Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

maxreb04 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
В данной работе было проведено исследование психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. Теоретический анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Введение

Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека; здесь возникают серьезные нарушения внутреннего мира развивающегося человека, так как в жизни большинства людей это первый нормативный выбор. Этот момент жизни является переломным для социальной позиции. Проблема в том, что необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность ложится на его собственные плечи. Следовательно, в контексте изучения проблемы профессионального самоопределения, определение личностного «Я» является первичным. Одним из важнейших факторов самоопределения в педагогической науке выделилось психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение оптантов рассматривалось в контексте изучения профессиональной направленности личности и ее формирования в школьные годы; в изучении интересов к определенной профессии; психологических предпосылок профессионального самоопределения; в изучении возможностей построения путей жизненной программы. В этой связи ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Такой взгляд представляется односторонним, не учитывающим то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Знания об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами профессионального самоопределения. Сделав выбор, большинство учащихся оказываются не готовыми к принятию ответственности за него. Актуальность исследования заключается в изучении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов. С другой стороны, только около половины выпускников школы определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста по выбору профессии. В основном же планы на будущее многие выпускники связывают с поступлением в вуз. Обучение в вузе также не решает проблемы профессионального выбора: три четверти выпускников вузов трудоустраиваются чаще всего в далекой от своей специальности сфере, и чаще всего не самостоятельно, а, в основном, при помощи родственников, друзей и т.п. В то же время, на теоретическом и практическом уровне недостаточно раскрыты вопросы психолого-педагогического сопровождения личности учащегося в условиях среднего профессионального образования; влияния педагогических условий в процессе профессионального самоопределения; особенности психолого-педагогического сопровождения учащегося при решении им своих личностных проблем в условиях включенности в учебно-педагогическое пространство; особенностей выбора содержания творческого сотрудничества, отвечающие потребностям учащегося через стимуляцию внутренней активности и помощь в деятельной самореализации его социальности и индивидуальности. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между целесообразностью оказания психолого-педагогического сопровождения ученика в профессиональном самоопределении и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. Это противоречие и определило выбор темы нашего исследования «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников». Цель исследования: определить роль психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников и разработать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение. Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. Задачи: 1) определить сущность психолого-педагогического сопровождения; 2) рассмотреть вопрос профессионального самоопределения старшеклассников; 3) выявить роль психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников; 4) разработать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Методы: теоретический анализ и синтез теоретических источников; тест Д. Голланда по определению типа личности; дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) для выявления склонностей к определенному типу профессий; анкетирование, метод интервью, методы количественного и качественного анализа. База исследования: МБОУ СОШ № 3 г. Бирск. Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для профориентологов, психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Содержание

Введение 3 Глава 1 ТЕОРИЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Сущность психолого-педагогического сопровождения 6 1.2. Особенности профессионального самоопределения 19 1.3 Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения 28 Выводы по главе 1 38 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 2.1. Цель, методы и процедура исследования 41 2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 45 2.3. Анализ и обсуждение результатов 57 Заключение 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 75 Приложение 1 78 Приложение 2 80
Список литературы

1. А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989.– 272 с. 2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76. 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании). 4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова – М.: Знание, 1991.– 80 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11). 5. Бурцева, И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования / Ирина Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142. 6. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.; Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального института: МОДЭК, 2004. – 463 с. 7. Вариативность образования [Электронный документ] // http://dictionary.fio.ru 8. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения / Г.А. Винокурова, А.Н. Яшкова // Молодежь и общество. – 2006. – №3. – С. 78-123. 9. В. Н. Мясищев. Личность и неврозы /В.Н. Мясищев. – Л., 1960. 10. Г.А. Думенко. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема [Электронный документ] / Г.А. Думенко // http://science.ncstu.ru 11. Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. – 512 с. 12. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. – («Gaudeamus»). 13. Зеер, Э.Ф. Основы Профориентологии: Учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Высш. шк., 2005. – 159 с. 14. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи / С. Зеленков // Народное образование. – 2007. – №6. – С. 239-242. 15. Карацуба, Т. Профессиональные ориентации единственных детей в семье [Текст] / Т. Карацуба // Прикладная психология. – 1998. – №5-6. – С. 60-67. 16. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов. – М.: Знание, 1983.– 96 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №2). 17. Концепция модернизации российского образования до 2010. – М., 2002. 18. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Народное образование. – 2007. – №5. – С. 86-92. 19. Мотивация выбора профессии [Электронный документ] // http://click01.begun.ru 20. Нагавкина Л.С., к.п.н.; Крокинская О.К., к.ф.н.; Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность / Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая // Сборник материалов. – СПб.: КАРО, 2002. – 272 с. 21. Н.М. Швалева. Психотехники развития и саморазвития личности: опыт создания и практического использования [Электронный документ] / Н.М. Швалева // http://pn.pglu.ru 22. Н.Н. Авдеева. Проблемы психодиагностики детей [Электронный документ] / Н.Н. Авдеева // http://www.courier.com.ru 23. Обучение и карьера в России и за рубежом [Электронный документ] // http://www.d-mir.ru 24. Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса /Е. Павличенко // Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 33-36. 25. П.В. Кондратьев. Психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки [Электронный документ] // http://www.sch675.edusite.ru 26. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современ. слово», 2005. – 720 с. 27. Поташник, М. Усть-Илимск: территория будущего / М. Поташник // Народное образование. – 2005. – №5. – С. 215-224. 28. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высш. шк.,1989 – 272 с. – (Профориентация). 29. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с. 30. Профессиональное самоопределение старшеклассников [Электронный документ] // http://www.mark5.ru 31. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников – М.: НПО «Модэк», 2002. – 392 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1. Сущность психолого-педагогического сопровождения В Российской Федерации школьная психологическая служба существует чуть более десяти лет. Коллегия Министерства образования РФ 29 марта 1995 года подвела некоторые итоги деятельности психологических служб в образовании. Коллегия отметила, что развитие практической психологии способствовало гуманизации всей системы и привело к созданию психологической службы в системе образования. Гуманистический аспект появления психологов в школе выражается в постепенном переходе от «педагогики знаний, умений и навыков» к педагогике развития: • ориентация школьного персонала на каждого ребенка в отдельности, а не на коллектив учеников в целом; • осознание педагогами необходимости появления в школах психологов, разработки развивающих, коррекционных программ для детей, способствующих оптимальному развитию их психического потенциала. В материалах коллегии подчеркивается, что за время своего существования служба практической психологии доказала свою эффективность в решении многих проблем: • в оказании психологической помощи при работе с ребенком и его семьей, в проектировании развивающего образа жизни личности; • в обеспечении психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры; Известно много видов профессиональной психологической деятельности. Есть психологическая исследовательская работа, есть прикладная психологическая деятельность или «чужая» практика в различных сферах социальной жизни – бизнесе, медицине, педагогике и др. Особенность этой последней деятельности в том, что ее цели, задачи и ценности задаются той социальной системой, на которую «работает» психолог. Есть, наконец, еще один вид практической деятельности – «своя» практика психолога, представленная сегодня самыми различными видами психологических служб. В этих службах психолог сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые профессиональные действия, сам несет ответственность за результаты своей работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg