Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников на примере ГКОУ РСКШИ для детей с ТНР

maxreb04 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.11.2021
Известно, что письмо складывается на более поздних этапах образования детей, на основе гармонично развитой устной речи. Процесс письма представляется как сложный комплекс совместной деятельности разных анализаторов: слухового, речедвигательного, зрительного и др. При неполном и поврежденном формировании устной речи овладение хорошим письмом выступает сложным и трудным процессом. Особую актуальность приобретает работа по предупреждению дисграфий в подготовительном классе, которая будет способствовать повышению уровня письменной и устной речи, овладения структурой слова, расширения словарного запаса у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Введение

В настоящее время существует большое количество детей, имеющих различные виды речевых нарушений. Данная категория детей обучаются в общеобразовательных школах или в специальных школах для детей с нарушением речи. Именно в момент поступления детей в школы ярко проявляется наличие речевых нарушений. У данных детей отмечаются недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм. Все эти речевые проблемы, тормозят процесс обучения и могут являтся причинами дисграфии и (или) дислексии. Еще сам Выготский Л.С. указывал, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития всех познавательных процессов [6, с.127]. В современном мире в целом уровень речевого развития современных детей можно описать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность наблюдается едва ли не у каждого пятого ребенка. Одним из наиболее распространённых на момент поступления ребенка в школу является общее недоразвитие речи (ОНР). Данную категорию впервые выделила и описала Левина Р.Е изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом у которых отмечалось несформированность всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики обозначила термином «общее недоразвитие речи» [15, с.67]. Учителя общеобразовательных и специальных школ очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников -одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность данного исследования. Актуальность вопроса послужила основанием для выбора темы нашего исследования: Особенности логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников на примере ГКОУ РС(Я) РСКШИ для детей с ТНР. Объект исследования: особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Предмет исследования: логопедическая работа по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР. Цель исследования: выявить эффективность систему логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР. Гипотеза исследования: логопедическая работа по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР будет эффективной если: - организовать системную работу по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР; - спланировать работу с родителями обучающихся по развитию словаря у младших школьников; - учитывать особенности речевого и психического развития детей младшего школьного возраста с ТНР. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования; 2. Дать характеристику дисграфии и рассмотреть ее различные виды; 3. Разработать систему логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: Методы исследования: 1. Анализ психолого – педагогической методической литературы; 2. Психолого – педагогическое обследование; 3. Количественный – качественный анализ результатов исследования; 4. Педагогический эксперимент. Методологической основой исследования являются труды авторов: Выготский Л.С., Лурия А.Р., Корнев А.Н., Эльконин Д.Б., Хватцев М.Е., Левина Р.Е., Леонтьев А.А., Лалаева Р.И. и многие другие. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении системы в логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы в работе учителей общеобразовательных и специальных школ. Организация исследования: опытно–экспериментальной базой исследования явилась ГКОУ РС(Я) РСКШИ для детей с ТНР. Всего в эксперименте приняли участие 16 обучающихся 1 дополнительного класса, в возрасте 6-7 лет. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ТНР ……………………………………. 7 1.2. Понятие дисграфии и ее виды …………………………………. 14 1.3. Особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР ……………………………………………………. 20 Выводы по 1 главе ……………………………………………………………. 26 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР ..……………… 27 2.1. Выявление уровня навыков письма детей младшего школьного возраста с ТНР ……………………............................................... 27 2.2. Содержание логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР ………………………. 36 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования …..…………. 39 Выводы по 2 главе ……………………………………………………………. 47 Заключение ……………………………………………………………………. 49 Список использованной литературы ……………………………………… 51 Приложение…………………………………………………………………….
Список литературы

1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с. 2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. № 1. - 2007. - С.9. 3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств./ Т.В. Божович. – СПб., 2001. 4. Бабина Г. В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи / Г. В Бабина, Н. Ю. Сафонкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4. - С. 12-18. 5. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н. В. Волкова. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с. 6. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов/Л.С. Волкова. - М.: Владос, 2003. - 304 с. 7. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. - М.: Владос, 2004. - 704 с. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выготский. - М.:АСТ, 2013. - 790 с. 9. Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени. - СПб.: Речь, 2005. - 180 с. 10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Владос, 2003. - 336 с. 11. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2018. - 544 с. 12. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет./О.Б. Иншакова// Пособие для логопеда. - М.: Владос, 2003.- 112 с. 13. Копрова Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 103-108. 19. 14. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с. 15. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2017. – 208 с. 16. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2009. - 208 с. 17. Ладошкина М.Н. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2014. - № 10. – Том 4. – С. 123-126. 22 18. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Союз, 2003. - 224 с. 19. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. / Р.И. Лалаева // Логопедия сегодня. - 2007. - № 3. - С.8-9. 20. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 358 - 369. 21. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей/Левина Р.Е. - М.: Аркти. - 2005. - 222 с. 22. Литвинова Г.В. Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников (гендерный аспект) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 66-71. 23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392 с. 24. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: Дество-пресс, 2004. - 208 с. 25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2011. - 548 с. 26. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 352 с. 27. Лысюк О. Л. Игровые способы формирования предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. С. - 77 – 79 28. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000. - 248 с. 29. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1975. - 349 с. 30. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 223 - 226. 31. Манерко Е.И., Черепкова Н.В. Профилактика нарушений письма и чтения у детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/27499.pdf 32. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с. 33. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления// Логопед. - 2004. - № 4. 34. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью// Логопед. - 2005. - № 3 - с. 4-11. 35. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / под. ред. О. Б. Иншаковой. - М.: В. Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2008. - 140с. 36. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 128 с. 37. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 400 с. 38. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 319 - 331. 39. Романовская Т. Ф., Черепкова Н. В. Обучение письменной речи детей с нарушением интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 251-255. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86055.htm. 40. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0317/1-0317-1.shtml 41. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей - дошкольников с нарушениями речи. // Речевые и нервно - психические расстройства у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1987. 42. Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии. / Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. - Л.: Медицина, 1988. 43. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма. / Психические и речевые нарушения у детей. - Л.: Наука, 1979. 44. Сохин Ф.А. Психолого - педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с. 45. Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / С.С. Ляпидевский. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963. 46. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 656 с. 47. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 56 с. 48. Федотова Л.А., Павловцева О.Н. Комплексная коррекция нарушений речи детей // Логопедия: теория и практика: Сборник материалов 7 Всероссийской научно практической конференции с международным участием / Н.А. Белая. - Архангельск: Типография №2, 2015. - С.216-221. 49. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 80 с. 50. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с. 51. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002 - 136 с. 52. Фотекова ТЛ. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников. - М.: АРКТИ, 2016. 53. Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с. 54. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198 с. 55. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. Книга 2/ Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2009. - 293 с. 56. Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения // Культурно-историческая психология. – 2014. - Том 10. - № 1. - С. 34-42. 57. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0143/2_0143-1.shtml
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ТНР 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ТНР Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [28, с.236]. Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие - затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg