Глава 1. Роль, место и значение плавания в системе физического воспитания младших школьников
1.1 Место плавания в системе физической культуры
Плавание в системе физического воспитания представлено как:
• массовое средство разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, которым ребенку следует овладеть с ранних лет;
• массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха детей;
• средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;
• вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений; нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию. Стоит отметить, что по плаванию присваиваются спортивные разряды и звания, начиная от юношеского разряда и до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится спортивными детско-юношескими школами, спортивными клубами, другими физкультурно-спортивными организациями.
Тренеру или педагогу обязательно нужно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка младшего школьного возраста в освоении техники плавания. Кроме этого, следует обращать особое внимание на различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с теми учениками, которые могут усваивать сразу немного больше информации.
Для тех детей, кому обучение плаванию дается легче, тренер может применить на занятиях материал более старших групп за счет освоения других способов плавания, увеличения дистанции, употребления игр на воде и других упражнений. Если занятия проводятся регулярно на протяжении года, можно говорить о том, что то даже в том случае, если в начале года у детей просматривался разный уровень и темпы освоения техники плавания, то младшие школьники к концу года возможно смогут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и принимать участие в соревнованиях [21].
Стоит указать на то, что курс плавания обладает практическими и теоретическими разделами. Практические разделы предусматривают освоение детьми техники и методики обучения спортивному и прикладному плаванию, знакомство с подводным и синхронным плаванием, прыжками в воду, водным поло, с играми и развлечениями в воде. Теоретические разделы содержат изучение истории, условий взаимодействия человека с водной средой, теорию и методику преподавания этих видов [20].
Необходимо отметить тот факт, что плавание представляет собой не просто вид спорта, а жизненно необходимый навык. Преимущества плавания состоят в том, что оно позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие ребенка младшего школьного возраста, и этот факт определяет место плавания в российской системе физического воспитания, как одного из основных видов спорта.
Для того чтобы дети могли научиться относительно свободно и безопасно чувствовать себя в воде, обладать особыми способностями не нужно. Однако, к сожалению, много несчастных случаев происходит ввиду того, что пострадавшие не умели плавать. Это говорит о необходимости обучения плаванию с самого раннего возраста. На сегодняшний день эта проблема стала актуальной, и в связи с этим уделяется большое внимание массовому обучению плаванию в нашей стране [9].
Согласно В.А. Парфенову, специфической особенностью плавания можно назвать то, что ребенок находится и производит движения в необычной для себя среде, а именно в воде, свойства которой вязкость, плотность, теплоемкость, теплопроводность и т.д., а это, в свою очередь, обуславливает характер влияния плавания на организм.
Тем не менее, с одной стороны можно сказать, что физические свойства воды (т.е. вязкость, плотность, удельный вес, температура, давление) делают совершение в ней движений труднее, а с другой стороны, образуется опора для выполнения двигательных действий, что определяет характерное воздействие плавания на организм ребенка [18].
При вертикальном погружении тела человека в воду до уровня шеи, вдох затрудняется, а выдох облегчается, что можно объяснить давлением, которое оказывается на грудную клетку и живот. Органы полости живота приподнимают диафрагму, которая в свою очередь ограничивает пространство грудной клетки.
Увеличивается и кровенаполнение интраторакальных пространств и легочных сосудов, что способствует уменьшению жизненной емкости. Согласно Б.И. Оноприенко, при плавании (тело человека находится в горизонтальном положении) выдох в воду также затруднен, а во время его выполнения активно сокращаются мышцы живота [15].
Плавание, равно как и другие циклические упражнения, положительно воздействует на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности.
Если занятия плаванием проходят систематически, то происходит улучшение терморегуляции, увеличение интенсивности кровотока, укрепление сердечных мышц. Также происходит улучшение газообмена, что представляется важным для полноценного развития ребенка младшего школьного возраста.
Умеренные плавательные нагрузки также положительно влияют и на нервную систему, т.е. они позволяют снять утомление, сделать лучше сон и повысить работоспособность.
Немаловажным фактором для растущего организма является то, что плавание – это хорошее средство закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и иным изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, и этим можно объяснить ее сильное закаливающее воздействие.
Когда ребенок пребывает в воде, это позволяет тренировать механизмы, которые регулируют теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур. Кроме закаливания, плавание также представляет собой уникальное физическое упражнение, которое способствует физическому развитию и укреплению здоровья ребенка младшего школьного возраста.
Отметим, что плавание спортивными способами гармонично развивает все группы мышц, а также совершенствует ряд физических качеств, к примеру, выносливость, силу, быстроту (скорость), гибкость, ловкость (координацию) [22].
Занятия плаванием положительно воздействуют также и на состояние центральной нервной системы, содействуя развитию и становлению уравновешенного типа нервной деятельности, улучшая кровоснабжение мозга, ввиду чего происходит улучшение памяти.
В целом плавание представляет собой одно из эффективных средств закаливания иммунной системы растущего организма, оно также способствует формированию стойких гигиенических навыков, повышает сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям.
Отметим также, что в качестве особенности плавания следует выделить его доступность для всех детей – девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и т.д.
Иногда в секцию плавания записываются дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, – а становятся известными спортсменами. Приведем в пример сказанному Дон Фрезер, которая пришла плавать с целью восстановиться после перенесенного полиомиелита, а стала победительницей трех Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием потому, что была обеспокоена ее плохой осанкой. Самым важным является начать заниматься плаванием и полюбить его. И важно понимать, что в принципе хорошим пловцом может стать любой, кто этого захочет [19].
Сегодня сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отпуск на море. Большое число детей вовлекается в занятия водными видами спорта. Обучение плаванию введено в школьную программу физического воспитания.
Тем не менее, от умения тренера подобрать необходимые упражнения, предоставить точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия зависит успешное изучение спортивных способов плавания детьми младшего школьного возраста. Но не все дети хотят заниматься плаванием на профессиональном уровне, и это нормально, ни родителям, ни тренеру расстраиваться не нужно.
Даже не став большим спортсменом, ребенок сможет обучиться основам техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании, движению рук и ног, ему станет интересен данный вид спорта, и, возможно, тогда ему захочется заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом, дельфином или просто научится плавать, поскольку это ему может не раз пригодиться в жизни.
1.2 Основные задачи и этапы процесса обучения детей младшего школьного возраста плаванию на секционных занятиях
Процесс обучения плаванию можно условно разделить на три этапа [25]:
• ребенок сначала знакомится со свойствами водной среды, а также у него происходит формирование предварительного представления касательно техники плавания; знакомство с непривычной средой приводит к образованию специфических рефлексов вестибулярного, дыхательного, терморегуляционного аппарата, что способствует освоению навыка плавания. На данном этапе дети, как правило, получают представление о способе плавания, знакомятся (на суше и в воде) с характером и амплитудой движений, отдельными элементами техники изучаемого способа;
• разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом. Когда дети уже освоились в воде, можно разучить с ними элементы техники плавания, а именно движения ногами, руками, дыхание, т.е. происходит формирование навыков, которые представляют собой основу для выработки оптимальной рабочей позы пловца, умения выполнять гребковые движения в горизонтальном безопорном положении тела, опираться о воду основными гребущими поверхностями рук и ног. В качестве основы качественного освоения способа плавания в целом можно назвать последовательное изучение элементов техники плавания;
• закрепление и совершенствование техники плавания. На данном этапе та техника плавания, которой овладели дети, прочно закрепляется и доводится до автоматизма. В результате младшие школьники овладевают умением ритмично выполнять гребковые движения, согласованные с дыханием; проплывать намеченные расстояния без искажения техники плавания.
Но выделяются также и четыре этапа процесса обучения плаванию [23]:
• показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами (можно на видео); использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов и т.д.). Все это дает возможность детям сформировать определенные представление касательно изучаемого способа плавания. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то тренер может разрешить ребенку попробовать плавать показанным способом;
• предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений), которое проводится на суше и в воде. Младшие школьники выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, которые имитируют технику плавания, а также сюда включены упражнения для освоения с водой;
• изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Изучение техники плавания происходит в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений. Стоит отметить, что освоение каждого элемента техники следует проводить в постепенно усложняющихся условиях, которые предусматривают, в конечном счете, выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Рассмотрим, в каком порядке происходит изучение каждого элемента техники плавания:
1. ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, т.к. различаются условия выполнения движения на суше и в воде;
2. изучение движений в воде с неподвижной опорой (на месте). Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
3. изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры могут быть применены плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);
4. изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.
В следующем порядке проводится последовательное согласование разученных элементов техники: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям, на данном этапе следует стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность младших школьников.
• закрепление и совершенствование техники плавания. На данном этапе ведущим значением обладает плавание изучаемым способом с полной координацией. Принимая данный факт во внимание, на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.
Итак, отдельно выделим, что решаются следующие основные задачи при обучении плаванию [16]:
• укрепление здоровья детей, закаливание организма, привитие стойких гигиенических навыков;
• изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
• всестороннее физическое развитие и совершенствование физических качеств;
• ознакомление с правилами безопасности на воде.
Однако могут возникнуть определенные трудности, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки. Выделяются несколько подгрупп [7]:
• трудности, которые связаны с комплектованием групп:
1. неоднородность состава и большая текучесть в группах;
2. разный уровень физического развития младших школьников, которые занимаются в одной группе;
3. плохая посещаемость ввиду частых болезней;
• организационные трудности:
1. недостаток времени и места для занятий на воде и на суше;
• трудности, которые связаны с обучением отдельным способам плавания (у тренеров с небольшим опытом работы);
• несоответствие места занятия гигиеническим нормам.
Стоит указать на то, что возраст и индивидуальные особенности детей, а также поставленные задачи, условия обучения и прочее оказывает влияние на методику обучения плаванию. В общих чертах (за исключением возраста примерно до 5 лет) методика обучения плаванию принципиально не отличается. 6-8-10 лет является наиболее благоприятным возрастом для овладения навыком плавания. В дальнейшем также не должно возникать проблем, но необходимо принимать во внимание, что идет в определенные возрастные периоды быстрое и качественное освоение новых двигательных умений и навыков. Ввиду этого желательно не откладывать начало обучения плаванию на более поздние сроки. Но хотелось бы отметить, что и взрослый человек, находясь под руководством опытного инструктора или тренера, может спокойно научиться плавать, пусть и с рядом трудностей, которые связаны с уже совершенно другой реакцией организма на процесс обучения и овладение новым двигательным действием, нежели в периоды интенсивного развития организма [24].
В целом, выглядит примерно следующим образом общая схема в обучении спортивным способам плавания:
• обучение дыханию;
• обучение работе ног;
• обучение согласованию дыхания с работой ног;
• обучение работе рук;
• общее согласование работы ног, рук и дыхания.
Основной смысл схемы состоит в последовательном изучении элементов. Главное правило состоит в том, что не стоит переходить к изучению следующего элемента, если недостаточно прочно освоен и закреплен один элемент или согласование элементов.
В заключении хотелось бы указать на то, что особое место в обучении плаванию занимает игра. Игра позволяет воспитать чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умение подчинять свои желания интересам коллектива. В частности, на первых занятиях с младшими школьниками при обучении плаванию можно применять игровой метод. Играя, ребенок может легче и проще зайти в воду, передвигаться в ней и выполнять те или иные простые и знакомые ему движения, а это играет очень важную роль [2; 8].
Применение игры важно еще потому, что первой задачей при обучении плаванию является преодоление боязни воды, которая в представлении младшего школьника мешает движению, сковывает его, тормозит. Играя, ребенку легче привыкнуть к свойствам воды настолько, что может возникнуть сама собой потребность в умении плавать. Если плавательные движения будут включены в игру, ребенку будет проще их освоить [6]. Игровая форма обучения плаванию помогает появлению самостоятельности и инициативы у младших школьников [10].
Игра повышает эмоциональность занятий плаванием, представляя собой хорошее средство переключения с однообразных, монотонных движений, которые свойственны плаванию. В процессе игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Это говорит о том, что на занятиях можно сочетать соревновательный и игровой методы.