Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества

maxreb04 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Наше исследование посвящено изучению проблемы формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества. Изучение указанной проблемы состояло из ряда этапов. На первом поисково-теоретическом этапе изучены теоретические основы формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества.
Введение

С целью дальнейшего развития личности младшего школьника на этапе обучения в начальной школе очень важно создать условия для его полноценной жизнедеятельности и положительного общения с одноклассниками. Для формирования благоприятных деловых, эмоциональных, рациональных межличностных отношений необходимы определённые педагогические действия: сплотить детей и построить объединяющее всех учеников взаимодействие. Для начальной школы проблема формирования положительных межличностных отношений сама по себе является достаточно важной. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете новых требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО). Так, во ФГОС НОО при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций» [1]. Также требования ФГОС НОО сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, который должен уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Формирование навыков положительного коллективного взаимодействия является основой результативного сотрудничества детей и создает условия для их самореализации, позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного влияния друг на друга. Коллективное взаимодействие – это такой уровень учебно–воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма. В педагогике под взаимодействием подразумевается процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Проблема формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников не является новой для образовательного процесса. Исследователями Р.Я. Гузманом, В.В. Рубцовым, Е.Е. Шулешко, Г. А. Цукерманом и др. доказано, что при определенной организации позитивного взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка. Практика организации навыков коллективного взаимодействия младших школьников со сверстниками показала большие возможности такой педагогической технологии и позволяет эффективно социализировать обучающихся в коллективе сверстников. Наибольший вклад в разработку проблемы коллективного взаимодействия младших школьников внесли работы Л.С. Выготского, Г.А. Цукермана, Н.С. Дежниковой, О.И. Крушельницкой, Л.В.Байбородовой, В.С. Беловой, А.А. Бодалева, И.М. Витковской, и других. Они рассматривали эту проблему с позиции сотрудничества младших школьников со сверстниками. Навыки коллективного взаимодействия проявляются в групповой работе обучающихся, как полноценная самостоятельная организация обучения, как наиболее часто используемая форма организации разнообразной познавательной и творческой деятельности. Групповая (коллективная) работа – это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная или творческая задача ставится перед определённой группой обучающихся. Уникальность такой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между обучающимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью учеников со стороны учителя. Задача учителя - организовать взаимодействие обучающихся для поиска способов решения задач, а так же запустить процесс теоретического и практического исследования и рефлексии. Навыки коллективного взаимодействия ярко проявляются в коллективных формах работы на уроках изобразительного искусства, в ходе которых в достаточной мере реализуются задачи по ознакомлению с традициями народного художественного творчества. Такая работа способствует осуществлению следующих функций: информационной (обмен чувственной и познавательной информацией), контактной (готовность к приему и передачи информации), координационной (согласование действий и организация взаимодействия), перцептивной (восприятие и понимание друг друга), развивающей (изменение личностных качеств участников творческой деятельности). О необходимости такой работы свидетельствуют исследования Б.М. Неменского, О.А. Куревиной М.С. Кагана, М.Ф. Овсянникова, А.Л. Радугина и других. По мнению этих же авторов ознакомление с традициями народного художественного творчества необходимо выстраивать на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства (ДПИ), которое является общедоступным, приемлемым, популярным и легким для восприятия младшими школьниками. Анализ литературы показал недостаточный объем научного и практического опыта по теме нашего исследования. Особенно остро стоит проблема научного обоснования развития коллективного взаимодействия на уроках творческой и продуктивной направленности (изобразительного искусства и технологии). Все эти положения позволяют актуализировать проблему нашего исследования и сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества». Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать процесс формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества. Объект исследования: навыки коллективного взаимодействия младших школьников. Предмет исследования: Формирование навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества. Гипотеза: мы предполагаем, что формирование навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества будет осуществляться учителем эффективно при условии целенаправленной реализации специально разработанного цикла внеурочных занятий. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены задачи исследования: 1. Изучить понятие навыков коллективного взаимодействия в научной литературе. 2. Охарактеризовать особенности формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников. 3. Описать педагогические условия и средства формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества 4. Провести экспериментальное исследование формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества. В качестве основных методов исследования были определены: - на теоретическом уровне: методы анализа, синтеза, сравнения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - на эмпирическом уровне: тестирование, наблюдение, эксперимент, изучение продуктов творческой деятельности; - статистические: сравнительный анализ результатов, качественный и количественный анализ статистических данных. Методологическую основу исследования составили: - концепции формирования коллектива С.Т. Шацкого, И.В. Новиковой, А.В. Мудрика; - исследования А. Цыркун, Л. А. Холевой, Е. А. Архиповой, Т. В. Сенько, В. А. Силивон, Р. А. Макаревича по изучению особенностей отдельных видов совместной деятельности обучающихся; - теоретические исследования особенности коллективной деятельности на уроках в начальной школе в работах В.А. Бахваловой, М.Д.Виноградовой, Дежниковой Н.С., В.К.Дьяченко, А.А. Леонтьева и других. - концепции художественно-эстетического развития младших школьников Б.М. Неменского, О.А. Куревиной М.С. Кагана, М.Ф. Овсянникова, А.Л. Радугина и других. Исследование состояло из нескольких этапов: Первый этап – поисково-теоретический (октябрь-декабрь 2019г.). На этом этапе определены теоретические основы формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества. Второй этап – экспериментальный (январь-апрель 2020г.). На этом этапе проведено экспериментальное исследование формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества. Третий этап – обобщающий (май 2020г.). Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, коррекция выводов исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные. Разработаны методические рекомендации по формированию навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных форм, методов и средств формирования навыков коллективного взаимодействия в практической деятельности учителей начальной школы. Данная работа представляет интерес для студентов, обучающихся по специальности 04.02.02 Преподавание в начальных классах, а также для преподавателей частных методик. База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя школа с. Благовещенка» Прохладненского района Кабардино - Балкарской Республики. Структура работы: работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Общий объем работы составил 79 страниц без приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА …………………………………………. 9 1.1. Понятие «навыки коллективного взаимодействия младших школьников» в психолого-педагогической литературе …………………………………………… 9 1.2. Особенности формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников ……………………………………………………………... 17 1.3. Педагогические условия и средства формирования навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества ………………………………………… 25 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………..……. 31 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ………………………. 34 2.1. Организация экспериментального исследования и осуществление констатирующего этапа исследования …………………………………………. 34 2.2. Цикл внеурочных занятий по формированию навыков коллективного взаимодействия младших школьников в процессе ознакомления с традициями народного художественного творчества ……………………………………..… 48 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования …………………. 53 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………...…. 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 71 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….…. 75 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс]: https://fgos.ru/ (дата обращения 26.11.2019) 2. Алексеева, А.В., Бокуть, Е.Л, Сидалева, Т.Н и др. Преподавание в начальных классах. Психолого – педагогическая практика. Учебно - методическое пособие /А.В.Алексеева, Е.Л. Бокуль, Т.Н.Сидалева, - М.: ЦГЛ, 2003.-208с. 3. Акопова, Э.С., Иванова, Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия/ Э.С.Акопова,– М.: АРКТИ, 2007. – 256 с 4. Айдарова, Л.И., Цукерман, Г.А. Опыт построения коллективно-распределённой учебной деятельности в начальной школе /Л.И.Айдарова, Г.А.Цукерман // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. -М., 1978.-348с. 5. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. - М.: Знание, 1969. – 152с. 6. Бабенкова Е.А. Знакомим дошкольников с произведениями изобразительного искусства / Е.А. Бабенкова, Г.В. Курдюмова // Воспитатель ДОУ: практ. журн. для воспитателей ДОУ. - 2010. - № 1. - C. 70-72. 7. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся / Л.В.Байбородова., - Ярославль, Академия развития, - 2007. – 336 с. 8. Бахвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества /В.А.Бахвалов, - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с. 9. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / М.М.Безруких, – М.: Владос, 2001.- 324с. 10. Белькова, Г.М. Творческая деятельность учителя и младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда // Начальная школа: плюс-минус / Г.М. Белькова, - 2009. - № 9. - с. 48-52 11. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие / Е.Г.Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380с. 12. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников /М.Д.Виноградова, - М., Просвещение, 1977.-159с. 13. Витковская, И.М.. В Обучение младших школьников в совместной деятельности/ И.М. Витковская. - Псков, 2000.- 96 с. 14. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С.Волков. – М. Академический проект, 2005. – 208с. 15. Волынкин В.И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 448 с. 16. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев.- М.: Просвещение, 2010. -223с. 17. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.,1999.-344с. 18. Громов, Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство / Е.С. Громов. - М.: Сов. художник; Издание 2-е, доп., 2008. - 335 c. 19. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А. Цукерман. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.- 101 20. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении /В.К.Дяченко -М., 1991.- 213с. 21. Епишина, Л. В. Использование учебного диалога в обучении математике / Л. В. Епишина // Начальная школа. - 2010. - № 4. – С.. 40-43. 22. Епишина, Л. ВДиалоговые технологии - средство формирования коммуникативной компетенции / Л. В. Епишина // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 66-67 23. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. - СПб.: Литера, 2006. - 127 с. 24. Идеи эстетического воспитания. Антология / ред. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 2006. - 776 c. 25. Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов; худож. А. М. Саморезов. - М.: Белый город, 2007. - 48 с. 26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. учеб. Заведений/Г.М.Коджаспирова. –М.: Владос, 2004. – 347 с 27. Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие / Т.С. Комарова, А.И. Савенков – М.: Педагогическое общество России, 2005. –128 с. 28. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников / Т.С. Комарова - М.: Педагогическое общество России. - 2005. - 208 с. 29. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -224 с. 30. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей / О.П.Котикова. - Минск.: Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - 2001. – 132с. 31. Леонтьев, А.А. Психология коллективной деятельности в учении // А.А.Леонтьев // Начальная школа +до и после. - Рязань МПСУ 2002, №11. - 393 с. 32. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие / В.Я.Ляудис. - Издание: УМК «Психология». 2003. - 128 с. 33. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания Учебное пособие /А.В.Мудрик. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с. 34. Народные художественные промыслы России: история, география и культура / Аманжолова Д. А. и др. - М., 2012. - 291 с. 35. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2006. - 192 c. 36. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством /А.А.Грибовская // Ребенок в детском саду. - 2006. - №6.- С. 48-50. 37. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов/ Н.Ю. Пахомова – 3-е издание., испр. и доп.- М.: Аркти, 2008. – 112 с. 38. Педагогика. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. - М., 1987. –96с. 39. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В.Погодина. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-352с. 40. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. 41. Поляков, С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному / С.Д.Поляков // Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - № 1. - 2003. – с.71-72 42. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 256 с. 43. Рунова, Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками / Т.А. Рунова. - Нижний Новгород, 2004. - 193с. 44. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М.Сокольникова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с. 45. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 175 с. 46. Соснин, В. А. Социальная психология / В. А. Соснин. - М.: ФОРУМ ИНФА - М, 2014. - 336 с. 47. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2011. – 204 с. 48. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 11 49. Цукерман, Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А.Цукерман // Вопросы психологии. - Москва.ВЛАДОС –пресс, 1993. №3 – 25-29с. 50. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Г.А.Цукерман, - М.,1992.- 145с. 51. Цукерман, Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А.Цукерман. - Вопросы психологии. - 1993, №2. - 147с. 52. Шакенова, Л.Х. Формы совместной деятельности младших школьников как условие формирования положительного отношения к учению «Cовершенствование форм и методов обучения в соответствии с основными направлениями реформы школы» / Л.Х.Шакенова, - Омск, 1990. - 349с. 53. Шацкий С.Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя / С.Т.шацкий. - М.:Просвещение , 1989.-126с. 54. Плахова, Е.С. Коллективная творческая деятельность младших школьников [электронный ресурс]: https://infourok.ru/statya-kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-2542899.html (дата обращения: 19.11.2019) 55. Фасхутдинова, Р.Ф. Вопросы организации коллективного творческого воспитания младших школьников [электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/2015/ article/2015016523(дата обращения: 02.12.2019)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 1.1. Понятие «навыки коллективного взаимодействия младших школьников» в психолого-педагогической литературе Младший школьник является активным субъектом образовательного процесса и обязан взаимодействовать со своими одноклассниками и педагогами. Развитие у детей способностей активно и творчески работать в коллективе при взаимодействии всех его членов - одна из важнейших задач современного образования. В младшем школьном возрасте в первую очередь формирование навыков коллективного взаимодействия нацелено на формирование коммуникативных умений, изучением которых занимался ряд выдающихся психологов и педагогов: А. А. Максимова, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Филиппова, Т. В. Сытенко и др. В исследованиях Л. В. Епишиной отмечается, что коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия обучающихся (основывающиеся на знаниях структурных элементах умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно выстраивать свое поведение, а также управлять им в соответствии с задачами общения [22]. А. В. Мудрик определяет понятие коммуникативные умения, как умения, связанные с корректным выстраиванием своего поведения. Т.е. необходимо понимать психологию человека: уметь правильно выбрать нужную интонацию и жесты, уметь разбираться в других людях и сопереживать собеседнику, постараться предугадать реакцию собеседника, представить себя на его месте, уметь верно, выбрать наиболее правильный способ обращения к разным собеседникам [33].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg