Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Эвристический метод обучения на уроках математики в 7 классе (На примере изучения темы « Формулы сокращенного умножения»)

superrrya 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Объект исследования: процесс обучения алгебре в 7 классе. Предмет исследования: применение эвристического метода на уроках алгебры в в 7 классе. Цель исследования: составить систему задач по теме «формулы сокращенного умножения» на основе эвристического метода, способствующие развитию познавательного интереса. Гипотеза: Использование эвристических методов на уроках математики будет наиболее успешно, способствовать обученности обучающихся 7 классов В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: • Изучить психолого-педагогические основы эвристического метода в обучении математике. • Составить систему задач по теме «Формулы сокращенного умножения» на основе эвристического метода. • Провести педагогический эксперимент Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической основы (литературы); анализ школьных учебников; наблюдение на уроках математики; беседа с учащимися, учителями, родителями; анкетирование; анализ результатов эксперимента. Практическая значимость работы заключается в составлении системы задач по теме «Формулы сокращённого умножения» в 7 классе на основе эвристического метода обучения. Разработанные материалы могут быть использованы учителями математики, студентами, проходящими педагогическую практику. Экспериментальная база: МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов). Экспериментальный класс - 7 «г», контрольный класс - 7«в». Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Проблема эвристического обучения является одной из наиболее актуальных, так как она подразумевает отказ от готовых знаний, основывается на поиске, добычи информации. Которые предъявляют новые требования к всеобщему развитию человека в условиях научно-технического прогресса, компьютеризации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания. Постоянный рост количества информации требует от человека наличия таких качеств, как, находчивость, предприимчивость, решимость, что недопустимо без самостоятельности. Я.А. Коменский писал: «… школа не показывает самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор». Это означает что тот, кто вместо обучающегося определяет его цель урока, тем самым берет ответственность за его личностные качества. «Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявится его скрытым, может быть очень глубоким, способностям» В соответствии с сегодняшними требованиями, предъявляемыми школой, необходимо, чтобы обучение было эвристического характера. Это обеспечило бы обучающимся самостоятельно приобретать новые знания, применять их в жизни. Реализация эвристического обучения в учебном процессе школы опирается на отказе системы «готовых» знаний, умений и навыков, главной задачей, которой является поисковый и исследовательский методы работы. Как известно, эвристическое обучение применяется со времен Сократа. Он умел преподносить информацию так, чтобы люди сами пришли к такому выводу, для этого он беседовал с ними, направляя их к нахождению решения. Он давал те знания, которые помогали бы его ученикам вести диалог, дискуссию, логически и связно думать. Известно, что в разное время вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие различные школы и направления: Сократ, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я.А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в работах А.В. Хуторского, А.И. Андреева, М.М. Левиной и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития данного метода обучения математике, следует отметить работы В. А. Крутецкого, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого. Педагогическим исследования Коменского Я.А., Лернера И.Я., Окунева А.А., Хуторского А.В., [16, 21, 26, 46] показали, что, главной задачей эвристического обучения является осознание проблемы, встречающейся на уроках. А на следующих уроках самому выдвигать гипотезы решений и соотносить их с условиями задачи; осуществлять поэтапную и итоговую проверки решения несколькими способами; переносить знания и учебно-поисковые действия в нестандартную ситуацию или придумывать новый способ действий. Результатом реализации эвристического обучения в школе становится всесторонне и гармонично развитая, инициативная личность с активной жизненной позицией, готовая к самостоятельной жизнедеятельности в условиях экономических перемен и ускорения процессов компьютеризации и научно-технического прогресса. Немногие учителя пользуются эвристическими методами. В наши дни во многих исследованиях разработано достаточное количество эвристических методов решения задач. Преобладающее число из них не подходят для применения в школьной практике. А в других отраслях образования эвристическими методами пользуются лишь единицы. Большое распространение получило обучение алгоритмам и способам решения типовых задач.
Содержание

Введение 4 ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы эвристического метода в обучении математике 7 1.1. Понятия «метод», «эвристика» и «эвристический метод» в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Эвристический метод в обучении математике 13 1.3. Эвристический метод как средство для развития познавательного интереса 24 ГЛАВА 2. Эвристический метод обучения на уроках математики в 7 классе 28 2.1. Констатирующий этап эксперимента по развитию эвристического мышления обучающихся 28 2.2. Система задач на основе эвристического метода по теме «Формулы сокращенного умножения» 35 2.3. Результаты педагогического эксперимента 44 Заключение 48 Список литературы 49 Приожение 1 54 Приложение 2 55
Список литературы

1. Алгебра. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Г. К. Муравин, К. С. Муравин, О. В. Муравина. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 285, [3] с. 2. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]: под ред. С. А. Теялковского. – М. : Просвещение, 2013. – 256 с. 3. Алгебра. 7: учеб. для 7 класса / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. –Москва: Просвещение, 2014. –287 с. 4. Апанасов, П.Т. Сборник математических задач с практическим содержанием / П.Т. Апанасов, Н.П. Ананасов. –Москва: Просвещение, 1987. 5. Багачук, А. В. Возможности формирования познавательных учебных действий в процессе математической подготовки учащихся / А. В. Багачук, Н. П. Брюханова / Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. – 70-73 с. 6. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе проблемы и решения / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь,2013. – 224 с. 7. Введенский, В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения: дисс. …канд. пед. наук / В.Н. Введенский. – Новосибирск, 1999. – 196с. 8. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математике в средней школе: учеб. пособие / Л. В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252 с. 9. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В. А. Гусев. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 455 с. 10. Далингер, В.А. Задачи в обучении математике / В.А. Далингер. –Омск: Изд-во ОмГПУ, 1990. –43 с. 11. Далингер, В.А. О содержании и методических особенностях курса «Инновационные процессы в школьном математическом образовании» / В.А. Далингер // Вестник Омского университета. –1996. –№ 2. –С. 119-122. 12. Далингер, В.А. Совершенствование процесса обучения учащихся решению текстовых задач / В.А. Далингер // Омский научный вестник. – 2011. – № 2 (96). –С. 168-170. 13. Демченкова, Н. Формирование познавательного интереса у обучающихся / Демченкова Н., Моисеева Е. - Математика. -2004.- 19с. 14. Егупова, М.В. Практические приложения математики в школе: учеб.пособие для педагог. вузов/ М.В. Егупова. –Москва: Прометей, 2015. –246 с. 15. Иванова, А.В. Задачи как средство духовно-нравственного развития учащихся в процессе математического образования (на материале алгебры 7 класса) / А.В. Иванова., Н. А. Иванова // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 10. – С. 100-104. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30487284 (дата обращения: 15.05.2020). 16. Иванова, С.И. Пути реализации прикладной направленности обучения математике / С.И. Иванова //Молодой ученый. –2018. –С. 245-247. 17. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.:Питер, 2004. - 509с. 18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Академия, 2003. 19. Кульбяткина Л.Я., Зотова Т.Н. Проблемы в методике преподавания математике // Исходная школа. - 2004. -151с. 20. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: теория и практика : метод. пособие / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – М: ТЦ Сфера, 2008. –210 с. 21. Математический энциклопедический словарь; под ред. Ю.В. Прохорова. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003 – 845 с. 22. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с. 23. Методы проблемного обучения [Электронный документ] /- (http://fmi.asf.ru/Library/Book/Mpm/6e.html) 22.04.2010 24. Никольский, С.М. Арифметика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 255 с. 25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: АСТ: Мир и Образование, 2015. 26. Палант Ю. А. Эвристика как интегральная дисциплина / Ю. А. Палант, А. Я. Бейгельзимер, Я. Е. Бейгельзимер // Эвристика и дидактика точных наук. — Донецк: ТЕАН. — 1997. — Вып. 6. — С. 4 — 9. 27. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотинов, Л.С. Глобинова и др. - М.: Огромная Русская Энциклопедия, 2006. - 528.:ил. 28. Пойа Дж. Математическое открытие / Дж. Пойа — 2-е изд. М.: Наука, 1976. — 448 с. 29. Пойа, Д. Как решать задачу [Электронный документ] / Д. Пойа. -(http://www.4tivo.com). 03.02.2010 30. Поспелов Д. А. Эвристика. — БСЭ, 3-е изд. — М.: Сов Энциклопедия, 1978. — Т. 29. — 559 с. 31. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. -342 с. 32. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 207 с. 33. Реализация эвристического обучения обучающихся на уроках математики [Электронный документ] / - (http://know.su/link_5659_7.html) 05.04.2010 34. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев.- М.: Просвещение, 2002. - 224 с. 35. Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности [Текст] / В.Н. Соколов. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 255с. (Программа: Обновление гуманитарного образования в России). 36. Стефанова Л.Н. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Подходова Н.С., Орлов В.В., Радченко В.П. и др.; под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М. : Дрофа, 2005. – 416 с. 37. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ. – М., 1984. c. 262. 38. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений /А.А. Темербекова. - М.:ВЛАДОС, 2003. – 176 с. 39. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А.И.Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информсистема", 1995. — 264 с. 40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) [Электронный источник] / https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507 / (дата обращения 01.12.2019) 41. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (дата обращения 01.12.2019) 42. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике/ Л. М. Фридман,— М.: Едиториал УРСС, 2005. — 248 с. 43. Хуторской А. В. Как обучать творчеству / А.В. Хуторской [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2001/0105. htm 44. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика / А. В. Хуторской. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 226 с. 45. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с. 46. Шевкин, А.В. Сборник задач для обучающихся 5-6 классов / А.В. Шевкин. - М.: Галс Плюс, 1995 - 86с. 47. Щукина, Г.И. Педагогические загвоздки образования познавательного интереса обучающихся. - М: Просвещение, 2005. -88с. 48. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся / Г.И.Щукина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1993. - 167с. 49. Электронный словарь тренера и консультанта [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.treko.ru/show_dict_199
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы эвристического метода в обучении математике 1.1. Понятия «метод», «эвристика» и «эвристический метод» в психолого-педагогической литературе «Метод (от греч. ???о?о? — «путь сквозь») — систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины» [2, с.34]. «Метод (от греч . methodos - путь исследования теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций, практического или теоретического освоения (познания) действительности» [25, с.45]. Для нашего исследования является важным упоминание того факта, что метод имеет определенную структуру, т.е. состоит из совокупности шагов или из совокупности приемов и операций. Метод — это путь решения определенной задачи, которые включает в себя совокупность приемов и операций. Понятие эвристика также имеет множество толкований. В первую очередь необходимо отметить, что под эвристикой в философских работах понимают науку о возникновении новых идей, либо «методологическую науку, предметом которой есть решение проблемы в условиях неопределенности» [42]. Другой аспект эвристики это, несомненно, специальный раздел науки о мышлении. Именно это понимание эвристики отражено в энциклопедических словарях. На стыке таких наук как философия, психология, педагогика образовалась такая молодая дисциплина как эвристика. Специалисты из этих наук по своему рассматривают эвристику, давая ей разнообразные определения понятий. «Эвристика — наука организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом представлении эвристику понимают как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач. Эвристику часто связывают с инсайтом. Эти определения трактуются как «озарение», в нем ученики сразу находят решения задачи и в конце изучают процесс нахождения решения[2]. Левина М.М.[6] приводит следующее определение эвристики. Эвристика в переводе с греческого означает обнаружение, открытие, отыскивание. Это наука, изучающая закономерности построения действий в новой ситуации. Эвристическая деятельность - форма активного отношения к окружающему миру. Эвристика предполагает различные формы мышления, направленные на целесообразное преобразование информации и ее получение. Эвристическая система действий представляет собой поиск новой информации. Сложные задачи могут быть решены эвристическими способами, применение которых основано на построении эвристических действий. Д.Пойа говорил, что эвристика это такая отрасль знаний, которая содержит структуру творческого мыслительного процесса, используя свои опыты в решении задач и наблюдения за тем, как решают задачи другие люди [28]. Д.Пойа рассуждая об общих правилах, которые лежат в основе поиска решений, опирался на проблемы, возникающие при решении математических задач [29]. Разработкой эвристики как психолого-педагогичной проблемы занимались Ю.П.Кулюткин [17], В.И.Андреев [26;27], Ю.А.Палант [31]. Понятие эвристика, широко используется в кибернетике. Начало работы по эвристическому программированию было положено американскими учеными А.Ньюэллом, Г.Саймоном, Дж.Шоу, [24]. Возвращаясь к определению понятия "эвристика" отметим, что для нас наиболее эффективными являются определения связывавшие понятия эвристики и понятия метода, именно такое определение эвристики ближе всего к тем задачам, которые решаются в процессе проектирования. Вновь обратившись к энциклопедическим словарям, находим такое определение эвристики: «специальные методы решения задач (эвристические методы) которые обычно противопоставляются формальным методам решения, которые опираются на точные математические модели» [42, с 45], «метод ... изучения эвристической процедуры (методики)» [43, с.56], «специальные методы используемые в процессе открытия нового». [25,с.37], «методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов» [39]. Разберемся в понятии "эвристические методы". Интересным представляется определение эвристического метода, данное Генри Армстронгом "эвристический метод ставит обучающихся в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них" [28]. Эвристические методы используются с целью поиска новых более рациональных конструктивных решений [36]. Необходимо отметить, что «эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного, но не всегда оптимального — решения творческой задачи, возникшей, например, из-за не разработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных» [36, с.41]. Эвристические методы позволяют найти решение, но найденная конструкция будет рациональной, но не оптимальной. «Задача, для которой невозможно построить математическую модель, поддающуюся решению методами оптимизации, может быть решена эвристическими методами, при этом решение не будет оптимальным, но оно точно будет найдено и оно будет лучше, чем без использования эвристических методов» [29]. «Эвристические методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные планы работ деятельности, тренируют интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и тем самым значительно повышают эффективность решения определенного класса творческих задач»,- так утверждает Архангельский С.И. Два очень значительных свойства эвристических методов отмечены в данном определении, это как работает мышление. «Эвристические методы решения творческих задач — это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего» [38, с.66]. «Стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач» [38, с.87]. Таким образом, изучение понятий привело нас к тому, что часть определений эвристического метода сперва рассматриваются как методы обучения «... это система эвристических правил деятельности педагога», «... применяется при обучении ...». Такое понимание имеет право на существование, но не соответствует задачам, поставленным в исследовании. Ряд определений очень сильно ограничивает область применения эвристических методов выбором одного из ряда вариантов «Под эвристическими методами понимаются различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов», однако эвристические методы позволяют не только выбирать из множества вариантов, но и изобретать новые варианты. Отличительной чертой большинства определений является указание на наличие структуры методов: «эвристические методы — последовательность предписаний или процедур обработки информации», «эвристические методы решения творческих задач это система принципов и правил...», «эвристические методы (неполные алгоритмы, рекомендации, предписания)» Психологи, изучающие эвристику, считают, что эвристика это - раздел психологии, изучающая творческое мышление. А педагоги считают эвристикой науку о средствах и методах решения задач. Философы термин "эвристический" приписывают таким правилам или утверждениям, которые способствуют открытию нового. Эвристическую деятельность следует рассматривать как одну из составляющих частей человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов (или объектов изучаемой науки). Это следует из того, что эвристическая деятельность или эвристические процессы, включающие в себя умственные операции в качестве важного своего компонента, также вместе с тем обладают некоторой спецификой. В эвристике, как растущей науке, не все понятия отчетливо даны. Это прежде всего относится к определению понятию "эвристический метод". Многие исследователи понимают под ним определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения задач. Он позволяет ограничивать перебор вариантов решения, т. е. сокращать число вариантов, изучаемых перед тем, как выбрать окончательное решение. Понятно, что это определение понятия "эвристический метод" не может быть признано удовлетворительным, так как в нем представлена лишь внешняя характеристика явления, но не раскрыты существенные его черты. Чтобы рассмотреть это понятие, необходимо иметь в виду, что само понятие "эвристический" является двусмысленным. Во-первых, можно рассмотреть, как эвристическую такую деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать такие методы в которых человек решив задание дальше перенося решает. В книге известного французского педагога математика Лезана "Развитие математической инициативы" есть первые признаки применения эвристического метода в обучении математике. В этой книге эвристический метод не имеет еще современного названия. Эвристический метод выглядит как совет учителям. Ниже рассматривается несколько примеров из них: Главным принципом преподавания является умение сохранять видимость игры, уважать свободу ребенка, поддерживая иллюзию (если есть таковая) его собственного открытия истины. А также "избегать в первоначальном воспитании ребенка опасного искуса злоупотреблением упражнениями памяти", ибо это убивает его врожденные качества; обучать, опираясь на интерес к изучаемому. Лезан в своей книге рассказывает, как сделать обучение математике более эффективным, опираясь на явную заинтересованность обучающихся процессом обучения. ? 1.2. Эвристический метод в обучении математике Метод обучения – это важнейший компонент организации учебного занятия, ключ к достижению единой цели урока, является самым подвижным и динамичным компонентом учебного процесса, тесно связанным со всеми его сторонами [30]. Методы обучения – способы организации работы обучающихся педагогом, за счет которых достигается усвоение и получение знаний, умений и навыков, а также развитие познавательных способностей. Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и обучающегося, которые обеспечивают формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебных и воспитательных задач. В книге "Геометрия на задачах" С. И. Шохор-Троцкий писал, что нельзя излагать обучающихся данный раздел математики в совершенно готовом виде. Этим он показал необходимость пересмотра традиционной программы обучения в русской школе. Поступать так - значит идти вразрез с основными принципами обучения и воспитания. В частности, он указывал, что "занятия геометрией могут быть для обучающегося занимательны только тогда, когда они требуют от него посильного и планомерного труда... требуют умственной работы, а не заучивания слов на память". Введенский В.Н. дает следующее определение эвристическим методам: «Эвристические методы обучения - это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности обучающегося (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности обучающихся в решении творческих задач» [3]. Известный методист-математик В. М. Брадис определяет эвристический метод следующим образом: "Эвристическим называется такой метод обучения, когда руководитель не сообщает обучающимся готовых, подлежащих усвоению сведений, а подводит обучающихся к самостоятельному переоткрытию соответствующих предложений и правил". В.В. Репьевым также было дано определение эвристического метода. Только название этого метода здесь звучит по другому - эвристическая беседа. "... Этот метод состоит в том, что учитель ставит перед классом проблему (теорему, задачу), а затем путем целесообразных вопросов приводит обучающихся к решению проблемы" [15, c.214]. Но суть определения остается неизменным - самостоятельный, планируемый лишь в общих чертах поиск решения поставленной проблемы. В книгах американского математика Д. Пойа подробно описывается роль эвристической деятельности в науке и в практике обучения математике. В книге "Как решать задачу". Д. Пойа характеризует как специальную отрасль знания. Задача эвристики – исследование приводит к правилам и методам открытия и изобретения. Странно, что он считает, что основным методом изучения структуры процессов творческого мышления является изучение личного опыта решения проблем и наблюдение за тем, как решаются другие проблемы. Автор выявил некоторые правила и наблюдал за ними, чтобы открыть новые знания, не анализируя психологическую деятельность, связанную с этими правилами. «Первое правило - быть способным. Второе правило - оставаться стабильным, не сдерживаясь, пока не возникнет нужная идея». В конце книги дано интересное решение. Схема указывает, в какой последовательности нужно совершать действия, чтобы добиться успеха. Она включает четыре этапа [10, c. 101].: 1. Понимание постановки задачи 2. Составление плана решения 3. Осуществление плана 4. Взгляд назад (изучение полученного решения). В ходе выполнения этих этапов решающий задачу должен ответить на следующие вопросы: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречалась ли мне раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме? Есть ли какая-нибудь родственная данной задача? Нельзя ли воспользоваться ею? Несложно увидеть, что данная схема подчеркивает главным образом один принцип эвристической деятельности: использование в том или ином виде прошлого опыта. Но этот принцип не может считаться единственным в структуре творческой мыслительной деятельности. Понятно, что многие весьма важные компоненты продуктивного мышления в работах Д. Пойа не могут выступить с должной отчетливостью. Так как речь у него идет об учебных, а не о чисто творческих задачах. Близка точке зрения Д. Пойа та характеристика эвристической деятельности, которая дается известным американским психологом Д. Брунером в его книге "Процесс обучения" [29, c. 198]. У Брунера понятие "эвристический" служит для характеристики лишь приемов, помогающих решать задачу, как и у Д. Пойа. Д. Брунер не исследует эвристическую деятельность человека как процесс, приводящий к формированию приемов или схемы действий. Между тем обучение деятельности - это значительно более сложная и вместе с тем гораздо более важная проблема, чем обучение готовым, сложившимся приемам решения задач. Известно, что в процессе изучения математики обучающиеся часто сталкиваются с различными трудностями. Однако в обучении, построенном эвристически, эти трудности часто становятся своеобразным стимулом для изучения. Так, например, если у обучающихся обнаруживается недостаточный запас знаний для решения какой-либо задачи или доказательства теоремы, то они сами стремятся восполнить этот пробел, самостоятельно "открывая" то или иное свойство и тем самым сразу обнаруживая полезность его изучения. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу обучающегося, чтобы трудности, которые обучающийся преодолевает, были ему по силам. Нередко эвристический метод выступает в практике обучения в форме так называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на отношение обучающихся к учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, обучающиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия" того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес обучающихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы. Частое применение эвристического метода в процессе обучения поставленных учебных проблем требуется гораздо больше учебного времени, чем на изучение этого же вопроса методом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать эвристический метод преподавания на каждом уроке [9, c.21]. К тому же длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении. Однако следует отметить, что "время, затраченное на фундаментальные вопросы, проработанные с личным участием обучающихся – не потерянное время: новые знания приобретаются почти без затраты усилий благодаря ранее полученному глубокому мыслительному опыту". Классификация методов эвристического обучения По отношению к методам обучения прилагательное «эвристический» встречается чаще, чем по отношению к формам обучения. Согласно видам эвристической образовательной деятельности, методы эвристического обучения можно классифицировать аналогично — на оргдеятельностные, когнитивные и креативные (рис 1). Рисунок 1. Методы эвристического обучения Когнитивные методы обучения, или методы учебного познания, делятся на методы науки, методы учебных предметов и метапредметные. Научные методы — это методы исследований в физике, математике, географии и других науках. К ним причисляются методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и в остальных науках. Методы учебных предметов, с одной стороны, взяты из наук, с другой — относятся к непосредственному освоению конкретных образовательных областей и предметов. Это методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов обучающихся с культурно-историческими аналогами, традиционные методы исследования основных вопросов и тем учебных курсов. Особый вид когнитивных методов обучения — метапредметные, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию образования. Например, метаспособом является метод познавательного видения смысла объекта, метапредметным содержанием выступают такие объекты познания, как вещество, растение, звук. Креативные методы обучения обеспечивают обучающимся возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые методы интуитивного типа относятся к креативным методам: «мозговой штурм», метод эмпатии, педагогические методы обучающегося, находящегося в роли учителя, и др. Такие методы опираются на нелогические действия обучающихся, имеющие интуитивный характер. Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнении алгоритмических предписаний и инструкций: методы синектики, морфологического ящика. Их цель — создать логическую опору для создания обучающимися образовательной продукции. Следующий вид креативных методов эвристики, позволяющие обучающимся решать задачи «наведением» на возможные их решения и путем сокращения вариантов перебора таких решений. Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы обучающихся, учителей и управленцев образования — основных субъектов образования. Методы обучающихся — это методы учебного целеполагания, планирования, контроля, рефлексии и др. Данная группа методов нетрадиционна для школ, обучающиеся обычно почти не участвуют в конструировании своего образования. Научить детей методам организации и построения собственной траектории образования не менее важно, чем методам изучаемых ими наук. Методы управления образованием — это педагогические и административные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне. Они во многом тождественны оргдеятельностным методам обучающихся, поскольку в отношении учителя, отдельной школы или всей системы образования применяются те же принципы, что и для обучения отдельных обучающихся. Данная группа методов используется при создании и развитии образовательных процессов в масштабе преподавания отдельного учебного курса, группы курсов или всей школы [2]. Представляется значимым подчеркнуть: как показано в работах, выполненных в русле научно-педагогической школы дидактической эвристики (А. Д. Короля, А. В. Хуторского и др. использование заданий творческого характера в процессе коммуникативно-речевой подготовки обучающихся в классическом университете позволяет содействовать развитию у обучающихся комплекса социально и личностно значимых качеств: ? когнитивных (познавательных): любознательности, познавательной настойчивости и целеустремленности, широты кругозора и под.; ? креативных: изобретательности, самостоятельности и оригинальности суждений, гибкости ума, богатой фантазии и др.; ? коммуникативных: открытости, искренности, коммуникабельности, позитивной настроенности и др.; ? ценностно-смысловых, например: доброжелательности, внимательности и отзывчивости к окружающим людям; ? организационно-деятельностных: ответственности, волевой саморегуляции и выдержки, последовательности и планомерности в поведении, требовательности к себе и самокритичности и под. Рассмотрим особенности методов, которые были модифицированы А.В, Хуторским на основе уже известных, а также вновь созданные методы эвристического обучения. Когнитивные методы В современной быстро меняющейся жизни нам приходится постоянно приспосабливаться к переменам, преодолевать трудности. Как научиться делать это быстро и эффективно, ведь от этого зависит успешность ученика в жизни? Для того, чтобы ребенок научился адаптироваться к переменам и успешно решал новые проблемы, нужно развивать у него когнитивную гибкость. Когнитивная гибкость – это способность человека находить новые решения, умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также способность человека адаптироваться к переменам и успешно преодолевать затруднения. Когнитивная гибкость играет важную роль в обучении и развитии способности решать сложные задачи. Она помогает выбрать стратегию, которой нужно следовать, чтобы адаптироваться к различным обстоятельствам, возникающим на пути. Как и любую другую способность, когнитивную гибкость можно тренировать и улучшать. [2] Для этого наиболее эффективными считаю технологии: ? технология развивающего обучения, ? технология проектного обучения, ? ИКТ. Эффективны для развития когнитивной гибкости на уроках математики: ? проблемные, творческие задания; ? «живые фигуры»; ? составление загадок; ? морфологический анализ; ? метод проектов. Например, на уроках математики использую открытые задачи дивергентного типа – проблемные, творческие задания. Главная особенность таких задач в том, что они допускают существование множества правильных ответов. Именно с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов множество, сталкивается человек в своей жизни. Креативные методы Креативные методы обучения ориентированы на создание обучающимися личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта. Метод придумывания — это способ создания неизвестного обучающимся ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg