Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков

superrrya 2775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 111 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Объект исследования - подростки в возрасте 11-15 лет, которые имеют компьютерную зависимость. Предмет исследования - особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков. Исходя из постановленной цели, мы выдвинули следующие задачи: 1. Изучение научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования. 2. Изучить проблему степени влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков. 3. Подбор методик психологической диагностики агрессивности подростков. 4. Выявление возможностей коррекции компьютерной зависимости и агрессивности подростков. В дипломной работе использовались такие методики как: • Тест-опросник для установления компьютерной зависимости от компьютерных игр и интернет-игр; ??"Личностная шкала проявления тревоги" (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова); ??Диагностика состояния агрессии (опросник "Басса-Дарки"); ??"Не существующее животное"; ??Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу. Базой исследования была выбрана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» города Дербента, Республики Дагестан. В общем, количество респондентов составляло 70 человек в возрасте 11-15 лет, из них была выделена для экспериментальной работы группа в количестве 16 человек, в ответах которых было 25% и более положительных ответов по методике "Тест-опросник для установления компьютерной зависимости от компьютерных игр и интернет-игр". Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемой проблемой влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков. А так же была создана коррекционная программа способствующая снижению уровня компьютерной зависимости. Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы школьными психологами, педагогами, социальными работниками, родителям и т.д. Методологической основой являются результаты исследований по проблеме влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков (С.А. Завражин, Дж. Кэнтор, Д. Гроссман, К. Янг, А. Шень, Р.М. Грановской, Е.Е. Лысенко, Ю.С.Шевченко). Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов, рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

В последние годы в жизни человечества компьютер и люди стали не разрывным целым. Сегодня очень сложно увидеть человека, который ни разу не сталкивался бы с компьютерными технологиями, а уж тем более не знал бы о существовании компьютера. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - это одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Наша жизнь насыщенна новыми технологиями, они окружают нас везде: на работе, дома, на улице, в общественных местах. Многие уже и представить себя не могут без этого чуда техники. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни человека, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Но такое бурное развитие компьютерных технологий в жизни социума, несомненно, оставляет определенный след на развитие личности современного ребенка. Огромный поток новой информации, использование компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает далеко не благоприятное влияние на воспитательное пространство детей и подростков. В свою очередь создание воспитательного пространства - это необходимое условие взросления и становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Очень сильно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD-приставки, музыкального центра, книги и т.д. [1] На сегодняшний день заметно увеличивается рост количества детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры [2]. В свою очередь многие родители гордятся достижениями своих детей в этой области знаний, так как они открывают большие перспективы в будущем для их детей. И все же вместе с этой положительной стороной компьютеризации следует отметить и негативные последствия этого процесса, влияющего не только на физическое, но и на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является такое явление как компьютерная зависимость. По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них [3]. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами [4]. Официально же, компьютерная аддиктивность была признана психологами в середине девяностых годов ХХ века. Тогда же была введена первичная классификация вариантов такого рода зависимости. Поскольку введена она была американскими учёнными, в ней в изобилии встречается терминология, позаимствованная из английского языка. И это, прежде всего, действительно Геймер-аддиктивность, или зависимость от компьютерных игр. Её в свою очередь можно разделить на варианты On-Line addiction и Off-Line addiction. Первая из них или On-Line зависимость связана с навязчивой идеей игр в Интернете, Off-Line зависимость предполагает постоянное использование компьютерных игр без выхода в Интернет [5]. На данный момент проблема влияния компьютерных игр на подростков приобрела широкий общественный резонанс. Причем информация об этой проблеме поступает преимущественно из двух источников - средств массовой информации и эмпирических исследований, каждый из которых обладает своей спецификой. С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах. К таким симптомам относятся неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, повышенная агрессивность, оскуднение эмоциональной сферы и т.д. [6] Компьютер постепенно затягивает их, привлекая своими большими возможностями, и не заметно заменяет все: живое общение с друзьями, семью, подвижные игры и многое другое. Такие дети перестают ощущать всю прелесть детства, а также они становятся совсем не по-детски злыми, агрессивными, раздражительными. На сегодняшний день в большей частности именно компьютер и обилие в нем разнообразных игр, завлекающие подростков на длительное время, наносят непоправимый ущерб психике детей, а также их физическому здоровью. А ведь нынешние подростки это будущее всего человечества и кто знает, к каким последствиям может привести их увлеченность компьютерными играми. Существует множество мнений людей по поводу того, как на психику ребенка влияет компьютерная зависимость. Но большинство из них считают, что в компьютерных играх, которыми увлекаются сегодняшние подростки, содержится большое количество сцен агрессии и виртуального насилия, которые далеко не положительно влияют на состояние детей (С.А. Завражин, Дж. Кэнтор, Д. Гроссман, Д. Гибсон). Например, профессор медицины Клаус Матиака из клиники немецкого университета Аахен (Universitatsklinikum Aachen) говорит о том, что мозг человека может реагировать на виртуальное насилие в игре почти также, как и на реальное. А это значит, что при убийстве в игре человек может испытывать агрессивность, эмоции гнева, враждебности, страха [7]. Также хотелось отметить, что исследования посвященные проблеме влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков по сведениям американского психолога, руководителя группы исследователей из Университета св. Льва Д. Николл выявляют связь между жестокостью в играх и повышением агрессивности поведения игроков в реальной жизни. Д. Торр из университета Сан-Диего также утверждает, что "свыше тысячи исследований в течение последних 30 лет подтверждают причинную связь между медианасилием и агрессивным поведением некоторых детей" [8]. Об этом же говорят и эксперименты различных исследователей: от психологов многообразных направлений, нейрофизиологов, социологов до журналистов. И чаще всего, о каких либо результатах различных экспериментов по данной проблеме мы узнаем из статей журналистов в газетах, так как другие источники такой информации практически отсутствуют. Из всего выше сказанного, можно сказать, что актуальность данной темы обусловлена возрастанием внимания к проблеме влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков. Так как на данный момент в современном социуме всё более актуальной становится тема насилия и агрессии. В обществе как орудие в борьбе за преуспевание нередко культивируется агрессивность в открытой или замаскированной форме. Именно этой замаскированной формой и являются компьютерные игры. В личностных характеристиках подростков агрессивность формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении. Возможно, для того чтобы уйти от реальности дети и втягиваются в компьютерные игры. Ведь там можно получить понимание взрослых и удовлетворение от своего положения, пусть и в виртуальном мире и не всегда добрыми делами. Именно поэтому основное зло для подростков видится в персональных компьютерах нового поколения. Так как обилие разнообразных игр завлекают подростков на длительное время. И все же на протяжении пятнадцати лет ведется дискуссия. Существует ли неразрывная причинно-следственная связь между злом, созданным в фантазии (в игре), и злом реальным (Кристиан Бютнер) [9 смотр]. Однако в психологии проблема влияния склонности к компьютерным играм на формирование агрессивности как свойства личности изучено не достаточно. Хотя в свою очередь специалисты утверждают, что компьютерная зависимость - это явление страшнее наркомании, так как она ведет к наиболее тяжелым последствиям и самое главное от этой зависимости пока не существует лекарств. Вследствие, этого целью данной дипломной работы является выявление особенностей и степени влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков. Гипотеза исследования состоит в предположении того, что склонность к агрессивным реакциям в подростковом возрасте находится в зависимости от влияния компьютерных игр. Если мы проведем коррекционную работу, то полагаем снизить уровень компьютерной зависимости и тем самым понизить уровень агрессивности у подростков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………….9 1.1 Различные взгляды и подходы к проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте………………………………………………………………9 1.2 Проявление особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..….19 1.3 Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростков……….25 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…..…40 2.1 Организация методов исследования и проведение диагностических методик………………………………………………………………………………40 2.2 Обработка и анализ полученных результатов……………………...................42 2.3 Коррекционная программа по снижению компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………………………….….57 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..70 РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………..………74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...81 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…..85
Список литературы

1. "Мозг тонко чувствует виртуальное насилие" // Газета "Байкал-инфо" от 24 июня 2005 г. http://www.baikal-info.ru/index.php?id=60&p=13655 2. Платов А. Алиса в стране компьютерных игр// Компьютерная газета №15 от 17 апреля 2004 г. 3. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера. // Курсовая работа Научный руководитель: Яницкий М.С. КЕМЕРОВО, 1999, библиотека Кемеровского государственного университета. 4. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М., 1998. 5. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: "Вако", 2007г. 6. Комплекс жертвы искореняется видиоиграми www.prognosis.ru от 24.06.2005 7. С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и др., Как справиться с компьютерной зависимостьюhttp://www.fictionbook.ru 8. Аболин Л.М., Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 2007 г. 9. М.В. Кочергина, "Развитие интернет зависимости у подростков" // Научный журнал ТОГОУ СПО "Педагогический колледж" 10. Нажипова Д., Липченко О., Реально ли вылечить подростка от компьютерной зависимости, источник http://megaport-nn.ru 11. Тумакова С. "По ту сторону монитора"// "Око" №5, 2006 г. 12. Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 83-90. 13. Джуди Солпитер " Дети и компьютер" 1991 г 14. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеренбург. 1999. - с. 86. 15. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000 г. 16. Практические пути выявления и предупреждения агрессивно-террористических проявлений у подростков // Вопросы психологии, №10, 2006 г. 17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во УРАО. 1997. -с. 140. 18. Грищенко Л.А., Алмазов Б.И. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 1987. - 78 с. 19. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения // Вопросы психологии, 1998 г.. №5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: 1996. - 64. 20. В. Гаврищук "Можно ли победить зависимость от компьютерных игр"// "Око" №7, 2005 г. 21. Постникова Д.К., Коган Б.М. Психологические особенности подростков с признаками компьютерной виртуальной аддикции(ква). // Материалы 14 съезда психиатров / Под ред. В.Н. Краснова - М: "Медпрактика", с. 218 22. Е. Миронова. Большинство подростков любит компьютерные игры. Волков С. "На виртуальном героине, или беда приходит из компьютера" // Газета "Московская правда", 2004 г. 23. Дьяченко Т.М. Исследование причин гендерного насилия в школе. // Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции / Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ФПК и ППРО МГПИ / Под ред. В.В. Артоболевской и Д.Г. Левитес: В 3 т. - Мурманск: МГПИ, 2002. - Том 1, с. 92-100 24. Рыбьянов М. Беседа с Р.П. Ловелле "Виртуальное убийство провоцирует реальное"// Известия, 2006 г. 25. Чабаняц М.Б. "Психологические аспекты участия подростков в компьютерных играх и подростковая криминальная агрессия"// Материалы II научной конференции "Студенческая наука - экономике России", пршедшей в СевКавГТУ, 2001 г. 26. Хромов М. Агрессия в играх // "Компьютер БМ", №43 (331) от 17.10.-23.10.04 27. Cantor J. Mommy, I’am Scared: Protecting Children from Frightening Mass Media. In: Media Violence Alert, 2000, p. 91. 28. Слободнюк И. "Игры учат убивать". / Газета "Сегодня" №248 от 4.11.2002г. 29. .Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 2005 г. 30. Практические пути выявления и предупреждения агрессивно-террористических проявлений у подростков // Вопросы психологии, №10, 2006. 31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 2006 г. 32. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 2005 г. 33. Компьютерные стрелялки в России начинают запрещать// "Компьютер-Информ" №15, 9-22 сентября 2002 г. 34. "Краткий курс юного правонарушителя" // Труд-7 №088 за 19.05.2005 35. Галенкин С. Эти плохие, плохие, плохие игры // "Домашний ПК", №5, май 2003 36. Макаренкова В. Видеоигры в информационной и психологической борьбе // "Зарубежное военное обозрение" №2, 2005 г. 37. Лашин А. Жестокие игры: источник всех бед // "Страна Игр", №116. 38. Серафимова З. Жанровые компьютерные игры как возможный источник формирования агрессивного поведения у детей и подростков// Журнал Российского открытого конкурса исследовательских работ учащихся "Юность, наука, культура". 39. Дискретный обзор. Опасные игры: играть и выиграть!... или проиграть?// Журнал Fox от 16 апреля 2005 г. 40. Бондаренко А. "На компьютерные игры шестиклассник промышлял грабежами" // Приазовский рабочий, №101 от 12 июля 2005 г. 41. Крумкач В. Убийства в игре и жизни // Компьютерная газета, 2005 г. 42. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 2000 г. 43. Матвеева Л., Выбойщиков И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 2008 г. 44. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007г. 45. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. 46. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 47. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001 г. 48. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000 г. 49. Рогов Е.А. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 2005 г. 50. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. "Питер", 2000. 51. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001 г. 52. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. "Питер", 1997.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Различные взгляды и подходы к проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте О компьютерной зависимости в последнее время стали много говорить. И все, же над этой темой работает небольшое количество специалистов (особенно в Казахстане). Это и понятно ведь данное явление достаточно молодое, многие и не задумываются о последствиях этой проблемы. Однако она уже успела всколыхнуть общественное мнение и ею, заинтересованы люди разных специальностей. От того данные и результаты их работ не однозначны. К примеру, многие специалисты в области психиатрии вообще выражают сомнение в существовании компьютерной зависимости или отрицают вред от этого явления. Как известно термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо или кому-либо. Это состояние неспособности к автономному функционированию в отсутствие внешнего объекта. В контексте нашей темы - это патологическое пристрастие человека к проведению длительного времени за компьютером. Так же к компьютерной зависимости можно отнести интернет-зависимость и игроманию, которые так или иначе связаны с компьютером. На сегодняшний день определение "компьютерная зависимость" не признано на международном уровне и не внесено Американской Психиатрической Ассоциацией (АПА) (American Psychiatric Association, APA) в DSM-IV (DSM-IV-TR, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision, 2000) и в европейскую МКБ-10. Но есть намерения о внесении в DSM-V. Сегодня можно пользоваться моделью диагноза из DSM-IV - "патологическое влечение к азартным играм". Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами [10]. Изначально понятие "компьютерная зависимость" появилось в 1990 году. Многие специалисты психологии относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни [11]. Как утверждает заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков России А.Г. Мазур компьютерные игры, в большинстве случаев именно от них и происходит компьютерная зависимость, становятся мощнейшим дезадаптирующим фактором. Ребенок уже не может без них жить, формируется так называемое влечение, с которым сам он уже не способен справиться. Необходимо участие психологов, социальных работников, педагогов, а подчас и врачей, которые помогли бы ребенку выйти из этого состояния. Можно ли назвать это болезнью, пока не ясно, вопрос требует специального изучения. Но факт это то, что состояние компьютерной зависимости ребенка дезадаптирует. Подросток полностью отдаляется от социума, поскольку у него не остается других интересов, кроме игры. Она становится доминантой, как наркотик у наркомана [12]. Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру [13]. Следует отметить и тот факт, что не у всех людей имеется предрасположенность к компьютерной зависимости. Огромное воздействие компьютерные игры оказывают в первую очередь на подростков. Здесь сказывается личностная незрелость, так же есть и биологические причины задержки роста личности, и какая-то психическая неполноценность. Ю.С. Шевченко доктор медицинских наук, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям в одной из своих бесед с журналистами по данной проблеме говорит следующее: "Можно установить корреляцию видов зависимости с личностными особенностями. Скажем, психически неустойчивых подростков больше привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации и т.п. Подростков эпилептоидного плана разработчики компьютерных игр "подлавливают" на азарте, на увлечении материальной стороной жизни и, конечно, на агрессивности. Подросткам шизоидного типа, которые плохо приспосабливаются к реальности, предоставляется возможность фиктивного овладения иллюзорным миром. А приманка для истероидов - это общение в сети, когда они могут примерять на себя разные роли, представать в разных обличьях и таким образом пытаться изжить свои комплексы" [12]. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. [11] Рассмотрим эти признаки: • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это; • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным; • ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере; • ребенок расходует много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры; • подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе; • сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем; • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами; • прием пищи происходит без отрыва от компьютера; • когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем; • происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы; • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером; • он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть. Если говорить о характерных особенностях зависимостей различного типа, то ими являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей. Российский психолог Л.В. Ускова предложила следующие симптомы компьютерной зависимости могут быть психические и физические [10]. Психические признаки: "потеря контроля" над временем, проведенным за компьютером, намеренная ложь относительно времени проведенного за компьютером, невыполнение обещаний, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения, раздраженное поведение при отвлекании от компьютера, избыточная агрессивность, социальная дезадаптация, деградация социальных связей, антисоциальное поведение и т.д. Физические признаки: нарушения со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром "сухого глаза"), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой). Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом, поэтому они страдают общим истощением организма - хронической усталостью. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером. Так же группа психологов из "Службы компьютерного привыкания" при клинике McLean Гарвардского университета предложила свои симптомы компьютерной зависимости. Она отмечает следующие психологические и физические симптомы привыкания [14]: • неспособность выйти из игры; • пренебрежение к семье и друзьям; • ложь о роде своих занятий на работе и в семье; • проблемы с учебой или работой; • кистевой туннельный синдром; • бесчувственность; • пренебрежение правилами личной гигиены; • расстройство сна или изменение поведения во сне. Следует также отметить о существующей классификации стадий развития психологической зависимости от компьютерных игр, их четыре каждая из которых имеет свою специфику. Ее автор американский психолог М. Грифитс отмечает тот факт, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности не исключена [15]. 1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть уже не случайным образом, оказавшись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека. 2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре - это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению обстоятельств, которые привели к данному состоянию. 3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 9-13% игроков являются "заядлыми", т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностно-смысловой сфере личности. А.Г. Шмелев говорит о том, что происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят "в себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений. Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии. 4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Об отношения игромана с компьютером на этой стадии можно сказать следующее, человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют не большую историю, однако, случаев полного угасания зависимости единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие появления новых интересных игр. После того, как игра "постигается" человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень [16]. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки. Вслед за этим возникает вопрос: "В чем же причина компьютерной зависимости?". По мнению директора Института реабилитации Национального Научного Центра наркологии Росдрава, доктора медицинских наук, профессора Т.Н. Дудко, к пусковым механизмам формирования игровой зависимости относятся [17]: - воздействие вещества (продукта) или вида активности, которые изменяют психическое состояние. Это алкоголь, наркотики (часто анаша, марихуана), никотин, первый выигрыш (удача, денежный куш), пища, секс, спорт; - систематическое использование психоактивных веществ или определенных видов аддиктивной (зависимой) деятельности для снятия психического и физического дискомфорта; - фрустрации (состояние психики, возникающее при крушении надежд; бессильная ярость), стрессы, переутомление с чувством дискомфорта, которые снимаются психоактивными веществами или определенными видами аддиктивной (зависимой) деятельности; - низкая устойчивость к фрустрациям, повышенная конфликтность, несдержанность и агрессивность, инфантилизм, дефицит внимания, склонность к депрессиям и рискованному поведению, эмоциональная неустойчивость, психопатии, акцентуации характера, страх одиночества и мучительное желание его избежать; - формирование зависимого стиля жизни взамен привычного (естественного) и индивидуального для каждого человека; - иррациональное мышление, неадекватная самооценка, ложные представления (постоянная вера в крупную удачу, предвкушение удовольствия от предстоящей игры, фантазии на эти темы и пр.); - способность вводить себя в состояние транса во время игры и т.д. Рассматривая данную тему, врач-психиатр Р.М. Гусманов говорит о том, что "прежде всего компьютер дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до отрицательных, таких как восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка - как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, "радостного взросления" [18] . Игорь Спрейс, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Иркутского института усовершенствования врачей, заметил тот факт, что "причина компьютерной зависимости - в том, что игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними - мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко подсесть. Похожий процесс идет в мозгу наркомана. Не ест и не пьет человек потому, что гормон удовольствия сильно снижает потребности в этом. Даже обычный здоровый компьютерщик может просидеть трое суток перед компьютером на одном кофе" [19]. Директор Петропавловского филиала общественного фонда "Освобождение" Н. Ковальская также говорит о схожести компьютерной зависимости с наркоманией. "Механизм возникновения зависимости - один и тот же, не важно подсел ли человек на иглу, или игру, - считает она. - В любом случае причина кроется в каких-то глубинных психологических проблемах, с которыми человек, а подросток в первую очередь, не может справиться в одиночку. А игра дает азарт, дает адреналин и, кажется, проблемы отступают".[20] 1.2 Проявление особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте Подростковый возраст по своим особенностям один из самых сложных, периодов в онтогенезе и в то же время один из самых значимых периодов в жизни детей. В этом отрезке жизни человек начинает искать себя, экспериментирования в разных ролях - от дворового хулигана до примерного отличника, у него возникает огромное желание доказать свою взрослость и независимость от родителей, не смотря на то, что он очень раним и уязвлен. Важным событием становится то, что в этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны возникает обесценивание прежде установившейся системы интересов и протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразным и содержательным становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется и качественно расширяется сферы его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям. Л.С. Выготский ключевой проблемой этого периода называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развития новых. К ним он относил "эгоцентрическую доминанту" (интерес подростка к собственной личности), "доминанту дали" (доминирование широких интересов, устремлённых в будущее, над сегодняшними текущими интересами), "доминанту усилия" (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), "доминанту романтики" (стремление к неизвестному, рискованному, героическому). Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведёт к смене ведущей деятельности, результатом которой становится новые психологические новообразования подросткового возраста, к которому относят и самосознание личности [21]. Определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание, оно и другие изменения, связаны с развитием организма, оказывает свое влияние на психическое развитие. Тревожащие моменты в поведении подростка - такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося в различных компаниях. Многие современные психологи утверждают, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастуном, атеистом или религиозным - он становится таким (К. Матиак, Л. Ловелле, К. Андерсен). Ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, является не биологические свойства, а негативное влияние социума, в котором живет подросток. Современные дети живут в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с тем, что тип и ритм технико-технологических преобразований предъявляет все более новые требования к растущим людям. Подростки, в силу их слаборазвитой и уязвленной психики, больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы [22]. Многие подростки склоняются к мысли, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что сейчас почти все живут по "закону джунглей": каждый сам за себя. На сегодняшний день общество через фильмы, книги, компьютерные игры, диктует жестокие правила жизни, не соблюдая которых человек становится слабым. Ведь для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. После этого мы удивляемся, почему наши дети становятся агрессивными. Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток это, прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты и качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении [23]. Так же могут влиять и природные особенности - его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя. Подросток ищет выхода внутреннему напряжению. В науке осуществлялись попытки типологии по раскрытию причин агрессивности подростков. При этом одни исследователи полагают, что необходимо базироваться на психодинамических различиях, другие берут за основу их особенности психосоциального развития. Примером таких типологий являются следующие высказывания [24]: П.П. Бельский, исходя из мотивации и поведения подростков, предложил: ??Подростки, стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности. ??Слабовольные дети, поддающиеся внушаемости. ??Подростки, действующие под влиянием истории. С.Я. Беличева выделила такие группы как: ??Подростки глубоко педагогически запущены, их суждения примитивны, поверхностны их процессы внимания, запоминание ослабленное. ??Дети характеризуются аффективными нарушениями, они раздражительны, озлобленны, гневливы, проявляются истеричные формы поведения. ??Подростки развязные, конфликтные. В западных работах выделяются две группы: 1. Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения - характерны эмоциональные расстройства. 2. Дети, отличающиеся не социализированным агрессивным поведением - различные психические нарушения. Безусловно, истоки агрессивности лежат в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом), в меньшей мере со сверстниками, учителями ?25?. Но не стоит отрицать и тот факт, что детей учит, то, что их окружает. К примеру: Если ребенка часто критиковать - он учится осуждать. Если ребенку часто демонстрировать враждебность - он учится драться. Если ребенка часто высмеивают - он учиться быть робким. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если к ребенку часто бывают, снисходительны окружающие - он учиться быть терпеливым. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учиться верить. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь. На основе наблюдений выделяют четыре группы определенного типа поведения подростков. Они разделены условно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg