Глава 1. Теоретические основы формирования логических УУД младших школьников посредством технологии проблемного обучения на уроках русского языка
1.1. Логические УУД как цель обучения в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на «формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными метапредметными умениями, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [69], т.е. «универсальными учебными действиями». В узком значении этот термин можно определить как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними умений и навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» образования является научить учиться. [69].
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [29, с. 97].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и общенациональных характеристик. В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют сущностные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других видов деятельности:
1) она специально направлена на изучение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действий предваряют решение задач;
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;
5) изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий [20, с. 6].
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поли культурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные , логические, а также УУД постановки и решения проблемы. Формирование и совершенствование логических УУД младшего школьника напрямую взаимосвязано с развитием его мышления. В школьном обучении всегда уделялось внимание развитию логического мышления обучающихся, т.е. формированию логических операций и действий. Необходимо отметить, что в основу развития концепции универсальных учебных действий легли многолетние труды системно-деятельностного подхода научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др.
В процессе мышления происходит отображение реальной действительности, в результате чего человек получает теоретический и практический опыт. Основная задача мыслительной деятельности – помочь выявить связи между объектами, чтобы принять правильное решение по выбору действия. Это позволяет ориентироваться в пространстве и окружающей среде. Данный процесс всегда подразумевает активность [11].
Большую работу в исследовании развития мышления проделал французский психолог Ж.-Ж. Пиаже. Он установил, что «феномены» детского мышления объясняются определенной стадией «логического развития» их мышления [52]. Подлинное усвоение ребенком знаний невозможно без наличия у него форм логического мышления. Согласно теории Ж.Ж. Пиаже, в развитии интеллекта человека можно выделить четыре главных периода: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет), дооперационная стадия (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до11 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет). Ж-Ж. Пиаже утверждал, что формирование словесно – логического мышления происходит на стадии конкретных операций. Именно в возрасте младшего школьного возраста у ребенка появляется мыслительная способность логически размышлять. Стадия конкретных операций — форма мышления, осуществляется на основе логических операций, в которых используются внешние наглядные данные. Эта стадия развития свойственна детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. На этой стадии формируется понятийное отражение среды, ребенок овладевает простые операции классификации, формируются понятия числа, времени, движения и тому подобное. На этой стадии операции мышления еще не вполне развиты, они не формализованы, зависят от конкретного содержания, в различных предметных областях развиваются неравномерно, не объединенные в целостную систему [50]. Именно у младших школьников случается формирование простых операций классификации, формулируют понятия, учатся анализировать. Одной из основных задач начального общего образования способствовать развитию логического мышления в урочной и внеурочной деятельности.
По мнению З.И. Колмыковой [42], мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее. Л.Ф. Тихомирова в своем исследовании [23], посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, отметила, что логикой мышления ребенок овладевает в процессе обучения.
Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского, включает в себя множество умений: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться существенные признаки объектов и явлений; умение взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени и т.д. [50, с. 43].
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредованные, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами. Развитие логического мышления ребёнка — это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечат целостное функционирование логического мышления [2, с.47].
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося. В настоящее время приоритетной целью школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий [69]. Сегодня качество школьного образования определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий, которыми овладел ученик на уровне их практического применения в образовательной деятельности. Применение знаний на практике, а также осуществление деятельности позволяет современному школьнику быть успешным. В составе универсальных учебных действий выделяют личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Термин универсальные учебные действия впервые ввел А.Г. Асмолов в совместной деятельности с учеными-психологами. В широком смысле универсальные учебные действия – это умение учиться, а в более узком – совокупность способов действия, которые помогают самостоятельно найти пути к усвоению новых умений и знаний. И в том и другом случае универсальные учебные действия позволяют ученикам не только осваивать знания, но и применять их в различных отраслях.
Универсальные учебные действия в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). Существуют определенные различия формирования универсальных учебных действий в начальных классах, в звене основной и средней школы, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Одним из самых важных и обязательных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных действий. Для этого Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании универсальных учебных действий также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий. К функциям универсальных учебных действий относится обеспечение потенциалов ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Так же создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого определена, поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью и обеспечение успешного изучения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [4]. Выделяется четыре вида универсальных учебных действий.
Разберем более подробно логические универсальные учебные действия. Логическое мышление всегда играло большую роль не только в образовании, но и в психологии развития человека. Логические универсальные учебные действия разрешают ребенку более полно осваивать учебный материал.
Логические универсальные действия младших школьников включают: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинной и следственных связей; построение логической цепи рассуждений доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование [69].
Рассмотрим логическое универсальное учебное действие анализа. Под анализом понимается мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях [49, с. 152].
Анализ предполагает осуществление следующих действий: выделение признаков объекта и кодирование их; описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; кодирование операций с признаками; установление отношений между объектами множествами объектов [48, с. 35]. Не менее важным и сложных логическим умением является синтез («мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое» [48, с. 152]).
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств [3, с.176].
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Это важнейшие мыслительные операции. Под сравнением понимается сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними [48, с. 153]. Рассматривая обобщение как компонент логических универсальных учебных действия, мы выяснили, что это мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования [38, с. 60]. Умение подведение под понятие — это распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез [38, с. 60]. В логические универсальные учебные действия входит «доказательство». Это умение позволяет устанавливать причинно-следственные связи и построение логической цепи рассуждений [38, с. 60].
Все универсальные учебные действия связаны между собой. Рассматривая выдвижение гипотез и их обоснование, мы сделали вывод о том, что, это высказывание предположений, что может или должно произойти и поиск доказательств этих предположений [49, с. 153].
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…» [3, с. 176].
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков [5, с. 318].
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Рассматривая обобщение как компонент логических универсальных учебных действия, мы выяснили, что это мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования [38, с. 60].
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению [3, с.176].
Умение подведение под понятие — это распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез [38, с. 60]. В логические универсальные учебные действия входит «доказательство». Это умение позволяет устанавливать причинно-следственные связи и построение логической цепи рассуждений [38, с. 60]. Все компоненты связаны между собой. Рассматривая выдвижение гипотез и их обоснование, о том, что, это высказывание предположений, что может или должно произойти и поиск доказательств этих предположений [49, с. 153].
Таким образом, проблема формирования логических универсальных учебных действий связана с формированием логического мышления у учеников.
В данной работе мы пришли к выводу что логические универсальные учебные действия как совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В качестве основных умений мы определяем (анализ, синтез, доказательство, гипотеза, сравнение, обобщение и т. д). Формированию логических УУД следует уделять особое внимание при обучении младших школьников, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие логического мышления.
1.2 Особенности формирования логических УУД младших школьников посредством технологии проблемного обучения на уроках русского языка
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Именно такое обучение является проблемным.
Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.
Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия: учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут. Данная технология учит младших школьников не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества: умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.
Изучая работы учёных о проблемном обучении, мы можем сделать вывод, что это не новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны американским философом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). Далее идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным. Серьёзно этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер, Е.Л. Мельникова.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению. Например, Д.В. Вилькеев под проблемным обучением понимает такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения».
В. Т. Кудрявцев считает, что «проблемное обучение заключается в создании перед учащимся проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций учащимися в ходе совместной деятельности учащихся с учителем при оптимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего». [7, с.37].
В.Оконь указывает: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем... оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, и наконец, руководство процессом систематизации знаний». [12, с.68].
И. Ф. Харламов под проблемным обучением понимает « … такую организацию учебного процесса, которая включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждение у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой научной информации». [17, с.38].
По мнению М.И. Махмутова, основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания в значительной части не передаются в готовом виде учащимся, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации. [11, с.23]. Он дает следующее определение: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом принципов проблемности; процесс взаимодействия преподавания и усвоения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащимися, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированной системой проблемных ситуаций». [11, с.257].
Е.Л. Мельникова утверждает, что «проблемное обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества:
-постановка проблемы;
-поиск решения;
-выражение решения;
-реализация продукта и его оценивание.
Она также выделяет четыре уровня проблемного обучения:
1. Учитель сам решает проблему при активном слушании и обсуждении учениками.
2. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её (побуждающий диалог).
3. Учащиеся ставят проблему, учитель помогает её решить (подводящий диалог).
4. Учащиеся сами ставят проблему и сами её решают.
Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального общего образования, необходимо выполнять ряд условий. Проблемное обучение целесообразно применять тогда, когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий; ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности); у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
При всём многообразии определений проблемного обучения, в них можно выделить общее – наличие в обучении проблемной ситуации, представляющей собой познавательную задачу, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемное обучение многофункционально и решает следующие задачи:
- стимулирует мотивацию учения и повышает познавательные интересы школьников;
- формирует у учащихся самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
- развивает творческие способности и навыки исследовательской деятельности учащихся;
- развивает их коммуникативные компетенции.
Проблемное обучение заключается в создании учителем проблемных ситуаций и управлении познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний путем решения учебных проблем, задач и вопросов.[1] Но, чтобы такое обучение соответствовало поставленным целям, следует решить вопрос о технологии, которая представляется как ”последовательность этапов, включающих: постановку учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач” [18].
Технология проблемного обучения, что очень важно в условиях работы по новым образовательным стандартам, позволяет учащимся быть готовыми к самообразованию, и позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов.