Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Исследование систем управления и их проектирование для эффективного функционирования организации в рыночных условиях

superrrya 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Целью курсовой работы является анализ методов организационного проектирования и исследования систем управления организацией и способов ее развития. Объектом исследования являются системы управления коммерческих организаций. Предметом исследования является система управления и ее проектирование для эффективного функционирования и развития организации. В ходе исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи: ? провести анализ содержания методов организационного проектирования системы управления; ? провести сравнительный анализ основных моделей систем управления и организационных структур организации ? сформулировать направления эволюции систем управления и организационных структур организаций. Методами исследования, которые использовались в данной работе послужили: анализ, синтез, сравнение, обобщение. В первом разделе анализируются содержание управления и организационного проектирования. Во втором разделе анализируется роль исследования в развитии предприятия. В третьем разделе рассматриваются основные методы совершенствования систем управления.
Введение

Россия переживает нелегкий период установления новой системы экономических отношений, основанный на реализации проектного подхода на федеральном и региональном уровнях, связанных с реализацией национальных проектов и региональных стратегических проектов Предприятия и организации осуществляют свою деятельность в постоянно изменчивых экономических условиях. Такие условия называют турбулентными. Поэтому, чтобы выжить в условиях рынка, любому предприятию необходима гибкая система управления, которая должна соответствовать рыночным особенностям [21]. Системы управления являются важной частью организации. По мнению профессоров О.С Виханского, Р.А. Фатхутдинова, Э.М. Короткова и В.В. Ермоленко система управления является по их образному выражению «нервной системой» организации [1]. В.В. Ермоленко предложил интегрированную модель системы управления организации, состоящую из восьми подсистем [2]. На протяжении более ста лет гуру менеджмента внесли свой вклад в разработку одномерных и многомерных теорий, раскрывающих природу управления [1]. Одним из первых занялся вопросами менеджмента Фредерик Тейлор, основавший школу научного менеджмента. Данный автор обратил внимание на связь между человеком и процессом производства, а также разработал 4 основополагающих принципа организации трудовой деятельности, к которым относятся применение научных знаний в рабочем процессе, эффективный подбор сотрудников, их обучение и развитие, развитие внутренних коммуникаций в компании, а также равномерное распределение функций, обязанностей и ответственности между всеми сотрудниками предприятия, включая административный персонал [1]. Стоит также отметить и вклад Г. Эмерсона и супругов Гилберт. Г. Эмерсон сделал акцент на комплексности при решении производственных задач, что позволяло взглянуть на ситуацию с разных сторон и повысить эффективность бизнес-процессов. Супруги Гилберт утверждали, что с помощью наблюдения, замеров, логического мышления и аналитических способностей можно усовершенствовать операции ручного труда. Нельзя не отметить Г. Форда, сторонника научной школы управления, который изобрел метод конвейерного производства, снизив тем самым себестоимость продукции [2]. В рамках административной школы управления необходимо выделить вклад А. Файоля, который сформулировал 14 знаменитых принципов эффективного и результативного управления. Данный автор также отметил, что, не смотря на универсальность данных принципов, они должны использоваться, исходя из сложившейся ситуации. Помимо 14 принципов А. Файоль выделил 5 основных функций в процессе производства: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. Интересным представителем административной школы является Макс Вебер, который разработал теорию бюрократического построения организации, сделав акцент на строгой иерархии, разделении труда, систематизации норм и правил, а также закрытой кадровой политике. Он предполагал, что именно такая структура организации сможет обеспечить быстроту принятия решений, порядок, определенность, непрерывность и прогнозируемость организационных процессов [1]. С середины XX века начала активно развиваться школа психологии или человеческих отношений. Ее представители Э. Мэйо и М. Филлетт впервые сделали акцент на конкретном индивидууме и его взаимоотношениях с другими с членами организации. Данные авторы помимо материального вознаграждения выделили нематериальное вознаграждение, в которое вошли условия труда и отдыха, система мотивации персонала, благоприятный микроклимат в коллективе и т.п. На данном этапе развития управления человеческими ресурсами появляются новые стили руководства, такие как демократический и коллегиальный. Также в этот период стала допускаться небольшая децентрализация управления, стал делаться акцент на определенные обстоятельства в конкретной ситуации. Помимо основателей школы человеческих отношений можно выделить таких ученых, как А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг, В. Врум, Д. Макгрегор, В. Оучи и другие. В нашей работе мы рассмотрим положения некоторых из них. В рамках данной школы управления нельзя не отметить труд А. Маслоу, создавшего пирамиду потребностей, состоящую из 5 последовательных уровней: физиологические потребности, потребность в безопасности, принадлежности к группе, признанию и успеху и самоактуализации [3]. Данную пирамиду усовершенствовал и упростил Ф. Герцберг, выделив только 2 фактора мотивации: гигиенические и мотивационные. К. Альдерфер также усовершенствовал теорию А. Маслоу, объединив все потребности человека в 3 группы: потребности существования, потребности связи (родственности), потребности роста. Потребности существования включают в себя 2 уровня потребностей А. Маслоу: физиологические и потребность в безопасности. Потребности связи отражают социальную природу человека и включают в себя стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. К потребностям связи также можно отнести потребность в признании, уважении, причастности к социальной группе. Потребности роста аналогичны потребностям высшего порядка пирамиды А. Маслоу – потребностям самовыражения и самосовершенствования [4]. Многомерное понимание управления представлено системным, ситуационным и конфигурациооным подходами [1]. Но в данной мы идем практико – ориентированным путем. От теорий управления переходим к построению системы управления и структуры организации, которые рассматриваются как инструменты реализации стратегии развития организации.
Содержание

Введение 3 1 Анализ содержания управления и организационного проектирования 7 1.1 Анализ сущности и содержания управления 7 1.2 Понятие и сущность организационного проектирования 11 2 Роль исследования в развитии предприятия 18 2.1 Исследование как составная часть менеджмента предприятия 18 2.2 Вклад выдающихся авторов в развитие современных подходов к управлению 21 3 Исследование систем управления и их проектирование для повышения эффективности деятельности предприятия 26 3.1 Совершенствование систем управления 26 3.2 Стратегические потребности в проектировании систем управления 30 Заключение 37 Список использованных источников 38
Список литературы

1 Региональная экономика знаний и управленческие инновации [Текст] : монография / Д. В. Ланская ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Кубанский государственный университет. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2017. - 303 с.; ISBN 978-5-8209-4423-2: 500 экз. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36900855. 2 Ермоленко, В.В., Закарян, М.Р., Закарян, Р.М., Ланская, Д.В., Савченко А.П. Региональный сектор экономики знаний: проблемы формирования и управления: коллективная монография, КубГУ, Краснодар, 2013, 388 с. ISBN: 978-5-8209-0891-0 Тираж: 500 экз. 3 Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И., Тешабаев А. Э., Солиева Д. А. Исследование систем управления предприятием: сущность, методы и проблемы // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sistem-upravleniya-predpriyatiem-suschnost-metody-i-problemy (дата обращения 28.05.2020). 4 Ассен ван М., Берг ван ден Г., Питерсма П. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер. Бином. Лаборатория знаний, 2011. 319 с. 5 Борисова, Н. М. Теории мотивация Д. Макгрегора и применение в российской практике // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-motivatsii-d-makgregora-i-primenenie-v-rossiyskoy-praktike (дата обращения: 25.05.2020). 6 Виханский, О.С. 7 Всеобщее управление качеством // [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 27.05.2020). 8 Гапоненко, А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 336 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. 9 Ефимочкина, Н.Б. Организационное проектирование: значение, сущностная характеристика // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-proektirovanie-znachenie-suschnostnaya-harakteristika/viewer (дата обращения: 25.05.2020). 10 Исследование систем управления современными предприятиями: учеб. Пособие/Н.П. Беспалова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 100 с. 11 Исследование систем управления: учебник для академического бакалавриата / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе. — М.: Издательство Юрайт, 2016 — 447 с. 12 Каталько, В. С. Исходные концепции стратегического управления и их современная // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ishodnye-kontseptsii-strategicheskogo-upravleniya-i-ih-sovremennaya-otsenka (дата обращения: 26.05.2020). 13 Клейнер Г.Б. 14 Коротков Э.М. 15 Ланская, Д.В. Организационный дизайн проблемно - ориентированной системы управления инфраструктурой инновационной экосистемы университета с контроллингом. 2019 16 Леготин, И.А., Савченко, А.П. Структура системы управления знаниями в организации // Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. – Краснодар: КубГУ, 2017. 17 Магданов, П.В. Система управления организацией: понятие и определение – Тест электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-organizatsiey-ponyatie-i-opredelenie/viewer (дата обращения: 25.05.2020). 18 Мироседи, С. А., Ковчуг, Д. А. Пути совершенствования технологий управления предприятием // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-tehnologiy-upravleniya-predpriyatiem/viewer (дата обращения: 26.05.2020) 19 Митрошенков, О. А. Философия управления : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. А. Митрошенков. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 248 с. — Текст: неосредственный. ISBN 978-5-534-05570-2. 20 Мищенко, Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние и эволюция): учебное пособие / Е.С. Мищенко. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011 – 104 с. 21 Общий менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Ружанской, И. В. Котляревской. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017 — 116 с. 22 Переверзева, В.В., Юрьева, Т.В. Проекты развития в системе стратегического управления // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekty-razvitiya-v-sisteme-strategicheskogo-upravleniya/viewer (дата обращения: 28.05.2020). 23 Петров, Ю. А., Шлимович, Е. П., Ирюпин, Ю. В. Комплексная автоматизация управления предприятием // [Электронный ресурс] URL: http://www.avacco.ru/ (дата обращения: 27.05.2020). 24 Фатхутдинов, Р.А.
Отрывок из работы

1 Анализ систем управления и методов организационного проектирования 1.1 Анализ сущности и содержания управления Главным признаком, отражающим сущность управления, является воздействие с целью сохранения или изменения состояния объекта управления. Управление как процесс представляет собой последовательность действий, которые обеспечивают необходимое состояние или изменение состояния управляемого объекта. Объектами управления могут быть элементы и процессы неживой природы — автомобиль, процесс плавки стали, станок, электродвигатель, велосипед, а также объект или процесс человеческой природы — государство, регион, город, организация, семья, отдельная личность. Нас интересует последнее. Управление — это особый вид деятельности и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.). Нас будет интересовать социальное управление. Управление обеспечивает сохранение состояния управляемой социальной и организационной систем или изменение поведения этих систем, поддержание режима функционирования и достижение целей их деятельности. Г.Б. Клейнер рассматривает управление такими системами, как: фирма (предприятие), бизнес – процесс, проект, среды [13]. Наука управления систематизирует знания о том, как осуществляется управленческая деятельность. Она представляет собой упорядоченную систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Предметом науки управления являются технологии и методы управления, а также тенденции развития практики управления. Эта наука синтезирует знания экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики и других наук. Общие закономерности управления изучаются кибернетикой. Кибернетика — наука об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе, т.е. универсальная наука об управлении. С точки зрения кибернетики в управлении всякой системой можно выделить четыре элемента. Они всегда встречаются в определенной последовательности и одинаково связаны друг с другом. Это следующие элементы и подсистемы, представленные на рис 1: Рисунок 1 – Традиционное понимание содержания управления 1) контролируемые параметры, характеризующие состояние организации; 2) подсистемы мониторинга; 3) систему управления, которое сравнивает полученные при измерении результаты с запланированным целями и управляет коррекцией поведения объекта управления в соответствии с потребностями лица, принимающего решения (ЛПР); 4) система управления, способная осуществить изменения поведения объекта управления. Автор деятельностной концепции управления российский ученый Э.М. Коротков отмечает, что в каждой организации должно быть реализовано с точки зрения управления как минимум пять важных подсистем: ? система управления; ? процесс управления; ? механизмы управления; ? цели управления; ? методы измерения степени достижения целей. Процесс управления можно представить ряд этапов: постановка целей, анализ ситуации, постановка проблем, разработка вариантов решения проблем, выбор рационального варианта, и реализация. Процесс управления осуществляется на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды. Вернемся к системе управления. Системы управления имеют структуру, характеризующуюся наличием двух каналов связи между субъектом управления и объектом управления: канал прямой связи для передачи управляющего воздействия и канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта. Система управления формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с внешней средой [8]. Механизм взаимодействия «организация- внешняя среда» представлен на рис.2. Рисунок 2 – Механизм взаимодействия «организация- внешняя среда» Система управления организацией подобна нервной системе человека, которая формирует воздействия («нервные импульсы»). Качество системы управления отражается на поведении организации как системы, на результатах ее деятельности, на росте показателей эффективности. Если фирма находится в состоянии кризиса, то даже в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры его причины следует искать в организации управления. Важно понимать, что именно системное построение и организация управления в компании дают результаты, а не только ресурсы, легкодоступные и сравнительно недорогие [17]. Необходимо отметить, что основой совершенствования системы управления, которая повышает управленческую результативность является организационное проектирование. 1.2 Понятие и сущность организационного проектирования Организационное проектирование представляет собой разработку проектных решений по перспективному устройству бизнес-корпорации, по процессу её преобразования от актуального состояния к перспективному. Организационное проектирование позволяет построить «жёсткий скелет» управления организацией, оптимальную систему управления: 1) создать организационную структуру в соответствии с бизнес-стратегией компании; 2) привести к единому знаменателю организационную структуру в управляющей компании и обособленных бизнес-единицах; 3) оптимизировать бизнес-процессы внутри организации; 4) распределить полномочия и ответственность между подразделениями и сотрудниками компании («матрица ответственности»); 5) унифицировать штатное расписание и создать единую систему стимулирования во всех бизнес-единицах компании (премии, завязанные на индивидуальные оценочные показатели, и базовые оклады в соответствии с системой грейдов). Организационная структура управления представляет собой совокупность устойчивых связей управляющей и управляемой подсистем, реализованных в конкретных организационных формах, которые позволяют данной организации наиболее эффективно достигать поставленных целей. С одной стороны, это достаточно условное понятие, поскольку структура управления реально никто не видит. Структура управления – это модель должностей и групп в организации, определяющая индивидуальное и групповое поведение. Но вместе с тем, от того, насколько будут рационально встроены взаимосвязи между различными подразделениями, зависит уровень затрат на всю систему управления, реализуемость принимаемых решений. Таким образом, структура управления – одно из центральных понятий в системе менеджмента организации [20]. Планирование необходимо, прежде всего, для того, чтобы, имея полную картину имеющихся в конкретный временной отрезок ресурсов, координировать и контролировать механизм их распределения и использования в будущем. Система планирования в организациях реализуется, как правило, на двух уровнях: 1) стратегический уровень планирования – включает оценку будущей жизнеспособности и рентабельности деятельности организации. Реализуется путем разработки комплексного плана развития организации на длительную перспективу (3–5 лет и более). Кроме того, планирование в современных условиях включает комплекс решений и действий по достижению миссии и стратегических целей организации; 2) оперативный уровень планирования – является частью стратегического уровня и детально отражает его содержание, формирует задачи деятельности организации на этапах достижения целей. Реализуется через составление годового плана, в котором по каждому направлению деятельности организации определяются конкретные показатели. Кроме того, годовой план детализируется планами производства и сбыта поквартально и ежемесячно. Естественно, планирование было и будет в обозримом будущем базовым механизмом в деятельности любого хозяйствующего субъекта, но в современных условиях хозяйствующие субъекты, независимо от их уровня и форм собственности должны находиться в динамичном и непрерывном развитии, которое невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, а в условиях системы управления, основанного на механизмах только жесткого планирования, этого добиться невозможно. Система управления организациями и предприятиями в рыночных условиях должна обладать высокой гибкостью и мобильностью менять ассортимент, количественные и качественные показатели товаров (услуг), в зависимости от динамично развивающегося спроса на рынке. Научно-организационное проектирование призвано создать для любой организации дополнительный исполнительный механизм, благодаря которому она будет существовать, мобильно приспосабливаясь к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, и реализовывать свою стратегию. Организационное проектирование направлено на поиск и строительство организационных структур адекватно отвечающих потребностям рынка. Научно-организационное проектирование формирует представление о системе управления и её организационной структуре как о мобильной комплексной системе и позволяет отойти от традиционного понимания организационной структуры системы управления как устоявшейся и неизменной системы органов, каждый из которых соответствует конкретной функции управления. Научно-организационное проектирование включает в сферу своих интересов такие важные компоненты системы управления как: 1) система целей организации и их распределение между подразделениями; 2) организационные подсистемы и взаимоотношения между ними, 3) распределение задач и функций между подразделениями; 4) распределение прав, полномочий и ответственности; 5) коммуникации, потоки информации и документооборот (как потоки документированной управленческой информации); 6) поведенческие взаимоотношение людей и групп, проявляющиеся при решении общих задач. Именно такой круг исследований и последующее формирование организационной структуры позволит организации не только мобильно приспособиться к условиям рынка, но и выявить потенциал всех имеющихся ресурсов, сформировать направления стратегии развития. Очевидно, в круг интересов организационного проектирования входят как формальные, так и неформальные механизмы, что делает возможным при проектировании организационных структур управления адаптировать традиционные механизмы управления, научные методы и принципы формирования управленческих структур, такие как системный подход, организационное моделирование, экспертно-аналитическое исследование. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что научно-организационное проектирование – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование системы управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Характеризуя проблематику научно-организационного проектирования необходимо отметить, что оно является научно-прикладным механизмом совершенствования системы управления в рамках менеджмента организации. В условиях рыночной экономики организационное проектирование становится базой для организационных нововведений, основанной на совокупности методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации. Объектом научно-организационного проектирования является система управления конкретной организации или её отдельный сектор (направление деятельности). В процессе научно-организационного проектирования выявляются такие характеристики организации как объекта исследования: 1) роль и место данной организации в отрасли; 2) состояние производственно-хозяйственной деятельности организации; 3) производственная структура организации; 4) система управления и ее организационная структура; 5) особенности взаимодействия предприятия с внешними организациями; 6) инновационные потребности (возможные связи данной организации с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями); 7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников. Говоря о целях научно-организационного проектирования, необходимо отметить, что данная процедура часто носит инициативный характер, следовательно, организационное проектирование зависит от потребностей и возможностей организации. Исходя из этого, можно утверждать, что целеполагание организационного проектирования универсально. Тем не менее, основной целью организационного проектирования и комплексного исследования системы управления, её организационной структуры является поиск путей и методов совершенствования системных характеристик. К таким характеристикам с позиции общего менеджмента относятся: 1) цели системы управления; 2) функции управления; 3) управленческие решения; 4) структура управления, Конечной целью научно-организационного проектирования является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления. Задачами научно-организационного проектирования являются: 1) постановка целей и задач системы управления организации; 2) определение состава и места подразделений управления; 3) их ресурсное обеспечение (включая численность и потенциал работающих); 4) разработка регламентирующих процедур и документов, закрепляющих и регулирующих формы, методы и процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Исследование и анализ системы управления, её организационной структуры, требуют комплексного структурного подхода, при котором учитываются все показатели, их характеризующие, среди которых – методы управления, технология управления, организационная структура, кадры управления, технические средства управления, информация [9]. Таким образом, теория управления существенно сменила акцент внимания на изучение ценностных ориентаций и установок людей той или иной системы; исследует отношения как «субъективно-объективные», так и «субъектно-субъектные». Если теория управления изучает феномен управления как целостное комплексное явление, то специальные науки своим предметом рассматривают законы и закономерности отдельных этапов процесса управления: планирования и прогнозирования, руководства, контроля, управления персоналом и т.д. Теория искусства управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил управления, что позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. [21] Характеризуя проблематику научно-организационного проектирования необходимо отметить, что оно является научно-прикладным механизмом совершенствования системы управления в рамках менеджмента организации. В условиях рыночной экономики организационное проектирование становится базой для организационных нововведений, основанной на совокупности методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации [9].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Экономика, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg