Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ

Организация ведения бизнеса российскими компаниями в странах Центральной Америки на современном этапе: реальность, проблемы, перспективы

superrrya 2525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Объектом исследования является внешнеэкономическое сотрудничество России со странами Центральной Америки. Предметом исследования является организация процесса выхода российских компаний на рынок стран Центральной Америки. Цель исследования – разработать практические рекомендации по организации работы российских компаний при выходе на рынок стран ЦА. Задачи исследования: ? проанализировать основные экономические показатели стран Центральной Америки и их динамику; ? оценить экспортно-импортный потенциал стран Центральной Америки; ? охарактеризовать внешнеторговое сотрудничество России со странами ЦА на современном этапе; ? определить наиболее перспективные направления делового взаимодействия между российскими и Центральноамериканскими компаниями и особенности их развития; ? выявить проблемы организации ведения бизнеса со странами Центральной Америки; ? разработать алгоритм организации процесса выхода на рынок Центральной Америки. Методы исследования обусловлены задачами исследования. В данной работе используется метод теоретического анализа, методы математико-статистической обработки данных, документального анализа, опроса экспертов. Теоретическую и методологическую базу ВКР составила литература по менеджменту, в том числе по стратегическому и кросс-культурному менеджменту, по психологии деловой коммуникации, а также научные статьи, посвященные данной проблематике. Информационно-эмпирическую базу ВКР составили данные официальных государственных органов Российской Федерации и стран Центральной Америки, статистические данные, Интернет-ресурсы по теме работы. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении современных экономических, политических процессов в регионе Центральной Америки, а также выделении данного региона из общей массы Латиноамериканских стран. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыты содержание нынешнего экономического и политического курсов стран Центральной Америки, причины и предпосылки, которые поставили страны на нынешний путь развития, выявлены особенности и проблемы внешнеэкономических отношений стран с Российской Федерацией, рассмотрен алгоритм организации процесса выхода российских предприниматель на рынки Центральноамериканских стран. Практическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы в качестве аналитического материала представителями российского бизнеса при решении задач, возникающих при выходе на рынок стран Центральной Америки. Положения, выносимые на защиту: 1. Проанализированы исторические, географические и политические предпосылки экономического развития стран Центральной Америки, выявлены чрезмерная зависимость от экспорта и высокий уровень преступности, а также непосредственная экономическая и геополитическая зависимость от Соединенных Штатов Америки, тормозящие развитие региона; 2. Систематизированы данные о наиболее перспективных направлениях развития внешнеторговых отношений с Российской Федерацией, выявлены особенности и сформулированы основные проблемы, препятствующие организации бизнеса между российскими и Центральноамериканскими партнерами; 3. Разработан алгоритм организации процесса выхода российских компаний на рынок стран ЦА с учетом выявленных в ходе анализа особенностей внешней среды; 4. Описан и проанализирован удачный опыт компании ООО «УАЗ» при выходе на рынок Никарагуа, Коста-Рики и Гватемалы, а также доказан наиболее эффективный способ организации процесса выхода на рынок ЦА; 5. На основе проведенного анализа предложены практические рекомендации по организации процесса выхода российских компаний на центральноамериканский рынок. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь включают в себя параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе дана общая характеристика стран центральноамериканского региона, рассмотрены их экономические показатели и экспортно-импортный потенциал. Во второй главе дана оценка наиболее перспективных направлений внешнеторгового сотрудничества России со странами Центральной Америки и выявлены проблемы, возникающие при организации ведения бизнеса российскими компаниями с партнерами в ЦА. В третьей главе разработан алгоритм организации процесса выхода на рынок Центральной Америки, рассмотрена практика его применения компанией ООО «УАЗ», а также даны практические рекомендации по организации работы российских компаний при выходе на рынок стран Центральной Америки с учетом важности кросс-культурного аспекта. Объем работы состоит из __ страниц, 5 таблиц, 5 рисунков, 51 литературного источника, 7 приложений.
Введение

Актуальность. Сегодня Центральная Америка (ЦА) переживает интересные политические и экономические изменения, которые меняют облик этого региона, что отражается на его привлекательности для зарубежных партнеров. Огромное влияние на развитие ЦА оказывает географическое положение: во многом именно оно определяет как экономические связи центральноамериканских стран, так и вызовы в сфере безопасности.? В последние годы заметно возросло значение Центральноамериканского региона для крупных держав. В первую очередь это касается США, обеспокоенных массовой миграцией из государств ЦА, превращением её в транзитный маршрут для транспортировки наркотиков и укреплением власти сандинистов в Никарагуа. Более активно в Центральной Америке стали действовать и другие государства, в частности Китай, заинтересованный в экономической экспансии и установлении дипломатических отношений со странами, признающими?Тайвань. В связи с этим исследователи начали уделять этому субрегиону гораздо больше внимания. Российская Федерация не является исключением и видит значительные перспективы развития деловых отношений с партнерами в странах ЦА. С некоторыми странами данного региона первые контакты состоялись еще в конце XVIII в., а торгово-экономические – на заре ХIХ в. На фоне усиливающихся политических взаимодействий России со странами Центральной Америки для российских компаний растет экономическая привлекательность ведения бизнеса в данном регионе. Однако, по ряду причин взаимодействие не всегда оказывается эффективным. В данном контексте исследование факторов, влияющих на организацию делового взаимодействия, проблем и перспектив приобретает особую актуальность.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общая характеристика Центральноамериканского региона 7 1.1. История развития региона, географическое положение и геополитическая реальность 7 1.2. Основные экономические показатели стран Центральной Америки и их динамика 11 1.3. Экспортно-импортный потенциал стран Центральноамериканского региона 24 Глава 2. Ключевые направления и особенности ведения бизнеса российскими компаниями с партнерами в странах Центральной Америки 33 2.1. Внешнеторговое сотрудничество России со странами Центральной Америки на современном этапе 33 2.2. Наиболее перспективные направления делового взаимодействия между российскими и Центральноамериканскими компаниями и особенности их развития 43 2.3. Проблемы организации ведения бизнеса со странами Центральной Америки 49 Глава 3. Практика процесса организации бизнеса российскими компаниями на рынке Центральной Америки 54 3.1. Алгоритм организации процесса выхода на рынок Центральной Америки 54 3.2. Практика организации процесса выхода российской компании ООО «УАЗ» на рынки Никарагуа, Коста-Рики и Гватемалы 64 3.3. Практические рекомендации по организации работы российских компаний при выходе на рынок стран Центральной Америки с учетом важности кросс-культурного аспекта 72 Список использованной литературы 85 Приложения 91
Список литературы

I. Официальные документы 1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». II. Книги, монографии, аналитические и исследовательские работы 2. Внешнеторговый менеджмент. Под ред. Королева В.И. – М.: ВАВТ. – 2016. – 183 с. 3. Гватемала: перед императивом перемен. Калашников Н.В., Пятаков А.Н., Чумакова М.Л., Лавут А.А., Константинова Н.С., Харламенко А.В., Шинкаренко А.А. М.: ИЛА РАН, 2017. – 127 с. 4. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с. 5. Емельянов А.И. Цивилизационная идентичность государств Латинской Америки как новый феномен мировой политики: дис. ... канд. полит. наук. – М., 2016. – 196 с. 6. Калашников Н.В. (рук.), Ивановский З.И., Морозов Д.В. и др. Гондурас: инерция на пути перемен. – М.: ИЛАРАН, серия «Саммит», 2015. – 115 c. 7. Коста-Рика: корректировка курса или сдвиг влево? Калашников Н.В., Ивановский З.В., Воротникова Т.А., Симонова Л.Н., Константинова Н.С., Харламенко А.В., Прусов Е.В. М.: ИЛА РАН, 2014. – 106 с. 8. Мясоедов С. П. Основы кросс-культурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур. М.: Дело, 2003. 470 с. 9. Организованная?преступность вызов?безопасности?Латинской?Америки / В.М. Давыдов, З.В. Ивановский, Б.Ф. Мартынов, Н.А. Потапов, А.Н. Пятаков, М.Л. Чумакова; ИЛА РАН // Аналитические тетради ИЛА РАН. 2014. Вып. 24. 96 с. 10. Панама стратегический транспортный и торгово-финансовый узел. Авторы: Шемелин Ю.Н., Островский О.М. М.: ИЛА РАН, 2017. – 68 с. 11. Психологические особенности межкультурной коммуникации во внешней торговле. Учебное пособие для студентов и слушателей / И.В. Долгова, А.А. Малышев. ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. – М.: ВАВТ, 2008. – 188 с. 12. Сальвадор: первые шаги «народного правительства надежды». Авторы: Сударев В.П., Чумакова М.Л., Николаева Л.Б., Константинова Н.С. М.: ИЛА РАН, 2016. – 70 с. 13. Технологии внешнеторговых сделок: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.; Под общ. ред. К.В. Холопова и Ю.А. Савинова; ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. – М.: ВАВТ, 2009. – 694 c. III.Статьи 14. Васильев С. Как небольшим компаниям выйти на зарубежный рынок // Генеральный Директор. – 2010. – №6. URL: https://e.gd.ru/222706 (дата обращения: 15.06.2020). 15. Емельянов А.И. Военно-политическое сотрудничество России с латиноамериканскими государствами // Вестник МГЛУ, общественные науки. – 2017. – № 788. – С. 18-27. 16. Карденаль Н. Шипы и розы Центральноамериканской интеграции // Латинская Америка. – 2014. – №11. – с. 61-65. 17. Королев В.И. Проблемы организации выхода компании на внешний рынок // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – №11 – С. 70-77 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-vyhoda-kompanii-na-vneshniy-rynok (дата обращения: 15.06.2020) 18. Лобато-Бланко Л.А. Центральная Америка на перепутье: ретроспективный взгляд на социальные и политические конфликты, Латинская Америка, 2015. №2, с. 4-16. 19. Моисеев А. Инерционный Гондурас // Электронная версия журнала «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/news/show/14016 (дата обращения: 27.02.2019). 20. Сударев В.П. Латинская Америка в геополитическом треугольнике США – Китай – ЕС. // Латинская Америка – 2015. – №4 – с. 4-14. 21. Утар Ф. Никарагуа – упущенная возможность. // Латинская Америка –2016. – №6 – с. 42-46. 22. Флорес А. Цели и задачи Центральной Америки в глобализированном мире. // Латинская Америка – 2013. – №12. – с. 17-23. 23. Шишков А.С. Центральная Америка в XXI веке: тенденции, проблемы, перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2018. № 4 (49). – С. 54-66. IV.Статистические материалы 24. Макроэкономические исследования // Центральная Америка: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://be5.biz/makroekonomika/export/central_america.html (дата обращения 03.05.2020). 25. Официальный сайт Федеральной торговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения 03.05.2020). 26. BalancePreliminardelasEconomiasdeAmericaLatinayelCaribe?//?CEPAL.?2017.?P99.? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/42651/117/S17?01283_es.pdf?(дата?обращения:?05.05.2020). 27. EconomicData.ru//Экономические и финансовые данные. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.economicdata.ru/region.php?menu=america-region&rg_id=4&rg_ticke r=REG-CAmerica®ion_show=details (датаобращения:?12.05.2020). V. Интернет-источники 28. Аналитическое агентство Автостат. УАЗ в 2019 году увеличил экспорт на 29%. URL: https://www.autostat.ru/news/42693/ (дата обращения: 15.06.2020) 29. Интернет-издание «За рулем». УАЗ планирует к 2020 году экспортировать почти треть автомобилей. URL: https://www.zr.ru/content/news/905677-uaz-planiruet-k-2020-godu-ehksp/ (дата обращения: 15.06.2020) 30. Информационное агентство REGNUM. УАЗ начал экспортировать машины в Коста-Рику. URL: https://regnum.ru/news/it/2383575.html (дата обращения: 15.06.2020) 31. Как экспортировать. Пособие для начинающих экспортеров. Министерство экономического развития РФ. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/resources/resources/a5ea62e6-7770-41c8-9fbc-bf260fed8cf9/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0.+%D0%9A%D0%B0%D0%BA+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C.+%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C+1.pdf (дата обращения: 15.06.2020) 32. Официальный сайт АО «Российский экспортный центр». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/company/ (дата обращения: 15.06.2020) 33. Официальный сайт МИД РФ. Перечень дипломатических представительств зарубежных государств в России. URL: https://www.mid.ru/perecen-diplomaticeskih-predstavitel-stv-zarubeznyh-gosudarstv-v-rossii (дата обращения: 15.06.2020) 34. Официальный сайт НК СЭСЛА. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cncepla.ru/ (дата обращения: 15.06.2020) 35. Официальный сайт ООО «УАЗ». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.uaz.ru/company/about (дата обращения: 15.06.2020) 36. Официальный сайт ТПП РФ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/about/ (дата обращения: 15.06.2020) 37. Официальный сайт ТПП РФ. Сеть обмена деловой информацией системы ТПП России. URL: https://tpprf.ru/ru/news/-i5490/ (дата обращения: 15.06.2020) 38. Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ved.gov.ru (дата обращения 03.05.2020). 39. Пособие для начинающих экспортеров от АО "Российский экспортный центр". URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/export_from_russia/ (дата обращения: 15.06.2020) 40. CELAC International [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.celacinternational.org (дата обращения 03.05.2020). 41. ComisionEconomicaparaAmericaLatina?(CEPAL)?//?CEPALSTAT.?Basesdedatosypublicacionesestadisticas.? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://estadisticas.cepal.org/cepalstat/WEB_ CEPALSTAT/Portada.asp (дата?обращения:?06.05.2020). 42. Crime?and?Violence?in?Central?Americas?Northern?Triangle?//?Wilson?Center.? [Электронный ресурс] // Режим доступа: ?https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/FINAL%20PDF_CARSI%20 RE PORT_0.pdf (датаобращения:?06.05.2020). 43. Gobierno de la Republica de Honduras [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sre.gob.hn (дата обращения 04.05.2020). 44. Gobierno de Reconciliacion y Unidad Nacional de Nicaragua [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.presidencia.gob.ni (дата обращения 03.05.2016). 45. Mafia?of?the?Poor:?Gang?Violence?and?Extortion?in?Central?America?//?International?Crisis?Group.?2017.?6?April.? [Электронный ресурс] // Режим доступа: ?https://www.crisisgroup.org/latin-america-caribbean/central-america/62-mafia-poor-gang-violence-and-extortion-central-america ?(дата?обращения:?30.04.2020). 46. Ministerio de Relaciones Exteriores, Republica de Costa Rica [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rree.go.cr (дата обращения 05.05.2020). 47. Ministerio de Relaciones Exteriores, Republica de Nicaragua [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cancilleria.gob.ni (дата обращения 04.05.2020). 48. National committees of ICC. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iccwbo.org/about-us/global-network/regional-offices/#1483449953459-b78d17fb-5da3 (дата обращения: 15.06.2020) 49. Pagina oficial del distribuidor en Costa Rica, UAZ Costa Rica. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vehiculosrusosca.com/ (дата обращения: 15.06.2020) 50. Pagina oficial del distribuidor en Nicaragua, SAMTOK. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://autosrusos.com.ni/ (дата обращения: 15.06.2020) 51. Secretaria General de Sistema de la Integracion Centroamericana [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sica.int/ (дата обращения 05.05.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика Центральноамериканского региона 1.1. История развития региона, географическое положение и геополитическая реальность Центральная Америка – географический регион в центральной части Америки. Его часто рассматривают либо как самостоятельную часть Америки, либо как южную часть Северной Америки (рис.1). В состав региона принято включать семь стран: Белиз, Гватемалу, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор и Панаму. Центральная Америка (исп. America Central, Centroamerica, англ. Central America) является самой южной частью североамериканского континента, который соединяется с Южной Америкой на юго-востоке. Центральная Америка граничит с Мексикой на севере, Колумбией на юго-востоке, Карибским морем на востоке и Тихим океаном на западе. Рис. 1. Карта центральноамериканских стран Объединенное население Центральной Америки составляет между 41,739,000 (оценка 2015 года) и 42,688,190 (оценка 2018 года). Центральная Америка занимает площадь земли 523,780 квадратных километров (202230 квадратных миль), или около 0,1% поверхности Земли. Она является частью месоамериканской зоны биоразнообразия, которая простирается от севера Гватемалы сквозь центральную Панаму. Из-за наличия нескольких активных геологических разломов и Центральноамериканской вулканической дуги, в регионе отмечается высокая сейсмическая активность. Извержения вулканов и землетрясения происходят часто; эти стихийные бедствия приводят к гибели множества людей и огромному материальному ущербу. Центральная Америка является узким перешейком между Южной и Северной Америками, с уникальными и разнообразными географическими особенностями. Тихий океан находится на юго-западе, Карибское море расположено на северо-востоке, а также Мексиканский залив лежит на севере. Тектоническая долина реки Бальсас у южной оконечности Мексиканского нагорья является северной природной границей Центральной Америки, Дарьенский перешеек – южной границей, но иногда северной границей считают Теуантепекский перешеек, Южной-Панамский перешеек. Между горными хребтами лежат плодородные долины, подходящие для развития животноводства и производства кофе, табака, бобов и других культур. Большая часть населения Гондураса, Коста-Рики и Гватемалы живет в долинах. Более 300 видов флоры и фауны в ЦА находятся под угрозой исчезновения. Основополагающая проблема – это вырубка лесов на уровне 1,2% в год в Центральной Америке и Мексике вместе взятых (по оценкам ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН)), фрагментация тропических лесов и тот факт, что 80% растительного покрова в Центральной Америке уже было преобразовано под сельское хозяйство. В доколумбовую эпоху Центральная Америка была заселена коренными народами Месоамерики на севере и западе и Ист-колумбийскими народами на юге и востоке. Вскоре после прибытия Христофора Колумба в Америку испанцы начали колонизацию Северной и Южной Америк. С 1609 по 1821 года большая часть территории в пределах Центральной Америки, за исключением земель, которые станут Белизом и Панамой, управлялась генерал-капитанством Гватемалы (или Королевством Гватемала (исп. Reino de Guatemala) — административная единица Испанской империи, существовавшая в 1609—1821 годах). После достижения независимости от Испании в 1821 году, бывшее генерал-капитанство было присоединено к Первой мексиканской империи, но вскоре отделилась от Мексики, чтобы сформировать Федеральную Республику Центральной Америки, которая существовала с 1823 по 1838. Затем семь штатов стали независимыми автономными странами, начиная с Никарагуа, Гондураса, Коста-Рики и Гватемалы (1838), Сальвадор (1841), Панама (1903) и, наконец, Белиз (1981). Наиболее заметным среди коренных народов были майя, которые построили многочисленные города по всему региону, и ацтеки, создавшие огромную империю. За период между 1870 и 1930 годами политические элиты пяти стран Центральной Америки продвигали реформы в сельском хозяйстве, торговле и пересмотрели отношения между государством, обществом и экономикой. Наиболее актуальными политическими деятелями в этот период были президенты Юсто Руфино Барриос в Гватемале, Рафаэль Залдивар в Сальвадоре, Браулио Каррильйо Колени и Томас Гвардия в Коста-Рике, Марко Аурелио Сото в Гондурасе и Хосе Сантос Селая в Никарагуа. Ключевым результатом этого периода во всех странах Центральной Америки был переход от коммунальной к частной собственности на землю. Степень, до которой либералы ориентировались на общие земли для приватизации, менялась от страны к стране. В 1907 году был создан Центральноамериканский суд. 13 декабря 1960 года в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе и Никарагуа был создан Центральноамериканский общий рынок. Коста-Рика решила не участвовать в данном объединении. Его целью было создание большей политической унификации и успешной политики индустриализации импортозамещения. Проект имел немедленный экономический успех, но был провален после «футбольной войны» 1969 года между Сальвадором и Гондурасом. До 1930-х годов компания United Fruit владела 3,5 млн акров земли в Центральной Америке и Карибском бассейне и являлась крупнейшей владелицей земли в Гватемале. Такие холдинги придавали ей большую власть над правительствами малых стран. Это был один из факторов, приведших к возникновению фразы «Банановая республика». С 1991 года как консультативный орган работает Центральноамериканский парламент, состоящий из региональных депутатов от Никарагуа, Гватемалы, Сальвадора и Гондураса, а также Панамы и Доминиканской Республики. Другой известной инициативой в Центральноамериканском регионе является свободное передвижение лиц в ЦА-4, в рамках которой с 2007 года открылись границы между Сальвадором, Никарагуа, Гондурасом и Гватемалой, и была устранена необходимость наличия заграничного паспорта для пересечения границ, и стало достаточным наличие лишь национального идентификатора (cedula de identidad). Эта инициатива является результатом переговоров Центральноамериканской комиссии директоров миграции (OCAM) при поддержке Международной организации по миграции (МОМ). После более чем двух сотен лет социальных волнений, насильственных конфликтов и революций, Центральная Америка сегодня в начале XXI века остается в периоде политической трансформации. Бедность, социальная несправедливость и насилие по-прежнему широко распространены. Данные факторы оказывают сильное влияние на экономическое развитие региона и, как следствие, его привлекательность для зарубежных партнеров. 1.2. Основные экономические показатели стран Центральной Америки и их динамика Однако для того, чтобы сделать достоверные выводы о привлекательности ведения бизнеса в регионе, необходимо дать подробную характеристику экономического состояния стран Центральноамериканского региона. Белиз – аграрная страна. Состояние экономики страны долгое время определялось колебаниями спроса на мировых рынках на товары, экспортируемые из Белиза. К 1950-м годам основу экономики составлял вывоз необработанных лесопродуктов, прежде всего древесины кампешевого и красного дерева и смолы чикле, используемой при изготовлении жевательной резинки. В 1950-е годы падение мировых цен на эти товары и истощение местных ресурсов вынудили колониальную власть принять меры к тому, чтобы сделать экономику более диверсифицированной. Было увеличено производство на экспорт сахара-сырца, цитрусовых и бананов; сейчас эти продукты в совокупности дают до 60% валютных поступлений от экспорта. Около 11% экспортных доходов приходится на долю рыбы и других морепродуктов, 20% – промышленных товаров, в основном готовой одежды и изделий деревообрабатывающей промышленности. В импорте преобладают машины и оборудование [11]. Быстрыми темпами развивается туризм, на долю которого приходится 18% ВВП. Туристов привлекают в страну главным образом памятники древней культуры майя. Белиз, наряду с Мексикой и Гватемалой, является участником международного проекта «Мир майя», целью которого является изучение и охрана (включая контроль за посещением туристами) объектов культуры майя на п-ове Юкатан в пределах этих трех стран. Несмотря на успешное развитие указанных выше отраслей экономики, Белиз в значительной степени зависит от импорта промышленных товаров. В последние годы огромную роль во всей жизни общества играет наркобизнес. До 1985 года крупнейшим источником валютных поступлений была марихуана. Считается, что Белиз вышел на четвертое место среди стран-поставщиков наркотиков в США. Производство марихуаны заметно снизилось вследствие проведения программы по борьбе с наркотиками, финансировавшейся США, однако образованная ниша была быстро заполнена перевозками кокаина, поскольку территорией Белиза пролегают основные пути транзита колумбийского кокаина в США. Поскольку услуги местных жителей по транспортировке наркотиков часто оплачиваются кокаином, в начале 1990-х годов Белиз поразила вспышка наркомании и рост преступности. Основной денежной единицей страны является доллар Белиза, соответствует примерно половине американского доллара. Гватемала – аграрная страна. По объему производства Гватемала превосходит другие страны Центральной Америки. Основные отрасли промышленности: горная (свинцово-цинковые руды, нефтяная), нефтехимическая, текстильная, сахарная. В промышленности в начале ХХI века занято около 25% работающих. Транспорт преимущественно автомобильный и морской, частично – железнодорожный. В 1990-е годы правительство осуществляло интенсивную программу дорожного строительства. Морские порты: Пуэрто-Барриос, Сан-Хосе, Чамперико. В столице – международный аэропорт «Ла-Аурора». [3] По данным [Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, U.S.A., 2018]: ВВП – $16,6 млрд. Темп роста ВВП – 5,1%. ВВП на душу населения – $1533. Прямые зарубежные инвестиции – $534 млн. Импорт (промышленные товары, продукты питания) – $5,1 млрд (в том числе США – 45%; Мексика – 12,7%; Эль-Сальвадор – 5%, Венесуэла – 4,9%). Экспорт (кофе, сахар, хлопок, бананы, кардамон и нефть) – $3,5 млрд (в том числе США – 47,6%; Эль-Сальвадор – 10%; США – 5,8%; Германия – 4,9%) [48]. Правительство Гватемалы поощряет иностранные инвестиции. Капиталовложения США в экономику Гватемалы по объему превышают вложения в других странах региона. С середины 1960-х до конца 1970-х годов наблюдался существенный рост ВВП. Среднегодовой прирост в период 1965-1978 составил почти 6%, в начале и середине 1980-х годов он замедлились, а в 1981 отмечено падение производства. Восстановления гражданского правления в стране положительно повлияло на экономику. В 1987 экономический рост составил 3,5%, а в 1990-х годах его темпы устойчиво росли, достигнув 4,3% в 1997. Средний прирост в период 2002-2016 составляет около 4% в год. В 2017 году доля промышленного сектора – 19% ВВП и 17% трудовых ресурсов. Наиболее динамичный рост отмечен в строительстве и отраслях, связанных с туризмом, который является вторым источником валютных поступлений (2,4% ВВП). Страна имеет значительный гидроэнергетический потенциал. Сельское хозяйство - основа экономики Гватемалы. В 2017 оно давало около 70% объема экспорта, 25% ВВП, в нем занято 50% трудоспособного населения. С 2005 по 2018 площадь кофейных плантаций выросла с 228,2 тыс. га до 250,6 тыс. га, при этом производство кофе выросло с 179 до 236 тыс. т. Площадь плантаций кардамона увеличилась с 32,6 до 48,6 тыс. га, а их продукция – с 7,3 до 16,7 тыс. т. За то же время площадь, занятая под посевы кукурузы, сократилась с 16 до 14 млн га, но урожай кукурузы вырос с 1070 до 1120 тыс. т. Выращивают также черные бобы, рис, бананы, хлопчатник, фрукты и овощи. Расширяется эксплуатация лесов Петена. Гондурас – аграрная страна, одна из наименее развитых стран в западном полушарии. Основные отрасли промышленности: текстильная, сахарная, пищевая, нефтеперерабатывающая, бумажная. В 2004 в обрабатывающей промышленности было занято около 10% экономически активного населения; на ее долю приходилось 22% ВВП, а в 2015 – 30%. Внутренний транспорт автомобильный и морской, в меньшей степени – железнодорожный. В городах Тегусигальпа, Ла-Сейба и Сан-Педро-Сула есть международные аэропорты. Ла-Сейба – порт на Карибском море; другой важный порт – Пуэрто-Кортес, через который проходит основной объем внешней торговли. Единственный порт на Тихом океане – Амапала. В 1979 в заливе Фонсека был построен порт Лоренцо, а в 1980 – порт Пуэрто-Кастилья на Карибском побережье. По данным [Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, U.S.A., 2018]: ВВП – $4,5 млрд. Темп роста ВВП – 3%. ВВП на душу населения – $722. Прямые зарубежные инвестиции – $49 млн. Импорт (сырье и продукты питания) – $1,9 млрд (в том числе США – 60%; Гватемала – 5,1%). Экспорт (бананы, кофе, мясо, металл и др.) – $ 1,7 млрд (в том числе США – 73,9%; Япония – 4%). На рубеже ХХ-XXI вв. на долю бананов приходится около четверти всех экспортных поступлений в бюджет Гондураса. Другими важными статьями экспорта являются кофе, древесина, морепродукты и готовая одежда. [26] Традиционно в Гондурасе сосуществуют два типа экономики; один из них характерен для районов колониального заселения в пределах центрального нагорья, другой – для карибского побережья, где американские банановые компании создали собственные анклавы вокруг экспортных плантаций. В районах плантационного земледелия американские компании используют самые современные методы производства, а для обслуживания плантаций и вывоза продукции они построили сеть дорог. Нагорье остается изолированным и инертным в экономических отношениях. Основу экономики центральных горных районов составляет горнодобывающая промышленность и натуральное сельское хозяйство; большие имения, существующие здесь с колониальной эпохи, специализирующихся преимущественно на скотоводстве. В прошлом правительство обычно не вмешивалось в экономику, и иностранным компаниям предоставлялась полная свобода действий, а иногда и щедрые концессии. В середине ХХ в. правительство обратило более пристальное внимание на экономику, вплотную занявшись стимулированием экономического развития и модернизацией. В частности, с целью оказания финансовой помощи предпринимателям был организован национальный банк развития. В 1960-е годы правительство развернуло программу общественных работ и улучшение системы здравоохранения и народного образования. С 1962 и 1975 были проведены две программы аграрных реформ, которые способствовали освоению сельскохозяйственных земель путем создания крестьянских кооперативов. Крупные землевладельцы и их союзники из военных активно противодействовали реформам. В 1960-е годы правительство получало финансовую помощь от США в рамках программы «Союз ради прогресса»; эти средства вкладывались в строительство электростанций и дорог, в народном образовании и здравоохранении. В этот период сельское хозяйство становилось разнообразнее, и происходило расширение сети мелких предприятий обрабатывающей промышленности. Результатом такой экономической политики рост ВВП в 1960-е годы на 5% ежегодно. В начале 1970-х годов экономический рост замедлился, что обусловлено войной с Сальвадором (1969) и последствиями катастрофического урагана 1974; 1975 рост ВВП прекратился. Однако экономику удалось восстановить, и за период 1976-1980 средний прирост ВВП составлял 8%. В начале 1980-х годов, однако, Гондурас испытал на себе влияние общего для всех стран Центральной Америки депрессии, вызванной высокими ценами на импортируемые товары, низкими ценами на кофе и бананы на мировых рынках, а также политической нестабильностью в регионе. Объем производства в сельском хозяйстве сокращался, значительные капиталы были вывезены за границу, средний национальный доход на душу населения упал на 12%. В 1990-е годы экономический рост происходил слишком неравномерно. Во вновь созданных зонах свободной торговли в районе Сан-Педро-Сула резко расширились трудоемкие производства, требующие малоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. В 2016 79% населения находилось за официально установленной чертой бедности. Северное побережье обеспечено электроэнергией за счет банановых компаний, остальная часть страны обеспечена электроэнергией неравномерно, и стоимость ее очень высокая. В 2014 общая мощность ГЭС в Гондурасе составляла 140 000 кВт, то есть меньше половины общей мощности электростанций страны, которая в 2017 достигла 605 900 кВт. Сельское хозяйство играет основную роль в экономике Гондураса, на долю которого приходится примерно 25% прибыли страны и около 2/3 рабочей силы (на 2015). Гористость рельефа обусловливает пригодность лишь 25% площади страны для земледелия. В 1900 американским фруктовым компаниям были предоставлены большие земельные концессии для создания банановых плантаций на плодородном карибском побережье. Этот район имел хорошее сообщение с южными портами США, что выдвинуло его на 2-е место в мире по экспорту бананов. В начале 1930-х годов бананы составляли 70-80% экспорта Гондураса. После 1930 производство бананов снизилось. С 1963 банановые компании стали увеличивать производство и в дополнение к бананам разводить другие культуры – масличную пальму, конопли и ананасы, кофейные плантации. Кукуруза выращивается для экспорта в Сальвадор и для удовлетворения внутренних потребностей. Из других товарных культур нужно отметить просо, бобы, рис, сахарный тростник и табак. В горах и низинах развито скотоводство. У моря – рыболовство. Разрушительные ураганы наносят большой урон хозяйству [43]. Коста-Рика. Экономика зависит от экспорта бананов, кофе и других сельскохозяйственных продуктов. Экспортирует кофе, бананы, текстиль, сахар. Вырубка леса привела к уменьшению экспорта древесины. Партнеры: США (75% экспорта), Германия, Гватемала, Нидерланды, Великобритания, Япония. Импортирует бензин, продукцию машиностроения, химикаты, удобрения, продовольствие. Партнеры; США (35 % импорта), Япония, Гватемала, Германия. Развитые отрасли промышленности Коста-Рики – пищевая, текстильная и швейная промышленность, а также производство строительных материалов, удобрений. Сельское хозяйство составляет 19% ВНП и 70% экспорта, основные экспортные культуры – кофе, бананы, сахар, другие культуры включая кукурузу, рис, картофель, страна полностью обеспечивает себя продовольствием, за исключением зерна. Сельское хозяйство ориентируется на производство экспортной продукции. В течение 100 лет экспортной культурой был кофе: Коста-Рика первой из центральноамериканских стран стала выращивать первоклассные сорта кофе, который растет на склонах гор. Их качество намного выше, чем у сортов, которые выращиваются на равнинах (например, в Бразилии). До 95% кофейных зерен поступает на экспорт, прежде всего в США и Германию [46]. Второй важнейшей экспортной культурой являются бананы. Кроме этого, в стране выращивают какао-бобы, сахарный тростник, табак, цитрусовые, хлопчатник. Для собственного потребления выращивают кукурузу и рис. В последнее время быстро растет производство нетрадиционных экспортных товаров – морепродуктов, орехов, цветов, фруктов и овощей. На животноводство приходится лишь 15% сельскохозяйственного производства Коста-Рики. Большинство работоспособных костариканцев заняты в сельском хозяйстве. Обрабатывающая промышленность представлена малыми и средними предприятиями, тесно связанными с сельским хозяйством и внешней торговлей. Главные отрасли индустрии – пищевая, текстильная, обувная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная. Электричество в Коста-Рике в основном производится на гидроэлектростанциях (80% 2014 год). В 2015 году страна впервые перешла на 100% генерирования электричества из возобновляемых ресурсов [5]. Правительство выделило около 1 млрд американских долларов на строительство 3 геотермальных станций, использующих тепло вулканов, мощностью 50 МВт каждая [46]. Столица Коста-Рики, Сан-Хосе – крупный транспортный узел. Здесь находится аэропорт Хуан Санта-Мария. Внутренний транспорт – разнообразный. Передвижение по стране затруднено климатом, рельефом и состоянием дорог. Внутренними авиаперевозками занимается национальная авиакомпания SANSA. Дороги практически не существует. Единственный путь, примыкавший к лимону, был уничтожен оползнем. Автобус является наиболее распространенным видом транспорта, сеть маршрутов охватывает практически всю страну. В последнее время очень хорошо развивается сфера услуг. Важное значение приобретает туризм. Туризм обеспечивает до 7% ВВП страны. Ежегодно в страну приезжает около 1 млн иностранных туристов. Основные прелести для туристов – экологические интересности: действующие вулканы (практикуется их посещения), горные реки (сплав на плотах), тропические леса. Коста-Рика занимает первое место в Центральной Америке по посещаемости туристов и первое в мире по экотуризмом. Страну ежегодно посещают 1,5 млн туристов, которые приносят государству почти 900 млн долл. Доходы от туризма являются основным источником валютных поступлений в Коста-Рики. Коста-Рику часто называют страной-заповедником, иногда «тропической Швейцарией». Более 40% территории занимают национальные парки. Здесь запрещено строить выше пальмы дома и поэтому даже крупнейшие города утопают в зелени. В Коста-Рике зафиксировано свыше 70% всех имеющихся на планете видов растений. Ко всему этому добавляются 1000 км замечательных чистых песчаных пляжей, 120 вулканов, 70 из которых действующие, множество ярких птиц. Также здесь развивается морской круизный туризм. Именно эти богатства и привлекают туристов со всего мира. Экспорт в 2018 году – 9,6 млрд американских долларов – электроника, медицинские приборы, бананы, ананасы, кофе, дыни, декоративные растения, сахар, морепродукты, текстиль и медикаменты. Основные покупатели – США (23,9%), Нидерланды (13,3%), Китай (13%), Великобритания (5%), Мексика (4,9%). Импорт в 2018 году – 14,6 млрд американских долл. – сырье, потребительские товары, промышленное оборудование, нефтепродукты, машины и приборы, некоторые виды сырья и продовольствия. Основные поставщики – США (42,7%), Мексика (6,9%), Венесуэла (6,3%), Япония (5,4%), Китай (4,6%). [26] Сокращение помощи со стороны США, повышение цен на ввозимую нефть и падение цен на кофе и бананы привели к накоплению большого внешнего долга [46]. Никарагуа – главным образом аграрная страна. Основные отрасли промышленности: пищевая, химическая, метизная, текстильная и легкая промышленность, нефтяная. В общем грузообороте страны ведущая роль принадлежит автотранспорту. Основная часть транспортных артерий сосредоточена в западной части страны. В 1993 общая протяженность дорог в стране – более 24 тыс. км, в основном без твердого покрытия. Национальная авиакомпания «Аэроника» осуществляет полеты на внутренних и международных линиях из столичного аэропорта Лас-Мерседес. Главные морские порты – Коринто, Пуэрто-Кабесас и Блуфилдс. Крупнейший морской порт-Коринто, соединенный со столицей железной дорогой. [20] По данным [Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, U.S.A. 2018]: ВВП – $ 2,2 млрд. Темп роста ВВП – 4%. ВВП на душу населения – $452. Прямые зарубежные инвестиции – $133 млн. Импорт (нефть, несельскохозяйственное сырье, потребительские товары длительного пользования и оборудования) – $1,5 млрд (в том числе США – 31%; Гватемала и Япония – по 10%; Нидерланды – 7,7%; Мексика – 2,8%). Экспорт (сельскохозяйственная продукция, прежде всего кофе, хлопок, сахар, мясо и бананы) – $896 млн (в том числе США – 36%; Германия – 12,7%; Коста Рика – 4,5%; Испания – 4,2%). [26] Панама находится на перекрестке мировых морских коммуникаций, один из крупнейших международных торгово-финансовых центров. Основные отрасли промышленности: конструкционных материалов, нефтеперерабатывающая, рыбная, цементная. Панама-большая транзитная страна, что обусловлено в том числе Панамским каналом. Транспорт автомобильный, морской, воздушный. В стране есть 115 аэродромов. Современный аэропорт в городе Панама является тоже важным транзитным пунктом, связывающим Северную и Южную Америку. [10] По данным [Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, U.S.A. 2018]: ВВП – $8,8 млрд (более 60% – за счет транзитных транспортных операций). Темп роста ВВП – 4,1%. ВВП на душу населения – $3200. Прямые зарубежные инвестиции – $1,2 млрд. Импорт – $4 млрд. (в том числе США – 39,7%; Япония – 9%; Мексика – 4,9%). Экспорт – $3 млрд. (в том числе США – 39,0%; Швеция – 7%; Коста Рика – 6,6%; Испания – 5,4%; страны Бенилюкса – 4,3%). Расходы Панамы на импорт всегда превышали доходы от экспорта. Панама ввозит сырую нефть, транспортные средства и другую промышленную продукцию. Основные статьи экспорта – бананы, креветки, сахар-сырец и нефтепродукты [48]. Самая маленькая страна в Центральной Америке по размерам - Сальвадор - имеет четвертую по величине экономику в регионе. Экономика страны базируется на переводах от работающих за рубежом (17% ВВП в 2016 г.), а также на экспорте пищевых продуктов, сахара и этилового спирта. [12] ВВП в 2016 году составил 50,94 млрд долларов. ВВП на душу населения – 8 тыс. долл. (143-е место в мире). Промышленность (25,1% ВВП, 20% работающих) – пищевая, напитки, удобрения, текстиль.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бизнес планирование, 53 страницы
1325 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg