Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Организация социальной работы с беспризорными и безнадзорными (на примере ПДН УМВД России по кировскому району г. Санкт-Петербурга)

superrrya 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.11.2021
Цель выпускной работы – изучить особенности организации социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в Российской Федерации. Объект - беспризорные и безнадзорные дети в Кировском районе г. Санкт-Петербурга Предмет – организация социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в ПДН УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга. Задачи для реализации цели работы: - рассмотреть теоретические основы изучаемого вопроса – социально-криминологический аспект беспризорности и безнадзорности; - представить характеристику беспризорности и безнадзорности и проанализировать основы социальной работы с данной социальной группой; - изучить основное содержание социальной работы в ПДН УМВД России по Кировскому району города Санкт-Петербурга; - определить проблемы и представить пути совершенствования социальной работы в организации с беспризорными и безнадзорными. Нормативная база исследования: Федеральное законодательство РФ, нормативно-правовые акты в сфере работы с беспризорными и безнадзорными, локальные акты и документация ПДН УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга. Информационная база исследования: официальные информационные ресурсы сети Интернет, учебная литература, публикации в периодических изданиях, отчетные данные ПДН УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга. Структура работы. Выпускная работа написана на __ страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Решение проблемных вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является главной задачей социальной политики Российской Федерации из всего перечня задач, которые ставит перед собой наше государство. Среди наиболее важных проблем лишений детей - социальная безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. В настоящее время безнадзорность детей и подростков является психолого-педагогической, криминологической проблемой, которая в современном мире приобрела большое социальное значение. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних выступает сегодня довольно опасным социальным явлением. Беспризорные и безнадзорные дети - неотъемлемая часть жизни любого общества и государства. Число бездомных детей растет с каждым годом и, по некоторым оценкам, достигает уровня 1920-х годов, хотя в этот период такое большое число бездомных детей стало результатом разрушительных и кровавых происшествий. В России трудно определить потенциальное количество бездомных детей, так как нет полноценного учета и точных статистических данных о бездомных детях. О покинувших дом детях в органы внутренних дел сообщают далеко не все родители, продолжительность их пребывания «в бегах» неизвестна, точное число детей, не посещающих общеобразовательные учреждения, установить часто не представляется возможным (поскольку учитываются только те, кто постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства, а не вынужденные переселенцы и внутренние российские беженцы, которые в последнее время появились в большом количестве). На сегодняшний день проблема детской безнадзорности и беспризорности заслуживает всеобъемлющего изучения, поскольку представители исполнительной власти, социальные работники, а также родители и опекуны постоянно сталкиваются с этой проблемой. Несомненно, пренебрежение и бездомность как явление вызывают большой интерес и беспокойство в обществе. Необходимо сначала выявить причины, которые приводят к этому явлению, а также возможные пути эффективной социальной работы с этой социальной группой.
Список литературы

1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, М., 1993 г., Выпуск XLVI 2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) // Собрание законодательства РФ. – 26.01.2009. - № 4. – ст. 445 3. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. - № 121. - 30.06.99 4. Федеральный закон от 17.07.1999 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 29.12.2020) // Российская газета. 23.07.1999 г. № 142 5. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от.24.04.2020) //Российская газета от 30.06.1999 г. - № 121 6. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. - № 147. - 05.08.98 7. Постановление Правительства РФ от 13.03.2002 №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» //Российская газета.№ 49, 20.03.2002 8. Распоряжение Правительства РФ №520-р от 22.03.2017 «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и плана мероприятий на 2017-2020 годы по ее реализации» //Собрание законодательства Российской Федерации. № 14. 03.04.2017, ст.2088 9. Приказ МВД России и Минтруда России от 20.06.2003 № 147/481 «О взаимодействии органов и учреждении социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними» // http://docs.cntd.ru/document/901871395 (дата обращения: 12.02.2021) 10. Приказ Минобразования России от 29.01.2002 №238 «О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности» //Вестник образования. - № 5, март. -2002 г. 11. Письмо Минобрнауки России от 26.02.2016 №07-834 « Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов // http://docs.cntd.ru/document/420383357 12. Закон Санкт-Петербурга от 16.03.2018 года № 126-25 «Об отдельных вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге» (ред. от 26.05.2020)// Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 19.03.2018 13. Авдийский В.И. Криминология: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 301 с. 14. Акутина С. П. Социально-педагогическая защита беспризорных и безнадзорных подростков в условиях изменяющегося мира // Молодой ученый. – 2020. - № 8 (88). - С. 835-837. 15. Антонян Ю. М. Криминология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 388 с. 16. Артемов Д. В., Причины и факторы детской безнадзорности и беспризорности // [Электронный ресурс] URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/2391/1/pfpssr_2015_02.pdf(дата обращения: 13.02.2021) 17. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. - 2019. - № 12 (59). - С. 620-624. 18. Баев В.В., Бигалиева Я.Г., Исаенко А.С., Плутенко Д.С. Преступность несовершеннолетних // Кронос. - 2021. - №1 (51). – С. 86-91 19. Батюкова В.Е. Тенденции преступности несовершеннолетних и ее профилактики // Образование и право. – №5. - 2018. – С. 17-20 20. Бражников С.А. Безнадзорность как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России.- №4. - 2019. -С. 62-65. 21. Бурлаков В.Н. Криминология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с. 22. Вележев С.И. Проблема предупреждения преступности среди несовершеннолетних // Вестник Самарского юридического института. – 2018. – С.28-32. 23. Гармаш А., Аносов М. Не оставляйте детей без надзора! // ЭЖ-Юрист.- 2019.- № 19.- С. 13-17. 24. Глозман Ж.М. Проблемные дети: почему их становится всё больше? // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. – С. 7-10 25. Голоухова Г. Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие/Поморский университет – Архангельск: Издательство Поморский университет, 2020. – 152 с. 26. Донцов А.И., Донцов Д.А. Содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками //Социологические науки. – 2018. - №1(1). – С. 129-132 27. Дэбэева Т. Б. Анализ проблем безнадзорных и беспризорных детей // Вестник Бурятского государственного университета. 2019.- № 5. - С. 122. 28. Калашников И.В. Современные тенденции взаимосвязи социальной среды и преступного поведения несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - №7. – С.248-251. 29. Карпов А.В., Ефименко Л.А. Нормативно-правовое регулирование понятий безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Science Time. 2019. - №1 (13). – С. 189-192. 30. Криминология в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник / Ю. С. Жариков, В. П. Ревин, В. Д. Малков, В. В. Ревина. - 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. - 284 с. 31. Колударова О.П. Понятие Безнадзорный несовершеннолетний» в российском законодательстве // Вестник Удмуртского университета. - 2019. - №3. – С. 142-145 32. Комаров А. В. Проблема беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (70). - С.261-262. 33. Криминология: Учебник / В.Д. Малкова - 27-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2018. - 528 с. 34. Лещенко О.В. Пенитенциарная криминология. Личность несовершеннолетнего осужденного. Учебное пособие. – М.: Юрайт: 2020. – 107 с. 35. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки / Люблинский П.И. – М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1923. 36. Мишина В.В., Никитская Е.А. Детская безнадзорность как социальное явление // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3 (часть 1) – С. 91-93 37. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учебное пособие / Ф.А. Мустаевой. - М.: Академический Проект, 2018. - 208 с. 38. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 272 с. 39. Преступность несовершеннолетних: учебное пособие / А. В. Ростокинского. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019; Москва: МГПУ. - 275 с. 40. Прялухина А.В. Исторический анализ проблемы детско-подростковой безнадзорности // Социальная политика и социология. - 2019. - №7.-С. 119-126. 41. Рудый Н.К., Лютов В.А. Социально-правовой и криминологический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Ведомости УИС. - 2019. - №8 (207). – С. 54-57. 42. Самое слабое звено: в России растёт число беспризорных детей [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/society/v-rossii-vyroslo-chislo-besprizornyh-detej/ (дата обращения: 20.02.2021). 43. Смирнова В.М. Коллизии правового регулирования безнадзорности в России // Юридическая техника. 2017. №11. – С. 700-703 44. Соловьева Е. С. Социально-экономические причины в контексте роста безнадзорности детей // Закон и право. 2017. - № 2. - С. 24-25; 45. Хибатова А.А. Анализ проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в научной литературе // Психология, социология и педагогика. - 2018. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/06/8615 (дата обращения: 20.02.2021). 46. Чернова Э. Р. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних как социальное явление // Экономика и социум. 2018. - № 4. - С. 140-142. 47. Чусова Ю.А., Сташкова М.В. Уличная социальная работа (аутрич-работа) с беспризорными детьми // Baikal Research Journal. – 2021. - №3. – С. 1-5 48. Официальный сайт УМВД России по Кировскому району города Санкт-Петербурга // https://киров.78.мвд.рф 49. Официальный сайт СПБ ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Кировского района Санкт-Петербурга // https://cspsd-spb.ru
Отрывок из работы

1 Социально-криминологический аспект беспризорности и безнадзорности 1.1 Социальные факторы, способствующие возникновению беспризорности и безнадзорности Проблема безнадзорности несовершеннолетних является достаточно острым, и при этом, далеко не новым социальным явлением для Российской Федерации. Данная проблема свойственна для большинства государств в современном мире. Это отрицательное социальное явление, вызванное отсутствием контроля взрослых, особенно родителей, в отношении поведения детей. В отечественном законодательстве, закрепляются такие понятия, как «безнадзорный», «беспризорный». Итак, проанализируем данные термины. Согласно ст. 1 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц» [ФЗ№120]. Указанная норма появилась в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2004 г., с вступлением в силу соответствующего закона об изменениях указанного закона. Данное понятие требовало введения, поскольку были некоторые трудности в определении основополагающего термина (который регулировал данный закон) – безнадзорный. Это и являлось основной причиной введения данного понятия в закон. Тем не менее, это понятие, нельзя назвать полным, так как в нем не приводятся те факты, когда несовершеннолетний приобрел такой статус не в результате ненадлежащего исполнения или невыполнения родителями воспитательных обязанностей и т.д., а по другим причинам. То есть, когда подросток приобретает статус безнадзорного из-за внешнего влияния со стороны друзей и других третьих лиц, не являющихся близкими родственниками, и в этом же случае родители не могут оказывать на этого человека никакого влияния. Следует отметить, что на территории Российской Федерации существует и такая группа несовершеннолетних лиц, которые не имеют постоянного места жительства или места пребывания – это беспризорные. Они также являются объектом регулирования уже указанного закона. Понятие «несовершеннолетний» в ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ трактуется в нескольких смыслах. Как несовершеннолетний гражданин, в соответствии с общим правилом, определяется лицо, которое не достигло 18-летнего возраста; кроме того, заслуживает внимания законодательная трактовка такой дефиниции, как несовершеннолетнее лицо, попавшее в затруднительную жизненную ситуацию. Такое лицо определяется следующим образом: это несовершеннолетний, в результате беспризорного (безнадзорного) состояния пребывающий в опасных для его здоровья и жизни условиях или в ситуации, не соответствующей связанным с его содержанием и воспитанием потребностям, а также несовершеннолетний, совершающий антиобщественные и/или противозаконные поступки. [ФЗ№120] Известный ученый Ж.М. Глозман, формулируя определение термина «безнадзорность», указывает, прежде всего, на отсутствие контроля со стороны взрослых (родителей или лиц, их заменяющих), как на фактор, способствующий возникновению указанного явления. [Гл, с. 8] В свою очередь, в определении Люблинского П.И. внимание акцентируется, в первую очередь, на аномальном характере социального статуса безнадзорного несовершеннолетнего лица; в работах данного автора отмечается, что указанное состояние характеризует не личность самого несовершеннолетнего, а его социальное окружение. [Любл, с. 71] В целом, анализируя определения безнадзорности, представленные выше, мы можем прийти к следующему выводу: в данном случае понятия беспризорности и безнадзорности, вне сомнения, сходные и непосредственно взаимосвязанные между собой, смешиваются и взаимно подменяются, признаки одной дефиниции приписываются другой. Следует отметить, что безнадзорность несовершеннолетних создаёт для возникновения беспризорности благоприятные условия, учитывая, что безнадзорность представляет собой обусловленное любыми обстоятельствами как субъективного, так и объективного характера отсутствие контроля поведения и условий жизни несовершеннолетнего гражданина. Подразумевается, что указанный контроль в любом случае возлагается на тех лиц, которые несут соответствующие обязанности, т.е. на родителей или лиц, их заменяющих, либо на социальных работников. В свою очередь, под беспризорностью подразумевается социальный статус несовершеннолетнего, т.е. его положение в семье и непосредственном социальном окружении, обусловленное в большей степени объективными условиями жизни несовершеннолетнего лица, нежели его собственным выбором; при этом в числе таких условий, в первую очередь, следует назвать недостаточность контроля со стороны несущих соответствующие обязанности лиц (родителей, опекунов и т.д.), то есть, иначе говоря, безнадзорность. Необходимо отметить, что, в отличие от ребёнка, живущего в нормальных семейных и социальных условиях, беспризорный несовершеннолетний, хотя и связан со своими близкими эмоционально и духовно, но рискует утратить эти связи, поскольку, в силу недостаточности этих связей, они носят достаточно эфемерный характер. Беспризорные дети, фактически, предоставлены воле случая; в абсолютном большинстве они предпочитают учёбе времяпрепровождение на улицах, в компаниях сверстников, отдавая досуг бесплодным и даже вредным увлечениям. Именно отсутствие нормальной заботы о ребёнке, по сути, представляет собой первый шаг на пути к формированию асоциальной личности, маргинализации и бездомности. [Миш, с. 91] Классификация беспризорных несовершеннолетних подразумевает их деление на следующие категории: - несовершеннолетние, попавшие в затруднительную жизненную ситуацию совместно с прочими членами семьи либо, по тем или иным причинам (тяжёлая болезнь и/или смерть родителей либо опекунов, их пребывание в МЛС и т.п.) оставшиеся без родительского попечения; дети, по собственной воле покинувшие государственные медицинские, образовательные или воспитательные учреждения постоянного пребывания (интернаты), что было обусловлено невыносимыми условиями жизни и/или жестоким обращением; - несовершеннолетние, вынужденные проживать в не предназначенных для этой цели местах (в заброшенных зданиях, на чердаках, в подвалах) и своими силами обеспечивать собственное существование по причине отсутствия родительского контроля и попечения, что может быть обусловлено различными причинами – недееспособностью взрослых, их болезнью, алкоголизмом, чрезмерной занятостью, равнодушием, жестоким отношением к детям и т.д.; - несовершеннолетние, проводящие большую часть времени на улице, занимающиеся попрошайничеством, мелкими подработками и т.п., в силу недостаточности родительского контроля; - несовершеннолетние, в отношении которых родительский контроль, напротив, чрезмерен и чья свобода передвижения ограничена исключительно местом проживания с родителями (лицами, их заменяющими). [Руд, с.56] Состояние беспризорности несовершеннолетних характеризуется рядом специфических признаков, а именно – постоянное пребывание (проживание) в не предназначенных для этого местах; потеря эмоциональных связей с родными и близкими; организация социальной жизни детей в соответствии с правилами, принятыми в их непосредственном окружении, которое в ряде случаев может носить откровенно криминальный характер; самостоятельное обеспечение несовершеннолетними собственного существования (зачастую – с помощью не одобряемых социально способов). Отсутствие нормального жилья, соответствующего санитарным и прочим требованиям, беспризорные дети в большинстве случаев не остаются подолгу на одном и том же месте и занимаются бродяжничеством. Всё это в целом обуславливает отличия беспризорного ребёнка от детей, проживающих и воспитывающихся в нормальных условиях. Кроме того, состояние беспризорности зачастую связано с детской и подростковой преступностью – это обусловлено как отсутствием попечения, содержания и средств к существованию, так и отсутствием нормального воспитания детей, их систематического и полноценного личностного развития, формированием навыков созидательной деятельности и т.д. [Бит, с. 18] Согласно мнению Д.В. Артемова, причины роста и повсеместного распространения такого социального явления, как безнадзорность несовершеннолетних, большей частью состоят в отсутствии во многих семьях граждан РФ нормальных условий проживания, что обусловлено, прежде всего, материальными затруднениями. Проблемы в семье во многих случаях связаны с маргинализацией материально необеспеченных групп населения, распространением на этом фоне алкоголизма и наркомании и т.п.; по этим причинам дети зачастую уходят из семей, живут в недопустимых условиях, занимаются попрошайничеством и бродяжничеством. В попрошайничестве были замечены, согласно статистическим данным, около 25% доставляемых в ОВД безнадзорных несовершеннолетних. [Арт] Такое социальное явление, как безнадзорность, по мнению Прялухиной А.В., основывается на фундаментальной проблеме воспитания, состоящей в том, что ценности ребёнка не воспринимаются и не принимаются окружающими взрослыми, по сути, обесценивающими его эмоциональную сферу. Здесь необходимо, прежде всего, отметить, что связь между детьми и родителями основывается на взаимной привязанности и доверии, формируясь с самого появления ребёнка на свет. По мере взросления эта связь развивается и упрочивается; в нормальной семье между детьми и родителями создаются устойчивые доверительные отношения, обуславливающие чувство защищённости у ребёнка, обеспечивающие со временем его самостоятельность и независимость как личности, способность к самовыражению, уверенность в себе. В неблагополучной семье, не получая в достаточной мере заботы и внимания от родителей, ребенок, таким образом, лишён возможности удовлетворить свои фундаментальные жизненные потребности. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, по сути, обуславливают отсутствие нормальной социальной адаптации индивида в дальнейшем, а изначальные причины данного явления состоят именно в неблагополучии семьи. [Прял] Согласно мнению Мустаевой Ф.А., безнадзорность несовершеннолетних обуславливается целым рядом семейных факторов, подразделяемым на следующие категории: 1) факторы социально-экономические – жилищная и финансовая необеспеченность и т.д.; 2) факторы медицинского характера (наследственные и прочие заболевания, инвалидность, неудовлетворительное состояние здоровья); 3) факторы демографического характера – преклонный возраст родителей, многодетность, неполные семьи и т.п.; 4) факторы психологического характера – неблагоприятные межличностные отношения в семье, низкий культурный и нравственный уровень старших родственников и т.п.; 5) факторы криминогенного характера – наличие у членов семьи судимостей, их противоправное и антиобщественное поведение, алкоголизм и употребление наркотических веществ и т.д. [Муст. С. 41] Безнадзорность не обязательно возникает при наличии какого-либо фактора из перечисленных, однако вероятность возникновения данного явления при этом существенно возрастает. Надо отметить, что согласно статистическим данным, в России стали чаще находить беспризорных и безнадзорных детей. Так, в 2020 году было выявлено 78,6 тыс. таких несовершеннолетних, при этом, в 2019 году выявили 75,5 тысячи, и это больше, чем в 2018 году (68,7 тысячи). В 2019 году наибольшее количество беспризорников зафиксировали в Курганской области (9,7 тысячи). Следом за этим регионом идут Москва (8,2 тысячи), а также Свердловская (3,6 тысячи), Московская (2,8 тысячи) и Иркутская (2,7 тысячи) области. Меньше всего безнадзорных детей нашли в Калмыкии (два человека), Республике Алтай (14 человек), Адыгее (18), Ямало-Ненецком (27) и Чукотском (34) автономных округах [Сам сл]. Главной, но не единственной причиной безнадзорности детей является семейная неблагополучность. Безработица родителей и миграция также выступают в качестве дополнительных факторов риска безнадзорности детей. В связи с эскалацией национальных конфликтов и вытекающей из этого проблемой беженцев, проблема детской безнадзорности и бездомности среди семей беженцев приобрела очень острый характер. Также П.Д. Павленком в качестве дестабилизирующих факторов, наряду с семейным неблагополучием, рассматриваются такие явления, как несвоевременность действий органов опеки в отношении детей, являющихся социальными сиротами, а также отсутствие полноценной реализации права несовершеннолетних на образование. В рамках школьного образования детей из неблагополучных семей существенные проблемы связаны как с психофизиологическими, так и социальными факторами; многие дети, входящие в указанную категорию, вступают в конфликты с ровесниками и педагогами, пропускают занятия в школе по болезни и по иным причинам, демонстрируют систематическую неуспеваемость. В текущей ситуации дополнительным фактором риска становится отношение к таким детям со стороны учреждений среднего образования; педагоги зачастую проявляют нетерпимость в отношении детей и подростков, попавших в трудные жизненные условия, несмотря на то, что формально образовательные учреждения ориентированы на обеспечение для всех учащихся равных возможностей закончить среднее образование. [Павл] Негативным фактором выступает и то, что существовавшая ранее система социальной работы с детьми (кружки, секции, клубы и пр.) была упразднена, при том, что для неё не было создано никакой замены, чтобы обеспечить эффективную профилактику безнадзорности несовершеннолетних за счёт работы с ними по месту жительства. Фактически, дети и подростки из неблагополучной социальной среды лишены доступа к содержательному досугу, спортивной, культурно-образовательной и рекреационной деятельности, поскольку в результате социально-экономических реформ все указанные сферы деятельности были переведены в коммерческий сектор. В свою очередь, следствием материального неблагополучия выступает закономерная необходимость для родителей изыскивать возможности для дополнительного заработка, что существенно сокращает их досуг и, соответственно, возможность полноценно общаться с детьми. Необходимо также отметить такую проблему, как недостаточность конкурентоспособности представителей молодого поколения на трудовом рынке. Как показывает статистика, в последнее время увеличилось число детей в возрасте 14-15 лет, покинувших учебные заведения. Не вызывает сомнений, что это дети со сложностями в обучении и поведении, дети из малообеспеченных семей и дети из семей с асоциальным поведением. По информации Министерства внутренних дел, каждый четвертый ребенок, совершивший уголовное деяние, нигде не учился и не работал. Кроме этого, в качестве фактора можно назвать и то, что многие семьи в силу материальной необеспеченности, фактически, утратили доступ к учреждениям дополнительного образования для детей – художественным и музыкальным школам, домам детского творчества, спортивным клубам и секциям, летним досуговым лагерям и т.д., что обусловлено сокращением численности таких учреждений, а также их повсеместной коммерциализацией. Перевод сферы профессионального образования на платную основу также сыграл отрицательную роль, как и снятие ответственности за всеобщее среднее образование со школьных структур. Повышается численность детей, которые, фактически, никогда и нигде не учились; многие подростки не продолжают образование после окончания девяти классов, но при этом, в силу отсутствия у несовершеннолетних конкурентоспособности на трудовом рынке, они лишены возможности найти работу, что обуславливает «вытеснение» детей на улицу, в деклассированные и криминогенные социальные слои. Необходимо также учитывать дополнительную нагрузку на школу при недостаточности педагогических функций семьи. В результате педагогической запущенности многие дети воспринимают как тяжёлую обязанность саму необходимость посещать школу. Семейное неблагополучие, как отмечают многие исследователи, во многих случаях усиливается в результате неуспеваемости, т.к. школьные неудачи провоцируют конфликты с родителями. Немаловажной можно назвать также такую причину социально-психологических проблем подрастающего поколения, как не контролируемые ни педагогами, ни родителями информационные потоки, которые зачастую играют негативную и даже разрушительную роль; при этом в качестве основного источника информации на настоящий момент выступает международная сеть Интернет. Зачастую сведения, поступающие через интернет-ресурсы, отнюдь не способствуют расширению кругозора и систематизации мышления, но, напротив, играют дезориентирующую и деморализующую роль, являясь одной из причин повышения социального напряжения, что опосредованно подтверждается широким распространением среди взрослых и детей психических нарушений и заболеваний. Пропаганда (зачастую открытая) насилия, сексуальной распущенности, наркотиков и алкоголя, имеющая место в СМИ, сети Интернет, массовой культуре, оказывает на социальную адаптацию несовершеннолетних самое негативное влияние. Новые отрицательные тенденции отмечаются в политике издательств, публикующих литературу для детей и подростков, репертуаре детских и юношеских театров, кинопродукции для подрастающего поколения; следует отметить, что молодёжь зачастую следует худшим из западных культурных образцов. Стадию безнадзорности проходят, как показывает практика, подавляющее большинство беспризорных детей и подростков; вместе с тем, как правило, в отношении беспризорников ни родители, ни педагоги практически не предпринимают каких бы то ни было усилий для отвлечения детей от улицы. Формально живя в семье, такие дети проводят всё свободное время во дворах, подъездах и т.д., совместно со сверстниками и/или знакомыми более старшего возраста посвящая досуг употреблению одурманивающих веществ, курению и распитию спиртных напитков, попрошайничеству и мелким преступлениям. [Баев, с. 86] Необходимо особо отметить такое социальное явление, как беспризорность детей из семей мигрантов (в первую очередь – беженцев); данная проблема на протяжении отечественной истории возникала не единожды, тогда как прочим сложившимся к настоящему моменту факторам беспризорности и безнадзорности присуща определённая специфика, обусловленная современными реалиями. Стоит отметить и факторы криминального характера, такие, как противоправное поведение старших членов семьи, их принадлежность к преступным сообществам, что обуславливает личностную деформацию, отсутствие нравственных принципов и ценностей, а также полноценного правосознания. [Руд, с. 56] Кроме того, по мнению Ф.А. Мустаевой, причины безнадзорности соотносят с наследственными проблемами и генетическим предрасположением. Таким образом, в качестве социальных факторов, которые способствуют возникновению беспризорности и безнадзорности, можно отнести такие, как повышение численности детей, оставшихся без попечения родителей (в т.ч. так называемых социальных сирот), снижение материального благополучия семей, нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, неблагоприятная психологическая атмосфера в семьях, невыполнение родителями своих прямых обязанностей в отношении детей, распространение наркомании и алкоголизма, случаи раннего вовлечения в половые отношения, детская и подростковая преступность, недостаточный уровень результативности деятельности органов опеки, дефицит квалифицированных кадров и финансового обеспечения учреждений системы социальной работы с детьми и подростками, избыток в СМИ и Интернете негативно воздействующей на несовершеннолетних информации, отсутствие полноценной системы работы с несовершеннолетними по месту жительства и учёбы и т.д. 1.2 Социально-криминологическая характеристика беспризорности и безнадзорности На сегодняшний день абсолютное большинство населения предвзято относятся к безнадзорным детям, считая их априори безнравственными хулиганами, лишёнными способности к каким бы то, ни было позитивным чувствам и созидательным поступкам, представляющими собой постоянный источник угрозы для общественной безопасности и правопорядка. Всё более широко распространяются такие социальные явления, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, детский алкоголизм и наркомания, детская и подростковая преступность и т.п.; увеличивается также численность преступлений, совершаемых по отношению к детям – случаев сексуального насилия, работорговли и т.п. [Хабит] При этом необходимость помощи беспризорным и безнадзорным детям со стороны общества наталкивается на предвзятое отношение к ним, о котором упоминалось выше, что ещё более усугубляет личностную деформацию у таких детей. Дети подросткового возраста склонны в своём поведении к подражательству, прежде всего – взрослым, пользующимся авторитетом в подростковой среде. Кроме того, следует отметить тягу подростков к «свободе», которой, по их представлениям, пользуются взрослые люди; при обусловленном неблагоприятным социальным окружением искажении личностных ценностей и ориентиров такая свобода, в первую очередь, связана с отсутствием контроля, возможностью уходить из дома по собственному усмотрению и в любое время, курить, употреблять алкоголь и наркотики, вступать в половые отношения и т.п. Следует отметить авторитет, которым пользуются в определённых социальных кругах люди, имеющие судимость и отбывавшие наказание в МЛС; таким образом, вовлечение в преступную деятельность, с точки зрения некоторых подростков, также свидетельствует о взрослении и самостоятельности.[Калаш, с. 248] На поведение подростков с 14-ти до 17-ти лет, что следует из результатов социо-психологических исследований, оказывают значительное влияние не только социальное окружение и конкретные условия жизни, но также опыт и образцы поведения, демонстрируемые более старшими товарищами; таким образом, детская и подростковая преступность должна рассматриваться в общем контексте преступности смежных возрастных групп (до четырнадцати лет и старше семнадцати). В ходе исследований отмечаются сходные личностные признаки, присущие взрослым преступникам и малолетним правонарушителям; по сути, между возрастными категориями от 16-ти до 17—ти и от 18-ти до 20-ти лет практически отсутствуют значимые отличия, т.е. представляется допустимым объединение указанных групп в единую группу молодых правонарушителей. Следует отметить преобладание мужчин в среде несовершеннолетних преступников, что обусловлено различиями гендерных ролей в соответствующей социальной среде, различными условиями формирования нравственной и эмоциональной сфер у мальчиков и девочек, а также соотношением наиболее типичных социальных и бытовых конфликтов, связанным с гендерной принадлежностью. Кроме того, это объясняется, в целом, гендерной психологической спецификой, более высоким уровнем предприимчивости у мужчин, их социальной активностью, большей склонностью к агрессии и т.д.[Ахъядов] Калашников И.В. установил взаимосвязь вовлечения детей и подростков в преступную деятельность с безнадзорностью несовершеннолетних и предложил введение в оборот соответствующего показателя (индекса), значение которого на настоящий момент составляет по стране 0,76, что можно считать негативной тенденцией. Следует отметить, что из общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, почти 80 процентов относятся к т.н. социальным сиротам, тогда как смертью (тяжёлой болезнью) родителей обусловлено не более 10 процентов случаев; необходимо принимать во внимание, что «уличные» дети, по сути, также являются социальными сиротами. В рамках изучения среды формирования подростковой и детской преступности особым значением, с точки зрения социально-криминологических исследований, обладает анализ ситуации в семьях малолетних правонарушителей. Абсолютное большинство таких лиц, как свидетельствуют результаты исследований, воспитывались в неблагополучных (материально и психологически) семьях, где алкоголизм, безнравственное поведение, взаимные оскорбления и скандалы были повседневной нормой. Примерно 10% всех несовершеннолетних правонарушителей были вовлечены в преступную деятельность именно членами семьи (в некоторых случаях – непосредственно родителями); при этом, наряду с собственными детьми, вовлекаются иногда также их несовершеннолетние знакомые. При составлении объективной личностной характеристики беспризорного (безнадзорного) подростка в социально-криминологическом аспекте наиболее важным значением обладает исследования специфики правосознания индивида; как правило, правосознание у подобных молодых людей формируется в искажённом виде, что обусловлено, с одной стороны, личностным отрицательным опытом, а с другой – недостатком юридической грамотности в целом (т.е. как среди несовершеннолетних, так и среди взрослого населения). Большинство подростков, вовлечённых в преступную деятельность, относятся к законодательным нормам и правовым принципам изначально негативно (обобщённое и примитивное представление о законах, как о «несправедливых» и направленных на соблюдение интересов исключительно «правящих классов»), считая соблюдение законности не только не обязательным, но даже нежелательным.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 140 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Социология, 103 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Социология, 94 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg