1. ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛЫ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
1.1. История развития специализированных изданий
На современном этапе туристическая тема в журналистике просматривается в каждом из видов массовой коммуникации, а именно в печатной прессе, телевизионных передачах и в мировой сети.
Резкий скачок популярности к изданиям этой направленности объясняется высоким проявлением интереса аудитории к путешествиям, традициям и культуре, природным богатствам и архитектурным памятникам разных стран мира.
Появление трэвел-журналистики берет своё начало там, где преобразовывается один из жанров литературы под названием «путешествие». Этот жанр стал основополагающим для зарождения нового направления в публицистике.
Критик Н.Г. Чернышевский говорил в своих сочинениях о разнообразности жанра путешествия: «Соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, – людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, – путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие – это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно все, что толь- ко хочет найти он». [42, С. 368–394].
Но Чернышевский изучал «путешествие» очень абстрактно и из его определения не ясна принадлежность этого жанра к литературе или журналистике.
Литературовед В.М. Гуминский характеризует жанр путешествия используя понятие «идеи свободы». Выражается эта идея в том, что текст не закрыт изнутри, а связан с реальностью, отражая происходящее. В основе «путешествия» состоит: «описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Все произведения путешественников хоть и различны между собой, но тем не менее они все подлежат законам единства жанра и жанровой самостоятельности. Это и «заметки», и «путевые очерки», и «путевые дневники». [9, С. 184]
Тем не менее В.М. Гуминский предполагает, что кроме познавательных, путешествие ставит задачи много характера, например политические, экономические, эстетические, философские или просветительские. Выделяет он также особый подвид путешествий, а именно выдуманные странствия по нереальным местам. [10, С. 314-315]
Именно такой литературный принцип «путевых записок» на фундаментальном уровне становление «путешествия» стал его образующим признаком, а между тем развитие этого жанра происходило ещё в течение нескольких веков.
Прообразами изданий о путешествиях считаются историко-географические сочинения философов из античности. Одни из первых описаний логографов и периклов в VI в. н. э. получили будущее развитие в сочинениях Геродота, Тацита («Германия» - около I в. н. э.), и конечно Юлия Цезаря («Записки о Галльской войне» - 58-50 гг. до н. э.).
Ролан Ле Унен, современный учёный из Франции, провёл историческое исследование, охватывающее античность вплоть до XV в. в своей работе «Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествии». Он делает вывод о том, что путевые записки являются далеким жанром, начинающим свою историю с путешествия Геродота в Персию, Египет и в Вавилон в V в. До н. э. (484 до н.э. – 425 до н. э.) [24, С. 11-27].
Исследователь А.А. Майга, считает, что развитие торговых путей через Европу и Азию послужило распространению и внедрению жанра. Отправными точками в жанровом направлении «туристических записок» служат «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, путевые рассказы паломников, рассказ Петрарки о походе на Мон-Ванту. [27, С. 254].
Функции путевых очерков и записок увеличиваются, они оказываются посредниками в передаче знаний о географии, а также распространителями информации о культуре стран, их традиций и этноса.
Изобретение печатного станка и распространение бумаги приводят к вспышке литературы путешествий в эпоху Ренессанса.
По мнению исследователя Норманда Дуарона, характеристики литературного жанра, путевые записки получают в середине XVII века. Он считает, что «начиная с 1632 г. термин “recitdevoyage”, т. е. “рассказ о путешествии” или “травелог”, появился в литературе как самостоятельный жанр. Это то время, когда “рассказ о путешествии” признают и современные читатели, и путешественники, как четко сформированный литературный жанр, обладающий собственным стилем, поэтикой и риторикой...». [13, С. 83-108].
Путевые заметки, которые заключали в себе географическую информацию присущи для XV-XVII вв., а в XVIII они обретают литературный характер. В XIX веке путевые зарисовки уже становятся целью путешествия, а не просто итоговой деятельностью.
В 1888 году был создан журнал «National Geographic», в котором публиковались многие известные экспедиторы, писатели и путешественники, такие как: Фредерик де Стендаль, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Миклухо-Маклай и др.
Изобретение фотографии, телеграфа и телефона послужило импульсом для распространения жанров путешествий, в особенности путевого репортажа. В 1889 году учредитель газеты «The New York World» Джозеф Пулитцер спонсировал кругосветное путешествие журналиста Нелли Блай.
Она передвигалась по маршруту героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», с остановок отправляя Пулитцеру репортажи через телеграф, а он публиковал их на первой полосе. Во Франции в Аменье Нелли взяла интервью у Жюля Верна. Она за 72 дня была в пути 24 899 миль, а потом вернулась в Нью-Йорк, тираж газеты значительно вырос и это путешествие заложило фундамент жанра путевого очерка. Весь мир следил за ее передвижениями и читали в газете о ней, а в дальнейшем вышла книга «В 72 дня вокруг света», в которой Нелли Блай рассказала о своих перемещениях. [4, С. 217-223]
В России в XVIII веке появились признаки жанра «путешествие». Многие писатели публиковали свои путевые очерки, заметки, дневники в изданиях. Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, А. И. Герцен, А. Н. Островский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. Е. Салтыков-Щедрин и другие классики русскоязычной литературы привнесли свою лепту в развитие жанра.
Самым явственным переворотом стал роман XVIII века «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1767 году Лоренс Стерн выпустил «Сентиментальное путешествие», а после А.Н. Радищев принимает для себя и в общем новый жанр в литературе «путешествие» и использует его даже в названии произведения. [38, С. 14].
Важно отметить тот факт, что писатель закладывает фундаментальное начало жанра путешествия, обогащая и распространяя художественные возможности идей направления.
В романе, в «Посвящении» другу Алексею Кутузову, автор пишет: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала». Поэтому форма подачи материала в романе не соответствует в полной мере определению литературного жанра «путешествие». [33, С. 126]. «Сквозным сюжетом “Путешествия” является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и “правила”, ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника». [23, С. 347].
Глобальные возможности жанр путешествия давал литературным деятелям и публицистам. Материалы подобного рода можно найти в прессе XVIII века. Так, в журнале Н.И. Новикова «Живописец» был опубликован очерк «Отрывок Путешествия В*** И*** Т***», сильнейшее и наиболее значимое выступление по крестьянскому вопросу, о котором Н. А. Добролюбов писал: «Тирада эта очень резка, и, кажется, тогдашнее благочиние вообще строго посмотрело на эту статью. Некоторых мест из нее даже нельзя было напечатать». [12, С. 170].
В «Отрывке Путешествия…» автор повествует о том, что произошло с ним в деревушке «Разоренная», он призывает к совести жесткого тирана, который заставляет находится в лишении и «заточении» крепостных крестьян. Этот очерк носит просветительский характер, а «создание образа Путешественника, человека, открыто обвиняющего дворянский корпус, желающего служить истине, вступающего на опасную стезю общественной просветительской деятельности, – большая удача Новикова, важная художественная победа писателя. “Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!” – восклицает Путешественник». [28, С. 10].
Д. И. Фонвизин опробовал себя в жанре просветительского путешествия, он исследовал русскую провинциальную жизнь в «Повествовании мнимого глухого и немого», который был опубликован в 1783 году в журнале Академии наук, выходившем каждый месяц «Собеседник любителей российского слова». Екатерина II запретила это произведение из-за присутствия в нем сатиры против самодержавия, в связи с чем мы можем лицезреть только несколько первых глав. Опытность и идеи, которые преследовал писатель, а также новейшие средства и формы выразительности определили зарождение жанра просветительского путешествия.
Так, жанр «путешествие», который быстро приобрел себе популярность в России ближе к XIX веку, так же близко к описанию быта, природных богатств, интересных мест и т. д., и представлял собой рассказ о событиях, которые произошли с автором во время его странствий. Были авторы, писавшие произведения о путешествиях, при этом не выходя из дома, брали информацию из своей головы, фантазировали, и через призму сатиры затрагивали проблемы царской России. Многие из них, походя на героя Радищева, думали, что если «открыть глаза на правду» о всех проблемах, таких как, например, бедность, рабство, унижение народа, то все каким-то образом исправится.
Правда, данный метод был не для Н. М. Карамзина, его «Письма русского путешественника», которые были опубликованы в «Московском журнале» в 1791 году, были замечательным образовательным и просветительским материалом для аудитории конца XVIII века. Он описывал различные вещи, связанные с культурой, бытом, искусством, архитектурой и природой. В предисловии к письмам автор подмечает, что они были созданы не за столом в кабинете, а в пути - «описывал свои впечатления не на досуге, не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом», и предупреждает читателя: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих “Писем”, советую читать Бишингову “Географию”». [17, С. 157].
У Н.М. Карамзина в его произведении, одновременно с идеями об отмене крепостного права, возникают описания мест, природных уголков, культурных традиций, особенностей быта и кухни. Форма путевого очерка, именуемая жанром «путешествие» начинает терпеть определенные изменения.
В течение полутора лет журнал «Русская мысль» напечатал 19 путевых заметок А. П. Чехова, которые в дальнейшем вошли в книгу «Остров Сахалин». Некоторые очерки, напечатанные в этом сборнике были запрещены цензурой, ведь они были посвящены плачевному состоянию, в котором находилось государство.
В XIX веке произошло множество событий, которые стали основой для появления первых трэвел-журналов – «Журнала новейших путешествий» (1809 год), «Известий русского географического общества» (1865 год), «Вокруг света» (1861 год), «Всемирного путешественника» (1867 год), «Русского туриста» (1899 год) и другим. Причинами их возникновения является всплеск географических открытий, проявляющийся интерес к науке, в частности к географии, а также создание географических обществ. [38, С. 15]
С октября 1809 года в Петербурге ежемесячно начал выходить «Журнал новейших путешествий, издателями которого были Федор Шредер и Николай Гречь. Журнал создавался по модели немецкого издания «Allgemeine geographische Ephemeriden», Н. Греч брал оттуда материал и переводил их на русский, вставлял и публиковал. «Журнал новейших путешествий» печатал воспоминания о путешествиях, о географических открытиях, к примеру, «Путешествие для открытий в Австралии с 1800 до 1804 года, изданное Перроном», «Путешествие Оливьера в Персию и Малую Азию в 1796 году». Многие из материалов не обходились без сопровождения картами.
Когда журнал закрылся, Греч продолжил тему путешествия в журнале под названием «Сын Отечества», он создал в нем специализированный раздел, который так и назвал – «Путешествия». Публикации были чересчур научными, ведь по большей части посвящались географическим экспедициям и открытиям, которые были сделаны во время них.
Литераторы не отставали и тоже занимались созданием путевых очерков, правда, публиковались в изданиях без направленности на географию. Так, М. П. Погодин в течение всего 1843 года публиковал «Дорожный дневник» в «Московитянинах». Аудиторию привлекали путевые очерки, так как поездки куда-то в XIX веке стоили немало, а значит доступны были не всем. И поэтому, те, кто не могли позволить себе отправится в путешествие, покупали журналы и читали об этих путешествиях, а авторам таких заметок предоставлялась возможность окупить свои странствия и получить доходы с продажи. А. И. Герцен в очерке «Путевые записки г. Ведрина» отмечает, что путевые очерки издавались авторами как для «покрытия издержек, неминуемых при путешествиях, так отчасти для пользы и удовлетворения читателей». [6, С. 129].
Во Франции в 1821 году было создано первое в мире географическое общество. «Это произошло в эпоху, когда в Европе возрастал неподдельный интерес в отношении других территорий, что, во многом, было связано с расширением колониальной экспансии государств континента». [38, С. 16].
Русское географическое общество было учреждено Указом императора Николая I в 1845 г. в Санкт-Петербурге. В 1865 г. начал выходить журнал «Известия императорского русского географического общества». Этот журнал не прекратил свое существование, только неоднократно менялось его название, и сейчас мы можем узнать его как «Известия Русского географического общества»
А. Ильин и С. Зыков в 1867 году в Петербурге выпустили журнал «Всемирный путешественник». Для издания подобной тематики публикации посвящались путешествиям, географии, известиям из провинции России, отчетам Русского географического общества и зарубежных географических сообществ. В 1878 г. «Всемирный путешественник» перестает существовать как отдельное издание, трансформируясь в отдел журнала «Природа и люди».
Трэвел-журналистика развивалась на пике возрастающей заинтересованности в путешествиях и знаниях об окружающем мире в целом широких слоев населения. Итогом такой заинтересованности стал научно-популярный журнал «Вокруг света», вышедший в 1861 году. У него был подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий и наблюдений», он помогал редактору М. О. Вольфу обходить цензурные запреты. С начала выхода журнала публиковались очерки об азиатской части России и ее народах, о Петербурге, много внимания уделялось этнографии, географии, путешествиям, спорту открытиям и т.д. В 1868 году из-за финансовых сложностей Вольфу пришлось прекратить выпуск журнала.
В 1885 году «Вокруг света» воскрешается и называется «путешествия и приключения на суше и на море». Уже после 1908 года к публикации были предоставлены очерки о путешествиях, которые были намеренно созданы по заданию от редакции, и это стало характерной чертой издания, которая вывела его на высокий уровень. И если в 1897 году тираж журнала составлял 12 000 экземпляров, то в 1908 году он ударил по отметке в 48 000 экземпляров. В этот период успешности издания «Вокруг света» стали формироваться принципы и черты трэвел-журналистики.
В годы после революции пресса в России начинает развиваться. В 1918-1919 гг. существуют 23 периодических издания о спорте и туризме, которые составляют 1,1% от всей журнальной периодики. [37, С. 206–213] На этом этапе туризм воспринимается читателями как одна из составляющих спорта. Эта тенденция отразилась на содержательной составляющей трэвел-журналов, в которых акцентируется внимание на спортивной тематике, а не путешествиях. Помимо спорта издания публиковали географические и научные материалы.
В 20-е гг. XX в. начинает развиваться советское туристское движение, в рамках которого профсоюзы и Наркомпрос организовывают поездки для учащихся и рабочих, но массового характера в этот период непосредственно сам туризм не обретает. Тираж трэвел-изданий растет, а значит интерес читательской аудитории к теме географии, путешествий и туризма также увеличивается.
В 1930-е гг. всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий проводило активную работу привлечению населения в туристские экскурсии, походы, по развитию сети туристских маршрутов и баз. Печатным органом организации был журнал «Всемирный турист», который позже стал называться «На суше и на море». На страницах издания публиковались очерки, путевые заметки авторитетных путешественников, ученых и геологов.
С наступлением войны количество периодических изданий значительно сократилось, многие прекратили свое существование или приостановили выпуск. К их числу относятся «Вокруг света» и «На суше и на море».
В годы после войны обстоятельства с изданиями о спорте и туризме поменялась в положительную сторону. Произошла структурная перестройка индустрии туризма в целом, ее география расширилась, восстановилась материально-техническая база, большей популярностью начали пользоваться путешествия внутри страны, организовывались слеты и соревнования, создавались новые туристские клубы и секции, школы туристской подготовки, появлялись федерации туризма, маршрутно-квалификационные комиссии. Данная стратегия развития туризма в послевоенном советском государстве позитивно отразилась на укреплении позиций и функционировании изданий туристской тематики, которые способствовали удовлетворению информационных потребностей читателей, публиковали материалы про туризм и путешествия.
Научно-популярный журнал «Вокруг света» в 1946 году вновь восстановил свою деятельность и позиционировал себя как «научно-художественный ежемесячный журнал путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». В нем публиковались путевые очерки, заметки, отчеты, повести, рассказы, и даже главы романов. Слияние темы путешествий с литературной составляющей приносило изданию масштабные тиражи и необычайную популярность. Кроме того, любая информация о зарубежных странах вызывала повышенный интерес у читателей в связи с «железным занавесом», обеспечивающим надежную изоляцию граждан СССР практически от всего мира.
Трэвел-журнал «На суше и на море» в 1966 году возобновил свой выход, но уже под другим названием «Турист». Освещая разноплановые события, экскурсии, походы, путешествия, мероприятия, работу организаций, связанных с туризмом, журнал организовал многопрофильную сетку корреспондентов по стране. Журнал «Турист» имел информационно-пропагандистскую направленность со своими литературными и художественно-публицистическими текстами, акцентировал внимание на расширение туризма внутри страны. В 2015 году журналу исполнилось 90 лет, а он все также отвечает требованиям читателей и продолжает существовать.
Кроме «Вокруг света» и «Туриста», в послевоенный период издавались специализированный журнал «Туристские обзоры» для работников сферы туризма и журнал «Путешествие в СССР» для иностранных туристов, выходивший раз в квартал и имевший определенную идеологическую нагрузку.
Почти до 90-х гг. XX века туристическая пресса была посвящена разного рода проблемам, вопросам, маршрутам и явлениям внутреннего туризма. Но заинтересованность аудитории в событиях, происходящих заграницей, с каждым годом только увеличивался, а подобный запрос мог бы быть решен только изменением системы СМИ.
В 1990 году в СССР принимается закон «О печати и других средствах массовой информации», этот закон становится точкой отчета развития новейшей российской прессы и преобразования облика прошлой, в частности и туристической. В большом количестве происходило уменьшение тиражей изданий из-за центральной прессы, но тем не менее при свободной конкуренции и быстро растущего информационного рынка объем новых газет и журналов только рос. Издатели СМИ о путешествиях приняли потребность в том, что нужен выход на свою целевую аудиторию. В связи с этим чтобы сохранить читателя и соответствовать всем его интересам, было проведено разделение изданий по тематике – научная, профессиональная, развлекательная, спортивная и др.
В конкурентной борьбе издатели периодических СМИ о путешествиях и туризме осознали необходимость адресного выхода на свои потенциальную и целевой аудитории. Чтобы удержать читателя, удовлетворить его интересы, внутри ниши была проведена более глубокая дифференциация изданий по тематике – научная, профессиональная, развлекательная, спортивная и т. д.
Уже после 1993 года, когда экономическая ситуация стабилизировалась, а «железный занавес» обрушился, развитие массового туризма и организаций, занимающихся туризмом, пошло в гору. Аудитория нуждалась в информации познавательного и информационно-вспомогательного характера. Начали выходить издания, которые были посвящены путешествиям за границу, а именно: «Вояж» и «Вояж и отдых» и т.д. Появляются издания для специалистов в сфере туризма, из-за потребности в информации – «Туринфо» (газета 1993 год), «Турбизнес» (журнал 1994 год).
Конец ХХ – начало XXI в. ознаменован появлением на российском медиарынке зарубежных конкурентов в сфере туристской прессы – «GEO» (1998 г.), «National Geographic» (2003 г.) и «Discovery» (2009 г.). Приход на российский рынок транснациональных медиахолдингов характеризуется, прежде всего, экспансией глянцевых изданий с высоким уровнем полиграфии, перераспределением доходов в сфере туристских СМИ в частности и увеличением доли рекламы издательского сегмента в целом, переходом «количества в качество», т. е. небольшие издания закрываются, а оставшиеся заметно повышают показатели по тиражу, волосности, доходности и качеству.
Основополагающая деталь в развитии трэвел-журналистики вышеупомянутого периода состоит в соотнесении познавательного и практического понятия. Журналы научно-популярной направленности публикуют познавательные, теоретические, литературно-художественные, научные материалы, а также информацию прикладного характера. В то же время развлекательные информационно-рекламные издания туристической направленности публикуют у себя базовую информацию, исторические и географические сведения. На российском медиарынке появляются новые издания в начале XXI века, такие как: «Пашка», «GEOленок» (детские журналы) и инфлайты (бортовые издания).
XIX век считается первым этапом становления и фундаментального развития трэвел-журналистики. Тогда появляются издания о путешествиях и географии, такие как: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Русский турист» и др.
Ближе к середине XX века начинается второй этап. Здесь, пресса спортивной и туристической направленности составляет 1 % от всех периодических изданий того времени, но является очень полезной, ведь поднимает темы здорового образа жизни, что служит немало важной составляющей.
Третий этап протекал с 1946 по 1990 гг. Этот период характеризуется тематического становления трэвел-журналистики. Распространение направлений спорта и физической культуры, являющиеся важной ячейкой в жизни советского гражданина, и отдельная роль отводится туристическим СМИ. При этом туризм все еще признается, как поход куда-то с палаткой и организацией костра.
После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий – «тревел-журналистики», под которой понимается «особое, современное на сегодняшний день направление в масс-медиа, сосредоточенное на представлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и проч.». [45, С. 89].
1.2. Типологические особенности формирования трэвел-журналов
Трэвел-журналистика или же журналистика о путешествиях – одно из направлений в журналистике, в основе которого лежат путешествия, культура и традиции других стран. Главной задачей этой отрасли деятельности является продвижение в массы информации о жизни в разных уголках планеты, достопримечательностях, памятниках архитектуры и природных красотах.
Как правило, трэвел-издания, основная тема которых - путешествия, освещают не только ее, такие издания также освещают географические, исторические, культурные темы, а также искусство философию, этику, и прочие темы, которые могут быть связаны с туризмом, путешествиями и страноведением. Трэвел-издания знакомят публику с другими странами и народами, просиживающими в этих странах, формируют представление о рассказанной стране.
Туристическими печатными СМИ будем называть «совокупность газет, журналов и других периодических изданий, основной тематикой которых являются туризм и путешествия». В качестве синонимов представляется уместным рассматривать термины «туристическая пресса», «пресса путешествий», «туристическая периодика»; «туристический журнал», «журнал о туризме», «журнал-травелог»; «бортовая пресса», «