Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

maxreb04 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Сегодня, мы можем наблюдать изменения базовых характеристик культурной памяти. Это обусловлено происходящими процессами глобализации. Все человечество интегрировано в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и других связей, взаимодействий и отношений. Глобализация культуры основана на унификации, стирании самобытных характеристик и интеграции в формирующуюся универсальную культурную сферу человека. Вследствие чего, появляется угроза забвения традиций, исторических и национальных особенностей народов и этнических групп, в связи с этим вопрос о сохранении культурной памяти становится наиболее актуальным.
Введение

Актуальность темы исследования Динамика культурной среды определила значительные изменения в современном обществе. В последние десятилетия глобальный мир существенно изменил базовые характеристики существования культурной памяти и вывел ее из мира традиций. «Глобальная деревня» М. Мак-Люэна сегодня становится реальностью, вследствие чего, проблема сохранения и развития культурной памяти как сферы бытия, создающей ценностно-смысловой мир общества, вступила в новую фазу теоретического дискурса. Это связано с быстрым и необратимым процессом экспансии во всех сферах культурной деятельности. Вместе с тем, нынешняя «глобальная ситуация» является уникальной, но не только своим масштабом, а, главным образом, своим основным содержанием. Глобализация как основная характеристика и одна из ведущих тенденций роста современных мировых процессов взаимообусловленности и взаимозависимости объектов и явлений, которые носят объективный, динамический и ускоряющий характер, приводит к двум взаимосвязанным процессам. С одной стороны, идеи, образ жизни, ценности разных культур, наций интегрированы, универсализированы, а с другой стороны, прослеживается прямо противоположный процесс, ведущий к дифференциации, многогранной фрагментации социокультурного пространства разных стран. В современном мире происходит трансформация содержания культурной памяти также и из-за расширения объема информационных потоков. Изменения, вызванные информационной революцией и процессами глобализации, меняют содержание и формы передачи культурной памяти, вследствие чего, актуализируется проблема сохранения культурного наследия всех наций и этнических групп как их важнейшего вклада в общее развитие человека. Проблема сохранения культурной памяти становится все более явной в сознании общества. Необходимость исследования данной темы, также объясняется тем фактом, что в отличие от исторической или социальной памяти, которая может разъединить общество, культурная память объединяет. Я. Ассманн отмечал, что культурная память носит реконструктивный характер. Знания о прошлом имеют ценность, когда они связаны с идеей актуальности данной информации для групп в конкретный момент. Культурная память напрямую связана с социальными группами, для которых она служит источником самоидентификации, усиливает в них чувство единства и самобытности. Актуальность данного исследования заключается в том, что в рассматриваемом явлении, внимание сосредотачивается не только на культурной памяти нации, но и на связи символического потенциала культурной памяти с конкуренцией территорий за узнаваемость, своеобразность, известность в условиях глобального мира. Что позволяет рассматривать культурную память как динамичный социально-культурный конструкт, который необходимо проектировать. Попыткой такого проектирования может стать разработанный нами проект дискуссионного клуба. История изучения Заинтересованность феноменом «памяти» можно проследить, начиная с античной философии, где он представлен явлением индивидуального сознания, который расположен в голове индивида и представляет собой некий статический архив информации. Эта идея сохранялась до XIX века. С начала ХХ века появилось новое понимание памяти как динамической системы, которая работает не только внутри субъекта. Концепция, связанная с новой интерпретацией феномена памяти, отражены в работах М. Хальбвакса. Он рассматривал память как социокультурным явлением. Неоспоримым вкладом этого автора является перенос акцента исследований памяти на социальный уровень. В 20?30 гг. XX века в отечественной психологии Л.С. Выготский выделял понятие «культурной памяти», формулируя социальную концепцию памяти. Наряду с социальным ракурсом исследования появляются также работы, которые продолжают исследовать память, но прежде всего в культурологическом аспекте, выдвигая собственные концепции. Благодаря работам П. Нора, Ю.М. Лотмана , М. Мак-Люэна, человечество смогло проникнуть в глубокие слои памяти как феномен культурной реальности. Память становится объектом исследований не только психологической области, но и приобретает способность интерпретировать прошлое с разных позиций в культуре, истории, философии и т.д. В конце XX -го века термин «культурная память» был подробно описан немецким египтологом Яном Ассманом, который развивал теорию коллективной памяти Мориса Хальбвакса в своей работе «Культурная память». Исследование памяти как культурного феномена содержится в блоке работ, в котором дается развернутый анализ подходов. В современной исследовательской традиции используются различные понятия памяти, например: коллективная, общественная, историческая, социальная, культурная, индивидуальная, и т.д. В своих работах, ряд исследователей предприняли попытки упорядочить данные понятия и провести сравнительный анализ: К. Данцигер , А. Васильев и др. Существует круг работ, посвящён исследованиям памяти как отражению роковых, в большей степени трагических событий, а также частным вопросам культурной памяти, к таковым исследованиям относятся и труды А. Ассман. Последняя тенденция предлагает современное видение роли культурной памяти в контексте глобализации. Речь идет о работах, которые обычно предсказывают вымирание культурной памяти в связи с глобализацией общества и активным погружением в виртуальное пространство. К авторам в данном направлении относится Л.П. Репина, которая рассматривается проблема трансформации культуры. Предмет исследования – культурная память в условиях глобализации. Географические и хронологические рамки. В работе анализируется временной отрезок с конца 90-х годов ХХ века до настоящего времени. Выбор временных рамок обусловлен мировыми тенденциями, наблюдаемыми в последние тридцать лет. Географические рамки. Поскольку рассматриваемые в работе тенденции являются глобальными, логика дипломного исследования требует от нас дедуктивного принципа построения анализа: рассмотрев общемировые процессы глобализации, мы попытались выявить проблемы сохранения культурной памяти для г. Кургана. Кризис самоидентификации и самовосприятия, который переживают сегодня жители г. Кургана, делает этот анализ особенно важным. Цель работы – исследование проблемы сохранения культурной памяти в условиях глобализации. Задачи исследования: 1) проанализировать глобализацию как историко-культурное явление; 2) раскрыть специфику феномена культурной памяти; 3) выявить способы актуализации культурной памяти в регионе. Методологическая база исследования 1) феноменологический метод, который позволил осмыслить культурную память как специфический феномен, затрагивающий внутренние переживания человека, которые способствуют формированию процессов самоидентификации; 2) эмпирический метод был использован при изучении процесса глобализации современного периода, и его влияние на изменение культурной памяти. 3) системный метод позволил показать процесс изменения культурной памяти, как неотъемлемой части культуры, проявляющей себя в разной вариации. 4) функциональный метод, определяющий значение символических ресурсов для создания образа локальной территории. Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут найти практическое применение при изучении феномена культурной памяти, для разработки и воплощения реального многообразия культурных практик памяти. Результаты дипломной работы могут применяться при чтении лекций и специальных курсов, затрагивающих проблематику культурной памяти и глобализации в разных социально-гуманитарных дисциплинах (философии культуры, этики, философской антропологии, культурологии, истории и др.) Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...………5 1. Глобализация как историко-культурное явление…………………….……..10 2. Феномен культурной памяти…………………………………………………25 3. Проблемы актуализации культурной памяти в регионе……………………35 Заключение……………………………………………………………..………...52 Список литературы…………………………………………………………..…..55
Список литературы

1) Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. / Пер. с нем. – М.: Н.Л.О., 2014. – 328 с. 2) Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 232 с. 3) Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с. 4) Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. – 188 с. 5) Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с. 6) Бергер П. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. Пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2004.— 379 с. 7) Васильев А.Г. Воплощенная память: коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюркгейма / А.Г. Васильев // Социологическое обозрение. – 2014. Т. 13. – № 2. – С. 141-167. 8) Васильева А.М. Забытый курган. – Курган: Зауралье, 1997 . – 359 с. 9) Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН, 1960. – 500 с. 10) Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. — 120 с. 11) Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51. 12) Добреньков В.И. Правда о глобализации. – М.:Б.И., 2004. – 266 с. 13) Ковалёв А. М. Глобализация как социальный феномен // Глобализация: синергетический подход. – М.: РАГС, 2002. – 263 с. 14) Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т.: Т. 1. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александрия, 1992. – 472 с. 15) Лэндри Ч. Креативный город. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика –XXI», 2006. – 399 с. 16) Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. – Киев: ИД «Ника-Центр», 2003. – 206 с. 17) Малиновский П.В. Глобализация 90-х годов: время выбора. // Глобализация: контуры XXI. Ч. 1. – М.: ИНИОН, – 2002. – С. 5-49. 18) Мальковская И.А. Межкультурная коммуникация // Глобалистика: энциклопедия. – М.: Радуга, 2003. – 579 с. 19) Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации. / В.М.Межуев // Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, РИК 2005. – 317с. 20) Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. // Франция — память. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. – 328 с. 21) Понарин А.С. Искушение глобализмом. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 126 с. 22) Пиксанов Н.К. Областные культурные гнёзда: историко-краеведческий семинар / Н.К. Пиксанов. – М.;Л.: Госиздат Красный пролетарий, 1928. – 148 с. 23) Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 23 с. 24) Савельева И.М. Перекрёстки памяти // Патрик Х. Хаттон. История как искусство памяти. / Патрик Х. Хаттон; Пер. с англ. В. Ю. Быстрова. – СПб. : Владимир Даль : Фонд Ун-т, 2003. – 423 с. 25) Степугина Т. В. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога./ Российская академия наук. Научный совет по истории мировой культуры. / Сост. Т. В. Степугина. – М.: Наука, 1996. – 286 с. 26) Согомонов А. Ю. Глокальность: очерк социологии пространственного воображения // Глобализация и постсоветское общество. / Серия: Аспекты / Под ред. С.Е. Кухтерина, А.Ю. Согомонова. – М.: Стови, –2001. – С. 60-79. 27) Тишунина Н.В. Современные глобализационные процессы: вызов, рефлексии, стратегии // Глобализация и культура: аналитический подход. / Сборник научных материалов. – СПб: Янус, – 2003. – С. 5-24. 28) Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М.: Логос, 2001. – 171 с. 29) Федотова Н.Г. Символический капитал места: понятие, особенности накопления, методики исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. –2018. – № 29. – С. 141-155. 30) Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. – М.: Новое издательство, 2007. — 348 с. 31) Danziger K. Marking the Mind: a history of memory / K. Danziger. –Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 305 p. 32) Waters M. Globalization. – L., 1995. – 268 p. Ресурсы сети интернет 33) Ассман Я. Глобализация, универсализм и эрозия культурной памяти. [электронный ресурс]: https://istorex.ru/page/assman_ya_globalizatsiya_universalizm_i_eroziya_kulturnoy_pamyati (дата обращения: 19.03.2020) 34) Васильева Т., Записки курганского музейщика: Балкашины в истории России. [электронный ресурс]: http://tatiana-vasileva.blogspot.com/2016/06/blog-post_28.html (дата обращения: 24.04.2020). 35) Выдающиеся люди Зауралья. [электронный ресурс]: http://biblioteka-petuhovo.ru/page00/kurganskaya-oblast/vydayuschiesya-lyudi-zauralya (дата обращения: 25.04.2020). 36) Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. Проблема глобализации современной культуры. [электронный ресурс]: https://moluch.ru/archive/89/17984/ (дата обращения: 03.04.2020). 37) Исмаилов А. Ю. Культура исторической памяти: основание дефиниции [электронный ресурс]: http://elibrary.ru/item.asp?id=22407525 (дата обращения: 10.04.2020). 38) Корнеева А.Ю. Архетипы культурной памяти [электронный ресурс]: http://research-journal.org/philosophy/arxetipy-kulturnoj-pamyati/ (дата обращения: 08.02.2020). 39) Кожевников Н.Н., Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты. [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/glokalizatsiya-kontseptsii-harakternye-cherty-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 03.04.2020). 40) Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб, [электронный ресурс]: http://www.endic.ru/kuzhecov/Globalizacija-656.html (дата обращения: 06.03.2020) 41) Моини А. М. Глобализация как момент новой цивилизации. Культура в век глобализации: вызовы и возможности. [электронный ресурс]: https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/5276 (дата обращения: 01.04.2020). 42) Мосалев Б.Г., Авакова О.В. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-usloviyah-globalizatsii ( дата обращения 06.04. 2020) 43) Объекты культурного наследия Курганской области | Официальный сайт Шадринского движения «За культурное возрождение». [электронный ресурс]: http://shadr-kultura.ru/obektyi-kulturnogo-naslediya-kurganskoy-oblasti/ (дата обращения: 23.04.2020). 44) Переферия. Параллельная реальность на плоскости российской провинции. [электронный ресурс]: http://www.russianpoems.ru/i1.htm (дата обращения: 21.04.2020). 45) Соколова М.В. Что такое историческая память [электронный ресурс]: http://pish.ru/blog/archives/142 (дата обращения: 07.02.2020). 46) Шестаков В. П. Память как реальность исторического времени [электронный ресурс]: http://www.culturalresearch.ru/archives/79-cultmem (дата обращения: 08.02.2020).
Отрывок из работы

1. Глобализация культуры как историко-культурное явление Взаимное проникновение культур всегда было одним из важных факторов развития государств. Степень внешнего влияния возросла вместе с техническими, экономическими, культурными и идеологическими возможностями цивилизации. XXI век – это период перемен, которому можно дать характеристику как периоду глобализации. Причиной этого явления стало тесное сотрудничество стран, государств и наций. Они перестали развиваться изолированно и индивидуально. События, которое произошли в определенной стране, в короткий срок станут известны во всем мире. Одной из причин этому стало быстрое развитие коммуникационных средств. Обратимся к понятию «глобализация». Глобализация – это широко распространённое влияния какого-либо процесса или явления, выходящего за пределы границ какой-либо страны или за пределы какого-либо вида деятельности, глобализации культуры (процесс сближения национальных культур на основе общечеловеческих ценностей) . Глобализация – термин, обозначающий изменения всех аспектов жизни общества под влиянием мировой тенденции взаимозависимости и открытости.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Культурология, 53 страницы
1325 руб.
Дипломная работа, Культурология, 77 страниц
1925 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg