1. Принципы и источники правового регулирования сотрудничества России и Европейского Союза
1.1. Принцип сотрудничества государств как основополагающий принцип международного права
На современном этапе развития юридическая наука имеет множество различных определений принципов права, одним из традиционных концептуальных видений является понимание его как идеи, начала, основания и т.д. Условная классическая классификация трактований базируется на двух подходах: широкий и узкий (нормативный) .
Отечественная правовая наука в целом солидарна с мнением, что принципы права являются основными, исходными началами, положениями, идеями, выражающими сущность права как специфического социального явления . На этом общность мнений относительно обозначенного социального явления заканчивается.
В современной юридической литературе также распространены представления о принципах права, тяготеющие к позитивизму. С одной стороны, правильно отмечается, что принципы права являются общими нормами, действующими во всей сфере правового регулирования, отражающими закономерности развития правовых систем, с другой стороны, указывается, что принципы права вытекают из общего смысла законов . Таким образом, получается, что принцип характеризует право с точки зрения надлежащей формы в виде законодательного акта.
В противоположность позитивизму естественно-правовой подход раскрывает право не через формы его внешнего выражения, а через его содержание. В рамках этого правопонимания содержание права раскрывается посредством обращения к неправовым понятиям и явлениям. М.И. Байтин, например, характеризует принципы права как «исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» . С точки зрения В.М. Ведяхина, факторы формирования и реализации принципов права подразделяются на правовые и неправовые. К последним автор относит экономические, социальные, политические отношения, мораль, психологию общества и граждан и т.д.
Таким образом, с позитивистских и естественно-правовых позиций право не имеет своего собственного содержания и как следствие – невозможно выделить именно правовые принципы и предложить систему их построения.
По поводу принципов международного права в теории международного права выработаны различные точки зрения. Так, В.Т. Батычко под принципами международного права понимал руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права .
По мнению А.П. Фокова принципы международного права в целом представляют собой руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права .
Принципы международного права – общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера .
Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие в результате общественной практики, юридически закрепленные начала международного права .
В этой связи подчеркиваем, что принципы представляют наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. В то же время принцип международного права – это норма, имеющая обязательный характер для всех субъектов международного права .
Соблюдение принципов международного права является строго обязательным для всех государств, а попытки их нарушить или отменить отдельными государствами или группой государств осуждаются всем мировым сообществом и приводят к негативным для них последствиям, в частности применению санкций – экономических и иных.
Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.
Как правило, принципы международного права формируются обычным и договорным путем, и при этом они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений.
Принципы международного права универсальны т.е признаются всеми государствами – субъектами международного права и тем самым являются критерием законности всей системы международно-правовых норм.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН от 26 июня 1945 года (далее – Устав ООН или Устав). Ничто не должно истолковываться Уставом ООН как наносящее ущерб каким-либо образом положениям или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в международных документах.
Поскольку принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.
Первоначально принципы международного права выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы международного права приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу .
Содержание основных принципов международного права было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года , в других документах ООН.
Применительно к европейским условиям содержание основных принципов международного права было конкретизировано актами СБСЕ, в частности Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 1 августа 1975 года , Итоговым документом Венской встречи от 15 января 1989 года и др. В последнее время большую роль в формировании дополнительных обязательств в этой сфере играет Европейский союз.
В целом к основным принципам международного права относят:
? принцип суверенного равенства государств;
? принцип неприменения силы или угрозы силой;
? принцип невмешательства во внутренние дела государств;
? принцип территориальной целостности государств;
? принцип сотрудничества государств и др.
Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях .
С этой целью государства:
? сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности (обычно это сотрудничество осуществляется в рамках деятельности ООН);
? сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;
? осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
? обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава .
Государства сотрудничают в различных сферах: экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства сотрудничают по вопросам оказания содействия экономическому росту во всем мире. В особенности это касается развивающихся стран.
Таким образом, принцип сотрудничества государств является одним из основополагающих принципов современного международного права. Развитие международного права зиждится на этом принципе. Сотрудничество между государствами оказывает позитивное воздействие на международные правоотношения. В качестве элемента положительного влияния международного сотрудничества необходимо выделить консолидацию права, в том числе признаваемого за каждым членом мирового сообщества, права на обращение в суд с целью обеспечения общего интереса.
1.2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве как правовая основа сотрудничества России и Европейского союза
Основой двустороннего сотрудничества между Россией и Евросоюзом является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 года (далее – Соглашение о сотрудничестве). Обычно об этом Соглашении говорится как о двустороннем между Россией и Евросоюзом. Строго юридически, однако, Соглашение многостороннее, поскольку, если одной Стороной является единолично Россия, с другой же формально под текстом подписались тогдашние 15 государств-членов Европейского сообщества, ЕОУС и Евратома плюс сами эти три названных учреждения, т.е. всего 18 субъектов международного права.
С учетом последовавших изменений в составе на сегодня Сообщество представлено 28 субъектами международного права. Причем по ст. 104 Соглашения государства-члены трактуются его сторонами так же, как и само Сообщество. Эта формальная специфика договороспособности имеет и немаловажное практическое (для России – негативное) значение, в частности в связи с процедурами не только согласования, но и одобрения (ратификации) вообще соглашений ЕС и их вступления в силу. Так, Соглашение, подписанное в июне 1994 года, вступило в силу лишь 1 декабря 1997 года. Сыграли свою роль присоединение как раз в это время к ЕС еще трех государств (Австрия, Финляндия и Швеция) и первая чеченская война.
По предмету регулирования Соглашение представляет собой полномасштабный международный договор о партнерском разностороннем сотрудничестве. Это сферы: политическая (политический диалог); торговля товарами; сотрудничество в предпринимательской деятельности и инвестировании, включая учреждение и деятельность компаний; трансграничное предоставление услуг, в частности в области транспорта и связи; движение капиталов, финансовые услуги и платежи; социальная область; проблемы конкуренции; охрана интеллектуальной собственности; промышленное и экономическое сотрудничество; стандартизация; статистика; таможенное дело; защита прав потребителей; наука и техника; культура; образование; сельское хозяйство; энергетика; окружающая среда; сближение законодательства и т.д. Разумеется, не во всех областях обусловливаемое сотрудничество было одинаково оговорено и стало равномерно интенсивным.
Сам статус Соглашения как партнерского является в иерархии соглашений, заключаемых ЕС с третьими странами, более высоким, нежели просто торговый или экономический договор. Партнерство можно понимать как сотрудничество, базирующееся на общих целях и принципах, подробно описанных в преамбуле Соглашения, включая демократию, права человека (между прочим, как подчеркнуто, «прежде всего права меньшинств»), верховенство закона, рыночную экономику с социальными ориентирами и т.д.
Особо следует отметить взаимное предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования, причем применительно не только к торговле товарами, но и к отдельным видам услуг, режиму учреждения компаний, банковских и страховых услуг, движения капиталов и текущих платежей и т.п. Упорядочивалось Соглашением и взаимное применение антидемпинговых процедур и защитных мер. Характерно, что за правовую основу при этом были взяты правила и критерии, установленные в Генеральном соглашении по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (далее – ГАТТ) или в Генеральном соглашении по торговле услугами от 15 апреля 1994 года (далее – ГАТС), к нормам которых содержатся прямые отсылки, в частности, в ст. ст. 10-13, 18, 47, 51, 94 Соглашения. Таким образом Россия, еще не будучи участницей ГАТТ и ГАТС, на промульгационной основе частично обязывалась действовать в рамках норм названных соглашений.
В одной из начальных статей – ст. 3 Соглашения содержалась и норма об изучении в 1998 году возможности создания между сторонами, насколько это позволят обстоятельства, зоны свободной торговли. Однако эта задача не была выполнена. Впрочем, задача эта не проста: решение ее требует постепенности и избирательности . Зона свободной торговли должна учитывать интересы обеих сторон. В международном праве известны случаи, когда подобные союзы оборачиваются кабальными условиями. К примеру, НАФТА, где Мексика оказалась по отношению к США и Канаде в роли сырьевого придатка и поставщика дешевой рабочей силы.
Не последними по значению являются и положения Соглашения о политическом диалоге. Именно в этом, как отмечают исследователи, достигнуты были наиболее значительные успехи за годы действия Соглашения . Можно сослаться и на успешное достижение в разгар Югоосетинского кризиса договоренности от 12 августа 2008 года о шести принципах урегулирования конфликта между президентами Д.А. Медведевым и Н. Саркози, причем последний действовал в качестве Председателя Совета ЕС и, по сути, формально в духе Соглашения 1994 года.
Таким образом, принцип сотрудничества государств является одним из основополагающих принципов не только в теории, но и истории становлении международного права. Вся система международного права зиждится на этом принципе. Заключение в 1994 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве оказалось адекватным с точки зрения интересов России. Имело значение и то, что Соглашение 1994 года обсуждалось и подписывалось еще в период известной эйфории Запада в связи с освобождением от нависавших в течение всей холодной войны угроз экспансии советского коммунизма. В 2009 году ситуация значительно изменилась, и, особенно учитывая обилие государств-членов ЕС и принцип консенсуса при заключении подобных соглашений, а также наблюдаемую нередко явную антироссийскую активность ряда государств-членов ЕС, трудно было ожидать особо благоприятного для России переговорного климата. Показательно, напротив, что именно переговоры о заключении нового соглашения были 1 сентября 2008 года в виде некой символической санкции приостановлены впредь до вывода российских войск из Грузии.
2. Сферы сотрудничества России и Европейского союза
2.1. Сотрудничество России и Европейского союза в правоохранительной сфере
Объединение усилий отдельных государств и мирового сообщества в целом по развитию взаимодействия в правовой сфере являются объектом пристального внимания ученых и практиков. Центральным элементом такого взаимодействия является международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международное сотрудничество должно опираться на прочный правовой фундамент, полностью соответствовать основополагающим принципам и нормам международного права, отвечать требованиям международной законности и т.д.
Основной целью сотрудничества между государствами является поддержание международного мира и безопасности, содействие международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях .
Области жизнедеятельности в которых государства сотрудничают разнообразны и включают экономические, социальные и культурные отношения.
Международное сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью, раскрытия и расследования преступлений является частью общего сотрудничества России с зарубежными государствами.
Основу такого сотрудничества составляют и вышеуказанные акты общего характера, содержащие нормы международного права, а также международные договоры отдельных государств о предоставлении правовой помощи, и принципы внутреннего (национального) законодательства государства (уголовного, уголовно-процессуального, конституционного и т.п.) .
Общепризнанные принципы международного сотрудничества и принципы национального законодательства, являющиеся основой для осуществления правовой помощи по уголовным делам, являются предметом научных исследований в области международного, уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. Поэтому, чтобы сузить круг исследуемых правоотношений, считаем целесообразным акцентировать внимание на характеристике и значении только специальных принципов международной правовой помощи.
По поводу этой группы принципов оказания международной правовой помощи в уголовных производствах среди ученых отсутствует единство взглядов на их систему. По мнению А.И. Бастрыкина в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью действуют такие специальные принципы: принцип невыдачи политических эмигрантов, неотвратимости наказания, принцип гуманизма, защиты прав своих граждан за границей .
Анализ приведенных в юридической литературе видов принципов показал, что не все они отвечают критериям, по которым их можно связать с деятельностью по оказанию международной правовой помощи (например, такие критерии: сфера их действия охватывает все виды правовой помощи по уголовным делам; закреплены в нормах международных договоров о правовой помощи, участницей которых является Россия, или вытекать из них; их нарушение влечет за собой прекращение международного сотрудничества в уголовных производствах с государством-нарушителем или отказ в предоставлении международной правовой помощи ).
Отдельные из них являются лишь конкретизацией общепризнанных принципов международного сотрудничества или имеют внеправовой характер (например, непротиворечивость государственной политики, служебной заинтересованности), следовательно, отнесение их к принципам предоставления международной правовой помощи является безосновательным. Также безосновательным является выделение в качестве принципа положения о соблюдении прав и интересов третьих стран в качестве участников договорных отношений.
Вызывает сомнение утверждение о том, что международное сотрудничество в направлении предоставления международной правовой помощи базируется на принципе взаимодействия права, предусмотренного международным договором, поскольку правовая наука не рассматривает «право» в качестве системы норм, которые сосредоточены в отдельном договоре. По этому поводу В.В. Милинчук справедливо отмечает: «нет, собственно, права отдельного договора, а есть совокупность помещенных в него норм. Поэтому правомернее будет вести речь о взаимодействии не на основе права, предусмотренного договором, а в формах, границах и на условиях, предусмотренных договором» .
Кроме того, отдельные ученые, рассматривая вопросы предоставления международной правовой помощи в уголовных производствах, указывают на принципы «двойной криминальности (преступности, подсудности)», специализации, невыдачи собственных граждан и др. Однако они касаются в основном лишь отдельных видов правовой помощи и не раскрывают содержания и значения международного сотрудничества государств в этой сфере. Поэтому данные положения рассматривать в качестве принципов нецелесообразно .
Исключение составляет лишь принцип «двойной криминальности», вокруг которого может разгореться дискуссия. В последнее время в юридической литературе высказывается мысль о нецелесообразности распространения действия этого принципа на такой вид юридической помощи, как проведение процессуальных действий в уголовном производстве .
Принцип взаимности является одним из определяющих принципов международного сотрудничества в предоставлении правовой помощи, ведь любое сотрудничество должно быть взаимовыгодным, а поэтому в целом понятной является позиция государств, которые не желают расходовать собственные ресурсы на выполнение функций иного государства, если оно не обеспечивает взаимности.
В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации принцип взаимности нашел свое оригинальное закрепление. В частности, в ст. 457 УПК РФ указано, что «принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства предоставить Российской Федерации правовую помощь...». Это же правило действует и в отношении взаимности со стороны российских органов.
Большинство международных договоров о правовой помощи содержат положения, согласно которым в ее предоставлении отказывается, если это может причинить вред суверенитету, безопасности, публичному порядку государства. Эта норма выражает принцип уважения и обеспечения суверенитета и безопасности государств, сотрудничающих в сфере предоставления международной правовой помощи в уголовных производствах. Закрепление этого положения не только имеет значение с позиции правоприменения, но и играет превентивную роль. Она обязывает государство воздерживаться от действий в отношении государства-контрагента, которые нарушали бы ее суверенные права (например, просьбы о передаче документов, которые содержат государственную тайну, проведение следственных (розыскных) действий на территории иностранного государства без его согласия, похищение лица с территории иностранного государства вместо направления запроса о выдаче).
Иным аспектом этого принципа является добровольность международного сотрудничества. Ни одно государство, независимо от того, является оно участником определенного международного договора или нет, не может быть принуждено к предоставлению международной правовой помощи, если это ведет к нарушению государственного суверенитета или угрожает его безопасности.
Далее содержание принципа уступки части суверенитета состоит в том, что государство, которое обращается за правовой помощью, передает запрашиваемому государству уголовную юрисдикцию или ее часть в отношении расследования уголовного производства или исполнения приговора суда. В таких случаях государство уступает часть своего суверенного права расследовать преступления, совершенные на ее территории или против ее интересов, и наказывать виновных лиц, поскольку только государство может давать правовую оценку фактам, установленным в пределах ее территории, и устанавливать за них санкции. Применение запрашиваемым государством уголовно-процессуального закона иностранного государства при проведении процессуальных действий по его просьбе отражает иной аспект этого принципа .
Важное значение для правильного, полного и быстрого исполнения запросов о международной правовой помощи в уголовном производстве имеет принцип взаимного признания договаривающимися государствами действительности (юридической силы) официальных документов. Согласно международным договорам о правовой помощи, документы, составленные или заверенные правоохранительными и судебными органами одного государства или ее официальным лицом (экспертом, официальным переводчиком, министром юстиции и др.), признаются официальными и на территории иного государства-участника договора и не требуют дополнительной легализации.
Таким образом, принцип сотрудничества государств играет важную роль в построении системы взаимодействия органов предварительного расследования Российской Федерации и зарубежных стран по уголовным делам. Сотрудничество государств осуществляется при помощи договорного регулирования.
В процессе такого сотрудничества высвечиваются проблемные вопросы, пробелы и коллизии как национального законодательства, так и норм международного права, выявляются потребности практики с учетом требований времени и необходимости поиска наиболее эффективных мер в борьбе с преступностью. Поэтому очень важно, чтобы совершенствование такого специфического межотраслевого института, как международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, осуществлялось комплексно, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость национального и международного права, взаимопроникновение элементов одних правовых систем (семей) в другие, что, в свою очередь, неизбежно приводит к определенному их изменению, гармонизации .
Несмотря на то что Россия накопила обширный позитивный опыт в рассматриваемой сфере, адекватное реагирование на усиливающиеся процессы интернационализации преступности, ее качественное изменение предполагают применение новых мер, установление более тесного взаимодействия компетентных органов в уголовном судопроизводстве.
И здесь немаловажную роль могут сыграть соответствующие международные организации, сотрудничество с которыми является составной частью международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в целом.
На наш взгляд, международные организации обладают большим и, к сожалению, не полностью реализуемым потенциалом.
Применительно к Российской Федерации в этом смысле сложилась довольно непростая ситуация.
Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ (далее – УПК РФ) в названии раздела XVIII и главы 53 упоминаются наряду с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международные организации. Однако в самих нормах о них не говорится ни слова.