Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Профиль латеральной организации мозга как основа индивидуальных различий

maxreb04 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.11.2021
В данной курсовой работе был рассмотрен вопрос взаимосвязи типов латеральной организации мозга и индивидуальных особенностей личности. Выявлена закономерная связь латеральной организации мозга с особенностями эмоциональной сферы. Люди с чисто правым типом межполушарной асимметрии мозга обнаруживают большую эмоциональную устойчивость, меньший разброс показателей, более однородную трактовку эмоциональных стимулов и более высокую и однородную самооценку своего эмоционального состояния, чем лица со смешанным типом асимметрии, леворукие и левши. Тип межполушарной асимметрии в настоящее время большинством авторов рассматриваются как в значительной степени генетически детерминируемый тип мозговой организации функций, присущих субъекту.
Введение

Проблему связи профиля латеральной организации мозга и индивидуальных различий изучают уже не одно десятилетие, тем не менее, она еще далека от своего окончательного решения, что связано с рядом теоретических и методических трудностей. Согласно современным представлениям индивидуальный латеральный профиль рассматривается как один из главных факторов, определяющих возрастные и индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Подробный анализ этой проблемы представлен в работах Н. Н. Брагиной(1994), Т. А. Доброхотовой(1994) , Е. Д. Хомской(1987, 1991, 1995) и многих других. Каждая психическая функция обеспечивается совместной работой обоих полушарий головного мозга. Межполушарные отношения у людей различны, они и влияют на особенности реализации различных психических процессов в норме. Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя: функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела); сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию. Под функциональной асимметрией мозга понимаю распределение психических функций между правым и левым полушариями. Моторная асимметрия - асимметрия функционирования рук, ног, мышц лица. Сенсорная асимметрия - асимметрия функционирования органов чувств. При изучении вопроса о сопоставлении особенностей межполушарной организации мозга и индивидуальных различий выделены 27 типов ПЛО с учетом трёх анализаторных систем (по схеме «рука—ухо—глаз») с учетом знака, степени и порядкового места показателей в соответствии с принятыми критериями. Однако реально типов ПЛО встречается значительно меньше, поэтому выделяют пять основных типов , а именно: правши, праворукие, амбидекстры, леворукие, левши (Ф.М.Гасимов, 1992; Е.Д.Хомская, Ф.М.Гасимов, 1993; Е.Д.Хомская, И.В.Ефимова, 1990, 1991). Теоретически и практически обоснована связь разных типов ПЛО с особенностями двигательных функций (И.В.Ефимова, 1992, 1994, 1996; И.В.Ефимова, В.А.Куприянов, 1995; Е.Д.Хомская и др., 1989), с операциональным составом когнитивных функций (Ф.М.Гасимов, 1992; В.Л.Москвин, 1990; Е.Д.Хомская, Ф.М.Гасимов, 1991) и особенностями эмоционально-личностной сферы (Э.И.Шафиева, 1990; Э.И.Шафиева, Е.Д.Хомская, 1989). Изучение данного вопроса более подробно позволит расширить знания в области нейропсихологии, углубить понимание личностных особенностей и даст возможность регулировать психические процессы. Объект исследования: проблема индивидуальных различий. Предмет исследования: теоретические представления о профиле латеральной организации мозга как основе индивидуальных различий. Цель исследования: проанализировать научные представления о профиле латеральной организации мозга как основе индивидуальных различий Задачи исследование: 1. Рассмотреть понятие функциональной асимметрии мозга; 2. Изучить теоретические основания проблемы типологии латеральной организации мозга 3. Проанализировать имеющиеся в литературе представления о связи латеральной организации мозга с индивидуальными различиями Методологической основой исследования послужила работа Е.Д. Хомской «Нейропсихология индивидуальных различий» (1997). Методы исследования: Теоретические – анализ научно-методологической литературы, документальных материалов, синтез и обобщение информации.
Содержание

Введение 3 Глава 1.Функциональная асимметрия мозга 6 1.1 История изучения проблемы 6 1.2 Сущность функциональной асимметрии и её проявление 8 1.3 Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе 10 Глава 2. Типы латеральной организации мозга 18 2.1 Индивидуальный латеральный профиль 18 2.2. «Психологические портреты» испытуемых с разными типами ПЛО. 19 Глава 3. Психологические особенности, определяемые типами ПЛО 23 3.1.Связь эмоционально-личностной сферы и латеральной организации мозга. 24 3.2 Особенности процессов саморегуляции у людей с разными профилями латеральной организации 30 Заключение 33 Список литературы 34
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 302 с. 2. Безруких М.М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций / М.М. Безруких // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы II всероссийской научной конференции. – М.: НИИ мозга РАМН, 2003. – С. 27–28 3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с. 4. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1981, 240 с. 5. Геодакян В.А. Асимметрии организмов, мозга и тела./ актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М.: НИИ мозга РАМН, 2003 6. Дикая Л.Г. О роли психофизиологической саморегуляции в повышении психической устойчивости человека-оператора // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. М., 1984. С. 48-49. 7. Дозорцева А.В. Латеральные мануальные предпочтения младенцев в исполнительных действиях / А.В. Дозорцева, Е.А. Сергиенко // А.Р. Лурия и психология XXI века: Тезисы сообщений Второй международной конференции, по священной столетию со дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Тапе ра. – М.: МГУ и др., 2002. – С. 46. 8. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – СПб., 2001. – 184 с. 9. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с. 10. Корнеева, С.А. Особенности процессов саморегуляции у студентов с разными профилями латеральной организации / С.А. Корнеева ; НИУ БелГУ // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. - 2011. - №3.-С. 87-98 11. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р.Лурия – М.: Академия, 2004, 2008. – 384 с 12. Марютина Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии / Т.М. Марютина // Вопросы психологии. – 1999. – № 3. – С. 75–83. 13. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1990, № 6. -С.116 - 119. 14. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 5-19 15. Прахт Н.Ю. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в позднем возрасте/Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Тапера. – М.: МГУ и др., 2002. – С. 115 16. Равич-Щербо И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 347–362. 17. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, Н.Н. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с. 18. Семенович А.В. Проблемы онтогенеза межполушарных взаимодействий: нейропсихологический подход / А.В. Семенович // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы Второй всерос. научной конф. – М.: НИИ мозга РАМН, 2003. – С. 276–285. 19. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерниц кая. М.: Изд во МГУ, 1985. – 190 с. 20. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: 2003 164-186 21. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг / С. Спрингер, Г. Дейч: пер. с англ. М.: Мир, 1983. – 256 с. 22. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные различия в предпочтении руки в раннем онтогенезе / Т.А. Строганова, Н.П. Пушина, Е.В. Орехова и др. // Физиология человека. – 2004. – Т. 30, № 1. – С. 20–30. 23. Функциональная межполушарная асимметрия: Хрестоматия. -Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. -М: Научный мир, 2004. -728 с, с.84-105 24. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. и др. «Нейропсихология индивидуальных различий». М., 1997г. 154с 25. Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга. Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. Ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие. М: Российское психологическое общество, 1999. с. 122-127. 26. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1998. С.31-45 27. Annett M. In defence of the right shift theory / M. Annett // Percept. motor. skills. – 1996. – Vol. 82. – P. 115–137 28. Annett M. The distribution of manual asymmetry / M. Annett // Brit. J. Psychol. – 1972. – Vol. 63. – P. 343. 29. Bishop D.V.M. Handedness and developmental disorders / D.V.M. Bishop. – Mac Keith Press, 1990. – 378 р 30. Bryden M.P. Genetics as analogy / M.P. Bryden // Current Psychol. Cognit. – 1995. – Vol. 14, N 5. – P. 508–515 31. Hiscock M. Brain lateralization across the Life Span / M. Hiscock // Handbook of Neurolinguistics. – Academic Press, 1998. – P. 357–368. 32. Salmaso D. Problems in the assessment of hand preference / D. Salmaso, A.M. Longoni // Cortex. – 1985. – Vol. 21. – P. 533. 33. Witelson S.F. Neurobehavioral aspects of language in children / S.F. Witelson // Child development. – 1987. – Vol. 58. – P. 653 34. Zangwill O.L. Cerebral dominance and its relation to psychological function / O.L. Zangwill. – London: Oliver and Boyd, 1960. – 31 p.
Отрывок из работы

Глава 1.Функциональная асимметрия мозга 1.1 История изучения проблемы Головной мозг представляет собой часть нервной системы, которая эволюционно возникла на основе развития дистантных рецепторных органов. Вместе со спинным мозгом и периферической нервной системой он является частью центральной нервной системы - вместе они контролируют каждую часть нашей повседневной жизни, от дыхания и моргания до запоминания и воспроизведения информации. Непосредственно головной мозг состоит из коры, серого и белого вещества. Кора головного мозга состоит из четырех разделов: лобная доля, теменная доля, затылочная доля и височная. Кора головного мозга состоит из множества борозд и извилин, за счет этого она имеет большую площадь. Такие строение человеческого мозга делает его более эффективным, так как увеличивается количество нервных клеток. Головной мозг делится срединной бороздой на две части, правое и левое полушарие. Они выглядят симметрично, однако выполняют разные функции. Мозг обладает таким сложным свойством, как функциональная асимметрия полушарий. Суть данного свойства заключается в том, что при осуществлении одних психических функций главенствующую роль на себя берет правое полушарие, а других – левое.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg