Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭТИКА

Преемствнность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младше школьного возраста

superrrya 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.10.2021
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения общей культуры детей, как на ступени дошкольного образования, так и ступени начального общего образования, в частности культуры общения, для успешной социализации детей, т.е. адаптации их к окружающему миру. Вхождение ребенка в современный мир, взаимодействие с ним и усилия по его преобразованию будут тем успешнее, чем лучше он усвоит поведенческую культуру общества. Однако, в настоящее время существует проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную. Необходимость реальной преемственности отдельных уровней системы отечественного образования - проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных уровнях общего образования. В целом проблема организации преемственности содержания образования затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу; из начальной школы - в основную, а затем в среднюю (полную) школу и, наконец, в организацию высшего образования (профессиональное образование). При этом, несмотря на огромные возрастные и психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. Несмотря на то, что различным аспектам преемственности дошкольного и начального школьного образования посвящены работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой и др., современные исследования (М.В. Давыдовой, Т.А. Ерахтиной, Е.Н. Ращикулиной, Л.А. Савенкова, Л.В. Трубайчук, Г.В. Тугулёвой, Л.Н. Уваровой и др.), значимость приобретает рассмотрение преемственности дошкольного и начального образования в условиях федеральных государственных стандартов. В рамках данной проблемы была определена тема нашего исследования: «Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Объект исследования – обучение речевому этикету детей старшего и младшего школьного возраста. Предмет исследования – преемственность в обучении речевому этикету детей старшего и младшего школьного возраста. Цель исследования – обосновать, экспериментально доказать возможность преемственности в обучении речевому этикету детей старшего и младшего школьного возраста. Гипотеза исследования, мы полагаем, что преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, должна осуществляться по этим критериям: 1. Наличие договоров между детским садом и школой по обеспечению преемственности; 2. планирование совместной деятельности по обеспечению преемственности; 3. проведение совместных мероприятий; 4. работа по обучению речевому этикету детей; 5. планирование совместной деятельности по обучению речевому этикету детей; 6. мониторинг процесса обучения речевому этикету детей; знания педагогов по преемственности ДО и НОО в условиях ФГОС В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования: 1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования. 2. Раскрыть особенности речевого этикета у детей дошкольного и младшего школьного возраста 3. Рассмотреть проблемы преемственности между школой и детским садом. 4. Провести анализ организации преемственности в речевом этикете детей старшего и младшего школьного возраста. 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы. 6. Разработать программу организации преемственности в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методологическую основу исследования составили положения: – положения, раскрывающие сущность и содержание понятия «речевой этикет» (А.А. Акишина, В.Е. Гольдин, В.Г. Костомаров, И.А. Стернин, В.П. Терин, Н.И. Формановская); – концепции развития личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.); – положения, раскрывающие теоретические особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста (О.И. Даниленко, И.Н. Курочкина, З.К. Тарланов, Н.И. Формановская,) и младших школьников (М.Р. Львов, Е.Ю. Никитина, Т.Г. Рамзаева, Л.Л. Супрунова, А.В. Тасбаева); – положения научной теории по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования (Т.А. Ерахтина, Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова, Л.В. Трубайчук и др.). Методы исследования: теоретические методы – анализ психолого-педагогической научной литературы; изучение педагогического опыта; обобщение; сравнение; практические методы – констатирующий эксперимент, анкетирование. База исследования. Экспериментальная работа в МДОБУ ЦРР детский «Белочка» и МОБУ СОШ №7 г. Сибай Республика Башкортостан. Теоретическая значимость исследования заключается в определении специфики взаимодействия детского сада и школы по реализации преемственности в обучении речевому этикету детей старшего и младшего школьного возраста. Практическая значимость исследования заключается в разработке организации преемственности в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в работе дошкольных педагогов ДОО и СОШ, взаимодействующих с дошкольниками старшего возраста и школьниками младшего возраста.
Введение

На современном этапе изменение социально-политической ситуации повлекло за собой возникновение новых поведенческих правил и норм жизни. В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой и речевой культуры неизмеримо возрастает. Знание этикета важно, прежде всего, для эффективной коммуникации в деловой и межличностной сферах. Обучение дошкольников правилам речевого этикета помогает им успешнее социализироваться, адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Соблюдение правил поведения и этикетной речи, принятых в обществе, помогает ребенку развивать общение с детьми и взрослыми: настроить на доброжелательное отношение к себе, высказать просьбу, возбудить интерес, выразить радость. В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» содержание дошкольное образование должно быть направлено в том числе и на усвоение норм поведения и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры . Согласно мета предметным требованиям, указанным в современном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, результат освоения начального образования должен отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий . Проблема речевого этикета и взаимодействия людей рассматривается в работах психологов (Л.C. Выготский, А.А. Бодалев, A.В. Запорожец, М.И. исина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, А.П. Усова и др.). Специфика общения дошкольников исследовалась в работах Е.А. Аркина, A.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Д.Б. Годовиковой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Особенность речевого этикета у взрослых и детей представлены в исследованиях: А.А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н. И. Формановская и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие о речевом этикете 1.2 Особенности речевого этикета у детей дошкольного и младшего школьного возраста 1.3 Проблемы преемственности между школой и детским садом Выводы 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМТСВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Анализ организации преемственности в обучении речевому этикету детей старшего и младшего школьного возраста 2.2 Результаты анализа организации преемственности в обучении речевому этикету детей старшего и младшего школьного возраста 2.3 Программа организации преемственности в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Отрывок из работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие о речевом этикете Как и всякое социальное явление, этикет имеет свою историю. Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменением условия жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил этикета, церемониала было необходимым условием, от которого зависела не только карьера, но и жизнь человека. Этикет формировался под влиянием различных факторов, немаловажное значение имел политический строй, уровень развития культуры и искусства, внешняя и внутренняя политика и многое другое . Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами . Понятие «этикет» появилось сравнительно недавно. Сущность данного понятия понимается как, «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово этикет произошло от французского etiguette и имеет два значения: «ярлык, «этикетка»; «церемониал», «этикет». Как указывает В.В. Иванова слово «этикет» обозначает своеобразный кодекс манер и правил поведения» . Этикет – это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в обществе конкретного типа представлений . В «Толковом словаре» С. И. Ожегова этикет определяется как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения . По мнению А.Н. Асадова, Н.Н. Покровской, О. А. Косалимовой этикет является совокупностью правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры, одежда) . Этикет – порядок поведения людей, удобных для всех. Соблюдением этикета является соблюдение правил поведения, а точнее стараться не ставить человека в неудобное положение, поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать этикет . Этикет подразумевает порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства . В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) . Довольно полно определяет сущность этикета Н. Брунчукова: «Этикет в целом (речь идет о нормах поведения и связанных с ними представлениях) является одним из внешних проявлений, которые присущи всему комплексу культурного достояния. В силу того, что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в процессе ею культурно-исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражаются принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления» . Следует также иметь в виду, что этические правила этих авторов являются правилами поведения, связанными с появлением отношения к людям, и что легко общающиеся отношения характеризуются наибольшим консерватизмом по сравнению с другими. составляющие популярной культуры. Этикет – неотъемлемая часть культуры поведения, те правила поведения, которые установлены обществом или социальной группой. Каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный «колорит» в общепринятые поведенческие позиции. Так, этикет российского общества формировался в XVIII в. на базе русских обычаев и традиций, своеобразно сочетавшихся с правилами европейского этикета, а в XIX в. в нашей стране на основе дворянского этикета сложился этикет нарождавшейся буржуазии, появился этикет купеческий, мещанский . Каждый социальный класс отражал свое социальное положение в поведении. В жизни общества этикет является регулятором поведения и предоставляет информацию о том, как обычно вести себя в конкретной ситуации. По форме этикет разделен на речь и не говорит. Первый - это словесное (словесное) выражение уважения к людям и проявляется в устной форме: в речи, в форме обращений и приветствий, в умении вести беседу, делать критические замечания, участвовать в споре и хвалить. Всегда и везде слово сопровождает человека. Наши деловые и личные контакты зависят от того, как и что мы говорим. Невербальная форма этикета включает действия и действия, посредством которых проявляется уважительное отношение к другим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе . Наша речь играет решающую роль в этике взаимоотношений с людьми. Если этикет установлен в обществе, где существуют правила, основанные на требованиях, речевой этикет регулирует правила речевого поведения. . В конце 60-х годов ХХ века началось углубленное изучение речевого этикета. В. Г. Костомаров рассматривал речевой этикет как «микросистему национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контактов собеседников, поддерживания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (правилам этикета)» . Речевой этикет в работах Л.Е. Туминой описывается как совокупностьпринятыхобществомправилречевогоповедениявсоответствующихсферахиситуацияхобщения . М.А. Дедюлина рассматривает речевой этикет не только как специфическую коммуникативную систему и особую форму поведения, но и как определенную систему знаков. Любой акт общения предполагает наличие, по крайней мере для партнеров с определенным коммуникативным статусом, коммуникативных ролей участников общения взаимно определяются: с одной стороны, они определяются полом и возрастом и социальными ролями, а с другой - самой ситуацией связи. . Порядок выражения включает социальную иерархию, национальную культуру и этикет, ритуал, хорошо развитую языковую личность, постоянную практику и контроль сознания. . Как указывает в своем исследовании Т.Л. Лапшина, в формировании и функционировании этикета действуют те же механизмы, что и в формировании культуры вообще, исторический опыт и память, отбор ценностей, наличие знаковых элементов-символов, воссоединение духовного и материального, возвышающее и одухотворяющее начало человеческих отношений; одни из способов их ориентации и регуляции, ценностный результат освоения человеком мира природы, социума, а также самого себя» . В лингвистике давно установлено, что мы можем говорить о широком и узком понимании этикета речи: этикет в широком смысле - это правила, регулирующие поведение говорящего и слушателя ( лицо, жесты, речевое содержание, тон, выбор выражений); в узком смысле, правила речи, которые определяют использование формул меток. Речевой этикет – это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми . Так определяет речевой этикет И.А. Стернин. Аналогичным образом это делает и Л.Г. Антонова: «Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения» . Наиболее полное определение речевого этикета дает Н.И. Формановская: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» . Подводя итог вышесказанному, мы заключаем, что речевой этикет определяет наши действия во время общения. Понятие речевого этикета напрямую связано с понятием речевого этикета. Формула речи - это конкретное слово или выражение, которое следует использовать на трех этапах разговора: в начале разговора (приветствие или встреча), в основной части и в заключительной части разговора. . Формулы речевого этикета широко используются в разговорной и диалогической речи. Любая ситуация общения включает следующие компоненты: ситуацию, в которой происходит общение (речевую ситуацию общения), отношение между говорящими (этические нормы поведения), реплики (стандартизированные формулы речевого этикета), процесс диалогизирования (беседа). Определенное место диалога занимает первая интерпретация (прозвища ярлыка, стандартная форма ярлыка) в виде звонка, приветствия, благодарности, прощения, вопроса и т. Д. В ходе диалога собеседники должны решить определенное количество психологических проблем, связанных с этикой речи. . Некоторые исследователи понимает речевой этикет, в первую очередь, как вежливость по отношению к собеседнику. Так, по мнению В.Е. Гольдина, речевой этикет – это «совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми» . Он считает, что вежливость как категория вежливости определяется концепцией «придания слову значения». Следовательно, измерение метки играет роль меньше той, в которой получатель должен руководствоваться идеями, принятыми в этом обществе, считается неприемлемым. И.А. Стернин также утверждает, что речевой этикет должен отражать вежливое отношение людей друг к другу. Автор выделяет характерные признаки речевого этикета, которые отличают его от других видов общения. Первый признак – ситуативность. Автор считает, что для каждой ситуации общения существует свой речевой этикет. Второй признак – регулятивность. Это означает, что речевой этикет, который регулирует отношения между людьми, участвующими в общении, таким образом разделяет коммуникативные роли, определяет статус интервьюируемых и определяет тонкость общения. Третий признак - соглашение. Это означает, что должен быть обмен информацией о этикете в ситуации с этикетом. Четвертый признак - наличие коммуникативных рамок. Здесь автор указывает, что в том или ином случае существуют обязательные элементы, которые составляют акт этического общения. . По мнению Т.М. Балыхиной, речевой этикет обладает такими признаками как тактичность, терпимость и доброжелательности, что также можно отнести к проявлению вежливости . Основываясь на изучении различных подходов к характеристике понятия речевого этикета, речевой этикет выполняет в обществе важнейшие функции: регулятивную, познавательную, коммуникативную, эстетическую, этическую и воспитательную. Таким образом, речевой этикет, используя специальную систему специальных языковых формул, регулирует правила речевого поведения, создает благоприятный климат для общения, обеспечивает широкий выбор языковых инструментов и способствует сохранению дальнейших связей. На речевой этикетке указаны индивидуальные характеристики речи человека, выраженные в поведении в общении. На основании того, что было заявлено в Гражданском кодексе, мы можем сделать вывод, что в настоящее время нет определения понятия речевого ярлыка. Обобщая, однако, позиции всех авторов, мы можем дать следующее определение: речевой этикет - это система постоянных форм общения, предназначенная для создания голосового общения между собеседниками, основанная на знании признаков этикета дружбы с людьми. 1.2 Особенности речевого этикета у детей дошкольного и младшего школьного возраста В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления . К концу дошкольного возраста, при определенных условиях обучения, ребенок начинает понимать его структуру, а не просто использовать слово. Проблема формирования речевого этикета ориентирована на взрослых дошкольников и младших классов, так как в этот период заложены принципы нравственности, быстро развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения. (А. А. Бодалев, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и другие). Данные процессы происходят во многом на основе овладения словарным составом литературного языка и его применения в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками (Т. В. Антонова, Л. В. Лидак, Т. А. Маркова, С.В. Петерина и другие). Формирование речевого этикета детей является процессом усвоения этических норм речевого общения ребенка. В этом процессе важно не только дать понятие этикета, но и воспитать и развить у ребенка хорошие привычки, нравственность, культуру устного общения. Будучи независимыми, взрослыми дошкольниками, они остаются вне семьи и начинают общаться с более широкими людьми, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полного овладения средствами общения, основным из которых является речь . Деятельность ребенка также является предметом высоких требований к развитию языка. Язык развивается в разных направлениях: его практическое применение в общении с другими людьми совершенствуется, но язык является основой для перестройки всех психических процессов и, конечно, инструментом мышления. В определенных обстоятельствах ребенок не только начинает понимать использование языка, но и структуру, которая будет важна для изучения буквы в будущем. В дошкольном возрасте у ребенка развивается словарный запас. По сравнению с ранним детством словарь ребенка дошкольника увеличивается, как правило, в три раза, а у некоторых детей и в пять раз. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития . И.Н. Курочкина, рассматривая этапы формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, выделяет следующие этапы. На первом (в младшей и средней группах) формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением. На втором этапе (в старшей и подготовительной группах) даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета, понимание их целесообразности и разумности . Важно оценивать поведение дошкольника с точки зрения нравственных норм, он старается "настроить" свое поведение на эти стандарты, у него есть этический опыт, который в первую очередь связан с оценкой его статуса. Дошкольные психологи и методисты "в первую очередь оценивают работы других детей, отличая их от" плохих "и" хороших", и зачастую не умеют оценивать себя. К старшему возрасту эмоциональное отношение и этическая оценка начинают им дифференцироваться. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится оценивать свое поведение, что способствует развитию его произвольного поведения. Среди нравственных мотивов поведения общественным мотивам отводится большое место» . Восприятие ребенком окружающих людей находит отражение в его оценочных суждениях, «которые в силу возраста изменчивы и крайне неустойчивы. Самую яркую оценку дети дают взрослым, к которым испытывают доверие и привязанность. Мотивируя свое отношение, старший дошкольник отмечает внешний вид, информированность, умения и нравственные качества» . Прием взрослого дошкольника особенный: это напрямую зависит от социального статуса. Чем выше Статус, тем выше рейтинг, и рейтинг, и не только ситуация, но и выбор. Оценивая жалостливых детей, дошкольники демонстрируют только положительные качества, что само по себе свидетельствует о субъективности суждений. "Важное место в развитии социального сознания занимают родители и взрослые, окруженные детьми: бабушки и дедушки, воспитатели, старшие братья и сестры. Они привлекают внимание ребенка к различным аспектам человеческого поведения, формируя таким образом "стандартную" форму оценки детей. . В старшем возрасте дошкольники, как отмечают педагоги и психологи, проявляют большой интерес к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Формируется так называемое «детское общество», что создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками – это новое условие участия в общественной жизни – становится необходимым условием формирования личности дошкольника. «В групповой деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов» . Через образование формируется нравственное отражение детей, а также нравственные чувства: позитивное отношение к сверстникам, желание сотрудничать и достигать общих целей, чувство коллективизма, человечности, чувство дружбы друг к другу, ответственность, забота, готовность помочь. . Совершенствуется вежливое поведение старшего дошкольника: им постигаются правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке, в театре, в кафе и т. п.) и в разных ситуациях общения (со знакомыми/незнакомыми людьми). Воспитывается вежливость, проявляется забота о пожилых и подростках, формируется бережное отношение к деятельности взрослых и результаты их работы. Продолжается развитие этикета, ассимиляция нравственных норм и нравственных качеств: правды, честности, скромности. Важнейшими задачами в этом возрасте являются воспитание культурного порядка и формирование коллективных отношений со сверстниками, которые "воспитывают у сверстников общительность и гуманное отношение, способность к сотрудничеству и совместному планированию деятельности, культуры организации и общения". . Группа детского сада, в которую вступает ребенок, приходя в ДОО, – это первое социальное объединение, в котором необходимо налаживать общение со сверстниками. Расширяя круг общения, ребенок приобретает полезный социально-психологический опыт. Уже в дошкольном возрасте у детей проявляются различные взаимоотношения: дружеские, конфликтные и т.п., а также выделяются дети, имеющие определенные трудности в коммуникации. Отношение дошкольников друг к другу постепенно меняется, оценка основана на личностных - прежде всего, моральных - качествах. Следует отметить, что отношение детей в группе в первую очередь зависит от общения с учителем и, конечно же, со взрослыми и окружающими его людьми. Стиль общения учителя с детьми, его ценностные взгляды влияют на отношения между детьми, что обычно влияет на психологический микроклимат группы. Это означает, что успехи в развитии отношений между дошкольниками и сверстниками в целом оказывают важное влияние на развитие ребенка. В процессе общения дети вырабатывают необходимые коммуникативные навыки и умения, формируют знания об окружающих людях и о собственном «Я», что происходит через сравнение себя со сверстниками и взрослыми . У старших дошкольников содержание и причины общения существенно меняются, формируется коммуникативный компонент психологической подготовки к обучению в школе. Ребенок постепенно меняет свои отношения со взрослыми, начинает понимать их отношения, понимает, как они связаны, что от них ожидается. «Правила поведения, принятые ребенком в семье, отражаются в общении со сверстниками, и, в свою очередь, многие качества, приобретенные в детской команде, привносятся в семью». . Естественный, взрослый интерес возникает перед интересом сверстников. Общение с ребенком развивается в различных ассоциациях и ситуациях. Развитие связей с другими детьми оказывает большое влияние на природу активности и на уровень формирования ребенка определенного мастерства для ее осуществления. Старшие дошкольники могут активно участвовать в беседе, точно отвечать и задавать вопросы, дополнять и исправлять ответы других людей и предоставлять соответствующие ответные сигналы. Общение с детьми осложняется сложностью задач, которые решаются в совместной деятельности. Переходя на ступень младшего школьного обучения у детей формируются новые черты: коллективизм, сдержанность, взаимопомощь, товарищество, навыки общественного поведения. В. С. Мухина дает определение понятию младшего школьного возраста: «Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерно развитие новых отношений со взрослыми и сверстниками, включение в целостную систему коллективов, включение в новые виды деятельности» . Все это влияет на разработку и интеграцию новой системы взаимодействия между людьми и командами, обучения и выполнения связанных задач, формирования характера, воли, расширения горизонтов и развития способностей. Основа этикета основана на маленьких школьниках, которые освоили моральные нормы и правила поведения, из которых также существуют правила этикета. Значительные возможности предоставляет младший школьный возраст для вырабатывания коллективистских отношений. Взаимодействие в коллективе невозможно без соблюдения правил и принятия этических норм поведения, в том числе речевого. За несколько лет младший школьник скапливает при верном воспитании существенный для своего дальнейшего формирования опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма способствует участие детей в общих, коллективных делах. Собственно, здесь ребенок получает важнейший опыт коллективной общественной деятельности . Некоторые нравственные идеалы, образцы поведения формируются в сознании ребенка. Маленький студент начинает понимать и воспринимать их ценности и потребности. Модели поведения и поведения в культуре, традициях. Однако для того, чтобы формирование личности ребенка продолжалось наиболее эффективно, взрослым важно уделить внимание и дать положительную или отрицательную оценку. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к действиям ребенка обусловливает воспитание его нравственных чувств, персонального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Общественное пространство ребенка расширяется – ребенок стабильно общается с педагогом и одноклассниками по законам отчетливо формулируемых правил . Только в этом молодом возрасте ребенок чувствует свою уникальность, понимает себя всей личностью, стремится к совершенству и совершенству. Это проявляется во всех сферах жизни ребенка, в том числе в отношениях со сверстниками. Дети ощущают для себя новые формы деятельности группы. Первоначально они старались действовать по обычаю этой группы, подчиняясь своим законам и правилам. Здесь мы можем объявить адаптацию к внешнему миру, в которой не только знание правил этикета может помочь, но и понимание необходимости этих правил и их строгое соблюдение. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству над сверстниками. Дружеские отношения в этом возрасте более яркие, но менее крепкие. Ребята изучают умение приобретать друзей и устанавливать общий язык с различными детьми. Предполагая, что способность к развитию близких дружеских отношений, в определенной степени обуславливается эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни . Желание улучшить навыки этих видов деятельности, которые приняты в обществе и оценены в привлекательном для него бизнесе, выделиться в его среде, добиться успеха, характерно для молодого ученика. Вот почему знание этикета и речевых стандартов имеет большое значение в этом возрасте. В жизни ребенка ярлык играет важную роль: ярлык, прежде всего, является регулятором поведения, предоставляет информацию о том, как правильно вести себя в данной ситуации. В начальной школе, безусловно, ребенок знакомится с элементарными правилами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращении к собеседнику, приветствие и прощание, благодарность, извинение, просьба, поздравление, комплимент и др. . В младшем школьном возрасте у ребенка формируется направленность на других людей, получившая свое отражение в просоциальном поведении учет их интересов. Соблюдение этикетных правил как раз и отвечает этой направленности: способствует установлению дружеских отношений, свидетельствует о проявлении уважения, доброжелательности. Просоциальное поведение очень значимо для гармонично развитой личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Этика, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Этика, 117 страниц
2925 руб.
Дипломная работа, Этика, 42 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg