Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия формирования гражданского воспитания в старшей школе

superrrya 2820 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2021
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы. Предмет исследования - педагогические условия формирования гражданственности старших подростков в учебно-воспитательной работе. Гипотеза исследования - процесс формирования гражданственности старших подростков в условиях общеобразовательной школы будет эффективным, если: - выявлен образовательно-воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин; - разработаны методические рекомендации для учителей по гражданскому воспитанию учащихся. - учебно-образовательный процесс общеобразовательной школы носит характер системности, целостности, личностной ориентированности; - выявлены педагогические условия, способствующие формированию гражданственности старших подростков; - определены критерии и уровни сформированности гражданственности старших подростков. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: 1. Определить критерии и уровни сформированности гражданственности старших подростков. 2. Изучить состояние учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы по формированию гражданственности старшего подростка. 3. Раскрыть и экспериментально обосновать образовательно- воспитательные возможности гуманитарных дисциплин в гражданском воспитании в контексте национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. 4. Выявить и обосновать педагогические условия, направленные на формирование гражданственности старших подростков. 5. Разработать программу спецкурса для учителей по гражданскому воспитанию старших подростков. Методологической основой исследования являются гуманистические идеи о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развития; положения о всеобщей связи и взаимообусловленности человека, общества и народа; о диалектике общего, особенного и частного в философском понимании явлений окружающей действительности; современная концепция исторического познания; исторический, культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный подходы. Теоретической основой исследования явились: основные теоретические положения, раскрывающие социально-педагогические основы формирования гражданственности (A.B. Беляев [12]), идеи демократизации образования и реализации личностно- ориентированного подхода в процессе исследования (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, C.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др. [6, 22, 130]), философские, психолого-педагогические концепции гуманистической направленности и целостного развития личности (С.И. Гессен, Гусинский, Б.Т. Лихачев, A.B, [42, 89 ]), теории персонализации и развития личности (Л.C Выготский [32]), концепции регионализации образования (Е.П.Белозерцев, Г.Н.Волков [10, 27 ]). В процессе исследования в соответствии с задачами использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы; анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, беседы, педагогическое наблюдение, интервьюирование, методы математической статистики. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. выявлены и обоснованы педагогические условия формирования гражданственности старших подростков в учебно-воспитательном процессе (организация учебно-воспитательной работы на основе научно-обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания; усиление аксиологического ядра гуманитарных дисциплин; обеспечение высокого уровня гражданской культуры педагогов и др.); 2. разработаны содержание и формы поэтапного формирования гражданственности старших подростков во внеклассной работе; 3. раскрыты и экспериментально обоснованы образовательно- воспитательные возможности гуманитарных дисциплин в гражданском воспитании в контексте национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1. выявлены факторы, влияющие на формирование гражданственности личности старшего подростка (общество, государство, регион; отношения человека с государством; среда обитания человека, институты социализации и др.); 2. предложена программа спецкурса для учителей по гражданскому воспитанию старшеклассников; 3. определены компоненты гражданственности как интегративного качества личности (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура и др.) Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа факультативного курса для учителей способствует оптимальной организации учебно-воспитательной работы по гражданскому воспитанию старших подростков в условиях общеобразовательной школы. Отдельные теоретические и методические указания могут послужить существенным дополнением при изучении школьных и вузовских дисциплин гуманитарного цикла. Также, результаты исследования могут использоваться в подготовке педагогических кадров и в системе повышения квалификации работников образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостностью подхода к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой. Положения, выносимые на защиту: 1. Обновление содержания учебно-воспитательной работы педагогов общеобразовательной школы способствует формированию гражданственности старших подростков, что позволяет подготовить их к действенному восприятию окружающего мира и адекватному поведению в различных социальных обстоятельствах. 2. Эффективность формирования гражданственности старшего подростка во многом зависит от следующих обстоятельств: прежде всего, обеспечения в учебно-воспитательном процессе возможности личностного выбора и самопринятия старшими подростками гражданских ценностей и мировоззренческих идей; реализации социокультурных задач общеобразовательной школы, воспитательного потенциала семьи и окружающего социума. 3. Повышение гражданской воспитанности старших подростков во многом зависит от реализации системы внеклассной воспитательной работы, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, задачи, диагностика уровня воспитанности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью старших подростков. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. Формирование новой системы образования и воспитания личности в общественных реалиях современной России идет полным ходом. Формирование активной гражданской позиции всегда проходит в контексте участия учащихся в социально значимой деятельности. Перед российской системой образования стоит целый комплекс задач по формированию и разработке нового содержания образования. Наиболее актуальным является вопрос об углублении гражданско-правового образования посредством внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у учащихся навыков решения самых разнообразных проблем. Почему проблема гражданского становления подрастающего поколения является стратегическим ресурсом общества и сейчас становится одной из актуальнейших в российском обществе? Современная Россия переживает непростой этап становления нового общественно-политического сознания. В связи с этим, одним из основных направлений работы по гражданскому воспитанию является формирование опыта гражданского действия, который позволит учащимся практически реализовать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбрать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе, формировать гражданскую позицию, обретать способность к самоопределению, ведь только в условиях выбора человек способен разумно существовать. В ФГОС основного общего и среднего образования воспитание российской гражданской идентичности представлено как личностный результат освоения основной образовательной программы. Кроме того, воспитание гражданственности должно стать одним из результатов изучения предметной области “Общественные науки” [1]. Старший подростковый возраст является этапом повышенного интереса к вопросам мировоззрения, обретения самостоятельности, выработки взглядов на жизнь, людей и общество, это годы активного личностного становления. ФГОС основного общего и среднего общего образования в вопросе воспитания обучающихся дополнили принятый в феврале 2020 года приказ Министерства Просвещения РФ №712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», по которому рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе [2]. В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, позволяющих провести специальное исследование по проблеме формирования гражданственности школьников. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на признании особенностей русского менталитета, на необходимости развития национального самосознания, становления гражданина. Яркими приверженцами этой идеи выступали педагоги, писатели, ученые, общественные деятели: Ф.М. Достоевский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, Л..H. Толстой. [24, 131] Идея воспитания истинного патриота России нашла отражение в работах Н.И. Бердяева, П.П. Блонского, И.А. Ильина, В.В. Розанова, С.Т. Шацкого. [13, 58, 59] A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский рассматривали вопросы формирования гражданственности в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. [91, 126] В трудах современных ученых-философов А.П. Здравомыслова, М.С. Кагана, Н.С. Розова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова акцентируется аксиологический характер гражданского образования. [61, 114] В педагогике проблема гражданского образования школьников изучается с различных позиций: общетеоретической (Б.З. Вульфов, З.А. Малькова, В.Ю. Троицкий, Г.Н. Филонов, В.М. Шепель [31, 142]); дидактической (Л.H. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.И. Купцов, Ю.Е. Соколов, А.Ф. Никитин [20, 84, 104, 122]); мировоззренческо-ценностной (Т.К. Ахаян, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М.Г. Казакина, A.B. Кирьякова, В.Д. Повзун, З.И. Равкин [7, 22, 24 62, 71]); проблему гражданского образования учащейся молодежи в современных условиях рассматривают А.В.Беляев, И.О. Волжина, A.C. Гаязов, Е.В. Известнова, В.И. Кожокарь, С.Е.Матушкин [12, 26, 37,50, 96 ] Действительно, педагогической наукой получены данные, раскрывающие роль и значение гражданского воспитания. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют пересмотреть эти основы, так как современная действительность и новое Российское государство требуют совершенствования процесса формирования и воспитания гражданина, иного уровня отношений личности с государством. Таким образом, возникают следующие противоречия между: 1. потребностями старшеклассников в гражданском самоопределении и возможностями их удовлетворения в образовательном процессе. 2. существующей системой методов и форм организации воспитания и ее недостаточным соответствием современным условиям; 3. потребностью общества в подготовке социально активных граждан и реальной школьной практикой в гражданском воспитании; 4. современными требованиями к профессиональному облику учителя и недостаточным уровнем его педагогической и гражданской культуры; Таким образом, вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования гражданской нравственности в старшей школе». Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы педагогические условия формирования гражданственности старших подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Решение этой проблемы есть цель нашего исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2 Глава I. Теоретико-методологические основы гражданского воспитания в системе образования. 1.1. Проблема гражданского воспитания детей в истории педагогической мысли………………………………………………………...……………………..9 1.2. Формирование гражданственности как интегративного качества личности………………………………………………………………………........25 1.3. Критерии и уровни сформированности гражданственности у старших подростков…………………………………………………………………………39 Выводы по первой главе………………………………………………………...51 ГЛАВА II. Педагогические условия формирования гражданственности у старших подростков общеобразовательной школы 2.1. Формирование гражданственности у старших подростков в учебно- воспитательном процессе…………………………………………………………54 2.2. Формирование гражданственности во внеклассной работе с учащимися старшего школьного возраста…………………………………………………….62 Выводы по второй главе………………………………………………………....72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….73 Список использованной литературы…………………………………………..78 Приложение………………………………………………………………………...89
Список литературы

Нормативные документы 1. План воспитательной деятельности МАОУ Гимназия №9 на 2020-2021 учебный год // URL: http://www.gymnasium9.ru/wordpress/wp-content/uploads/2021/01/%D0%B39_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_2021%D1%83%D1%87_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf 2. Примерная программа воспитания // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL: http://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ Литература 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996 - 140 с. 2. Антонов А.И. Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.- 210 с. 3. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. - М.:ИСИ АН СССР, 1990.- 170 с. 4. Аристотель. Сочинения - М., 1984, - 257 с. 5. Аронов A.A. Воспитывать патриотов - М.: Просвещение. 1989. - 144с. 6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 1990. - 367 с. 7. Ахаян Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников. // Педагогика школы. М.: Просвещение. 1995. - 58 с. 8. Базовая культура личности: Теоретические и методологические проблемы/ Под ред. О.С. Газмана. М.: АПН СССР. 1989. - 207 с. 9. Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей// избранные сочинения - М.: Худ. лит., 1982, с. 137148. 10. Ю.Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России.//Педагогика. 1998. №3 С. 30-35. 11. Белозерцев Е.П. Строить соборно, сообща.// Народное образование. 1994. №9-10. С.11-16. 12. Беляев A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Дисс. д-ра. пед. наук. Ставрополь. 1997. -360 с. 13. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Мысль. 1993.-251 с. 14. Н.Берман В.В.„ Соколов Я.В. Граждановедение: Тематическое планирование. 5 кл.-М., 1991. - 104 с. 15. Бернс Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М., 1988.-103 с. 16. Берне. Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -248 с. 17. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком//Педагогика 1999. № 5. С. 7-11. 18. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.- м.: Наука, 1978. -310 с. 19. Богданова О.С., Калинина О.Д. О воспитательной функции учебников // Проблемы школьного учебника. - М., 1982, Вып. 10. - С. 6-22. 20. Боголюбов JT.H., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М.: Просвещение. 1997.-210 с. 21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.-296 с. 22. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности./Опыт разработки концепции воспитания в 2-х т. - Ростов -на- Дону Ростов: ОИУУ, 1993. Т. 1. - 316 с. 23. Василенко В.А. Ценности и ценностные отношения. Проблема ценности в философии. М.-Л., 1996. - 192 с. 24. Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (на материалах внеклассной работы по истории и политологии): Дисс... канд. пед. наук . — Якутск, 1995.- 170 с. 25. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под. ред. проф. A.B. Петровского.- М.: Просвещение, 1973 -288 с. 26. Волжина О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения в педагогике (историко-педагогический аспект): Дисс. канд. пед. наук. М.: 1991. 231 с. 27. Волков Э.И. Дисциплина и гражданственность. // Социально- педагогические проблемы формирования гражданина. Сб. научн. трудов. Свердловск: Урал ГУ, 1986.- 196 с. 28. Воспитание гражданина в советской школе./ Под ред. Филонова Г.Н. М., Педагогика, 1990. - 176 с. 29. Воспитание гражданина: в помощь учителю общеобразовательной школы/ под. Ред. Кондратенкова А.Е. Смоленск.- 1974.- 128 с. 30. Воспитание гражданственности у старшеклассников как интегративного качества личности. Пятигорск: ПГПИЯ, 1994.- 34 с. 31. Вульфов Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания. Воспитание гражданина в советской школе./ Под ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика. 1990. С. 29-35. 32. Выготский Л.C. Педология подростка// Собр. Соч. - ч.4. - М.: Педагогика, 1984.-242 с. 33. Выготский Л.C. Проблема возраста / Собрание сочинений.- М.: Педагогика, 1984. -Т.2. - С.132-187.- 504 с. 34. Гаджиев О.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования// Вопросы философии. 1991. №7. С. 1935 35. Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в уровнях перестройки общеобразовательной школы// Опыт разработки концепции воспитания в 2-х частях. 4.1 II Под ред. Е.В. Бондаревской - Ростов на Дону. С. 43-63 36. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: Взгляд в будущее// Советская педагогика. - 1990, №7, с. 38-44. 37. Гаязов A.C. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. Челябинск, 1996.-22 с. 38. Гаязов A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Монография. Челябинск: издательство ЧГПУ «Факел», 1995. - 170 с. 39. Геф. История образования и воспитания —М., 1912. —294 с. 40. Гегель Г. Сочинения.- М., 1993. - 41. Гегель Г. Сочинения - М., Госполитиздат, 1956 - 42. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию - М. 1995-240 с. 43. Гуревич П.С. Человек и его ценности -М.: Наука, 1988.- 128 с. 44. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог семья и школа: Учебное пособие - Ставрополь, 1994. - 186 с. 45. Гурова Р.Г., Кокорина Е.И. О воспитании гражданских качеств у учащихся старших классов// Подготовка старшеклассников к жизни. — М: Просвещение, 1989. - 137 с. 46. Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Н., Р.Дж Кларк, Д.У. Рей Демократия: государство и общество.- М.: Инст. пед. систем, 1995.- 302 с. 47. Демократизация общества и гражданин// Преподавание истории в школе. 1994. №7. С. 39-50. 48. Демократическое общество и гражданин. Материалы учебного курса// Преподавание истории в школе. — 1994. -№ 8. - С.8-11. 49. Дудина М.Н. Формирование гражданской убежденности учащихся важнейшая задача воспитания гражданина. Сб. научн. трудов. - Свердловск: Урал ГУ, 1986 - 196 с. 50. Дуранов И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Алма-Ата, 1992.- 19 с 51. Житенев В.А. и др. Гражданственность позиции: (Советский молодой человек: социально-нравственные черты, проблемы воспитания). — М.: Молодая гвардия, 1980.- 184 с. 52. Завадская Л.Н. Механизм реализации права.- М.: Наука.- 1992.- 287 с. 53. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-221 с. 54. Иванов В.Д. Школа гражданственности: Воспитательные резервы коллектива. -М.: Молодая гвардия.- 1970.-206 с. 55. Известнова Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: Дисс. канд. пед.наук.- М.: 1988. - 174 с. 56. Ильин И.Я. О воспитании в грядущей России // О русском национализме -Новосибирск, 1991 - 140 с. 57. Ильин И.Я. Собрание сочинений // в 10-ти томах Т. 5 - М., «Русская книга», 1995-248 с. 58. Ильин ИЛ. Творческая идея нашего будущего - Новосибирск, 1991.— 98 с. 59. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: Гражданское общество и государство.// Полис. 1992. №1-2. С.193-201. 60. Интегральная природа человека- Ростов - на -Дону.: РГУ, 1994. - 56 с. 61. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис. 1996. - 156 с. 62. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. М., 1989.-208 с. 63. Капаковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно- воспитательного процесса.- М.: 1993. -80 с. 64. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основные периоды - Педагогика, 1992 — 543 с. 65. Карамзин K.M. Избранные сочинения // в 2-х томах - М., JL, 1964-359 с. 66. Каримова Р. Уроки гражданственности// Народное образование - 1983, №7, с. 52-54. 67. Кармин A.C. Основы культурологи. СПб.: изд-во «Лань». 1997. 260 с. 68. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы.-М.: Юридическая литература, 1983.-231 с. 69. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения: Гражданское воспитание Трудовая школа. Характер и его воспитание / под редакцией М.М Рубинштейна - М., 1915. - 213 с. 70. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения: Гражданское воспитание. Трудовая школа. Характер и его воспитание/ под ред. М.М. Рубинштейна-М., 1915. - 118 с. 71. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. дис. д-ра пед. наук.Д., 1991. - 22 с. 72. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург. 1996.-58 с. 73. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Рожкова М.И. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 280 с. 74. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика 1998. №5. С. 52-58. 75. Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. - М.: Высшая школа, 1998.- 159 с. 76. Кон И.С Ребенок и общество. М.: Наука. 1988. - 248 с. 77. Кон И.С. Психология старшеклассника. М. Просвещение. 1982. - 347 с. 78. Конаныхин В.П. Алгоритмы разрешения противоречий в гражданском становлении школьника// В сб.: Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях.- Чебоксары М.:1992 - ч.1.-С. 48-50. 79. Конвенция о правах ребенка/ Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения. 1992. - 160 с. 80. Константинов H.A., Смирнов В.З. История педагогики - М. «Просвещение», 1965, С. 89 81. Конституция Российской федерации. - М.: Юридическая литература, 1993 г. -62с. 82. Крупская Н.К. Пед. соч. в 11 -ти т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 154 с. 83. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976.-280 с. 84. Купцов В.И. Человек и общество. Современный мир. М.: Просвещение. 1994.-138 с. 85. Кучков М.М. Национальное самосознание: (вопросы теории и истории): Дисс. докт. филос. наук. — М.Ростов - на-Дону, 1993.-430 с. 86. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X - начало XX века) - М., 1998. -58 с. 87. Лазарев Л.В. Быть гражданином.- М.: Просвещение, 1981.- 96 с. 88. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания. М.: Педагогика. 1999. С.10-16. 89. Лихачев Д.С.- О национальном характере русских.// Вопросы философии. 1990. №4. С.3-6. 90. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. // В кн.: Психология личности в социалистическом обществе.- М.: Наука, 1989.- 183 с. 91. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение. 1983. - 87 с. 92. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика. 1988.-59с. 93. Маркова А.К, Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.-192 с. 94. Мартынова В.в. формирование гражданственности подростков в процессе освоения социальных ролей: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- М.: 1993. -21 с. 95. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.- М.: Педагогика, 1985. - 104 с. 96. Матушкин С.Е. Гражданское образование в современной школе. Материалы научной конференции. Челябинск. 1998. - 37 с. 97. Матюша И. Утверждение гражданственности// Народное образование. - 1988.- №3.- С.43. 98. Методика правового воспитания учащихся/ Под ред. A.B. Мицкевича, В.М. Обухова.- М.: Просвещение, 1982 - 223 с. 99. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.-111 с. 100. Муханова В.Н. Гражданское воспитание школьников.// Преподавание истории в школе. 1990. №2. С. 140-145. 101. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия// Педагогика 1997. №3. С. 7-11. 102. Никандров Н.Д. Русское православие и национальная идея. // Воспитание школьников. 1999. №4. С.2-5. 103. Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания / Советская педагогика - 1990, №2, с. 32-37 104. Никитин А.Ф. Политика и право.- М.: Просвещение.- 1995.-144 с. 105. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Изменение подходов к гражданскому воспитанию. Воспитание гражданина в советской школе./ Под ред. Г.Н. Филонова.М.: Педагогика 1990. С. 44-60. 106. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н.Я. Трушин М., 1959.-51 с. 107. Нургалиева А.К. Формирование гражданской активности старшеклассников с учетом особенностей семьи: (социально-педагогический аспект): Дисс. канд. пед. наук. -М.- 1992.- 162 с. 108. Обухов В.М. Проблемы правовой культуры учителей// Педагогика 1990. №11. С. 70-73. 109. Обухов В.М. Как воспитать гражданскую активность: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1986. -110 с. 110. Пеньков B.B. Формирование политической культуры в процессе трансформации Российского общества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.- 1995.-22 с. 111. Пискунов А.И, Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М. «Просвещение», 1981. -375 с. 112. Политология. Энциклопедический словарь/ общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. - М.: Издательство Московского коммерческого университета.- 1993. - С. 78-79. 113. Психолого-педагогический словарь. Автор — составитель В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988.- 544 с. 114. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 73 с. 115. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс. 1999. - 104 с. 116. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебн. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации.- М.: «Народное образование», 1998.- 247 с. 117. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе,- М.: Гном-пресс, 1999.- 187 с. 118. Симанина Л.М. Формирование интернационалистических убеждений подростков в процессе изучения основ граждановедения. Дисс. канд. пед. наук. Москва. - 1992. -170 с. 119. Скробов А.П. К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ.// Социально-политический журнал, - 1996.- №4. - С. 144. - 120. Советская педагогика. - 1990,№7, с. 38-44 121. Соколов П. Гуманистическая педагогика - М., 1969. - 216 с. 122. Соколов В. Я. Граждановедение. Пособие для учащихся 5-7 классов, их родителей и учителей. Часть III. Изд. 2-е. М.: Научно- внедренческий центр «Гражданин», 1996. - 49 с. 123. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня // Дошкольное воспитание -1995, №8. - 124. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/Сост. Совенок Г.Г. -М.: Педагогика. 1991.С.368. 125. Судакова И.Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны. Дисс. канд. пед. наук. — М.: 1995.- 180 с. 126. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста.- М.: Учпедгиз, 1961.-223 с. 127. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия. 1971.-336 с. 128. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения- Т.З, М. 1981.- 157 с. 129. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека... - М.: Педагогика, 1990. - С.238 130. Тагильцева И.М. Гражданственность личности. Методологический аспект исследования. Дисс. канд. филос. наук. - М.: 1984.- 177 с. 131. Толстой Л.Н. О народном образовании - М., 1990. - 315 с. 132. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Избранные педагогические сочинения - М., 1945, с. 112. 133. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. (Опыт педагогической антропологии)// Собр. Соч. М.-Л.: Издательство АПН РСФСР.-Т.1.- 1950.-С. 5-776. 134. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия." 1983.- 840 с. 135. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под. ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 1987.- 184 с. 136. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. -М, 1990.-87 с. 137. Чернышева А.Ф. Педагогические условия формирования социальной позиции школьников в системе непрерывного образования. Дисс. канд. пед. наук. - Сумы.- 1993.- 216 с. 138. Чумакова М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук.- М.: 1980.-258 с. ' 139. Шепель В.М. Социально-психологические аспекты гражданского воспитания// Воспитание гражданина советской школы/ Под ред. Г.Н. Филонова -М., 1990, с. 60-70. 140. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников. // Классный руководитель.- №6.- 2000.- С. 1943. 141. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М.: Педагогика, 1990.- 144 с. 142. Шепель В.М. Социально- психологические аспекты гражданского воспитания личности//Под ред. Г.Н. Филонова-М., 1990. С.60-70. 143. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. - 1971. №4.144. Юркевич П. Д. Философские произведения - М., Правда, 1990. - 144. Яковлева Д.С. Место правового воспитания в гражданской направленности личности// Учн. Зап. Владимирского госуд. пед. института - 1971, т. 35: Вопросы формирования направленности личности. Вып. 5, серия «Педагогика». С.58-72.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические основы гражданского воспитания в современной системе образования 1.1. Проблема гражданского воспитания детей в истории педагогической мысли В условиях современной социокультурной ситуации в России повышение внимания к опыту гражданского воспитания в западноевропейских странах, формирующемуся на протяжении многих столетий в различных исторических условиях, в том числе и кризисных, в естественных исторических связях с процессом становления гражданского общества, имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. Историческому процессу формирования общества соответствует поиск мировой педагогической мыслью новых подходов к проблемам гражданского воспитания в соответствии с изменяющимися потребностями конкретной эпохи. Из этого следует, что цели, принципы, содержание, методы и формы гражданского воспитания исторически изменчивы, что неизбежно существование различных подходов к пониманию его сути. Недостаточность изучения сущности процесса формирования гражданственности выражается в том, что он обычно сводился либо к процессу нравственного воспитания, либо к процессам воспитания вообще. Действительно, ядром понятия «гражданственность» являются такие компоненты его содержания, как правовая и нравственная культура, выражающаяся в соответствующих поступках, поведении, деятельности. Однако, «гражданственность» и «нравственность» не равнозначны и поэтому не сводимы друг к другу. По своему объему понятие «гражданственность» шире понятия «нравственность». Быть нравственным человеком не означает автоматически обладать осознанной гражданской позицией, проявляющейся в общественной деятельности, в отношении к государству, Отечеству. Основной формой существования гражданственности является сознание личности, выражающееся во взглядах, убеждениях, идеалах, которые не обязательно полностью должны соответствовать официально принятым, утвержденным властью и которые не могут быть всегда и обязательно неизменными, так как имеют конкретный исторический характер, зависят от воздействия объективных и субъективных факторов. Представления, взгляды, убеждения не могут быть навсегда данными, застывшими, а должны быть гибкими, формирующимися с учетом жизненных впечатлений. В этой связи гражданское воспитание имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, приметы эпохи, уровня развития общества, государства, педагогической теории и практики. Еще в античном обществе возникло понятие гражданина как человека, обладающего определенными правами и обязанностями. В соответствии с этим и педагогической целью полагалось воспитание цивилизованного человека как носителя культуры своего народа, общества, к которому он принадлежит. Однако, переживая эволюцию, идея гражданственности уже в сознании древних философов изменяет сущностные признаки под влиянием разнообразных социокультурных факторов, что, в свою очередь, находит закономерное отражение и в развитии идей гражданского воспитания. Развитие это исторически проникало в пространство между двумя противоположными воззрениями: воспитание в духе безусловного подчинения личности интересам государства и общества, с одной стороны, и воспитание в интересах самой личности - с другой. При этом основной закономерностью эволюции идеи гражданского воспитания является зависимость движения в сторону приоритета личности, интересов личности от уровня развития культуры общества, демократизации государственных устоев. Исторически индивиду не сразу удалось осознать, что он живет в обществе. Введенный Аристотелем термин «гражданское общество» - это союз свободных и равных граждан, объединенных государством-полисом. Свободнорожденный гражданин, по его утверждению, принадлежит государству, ощущает себя его частицей. Определяя человека как «существо политическое», Аристотель утверждает принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого во взаимных обязательствах и ответственности. Проследим, насколько идеи Аристотеля отражали идеи современной ему системы воспитания. Наиболее влиятельными государствами Древней Греции были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложилась своя система воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состояния культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев [4, с.134]. В Лаконии воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартанцев, воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой воинственный характер. Что же касалось чтения и письма, то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость, науку побеждать. Одним из важнейших средств формирования гражданского сознания юных поколений большинство античных философов и педагогов считали героический пример старших, ибо через память о заслугах доблестных мужей увековечивается слава граждан, совершивших что-либо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомству. Этот обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам. Высокий уровень гражданского сознания в древнегреческом обществе обеспечивается также посредством широко развернутой системы внешкольного образования, основанной на мощной финансовой базе. Так, в Афинах широко использовался воспитательный потенциал театра, всенародных игр и празднеств, изобразительного искусства. Даже состязания в красоте мужчин и женщин имели гражданскую направленность, так как должны были убеждать подрастающее, поколение в величии эллинского народа, его божественной избранности. Одним из ярких показателей уровня гражданской воспитанности молодежи Древней Греции может служить присяга, принимая которую молодой человек получал почетное право называться гражданином, служить своему отечеству. Право произнести текст присяги воспринималось эфебом как достижение величайшего блага в своей жизни: «Клянусь никогда не опозорить священного оружия и не покинуть своего места в сражении. Клянусь сражаться за моих богов и за свой очаг один и вместе со всеми. Клянусь после моей смерти оставить родину не умаленной, но более могущественной и крепкой… Клянусь исполнять приказания, исходящие от мудрых представителей государства. Клянусь соблюдать как ныне действующие, так и последующие законы государства. Клянусь не допускать нарушения и колебания этих законом моего отца...» [94, с.89]. Таким образом, характерной особенностью системы гражданского воспитания в античном обществе являлась интеграция военно-патриотической подготовки, нравственного и интеллектуального воспитания молодежи. В отличие от античного общества, воспитательные идеалы христианства имеют не политическую, а религиозную природу. По христианскому взгляду достоинства заключены в самом человеке, добродетель христианская, прежде всего личная, а не гражданская. Не только в средневековье, но и в последующие эпохи человек становился вначале христианином и лишь потом гражданином. Таким образом, с началом христианства развивается процесс выделения гражданского воспитания из общего религиозно - нравственного как его часть. Период средневековья в странах Западной Европы характеризуется усилением авторитарной государственной и церковной власти. Отсутствие демократических свобод, культ веры и подавление разума, крайне ограниченный набор средств выражения личного и общественного мнения лишали подданных средневековых государств возможности открыто заявить о своей воле, отстоять личные интересы, обрекали человека на поиски опоры в мистике, в потустороннем мире. По этим причинам стихийно возникшие проблески гражданственности находили преимущественное выражение в форме религиозно - нравственного сознания, в форме религиозно - нравственного протеста против феодальной деспотии и церковных догматов. Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе с тем, воспитание в Средневековье представляло собой своеобразный сплав религиозного и светского начал. Светское начало предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено к каждому человеку в равной степени, но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего Средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание «чистоты сердца» путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это не исключает и необходимости приобретения светских знаний. Католическая церковь - духовный центр средневекового общества, с одной стороны, она отвергала античную образовательную традицию как «языческую» и «дьявольскую» мудрость, предпочитая знанию невежество, с другой стороны, уже во времена раннего Средневековья существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки традиций греко-римского образования. Важную роль в развитии педагогической мысли раннего Средневековья сыграла схоластика. Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XV веков. Университеты учреждались религиозной и светской властью. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им, духовный мир Европы стал намного богаче. Эпоха Возрождения является качественно новым этапом в развитии гражданского сознания: утверждение идеалов гуманизма, активный приоритет против тирании, религиозного ханжества, культ просвещенного разума, самооценка личности. Главная цель воспитания в период перехода к индустриальному обществу - воспитание гражданина мира, человека, свободного от всякого гнета, реализующего свои интересы в частной жизни. В эпоху Возрождения личность становится свободной. С утверждением индивидуализма как ведущего качества личности педагогика также становится индивидуалистической, ориентированной на развитие индивидуальных особенностей. В то же время, «построенная на ценности самой в себе человеческой личности, гуманистическая педагогика, - отмечает П.Соколов [122, 121], - включает в себя социальный момент» - воспитание национального чувства, любви к Родине. Одной из характерных особенностей периода зарождения и становления демократии в Западной Европе является поиск социально-правовой базы обеспечения баланса государственных и частных интересов (Дж. Локк, Д. Беллерс, Г. Пейн) [161], правового механизма вовлечения граждан в законотворческую деятельность, создания условий, в которых граждане учатся трансформировать свои интересы в политико-правовые нормы и акты. Несмотря на различия в понимании целей и содержания гражданского воспитания в различных странах, типичным становится идеал гражданина, обладающего здравым смыслом, тонким пониманием общественных отношений и высокоразвитым чувством гражданской чести. XVII в. - эпоха, утвердившая в обществе идеи терпимости, либерализма, естественного права. Большой вклад в разработку концепций гражданского общества внесли философы XVI - XVII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк Б.Спиноза, П. Шарон и другие, искавшие пути развития общественного правосудия, утверждая пути веротерпимости, умеренности, национального согласия [112, с.45]. В ходе правового оформления частные интересы становятся все более общественными, но само общество при этом оказывается все более гражданским, способным создавать необходимые условия для реализации частных интересов. Педагогическая мысль этого периода особенно продуктивна на продуцирование инновационных идей. Так, подход К. Гельвеция и Дж. Локка к пониманию проблемы индивидуализма актуален и в наши дни: достижение личных интересов не должно вступать в противоречие с интересами других граждан; при осознании личных интересов индивид, «правильно понятый личный интерес», по словам Ф. Энгельса, должен исходить из реальных условий, учитывать потребности общества. Важной явилась мысль о решающей роли образования и воспитания в избавлении общества от социальных, нравственных пороков. Эта глубоко верная по сути идея, как альтернатива революционным катаклизмам, социально-политическому радикализму, намного опередила свое время. Важнейшим итогом развития педагогической мысли XVIII века является формирование у великих просветителей убеждения в том, что полноценное гражданское воспитание молодежи возможно лишь в обществе, основанном на принципах свободы, собственности, законности. Освященная религиозно-нравственными нормами протестантизма частная собственность, наличие у гражданина политических прав, обеспечивающих его социально - экономическую независимость, служили мощным источником и решающим условием формирования индивидуализма, который постепенно начал приобретать крайние формы - уход в частную жизнь, противопоставление личных интересов общественным. Такая модель поведения значительной части граждан вступала в противоречие с возрастающими потребностями общества в расширении его социальной базы, вовлечении в общественные отношения все более широких слоев граждан в целях укрепления социальной стабильности. Одним из результатов осознания необходимости преодоления данного противоречия явилось зарождение в начале XIX века нового направления - «педагогики социальных интересов» (И. Кант, Г. Песталоцци, И. Фихте), в основе которого лежит идеология «социального благоустройства». В соответствии с ней подвергаются переосмыслению цели воспитания, его направления. Приоритетными в новых исторических условиях становятся развитие нравственного самосознания (И. Кант), деятельностной общности как средства укрепления национального единства (И. Фихте), формирование нравственно совершенного человека, видящего смысл жизни в служении народу (Г. Песталоцци). В качестве нравственного императива, способного служить регулятором в отношениях частного и общественного, утверждалась гражданская совесть [132, с. 378]. К середине XVIII в. в общественно-педагогической мысли России сложились в основном два подхода к пониманию сущности, целей гражданского воспитания: утилитарно-охранительный и общественно-патриотический. Одним из ярких примеров в выражении утилитарно - охранительной концепции гражданского воспитания является многократно изданная книга «О должностях человека и гражданина» - первое в России руководство по граждановедению. По оценке замечательного русского педагога П. Ф. Каптерева [72, c. 164], книга это - пример педагогического, эстетического апофеоза современной ей правительственной власти, оправдание её как разумного и справедливого механизма в государственном устройстве, догмат о безусловном повиновении ей. Понимание гражданственности как послушания, повиновения власти остается по существу неизменным в охранительно- утилитарном направлении до конца XIX в. (М.Н. Катков, Д.А. Толстой, С.С. Уваров) [132]. Таким образом, важнейшим итогом развития социально-педагогической мысли XVIII в явился отчётливо сформировавшийся идеал гражданина, - свободная личность обладающая такими качествами, как мужество, бодрость духа, честь. Стержневым качеством личности является патриотизм. Н.М. Карамзин [66] различает физическую, моральную и политическую любовь к отечеству. Вторая половина XIX в. характеризуется пробуждением в народе чувства человеческого достоинства, права и защиты. В общественном движении этого периода появилась новая, радикально построенная сила - революционеры - демократы, взгляды которых составили и новое направление в развитии идеи гражданского воспитания в России (А. Н. Герцен, Н. Г. - Чернышевский, Н.В. Щелгунов) [88, с.54]. В соответствии с ним, школа должна сформировать человека, обеспокоенного общественными делами, готового к насильственным действиям, т. е. ориентированного на улучшение жизни путем ее разрушения во имя идеи о всеобщем социальном равенстве. Мысль великого педагога - гуманиста В. Г. Белинского [9, с.120] послужила исходным принципом гражданского воспитания: вначале необходимо воспитать человека, а уж потом - гражданина. Передовая педагогическая мысль утверждала, что государство обязано видеть в человеке не подданного, а гражданина, тогда в человеке «раскроются гражданские доблести». Нравственное воспитание, основанное на чувстве народности, позволит человеку, по замечанию К. Д. Ушинского [133, с. 112] стать членом общества, так как включает и воспитание гражданского долга, и чувство патриотизма. Воспитание на основе народности должно вести будущих граждан не к национальной ограниченности, а к восприятию общечеловеческих ценностей. Демократизм, гражданственность общественной позиции педагогов- гуманистов выразились и в осознании необходимости защиты прав растущего человека, и в требовании обеспечения свободы в гражданском образовании и развитии личности, и в утверждении идеи об автономии педагогического процесса. Издается первая «Декларация прав ребёнка» К.Н. Вентцеля. Выдающийся отечественный деятель Н.И. Пирогов, призывая к соединению национального и гражданского воспитания, указывал на потребность российского общества в гуманизации образования. В XIX в. происходит зарождение нового педагогического направления - «педагогики социальных интересов» (И. Кант, Г. Песталоцци, И. Фихте), [112] которое приводит к переосмыслению целей воспитания, его направлений и выделению в качестве приоритетных развитие нравственного самосознания (И. Кант), деятельностной общности как средства укрепления национального единства (И. Фихте), формирование нравственно совершенного человека, видящего смысл жизни в служении народу (Г.Песталоцци). В качестве гражданского императива, способного служить регулятором в отношениях частного и общественного, утверждалась гражданская совесть. Обобщая опыт воспитания на рубеже XIX - XX вв., педагогическая мысль того времени приходит к положительному заключению, что ребёнок уже не воспитывается исключительно для государства. Его, конечно, формируют пока ещё в интересах государства, но при этом не забывают и прав индивидуума. Школа должна готовить ребёнка к жизненной борьбе, она должна учить его науке жизни. Теория гражданского воспитания, разработанная Г. Кершенштейнером [71] и реализованная им в практике трудовых школ в Германии, явилась продуктивной альтернативой утопическим теориям создания «искусственного человека» (К. Маркса, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Ф. Энгельса и др.) [39], так как выдвигала практически достижимую цель: «при минимуме научного материала выявить максимум умений, способностей и радости труда, а службе гражданскому образу мыслей». Значение теории гражданского воспитания Г. Кершенштейнера [71], опирающейся на общечеловеческие, в том числе и религиозные нравственные ценности, состоит прежде всего в том, что она своевременно указала пути и средства воспитания добросовестного и ответственного человека, обладающего гражданским образом мыслей», умеющего работать на благо своего народа, способного противостоять движениям, направленным на насильственное изменение государственного устройства. Таким образом, на рубеже ХIХ-ХХ вв. понятие «гражданственность» обогащается новыми сущностными признаками: социальная адаптированность, социальная мобильность, социальная нравственность мотивов поведения, готовность к самоограничению, преодолению эгоизма. В начале XX в. в России педагогическая наука акцентировала внимание общества на идее о том, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего отечества, а любовь к родине как деятельностное начало выражается в высокой жизненной активности, направленной на благо и славу отечества. Признавалось, что основным условием для формирования патриотизма, гражданственности является наличие национального самосознания. Особенно важная роль в гражданском воспитании, развитии национального самосознания и национальной гордости принадлежат истории, родному языку и словесности, географии, законоведению. Условием, способствующим зарождению и укреплению гражданских, патриотических чувств у подрастающих поколений, признавалось единство воспитательных усилий государственной власти, общества, семьи и школы. Эти положения можно проследить во взглядах A.M. Горького, А.П. Мусина- Пушкина, В.Н. Сороки-Росинского и др.[87] Период «гражданского ренессанса» 20-х годов XX века характеризуется идеологическим и педагогическим дуализмом: сохранением в теории и практике гражданского воспитания гуманистических и демократических традиций, утверждением коммунистической педагогики, основанной на принципах партийности, насилия и подавления личности. Гуманистические и демократические идеи, заложенные в основание радикальной реформы образования в России, определили широкий простор для развертывания практической и научной деятельности П.П. Блонского, А. Г. Калашникова, А. П. Пинкевича, О.Т. Шацкой, и др. [87] 1930-е гг. - время утверждения в Европе и СССР тоталитарных режимов, наложивших глубокую печать на развитие мировой цивилизации в течение многих десятилетий. Однако и в условиях тоталитаризма лучшие традиции русской педагогики не были утрачены, развивались. Благодаря усилиям педагогов-эмигрантов (С.И. Гессена [84], М.М.Новикова [158] Н.Ф.Новожилова и др.), русская педагогическая мысль критиковала огосударствление школы, идеологическое насилие. Утверждала идеи диалога культур личности как высшей ценности, политической культуры личности как составной части гражданского образования. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. способствовала пробуждению гражданского, национального самосознания, духовному раскрепощению человека, приливу патриотических сил. Одним из наиболее ярких примеров пробуждения гражданской совести, выражения потребности общества в демократизации образования в педагогической теории и практике в 60-70 г.г. стал В.А. Сухомлинский [129]. Понятия «гражданственность» и «патриотизм» он наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривал их в единстве с другими общечеловеческими ценностями: национальным самосознанием, достоинством личности. Гуманистические идеи В.А.Сухомлинского [129] нашли творческое развитие в педагогической деятельности его последователей - в опыте Ш.А. Амонашвили [1], Ю.Г. Волкова [87], И.Я. Ильина, В.Ф. Шаталова, которые, как и их предшественник, убеждены, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности - ее гуманистическая сущность. Во второй половине XX столетия в зарубежной педагогике широкое распространение получила теория социализации личности, акцентирующая внимание исследователей на изучение проблем взаимодействия человека и общества, совершенствования управления процессами социальной интеграции и т.д. (К. Дэнгтон, В. Кукартц, К. Молленхауэр, Т. Парсонс, А. Роберт и др.) [112]. Таким образом, в педагогическом аспекте теория социализации предполагает разработку системы мер по формированию установки на поиск возможностей для социального партнёрства, для развития широкого диапазона чувств гражданственности. Современное общество испытывает состояние кризиса, прежде всего в идейно-нравственной, духовной сферах. В поисках выхода из состояния застоя сравнительная педагогика считает своей важнейшей задачей создание новых моделей образования, ориентированных на личность. В качестве глобального направления в наше время учеными выдвигается идея перестройки образования на базе двух ведущих принципов - «глобализм» и «гуманизм». Одним из примеров успешного практического решения задач воспитания «хорошего гражданина» служит социально-педагогический опыт США, в содержании которого особое значение имеет практика привлечения общественности к воспитанию и управлению педагогическим процессом. Демократическая общественность, активно противодействуя чрезмерному вмешательству административных органов в жизнедеятельности школы, осуществляет постоянный контроль за деятельностью как верховных, так и местных властей, используя все имеющиеся возможности, чтобы оказать влияние на формирование национальной политики, социализации и гражданского воспитания подрастающих поколений и управление учебными заведениями.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 98 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg