Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Становление ценностно-смысловой сферы подростков

maxreb04 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Проведенное нами исследование проводилось в специфических условиях самоизоляции и карантина, именно поэтому его не удалось провести полноценно - в тех масштабах, и так, как планировалось. Поскольку задуманное в исследовании воплотить не удалось, проводился качественный анализ единичных высказываний произвольно набранной группы подростков.
Введение

Актуальность данной работы определена необходимостью понимания специфики развития ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте, знания факторов, которые оказывают влияние на ее формирование. Исследование подобных вопросов имеет особое значение, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности подростков. Предмет исследования: развитие ценностно-смысловой сферы подростков в современной социальной действительности. Гипотеза исследования: ценностно-смысловая сфера современных подростков связана с воздействием социальных факторов мезосреды: группы сверстников, группы социальных сетей, СМИ. Теоретико-методологическая основа исследования: субъектно-деятельностная концепция С.Л Рубинштейна, концепция личности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В работе рассматриваются исследования личностной структуры (В.М.Бехтерев, Ананьев Б.Г., Мясищев В.Н.), исследования возрастных особенностей старших подростков (Божович Л.И.), исследования формирования ценностей (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, А.В. Мудрик). Цель исследования: определить специфику факторов, воздействующих на формирование ценностно-смысловой сферы подростков. Данная цель реализуется с помощью следующих задач: 1) Анализ факторов развития ценностно-смысловой сферы подростков в отечественной психолого-педагогической литературе. 2) Исследование жизненных ценностей современных подростков. 3) Исследование воздействия социокультурных факторов на развитие ценностно-смысловой сферы современного подростка. Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: Теоретические методы: анализ психологических и педагогических исследований, посвященных проблеме ценностно-смысловых ориентаций личности и их характерным особенностям у подростков Методы сбора эмпирических данных: метод опроса Методики: 1) Опросник «Жизненные ориентации» (Ольшанский В.Б.); 2) «Ценностно-ориентационное единство» (Фридман Л.М. модификация авторов);
Содержание

Введение 3 Глава I. Ценностно-смысловая сфера как личностное новообразование у подростков 5 1.1. Личность и этапы ее развития 5 1.2. Факторы формирования ценностно-смысловой сферы подростка 10 1.2.1. Понятие ценностно-смысловой сферы 10 1.2.2. Процесс формирования ценностно-смысловой сферы у подростков 15 1.2.3. Влияние внешних условий на социализацию подростков 19 Глава II. Исследование формирования ценностных ориентаций у подростков 30 2.1 Описание и обоснование методов исследования и выборки испытуемых 30 2.2. Результаты исследования жизненных ориентаций (по опроснику В.Б.Ольшанского) 35 2.3 Выявление факторов, влияющих на становление ценностных ориентаций современных подростков 43 Заключение 48 Библиография 49
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Руководство для родителей в период карантина [Электронный ресурс] // Психологическая газета, 2020 2. Алехин А. Н., Вертячих H. H. Социальный компонент патогенеза нарушений адаптации // Психическое здоровье, 2010. Т. 8. № 6 (49) 3. Алехин А. Н., Королева Н.Н. Смысловые структуры образа мира как внутренние факторы саморазрушающего поведения современных подростков // Вестник Герценовского университета, 2013 4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / СПб.: Питер, 2001. — 288 с. 5. Базаров Т.Ю. Коронавирус – это продолжение страшной истории 11 сентября [Электронный ресурс] // POLIT74, 2020 6. Беляева Ю.В. Влияние социокультурной среды на становление личности подростка // Статья в сборнике трудов конференции, 2017 7. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / 1905г, 43с 8. Вещикова М.И., Зверева Н.В. Исследование восприятия опасности у подростков в норме и при эндогенной психической патологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 310–322. 9. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105 10. Гилева Н. С., Костюк И. А., Щербаков Е. П. Ценностно-смысловая сфера как основа регуляции жизнедеятельности // Сборник научных статей магистрантов и аспирантов, Омск Издательство ОмГА 2018г 11. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. — 2009. — №4 12. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.институтов / Издательство «Просвещение»,1979 13. Джиоева О.Ф. Особенности формирования личности в социальной среде / Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4) 14. Дубровина И.В Рабочая книга школьного психолога/ М.: Просвещение, 1991 15. Дувалина О.Н. Теоретические аспекты влияния факторов микро- и макросреды на формирование личности подростка // Международный научный журнал «Синергия наук», 2015 16. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - №9. - С. 23-27 17. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения // Г.Е. Залесский // Вестн. Моск. ун-та, 2014 г 18. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе //Общественные науки и современность. 2005. № 4. [С. 13-25] 19. Канаева Н.А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 20. Каширский Д.В. Развитие личностных ценностей в онтогенезе // Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности: монография. - М.: Изд-во РГГУ, 2018. С. 26-51 21. Кондрашов П.Н. Динамика жизненных ценностей подростков и проблема коррупции в постсоветской России // Журнал «Образование и наука», 2016 22. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / СПб.: Питер,2005. - 944 с 23. Куриленко Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах», 2014 24. Леонтьев Д.А. Психология смысла / / 2-е, испр. изд . М.: Смысл, 2003. — 487 с 25. Леонтьев Д.А. Что дает понятие субъекта: субъектность как измерение личности / Психологический журнал, 2014г 26. Манина И.И. Влияние особых условий на формирование смысложизненных и ценностных ориентации подростков. // Журнал «Психологические проблемы смысла жизни и акме», 2020 27. Марченкова Н.Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет-зависимостью // Среднее профессиональное образование. 2010. № 4. С. 55-58 28. Мищенко Е.Я. Пандемия: направление трансформации в кризисе // Психологическая газета, 2020 29. Мосолов С.Н. Проблемы психического здоровья в условиях пандемии COVID-19 // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2020, т. 120, №5, с. 7-15 30. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Пенза. ПГПУ, 1994. — Т. 1. — 169 с 31. Мурзина К.Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 32. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. - Москва – Воронеж, 1995. - c. 48-53 33. Ожерельева М.В. Формирование и развитие ценностно смысловой ориентации, Наука и современность – 2010 34. Психологические проблемы смысла жизни и акме // Материалы XX симпозиума Под ред. Г.А. Вайзер, 2015 г 35. Реан А. Психология подростка / Издательство: Прайм-Еврознак, 2003 36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Издательство: Питер, 2002 г., 720 с 37. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / СПб. [И др.]: Питер, 2003 38. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. Изд. 2, стереот. 1982. 128 с 39. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ценностные ориентации современного подростка // Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», 2019 40. Толстикова В. Ценностные ориентации современных подростков // Исследовательский проект, 2017 41. Трегубова Е. Не космонавтом и не президентом. Почему дети поголовно хотят быть блогерами? // Газета «Аргументы и факты», 2019 42. Тырсиков Д.В Развитие субъектности личности школьника в условиях инновационного образования // Журнал «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский» регион. Общественные науки, 2007 43. Ухтинская М. В. Влияние «среды» и «средства» на формирование духовно-нравственной культуры учащихся подростков в средних общеобразовательных учреждениях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012 44. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6, с.15 45. Франкл В. Человек в поисках смысла / 1946 г., 200с 46. Шабаловская М.В. Аксиологический аспект развития личности современных студентов / Вестник ТГПУ, 2009 г 47. Широков О. Н. [и др.] Воспитание и обучение: теория, методика и практика / Вопросы науки и практики, Сборник статей международной научной конференции, 2017г
Отрывок из работы

Глава I. Ценностно-смысловая сфера как личностное новообразование у подростков 1.1. Личность и этапы ее развития Личность в своей основе представляет собой целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности, реализующую через отдельные смысловые структуры и процессы и их системы логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности [23]. Согласно С.Л. Рубинштейну, «личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» [36]. «Сама подверженность тем или иным внешним воздействиям обусловлена внутренними условиями, существенными специфическими особенностями того, на кого или на что оказывается воздействие» [36]. Психика, по существу, стала пониматься в качестве того, что устанавливает соответствие между поведением человека во внешнем для него мире и отражаемыми им особенностями этого мира. В.М. Бехтерев, объясняя понятие «личность» упоминает о физических характеристиках человека, о его взаимодействии с социальным окружением, о деятельности как условии полноценного существования [7]. Такое понимание личности близко по содержанию к трактовке индивидуальности у Б.Г.Ананьева: «...Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека» [4, с. 3].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg