно, без знания вероятности наступления страхового случая страховая компания не сможет:
- эффективное управление текущей деятельностью;
- разработка оптимальных страховых тарифов;
- правильно формировать страховой портфель;
- заработать в долгосрочной перспективе.
У андеррайтинга только одна цель - для страховщика добиться положительной разницы между чистой премией (часть общей премии, предназначенная исключительно для осуществления страховых выплат) и страховыми выплатами, произведенными в определенный период времени (календарный год).
Задачи андеррайтинга:
- разработка перечня критериев, в зависимости от вида андеррайтинга, по которым будет оцениваться страховой риск;
- установка числовых значений увеличения и уменьшения ставок для страхователей, страховой риск которых приемлем для андеррайтинга, отклоняется от нормальных значений в соответствии с определенными критериями оценки;
- определение перечня условий, которые должны быть включены в договор сторон и правил андеррайтинга, в зависимости от вероятности наступления страхового случая по результатам анализа;
- разработка различных руководств, улучшающих методологию оценки страхового риска на основе предыдущего опыта.
Также у андеррайтинга есть и функции:
- практическая – заключается в обеспечении применения теоретических знаний андеррайтеров на практике;
- контрольная – заключается в анализировании страхового портфеля прошлых периодов в целях его формирования на будущие;
- образовательная – заключается в обучении сотрудников страховых компаний, непосредственно занимающихся решением вопроса о заключении / незаключении договоров со страхователями, основным методикам оценки рисков.
Понятие андеррайтинга возникло и сформировалось в Великобритании. Брокер искал страховщика, который принимает риски на страхование, и сделал ему правильное предложение. Если страховщик соглашался, то он должен был подписаться на квитанцию (квитанцию), содержащую информацию о застрахованном интересе, и указать сумму, в пределах которой он взял на себя ответственность за риск за счет собственных средств. В XVII-XVIII вв. Деятельность отдельных подрядчиков сотрудничала и постепенно превратилась в Lloyd's в Лондоне, названном в честь Эдварда Ллойда, владельца кафе на Тауэр-стрит. Это место восходит к 1680-м годам, где они могли постоянно обмениваться новостями и оформлять страховые полисы. С 1696 г. Э. Ллойд трижды в неделю начал публиковать специальную брошюру «Новости Ллойда», которая издается и по сей день. В 1691 году кафе переехало в центр Лондона на Ломбард-стрит, где оно располагалось после смерти Э. Ллойда (1713 г.) до 1774 г. После смерти Э. Ллойда организацию возглавил Дж. Ангерштейн (родился в С. Санкт-Петербург), который стал настоящим основателем Lloyd Corporation. Вероятно, эта компания была основана в 1734 году.
До реорганизации 1988-1993 гг. «Ллойд» представлял собой объединение индивидуальных страховщиков - физических лиц, так называемых имен (англ. «Names»), в общей сложности более 30 000 человек, объединившихся в 430 союзов. Главой каждого профсоюза был подрядчик, который брал на себя риск, который распределялся между членами профсоюза. Членом консорциума могло стать лицо, имевшее репутацию и определенное имущество, в котором он отвечал по обязательствам. После реорганизации корпоративные члены стали членами консорциумов. В 2010 году Ллойд провел стратегическую реорганизацию, чтобы максимально использовать возможности, представленные текущим кризисом. Крах AIG, бывшей крупнейшей страховой компании в мире, и уход некоторых хедж-фондов и других инвестиционных компаний создали возможность для Lloyd увеличить свою долю в мировом страховании. Lloyd в настоящее время не страховая компания в обычном понимании этого слова, а страховой рынок, где встречаются члены Lloyd Corporation.
Условия договора обычно выражаются в страховом полисе, с помощью которого страховая компания изучает новые объекты андеррайтинга и риски и приходит к выводу о принятии или отклонении предложенного случая. Политика андеррайтинга предусматривает, в частности, список элементов (рисков) с указанием степени ущерба, нанесенного им, который страховая компания склонна принять, и второй список элементов (рисков), которые страховщик, согласно своему опыту, не принимает.
Следующие понятия также используются в зарубежной страховой практике.
Спонсорский счет - страховой счет, на котором накапливается статистика, содержащая список допустимых рисков для андеррайтинга и их прохождения. В большинстве случаев учет ведется ежегодно и отражает результаты спонсорской деятельности компании за год по соответствующему виду андеррайтинга.
Ведение счета - это форма спонсорства, при которой каждый потенциальный застрахованный оценивается на основе его преимуществ (с учетом всех достоинств и недостатков), независимо от того, какой вид бизнеса он ведет.
Обязательства по категориям - это процесс принятия рисков на страхование, при котором предложения по определенным видам андеррайтинга (например, по определенным видам автоандеррайтинга) автоматически отклоняются из-за того, что страховщик не видит финансовых выгод или потому что страховщик не имеет необходимого у застрахованного.
Экспериментальное спонсорство - это процесс анализа и отбора рисков, которые до сих пор считались неприемлемыми для андеррайтинга (нестраховые риски). Осуществляется как для расширения страхового сектора, так и в отношении модифицированных методов идентификации, оценки и идентификации рисков.
Ассоциация совместного андеррайтинга (Joint Underwriting Association, JUA) – объединение страховщиков в некоторых странах с целью приема на страхование определенных рисков. Подобные объединения страховщиков создаются, когда возможности обычного рынка добровольного андеррайтинга исчерпаны. Речь идет о страховании имущества предприятий в депрессивных районах страны для их поддержки (что способствует их возрождению или выживанию). Как правило, государственные регулирующие органы разрешают таким объединениям разрабатывать свои правила, формы полисов и тарифные ставки. Примерами подобных объединений, наряду с корпорацией "Ллойд", могут служить Институт лондонских страховщиков (основан в 1884 г.), а также Американский институт морских страховщиков (основан в 1896 г., Нью-Йорк).
Приведенные определения подчеркивают сущность андеррайтинга как метода обеспечения финансового результата андеррайтинга путем селекции принимаемых рисков. В связи с этим говорят о доходе от андеррайтинга (underwriting income) в страховании как о разнице между полученными премиями и страховыми выплатами и издержками.
1.2. Виды и методы андеррайтинга в страховом бизнесе
Портфель страховой компании - это общее количество всех объектов, которые компания принимает на страхование. Изначально эта идея подразумевала сумму всех премий, полученных страховой компанией, но на этой основе было сложно рассчитать предпочтительный размер портфеля, так как была допущена ошибка в расчете прогнозируемых и фактических доходов и расходов от премиальных выплат, рентабельность сложно анализировать.
Принято считать, что для размера страхового портфеля существует определенный ценовой диапазон, позволяющий получить максимальную прибыль:
Нижняя граница диапазона не позволяет считать ИК фиксированной, так как при минимальном размере портфеля невозможно рассчитать и определить счета, соответствующие рыночным условиям конкретной области (как правило, цены будут либо слишком высокими, чтобы компания могла получить выгоду от страховки, или слишком низкая, чтобы обеспечить ее конкурентоспособность). Такой договор не может гарантировать его надежность и надежность, так как при высоких ставках страховая компания не сможет привлечь достаточное количество клиентов, а при низких ставках не достигнет показателей рентабельности. Кроме того, при минимальном размере страхового портфеля многие крупные выплаты могут привести к потере портфеля в целом.
Выручка может быть неограниченной при грамотной политике, проводимой Соединенным Королевством. Если увеличение портфеля происходит в основном за счет участия в страховании рисков с высокой вероятностью наступления страхового случая, то со временем количество объектов страхования и размер портфеля увеличатся, а прибыльность начнет снижаться за счет выплат премий в страхователи.
Рентабельность портфеля рассчитывается путем сложения всех премий, полученных в течение расчетного периода (по отдельным видам страхования или в целом по всем рискам), и вычитания соответствующих затрат из полученной стоимости (реклама и привлечение новых клиентов, платежных сотрудников и брокеров).
Исходя из уровня доходов, страховщик формирует структуру портфеля, включая новинки или исключая их с высокой вероятностью финансовых потерь. Постоянно отслеживая позиции, входящие в портфель, которые относятся к категории повышенного риска, специалист может оптимизировать доходность страхового портфеля и снизить вероятность катастрофических потерь в нем. Например, ужесточение условий контракта или даже исключение объектов, находящихся в неблагоприятных климатических зонах, из страхования от стихийных бедствий.
В страховой сфере Российской Федерации у андеррайтинга наблюдаются некоторые проблемы. Вот лишь некоторые из них:
отсутствие нормативных правовых актов, объединяющих такие понятия, как «спонсор», «страховщик» и другие соответствующие определения;
практически полное отсутствие организаций, специализирующихся на обучении страховщиков.
невозможность полноценного использования результатов анализа на практике из-за жесткой конкурентной среды и активной демпинговой политики конкурентов на страховом рынке;
отсутствие консолидированных (стандартизованных) методик усыновления и рекомендаций по проведению анализа, закрепленных в законодательстве на российском или международном уровне;
относительная неспособность полностью соблюдать баланс интересов сторон - страхователя и страховщика - при определении страховых тарифов, соответствующих степени страхового риска.
Некоторые эксперты предполагают, что, несмотря на наличие многих проблем, спонсорство в нашей стране будет расти и развиваться только в ближайшие годы. Выделены следующие возможные направления развития:
создание более комфортных условий работы контрактного персонала;
увеличить использование ИТ-компонента в процедурах оценки страховых рисков, проводимых подрядчиком, включая внедрение методов быстрой и безопасной передачи информации между всеми службами страховой компании, участвующими в контракте;
повысить конфиденциальность информации, полученной в ходе анализа;
предоставление ведущим и ведущим подрядчикам инструментов для эффективного контроля и надзора за деятельностью страховщиков на местах;
появление новых типов программного обеспечения, позволяющих точно оценивать страховой риск по ранее известным параметрам по определенному алгоритму практически без вмешательства человека.
1.3. Применение андеррайтинга для снижения рисков страховой компании
Андеррайтинг в страховании – это комплекс мер, направленных на изучение предметов (объектов) страхования по уровню рисков, отнесение их к какой-либо имеющейся страховой категории или подбор персонального страхового тарифа, проработку специальных условий договора и оценку прогнозируемой выгоды от сделки.
На основе полученных фактов специалист по андеррайтингу выносит решение о предоставлении страховых услуг или отказе в них клиенту, а также о возможном включении нового объекта в страховой портфель фирмы. Результатом качественного андеррайтинга должно стать формирование оптимального по объему, конкурентоспособного и прибыльного страхового портфеля компании.
Ни одна крупная финансовая организация, будь то банки, инвестиционные фонды, лизинговые и страховые компании не обходится в своей практике без применения андеррайтингового анализа. Квалифицированная оценка всех имеющихся рисков и вынесение вердикта на основе комплексного изучения фактов гарантирует процветание, развитие и стабильный рост финансовых поступлений компании.
В обязанности андеррайтера входит всестороннее изучение объектов страхования, классификация рисков, выбор приемлемого страхового тарифа, что в итоге должно обеспечить доходность и конкурентоспособность предлагаемых компанией услуг на рынке страхования.
Во многом эффективность проводимой финансовой политики страховой компании определяет именно успешная деятельность специалистов по андеррайтингу. В крупных организациях существуют собственные отделы, занимающиеся изучением предполагаемых рисков, разработкой и внедрением новых тарифных планов, определением оптимального соотношения между удовлетворением потребностей клиентов и прибыльностью страхового портфеля компании.
При отсутствии в штате специалиста по андеррайтингу страховая компания может привлечь эксперта со стороны, либо обратиться в фирму, специализирующуюся на оказании такого рода услуг. В обстоятельствах нетривиального характера, ранее не имевших прецедентов в данной страховой фирме, андеррайтер принимает решение, стоит ли заключать договор со страхователем и на каких условиях, разрабатывает индивидуальную карту действий в конкретной ситуации и решает, целесообразно ли вносить подобный объект страхования в портфель фирмы.
Важнейшим этапом в деятельности андеррайтера является проведение предстраховой экспертизы. От ее успешности зависит исход дальнейшей процедуры страхования и то, получит ли компания прибыль или убыток в результате заключения договора.
Предстраховая экспертиза заключается не только в рассмотрении всей имеющейся на объект страхования документации, представленной клиентом. В случае возникновения необходимости предусматривается личное присутствие андеррайтера при его осмотре и оценке, либо привлечение компетентных специалистов (сюрвейеров) для выдачи экспертного заключения. В зависимости от предмета страхования ими могут быть медицинские, финансовые, строительные и иные квалифицированные работники. По результату комплексного изучения объекта составляется экспертное заключение, на основании которого андеррайтер выносит решение о согласии или отказе принять его в страхование.
Различают стандартную и индивидуальную формы предстраховой экспертизы. Для экономии средств и времени, при подписании соглашений по типовым объектам их оценка может производиться страховщиками на местах. Для этого используется информация из заявления и анкеты клиента. В некоторых ситуациях допускается проведение оценки самим страхователем с помощью привлеченных специалистов. Такой вариант является стандартным.
В случае поступления на страхование сложного объекта имеет смысл выполнить его комплексное изучение с привлечением специалистов-сюрвейеров. Данное требование необходимо соблюдать при наличии следующих факторов:
большая вероятность наступления страхового случая (крупный риск);
маркетинговая необходимость (желание страховой компании привлечь потенциальных страхователей демонстрацией серьезного отношения и высокого качества работы);
расширение портфеля (принятие в страхование нетипичных для данной компании рисков).
Отчет об экспертизе должен содержать исчерпывающую информацию об объекте обследования, обстоятельствах его использования (окружающей обстановке), давать вероятный прогноз исхода страхования (благоприятный/неблагоприятный), обозначать примерную величину убытка или прибыли и указывать способы снижения вероятных рисков. Заключение сюрвейера носит рекомендательный характер, не обязательно для исполнения и учитывается при просчете рисков по желанию страховщика.
Существует также вариант, когда оценка рисков уже проведена за счет страхователя и андеррайтер может воспользоваться ее результатами для вынесения решения о заключении договора страхования и применении повышающих (понижающих) коэффициентов.
В любой страховой компании существует установленная тарифная сетка на стандартные предметы и виды страхования. Их разработкой занимаются актуарии, а в задачу андеррайтера входит подбор целесообразного для специфики данного договора коэффициента, который может как понизить, так и повысить базовую ставку.
Конечная величина тарифа, условия, на которых будет заключена сделка и другие сопутствующие показатели устанавливаются именно андеррайтером с последующей передачей для исполнения рядовым страховым агентам.
Ошибка на данном этапе может повлечь потерю не только материальной выгоды, но и потенциальных страхователей. В случае, когда тариф оказывается завышенным, страховщик не сможет привлечь достаточное количество потребителей услуг для того, чтобы обеспечить получение компанией прибыли. При обратной ситуации, когда тариф занижен, возникнут трудности с оформлением договора перестрахования (поскольку для них существует минимальная ценовая планка). Кроме того, чем сильнее условия страхового соглашения будут отличаться от типовых, тем сложнее будет заключить договор о перестраховании риска.
Из этого следует, что эффективность работы андеррайтера по анализу рисков, установлению оптимальных тарифов и выбору условий страхования в конечном итоге влияет на результативность функционирования всех подразделений страховой компании и доходность компании в целом.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ АНДЕРРАЙТИНГА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ПАО «РОСГОССТРАХ»
2.1. Общая характеристика страховой компании, направления страхования
ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» - наикрупнейшая в России страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.
16 ноября 2015 года реорганизована из ОАО в ПАО Страховая Компания «Росгосстрах». Создана 10 февраля 1992 года в форме акционерного общества, 100 % акций которого принадлежали государству. Наименование при создании — ОАО «Российская государственная страховая компания». Компания стала правопреемником созданного в 1921 году Госстраха РСФСР. 16 ноября 2015 года реорганизована в ПАО Страховая Компания «Росгосстрах».
Таблица 1 - Рейтинг крупнейших страховых компаний
№ Наименование
учреждения Премия
за 2020 год (млрд. руб.)
1 Сбербанк Страхование Жизни 180
2 СОГАЗ 161
3 ВТБ Страхование 125
4 Альфастрахование 101
5 РЕСО-Гарантия 88
6 Ингосстрах 74
7 Росгосстрах 66
8 Страховой Дом ВСК 65
9 Альфастрахование Жизнь 51
10 Ренессанс Жизнь 34
По величине страховых премий лидирует Сбербанк Страхование Жизни, значение которой составило 180 млрд. руб. ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» занимает седьмую строчку с величиной страховой премии 66
млрд. руб.
На сегодняшний день предлагается 55 страховых продуктов, основные из них:
1. Автотранспортное: КАСКО; ОСАГО; «Зеленая карта»; помощь на дороге; Защита от ДТП;
2. Имущественное: дома и квартиры; ипотечное; титульное;
3. Жизнь и здоровье: ОМС; ДМС; Защита от клещей; Высокотехнологичная медицинская помощь;
4. Страхование бизнеса: автотранспортное; имущественное; ответственность товаропроизводителей и перевозчиков; перестрахование.
Страховые продукты доступны любому физическому или юридическому лицу в любом населенном пункте и городе России. Это единственная компания располагающая огромной филиальной сетью.
Развитие российского рынка страховых услуг в значительной степени определялось деятельностью Госстраха, а затем ПАО Страховая Компания «Росгосстрах». Сейчас компания оказывает существенное влияние на формирование страхового рынка России.
ПАО СК «Росгосстрах» в цифрах
• 98 лет успешной работы на рынке;
• 100 000 профессионалов в области страхования;
• 65 000 агентов, делающих страхование удобнее и доступнее;
• 400 центров урегулирования убытков без очередей;
• Более 3000 офисов компании по всей стране;
• свыше 25 млн. клиентов под надежной страховой защитой.
Стратегическая цель — быть лучшей страховой компанией в мире:
• Быть эталоном работодателя на финансовом рынке;
• Быть эталоном качества для клиентов по основным параметрам: качество сервиса, платежеспособность, стабильность;
• Стабильно побеждать на тех полях, где играем.
Основная цель создания ПАО Страховой Компании «Росгосстрах»
является охватывание большой части рынка, развитие страхования для обеспечения защиты физических и юридических лиц от непредвиденных обстоятельств на договорной основе, посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, а также получение прибыли на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц.
Основным направлением деятельности ПАО Страховой Компании «Росгосстрах» является страхование и перестрахование, доля доходов от основной деятельности составляет 94% в общих доходах. ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» являясь универсальной страховой компанией, постоянно стремится к расширению спектра услуг, предлагаемых клиентам.
Основными источниками поступления денежных средств компании являются поступления по страховой и инвестиционной деятельности.
Возможные источники получения необходимых денежных средств: страховые премии; вывод средств из инвестиционного портфеля; получение кредита банка в форме овердрафта.
Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств ПАО Страховая Компания "Росгосстрах» в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образует из страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы. Страховые резервы размещаются в высоколиквидные и доходные активы, которые удовлетворяют принципам диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Методика прогнозирования развития экономики, использованная Центром стратегических исследований компании ПАО Страховая Компания «Росгосстрах», основана на зависимости темпов роста ВВП от удовлетворенности населения своей жизнью – чем больше люди довольны своей жизнью, тем медленнее растет экономика. На сегодняшний день, согласно замерам компании ПАО Страховая Компания «Росгосстрах», в России полностью или в основном довольны своей жизнью около 80% взрослого населения (от числа определившихся с оценкой). Это, несомненно, снижает
экономическую активность россиян.
Страховая компания ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» – страховщик жизни федерального уровня. По данным Банка России, по итогам 2020 г. ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» заняло 8 место по объему страховой премии. По данным «Эксперт РА», на 31.12.2020 активы страховщика составили 130,8 млрд. рублей, собственные средства – 44,8 млрд. рублей, уставный капитал – 19,6 млрд. рублей. По данным за 2020 г. компания заключила договоров страхования на 61,6 млрд. рублей страховых премий.