Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

maxreb04 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придерживаться такого понятия «эмпатия» как специфическая способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, будь это человек, животное или предмет, автор Г.П. Гаврилова [48]. Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Выделяют две формы эмпатии: гуманистическую и эгоистическую.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной изученности развития эмпатии у детей группы старшего возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] прописана одна из задач, которая является приоритетной, ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО обозначена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности ребенка со сверстниками. Тем не менее, в современном дошкольном учреждении в наше время существует тенденция преобладания интеллектуального развития над эмоциональным. Например, в исследованиях С.И. Семенаки [32] говорится о том, что в современном поколении имеется немало детей эмоционально зачерствелых, это дети которые не оказывают сочувствия, сопереживания к своим родным и близким, сверстникам и живым объектам. В связи с этим немаловажно развивать в детях высшие человеческие эмоции, такие как сопереживание и сочувствие, другими словами эмпатию. Одним из средств нравственного воспитания дошкольников является театр. С помощью театра дети познают доступный им вид искусства. Театрализованная деятельность позволяет учитывать у детей их определенные особенности в дошкольном возрасте, а именно – эмоциональность, чувственное сознание, воображение, а также оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка [15]. Степень изученности проблемы. В своих научных работах исследователи Т.Г. Гаврилова [48], А.В. Запорожец [49], В.А. Петровский [34], Т.А. Репина [52] занимались изучением понятия «эмпатии», ее особенностях. Но самую большую исследовательскую работу по эмоциональной отзывчивости провел Е.Б. Субботский [40]. Исследования Н.А. Ветлугиной [13], Л.С. Выготского [14], А.В. Запорожца [49], Т.С. Комаровой [32] дают понять, что дети в дошкольном возрасте обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, тем самым заставляют волновать, сопереживать данным персонажам и событиям. В психолого-педагогической литературе определение театрализованной игре дали такие авторы как Л.С. Выготский [14], Е.Л. Трусова [32]. В своих работах М.А. Васильева [7], С.А. Козлова [24], Д.Б. Эльконин [54] приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству. О взаимной связи искусства и эмпатии говорили Б.М. Теплов [46], В.А. Сухомлинский [42]. А уже самим изучением взаимосвязи театрализованной игры и эмпатии занимались Л.В. Артемова [6], Р.И. Жуковская [20], М. Маханева [51], Н. Сорокина [38]. Однако, несмотря на ряд исследований в этой области, вопрос развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте у детей посредством театрализованных игр остается недостаточно изученным. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования: между необходимостью развития эмпатии у детей старшей группы и неготовностью педагогов применить для этого в полной мере средства театрализованной игры. В настоящее время существует недостаточно программ, направленных на развитие и формирование эмпатии детей, где средством ее развития является театрализованная деятельность. В связи с данными противоречием была сформулирована проблема исследования: каковы возможности театрализованных игр в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста? В соответствие с изложенной проблемой сформулирована тема исследования: «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр». Объект исследования – процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования: 1. Проанализировать основные подходы к сущности понятия «эмпатия» в зарубежной и отечественной литературе. 2. Выявить особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить возможности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. 4. Организовать и провести экспериментальную проверку эффективности условий развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. 5. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников по эффективному развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Гипотеза исследования: процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен при проведении театрализованных игр. Методологической основой исследования являются: – концептуальные положения о развитии эмоциональной сферы А.В. Запорожца; – теоретические положения А.Д. Кошелевой, направленные на изучение социально-обусловленной природы развития эмпатии в дошкольном возрасте; – теоретические положения, раскрывающие возможности всестороннего развития личности через театрализованную игру Р.И. Жуковской, Н. Сорокиной, М. Маханевой, Л.В. Артемовой. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация); эмпирические (беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, обобщение опыта), математической статистики (качественная и количественная обработка данных) Психодиагностический инструментарий: 1. Методика «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии художественного произведения», автор С.Ю. Кошелева [25]. 2. Методика «Изучение проявлений помощи (сочувствия) другому человеку», автор С.Ю. Мещерякова [35]. 3. Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при восприятии сюжетных картинок», автор Т.П. Гаврилова [48]. Экспериментальная база исследования является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 2073», образовательная площадка «Василек». В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 6-ти лет: 10 девочек и 10 мальчиков (объединены две подготовительные группы), 1 психолог, 4 старших и 2 младших воспитателя. Новизна исследования заключается в определении возможности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр, а также в разработке педагогически-развивающей программы по развитию эмпатии у детей. Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах применения театрализованных игр в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе выявлено развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр, разработаны рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр Полученные результаты могут использоваться воспитателями и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций на этапе развития и коррекции эмоциональной сферы детей старших дошкольников. Проведение исследования было организовано в несколько этапов: 1. На первом этапе (констатирующем) была определена концептуальная основа исследования; выявлено состояние разработанности проблемы; обоснованы критерии и показатели оценки развития эмпатии у старших дошкольников; теоретическая разработка программы по возможности применения театрализованных игр в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. 2. На втором этапе (формирующем) анализировались результаты констатирующего этапа эксперимента, проводилась апробация эффективности разработанной программы развития эмпатии; систематизировался полученный материал. 3. На третьем этапе (контрольном) осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов, обобщались материалы диагностики, уточнялись и формулировались основные положения, выводы и рекомендации. Структура и объем выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем выпускной квалификационной (бакалаврской) работы – 77 страниц. Основной текст работы – 68 страниц, включая 14 таблиц и 8 рисунков. Приложения занимают 9 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ……... 3 9 1.1. Основные подходы к сущности понятия «эмпатия» в зарубежной и отечественной литературе ……………………………… 9 1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..…… 14 1.3. Влияние театрализованных игр на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста …………………………….…………… 22 Выводы по первой главе ……………………………..………………… 28 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР …..…. 31 2.1. Организация и методика проведения экспериментального исследования развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр ……………………........... 31 2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр …………………………... 33 2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр …………………………………………………..… 54 Выводы по второй главе ……………………………………………….. 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………………………………... 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..….………..…… 64 ПРИЛОЖЕНИЯ …...………………………………………………..…... 69
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». СПС «КонсультантПлюс» 2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015). СПС «КонсультантПлюс» 3. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ? М.: Омега, 2014. ? 134 с. 4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс» 5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России. СПС «КонсультантПлюс» II. Учебная и монографическая литература: 6. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В Артемова. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с. 7. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский. ? М.: Знание,1985. – 429 с. 8. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. ? М.: Просвещение, 1968. – 421 с. 9. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. ? М.: Просвещение, 2013. – 355 с. 10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2018. – 186 с. 11. Бэн, А. Психология: учебник / А. Бэн. – М.: Дрофа, 2015 – 104 с. 12. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 351 с. 13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2019. – 214 с. 14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 224 с. 15. Гайворонская, Т.А., Деркунская, В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017. ? 144с. 16. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: ЭКСМО, 2018. – 385 с. 17. Диагностика и коррекция психического развития психического развития дошкольника. – Минск, 2017. – 465 с. 18. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 2016. – 421 с. 19. Евсюкова, А.В. Творческие игры дошкольников / А.В. Евсюкова, В. С. Новак, Н. Г. Таубе. – М.: АПН, 1990. – 369 с. 20. Жуковская, Р.Н. Творческие игры в детском саду / Р.Н. Жуковская. – М.: АПН, 2016. – 339 с. 21. Жуковская, Р.Н. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2017. – 263 с. 22. Запорожец, А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания / А.В. Запорожец. – М.: Знание, 1970. – 155 с. 23. Запорожец, А.В. Роль игры в воспитании детей / А. Запорожец. – М: Просвещение, 2016. – 96 с. 24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2018. – 416 с. 25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие ребенка в игре / А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова // Игра дошкольника. – М.: ЭКСМО, 2019. – 274 с. 26. Кульчицкая, Е.И. Воспитание чувств детей в семье / Е.И. Кульчицкая. – Киев, 2013. – 322 с. 27. Леонтьев, А.Н. Психология игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2015. – 426 с. 28. Липпс, Т. Руководство к психологии: методическое пособие / Т. Липпс. – СПб.: Наука, 2018 – 394 с. 29. Менджерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия / Ю.А. Менджерицкая. – Ростов-на-Дону, 2018. – 372 с. 30. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2017. – 196 с. 31. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева // Занятия. Игры. – М.: Просвещение, 2019. – 265 с. 32. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Р. Овчаренко. ? Волгоград, 2013. ? 32 с. 33. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.В. Венгера. – М.: МПА, 2015. – 302 с. 34. Петровский, А.В. Общая психология: Учебник / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 2006. – 501 с. 35. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. ? Минск: Бестпринт, 2010. ? 76 с. 36. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 2016. – 176 с. 37. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций / К. Роджерс. ? М.: Знание, 1984. – 527 с. 38. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Логос, 2016. – 106 с. 39. Стрелкова, А.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: дис. ... канд. психол. наук / Л. П. Стрелкова. ? М., 2017. – 70 с. 40. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 2015. – 186 с. 41. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1969. – 270 с. 42. Томкинс, С.С. Аффект, воображение, сознание. ? М.: Психология, 2015. – 251 с. 43. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2013. – 372 с. 44. Щетинина, В.В. Диагностика опыта сотрудничества у детей 5-7 лет / В.В. Щетинина, Е.В. Бабич. – Самара : Издательство СНЦ РАН, 2015. – 72 с. 45. Яковлева, Е.Л. Психологическое развитие творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М.: МПСИ, 2007. – 362 с. III. Периодические издания: 46. Бех, И.Д. Сопереживание как детерминанта нравственного поведения личности / И.Д. Бех. // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Всесоюзный симпозиум. – М.: Педагогика, 2017. – С. 12-16. 47. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. ? 2003. ? № 2. ?147 с. 48. Гаврилова, Т.П. Сопереживание и сочувствие / Т.П. Гаврилова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 26–35. 49. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств дошкольника / А. В. Запорожец // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2009. – 184 с. 50. Лаврентьева, М.В. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / М.В. Лаврентьева // дошкольное воспитание. – 2012. ? № 3-4. ? 143 с. 51. Маханева, М.Д. Ребенок в детском саду сочувствие // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 8. – С. 26–35. 52. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина // Вопросы психологии. – 2009. – Вып. 5. – С. 62-63. 53. Шестопалова, И.С. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 6. Часть II / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: Форум, 2016. – 248 с. 54. Эльконин, Д.Б. Детская психологии: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Б.Д. Эльконина; 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 194 с. IV. Интернет-ресурсы: 55. Бекнева, Е.А. Творческая разработка на тему «Театрализованная игра как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=18537 (дата обращения 15.02.2020) 56. Интернет версия системы «Консультант Плюс»: www.consultant.ru 57. Сайт научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» http://cyberleninka.ru
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 1.1. Основные подходы к сущности понятия «эмпатия» в зарубежной и отечественной литературе Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интереснейших проблем психологии. Понятие эмпатии возникло в американской психологии на основе существовавшего в европейских психологических школах понятия симпатия (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и вчувствования (Т. Липпс). Сам термин «эмпатия» в 1909 году ввел Э.Б. Титченер. Анализ психологической литературы позволил нам выделить наиболее часто встречающиеся определения термина «эмпатия» в зарубежной науке: 1) эмпатия — воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу (Р. Даймонд [47]); 2) эмпатия – это временная жизнь другой жизнью, деликатное в ней пребывание без оценивания и осуждения (К. Роджерс [37]); 3) эмпатия – это способность проникать психику другого, понимать аффективные ориентации других (М.В. Стовер [47]); 4) эмпатия ? это эффективная связь с другим, разделение состояния другого (Е. Стотлэнд, С. Бергер) [47].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 56 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg