Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая коррекция тревожности у подростков методами арт-терапии

maxreb04 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, и трудностям в общении. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями.
Введение

В последнее время психологи проявляют особое беспокойство в отношении процесса формирования и развития тревожных состояний в школьной среде. Тревожность является одной из самых важных и актуальных проблем в нынешнем процессе образования. На сегодняшний день немалому количеству учащимся требуется психолого-педагогическая помощь, которая предполагает улучшить их учебно-познавательную деятельность. Тревожность – это обширное понятие, которое включает в себя разные аспекты стабильного учебного эмоционального неблагополучия. Она проявляется в волнении, в тревоге, в беспокойстве, в ожидании плохого, негативной или отрицательной оценки от сверстников и преподавателей. Особо распространено появление ситуативной тревожности, вызванной психолого-педагогическими и социально-психологическими факторами. На основе анализа трудов по психологии мы выделили несколько различных факторов, действие которых содействует ее развитию: перегрузки в учебной сфере; академические способности учащихся не соответствуют образовательной программе; чрезмерные ожидания и требования от родителей; отношения с учителями вызывают трудности; постоянные проверочные и оценочные ситуации; конфликты и разногласия в школьном коллективе. Из всех универсальных признаков ситуативной тревожности, во- первых, нужно выделить нарушение соматического здоровья. Чаще всего соматические нарушения происходят перед проверочными работами (контрольные, экзамены). Они свойственны для учеников всех возрастов. Из всех универсальных форм появления ситуативной тревожности, стоит выделить признаки, которые характерны только для подростков. У учеников выпускных классов ситуативная тревожность проявляется в чрезмерном усердии или полным отказом от подготовки к контрольным работам или экзаменам. Ещё одним из вариантов проявления ситуативной тревожности является демонстрация показного равнодушия, поскольку окончание обучения перед выпускником ставит вопрос о его будущем, а у нынешнего поколения digital одной из выявленных черт называют инфантилизм. У старшеклассников проявляется высокий уровень ситуативной тревожности, особенно при подготовке к итоговой государственной аттестации. Завершающийся год обучения в школе является одним из самых тяжелых периодов для обучающихся. Помимо интенсивного обучения прибавляется напряженная подготовка к итоговой государственной аттестации. В этот период при подготовке к аттестации стремительно увеличивается эмоциональная и информационная нагрузка. Это связано с трудностями исключительно учебного характера: изучение и усвоение значительного объёма учебного материала. Помимо этого, есть и психологические проблемы: существует боязнь не оправдать свои и чужие ожидания. Также каждый год изменяются условия и требования к процедурам проведения итоговых экзаменов, которые для обучающихся являются непривычными, что еще более усугубляет их стрессовые состояния. В этой связи появляется необходимость подготовить психологически учеников к будущим испытаниям. Одним из наиболее мягких, ненавязчивых методов коррекционного обучения и повышения адаптации является арт-терапия. Некоторые педагоги и психологи (Копытин А.И., Бурно М.Е., Лебедева Л.Д., Макарова Е.Г. и др.), выделяют искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию в качестве инструмента для повышения положительного эмоционального фона у подростков. Анализ литературных источников показал, что, несмотря на то, что арт-терапия, как самостоятельное направление в коррекционной работе начинает приобретать все большую популярность, практических работ по изучению возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с подростками недостаточно. Принимая во внимание выше указанные тенденции, стоит отметить, что имеются и определенные противоречия в том, что с одной стороны арт-терапию часто рассматривают как средство коррекции эмоциональной сферы, а с другой стороны, практическое применение данного метода мало изучено, и недостаточно представлено в литературе. Отсюда следует проблема исследования как необходимость в совершенствовании содержания, форм и методов работы с подростками по коррекции тревожности средствами арт-терапии. Противоречие между востребованностью данного вида коррекции и недостаточной разработанностью ее практического аспекта и определило цель данного исследования. Цель исследования: разработать программу по коррекции тревожности подростков. Объект исследования: тревожность в подростковом возрасте. Предмет исследования: тревожность подростков как объект коррекции средствами арт-терапии. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методы арт-терапии могут использоваться в программе психологической коррекции подростковой тревожности. Задачи исследования: 1. Изучить понятие тревожности в психологической литературе. 2. Охарактеризовать возрастные и психологические особенности подросткового возраста. 3. Описать особенности проявления тревожности в подростковом возрасте. 4. В эмпирическом исследовании провести психодиагностическое изучение тревожности в подростковом возрасте. 5. Разработать программу коррекции тревожности подростков с применением методов арт-терапии. Теоретико-методологическая основа исследования. Проблема исследования тревожности изучалась в работах таких авторов, как В.М. Астапов, Г. М. Бреслав, В.И. Долгова, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, З Фрейд. и др. Методы и методики исследования: 1. Теоретические: анализ психологической, научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические: тестирование с использованием следующих психодиагностических методик: 1. «Тест школьной тревожности» Филлипса; 2. «Дифференцированное измерение тревожности» Ч. Д. Спилбергера, 3. Методика «Шкала явной тревожности» Дж. Тейлор в адаптации М. Прихожан. Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Томск. Выборка представлена 60 испытуемыми. Новизна исследования заключается в разработке авторской программы по коррекции тревожности подростков методом арт-терапии. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и систематизации теоретических разработок по исследуемой проблеме. Практическая значимость исследования в том, что на его основе разработана научно обоснованная арт-терапевтическая программа коррекции тревожности подростков, результатами и выводами которой могут воспользоваться студенты, психологи и педагоги. Апробация работы и внедрение научных результатов в практику достигалось путем участия автора в заочной Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое пространство личности», секция «Психологическое сопровождение личности». Структура и объем ВКР: выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 71 источник. Объем выпускной квалификационной работы составляет 97 страниц печатного текста. Магистерская диссертация содержит 5 рисунков. В приложении представлены таблицы исходных эмпирических данных, тексты использованных в исследовании психологических тестов и диагностических методик. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 8 1.1. Понятие тревожности в психологической литературе 8 1.2. Возрастные и психологические особенности подросткового возраста 23 1.3. Особенности проявление тревожности в подростковом возрасте 36 1.4. Методы коррекции тревожности в подростковом возрасте 45 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 56 2.1. Организация и методы исследования 56 2.2. Эмпирическое диагностическое исследование тревожности подростков 61 2.3. Разработка коррекционной программы с применением метода арт-терапии 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75 Приложение 81
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – Москва : Академия. – 2012. – 672с. 2. Аверин, В.А. Развитие личности ребенка / В.А. Аверин. – Москва : Генезис. –2011. – 237с. 3. Авидон, И.С.. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / И.С. Авидон. – Санкт-Петербург : Речь. – 2010. – 256с. 4. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Психология развития: хрестоматия / Под ред. Е. Строгановой. Санкт-Петербург : Питер, 2011. с. 111-115. 5. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. Санкт-Петербург : БВХ-Петербург. – 2012. – 288с. 6. Арсеньева, А.В. Методы коррекции школьной тревожности в практической деятельности преподавателя / А.В. Арсеньева. – Москва : Открытый урок. – 2011. – 354с. 7. Астапов, В.М. Тревожные расстройства у детей / В.М. Астапов. – Москва : Владос – Пресс. – 2012. – 53с. 8. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – Москва: Владос–Пресс. – 2011. – 220с. 9. Багнетова, Е.А. Школьная среда и факторы риска, влияющие на здоровье учащихся / Е.А. Багнетова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10-2. – С. 261-264 10. Барсукова, О. В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи / О.В. Барсукова // Молодой ученый. – 2012. – №2. – С. 216-219. 11. Богданов, И. В. Психология и педагогика : науч.изд. / И. В. Богданов. – Мjcrdf : Просвещение, 2012. - 221с. 12. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – Москва : Эксмо. – 2012. – 285с. 13. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л. И. Москва: Просвещение, 2014. – 380 с. 14. Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова. – Москва : ЧеРо. – 2005. – 524с. 15. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – Москва : Смысл. – 2016. – 672с. 16. Буркова Е. В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет / Е.В. Буркова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 96–100. 17. Введение в психодиагностику: учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – Москва : Академия. – 2009. – 199с. 18. Викторов К. С. Модель психолого-педагогической коррекции самооценки учащихся 7-8 лет / К.С. Викторов // Научно-методический электронный журнал «Концепт».–2015.–Т.10.–С.246–250. 19. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика. – 2012. – 370с. 20. Гамезо, М.В. Возрастная психология личности от молодости до старости: учебное пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2015. – 272 с. 21. Головин С.Ю., Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, 2017. – 800 с. 22. Гурьев, М.Е. Тенденции развития психологии, педагогики и образования / М.Е. Гурьев // Подходы к изучению тревожности в зарубежной и отечественной психологической литературе. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань, 2014. С. 63. 23. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – Санкт-Петербург : Питер. – 2012. – 285с. 24. Дерябина, Е.А. Возрастная психология : учебное пособие / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. – Саратов: АйПи Эр Медиа, 2018. – 158 с. 25. Долгова, В.И. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / В.И. Долгова, Н.В. Цветкова // Вестник Челябинского государственногопедагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98. 26. Долгова, В.И. Коррекция страха смерти у подростков / В.И. Долготова. – Монография. – Челябинск: ООО Изд-во РЕКПОЛ, 2009. 27. Дроганова, Н. А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у учащихся 11-го класса при подготовке к ЕГЭ / Н.А. Дроганова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. С. 211–215. 28. Дружинина, В.Н. Психология / В.Н. Дружинина. – Санкт-Петербург : Питер. – 2009. – 656с. 29. Дубровина, М.В, Психология: учебник / под ред. И.В. Дубровиной. –Москва : Академия. – 2011. – 464с. 30. Зейгарник, Б.В. Патопсихология : учебник для студ. вузов / Б.В. Зейгарник. Москва: Издательство Московского университета, 2016. – 221 с. 31. Зинченко В.П., Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – Москва : Прайм-Еврознак, 2017. – 632 с. 32. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ. И.В. Степанова. – Санкт-Петербург : Питер. – 2010. – 464с. 33. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 752 с. 34. Ипатов, А.В. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / А.В. Ипатов. – Москва: Речь, 2014. – 237 с. 35. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – Москва : Феникс, 2018. – 640 с. 36. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. – Санкт-Петербург : Питер. –2008. – 240с. 37. Калина, Н.Ф. Психология личности: учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. Москва : Академический проект, 2015. – 214 с. 38. Киселева М.В. Арт–терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – Санкт – Петербург : Речь, 2016. – 160 с. 39. Козлов, В.В. Психология управления : учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Козлов. – Москва : Академия. – 2013. – 240с. 40. Коларькова, А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей / А.В. Коларькова // Психология, социология и педагогика. 2014. №8. 41. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон / Москва: Политиздат, 2001 – 151 с. 42. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – Москва : ИНФРА-М, 2013. – 400 c. 43. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н Колюцкий. - Москва : Юрайт, 2011. - 464 с 44. Куликов, Л. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. Куликов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 317 с. 45. Кураев Г.А. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с. 46. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, Академия, 2015. – 352 с. 47. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер. – 2012. – 320 с. 48. Мамылина, Н. В. Психофизиологические особенности реакции организма человека наэмоциональное напряжение во время экзамена: монография / Н.В. Мамылина. – Челябинск : Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010.207с. 49. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Копытина А.И. – Москва :Когито-Центр, 2012. - 286 с. 50. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева. – Санкт-Петербург : Речь. – 2004. – 248с. 51. Миллер, С. Психология развития, методы исследования / С. Миллер. – Москва : Питер, 2013. – 315 с. 52. Милорадова, Н.Г. Психология управления в условиях стабильной неопределенности / Н.Г. Милорадова. – Москва : ФЛИНТА. – 2013. – 233с. 53. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. Москва : Академия. – 2011. – 655с. 54. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2004. – 687с. 55. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. Москва : Юрайт, 2017. – 460 с. 56. Пасечник Л. Тревожный ребенок / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2007. - N 10. – С. 64-71. 57. Петровский, А. В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – Москва : Академия, 2015. – 410 с. 58. Пономарев Р. И. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у детей семи-восьми лет / Р.И. Пономарев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 126–130. 59. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. Санкт-Петербург : Речь. – 2016. –320с. 60. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – Санкт-Петербург: «Прайм-Еврознак», 2010. – 381 с. 61. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие / Е.Н. Рогов. – Москва : Юрайт, 2015. – 412 с. 62. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 713 с. 63. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 224с. 64. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. –N 6 (17). 65. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства / Д. И. Фельдштейн. – Москва: Знание, 2002. – 90 с. 66. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Москва : АСТ. – 2016. – 544с. 67. Ханин, Ю. Стресс и тревога в спорте / Ю. Ханин. Москва: Физкультура и спорт. – 2013. – 288с. 68. Чамата, П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П.Р. Чамата // – Москва : 2015. – 244с. 69. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник / И.В. Шаповаленко. – Москва : Юрайт. – 2012. – 230c. 70. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Москва : Университетская книга. – 2006. – 86с. 71. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва : Владос. – 2015. – 360с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1.1. Понятие тревожности в психологической литературе На сегодняшний день среди актуальных проблем, связанных с жизнедеятельностью человека, выделяются проблемы психического состояния. Из всех психических состояний больше всего внимания вызывает состояние «тревожность» или «тревога». Тревожные расстройства – это распространенное явление в современном обществе. Тяжело встретить человека, который никогда бы не испытывал чувств тревоги, или тревожности. В английском языке эти слова обозначается термином «anxiety». Тревога и тревожность в русском языке – это совершенно разные слова и понятия, и поэтому их нужно различать. «Тревога – является проявлением беспокойства, волнения ребенка, тревожность - это устойчивое состояние» [10]. Тревога, ужас, беспокойство, паника страх – данные явления нередко встречаются психической жизни человека. Тревожность – широко распространённое явление, которое встречается даже у здоровых людей, а также сопутствует клинический симптоматике у больных психосоматическими, нервно-психическими нарушениями [64]. В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [62]. Тревожность относится к проявлению эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства отражают реальную действительность через форму переживаний. Эмоциональную сферу человека в совокупности образуют переживания различных форм чувств (эмоций, настроений, стрессов и др).[22].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 56 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg