Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕДИЦИНА

Профилактика плоскостопия у детей 5-6 лет средствами физической культуры

superrrya 1125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.11.2021
Целью данной исследовательской работы является коррекция и профилактика развития плоскостопия у детей 5-6 лет средствами физической культуры. Противоречие: чрезвычайно часто встречается плоская стопа у детей, но на практике воспитатели физической культуры редко применяют меры по предотвращению проблемы, так как не придают ей серьёзного значения. Объект исследования – процесс физического воспитания детей 5-6 лет. Предмет исследования – предупреждение плоскостопия у детей 5-6 лет в детском образовательном учреждении средствами физической культуры. Гипотеза исследования. Предполагалось, что внедрение экспериментальных комплексов упражнений для профилактики развития плоскостопия, будет способствовать улучшению состояния свода стопы у детей 5-6 лет. Задачи исследования: - изучить методы диагностики, профилактики и коррекции плоскостопия у детей 5-6 лет; - провести диагностику детей 5-6 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение, с целью выявления отклонений в состоянии свода стопы; - разработать комплексы для предупреждения плоскостопия у детей 5-6 лет, основанную на средствах физической культуры; - оценить эффективность разработанных комплексов. Исследования проводились в 3 этапа: Первый этап включал анализ научной и методической литературы: определение объекта и предмета исследования, его цели и задачи, формулирование гипотезы. На основе изученных материалов были разработаны комплексы для профилактики плоскостопия у детей 5-6 лет, спланировано проведение контрольных испытаний и педагогического эксперимента. На втором этапе исследования опытным путем определялась эффективность разработанных комплексов, направленных на правильное формирование стопы у детей. В начале и конце этапа проводился контроль состояния стопы. На третьем этапе проводилась обработка полученных данных, анализ и обобщение полученных результатов.
Введение

Актуальность. Проблема плоскостопия является довольно серьёзной, поскольку может оказать значительное негативное влияние на здоровье человека. Так, плоскостопие может повлечь за собой нарушение осанки, а также привести к трудностям во время ходьбы. Такие серьезные последствия возможны в том случае, когда плоскостопие сопровождается уплотнением свода стопы. В детском возрасте плоскостопие может не причинять дискомфорт ребёнку, но, когда он вырастет, возможны различные болевые реакции – на ходьбу, длительное нахождение на ногах, стояние. Все указанные проявления могут серьёзно отразиться на работоспособности человека. С.Б. Шарманова указывает на то, что плоская стопа характеризуется опусканием её продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость, боли при ходьбе и стоянии. Детская стопа, по сравнению со взрослой, коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объём движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к прыжкам и соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке свода стопы несколько уплотняются, но по окончании её тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц стопы [13]. Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев [6].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6 1.1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6 1.2. Строение и функции детской стопы 10 1.3. Причины и диагноз плоскостопия 17 1.4. Профилактика плоскостопия 22 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27 2.1. Организация исследования 27 2.2. Методы исследования 29 ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Список литературы

1. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская. – М.: Сфера, 2013. – 64 с. 2. Безруких, М.М. Возрастная физиология / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002 г. – 416 с. 3. Безрукова, А.А. Начальная школа / А.А. Безрукова // Ежемесячный научно-методический журнал. – 2006. – № 6. – С. 12-15. 4. Большая медицинская энциклопедия: справочное руководство для врачей / под ред. Б.В. Петровского. – М.: Совецкая энциклопедия, 1994. – 536 с. 5. Вавилов, Ю.Н. Физическая культура / Ю.Н. Вавилов. – М.: ФИАН, 2004. – 336 с. 6. Вавилова, Е.Н. Укрепление здоровья детей / Е.Н. Вавилова. – М.: Медицина, 1998. – 256 с. 7. Валеев, Н.Н. Лечебная физическая культура / Н.Н. Валеев, Т.С. Гарасева. – М.: Академия, 2009. – 419 с. 8. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. – Р-н-Д: Феникс, 2008. – 381 с. 9. Васильков, А.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие / А.А. Васильков, Е.А. Черепов, А.В. Ненашева. – Челябинск: ЮУрГУ, 2003. – 58 с. 10. Горецкий, В.Г. Начальная школа / В.Г. Горецкий // Ежемесячный научно-методический журнал. – 2005. – № 12. – С. 55-57. 11. Громов, В.Е. Начальная школа / В.Е. Громов // Ежемесячный научно-методический журнал. – 2005. – № 13. – С. 33-34. 12. Дворов, Ю.А. Начальная школа / Ю.А. Дворова // Ежемесячный научно-методический журнал. – 2005. – № 10. – С. 40-41. 13. Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления / Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев. – М.: Просвещение, 2007. – 247 с. 56 14. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. – М.: Медицина, 1997. – 528 с. 15. Ермолаева, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаева. – М.: Высшая школа, 1998. – 384 с. 16. Зелитченко, Л.В. Физкультура для ослабленных детей / Л.В. Зелитченко. – М.: Академия, 2012. – 188 с. 17. Кинеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кинеман. – М.: Просвещение, 1998. – 272 с. 18. Козырева, О.В. Лечебная физическая культура при плоскостопии / О.В. Козырева. – М.: Медицина, 2005. – 215 с. 19. Красикова, И.С. Плоскостопие: профилактика и лечение / И.С. Красиков. – М.: Академия, 1999. – 128 с. 20. Максименко, Т.А. Лечебная физкультура для детей / Т.А. Максименко, Л.С. Вакуленко.– М.: Сфера, 2011. – 246 с. 21. Матвеев, С.В. Здоровый ребенок / С.В. Матвеев. – СПб.: Сотис, 2014. – 315 с. 22. Машков, В.Н. Лечебная физическая культура в клинике плоскостопия / В.Н. Машков. – М.: Медицина, 2005. – 268 с. 23. Панцырева, Ю.М. Клиническая хирургия / Ю.М. Панцырева. – М.: Медицина, 1998. – 640 с. 24. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1997. – 233 с. 25. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве / Н.В. Полтавцева. – М.: Просвещение, 2005 г. – 235 с. 26. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов. – М.: Академия, 2007. – 416 с. 27. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое издание, 2006. – 416 с. 57 28. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека / М.Р. Сапин. – М.: Академия, 2002. – 448 с. 29. Семина, Н. Здоровье детей / Н. Семина // Методическая газета для учителей. – 2014. – № 17 (411). – С. 7-11. 30. Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М.И. Фонарева. – СПб.: Лекарь, 2013. – 360 с. 31. Тишберг, Л.С. Применение лечебной физической культуры при заболеваниях плоскостопия / Л.С. Тишберг. – М.: Медицина, 2005. – 228 с. 32. Фридланд, М.О. Статические деформации стопы / М.О. Фридланд. – М.: Просвещение, 2006 . – 305 с. 33. Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1999. – 239 с. 34. Чеховский, М.М., Н. Здоровье детей / М.М. Чеховский // Методическая газета для учителей. – 2014. – № 19 (413). – С. 14-17. 35. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей / С.Б. Шарманова. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 336 с. 36. Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и игры в ДОУ / А.П. Щербак. – М.: Академия, 2014. – 421 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста Первые шесть лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Возрастной период от 5 до 6 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может подрасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела – 17- 18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см [33]. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчиваются к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не закончено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается (окружность головы ребенка к шести годам равна приблизительно 50 см). Данные размеры необходимо учитывать при изготовлении атрибутов для праздничных утренников и подвижных игр. Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет, но к шести годам еще не окончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении подвижных игр, игровых упражнений и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам [24]. Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, горки и т. д.). Следует также учесть, что при падении малыша с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения брюшной полости (печени, почек, селезенки). Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. результате этого часто появляется подвывих (если потянуть малыша за руку). Преподаватель должен обязательно предупреждать об этом родителей [24]. У детей 5-6 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят. В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них — это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц [24]. Основой проявления двигательной деятельности является сохранение устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребёнка увеличиваются. Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп [24]. У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает [13]. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения. В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему [24]. У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагируют на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр [24]. Нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение. Нервная система обеспечивает связь частей организма в единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процессов, протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельность нервной системы. В период дошкольного детства интенсивно развиваются функции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность. Этому сопутствует одновременное развитие психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь [27]. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В дошкольном возрасте объемная скорость кровотока на единицу массы тела в два раза больше, чем у взрослых. При этом кровяное давление у детей намного ниже. Так, у шестилетнего ребенка систолическое давление составляет 95-105 мм рт. ст. Тонус сосудов у детей постоянный и не регулируется функциональными потребностями организма [28]. К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в четыре раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту. К семи-восьми годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается и работа сердца становится более ритмичной. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых у взрослого. Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%. Жизненная емкость легких у пяти-шестилетних детей в среднем равна 1100-1200 см3, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем – 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6-0,8 км до 1,2-1,6 км. Прыжки через короткую скакалку ребята могут выполнять в течение достаточно длительного времени (13-15 минут). Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 6 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Таким образом, можно сделать вывод о том, что при такой активности необходимо особое внимание уделять формированию стопы, иначе, могут произойти необратимые изменения, доставляющие дискомфорт уже во взрослом возрасте. 1.2. Строение и функции детской стопы Стопы изменяются в течение всей жизни человека, однако наиболее интенсивное формирование сводов проходит в дошкольный период. Для сохранения формы и функции стоп критическими являются этапы быстрого роста ребенка, они приходятся на школьные годы, а также возможны при гормональной перестройке организма [7]. Анатомо-физиологические свойства стопы позволяют несколько обособленно выделить ее функции, как при перемещении человека, так и при стоянии, вследствие чего ее функции можно схематично рассматривать в трёх взаимно-сопряженных направлениях [4]: ? стопа является органом опоры при стоянии; ? стопа является рычагом при локомоторных движениях; ? стопа является амортизатором толчков и сотрясений при перемещениях. Исходя из этого стопа как элемент опорно-двигательного аппарата человека осуществляет три биомеханические функции: рессорную, балансировочную и толчковую [34]. При плоскостопии страдают все функции стопы. Функции стопы выражаются в виде скручивающейся спирали или рессоры, это связано с тем, что движения одной части стопы вызывают в другой её части противоположные перемещения. При этом ключевую функциональную нагрузку выполняет более мощный внутренний отдел стопы, он имеет основное значение в обеспечении амортизации толчков, упругости походки и движений [14]. Своды стоп амортизируют вес всего тела, они поддерживаются связками и мышцами стоп и голеней, вследствие этого рессорная функция при статической и динамической нагрузках является основной [34]. Рессорная функция проявляется в смягчении толчков при ходьбе, прыжках, беге. Это возможно благодаря способности стопы под действием нагрузки упруго распластываться и впоследствии обретать первоначальную форму. Исследования в данном направлении говорят о том, что ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g) при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу. У людей, не имеющих проблем со стопами, ускорение на голени составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При уплощении сводов стоп толчки гораздо резче передаются на суставы нижних конечностей, а также на позвоночник и внутренние органы, что является причиной для ухудшения условий их функционирования [6]. Балансировочная функция – это регуляция позы человека при движениях. Эта функция производится из-за богатства рецепторов в сумочно-связочном аппарате и возможности движения в суставах стопы в трёх плоскостях. Человек ощущает площадь, по которой передвигается. Здоровая стопа способна скульптурно охватить выпуклости опоры. При уплощении сводов положение суставов и костей изменяется, а связочный аппарат деформируется, в результате чего может страдать устойчивость и координация движений. Толчковая функция проявляется в сообщении ускорения телу человека при передвижениях. Она считается самой сложной функцией стопы, в результате того, что в ней используются и способность к балансировке, и рессорность. При беге, прыжках наиболее наглядно проявляется ослабление данной функции. Существует еще одна функция стопы, которая не имеет прямой связи с биомеханикой. Стопа насыщена нервными рецепторами и является «энергетическим окном» организма. При охлаждении стоп происходит рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, которое более выражено у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине используют стопу как доступ к любой части тела [13]. Мнение многих авторов таково, что костно-мышечный аппарат стопы состоит из двух сводов: поперечного и продольного. Продольный свод образует две части – медиальную и латеральную [32]. Пяточная, таранная, ладьевидная, три клиновидных и первые три плюсневые кости составляют медиальную часть продольного свода. Внутренняя арка эластична, ее вершиной выступает ладьевидная кость, при нагрузке стопы отстоящая от пола на 15 - 18 мм. При опоре стопы с нагрузкой внутренняя арка, которая работает как рессора, несколько снижается ? это достигается её удлинением, потому, что головка плюсневой кости удаляется от пяточного бугра при перегрузке стопы. После воздействия нагрузки на свод кривизна внутренней арки восстанавливается [20]. Пяточная, кубовидная, четвертая и пятая плюсневые кости – являются латеральной частью продольного свода стопы. Вершина наружной арки, кубовидная кость, приподнята на 3-5 мм, т.е. удалена от пола меньше чем вершина внутренней арки. Первая это рессорная, а вторая опорная части продольного свода стопы. Длинный сгибатель большого пальца стопы ? наиболее сильная мышца среди всех глубоких мышц задней поверхности голени. Данная мышца играет значительную роль в удержании медиальной части её продольного свода [20]. Через кубовидные и клиновидные кости и основания плюсневых костей проходит поперечный свод, также часто он бывает выражен и в области головок плюсневых костей. Головки первой и пятой плюсневых костей – это опорные поверхности передней арки. Длинная малоберцовая мышца проходит по внешней стороне голени, далее – по подошвенной поверхности поперек всего свода вплоть до его медиального края. Вместе с фронтальной большеберцовой мышцей она формирует сухожильно-мышечную петлю, которая укрепляет поперечный свод стопы [6]. Своды стоп защищают от давления мышцы, сосуды и нервы подошвенной поверхности. Своды стопы удерживаются как активными, так и пассивными силами. К первым относятся мышцы, ко вторым – кости и связки. Огромную роль в удержании сводов стопы играют мышцы, которые супинируют стопу (в первую очередь задняя большеберцовая мышца, сухожилие которой, прикрепляясь к нескольким костям стопы, сближает их, и длинная малоберцовая мышца). Вследствие напряжения вышеперечисленных мышц пронируется передний отдел стопы и супинируется пяточная кость, что приводит к её торсии и углублению сводов. Функциональным назначением стопы, по определению Лесгафта П.Ф. считается в основном опора и передвижение, а ещё прыжки и танцы, но при долгих упражнениях вероятны даже такие тонкие функции, которые характерны для кистей рук, как рисование, письмо, печатание на машинке и др. [19]. Наиболее объемные движения стопы происходят в голеностопном суставе: сгибание ? до 30-450, разгибание ? до 20-300, приведение ? до 20-300, отведение ? до 10-150. В подтаранном (таранно-пяточном) суставе возможно вращение стопы вовнутрь до 10-150 и вращение кнаружи – до 20-300 [14]. При беге, ходьбе, стоянии и прыжках стопа, неся огромную нагрузку обеспечивает перемещение тела в пространстве. С биомеханической точки зрения строение стопы является анатомически функционально целесообразным, в связи с чем, от её состояния зависит легкость ходьбы, плавность и экономичность энергозатрат [7]. Лишь только когда нагрузка, действующая на стопу (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами), стопа может функционировать нормально как единый анатомо-физиологический комплекс. В связи с ослаблением мышечно-связочного аппарата под воздействием каких-либо причин происходит нарушение нормальной формы стоп. Стопа становится плоской и оседает, из-за чего и возникают следующие деформации: происходит расширение переднего отдела стопы, а пятка начинает отклоняться кнаружи. Стопа становится распластанной, а главное, теряется одна из основных ее функций ? рессорная (пружинящая) [9]. Сенаторова С. М. в своих исследованиях доказала, что решающие воздействие на сохранение формы и положения стопы оказывает мышечная сила [36]. Повышение тонуса сухожилий сгибателей пальцев (длинного сгибателя большого пальца, длинного и короткого сгибателей пальцев), которые служат как бы растяжкой между пальцами и пяточной костью и сближающих передние и задние отрезки дуги продольного свода, не позволяют развиться плоскостопию. Следует отметить, что строение детской стопы отличается от строения стопы взрослого человека. В связи с иным распределением нагрузки у детей имеются свои анатомические и функциональные особенности [3]. Суставно-связочный аппарат стоп у дошкольников еще недостаточно сформирован из-за того, что суставы еще более эластичны и менее прочны. Следовательно, у детской стопы амплитуда движений выше, чем у взрослых, и именно поэтому стопа ребёнка не предрасположена к статическим нагрузкам [8]. Это происходит вследствие того, что колебания свода у детей выражены более резко, чем у взрослых. Вследствие нагрузки детская стопа распластывается больше, чем стопа взрослого, однако после окончания нагрузки с помощью активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У детей до 5-6-летнего возраста стопы выступают как своего рода каркас, который состоит из мышц и хрящей. Со временем мышцы и хрящи окостенеют, что и определяет мягкость и податливость скелета стопы. При этом связки и мышцы стопы развиты еще недостаточно. Например, ладьевидная кость, находящаяся на своде стопы, формируется только к 5 годам. В отличие от взрослых кости детей содержат больше органических и меньше неорганических веществ. Химический состав костей меняется с возрастом. Это отражается в увеличении количества солей кальция, магния, фосфора и других элементов, а также меняется их количественное соотношение. Что касается мышц, то в них 32 растет число миофибрилл, в клетках скелетной мускулатуры уменьшается количество саркоплазмы, растет объём соединительной и внутримышечной ткани [17]. Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка во многом составляет хрящевая структура. В данном возрасте связки несколько эластичны и растяжимы, а мышцы недостаточно сильны и выносливы [5]. Физические свойства костей меняются при изменении строения и химического состава. В детском возрасте кости более эластичные и менее ломкие, чем у взрослых. К 6 годам строение трубчатых костей уже сходно с взрослым [36]. Своды стопы ребенка отличаются сравнительно большим жировым отложением со стороны подошвы. Эти отложения с возрастом уменьшаются, а своды приобретают большую выраженность [19]. Детская стопа более короткая и в пяточной области сужена. У взрослого пальцы плотно налегают друг на друга, а у детей пальцы расходятся. Детская стопа имеет больший объем движений вследствие большей эластичности связочно-мышечного аппарата [10]. Стопа ребенка имеет более выраженное супинаторное положение, особенно в первый год жизни. Очень часто дети при ходьбе ставят стопу не на всю подошвенную поверхность, а лишь только на наружный край. Это в дальнейшем ведёт к некоторой пронации стопы и опусканию медиальной части её продольного свода. Данные исследований Козыревой О.В. показали, что функциональное плоскостопие отмечают у детей до 4,5-5 лет, а у детей старшего возраста плоская стопа в сочетании с отклонением пятки наружу или внутрь считается патологией [26]. Разного рода неблагоприятные внешние воздействия приводят к появлению тех или иных функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что стопа находится на этапе интенсивного развития, а её формирование еще не окончено [18].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Медицина, 43 страницы
13000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg