Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экскурсия в образовательном дошкольном процессе в системе дополнительного образования

maxreb04 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Проведенный анализ учебных программ, методических рекомендаций и их использование убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии дошкольников. Так как экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную и воспитательную функцию.
Введение

Актуальность. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной, креативной личности, способной к преобразующей деятельности. Дополняя общую систему образования, система дополнительного образования не только помогает адаптироваться ребёнку в новом коллективе, приобрести коммуникативные навыки, социализироваться, но и сформироваться как творческой, разносторонне развитой личности, что сейчас не мало важно. В связи с этим перед педагогами сегодня стоит задача поиска новых или же трансформации старых, но по каким-то причинам утративших былую популярность, форм образовательного процесса, позволяющих достичь целей, поставленных государством. Одной из таких многофункциональных и эффективных форм работы с детьми является экскурсия, по мнению Лашковой Л.Л. [10]. Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в связи, с чем и оказались за бортом современной системы образования. Однако же отказ от них утверждает Шанц Е. А –большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет [30]. Таким образом, экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности. Научная разработанность исследуемой темы. Ещё в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. В русский язык это слово пришло в XIX веке от латинского «экскурсио», что первоначально означало «выбегание, военный набег», затем–«вылазка, поездка», согласно этимологическому словарю русского языка Цыганенкова Г. П. [22]. В течение 70 лет менялась трактовка данного понятия. Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности» [4, с.88]. Экскурсия, с одной стороны, древнейшая форма обучения, с другой - одна из наиболее активных форм обучения, воспитания и гармонизации личности путем погружения в естественную, традиционную для данной культуры среду или в иную среду, требующую освоения. На это обращали внимание такие крупные педагоги, как А.Я. Герд, Е.А. Звягинцев, B.Ф. Зуев, Д.Н. Кайгородов, Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, C.Т. Шацкий, К.П. Ягодовский и многие другие [23]. На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики пытались осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, их содержание, эффективность, но так и не пришли к единому мнению. Объект исследования: экскурсия как форма организации обучения детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности, специфика и проблемы организации экскурсии в условиях дополнительного образования дошкольников. Цель исследования: тщательный анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме использования экскурсий в современных условиях системы дополнительного образования дошкольников. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Провести теоретико-методический анализ проблемы экскурсии как одной из форм обучения детей. Функции, структура, классификации; 2. Провести теоретический анализ влияния экскурсий на развитие детей дошкольного возраста; 3. Провести мониторинг возможностей экскурсий как формы обучения детей дошкольного возраста на примере существующих программ дополнительного образования; 4. Разработать практические рекомендации для воспитателей к использованию экскурсий как эффективного способа развития дошкольников. Гипотеза исследования: осознание актуальности и значимости экскурсий как формы организации обучения детей дошкольного возраста позволит нам повысить уровень эффективности реализации дополнительного образования на базе дошкольного учреждения. К сожалению, в современных образовательных учреждениях экскурсией пренебрегают и было бы полезно если бы такая форма обучения- яркая, многоцелевая, комплексная, способная захватить, заворожить современных детей с ослабленной концентрацией внимания- была бы в арсенале каждого педагога. Методологическая основа исследования: изучение теоретической базы экскурсионной деятельности: задачи, классификации, функции и прочее, в учебнике и пособии Емельянова Б. В., Савиной Н. В.; теоретическое изучение практики экскурсионной деятельности в труде Хуусконена Н. М. и Глушанок Т. М.; изучение рекомендаций использования экскурсий в учебно-методическом пособии Потаевой Г.Р. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, дух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЭКСКУРСИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............................. 777777 1.1. Теоретико-методический анализ проблемы экскурсии как одной из форм обучения детей: функции, структура, классификации........................... 777777 1.2. Теоретический анализ влияния экскурсий на развитие детей дошкольного возраста.......................................................................................... 111141 Выводы по главе 1................................................................................................ 19 ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСКИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....................................................................... 111211 2.1. Мониторинг возможностей экскурсий как формы обучения детей дошкольного возраста на примере существующих программ дополнительного образования............................................................................ 111111211 2.2. Практические рекомендации для воспитателей к использованию экскурсий как эффективного способа развития дошкольников…………….. 111271 Выводы по главе 2................................................................................................ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 33
Список литературы

1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век) [Текст] / И. А. Алешинцев. – СПб.: Изд. О. Богдановой, 1912. – 346 с. 2. Анциферов Н. П. Город как объект экскурсионного изучения [Текст]/ Н.П. Анциферов // Краеведение.- 1926.- №2.- С. 167-181. 3. Баранов А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник [Текст] / А. С.Баранов, И. А. Бисько. – М.: Инфра-М, 2012. – 384 с. 4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика.- 1986. — 224 с. 5. Дайлидене В.С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей [Текст] / В.С. Дайлидене // дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Оренбург.-2004.–171с. 6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело [Текст] / Г.П. Долженко– М.: ИКЦ «МарТ».-2005. – 272 с. 7. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник [Текст] / Б. В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2008. - 216 с. 8. Каиров И. А. Педагогический словарь: в 2 т. [Текст] / редкол. И. А. Каиров (гл. ред.) и др.-М.: Изд-во АПН.-1960.-Т. 2. 9. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.- 2 изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия».-2008.-496 с. 10. Лашкова Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова //Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. –2013.–№ 5 (42).–С. 265–267. 11. Магсумов Т. А. Образовательные экскурсии в средней профессиональной школе дореволюционной России [Текст] / Магсумов Т. А. // Былые годы. – 2013. – № 1. – С. 52–60. 12. Микляева Н. В. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие [Текст] / Под ред. Н. В. Микляевой.-М.: ТЦ Сфера.-2012.– 128 с. 13. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет: учебно-методическое пособие [Текст] / Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с. 14. Потаева Г.Р. Экскурсоведение: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Р. Потаева, Т.А. Федорцова.– Мн.: БГУ.-2002. – 17 с. 15. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии [Текст] / Б. Е. Райков, М. Н. Римский-Корсаков. – 7-е изд. – М. : Топикал.-1994. – 639 с. 16. Савина Н. В. Экскурсоведение : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специализации "Экономика и управление туризмом" [Текст] / Н. В. Савина. - Минск : БГЭУ, 2009. - 255 с. 17. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия».- 2002. - 576 с. 18. Солнцева О. В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом : учебно-методическое пособие [Текст] / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева. — СПб.: Речь, 2013 —208 с. 19. Смирнова А.Г. Феномен школьной экскурсии в отечественной историографии первой трети XX в. [Текст] / Смирнова А.Г.//Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сб. науч.-метод. статей.-М.: МИОО.-2006.-Вып. 1: Экскурсионное краеведение.-С. 42-69. 20. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. 21. Хуусконен Н. М. Практика экскурсионной деятельности [Текст] / Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок - СПб.: Изд. фонд «Герда».-2008. - 208 с. 22. Цыганенков Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов [Текст] / Г. П. Цыганенков. - К. : Радянська школа.- 2007.- 511 с. 23. Ягодовская И. В. История становления и развития экскурсионного метода в российском образовании [Текст] / И. В. Ягодовская//дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2007. - 150 с. Дополнительная литература: 24. Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/41/4978/ (дата обращения: 01.06.2020). 25. Ожегов С. И. Толковый словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F (дата обращения 10.05.2020г.) 26. Организация экскурсий для дошкольников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.resobr.ru/article/63421-qqq-19-m1-organizatsiya-ekskursiy-dlya-doshkolnikov (дата обращения: 05.05.2020) 27. Паневина М.А. Особенности экскурсионной деятельности для развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-ekskursionnoy-deyatelnosti-dlya-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2539096.html (дата обращения: 14.06.2020) 28. Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27760/ (дата обращения: 12.05.2020) 29. Устав народных училищ в Российской империи [Электронный ресурс] / Библиотека по педагогике/ Режим доступа: http://www.pedagogic.ru (дата обращения: 05.06.2020). 30. Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm (дата обращения 17.05.2020г.). 31. Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76560.htm (дата обращения 17.05.2020г.).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЭКСКУРСИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Теоретико-методический анализ проблемы экскурсии как одной из форм обучения детей: функции, структура, классификации Анализ научной литературы показал, что многие ученные считают, что дополнительное образование детей является особым личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию познавательной деятельности как интегративного качества личности (А.Г. Асмолов, T.H. Буйлова, М.Б. Коваль и др.), и дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всей ее многогранности (JI.A. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.). В Федеральном законе «О дополнительном образовании» используется формулировка «общее дополнительное образование». Основываясь на ее содержании (общее дополнительное образование–дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний –ст. 1), можно уверенно включить экскурсию в перечень форм общего дополнительного образования дошкольников [20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
384 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg