Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

maxreb04 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Таким образом, мы пришли к выводу, что: Компоненты читательской компетентности в дошкольном возрасте: 1) культуру общения ребёнка с книгой (наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, сформированные умения наблюдать, исследовать книгу, выбирать интересующую книгу); 2) восприятие прочитанного (эмоциональная реакция на прочитанное, включение воображения в процессе чтения, эстетическое восприятие художественного текста, умение находить в прочитанном ценностные и познавательные смыслы);
Введение

Развитие детей педагогическим приемом знакомства и изучения детской художественной литературой, достаточно давно известный метод. Но на сегодняшний день стандарты в детских организациях меняются довольно интенсивно, что дает новые пути развития для каждого пдагогического приема, в том числе и работа с детской литературой. Ясно, что непрерывность и тесная взаимосвязь всех уровней образования предполагает целостное развитие ребенка с ЗПР, что дает ему нравственное развитие и знакомство с классической литературой, что становится актуальным в этом возрасте. Работа ребенка с ЗПР старшего дошкольного возраста с книгой направлена на то, что наиболее полезно для ребенка в будущей школе - развитие способности непосредственно воспринимать слово слова, умение анализировать прочитанное, опираясь на эстетические критерии. При правильной организации образовательного пространства и процесса можно сказать, что начальная школа будет опираться на достижения ребенка с ЗПР в дошкольном образовании. Знакомство и развитие интереса ребенка с задержкой психического развития к книге должно происходить путем введения ребенка в мир художественной литературы и показа важности словесного искусства для мира вокруг него наглядно, благодаря которому мир проявляет себя во всей своей многогранности. Раскрытие произведения художественного литературного искусства происходит на основе его существенного аспекта, ставки на отношение автора к окружающим реалиям, ценностной ориентации и моральных проблем, которые заложены в самом произведении. В результате развитие специфических навыков у детей становится логичным: они эмоционально реагируют на прочитанное (особенно сопереживают герою произведения); восстановить в памяти образы (героев, события, ситуации) и усложнение услышанного или увиденного; способность понимать суть прочитанного, развивает желание мыслить в художественных образах Сегодня нам нужно спросить о «кризисе чтения», когда время чтения активно сокращается, а также о падении престижа чтения в целом, говорит Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению - это вопрос воспитательной чести», что сегодня важнее, чем когда-либо прежде, поскольку чтение стало основой для развития культурного человека и передачи опыта поколений в культуре. Эти навыки отражены в следующих принципах. Руководящие принципы «Когнитивное развитие», «Развитие речи», «Искусство и эстетическое развитие», которые выделены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования для детей с особыми потребностями, где чтение раскрывается в следующих областях: мотивация сопереживать с персонажами в произведения искусства; проведение бесплатных творческих занятий для детей дошкольного возраста; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы [1]. Ребенок открывает ценности опыта, знаний и трансформации себя и окружающего его мира не только в реальном, но и в вымышленном мире. Художественная литература дает ребенку с умственной отсталостью возможность «открыть в своей памяти» то, что он не видел и что он не мог видеть. Времена и страны оживают прямо на страницах книг, людей и стран, жизни и культуры, которые вместе с опытом поколений приносят эмоциональный опыт. В дошкольной психологии существует эмоциональная сфера обучения ребенка особому месту. Эмоциональное наполнение жизни, обобщение эмоций и интеллектуализация эмоций - задачи дошкольного образования, решение которых включает в себя особые требования к его содержанию, где развитие интереса является наиболее важным или. В книге, включая чтение, интерес к чтению рассматривается как осознанность и избирательность в выборе типов и жанров литературы. Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с объёмом чтения (М.М. Алексеева, А.Г. Асмолов, Е.Д. Божович, Е.Л. Гончарова, В.И. Яшина и др.). Чтение служит средством выстраивания личности, раскрытия высшего потенциала человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования читательская компетентность выступает как основа социально коммуникативного, познавательного, речевого и художественно эстетического развития. Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста понимается определённый уровень развития читательской деятельности, включающей в себя: культуру общения ребёнка с книгой (наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, сформированные умения наблюдать, исследовать книгу, выбирать интересующую книгу); восприятие прочитанного (эмоциональная реакция на прочитанное, включение воображения в процессе чтения, эстетическое восприятие художественного текста, умение находить в прочитанном ценностные и познавательные смыслы); наличие теоретико-литературных знаний соответствующих возрасту ребенка (Т.Г. Галактионова, Т.С. Жукова, Н.Н. Сметанникова, В.П. Чудинова и др.). Дети с задержкой психического развития имеют трудности в овладении смыслами и причинно-следственными закономерностями, закодированными в культуре общества, вследствие наличия инфантилизма как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сфере, что существенно осложняет процесс их социализации. С позиции культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский), художественное произведение в образовании детей дошкольного возраста может выступать как инструмент трансляции смыслов и формирования чтения как особого вида деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Лобок и др.). Эти представления обуславливают культурное назначение чтения, и объясняют наличие развивающего потенциала читательской деятельности в онтогенезе психологической системы ребенка, в том числе и с задержкой психического развития. В исследовании ставится задача поиска и теоретического обоснования педагогический условий, реализующих главное назначение чтения как инструмента трансляции культурных смыслов, организация которых, будет благоприятствовать формированию основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В исследовательской работе определены и теоретически обоснованы требования к организации процесса формирования способности детей данной категории превращать содержание, заключенное автором в тексте, в свой личный опыт, что способствует их развитию. Объект исследования: процесс формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: совокупность педагогических условий формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цель и задачи исследования Цель: теоретическое обоснование педагогических условий формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Теоретически обосновать педагогические условия формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 2. Выявить и описать недостатки и особенности процесса формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3. Разработать практические рекомендации для субъектов коррекционно-педагогического процесса по реализации теоретически обоснованных педагогических условий формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методы исследования Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики: 1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных экспериментальных данных; 2) эмпирические методы: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент. Основные результаты исследования: во-первых, изучены особенности развития формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; во-вторых, разработаны педагогические условия формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; в-третьих, разработаны практические рекомендации для субъектов коррекционно-педагогического процесса по реализации теоретически обоснованных педагогических условий формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Общая характеристика понятия «читательской компетенции»………… 8 1.2. Особенности читательского развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….11 1.3. Особенности формирования читательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….22 1.4. Анализ процесса формирования читательской деятельности в образовательном процессе ДОО в том числе в группах для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….25 1.5. Педагогические условия развития основ читательской компетентности у дошкольников с ЗПР…………………………………………………………….37 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 2.1. Процедура и методы оценки условий формирования читательской деятельности в образовательном процессе ДОО в группах для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………48 2.2. Рекомендации по созданию педагогические условий формирования основ читательской компетентности у дошкольников с ЗПР……………………….65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..84 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….88 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….94
Список литературы

Книга одного автора: 1. Алексеевская, А.Т. Формирование читательского интереса у дошкольников [Текст] / А.Т. Алексеевская. – М. : «Академия», 2008. – 18 с. 2. Гриценко З.А. Детская литература и методика приобщения к чтению. М.: Изд. Центр «Академия, 2012. 320 c. 3. Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. М: Киев, 2011. С. 195-232. 4. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. Изд-во Питер, 2014. С. 175-194. 5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. 992 с. 6. Крахтохвилл М.В. Жизнь Я.М. Коменского. М.: Прогресс, 2011. 147 с. 7. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в ясном // Синтаксис текста. М.: АН СССР, 1979. С. 49-67. 8. Кубасова О.В. Влияние приема драматизации на развитие речи младших школьников // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М.: Академия, 2015. 210 с. 9. Кубасова О.В. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. // Русский язык в начальных классах: Сб. метод. задач. изд-во Харьков, 2011. 84 с. 10. Леонтьев А.Н Язык, речь, речевая деятельность М.: Просвещение, 1996. 214 с. 11. Липина О.И., Оморокова М.И. Работа над развитием речи учащихся. М.: Просвещение, 2011. С. 146-165. 12. Лурия А.Р. Язык и сознание. Изд-во Моск.ун-та ISBN, 2014. 320 с. 13. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников // Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1985 176 с. 14. Львов М.Р. Федоренко Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе. 1971. № 2. С. 12-17. 15. Львова М.Е. Обучение шестилетних первоклассников устному рассказу // Школа с началом обучения в шесть лет. М.: Просвещение, 1976. С.37-46. 16. Петрова Ю.Н., Писаревский П.С. Проблемы эстетического развития личности школьника. М.: Педагогика, 1987. 110 с. 17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: просвещение, 2016. 659 с. 18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Изд-во Римис, 2008. 250 с. 19. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Лабиринт, 2011. 168 с. 20. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. В.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2011. 218 с 21. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Изд-во Прогресс, 1978. 192 с. Периодические издания: 22. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и общения дошкольников. М.: Академия, 1999. 57 с 23. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Красанд, 2010. 285 с. 24. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астель: Люкс, 2012. 671 с. 25. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 57-62. 26. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 2013. 226 с. 27. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 80 с. 28. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учеб. для студ. учреждений ВПО / З.А. Гриценко. 4-е изд., перераб, и доп. М.: Академия, 2012. 347 с. 29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по требованию, 2013. 301 с. 30. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. 256 с. 31. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Академия, 2014. 292 с. Статьи и монографии: 32. Асеева Ирина Ивановна. Стихи-болтушки, которые помогут малышу заговорить. ... Питание детей. Автор: Асеева Ирина Ивановна Издательство: Литера, 2012 33. Аль-Афанди Е.Н., Иванова А.С. Роль социокультурной компетенции в преподавании русского языка как иностранного // Подготовка иностранных абитуриентов в ВУЗы Российской Федерации (традиции, достижения, перспективы): материалы международной научно-методической конференции. СПб: Изд-во Полторак, 2010. С. 69-71. 34. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «Сфера», 2012. 192 с. 35. Ахтырская E.H. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов.: дисс. канд. … пед. наук: 13.00.02 / Моск. гос. пед. ун-т. Москва, 2008. 193 с. 36. Бабунова Е.С. Особенности познавательно-речевого развития дошкольников в методическом комплексе «Наш дом – Южный Урал» // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 14-20. 37. Вольская Л.А. Из опыта работы на уроках по литературному чтению // Русский язык и русская литература в XXI веке: развитие, изучение, обучение: матер, докладов и сообщений XVII междунар. Науч.-метод. конф. СПб: ФГБОУВПО (СПГУТД), 2013. 379 с. 38. Зубенко Н.Ю. Личностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций личности // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 4. С. 147-148. 39. Кашкаров А.П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению. Издательство: LAP LAMBERTM Academic Publishing. 2016. 60 с. 40. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Дисс. ... канд. пед. наук; 13.02.00. М., 1995 222 с. 41. Купалова А.Ю. О едином курсе русского языка на коммуникативно- деятельностной основе // Начальная школа. 1988. № 10. С.12 - 27. 42. Мухаметова О.В. Проблема формирования устойчивого познавательного интереса старших дошкольников на занятиях по литературному чтению // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 637-640. 43. Санникова Л.Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 38-41 44. Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 24. С. 171-176. 45. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2013. № 6. С. 14-24. 46. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека. 2011. № 6. С. 14-18. 47. Томилова С.Д., Дрокина О.В. Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе литературного развития дошкольников // Филологическое образование в период детства. 2015. № 22. С. 156-159. 48. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно- ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук.; 13.00.02. М., 2012. 17 с. 49. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: дисс. канд. пед. наук; 13.00.02. М., 2011. 204 с. 50. Хомский Н. Язык и мышление. М.: изд-во Московского университета, 2008. 172 с. 51. Эстетическое воспитание в детском саду /тПод ред. М.Г. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1995. 210 сАйзерман, А.С. Опыт писателя и опыт читателя [Текст] / А.С. Азйзерман // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 23-27. 52. Шахнарович A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки. 1998. №1. С. 56-64. 53. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: дисс. докт. … пед. наук; 13.00.02. М., 2010. 409 с. Учебные пособия: 54. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И. Тюпа. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с. 55. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр, и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002. 256 с. 56. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : «Академия», 2012. – 300 с. 57. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2011. 464 с 58. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 176 с. 59. Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е.Федосовой. М.: Изд. «Национальное образование», 2015. 368 с. 60. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под. ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. 280 с. 61. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. М.: Академия, 2008. 224 с. 62. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. 4-е изд., испр и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 208 с. 63. Художественное творчество и ребенок: Пособие для воспитателя / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 2014. 175 с. Электронные ресурсы: 64. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://s-marshak.ru/ (дата обращения 21.06.2017).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование педагогических условий формирования основ читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 1.1. Общая характеристика понятия «читательской компетенции» Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста понимается определённый уровень развития читательской деятельности, включающей в себя: культуру общения ребёнка с книгой (наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношение к книге, сформированные умения наблюдать, исследовать книгу, выбирать интересующую книгу); восприятие прочитанного (эмоциональная реакция на прочитанное, включение воображения в процессе чтения, эстетическое восприятие художественного текста, умение находить в прочитанном ценностные и познавательные смыслы); наличие теоретико-литературных знаний соответствующих возрасту ребенка (Т.Г. Галактионова, Т.С. Жукова, Н.Н. Сметанникова, В.П. Чудинова и др.). Развитие интереса к чтению, использование возможностей развития в литературе следует интерпретировать как педагогически ориентированный процесс знакомства детей с литературой, направленный на развитие любви к книгам, умение правильно и глубоко читать, что в конечном итоге приводит к развитию эстетических эмоций и нравственности. Наличие или отсутствие интереса к чтению является важным фактором в отношении ребенка к чтению книги. Любопытство как сила, которая привлекает чтение, является центральным в том факте, что когда вы тянете, вы можете растянуть всю цепочку решения проблем, называемых кризисом чтения. Будет интересно - будет прочитано. Там не будет никакого интереса - никакого чтения, независимо от того, сколько усилий педагог и родители вкладывают в детское читательское сообщество [19, с. 18].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg