ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ
1.1 Управление системой здравоохранения в РФ
Прежде чем непосредственно рассматривать муниципальное управление в сфере здравоохранения полезно выяснить, что является государственным управлением в целом.
"Существование государственного управления здравоохранением в РФ обусловлено признанием человека, его жизни и здоровья высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества. Поэтому управление здравоохранением является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления)". [1]
Роль управления здравоохранением сводится к наиболее эффективному достижению цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рациональному использованию ресурсов здравоохранения.
В связи с этим государство ставит перед собой задачи, направленные на обеспечение охраны здоровья граждан, реализовать которые призвана именно государственная система управления здравоохранением.
Система здравоохранения представляет одну из социальных сфер, которая дает возможность реализовывать политические, экономические, лечебно-профилактические, научные, образовательные, управленческие и организационные меры, направленные на реализацию права граждан на здоровье.
"Здравоохранение является составным элементом структуры социальной сферы жизни общества, первоочередная цель которой -сохранение и укрепление здоровья населения". [2]
В РФ охрану здоровья населения в первую очередь обеспечивает сильная система здравоохранения, которая формировалась с годами и понимается как комплекс государственных и общественных мер социально-экономического характера, направленных на организацию медицинской помощи, профилактику заболеваний и улучшение состояния здоровья населения.
Термин «система здравоохранения» рассматривается современной наукой на основе различных критериев в связи с большим разнообразием и национальными особенностями ее организации.
Система здравоохранения вместе с экологической ситуацией, политической системой, экономической ситуацией в стране, уровнем благосостояния населения является одним из важнейших элементов в поддержании и укреплении здоровья человека. Таким образом, уровень здоровья граждан зависит от того, насколько хорошо организована система и работают все ее механизмы.
Систему здравоохранения можно разделить на три главные группы:
"Первая группа это государственная (бюджетная) система здравоохранения. К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан".[3 ]
"Вторая группа частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи). К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами".[4]
Третьей группой является система здравоохранения, которая основана на социальном (обязательном) медицинском страховании. В современном мире социальное страхование является наиболее важным средством гарантии прав каждого человека на социальную защиту, а участие в системе обязательного медицинского страхования - это возможность получить доступ к такому жизненно важному и дорогостоящему социальному благу.
В настоящее время решение проблем социальной сферы в Российской Федерации приобретает первостепенное значение. Особую роль приобрело правовое регулирование системы здравоохранения, в том числе повышение доступности и качества медицинской помощи.
Охрана здоровья граждан является одной из приоритетных целей государства. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации "Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". [5].
Право граждан в области охраны здоровья закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, национальности, языка, социального и административного статуса, религиозного отношения, места проживания и других обстоятельств.
Помимо этого, в соответствии с международными соглашениями между Российской Федерацией и другими странами предусмотрено оказание медицинской помощи гражданам за пределами страны. Таким образом, законодательство предусматривает оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации, находящимся на ее территории и за рубежом.
Государственное управление в области здравоохранения- это широкое понятие, в которое включает в себя и регулирование сферы.
Государственное регулирование - это изменение параметров процесса управления в рамках заданных социально-экономических ориентиров развития отечественного здравоохранения. Само государственное управление как глобальная концепция напрямую опирается на правила, и включает государственное регулирование.
Государственное регулирование следует рассматривать как частный случай государственного управления в секторе здравоохранения, целью которого является поддержание эффективности его институциональных единиц на заданном уровне. Государственное регулирование в сфере услуг здравоохранения должно поэтому учитывать комплекс мер, используемых государством для исправления процесса управления системой здравоохранения в контексте модернизации, используются различные методы регулирования системы здравоохранения.
Рис.1. Элементы механизма государственного регулирования
Соответственно, подробно рассматривается механизм государственного регулирования сектора здравоохранения и взаимодействие элементов механизма государственного регулирования, направленного на достижение сбалансированных результатов деятельности организаций здравоохранения, обобщение которого может быть использовано для оценки уровня управления в сфере здравоохранения на рисунке 1.
1.1 Понятие и сущность муниципального управления в сфере здравоохранения
Муниципальная система здравоохранения является совокупностью муниципальных органов здравоохранения и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, фармацевтических предприятий и организаций, аптек, деятельность которых направлена на оказание медицинской и лекарственной помощи гражданам по месту жительства или пребывания в пределах ограничений.
Устанавливается федеральными, региональными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для региона, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основная цель муниципального здравоохранения- удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи, связанной с органами местного самоуправления, на уровне не ниже минимальных требований социального стандарта.
В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, такие как обеспечение потребности населения в услугах здравоохранения на принципах всеобщего доступа, соблюдение гарантий оказания объемов медицинских услуг и обеспечение их качества.
Субъектами здравоохранения на муниципальном уровне являются прежде всего муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
1.2 Особенности здравоохранения в муниципальном управлении
Частью системы муниципального управления здравоохранением в городах является создание управленческих структур в виде специализированных комитетов, отделов управления здравоохранением.
Полномочия по управлению здравоохранением в муниципальном образование управлении могут быть переданы главному врачу территориального медицинского объединения или соответствующему специалисту в интегрированной области социальной политики.
Муниципальная система здравоохранения включает в состав:
Во-первых, органы муниципального управления, ориентированные на управление здравоохранением.
Во-вторых, систему медицинских учреждений, находящихся на территории муниципального образования.
Рис. 2. Система здравоохранения на территории муниципального образования
Соответственно, подробно рассматривается система здравоохранения на территории муниципального образования на рисунке 2.
Компетенция муниципальных властей в управлении муниципальной системой здравоохранения закреплена в основном такими муниципальными управлениями, как городские районы и городские округа, на территории которых организована первичная медико-санитарная помощь, оказываемая амбулаторно-поликлинической, стационарной поликлиникой, больничными учреждениями, скорая медицинская помощь.
Также компетенция муниципального управления в области здравоохранения сосредоточена на таких типах муниципальных образований, как городские районы и городские округа.
1. Создание условий, необходимых для оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в муниципальном районе. Основой для формирования этих условий являются территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи и законодательство на региональном уровне;
2. "Участие в реализации на территории мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах" [6]
3. Информирование населения с данными о возможном распространении заболеваний, имеющих социальное значение или представляющих угрозу для населения, проживающего в муниципальном районе , а также об эпидемиях. Такая информационная поддержка основана на ежегодной статистике, распространяемой через СМИ;
4. Реализация мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с региональным законодательством;
5. Создание благоприятных условий для привлечения медицинских и фармацевтических работников в медицинские учреждения, расположенные в муниципальных образованиях.
Муниципалитетам предлагается осуществлять следующие основные полномочия в области здравоохранения:
1. Создавать муниципальные учреждения по оказанию медицинской помощи;
2. Разработка и реализация программ по оказанию бесплатной медицинской помощи жителям, а также программ доставки лекарств;
3. Следить за соблюдением законодательства в сфере здравоохранения
4. Координировать и контролировать деятельность организации систем здравоохранения в пределах устленных полномочий
5. Защищать свободы граждан и личности в области здравоохранения
6. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
"Следовательно, организация системы охраны здоровья осуществляется путем государственного управления, включающего в себя: нормативное правовое регулирование, разработку и осуществление мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, формирование здорового образа жизни населения и основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения".[7]
1.3 Специфика сферы здравоохранения в муниципальном управлении
Специфика муниципального управления в здравоохранении во многом связана с тем, что это особая сфера, которая существенно отличается от других видов деятельности. Медицинские учреждения обладают особыми характеристиками, которые требуют корректировки общих принципов управления или изменения акцентов.
Во-первых, результатом деятельности медицинского учреждения является услуга, определяющая характер взаимодействия с потребителями - прямой контакт и его участие в процессе оказания услуги. Это, в свою очередь, отражается в многомерности методов управления, используемых в здравоохранении.
Во-вторых, медицинские услуги относятся к социальным услугам. Определяя сущность и содержание управления применительно к системе здравоохранения, можно выделить следующие структурные элементы:
1. содержание управления;
2. цель;
3. задачи;
4. объект;
5. уровни управления;
6. функции;
7. методы.
Осуществление местного самоуправления, а именно решение вопросов местного значения, органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. В этом контексте очень важно определить исключительные полномочия местного самоуправления в области здравоохранения. При этом следует учитывать, что основная часть полномочий органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения не связана с вопросами местного значения, поскольку охрана здоровья населения является общегосударственной задачей.
Основными принципами деятельности местного самоуправления сферами общественного здравоохранения являются:
? соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения;
? приоритетность профилактических мероприятий;
? доступность медицинской и социальной помощи;
? социальная защищенность граждан в случае потери здоровья.
Среди этих принципов особое значение имеет соблюдению прав местного населения на охрану здоровья соблюдению прав местного населения на охрану здоровья.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.ОМСКА
2.1 Общая характеристика управления
Министерство здравоохранения Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории Омской области в сферах:
1. охраны здоровья населения Омской области;
2. функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов;
3. обращения лекарственных средств на территории Омской области.
В сфере охраны здоровья населения Омской области Министерство осуществляет следующие основные полномочия:
1. Организация оказания населению Омской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству;
2. создание условий для развития медицинской помощи и обеспечение ее доступности для граждан в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации;
3. обеспечение реализации мероприятий по развитию, организации и сопровождению сдачи крови или ее компонентов в пределах своей компетенции на территории Омской области;
4. участие в реализации государственных программ Российской Федерации в Омской области, приоритетного национального проекта в области здравоохранения в пределах своей компетенции;
5. координация деятельности органов исполнительной власти Омской области в области охраны здоровья жителей Омской области, субъектов государственной системы здравоохранения Омской области и частной системы здравоохранения Омской области;
6. организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством;
7. установление порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу.
Организация деятельности Министерства:
"Министерство возглавляет Министр здравоохранения Омской области (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Омской области в порядке, предусмотренном законодательством".[8]
На данный момент Министром здравоохранения Омской области является Мураховский Александр Григорьевич. 9 ноября 2020 года Александр Мураховский был назначен новым главой Министерства здравоохранения Омской области вместо Ирины Солдатовой, которая была уволена проверки Росздравнадзора. До того, как возглавить омский Минздрав, Мураховский занимал пост главного врача БУЗОО «Городская клиническая больница № 1 имени А.Н.Кабанова.
Во время отсутствия министра по причине отпуска, болезни, командировки или по другим причинам его обязанности возлагаются на первого заместителя министра или заместителя министра в соответствии с разделением обязанностей. Заместителями Министра здравоохранения Омской области являются Шипилова Елена Витальевна
и Сухарев Андрей Леонидович.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти Омской области, хозяйствующими субъектами, субъектами государственной системы здравоохранения Омской области и частной системы здравоохранения на территории Омской области, федеральными органами государственной власти, общественными объединениями, организациями, в том числе иностранными.[9]
Для научного анализа проблем здравоохранения при Минздраве РФ создается ученый совет во главе с министром. В него могут входить высококвалифицированные специалисты и ведущие ученые.
Существует также коллегия Министерства здравоохранения, в которую входят министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители отделов и подразделений, ряд руководителей и экспертов исполнительных органов отдельных органов государственной власти. институт.
Министерство здравоохранения Омской области является учредителем средств массовой информации, такой как создание газеты "Омская медицина". Основной целью, которой является информирование населения о результатах деятельности Министерства и подведомственных учреждений.
2.2 Исследование государственной организации системы здравоохранения
Одним из показателей социально-экономического развития региона, политической стабильности и благополучия является, конечно же, уровень здоровья населения, т.е. тот же показатель, что и здравоохранение, постоянно стремится к увеличению.
Система здравоохранения может быть эффективной и действенной только в том случае, если она принимает во внимание потребности каждого из заинтересованных сторон и, кроме того, постоянно отслеживает уровень их удовлетворенности.
В последние годы в регионе активно проводится модернизация здравоохранения - создание системы, в которой пациент становится главным в ней, а сотрудники мотивированы на достижение результата.
Основными направлениями развития отрасли в Омской области являются :
? Разработка и внедрение внутренних стандартов оказания медицинской помощи;
? Обеспечение свободного выбора застрахованного пациента медицинской организации, работающей в системе ОМС, независимо от места жительства;
? Совершенствование механизма стимулирования эффективного функционирования организаций здравоохранения;
? Разработка и внедрение отраслевой системы оплаты труда, направленной на оценку эффективности и результативности работы каждого сотрудника, стимулирование труда сотрудников с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи;
? Значительное внимание уделяется приобретению медицинского оборудования для внедрения новых современных методов и технологий диагностики, лечения.
Изучив информацию с портала Правительства Омской области можно выделить главные модернизации развития здравоохранения Омской области.
Началась реализация новой территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, которая отличается от всех предыдущих программ, впервые удалось избежать бюджетного финансирования организаций здравоохранения.
Проведения проверок в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения Омской области, подведомственных Министерству здравоохранения Омской области, на 2020 год.
Разработка ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения Омской области, подведомственных Министерству здравоохранения Омской области, на 2021 год.
Финансовое обеспечение затрат получателей субсидий на осуществление выплат стимулирующего характера за сентябрь, октябрь 2020 года (врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция)
В Омской области разработаны региональные проекты в рамках реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография»[10]
В рамках реализации НП «Здравоохранение» Министерством разработаны следующие региональные проекты:
? «Развитие первичной медико-санитарной помощи»,
? «Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями»,
? «Борьба с онкологическими заболеваниями»,
? «Программа развития детского здравоохранения Омской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»,
? «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Омской области квалифицированными кадрами»,
? «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Омской области на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»,
В рамках реализации НП «Демография» Министерство принимает участие в 3 федеральных проектах:
? «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения»,
? «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»,
? «Финансовая поддержка семей при рождении детей».
В области сформирована достаточная сеть медицинских организаций, и имеется необходимый кадровый потенциал для реализаций национальных проектов.
2.3 Организационное проектирование и цели муниципального управления здравоохранением
Изучение качества жизни в сфере здравоохранения имеет различные аспекты, эти данные широко используются при проведении различных обследований здоровья населения регионов и стран, при оценке методов лечения, фармакологии и других методов.
По мнению многих ученых, концепция оценки качества жизни с точки зрения здравоохранения в настоящее время базируется на трех компонентах.
1. оценка состояния пациента, которая позволяет оценить влияние болезни и назначенного лечения на человека;
2. изменения с течением времени влияют на оценку качества жизни человека, поскольку его состояние напрямую влияет на его способность удовлетворять свои основные потребности;
3. участие самого человека в оценке собственного состояния позволяет ему правильно назначить лечение и спрогнозировать свое состояние в будущем.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает качество жизни с точки зрения здоровья на основе следующих основных критериев, таких как оценка независимости, экология, личная и общественная жизнь, наличие психологических факторов и физическое состояние.
Эти критерии позволяют органам здравоохранения оценивать качество жизни людей с помощью различных вопросников в контексте каждого критерия.
Рассмотрим региональный аспект на примере Омской области. По данным Высшей школы организации и управления здравоохранением, которая ранее разработала рейтинг по оценке эффективности систем здравоохранения с участием в нем 85 регионов РФ, Омская область занимала в 2015 г. 39-е место в оценке эффективности системы здравоохранения среди субъектов, в 2016 г. - 50-е место, а в 2017 г. - 49-е место.[11]
Оценка качества жизни населения проводится с помощью различных опросов и анкет, поэтому в 2018 году Общественный совет при Минздраве Омской области провел независимую оценку качества в 65 поликлиниках Омской области. Жители Омской области смогли оценить работу поликлиник, заполнив анкеты, и 16 450 из них были заполнены как в электронном виде через Интернет, так и в бумажном виде в самих поликлиниках, в которых анкета проводилась согласно общественный совет.
"В качестве критериев, по которым жители ставили свои оценки, были выделены такие: информация о медицинском учреждении, комфорт при оказании медицинских услуг и их доступность, время нахождения в очередях, условия для инвалидов, доброжелательность врачей в поликлинике и удовлетворенность оказываемыми услугами. В тройку лучших вошли такие поликлиники, как БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 2 имени В. П. Бисяриной», БУЗОО «Детская городская больница № 4», БУЗОО «Медико-санитарная часть № 4»".[11 с.4]
По мнению большинства россиян, по-прежнему бесплатные медицинские учреждения остаются местом, где они получают помощь. Так, в 2005 г. число больничных организаций составляло 9,5 тыс., а уже в 2018 г. - 5,4 тыс. Число амбулаторно-поликлинических организаций, тыс.: в 2005 г. - 21,8, а в 2018 г. - 19,1. Как видно из представленных данных, отмечается явная тенденция к сокращению государственных медицинских учреждений.