Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе

maxreb04 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
1. Проведен анализ теоретических подходов к сущности понятий «внимание», «произвольное внимание», их специфике в психологии и педагогике. Существует несколько точек зрения на природу внимания. Так, психолого-педагогическими особенностями детей старшего дошкольного возраста занимались А. Анастази, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.Г. Салмина, Н. Семаго, М. Семаго, Н. Поддьяков, Б.М. Теплов; концептуальными положениями современной науки о формировании и развитии внимания Л.И. Божович, Л.А. Венгер, П. Я. Гальперин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Петухова, Д.Б.Эльконин; проблемами готовности дошкольников к школьному обучению Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А. Венгер, В.Т.Горецкий, Н.И.Гуткин, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, А.Н. Леонтьев, Н.В.Нижегородцева В.Д. Шадриков, Д.Б.Эльконин.
Введение

Актуальность исследования. Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов и имеет прямое отношение к основным вопросам воспитания и обучения. Для педагогов и родителей является естественным, желание видеть детей любознательными, сообразительными. В настоящие время современное Российское образование претерпевает глобальные изменения одним из приоритетных направлений политики в сфере образования Российской Федерации является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе и в дошкольное образование. Основу дошкольного стандарта составляют целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Среди целевых ориентиров есть пункт, согласно которому к концу дошкольного возраста ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Это подразумевает сформированность соответствующего уровня внимания дошкольника. Проблема выбора соответствующего средства воздействия на внимание детей дошкольного возраста должна решаться с учетом интеграционных процессов, составляющих основу современного дошкольного образования. С учетом выстраивания преемственности между дошкольной ступенью образования и начальной ступенью. Дети, которые начинают обучаться в школе, чаще всего страдают от того что рассеянное или неразвитое у них внимания. Развивать и корректировать внимание не менее важно, чем учить счету, письму, чтению. Внимание определяется в точном выполнении связанных с этим процессом действий. Образы, которые получаются при внимательном восприятии, отличаются ясностью выражения и отчетливостью. При наличии внимания у человека мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее, а также движения выполняются более аккуратно. Изучение качественных характеристик произвольного внимания старшего дошкольника является актуальным, так как в своих исследованиях большинство авторов рассматривают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника, в то время как вопросу развития произвольного внимания дошкольника в системе готовности к школьному обучению отводится недостаточное место. В этой связи существует противоречие между необходимостью формирования произвольного внимания дошкольников в системе подготовке ребенка к школе и не разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования. Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста как показатель готовности к обучению в школе. Цель исследования: определить особенности формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе и провести экспериментальное исследование развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи исследования: 1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятий «внимание», «произвольное внимание», их специфике в психологии и педагогике. 2. Проанализировать особенности и компоненты готовности дошкольников к обучению в школе. 3. Определить место произвольного внимание дошкольника в структуре общей готовности к обучению в школе. 4. Провести экспериментальное исследование развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе. 5. Провести анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе. Теоретическо-методологической основой исследования явились исследования в отечественной и зарубежной психологии и педагогике: психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста (А. Анастази, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.Г. Салмина, Н. Семаго, М. Семаго, Н. Поддьяков, Б.М. Теплов); концептуальные положения современной науки о формировании и развитии внимания (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, П. Я. Гальперин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Петухова, Д.Б.Эльконин); проблема готовности дошкольников к школьному обучению (Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А. Венгер, В.Т.Горецкий, Н.И.Гуткин, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, А.Н. Леонтьев, Н.В.Нижегородцева В.Д. Шадриков, Д.Б.Эльконин) При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация, эмпирические – опрос, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных, психодиагностические методики: методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) [43]; методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) [14]; комплексная методика определения готовности к школе Л.А.Ясюковой [50]. База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе Частного детского центра "Киндерсад. РФ" Подольского района Московской области. В исследовании приняло участие 14 детей старшего дошкольного возраста: 8 девочек и 6 мальчиков. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе определена специфика формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, как показателя готовности к школьному обучению и проведено экспериментальное исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, как показателя готовности к школьному обучению. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы Частного детского центра "Киндерсад. РФ" Подольского района Московской области для формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, как показателя готовности к школьному обучению. Структура и объем работы. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы, включающего 55 наименований, 4 приложения. Общий объем работы – 93 страниц. Основной текст работы – 67 страниц, включая 11 таблиц, 9 рисунков. Приложения занимают 24 страницы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………..…. 7 1.1. Исследование подходов к сущности понятий «внимание», «произвольное внимание», их специфике в психологии и педагогике…………………………………………………………………… 7 1.2. Особенности и компоненты готовности к обучению в школе … 17 1.3. Произвольное внимание дошкольника в структуре общей готовности к обучению в школе…………………………………………… 27 Выводы по первой главе…………………………………………………… 34 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ………………………….. 38 2.1. Организация и методика проведения экспериментального исследования формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе ……………………………………………………………………………..... 38 2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………. 48 Выводы по второй главе…………………………………………………….. 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 73 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 77
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). М.: Дашков и К, 2017. - 143 с. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". М: Право, 2017. - 325 с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155. М: Правовой статус, 2019. - 48 с. II. Учебная и монографическая литература: 4. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.: Академия, 2019. - 540 с. 5. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 2018. - 336с. 6. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019. - 421 с. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: Экспо-Центр, 2017. - 352с. 8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2020. - 394 с. 9. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.: Наука, 1989. - 365 с. 10. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. М.: Наука, 2018. - 346 с. 11. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. М.: Прогресс,1976. - 389 с. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 1991. - 426 с. 13. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 347 с. 14. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания. Хрестоматия по вниманию. М.: Научное общество, 1995. - 276 с. 15. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: изд-во МГУ, 2017. -201 с. 16. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Вентана Граф, 2019. - 370 с. 17. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. М.: Просвещение, 2018. - 233 с. 18. Джеймс У. Научные основы психологии. Минск: Беларусь, 2019. - 452 с. 19. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 32-36. 20. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий. СПб.: Речь, 2018. - 405 с. 21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Директмедиа Паблишинг, 2019. - 1287 с. 22. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений ребенка. М.: Педагогика, 2016. - 325 с. 23. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Просвещение, 2017. - 562 с. 24. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования. М.: Обруч, 2019. - 432 с. 25. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Речь, 2019. - 367 с. 26. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Дрофа, 2020. - 298 с. 27. Мокрищева С.В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 2018. - 463 с. 28. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: АСТ-пресс, 2019. - 580 с. 29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 456с. 30. Никольская И.М., Грановская Р.М. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 2018. - 450 с. 31. Обухова Л.С. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Наука, 2018. - 341 с. 32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 2016. - 372с. 33. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М.: Образование, 2019. - 216 с. 34. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Просвещение, 1998. - 273 с. 35. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2013. - 429 с. 36. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Творческий центр «Сфера», 2019. - 528с. 37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах –М», 2019. 632 с. 38. Рибо Т. Психология внимания. Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 2018. - 376 с. 39. Рогов Е.И. Общая психология. М.: Образование, 2019. - 672с. 40. Рождественская Е.А., Рощина Н.А. Возрастная психология. Томск: астрель, 2019. 571 с. 41. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. - 347 с. 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. - 602 с. 43. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2019. - 192 с. 44. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 2019. 291с. 45. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Том 2. М.: Наука, 1974. 458 с. 46. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. М.: Орбита, 2018. 268 с. 47. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 2019. -168 с. 48. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. СПб: Иматон, 2012. 328 с. 49. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. Санкт-Петербург: Речь, 2019. - 384с. III. Периодические издания: 50. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 2004. № 1. С. 23-27. 51. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа. 2002. № 6. С. 7-12 52. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. // Начальная школа. — 2006. № 10. С. 38-42. 53. Доронова Т.Н., Коратанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте // Воспитание дошкольника. 2000. № 5. С. 43-46. 54. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. 1997. №3. С. 16-21. 55. Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Начальная школа.2004. № 3. С.61-63.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1. Исследование подходов к сущности понятий «внимание», «произвольное внимание», их специфике в психологии и педагогике Внимание в науке еще начиная с конца XIX века изучается как психический процесс. Но наблюдается в психологии с середины 60-х годов XX века активный интерес к этой проблеме. В зарубежной психологии сформировалось несколько научных подходов, рассматривающих в психологии «внимания» сущность когнитивного процесса. Проблеме внимания посвящены работы таких психологов и педагогов, как: Л.С.Выготский [5], П.Я. Гальперин [7], Ф.Н. Гоноболин [8], Н.Ф. Добрынин [9], В.А. Крутецкий [14], В.С. Мухина [26], И.П. Павлов [36], С.Л. Рубинштейн [39] и других. Теоретической основой исследования явились исследования в отечественной и зарубежной психологии и педагогике: психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста (А. Анастази, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.Г. Салмина, Н. Семаго, М. Семаго, Н. Поддьяков, Б.М. Теплов); концептуальные положения современной науки о формировании и развитии внимания (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, П. Я. Гальперин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Петухова, Д.Б.Эльконин); проблема готовности дошкольников к школьному обучению (Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А. Венгер, В.Т.Горецкий, Н.И.Гуткин, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, А.Н. Леонтьев, Н.В.Нижегородцева В.Д. Шадриков, Д.Б.Эльконин) Внимание это сознательная сосредоточенность, направленная на определенный предмет. Свой собственный внутренний мир, человеческие чувства, мысли и действия других людей, объектом внимания может выступать все без исключения. Все, что ребенок может увидеть, услышать, выделить из окружающего его мира, все из чего будут состоять его знания, определяет именно внимание.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 67 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg