Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РЕКЛАМА И PR

«Журнал «National Geographic»: история и типология

superrrya 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2021
Актуальность исследования. Необходимость комплексного изучения тенденций, специфических особенностей трэвел-изданий, являющимися популярными и востребованными в стране и мире, предопределил тему данной работы. Актуальность темы неразрывно связана с изучением истории и типологии издания «National Geographic», помогающих понять причины его популярности и превосходства над другими изданиями данной тематики. Степень изученности темы. Первыми теоретиками, которые рассмотрели путевые СМИ и выделили среди них бортовые, туристические и научно-популярные СМИ, были: С.Ю. Лучинская, И.В. Показаньева, А.А. Ревенко, П.В. Лебедев. Большой вклад в типологизацию всей газетно-журнальной периодики внес профессор А.И. Акопов. В своей работе «Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествии» Ролан Ле Унен исследовал историю возникновения основного жанра путешествий – путевых записок. Объектом исследования выступает история и типология журналистики путешествий на примере журнала «National Geographic». Предметом исследования выступает журнал «National Geographic». Целью данной работы является анализ развития трэвел-периодики, выявление особенностей подхода к работе над журналом «NG» его основателей, а также определение типологических особенностей трэвел-журналистики, в частности журнала «National Geographic», для того чтобы создать модель его регионального русскоязычного приложения. Поставленная цель определила решение следующих задач: 1. Изучить историю возникновения трэвел-журналистики. 2. Выявить типологические признаки в трэвел-журналистике. 3. Изучить историю развития журнала «National Geographic». 4. Проанализировать типологические характеристики журнала «National Geographic» англоязычной и российской версий. 5. Создать модель для выпуска регионального приложения издания «National Geographic» в регионе. Теоретическим материалом в исследовании послужили научные труды А.И. Акопова, Ролана Ле Унена, А.А. Майга, С.Ю. Лучинской, И.В. Показаньевой, А.А. Ревенко, П.В. Лебедева, В.М. Гуминского, Н.Г. Чернышевского, С.А. Михайлова и др. Эмпирическую базу исследования представляют выпуски журнала «National Geographic» с 1889 по 2021 гг., «National Geographic: Россия» с 2003 по 2021 гг., выборка – по одному номеру за каждый год. Методологическая основа ВКР. В исследовании применялись: историко-типологический и теоретико-типологический методы исследования. Кроме того, был применен системно-типологический метод, позволяющий исследовать журналы путешествий как систему, относящуюся к типу периодики с собственными типологическими признаками, особенностями, функциями и целевой аудиторией. Научная новизна исследования. В данной работе выявлены основные типологические характеристики и специфические особенности современной, набирающей с каждым годом все большую популярность, трэвел-журналистики. Гипотеза исследования. Отличительной особенностью журнала «National Geographic» является жанровое разнообразие авторского иллюстративного материала издания. Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать в практике преподавания журналистики с целью углублённого изучения типологических особенностей трэвел-журналистики. А также для того, чтобы использовать представленную в исследовании модель регионального приложения для дальнейшей реализации. Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение

Журналистика путешествий или трэвел-журналистика – это особое направление, которое ставит перед собой задачу собирать наиболее интересную, волнующую, актуальную информацию о быте, культуре, истории, искусстве разных стран, а затем передавать собранные данные аудитории. Важно упомянуть, что трэвел-журналистика эволюционирует в печатных изданиях, а также в интернет-пространстве. Процесс развития инновационных технологий и различных способов поставки информации читателю повлияли на развитие периодики о путешествиях. На сегодняшний день популярны блоги про путешествия, которые создают полную картинку, сопровождая свои путевые заметки аудио и видео форматами материалов. Направления по типу спортивной, fashion-журналистики и трэвел-журналистики, по мнению исследователей, не так давно стали рассматриваться более углубленно. В связи с чем этот вид СМИ превратился в универсальный и впитал в себя некоторые характеристики изданий других направленностей. Трэвел-журналистика отличается синтетическим характером, сочетая в себе развлечение аудитории, просвещение и донесение читателям новых знаний и фактов о мире вокруг. Актуальность исследования. Необходимость комплексного изучения тенденций, специфических особенностей трэвел-изданий, являющимися популярными и востребованными в стране и мире, предопределил тему данной работы. Актуальность темы неразрывно связана с изучением истории и типологии издания «National Geographic», помогающих понять причины его популярности и превосходства над другими изданиями данной тематики. Степень изученности темы. Первыми теоретиками, которые рассмотрели путевые СМИ и выделили среди них бортовые, туристические и научно-популярные СМИ, были: С.Ю. Лучинская, И.В. Показаньева, А.А. Ревенко, П.В. Лебедев. Большой вклад в типологизацию всей газетно-журнальной периодики внес профессор А.И. Акопов. В своей работе «Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествии» Ролан Ле Унен исследовал историю возникновения основного жанра путешествий – путевых записок.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛЫ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ 6 1.1. История развития специализированных изданий 6 1.2. Типологические особенности формирования тревел-журналов 18 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35 2. ЖУРНАЛ NG В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ СМИ 36 2.1. История и типология журнала «National Geographic» 36 2.2. Тенденции развития журнала «National Geographic» 49 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61 ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Список литературы

1. Акопов, А. Периодические издания [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. / А. Акопов. – Ростов-на-Дону: Книга. – 1999. – 91 с. 2. Аникина М. Е., Баранов В. В., Воронова О. А. Типология периодической печати / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2009. 236 с. 3. Балина, М. Литература путешествий [Текст] / М. Балина Соцреалистический канон; под ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. – СПб: Академический проект, 2016. – С. 896–909. 4. Быков, А.Ю., Георгиева, Е.С., Михайлов, С.А. / История зарубежной журналистики: учебник для бакалавров / А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов; под общ. ред. С.А. Михайлова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 366 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс. ЮРАЙТ, 2014. 5. Вихорева Л.Г. Информационный потенциал аудитории трэвел-СМИ в Интернете / Л.Г. Вихорева // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4, № 4. - С. 448–455. - DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(4). 448-455. 6. Герцен А. И. Путевые записки г. Ведрина // Русская журналистика XVIII–XIX веков. Тексты / Под ред. Б. И. Есина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 320 с. 7. Громова, Л.П. Научно-популярная журналистика в России XVIII-XIX вв.: вехи становления: учебное пособие / Л. П. Громова, М. И. Маевская; Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики: Кафедра истории журналистики. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. (Дата обращения 19.03.2021). 8. Громова Л., Шуляк Ю. Функциональные особенности журналов путешествий: ретроспективный взгляд // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 3. С. 142-148. 9. Гуминский В.М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе: дис. ... канд. филол. наук. М., 1979. 184 с. 10. Гуминский В. М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 314–315. 11. Демидова, Н. А. «Журнал путешествия…» как памятник русского языка второй половины XVIII века: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.А. Демидова. – Екатеринбург, 2012. (Дата обращения 19.03.2021). 12. Добролюбов Н. А. Русская сатира екатериниского времени // Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. М., 1935. Т. 2. 562 с. 13. Дуарон Н. Искусство путешествовать. Понятие дневника о путешествии классической эпохи // Поэтика. Нантер, 1988. № 73. С. 83–108. 14. Елкина И.И. Туристский контент в региональной прессе / И.И. Елкина // Ученые записки Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого. Серия: Журналистика. - 2016. - № 3 (17). - С. 11–16. 15. Жаплова Т.М. Жанр «путешествие» в современном оренбургском «глянце» / Т.М. Жаплова // Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы X Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 17–19 окт. 2013 г. / под ред. Р.П. Баканова. - Казань, 2013. - С. 228–232. 16. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации России // Учебное пособие. Аспект Пресс. М.:2008. с. 390. (Дата обращения 11.04.2021). 17. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М.: Правда, 1980. 608 с. 18. Красноярова О.В. Новые термины в теории журналистики и массовой коммуникации: процессы формирования и принципы функционирования / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4, № 3. - С. 229–238. - DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(3).229-238. 19. Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы / Н.В. Кривцов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 3. - С. 347–365. - DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(3).347-365. 20. Кубатьян Г.С. Жизнь в дороге [Электронный ресурс]: блог / Г.С. Кубатьян. - Режим доступа: http://kubatyan.blogspot.ru/. 21. Лебедев, П. Типологическая структура российской путевой прессы / П. Лебедев // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» 27-28 октября 2011 г. Часть 1. - Воронеж, 2017. - С. 19-20. 22. Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. 416 с 23. Ле Унен Р. Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествиях // Литералы. Париж, 1990. № 7. С. 11–27. 24. Лучинская, С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации массмедиа: дис. … канд.филол.наук / С.Ю. Лучинская. - Краснодар, 2016. 25. Лучинская, С.Ю. Журналы-травелоги на российском медийном рынке / С.Ю. Лучинская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2017. - №3. - С. 53-74. 26. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 3 (37). 347 с 27. Макогоненко Г. Русская проза в эпоху просвещения // Русская проза XVIII века. М. Д. Чулков, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, A. H. Радищев, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин. М., 1971. 716 с. 28. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2003. с. 241. (Дата обращения 25.04.2021). 29. Мозговой, А. В. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе: дис. … канд. соц. наук / А.В. Мозговая. - Ростов н/Д., 2014. 30. Показаньева И.В. Погоня за экзотикой на телеэкране или трэвел-журналистика на практике / И.В. Показаньева // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 52-й Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 17-19 апр. 2013 г. / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2013. - С. 100-102. 31. Показаньева И. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2013. № 13. URL: http://mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 19.04.2021). 32. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Санкт-Петербург: Азбука, 2015. 288 с. 33. Ревенко А. А. Типология печатных СМИ туристской тематики [Электронный ресурс] // ЛОМОНОСОВ-2015: материалы Международного молодежного научного форума. М., 2015. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_ 2015/data/7035/uid83032_report.pdf (дата обращения: 19.03.2021). 34. Редькина Т.Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения: учеб.-метод. пособие. СПб., 2013. 35. Ромашова И. Корпоративные СМИ как новые медиа [Электронный ресурс] // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnye-smi-kak-novye-media (дата обращения: 22.03.2021). 36. Ростовская Ю. В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 206–213. URL: http://jq.isea.ru/reader/article.aspx?id=16785 (дата обращения 29.03.2021). 37. Ростовская Ю.В. Туристическая пресса: этапы становления / Ю.В. Ростовская, Н.Г. Витковская // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия: Журналистика. - 2015. - Вып. 18. - С. 14–25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskaya-pressa-etapy-stanovleniya (дата обращения 29.03.2021). 38. Сизикова, Ю. Путевой очерк XXI века: новые особенности старого жанра / Ю. Сизюкова // Медиа: демократия: рынок: Ч. 2: функционирование средств массовой информации в сфере досуга: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под. Ред. Л. Р. Дускаевой. - СПб.: Астерион, 2010. - С. 199-205. (дата обращения: 21.04.2021) 39. Уланова М.А. Интернет-журналистика. Практическое руководство / М.А. Уланова. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 238 с. 40. Черных А. Социология массовых коммуникаций. М., 2008. 451 с 41. Чернышевский Н. Г. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1986. Т. 1. С. 368–394. 42. Ю. Ю. «Вокруг света»: влияние времени на композиционно-графическую модель издания // Современная медиасреда: функциональные, тематические, профессиональные аспекты. Взгляд молодых исследователей: Межвуз. сб. науч. работ студентов и аспирантов / Ред. М. А. Бережная, сост. Е. Королев. СПб.: 43. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М.В. Шкондин. - М. : Пульс, 2002. - 120 с. 44. Шуляк, Ю.Ю. Журналы-травелоги как тип издания: опыт сравнительного анализа российских и зарубежных СМИ: ВКР. - Волгоград, 2016Шуляк С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. Вып. 13. 45. Bryan, Courtland D. Barnes. The Национальное географическое общество: 100 years of adventure and discovery. NY, 1987. 46. Greenman J. Introduction to Travel Journalism. On the Road With Serious Intent / J. Greenman. New York: Peter Lang Publishing, 2012. 218 p.
Отрывок из работы

1. ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛЫ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ 1.1. История развития специализированных изданий На современном этапе туристическая тема в журналистике просматривается в каждом из видов массовой коммуникации, а именно в печатной прессе, телевизионных передачах и в мировой сети. Резкий скачок популярности к изданиям этой направленности объясняется высоким проявлением интереса аудитории к путешествиям, традициям и культуре, природным богатствам и архитектурным памятникам разных стран мира. Появление трэвел-журналистики берет своё начало там, где преобразовывается один из жанров литературы под названием «путешествие». Этот жанр стал основополагающим для зарождения нового направления в публицистике. Критик Н.Г. Чернышевский говорил в своих сочинениях о разнообразности жанра путешествия: «Соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, – людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, – путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие – это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно все, что толь- ко хочет найти он». [42, С. 368–394]. Но Чернышевский изучал «путешествие» очень абстрактно и из его определения не ясна принадлежность этого жанра к литературе или журналистике. Литературовед В.М. Гуминский характеризует жанр путешествия используя понятие «идеи свободы». Выражается эта идея в том, что текст не закрыт изнутри, а связан с реальностью, отражая происходящее. В основе «путешествия» состоит: «описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Все произведения путешественников хоть и различны между собой, но тем не менее они все подлежат законам единства жанра и жанровой самостоятельности. Это и «заметки», и «путевые очерки», и «путевые дневники». [9, С. 184] Тем не менее В.М. Гуминский предполагает, что кроме познавательных, путешествие ставит задачи много характера, например политические, экономические, эстетические, философские или просветительские. Выделяет он также особый подвид путешествий, а именно выдуманные странствия по нереальным местам. [10, С. 314-315] Именно такой литературный принцип «путевых записок» на фундаментальном уровне становление «путешествия» стал его образующим признаком, а между тем развитие этого жанра происходило ещё в течение нескольких веков. Прообразами изданий о путешествиях считаются историко-географические сочинения философов из античности. Одни из первых описаний логографов и периклов в VI в. н. э. получили будущее развитие в сочинениях Геродота, Тацита («Германия» - около I в. н. э.), и конечно Юлия Цезаря («Записки о Галльской войне» - 58-50 гг. до н. э.). Ролан Ле Унен, современный учёный из Франции, провёл историческое исследование, охватывающее античность вплоть до XV в. в своей работе «Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествии». Он делает вывод о том, что путевые записки являются далеким жанром, начинающим свою историю с путешествия Геродота в Персию, Египет и в Вавилон в V в. До н. э. (484 до н.э. – 425 до н. э.) [24, С. 11-27]. Исследователь А.А. Майга, считает, что развитие торговых путей через Европу и Азию послужило распространению и внедрению жанра. Отправными точками в жанровом направлении «туристических записок» служат «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, путевые рассказы паломников, рассказ Петрарки о походе на Мон-Ванту. [27, С. 254]. Функции путевых очерков и записок увеличиваются, они оказываются посредниками в передаче знаний о географии, а также распространителями информации о культуре стран, их традиций и этноса. Изобретение печатного станка и распространение бумаги приводят к вспышке литературы путешествий в эпоху Ренессанса. По мнению исследователя Норманда Дуарона, характеристики литературного жанра, путевые записки получают в середине XVII века. Он считает, что «начиная с 1632 г. термин “recitdevoyage”, т. е. “рассказ о путешествии” или “травелог”, появился в литературе как самостоятельный жанр. Это то время, когда “рассказ о путешествии” признают и современные читатели, и путешественники, как четко сформированный литературный жанр, обладающий собственным стилем, поэтикой и риторикой...». [13, С. 83-108]. Путевые заметки, которые заключали в себе географическую информацию присущи для XV-XVII вв., а в XVIII они обретают литературный характер. В XIX веке путевые зарисовки уже становятся целью путешествия, а не просто итоговой деятельностью. В 1888 году был создан журнал «National Geographic», в котором публиковались многие известные экспедиторы, писатели и путешественники, такие как: Фредерик де Стендаль, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Миклухо-Маклай и др. Изобретение фотографии, телеграфа и телефона послужило импульсом для распространения жанров путешествий, в особенности путевого репортажа. В 1889 году учредитель газеты «The New York World» Джозеф Пулитцер спонсировал кругосветное путешествие журналиста Нелли Блай. Она передвигалась по маршруту героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», с остановок отправляя Пулитцеру репортажи через телеграф, а он публиковал их на первой полосе. Во Франции в Аменье Нелли взяла интервью у Жюля Верна. Она за 72 дня была в пути 24 899 миль, а потом вернулась в Нью-Йорк, тираж газеты значительно вырос и это путешествие заложило фундамент жанра путевого очерка. Весь мир следил за ее передвижениями и читали в газете о ней, а в дальнейшем вышла книга «В 72 дня вокруг света», в которой Нелли Блай рассказала о своих перемещениях. [4, С. 217-223] В России в XVIII веке появились признаки жанра «путешествие». Многие писатели публиковали свои путевые очерки, заметки, дневники в изданиях. Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, А. И. Герцен, А. Н. Островский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. Е. Салтыков-Щедрин и другие классики русскоязычной литературы привнесли свою лепту в развитие жанра. Самым явственным переворотом стал роман XVIII века «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1767 году Лоренс Стерн выпустил «Сентиментальное путешествие», а после А.Н. Радищев принимает для себя и в общем новый жанр в литературе «путешествие» и использует его даже в названии произведения. [38, С. 14]. Важно отметить тот факт, что писатель закладывает фундаментальное начало жанра путешествия, обогащая и распространяя художественные возможности идей направления. В романе, в «Посвящении» другу Алексею Кутузову, автор пишет: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала». Поэтому форма подачи материала в романе не соответствует в полной мере определению литературного жанра «путешествие». [33, С. 126]. «Сквозным сюжетом “Путешествия” является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и “правила”, ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника». [23, С. 347]. Глобальные возможности жанр путешествия давал литературным деятелям и публицистам. Материалы подобного рода можно найти в прессе XVIII века. Так, в журнале Н.И. Новикова «Живописец» был опубликован очерк «Отрывок Путешествия В*** И*** Т***», сильнейшее и наиболее значимое выступление по крестьянскому вопросу, о котором Н. А. Добролюбов писал: «Тирада эта очень резка, и, кажется, тогдашнее благочиние вообще строго посмотрело на эту статью. Некоторых мест из нее даже нельзя было напечатать». [12, С. 170]. В «Отрывке Путешествия…» автор повествует о том, что произошло с ним в деревушке «Разоренная», он призывает к совести жесткого тирана, который заставляет находится в лишении и «заточении» крепостных крестьян. Этот очерк носит просветительский характер, а «создание образа Путешественника, человека, открыто обвиняющего дворянский корпус, желающего служить истине, вступающего на опасную стезю общественной просветительской деятельности, – большая удача Новикова, важная художественная победа писателя. “Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!” – восклицает Путешественник». [28, С. 10]. Д. И. Фонвизин опробовал себя в жанре просветительского путешествия, он исследовал русскую провинциальную жизнь в «Повествовании мнимого глухого и немого», который был опубликован в 1783 году в журнале Академии наук, выходившем каждый месяц «Собеседник любителей российского слова». Екатерина II запретила это произведение из-за присутствия в нем сатиры против самодержавия, в связи с чем мы можем лицезреть только несколько первых глав. Опытность и идеи, которые преследовал писатель, а также новейшие средства и формы выразительности определили зарождение жанра просветительского путешествия. Так, жанр «путешествие», который быстро приобрел себе популярность в России ближе к XIX веку, так же близко к описанию быта, природных богатств, интересных мест и т. д., и представлял собой рассказ о событиях, которые произошли с автором во время его странствий. Были авторы, писавшие произведения о путешествиях, при этом не выходя из дома, брали информацию из своей головы, фантазировали, и через призму сатиры затрагивали проблемы царской России. Многие из них, походя на героя Радищева, думали, что если «открыть глаза на правду» о всех проблемах, таких как, например, бедность, рабство, унижение народа, то все каким-то образом исправится. Правда, данный метод был не для Н. М. Карамзина, его «Письма русского путешественника», которые были опубликованы в «Московском журнале» в 1791 году, были замечательным образовательным и просветительским материалом для аудитории конца XVIII века. Он описывал различные вещи, связанные с культурой, бытом, искусством, архитектурой и природой. В предисловии к письмам автор подмечает, что они были созданы не за столом в кабинете, а в пути - «описывал свои впечатления не на досуге, не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом», и предупреждает читателя: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих “Писем”, советую читать Бишингову “Географию”». [17, С. 157]. У Н.М. Карамзина в его произведении, одновременно с идеями об отмене крепостного права, возникают описания мест, природных уголков, культурных традиций, особенностей быта и кухни. Форма путевого очерка, именуемая жанром «путешествие» начинает терпеть определенные изменения. В течение полутора лет журнал «Русская мысль» напечатал 19 путевых заметок А. П. Чехова, которые в дальнейшем вошли в книгу «Остров Сахалин». Некоторые очерки, напечатанные в этом сборнике были запрещены цензурой, ведь они были посвящены плачевному состоянию, в котором находилось государство. В XIX веке произошло множество событий, которые стали основой для появления первых трэвел-журналов – «Журнала новейших путешествий» (1809 год), «Известий русского географического общества» (1865 год), «Вокруг света» (1861 год), «Всемирного путешественника» (1867 год), «Русского туриста» (1899 год) и другим. Причинами их возникновения является всплеск географических открытий, проявляющийся интерес к науке, в частности к географии, а также создание географических обществ. [38, С. 15] С октября 1809 года в Петербурге ежемесячно начал выходить «Журнал новейших путешествий, издателями которого были Федор Шредер и Николай Гречь. Журнал создавался по модели немецкого издания «Allgemeine geographische Ephemeriden», Н. Греч брал оттуда материал и переводил их на русский, вставлял и публиковал. «Журнал новейших путешествий» печатал воспоминания о путешествиях, о географических открытиях, к примеру, «Путешествие для открытий в Австралии с 1800 до 1804 года, изданное Перроном», «Путешествие Оливьера в Персию и Малую Азию в 1796 году». Многие из материалов не обходились без сопровождения картами. Когда журнал закрылся, Греч продолжил тему путешествия в журнале под названием «Сын Отечества», он создал в нем специализированный раздел, который так и назвал – «Путешествия». Публикации были чересчур научными, ведь по большей части посвящались географическим экспедициям и открытиям, которые были сделаны во время них. Литераторы не отставали и тоже занимались созданием путевых очерков, правда, публиковались в изданиях без направленности на географию. Так, М. П. Погодин в течение всего 1843 года публиковал «Дорожный дневник» в «Московитянинах». Аудиторию привлекали путевые очерки, так как поездки куда-то в XIX веке стоили немало, а значит доступны были не всем. И поэтому, те, кто не могли позволить себе отправится в путешествие, покупали журналы и читали об этих путешествиях, а авторам таких заметок предоставлялась возможность окупить свои странствия и получить доходы с продажи. А. И. Герцен в очерке «Путевые записки г. Ведрина» отмечает, что путевые очерки издавались авторами как для «покрытия издержек, неминуемых при путешествиях, так отчасти для пользы и удовлетворения читателей». [6, С. 129]. Во Франции в 1821 году было создано первое в мире географическое общество. «Это произошло в эпоху, когда в Европе возрастал неподдельный интерес в отношении других территорий, что, во многом, было связано с расширением колониальной экспансии государств континента». [38, С. 16]. Русское географическое общество было учреждено Указом императора Николая I в 1845 г. в Санкт-Петербурге. В 1865 г. начал выходить журнал «Известия императорского русского географического общества». Этот журнал не прекратил свое существование, только неоднократно менялось его название, и сейчас мы можем узнать его как «Известия Русского географического общества» А. Ильин и С. Зыков в 1867 году в Петербурге выпустили журнал «Всемирный путешественник». Для издания подобной тематики публикации посвящались путешествиям, географии, известиям из провинции России, отчетам Русского географического общества и зарубежных географических сообществ. В 1878 г. «Всемирный путешественник» перестает существовать как отдельное издание, трансформируясь в отдел журнала «Природа и люди». Трэвел-журналистика развивалась на пике возрастающей заинтересованности в путешествиях и знаниях об окружающем мире в целом широких слоев населения. Итогом такой заинтересованности стал научно-популярный журнал «Вокруг света», вышедший в 1861 году. У него был подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий и наблюдений», он помогал редактору М. О. Вольфу обходить цензурные запреты. С начала выхода журнала публиковались очерки об азиатской части России и ее народах, о Петербурге, много внимания уделялось этнографии, географии, путешествиям, спорту открытиям и т.д. В 1868 году из-за финансовых сложностей Вольфу пришлось прекратить выпуск журнала. В 1885 году «Вокруг света» воскрешается и называется «путешествия и приключения на суше и на море». Уже после 1908 года к публикации были предоставлены очерки о путешествиях, которые были намеренно созданы по заданию от редакции, и это стало характерной чертой издания, которая вывела его на высокий уровень. И если в 1897 году тираж журнала составлял 12 000 экземпляров, то в 1908 году он ударил по отметке в 48 000 экземпляров. В этот период успешности издания «Вокруг света» стали формироваться принципы и черты трэвел-журналистики. В годы после революции пресса в России начинает развиваться. В 1918-1919 гг. существуют 23 периодических издания о спорте и туризме, которые составляют 1,1% от всей журнальной периодики. [37, С. 206–213] На этом этапе туризм воспринимается читателями как одна из составляющих спорта. Эта тенденция отразилась на содержательной составляющей трэвел-журналов, в которых акцентируется внимание на спортивной тематике, а не путешествиях. Помимо спорта издания публиковали географические и научные материалы. В 20-е гг. XX в. начинает развиваться советское туристское движение, в рамках которого профсоюзы и Наркомпрос организовывают поездки для учащихся и рабочих, но массового характера в этот период непосредственно сам туризм не обретает. Тираж трэвел-изданий растет, а значит интерес читательской аудитории к теме географии, путешествий и туризма также увеличивается. В 1930-е гг. всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий проводило активную работу привлечению населения в туристские экскурсии, походы, по развитию сети туристских маршрутов и баз. Печатным органом организации был журнал «Всемирный турист», который позже стал называться «На суше и на море». На страницах издания публиковались очерки, путевые заметки авторитетных путешественников, ученых и геологов. С наступлением войны количество периодических изданий значительно сократилось, многие прекратили свое существование или приостановили выпуск. К их числу относятся «Вокруг света» и «На суше и на море». В годы после войны обстоятельства с изданиями о спорте и туризме поменялась в положительную сторону. Произошла структурная перестройка индустрии туризма в целом, ее география расширилась, восстановилась материально-техническая база, большей популярностью начали пользоваться путешествия внутри страны, организовывались слеты и соревнования, создавались новые туристские клубы и секции, школы туристской подготовки, появлялись федерации туризма, маршрутно-квалификационные комиссии. Данная стратегия развития туризма в послевоенном советском государстве позитивно отразилась на укреплении позиций и функционировании изданий туристской тематики, которые способствовали удовлетворению информационных потребностей читателей, публиковали материалы про туризм и путешествия. Научно-популярный журнал «Вокруг света» в 1946 году вновь восстановил свою деятельность и позиционировал себя как «научно-художественный ежемесячный журнал путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». В нем публиковались путевые очерки, заметки, отчеты, повести, рассказы, и даже главы романов. Слияние темы путешествий с литературной составляющей приносило изданию масштабные тиражи и необычайную популярность. Кроме того, любая информация о зарубежных странах вызывала повышенный интерес у читателей в связи с «железным занавесом», обеспечивающим надежную изоляцию граждан СССР практически от всего мира. Трэвел-журнал «На суше и на море» в 1966 году возобновил свой выход, но уже под другим названием «Турист». Освещая разноплановые события, экскурсии, походы, путешествия, мероприятия, работу организаций, связанных с туризмом, журнал организовал многопрофильную сетку корреспондентов по стране. Журнал «Турист» имел информационно-пропагандистскую направленность со своими литературными и художественно-публицистическими текстами, акцентировал внимание на расширение туризма внутри страны. В 2015 году журналу исполнилось 90 лет, а он все также отвечает требованиям читателей и продолжает существовать. Кроме «Вокруг света» и «Туриста», в послевоенный период издавались специализированный журнал «Туристские обзоры» для работников сферы туризма и журнал «Путешествие в СССР» для иностранных туристов, выходивший раз в квартал и имевший определенную идеологическую нагрузку. Почти до 90-х гг. XX века туристическая пресса была посвящена разного рода проблемам, вопросам, маршрутам и явлениям внутреннего туризма. Но заинтересованность аудитории в событиях, происходящих заграницей, с каждым годом только увеличивался, а подобный запрос мог бы быть решен только изменением системы СМИ. В 1990 году в СССР принимается закон «О печати и других средствах массовой информации», этот закон становится точкой отчета развития новейшей российской прессы и преобразования облика прошлой, в частности и туристической. В большом количестве происходило уменьшение тиражей изданий из-за центральной прессы, но тем не менее при свободной конкуренции и быстро растущего информационного рынка объем новых газет и журналов только рос. Издатели СМИ о путешествиях приняли потребность в том, что нужен выход на свою целевую аудиторию. В связи с этим чтобы сохранить читателя и соответствовать всем его интересам, было проведено разделение изданий по тематике – научная, профессиональная, развлекательная, спортивная и др. В конкурентной борьбе издатели периодических СМИ о путешествиях и туризме осознали необходимость адресного выхода на свои потенциальную и целевой аудитории. Чтобы удержать читателя, удовлетворить его интересы, внутри ниши была проведена более глубокая дифференциация изданий по тематике – научная, профессиональная, развлекательная, спортивная и т. д. Уже после 1993 года, когда экономическая ситуация стабилизировалась, а «железный занавес» обрушился, развитие массового туризма и организаций, занимающихся туризмом, пошло в гору. Аудитория нуждалась в информации познавательного и информационно-вспомогательного характера. Начали выходить издания, которые были посвящены путешествиям за границу, а именно: «Вояж» и «Вояж и отдых» и т.д. Появляются издания для специалистов в сфере туризма, из-за потребности в информации – «Туринфо» (газета 1993 год), «Турбизнес» (журнал 1994 год). Конец ХХ – начало XXI в. ознаменован появлением на российском медиарынке зарубежных конкурентов в сфере туристской прессы – «GEO» (1998 г.), «National Geographic» (2003 г.) и «Discovery» (2009 г.). Приход на российский рынок транснациональных медиахолдингов характеризуется, прежде всего, экспансией глянцевых изданий с высоким уровнем полиграфии, перераспределением доходов в сфере туристских СМИ в частности и увеличением доли рекламы издательского сегмента в целом, переходом «количества в качество», т. е. небольшие издания закрываются, а оставшиеся заметно повышают показатели по тиражу, волосности, доходности и качеству. Основополагающая деталь в развитии трэвел-журналистики вышеупомянутого периода состоит в соотнесении познавательного и практического понятия. Журналы научно-популярной направленности публикуют познавательные, теоретические, литературно-художественные, научные материалы, а также информацию прикладного характера. В то же время развлекательные информационно-рекламные издания туристической направленности публикуют у себя базовую информацию, исторические и географические сведения. На российском медиарынке появляются новые издания в начале XXI века, такие как: «Пашка», «GEOленок» (детские журналы) и инфлайты (бортовые издания). XIX век считается первым этапом становления и фундаментального развития трэвел-журналистики. Тогда появляются издания о путешествиях и географии, такие как: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Русский турист» и др. Ближе к середине XX века начинается второй этап. Здесь, пресса спортивной и туристической направленности составляет 1 % от всех периодических изданий того времени, но является очень полезной, ведь поднимает темы здорового образа жизни, что служит немало важной составляющей. Третий этап протекал с 1946 по 1990 гг. Этот период характеризуется тематического становления трэвел-журналистики. Распространение направлений спорта и физической культуры, являющиеся важной ячейкой в жизни советского гражданина, и отдельная роль отводится туристическим СМИ. При этом туризм все еще признается, как поход куда-то с палаткой и организацией костра. После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий – «тревел-журналистики», под которой понимается «особое, современное на сегодняшний день направление в масс-медиа, сосредоточенное на представлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и проч.». [45, С. 89]. 1.2. Типологические особенности формирования трэвел-журналов Трэвел-журналистика или же журналистика о путешествиях – одно из направлений в журналистике, в основе которого лежат путешествия, культура и традиции других стран. Главной задачей этой отрасли деятельности является продвижение в массы информации о жизни в разных уголках планеты, достопримечательностях, памятниках архитектуры и природных красотах. Как правило, трэвел-издания, основная тема которых - путешествия, освещают не только ее, такие издания также освещают географические, исторические, культурные темы, а также искусство философию, этику, и прочие темы, которые могут быть связаны с туризмом, путешествиями и страноведением. Трэвел-издания знакомят публику с другими странами и народами, просиживающими в этих странах, формируют представление о рассказанной стране. Туристическими печатными СМИ будем называть «совокупность газет, журналов и других периодических изданий, основной тематикой которых являются туризм и путешествия». В качестве синонимов представляется уместным рассматривать термины «туристическая пресса», «пресса путешествий», «туристическая периодика»; «туристический журнал», «журнал о туризме», «журнал-травелог»; «бортовая пресса», «
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Реклама и PR, 74 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Реклама и PR, 56 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Реклама и PR, 77 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg