Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

maxreb04 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 120 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.10.2021
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед учителями начальной школы в качестве одной из значимых задач формирования у детей младшего возраста художественно-конструкторских навыков.
Введение

Одним из направлений преобразований в начальном образовании является повышение качества художественного образования и эстетического воспитания обучающихся, развитие их творческого потенциала и формирования социально активной личности. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» образование ставит перед педагогами и школой следующие задачи: «воспитание разносторонней, творчески активной личности учащегося с высокими нравственными устоями». Здесь ставится акцент на необходимость воспитания личности, способной к самостоятельной продуктивной деятельности, обладающей необходимыми знаниями, умениями и навыками. Передача их является ключевым фактором, как для становления личности школьника, так и для дальнейшего развития общества. С другой стороны, именно знания, умения и навыки выступают критерием качества самого образования, при этом они становятся основополагающим фактором, обеспечивающим динамику развития в целом. (Концепция развития образования РФ до 2020 г. Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) В ФГОС НОО одним из планируемых результатов предмета изобразительного искусства является: «овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании)». Что свидетельствует о том, что учащийся должен в полном объеме освоить навыки различных видов художественной деятельности. [1] В Концепции духовно-нравственного развития отмечается, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и развития творческого гражданина России», что в очередной раз доказывает важность и актуальность развития творческих способностей учащегося. В условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика начальной школы к успешному решению, как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого (креативного) потенциала у младших школьников. В этих целях рассматривалась предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей, творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей (О.В. Давыдова); развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (А.Г. Симановский) и др. Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества. Анализируются механизмы творческой деятельности (Т.В. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарёв, A.M. Матюшкин, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, Е.А. Яковлева и др.). Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Г.С. Альтшулера, В.Н.Дружинина. Решение задачи развития творческих способностей требует, чтобы каждый учебный предмет реализовывал свой потенциал в этом направлении, в том числе и урок «Изобразительное искусство» в начальной школе. Учёные и практики отмечают, что процесс обучения изобразительному искусству часто реализуется как малопродуктивная деятельность. В трудовой подготовке учащихся превалируют формы исполнительской деятельности, в результате чего у младших школьников недостаточно формируются навыки креативности. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных подробной разработке вопросов психолого-педагогической составляющей обучения младших школьников, теоретические и практические вопросы реализации продуктивного подхода в условиях начального образования решены недостаточно. Художественное конструирование предполагает применение приемов, принципов и операций творческого процесса, направленных на активизацию эмоционального отношения учащихся к средствам художественно-конструктивного выражения, позволяющих реализовать развитие творческих способностей младших школьников. Развивающее значение художественно-конструктивной деятельности отмечено в работах в области психологии искусства, трудового обучения и художественного воспитания (А.В. Бакушинский, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, В.В. Юсова и др.). Изучались педагогически целесообразные условия эстетического воспитания школьников-подростков средствами дизайна (Н.В. Недумова); представлены научно-методическое обоснование системы обучения школьников дизайну на базе черчения (Г.М. Салтыкова); система формирования профессионально-конструктивных умений у будущих специалистов (Н.Д. Калинина). Данные навыки по своей сути интегративны - в них напрямую осуществляется связь теории с практикой, развивается воображение, мышление, память, ощущение, восприятие, эмоциональные качества личности. Средством для развития навыков художественного конструирования нами было выбрано дизайн-проектирование. Дизайн-проекты имеют большой потенциал в рамках развития у обучающихся навыков художественного конструирования, фантазии и воображения Автором А. И. Зимина отмечено, что: «в научных исследованиях ряда ученых указывается на недостаточный уровень сформированности навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста». Отсюда выявляется противоречие, заключающееся необходимостью формирования навыков художественного конструирования у обучающихся младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения по организации дизайн-проектирования на уроках по предмету «Изобразительное искусству» как средство формирования данного умения. Необходимость разрешения этого противоречия определила проблему исследования: «Какова методика организации дизайн-проекта на уроках «Изобразительное искусство» как средство формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста?» Вопрос формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста посредством дизайн-проектирования на уроках «Изобразительного искусства» является малоисследованным и требует особого внимания. Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Формирование навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста посредством дизайн-проекта на уроках изобразительного искусства» Цель исследования: теоретическое обоснование методики организации дизайн-проектирования на уроках изобразительного искусства как средства формирования навыка художественного конструирования у детей младшего школьного возраста и разработка содержания дизайн-проекта «У вечного огня». Объект исследования: процесс формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: методика организации дизайн-проектирования на уроках изобразительного искусства как средства формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1) Выявить психолого-педагогические подходы к формированию навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста. 2) Определить потенциал предмета «изобразительное искусство» для формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста. 3) Охарактеризовать методику организации дизайн-проектирования на уроках изобразительного искусства как средство формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста. 4) Провести диагностику уровня сформированности навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста; 5) Разработать содержание дизайн-проекта «У вечного огня», как средство формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации основных понятий по теме исследования, выявления особенностей формирования художественно-конструкторских навыков, обоснования потенциала урока по предмету «Изобразительное искусство» для формирования навыков художественного конструирования. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования метода дизайн-проектирования на уроке по предмету «Изобразительное искусство» и описании содержании деятельности учителя по формированию навыков художественного конструирования, мероприятию для родителей и выступления на методическом объединении в практической деятельности учителя начальных классов. Методы исследования: • теоретические методы – станд?артов, науч?ной литератур?ы и учебно-?методическ?их комплексо?в; • эмпирические методы – анализ и обр?аботка дан?ных, получе?нных в резу?льтате исс?ледования; • описательно-аналитические мето?ды – качест?венный и количественный анализ резу?льтатов оп?ытно-иссле?довательско?й работы. Структура работы включает: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы, приложения.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретико-методические основы формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 10 1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста 10 1.2 Потенциал предмета «изобразительное искусство» для формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста 22 1.3 Методика организации дизайн-проектирования на уроках изобразительного искусства как средства формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста 33 Вывод по 1 главе 43 Глава 2. Практическое изучение методики организации дизайн-проектирования на уроках изобразительного искусства как средства формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста 48 2.1 Диагностика уровня сформированности навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста 48 2.2 Содержание дизайн-проекта «У вечного огня» на уроке изобразительного искусства как средство формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста 69 Выводы по второй главе 76 Заключение 77 Список использованной литературы 79 Приложение 1. Диагностика сформированности мотивационного компонента художественно-конструкторских навыков детей младшего школьного возраста 85 Приложение 2. Методика диагностики сформированности мотивационного компонента художественно-конструкторских навыков детей младшего школьного возраста 87 Приложение 3. Методика диагностики деятельностного компонента сформированности художественно-конструкторских навыков у детей младшего школьного возраста 89 Приложение 4. Анкета для учителя 91 Приложение 5. Методический паспорт учебного проекта 93 Приложение 6. Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» 96 Приложение 7. Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» 101 Приложение 8. Конспек выступления на методическом обьединении 106 Приложение 9. Конспект мастер-класса для родителей «Конструируем, играя» 112
Список литературы

1. Авторская программа Ашиковой С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 1, 2, 3, 4 класса /под ред. А. А. Мелик-Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: Учебная литература, Федоров, 2012. – 180 с. – Текст: непосредственный 2. Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Балашова Юлия Станиславовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2013. - 27 с.- Текст: непосредственный 3. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.:Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с. — («Gaudeamus») - ISBN 5-8291 -0471 -7 (Академический Проект) - Текст: непосредственный 4. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. - Томск, 2008. - 420 с. - ISBN 5-6071-6344-6. – Текст: непосредственный 5. Донцова, М. А. Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Донцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56816 6. Дьяченко В.Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: учебное пособие / В.Ю. Дьяченко. - Волгоград: Учитель, 2010. – 271 с. – Текст: непосредственный 7. Бабина, Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания: учебное пособие для студентов 2 – 4 курсов, магистрантов 2-го года обучения по программе «Профессиональное образование»: в 2-х частях: ч. 1 / Н.Ф. Бабина. – М.- Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 300 с. – Текст: непосредственный 8. Батраева, Е. С. Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования / Е. С. Батраева, О. С. Казайкина. // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 49-50. – Текст: непосредственный 9. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 256 с. — (Серия :Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05321-0– Текст: непосредственный 10. Боровко О. С. Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию / О. С. Боровко// Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 72-74. – Текст: непосредственный 11. Бурбушева Г. Н. Творческие проекты на уроках трудового обучения // Начальная школа плюс До и После. 2013. – № 1. – С. 16–18. — Текст: непосредственный 12. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.:Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с. — («Gaudeamus») - ISBN 5-8291 -0471 -7 (Академический Проект) - Текст: непосредственный 13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : СОЮЗ, 2011. – 245 с. – Текст: непосредственный 14. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. М. Галямова, В.В. Выгонов. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 176 с. – Текст: непосредственный 15. Громов Е. С. Природа художественного творчества: книга для учителя / Е. С. Громов. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с. – Текст: непосредственный 16. Дьяченко В.Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: учебное пособие / В.Ю. Дьяченко. - Волгоград: Учитель, 2010. – 271 с. – Текст: непосредственный 17. Емельянова О. В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста детских художественных школ средствами декоративно-прикладного искусства: художественная вышивка: дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Емельянова ; Орлов. гос. ун-т. – Орел, 2009. – 235 с. – Текст: непосредственный 18. Захарова А.В., Худобина Б.Ю., Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М.: 2010 -№1. – Текст: непосредственный 19. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2012. – 256 с. – Текст: непосредственный 20. Калякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Калякина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 176 с. – Текст: непосредственный 21. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырева. – Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. – 344с. – Текст: непосредственный 22. Конышева, Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 88с. – Текст: непосредственный 23. Кречетов Г.А. Факторы влияния внеурочной деятельности на качество успеваемости обучающихся / Г.А. Кречетов // Вестник научных конференций. – 2015. – № 2. – С. 58 – 60. – Текст: непосредственный 24. Лебедева С.Ю., Николаева И.И. Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности младших школьников / С.Ю. Лебедева, И.И. Николева // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 4 – 11 – Текст: непосредственный 25. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. – 2016. – №9. – С. 80 – 83. – Текст: непосредственный 26. Малькова М.Г. Виды и формы урочной деятельности / М.Г. Малькова // Инновационная наука. – 2015. – № 12. – С. 11 – 14 – Текст: непосредственный 27. Методы проектирования / Дж. К. Джонс ; пер.: Т. П. Бурмистровой, И. В. Фриденберга под ред.: В. Ф. Венды, В. М. Мунипова. - 2-е изд., доп. - Москва : Мир, 1986. - 326 с. – Текст: непосредственный 28. Николаева Е.И. Психология детского творчества. / Е.И. Николаева. – СПб., 2010. – 125 с. – Текст: непосредственный 29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Азъ, 1992. - 1376 с. – Текст: непосредственный 30. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы. Пособие для учителей / О. В. Островская – М.: Владос, 2012. – 284 с. – Текст: непосредственный 31. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю. Пахомова // Методист. - 2004. - №3. – С. 47. – Текст: непосредственный 32. Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005 — 112 с. – (Метод. биб-ка) – ISBN 5-89415-268-2 – Текст: непосредственный 33. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2005. – 175 с.– ISBN 5-7695-0445-5. – Текст: непосредственный 34. Пикулина Т.В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т.В. Пикулина // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 24 – 25. – Текст: непосредственный 35. Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. / Е. Постникова // Сельская школа. – 2004. - №2. – С. 20. – Текст: непосредственный 36. Развитие технологического творчества учащихся / А. В. Бычков, 21 см, М. Изд-во Ассоц. инженеров-педагогов г. Москвы, 1996 – 23 с. – Текст: непосредственный 37. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности / Е.М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 21 – 27. – текст: непосредственный 38. Салангина Н.Я. Классификация форм внеурочной деятельности / Н.Я. Салангина // Вестник Московского государственного университета 58 культуры и искусств. – 2015. – № 3. – С. 12 – 16. – Текст: непосредственный 39. Сарсембенова Г.Д., Абилхаева А.Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе / Г.Д. Сарсембенова, А.Д. Абилхаева // Молодой ученый. – 2016. – № 21. – С. 916 – 919. – Текст: непосредственный 40. Сатарова, Л. А. Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии / Л. А. Сатарова, Д. А. Демеуова. // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 838-840. – Текст: непосредственный 41. Святкина Н. А. Развитие дизайнерского мышления младших школьников в процессе работы с бумагой на уроках технологии и художественного труда в начальных классах / Н. А. Святкина, Г. В. Юдина// Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 100-103. – Текст: непосредственный 42. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2010 – 168с.- Текст: непосредственный 43. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2013. – 256 с. – Текст: непосредственный 44. Толковый словарь современного русского языка: около 100000 слов / Д. Н. Ушаков. ? М.: Альта-Принт, 2007. – 1239 c. Текст: непосредственный 45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ. 46. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012. — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ. 47. Четанова Л.А. ФГОС НОО: требования к современному уроку / Л.А. Четанова // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С.33-35 – Текст: непосредственный 48. Шадриков В.Д. Качество педагогического образования / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2012. – 200 с. – Текст: непосредственный 49. Январские педагогические чтения / Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования Респ. Крым "Крымский инженерно-пед. ун-т". - Симферополь : РИО КИПУ, 2015-. - 29 см. Вып. 5 (17) / главный редактор: Гордиенко Т. П. - 2019. - 155 с. – Текст: непосредственный 50. Новикова Н.Н. Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников на уроках технологии : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Вят. гос. гуманитар. ун-т. - Киров, 2003. - 17 с. – Текст: непосредственный
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методические основы формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию навыков художественного конструирования у детей младшего школьного возраста Насущной потребностью времени стали всестороннее, многогранное развитие личности, интеллект, нестандартность и неординарность мышления. В этих условиях педагогика ищет новые пути, формы и методы обучения, использует новые технологии, решая стоящие перед ней задачи. В соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) при получении начального общего образования в рамках предметных результатов учащийся должен овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании). [43] К обязанностям и ответственностям педагогических работников, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», относят: развитие у обучающихся познавательной активности и творческих способностей. [44] Из выше сказанного следует, что в начальном образовании выделяется целый аспект, посвященный художественно-творческим навыкам обучающихся.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg