Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

«НЮРНБЕРГСКИЙ И ТОКИЙСКИЙ ПРОЦЕССЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

maxreb04 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Нюрнбергский и Токийский суды были сформированы для максимально приближенных к А. Гитлеру помощников. Целью и первого и второго процесса было ни что иное как суд над теми, кто начал одну из самых крупномасштабных, кровопролитных, запоминающихся на долгие годы войн. Кроме того, на основе данных процессов было создано немало международных актов, которые и по сей день служат эталоном прав человека, поскольку принципами создания таких документов служит мир, человечность и права человека.
Введение

Актуальность темы. Токийский и Нюрнбергский процессы внесли огромный вклад в историю. Преступления нацистской Германии и Японии во Второй мировой войне не могли остаться безнаказанными. Трибуналы доказали сколь агрессивна была эта война и каким тяжелейшим преступлением против человечества она является. Стоит ли говорить о том какой вклад внесли трибуналы в международное право. Они стали базой и источником для многих правовых норм, международных актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Резолюция по борьбе с расовой дискриминацией, конвенции о защите культурных ценностей при военных столкновениях и другие. На сегодня подробное изучение данной темы в общеобразовательной школе является довольно проблематичным из за недостатка календарных часов. В данной выпускной квалификационной дипломной работе, мы рассмотрим историю и ход Нюрнбергского и Токийского процессов, а так же методику преподавания данной темы на уроках истории. Степень изученности темы исследования. Список литературы в данном исследовании можно разделить на два блока. Первый это книги по методике преподавания истории в школе, второй – труды изучающие историю Нюрнбергского и Токийского процессов. Работы по методике преподавания авторов И.В. Берельковского (2001) [4], А.А. Вагина (1968) [6], М.Т. Студеникина (2000) [39], А.Т. Степанищева (2002) [40], содержат в методику преподавания истории, теоретические, организационные и методические основы уроков, рекомендации по основным формам и способам самостоятельной работы. В учебнике В.В. Барабанова «Методика обучения истории» (2014) [2] систематизировано излагаются проблемы преподавания истории в школе на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Пособия Е.Е. Вяземского «Школьное историческое образование: опыт проблемы» (2010) [8] и «Теория и методика преподавания истории» (2003) [9] описывает методические подходы к преподаванию истории, методические модели и формы развивающего обучения. В книге М.А. Данилова «Дидактика» (1957) [11] представлена характеристика методов обучения. Второй блок литературы это труды по истории Нюрнбергского и Токийского процессов. Данную тему изучали такие авторы как Александров Г. Н, который выступал в качестве одного из обвинителей от СССР на Нюрнбергском процессе. В своей книге «Нюрнберг вчера и сегодня» (1971) [1] он вспоминает о том как проходили допросы военных преступников и о сложной следственной работе во время самого процесса. Савенков А.Н. «Нюрнбергские процессы» (2013) [23], Полянский Н.Н. «Международное правосудие и преступники войны» (1945) [25] , Полторак А.И «Нюрнбергский эпилог» (1965) [26], Рагинский М.Ю «Нюрнберг: перед судом истории» (1986) [30] , Ромашкин П.С. «Военные преступления империализма» ( 1953) [31] в своих работах так же рассматривали подобную тему В основе книги «Ни давности, ни забвения» (1983) [22] так же лежат материалы Нюрнбергского процесса. Книга повествует о жестокости нацистов и преступлениях Гитлера во времена Второй мировой войны. Цель исследования заключается в рассмотрении событий Нюрнбергского и Токийского процесса, в определении места и роли данной темы в школьном курсе истории, а так же методика ее преподавания Для достижения поставленной цели в работе рассмотрены решения следующих задач: 1. Изучить Нюрнбергский и токийский процессы в контексте итогов второй мировой войны 2. Определить место и роль нюрнбергского и токийского процесса в школьном курсе истории 3. Описать методику преподавания темы Нюрнбергский и Токийский процесс на уроках истории в 10-11 классах Объект и предмет исследования. Объект исследования– Нюрнбергский и Токийский процессы в контексте истории Предметом исследования является изучение темы Нюрнбергский и Токийский процессы на уроках истории в старших классах Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период Нюрнбергского процесса (20 ноября 1945 – 1 октября 1946) и период Токийского процесса (3 мая 1946 - 12 ноября 1948). Географические рамки исследования. Можно сказать, что данные рамки охватывают почти все значимые для международных отношений того периода страны. Выделяются такие регионы как восточноевропейский, западноевропейский, средиземноморский, африканский и тихоокеанский. А так же выделим места прохождения самих процессов, а именно Дворец юстиции в городе Нюрнберг (Германия) и город Токио (Япония). Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и частно научные методы познания: формально-логический метод (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления), метод системного анализа, принцип историзма, который заключается в рассмотрении мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования, приемы сбора и анализа полученной информации (тестирование). Характеристика источников: в ходе исследования были использованы исследования и монографии по Нюрнбергского и Токийскому процессу, документы данного исторического периода, нормативно-правовые акты по вопросам преподавания истории в школе, УМК по всеобщей истории. В первую группу источников вошли такие документы как: 1) Соглашение между правительствами СССР, США и Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси. Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Совместно разработанный документ отразил согласованную позицию всех 23 стран-участниц конференции, принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа ещё до суда опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов нацизма. 2) Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге. Принят решением Лондонской конференции от 8 августа 1945 года, устанавливавший правила и процедуры проведения Нюрнбергского процесса. 3) Потсдамская декларация. Опубликована 26 июня 1945 года от имени правительств Великобритании, США и Китая; требовала в ультимативной форме безоговорочной капитуляции Японии. 4) Устав Международного военного трибунала для Дальнего Востока. Утвержден 19 января 1946 года, устанавливал порядок формирования Токийского трибунала, его функции, а также перечислял преступления, которые были ему подсудны 5) Сборники «Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками» [20], [21] содержат материалы суда над военными преступниками в Нюрнберге. Источниковедческой базой для написания послужили ФГОС [43] среднего общего образования, Концепция нового учебно-методического комплекса по истории, федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, учебник по Всеобщей истории, рекомендованный ФГОС, контурные карты, рабочая тетрадь, поурочные рекомендации и рабочая программа. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования – это нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, предъявляемых государством к системе школьного образования. В Федеральном государственном стандарте подробно освещены обязательные для исполнения требования, методологическая основа и ориентация современного образования. Представлены требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы [28]. Концепция нового учебно-методического комплекса по истории [9] отражает особенности нового учебно-методического комплекса по истории. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования содержит перечень учебников, рекомендованных на 2019-2020 учебный год [46]. Учебник О.С. Сорока-Цюпа по Всеобщей истории [38] создан в соответствии с требованиями ФГОС и Примерной основной образовательной программой среднего общего образования. В учебнике представлены ключевые вопросы истории с 1914 по 1945 года. Содержание учебника нацелено на развитие познавательных возможностей. Методический аппарат позволяет изучит курс всеобщей истории на базовом и углубленном уровнях. Рабочая программа к учебникам «Всеобщая история. Новейшая история» для 10 класса авторов О.С. Сороко-Цюпа и А.О. Сороко-Цюпа и «История России» для 10 класса авторов М.М. Горинов и А.А. Данилов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курсов истории, определяет уровень подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и максимальный объем учебной нагрузки учащихся [28] Рабочая тетрадь автора А.О. Сороко-Цюпа, в которой к каждой теме урока представлены задания. Рабочая тетрадь является составной частью УМК к учебнику. Вопросы и задания предполагают репродуктивную, поисковую, исследовательскую и творческую деятельность учащихся. В тетрадь включены задания в формате ЕГЭ [39]. Контурные карты по Новейшей истории для 10 класса к учебнику ОС. Сороко-Цюпа и А.О. Сороко-Цюпа содержат контурные карты, приуроченные к темам учебника. К картам предлагаются задания, которые необходимо выполнить учащимся [13]. Пособие автора М.Л. Несмелова к учебнику О.С. Сороко-Цюпа и А.О. Сороко-Цюпа [21] содержит пример рабочей программы, тематическое планирование, рекомендации для проведения уроков, списки электронных ресурсов для учеников и учителя. В методических рекомендациях к урокам предложены разнообразные задания, направленные на формирование УУД и специально-предметных действий. Помимо заданий представлены различные варианты и формы проведения уроков. Таким образом, анализ нормативно-правовой базы и исторических источников, позволяет рассмотреть проблему Нюрнбергского и Токийского процессов всесторонне, на протяжении всего хронологически обозначенного периода. Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть применены в ходе преподавания уроков истории. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Положения выносимые на защиту: 1) Нюрнбергский (20 сентября 1945 – 1 октября 1946) и Токийский (3 мая 1946 – 12 ноября 1948) процессы проводимые над группой главных нацистских военных преступников имеют огромное историческое значение. Процессы на реальных фактах обосновали и подтвердили самый главный вывод о сущности и природе фашизма, как открытой террористической диктатуры. Международные трибуналы раскрыли перед всем миром сущность нацизма, его человеконенавистническую суть, пагубность идеологических и политических установок, и продемонстрировав опасность его возрождения в любой форме. 2) Методы устного изложения материала (беседа), методы самостоятельной работы, направленные на закрепление материала ( работа с историческими документами), методы проблемного изложения (постановка проблемного вопроса) , исследовательский метод (подготовка учениками рефератов или сообщений), а так же организация нетрадиционного урока по данной теме (урок-суд) могут способствовать эффективному изучению темы «Нюрнбергский и Токийский процесс».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 ГЛАВА.НЮРНБЕРГСКИЙ И ТОКИЙСКИЙ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ИТОГОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 11 1.1 Организация трибуналов, ход процессов и их итоги 11 1.2.Сравнительная характеристика Нюрнбергского и Токийского процессов, их общие черты и различия. 25 2 ГЛАВА.МЕСТО И РОЛЬ «ТЕМЫ НЮРНБЕРГСКИЙ И ТОКИЙСКИЙ ПРОЦЕССЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ. МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 29 2.1 Рассмотрение темы «Нюрнбергский и Токийский процессы» в школьном курсе истории…………………………………………………………………….29 2.2 Методика преподавания темы «Нюрнбергский и Токийский процессы»………………………………………………………………………..31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...38 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….42
Список литературы

1. Александров Г. Н. Нюрнберг вчера и сегодня. – М: Политиздат, 1971. – 168 с. 2. Барабанов, В.В. Методика обучения истории / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова. – М. : Академия, 2014. – 428 с. 3. Белявский, А.Д. Методика преподавания истории в школе / А.Д. Белявский. – М. : Просвещение, 2001. – 240 с. 4. Берельковский, И.В. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: учебник для студ. вузов / И.В. Берельковский, Л.С. Павлов, – М.: Поматур, 2001. – 336 с. 5. Васильева, В.А. История России. – М.: Академический Проект, 2015. – 448 с. 6. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе./ А.А. Вагин, – М.: Просвещение, 1968.- 434 с. 7. Введенский, В.В. История России. – М.: Владос, 2017. – 462 с. 8. Вяземский, Е.Е. Школьное историческое образование: опыт и проблемы / Е.Е. Вяземский. М.: МПГУ, 2010. – 187-193 с. 9. Вяземский, Е.Е, Теория и методика преподавания истории: практ. пособие для учителей // Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 384 с. 10. Гафурова Б.Г., Зубока Л.И. 'Хрестоматия по Новейшей истории в трёх томах. Том 2' - Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1960 – 928 с. 11. Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. – М.: Акад.пед.наук, 1957. – 517 с. 12. Иринова, Р.Н. История России. – М.: Проспект, 2015. – 416 с. 13. Контурные карты по Новейшей истории: 10 класс: к учебнику О.С. Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс» ФГОС. – М. :«Экзамен», 2020. – 16 с. 14. Курукин, И.О. История России. XVIII век. – М.: Дрофа, 2015. – 232 с. 15. Кучеров, И.П. История России. Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 573 с. 16. Коваль, И.А. История России. Часть 1. – М.: АГЗ, 2016. – 312 с. 17. Кириллов, В.А. История России. – М.: Юрайт, 2015. – 482 с. 18. Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imk.shpl.ru/moodle/file.php/2/201. – 02.01.2020 19. Короткова, М.В. Методика обучения истории / В.М. Короткова. – М. : Просвещение, 1993. – 316 с. 20. Лаптева, Е.А. История России. – М.: Академический проект, 2015. – 350 с. 21. Несмелова, М.Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные рекомендации / М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа. – М. : Просвещение, 2017. – 359 с. 22. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военным преступниками. Сборник материалов. В 7-ми т – М.: Госюриздат, 1957-1961. – 760 с. 23. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военным преступниками. Сборник материалов. В 3-х т. М.: Госюриздат, 1965-1966 24. Ни давности, ни забвения. По материалам Нюрнбергского процесса. М.: Юридлит, 1983. – 400 с. 25. Нюрнбергские процессы 1945—49 / Савенков А. Н. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. – 452 с. 26. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе / Н.Ю. Никулина. – Калининград : Калининградский университет, 2000. – 576 с. 27. Полянский Н.Н. Международное правосудие и преступники войны.- М.: Академия наук СССР, 1945.- 83 с. 28. Полторак А. И. Нюрнбергский эпилог. М.:Воениздат, 1983. – 552 с. 29. Павленко, И.Л. История России. – М.: Абрис, 2012. – 661 с. 30. Рабочая программа по истории для 10 класса. ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/08/19/rabochaya-programma-po-istorii-10-klass-fgos. – 20.01.2020 31. Рыбакова, Н.А. История России. – М.: Юрайт, 2013. – 567 с. 32. Рагинский М. Ю., Розенблит С. Я., Международный процесс главных японских военных преступников, М.: АН СССР, 1950. 33. Ромашкин П. С. Военные преступления империализма. – М.: Госюриздат, 1953. – 229 с 34. Сахарова, А.П. История России. С древнейших времен до начала XXI века. – СПб.: АСТ, Астрель, Хранитель, Харвест, 2018. – 862 с. 35. Соловьев, С.М. История России. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 20 с. 36. Смирнов Л. Н., Зайцев Е. Б. Суд в Токио. — М.: Воениздат, 1980. – 20-21 с. 37. Соловьева, И.В. История России с древнейших времен. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2015. – 1024 с. 38. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций. – М.: Проспект, 2013. – 223 с. 39. Сахаров, А.Н. История России. Том 1. – СПб.: АСТ, Ермак, Астрель, 2006. - 960 с. 40. Сороко-Цюпа, О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М. : Просвещение, 2019. – 223 с. 41. Сороко-Цюпа, А.О. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Рабочая тетрадь / А.О. Сороко-Цюпа. – М. : Просвещение, 2020. – 144 с. 42. Суворова, О.К. История России. ХХ век. – М.: Каллиграф, 2016. – 720 с. 43. Суд истории. Репортажи с Нюрнбергского процесса. М.: Политиздат, 1966 – 42-43 с. 44. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для студ. вузов /М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000. – 240 с. 45. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Т. Степанищев. – М. : Владос, 2002. – 210 с. 46. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2000 - 318 с. 47. Типпельскирх, К. История Второй мировой войны / К. Типпельских. – М. : АСТ, 1999. – 692 с. 48. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543. – 25.01.2020 Федеральный перечень учебников на 2019-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/dokumenty/federalnyy-perechen-uchebnikov/. – 26.01.2020
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НЮРНБЕРГСКИЙ И ТОКИЙСКИЙ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ИТОГОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1.1 Организация трибуналов, ход процессов и их итоги Вопрос о необходимости привлечения к ответственности военных преступников поднимался уже давно. Международный трибунал для суда над военными преступниками Германии был сформирован 8 августа 1945 года в Лондоне. Там были подписаны Соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией. В основе соглашения были принципы ООН и стороны это неоднократно подчеркивали, в том числе и в самом соглашении. Документ от 8 августа 1945 года содержал в себе 7 статей: 1. Трибунал будет проходить в Германии 2. Для трибунала отдельно создаются организации, юрисдикции и функции 3. Каждая из стран обязуется представить на трибунале всех военных преступников, которые находятся у них в плену. 4. Подписываемые соглашения не отменяют Московскую Декларацию от 1943 года. 5. Любой участник ООН может присоединиться к обвинению. 6. Соглашение не отменяет других судов, которые уже созданы или будут созданы в будущем. 7. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует 1 год. Именно на этой основе был создан Нюрнбергский процесс.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg