Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Разработка культурно-познавательного тура в Тарский район Омской области

superrrya 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
В выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические основы организации культурно – познавательных туров. Проанализированы рынок спроса на культурно-познавательные туры в Тарском районе Омской области. По результатам анализа в проектной части разработан тур выходного дня в Тарский район. Общий объем пояснительной записки – 71 с., таблиц – 2, рисунков – 9, приложений – 3. Библиографический список включает 50 наименований.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время туризм способствует захватить все сферы жизни людей, в том числе экономику, культуру и социальную жизнь. Общество должно уметь отдыхать, и в этом ему помощник – туризм. Потребность в отдыхе люди находят в различных видах рекреационной деятельности. Туризм позволяет удовлетворить потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям. Понятие «культурно-познавательный туризм» в наши дни широко применяется, поскольку этот вид туристской деятельности является самым востребованным среди зарождающихся принципиально новых отраслей туризма. Омская область обладает достаточными ресурсами для привлечения большего количества туристов в регион. Одним из ресурсов Омской области является река Иртыш. А так же в Омской области существует множество легенд, которые способны привлекать туристов. Объект исследования – Тарский район Омской области. Предмет исследования – культурно-познавательного тур в Тарский район Омской области. Специфика объекта и предмета обусловили цель исследования: разработать программу культурно-познавательного тура в Тарский район Омской области Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: 1. Проанализировать особенности проектирования культурно-познавательных туров 2. Охарактеризовать туристический потенциал Тарского района Омской области. 3. Проанализировать конкурентные предложения на рынке туристских услуг в Тарском районе Омской области. 3. Выявить востребованность культурно-познавательного тура по Тарскому району Омской области у потенциальных туристов. 4. Разработать программу культурно-познавательный тура в Тарский район Омской области «Омские дали». Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, метод социологического опроса и анкетирования, метод математической статистики. Новизна исследования заключается в том, что были систематизированы понятия, касающиеся особенностей проектирования культурно-познавательных туров, проведена оценка состояния рынка туристских услуг в Тарском районе Омской области, также проанализированы культурно-познавательные ресурсы Тарского района Омской области. Практическая значимость данной работы заключается в том, что нами было проведено проектирование туристского маршрута по Тарскому району Омской области, а также составлена проектная документация. Результаты данной работы можно использовать на любом туристическом предприятии, так как работа содержит актуальное исследование и разработанный культурно-познавательный тур по Омской области.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5 Глава 1. Теоретические основы культурно-познавательного тура ………...….7 1.1. Содержание и сущность культурно-познавательного тура……..........…7 1.2. Особенности проектирования познавательных туров ……………..…..14 1.3. Современное развитие культурно-познавательного туризма …………21 Выводы…………………………………………………………………………...23 Глава 2. Характеристика туристских ресурсов для разработки культурно-познавательного тура в Тарском районе…………………………………….…24 2.1. Туристический потенциал Тарского района………………………………24 2.2. Проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в Тарском районе…………………………………………………………………..38 2.3. Оценка степени привлекательности туризма на примере Тарского района Омской области………………………………………………………………….40 2.4. Маркетинговое исследование потребностей клиентов…………………...41 Выводы…………………………………………………………………………...45 Глава 3. Проектирование культурно-познавательного тура в Тарский район Омской области………………………………………………………………….47 3.1. Программа культурно-познавательного тура……………………..………47 3.2. Калькуляция культурно-познавательного тура ………………………..…48 3.3. Мероприятия по продвижению культурно-познавательного тура………49 Выводы…………………………………………………………………………...55 Заключение……………………………………………………………………….56 Список использованных источников …………………………………………..57 Приложения………………………………………………………………...……63 Приложение А. Анкета………………………...……………….………………..64 Приложение Б. Достопримечательности Тарского района…………...…...….65 Приложение В. Технологическая карта культурно-познавательного тура по Тарскому району Омской области…………………………………………...…70
Список литературы

1. Нуждина, М. В. Разработка культурно-познавательного тура / М. В. Нуждина // Московский экономический журнал. – 2019. – № 4. – С. 13. [Электронный источник]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37341616 (дата обращения: 30.05.2020). 2. Газизьянова, С. М. Стратегические направления регионального туризма: культурно – исторический туризм, экологический туризм, сельский туризм (на примере республики Марий Эл) / С. М. Газизьянова // Туризм фактор модернизации экономики и развития регионов. – 2015. – С. 207–213. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25527880 (дата обращения: 1.06.2020). 3. American Marketing Association. Электронный источник]. URL: https://www.ama.org/ (дата обращения: 05.06.2020). 4. Долженко, Г. П. Рекреационная география, туризм, экскурсионное дело. – Вып. 2 Библ. Указатель. – Ростов-на-Дону : Ростовский университет. 1989. – 190 с. 5. Фролова, Е. В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации / Е.В. Фролова, Е. Е. Кабанова, М .В. Костина// Материалы афанасьевских чтений. – 2017. – №2 (19). – С. 41–54. [Электронный источник]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29332774 (дата обращения: 01.06.2020). 6. Архипова, А. Культурный туризм в стратегии развития отечественного туризма / А. Архипова, В. Музычук // Вестник института экономики Российской академии наук. –2011. – № 4. – С. 209–223. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17327341 (дата обращения: 30.05.2020). 7. Казакова, М. Н. Роль культурно-познавательного туризма в развитии туристических территорий / М. Н. Казакова // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. – 2016. – С. 237-238. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28816724 (дата обращения: 01.06.2020). 8. Чудновский, А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма. – М. : Финансы и статистика, 2003. – С. 78. 9. Сущинская, М. Д. Культурный туризм. URL: http: // mirznanii. com/a/224776–2/osnovnye-napravleniya-turizma-sibiri-2 (дата обращения: 10.05.2020). 10. Костадинова, Н. С. Современные виды туризма как перспективная область предпринимательства / Н. С. Костадинова // Научные горизонты. – 2019. – № 1 (17). – С. 97–102. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36869234 (дата обращения: 22.05.2020). 11. Медведева, Н. В., Стоналова, А. С. Понятие «Культурное» и основные теоретические подходы к его изучению / Н. В. Медведева, А.С. Стоналова // Материалы афанасьевских чтений .- 2016.- № 3 (16).- С. 138 – 143. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27201897 (дата обращения: 29.05.2020). 12. ГОСТ Р 50681 – 2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. – Введ. 2011–07–01. – М. : Госстандарт России [Электронный источник]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200083215 (дата обращения: 30.05.2020). 13. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция). – Введ. 1996.11.24. [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 30.05.2020). 14. ГОСТ Р 50681 – 2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. Основные этапы проектирования туристских услуг. – Введ. 2011–07–01. – М. : Госстандарт России [Электронный источник]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200083215 (дата обращения: 30.05.2020). 15. Третьякова, Т. Н. Влияние культурно-познавательных туров на состояние туристов / Т. Н. Третьякова, А. А. Меньщиков // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2015. – № 3 (9). – С.62. [Электронный источник]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24040909 (дата обращения 30.05.2020). 16. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» из информационного банка «Омская область» [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_96571/ (дата обращения: 30.04.2020). 17. Яговец, В.С. Методика туристского проектирования в разработке культурно-познавательных туров/ В.С. Яговец// Учёные записки (Алтайская Государственная академия искусств). – 2017. – №3(13). – С. 110–114. [Электронный источник]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34980253 (дата обращения: 30.05.2020). 18. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование / Е. А. Джанджугазова. – М. : Academia, 2014. – 272 с. 19. Scrum. Революционный метод управления проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spark.ru/startup/makeright/blog/13163/scrum-revolyutsionnij-metod-upravleniya-proektami-kniga-za-15-minut.) (дата обращения: 30.05.2020). 20. Карасев, И. Е. Деятельность национально-культурных центров Омской области по привлечению туристов в регион/ И. Е. Карасев, Б. К. Смагулов // Омский научный вестник. – 2013. – №2 (126). – С. 20–22. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21583463. (дата обращения: 28.05.2020). 21. Курилова, Е. В. Опыт формирования экотуристических кластеров на основе региональных ресурсов // Туризм как фактор регионального развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18 мая 2017) / отв. за вып.: Е.В. Курилова, Е.А. Ивлиева. – Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2017. –С. 63?67. 22. Colavitti A. M., Usai A. Partnership building strategy in place branding as a tool to improve cultural heritage district’s design. The experience of UNESCO’s mining heritage district in Sardinia, Italy // Journal of Cultural Heritage Management and Sustainable Development. – 2015. – № 5 (2). С. 151?175. 23. Брейтман, А .С. Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития / А.С. Брейтман, В. А. Чернов // Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития. – 2010. – С. 224. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35459433& (дата обращения: 10.05.2020). 24. Отто, В. А. Развитие культурно-познавательного туризма в России: проблемы и пути решения / В. А. Отто// Журнал института наследия. – 2018. – №1(12). – С. 4. [Электронный источник]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32723923 (дата обращения: 31.05.2020). 25. На внутреннем туризме много не заработать. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/04/22/638699-na-vnutrennem-turizme-mnogo-zarabotat (дата обращения: 10.06.2020). 26. Самохвалова, О.В. Анализ региональных туров на примере Омской области / О. В. Самохвалова, Е. В. Кулагина// Современное состояние и потенциал развития туризма в России. – 2019. – С. 100–108. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41413203 (дата обращения: 03.06.2020). 27. Захарова, Т. И. SWOT-анализ возможностей формирования туристского кластера в Тарском районе Омской области / Т. И. Захарова // Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Вагановские чтения», посвященной 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения. – 2016. – С. 269-275. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26710644 (дата обращения: 27.05.2020). 28. Захарова, Т. И. Проблемы развития транспортной инфраструктуры сельских территорий/ Т. И. Захарова // Современное научное знание в условиях системных изменений. – 2016. – С. 168–170. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26340741 (дата обращения: 28.05.2020). 29. Национальный туристский рейтинг (2) [Электронный ресурс] // Национальный рейтинг. – Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/10950.html (дата обращения: 01.06.2020). 30. Василюк, В. С нас начинается Сибирь: История Тары // Омская правда. – 1995. – 11.08. – С. 15-25 31. Полынский, А. С. Развитие туризма в Омской области В 70–80 гг. XX века / А. С. Полынский // Современное состояние и потенциал развития туризма в России. – 2018. –С. 55-60. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36752639 (дата обращения: 01.06.2020). 32. Громов, О. Тара // Райцентры Омской области. – Омск. – 1993. – С. 10–43. 33. Захаров, М. С. Разработка проекта по организации деятельности туристического агентства в г. Тара / М. С. Захаров // Студенческая наука об актуальных проблемах и перспективах инновационного развития регионального АПК. – 2019. – С. 111–115. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38507875 (дата обращения: 27.05.2020). 34. Социально-культурное развитие городов Тара и Тюкалинск в ХIХ – начале ХХ вв. [Электронный источник]. URL: www.kulgor.narod.ru/monoalisov/m7.html (дата обращения: 31.05.2020). 35. Спасская церковь: интересные факты [Электронный источник]. URL: http://taragorod.ru/publ/spasskaja_cerkov/1-1-0-2. (дата обращения: 26.05.2020). 36. Жидченко, А. В. Спасская церковь в историко-культурном пространстве «Северной столицы» Омского Прииртышья / А. В. Жидченко // Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Вагановские чтения», посвященной 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения. – 2016. – С.101–106. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26710128 (дата обращения: 26.05.2020). 37. Полынский, А. С.. Развитие туристского потенциала Тарского муниципального района Омской области с позиции кластерного подхода / А. С. Полынский, Е. В. Кулагина // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – 2014. - №11(117). – С. 120-126. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22604116 (дата обращения: 15.05.2020). 38. Захарова, Т. И. Формирование туристского кластера в Тарском районе Омской области / Т. И. Захарова // Историко-политические аспекты экологического движения по Сибирскому региону. – 2017. – С. 124–127. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32408914 (дата обращения: 15.05.2020). 39. Оценка развития туризма в Омской области [Электронный источник]. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=731469 (дата обращения: 31.05.2020). 40. Газик, С. А. Туристский потенциал Омского Прииртышья на примере села Екатерининского Тарского района Омской области / С. А. Газик, Ю. Р. Солодовникова // Омские социально-гуманитарные чтения. – 2019. – С. 168–171. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38543346 (дата обращения: 31.05.2020). 41. Рукомойникова, В. П. Реклама в туризме / В. П. Рукомойникова; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. – 104 с. 42. Цыганова, В. О. Современные методы продвижения туристского продукта / В. О. Цыганова, Е. Н. Егорова// COLLOQUIUM-JOURNAL. – 2020. – №9–6 (61). – С. 27. [Электронный источник]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42740152 (дата обращения: 01.06.2020). 43. Способы продвижения турпродукта // Студенческие реферативные статьи и материалы [Электронный ресурс]. иКЬ: https://studref.com/ (дата обращения: 31.05.2020). 44. Сычов, К. Н. Туристическое использование объектов культуры и культурного наследия Сибири / К. Н. Сычов, И. В. Федотова // Молодёжь, наука, творчество – Омск, 2016. – С.302–304. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27435872 (дата обращения: 17.05.2020). 45. Спасская церковь: интересные факты [Электронный источник]. URL: http://taragorod.ru/publ/spasskaja_cerkov/1-1-0-2. (дата обращения: 26.05.2020). 46. Жидченко, А. В. Спасская церковь в историко-культурном пространстве «Северной столицы» Омского Прииртышья / А. В. Жидченко // Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Вагановские чтения», посвященной 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения. – 2016. – С.101-106. [Электронный источник]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26710128 (дата обращения: 26.05.2020). 47. Северный драматический театр им. М. Ульянова: история театра [Электронный источник]. URL: http://taratheatre.3dn.ru/index/istorija_teatra/0–4 (дата обращения: 28.05.2020). 48. Ассман, Я. Культурная память: письмо, память о пошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман; пер. с нем. М. М. Сокольской. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с. 49. Рыженко, В. Г. Образы и символы советского города в современных исследовательских опытах: (региональный аспект): монография / В. Г. Рыженко. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2010. – 340 с. 50. Рукомойникова, В. П. Реклама в туризме / В. П. Рукомойникова; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. – 104 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА 1.1. Содержание и сущность культурно-познавательного тура Культурно-познавательный тур является одним из видов туризма в современной индустрии отдыха. В познавательном туризме существуют различные виды путешествий, которые отвечают за потребности в духовном освоении культуры мира через посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности [1]. Туризм способен играть важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание рабочих мест и занятость экономически активного населения, способствует повышению благосостояния нации [2]. В туризме рынок культурно познавательного туризма наиболее широк, в сравнении с другими видами. Он зависит не от возрастной принадлежности туристов, а только от круга интересов. Заинтересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Национальный Фонд охраны памятников истории в США определяет культурный туризм как «посещение исторических мест, а также знакомство с достопримечательностями, отражающими историю человечества» [3]. Туризм – это важнейшая сфера современной экономики, направленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом, в отличие от других отраслей, туризм не приводит к исчерпанию природных ресурсов. Экономическое пространство социально-культурной сферы туризма способствует охвату большей части экономики страны. Сфера туризма способствует развитию инфраструктуры, притоку финансовых ресурсов и повышению занятости населения [4, с. 45]. В современных условиях внутренний культурно-познавательный туризм является перспективным направлением социально-экономического развития страны и ее территорий. Культурно познавательный вид туризма актуален среди туристских потоков. Его основной долей приходится пятая часть внутреннего турпотока и третья часть въездного туризма. Важно отметить, что туризм это не только форма отдыха и развлечения, но и способ для получения новых знаний для саморазвития и самообразования [5]. Культурно-познавательный создает условия для гармонии человека и остального, а так же общества, способен повышать культуру и образование и знакомить население с историей местности. Уровни культурно - познавательного туризма. • профессиональный культурно - познавательный туризм; • неспециализированный культурно - познавательный туризм; • специализированный культурно - познавательный туризм; • культурный квазитуризм; • сопутствующий культурно - познавательный туризм [6]. Культурно-познавательный туризм представляет собой путешествие с целью ознакомления туриста с территорией и разрешением кругозора. Во всех регионах есть памятники, которые посвящены историческим периодам, памятники природы, культуры, а так же археологии. С данными памятниками региона имеют большие возможности чтобы туризм был развит в больших и малых городах России. [7]. Основу в культурно-познавательном туризме составляют объекты культуры, которые выделяют в рамках культурно-исторического наследия: - памятники археологии; - театры, музеи, выставки; - исторические города; - сельские поселения; - культовую и гражданскую архитектуру; - объекты этнографии; - социальную инфраструктуру; - технические комплексы и сооружения и т.д. Из объектов, которые упомянуты выше выделяют виды культурно-познавательного туризма: 1) культурно-исторический; 2) культурно-религиозный; 3) культурно-событийный; 4) культурно-экологический; 5) культурно-этнический; 6) культурно-археологический; 7) культурно-этнографический; 8) культурно-антропологический В России существует огромное количество туристических ресурсов, которые обладают рядом преимуществ: большие территории, разнообразие природы, впечатляющее исторические и культурное наследие. Культура любого народа сама по себе уникальна и самобытная, а Российская Федерация как мультикультурная страна создает множество возможностей для культурно-познавательного туризма. Но в настоящее время на долю РФ приходится только 1 % от мирового туристического продукта. На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры. Первое определение - общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство [8, с. 56]. Второе определение - специализированного характера, построенное на "культуре культуры", т. е. на духовных, моральных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека. Давно выделился и стал самостоятельным вид туризма, как культурно-познавательный. Минимальный набор ресурсов для культурно- познавательного туризма может обеспечить любая местность, но для его активного развития требуется концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделяют: памятники археологии, культовую и гражданскую архитектуру, памятники ландшафтной архитектуры, малые и большие исторические города, сельские поселения, театры, музеи, выставочные залы, социокультурную инфраструктуру, объекты этнографии, народные ремесла и помыслы, центры прикладного искусства, технические сооружения и комплексы. Выделяют факторы, которые ограничивают эффективное развитие туризма в России. Сюда относят: сложности в социально-экономической и политической сфере, низкий уровень доходов населения, снижение процессов управления туристической отраслью и многое другое. Очень ощутимой и распространенной проблемой является инертность, низкий уровень динамичности в вопросах учета интересов потребителей, при том, что в сфере туризма важно соответствовать современным мировым запросам и использовать новые технологии. Острой проблемой для России является наличие такого ряда явлений как разрушения исторических и культурных памятников, забвение некоторых исторических мест, исчезновение явлений культуры народа. По представленным данным Научно-проектным институтом реконструкции исторических городов, если в течение 10-15 лет не принимать меры по сохранению и возрождению объектов культурно-исторического наследия, то исчезнет большая часть сохранившихся ценностей исторической среды и безвозвратно погибнет традиционный облик большинства российских исторических городов. Таким образом, можно выделить ряд проблем, которые препятствуют развитию туризма в России: 1. Проблема инфраструктуры транспорта. К числу значимых проблем относится высокая стоимость платных транспортных услуг. Неразвитость инфраструктуры общественного транспорта, недостаточность координации деятельности всех типов общественного транспорта (различные виды, услуги и операторы) на конкретной территории; отсутствие условий для оптимизации маршрутов, системы пересадок; недостаточный уровень информирования населения о возможностях общественного транспорта (наличие, доступность и стоимость услуг) существенно затрудняет развитие культурно-познавательного туризма. (Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году). 2. Недостаточный уровень информированности. Не только зарубежные туристы, а так же жители нашей страны не располагают полной и достаточной информацией. В большинстве развитых стран средний показатель внутреннего туризма составляет от 10 до 12%, то в России он составляет чуть более одного процента. 3. Недостаточный уровень развития туризма по профилю. На практике большинства туристических государств, именно профильный туризм приносит больше всего дохода. 4. Недостаточный уровень разнообразия туристских услуг формирует ориентацию на так называемые «однодневные туры» в контексте культурно-познавательного туризма. В данной ситуации услуги гостиничной индустрии оказываются невостребованными. Кратковременность пребывания туристов существенно ограничивает развитие туристской инфраструктуры муниципальных образований РФ. 5. Низкое качество предоставляемых туристских услуг и недостаточный уровень развития в сфере обслуживания. Особенно сложная ситуация характерна для гостиничной индустрии в малых городах. Проблемой является концентрация предложений гостиничного обслуживания в инвестиционно-привлекательных территориях. Наибольшая часть в обороте сектора - до 70% принадлежит Москве и Санкт-Петербургу. Как показывает анализ гостиничного рынка России по оценке экспертов большая часть номерного фонда, представленного зарубежными операторами, относится к заведениям Москвы и Санкт-Петербурга. На долю двух столиц приходится 57%. Третье, четвертое и пятое места по данному показателю занимают Сочи (13%), Московская область (5%) и Екатеринбург (4%). (Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году). 6. Снижение уровня доходов у населения. Сберегательная модель поведения, ведущая к ограничению необязательных расходов, существенно ограничивает развитие туристической отрасли. По возрасту выделяют четыре вида туризма: детский и юношеский (до 18 лет), молодежный (18-25 лет), взрослый (26-64 лет) и туризм людей пенсионного возраста (65 лет и старше). В свою очередь данные виды туризма разделяются на подвиды. По статистическим данным самыми активными туристами являются люди в возрасте от 23 до 55 лет [40, c. 100]. Культурное наследие является важнейшим основанием для активного развития интеллектуально-духовной, нравственной и творческой личности, а также для национального самоуважения. Оно пронизывает буквально все стороны жизни и деятельности человека. Под культурным наследием приято понимать материальную и нематериальную часть культуры, созданную прошедшими поколениями и воспринимаемую как ценное и почитаемое [10]. 1.2. Особенности проектирования познавательных туров Технология разрабoтки тура предполагает выполнение ряда этапов, таких как моделирование потенциального туриста, составление модели тура, разрабатывается маршрут, сoгласование тура с поставщиками услуг. Прoектирование туристских услуг, понятие проектирование туристских услуг (туристского продукта) определяется следующим образом - «подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия» [11]. В Федеральнoм законе "Oб основах туристской деятельнoсти в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ понятие тура определяется как «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг по догoвору о реализации туристского продукта» [12]. В ГОСТ Р 50681-2010. - Туристские услуги. Прoектирование туристских услуг, глава 5, указаны оснoвные этапы проектирование туристских услуг. Таким образoм, туристской услуги осуществляется в последовательности: • составление моделей туристских услуг; • разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг; • установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг; • определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг; • утверждение документов на проектируемые туристские услуги [13]. На первом этапе осуществляется моделирование потенциального туриста. На втором этапе составляется модель тура с учетом основных предпочтений туриста. На третьем этапе осуществляется уточнение созданной модели тура, и составляется программа тура. По классификации, данной Артёмовой Е.Н. и Козловой В.А. из учебника «Основы гостеприимства и туризма». Авторы отнесли к основным видам туризма экологический, лечебный, паломнический, деловой, приключенческий, сельский, спортивный и, конечно же, познавательный туризм, который является одним из самых популярных видов туризма во всем мире. Познавательный туризм (культурно-познавательный, экскурсионный) – это туристские походы памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия. Познавательные цели могут сочетаться так же с целью отдыха [14]. При организации таких туров разрабатывается путь следования туриста с перечнем всех мест, последовательно посещаемых туристом во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых для передвижения между пунктами остановок. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней зависит от его величины и объема достопримечательностей. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие и т. д. Также можно выделить два вида познавательного туризма. 1. Специализированный. Этот вид туризма предполагает ознакомительные поездки в различные страны. Это знакомство, как правило, ограничивается известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, инженерными сооружениями, парками, развлекательными комплексами, супермаркетами. 2. Неспециализированный. Данный вид туризма даёт участникам представления о культуре и о жизни местных жителей. Интерес вызаывают страны, которые достигли высокого уровня культуры и оказывают влияние на ход всей мировой истории. Создавая туристский продукт необходимо оценивать потенциал культурно-туристской зоны и изучить её основные достоинства и недостатки. Согласно программно-нормативным документам данного региона туризм определяется и как направление для достижения стратегической цели – улучшение качества жизни населения Омской области [15]. Основой познавательного туризма, конечно, является историко-культурный потенциал, включающий всю социально-культурную среду с традициями и обычаями, архитектурой, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности, музеями и т.д. На основе анализа разнообразной профессиональной литературы и периодики можно выделить несколько основных подходов к проектированию культурно-познавательных туров: 1. Технологический подход - на основе принятых нормативно-правовых документов, прежде всего, отраслевых стандартов. В соответствии с ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» культурно-познавательный тур является комплексной туристической услугой, которая направлена на удовлетворение познавательных потребностей туристов. Процесс разработки культурно-познавательного тура можно разделить на два этапа: проектирование и организацию. В процессе проектирования на основе анализа рынка аналогичных турпродуктов и их производителей определяется исходный турпродукт, с помощью которого выявляются потребности и предпочтения его покупателей. Далее, с учетом этих потребностей и предпочтений, а также выявленных туристских возможностей выбранной для путешествия территории, создается модель тура и выясняется целесообразность его формирования. Проектирование должно выполняться в соответствии с ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». Согласно данному документу проектирование тура включает подготовку и разработку технических и технологических документов на турпродукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия. Проект должен учитывать технические требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества туристов при совершении тура, установленные ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», а также, в соответствии с этим документом, предусматривать мероприятия по предотвращению рисков для участников тура и окружающей среды. В настоящее время требования стандартов в сфере туризма в основном являются добровольными, и туроператоры редко пользуются этой методикой, не разрабатывают технологические документы. Связано это с большими временными и трудовыми затратами на оформление документации, слабой ориентацией стандартов на качество и индивидуальные запросы клиентов, отсутствие учета специфики организации культурно-познавательного туризма и особенностей территории прохождения маршрута [16]. 2. Джанджугазова Е.А. предлагает маркетинговый подход рассмотреть на трех уровнях: 1) продукт по замыслу; 2) продукт в реальном исполнении; 3) туристский продукт с подкреплением [17]. Автор в проектировании выделяет следующие этапы: - постановка проблемы; - определение и формулировка проектной задачи; - построение модели проекта; - определение ключевых параметров проекта; - формирование системы мониторинга; - реализация проекта и его завершение. В данном подходе основное внимание уделяется методике ценообразования, продвижения и каналов сбыта туристского продукта, наблюдению эффективности предоставляемых услуг. Однако, поэтапное планирование в основном занимает много времени, а результат проектирования ориентирован на опыт и потребности самого туроператора, а не потребителей культурно-познавательного туризма [18, с. 6]. 3. Гибкие подходы в проектировании, например, методика Scrum, которую разработали Дж. Сазерленд и К. Швабер. Scrum - это противоположность поэтапному подходу, применяемому к реализации проектов. Методику Scrum взяли на вооружение многие компании как из технологических отраслей, откуда она сама родом, так и из традиционных и даже некоммерческих. Подход, который лежит в основе методики Scrum, можно применять в разных видах деятельности, в которых требуется коллективная работа [19]. Важными характеристиками Scrum составляет ее гибкость и ориентированность на клиента, так как она предполагает его (клиента) непосредственное участие в процессах работы. 1.3 Современное развитие культурно-познавательного туризма В Омской области существует особенная социально-культурная среда, позволяющая разным этносам чувствовать себя в равной степени максимально комфортно [20]. Однако для развития туризма необходимы некоторые условия, в том числе развитие туристического потенциала (развитая транспортная инфраструктура, наличие гостиниц, предприятий общественного питания, благоустроенная городская среда и т. п.). Большое значение также имеет формирование туристических кластеров [21]. Зарубежный опыт показывает, что туризм в целом, а также промышленный и геолого-минералогический туризм в частности может стать источником доходов для муниципалитетов, оказывать положительное влияние на рост занятости и доходов, повышать инвестиционную привлекательность территории [22, с. 207-213]. В условиях глобализации во всех сферах настоящего общества неизмеримо возрастает значение общественных организаций и объединений. Рост влияния общественных организаций на экономические, социальные и политические процессы служит определённым показателем и индикатором зрелости гражданского общества. Сфера туризма не относится к исключению. В настоящее время в России сформировались общественные организации и объединения, оказывающие большее влияние на туристский процесс и нацеленные на преодоление негативных течений и явлений в этой сфере. Немалую роль играют и лидеры этих организаций [23]. Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из распространенных типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями и историей тех или иных регионов люди определяют данный вид туризма популярней. Во время экскурсии человек получает более точную и открытую информацию о том, что его интересует. [24, 209-223]. Для развития культурно-познавательного туризма в России необходимо определить ряд проблем, которые являются ограничением для развития. Одной из них является недостаточно развития инфраструктура, затрудняющая доступность граждан к культурным ценностям. Министерство транспорта Российской Федерации рассчитывает, что до 2020 года объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России составит около 12,3 трлн рублей. Из них государственные инвестиции - 7,3 трлн рублей, средства, привлеченные за счет различных механизмов внебюджетного финансирования государственно-частного партнерства - порядка 5 трлн рублей [25, 138–143]. Проблемой является низкая прибыль по продаже внутренних туров в России. Агентствам по туризму не выгодно продавать туры по России. И то время, которое было затрачено на рекламу и продажу тура одинаково как по России так и по зарубежному направлению. Влияют так же завышенные цены на стоимость турпродукта и иногда дешевле поехать за границу. Завышенные цены на авиаперевозку и размещение в отелях приводят к тому, что снижается турпоток на российские курорты. Выводы Туризм является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Туристический бизнес становится возможным при формировании массового спроса и предложения на рынке туристических услуг. Спрос на туристические услуги приурочен ко времени массовых отпусков, что ведет к аритмии туристического бизнеса. Потребности и желания клиентов постоянно меняются. В результате происходят изменения и в географии туризма, и в его типах. Все экскурсионные услуги и мероприятия в составе культурно-познавательного тура должны соответствовать требованиям качества, иметь социальную адресность, информативность, благоприятные условия и безопасность для жизни и здоровья потребителя. 2. Характеристика туристских ресурсов для разработки культурно-познавательного тура в Тарском районе 2.1. Туристический потенциал Тарского района Тарский район представляет собой один из привлекательных туристских районов в Омской области, на территории которого расположены значимые памятники истории, архитектуры и искусства, археологии. Наличие объектов культурных объектов: театр, музеи, картинная галерея, дома купцов. По оценкам специалистов, Омская область обладает высоким туристическим потенциалом. Наибольшей популярностью пользуется север области, а также Красноярско-Чернолученская оздоровительная зона, расположенная в 55 км от г. Омск. Министерство культуры Омской области, а именно Управление по развитию туризма Омской области активно продвигает различные виды туризма на территории региона [26]. Тарский район является административной единицей на северо-востоке Омской области и административным центром района является город Тара. В Тарском районе проживает 48,8 тыс. человек, причем 42,3 % населения – территории сельских округов. Этнический состав населения составляют русские – 86,8 %, татары – 7,7 %, остальное население – немцы, украинцы, эстонцы и др. [27]. Тарский район состоит из 21 муниципальных округов, включающих в себя 74 населённых пункта. Природные условия своеобразны для северной зоны Сибири. Климат континентальный. Рельеф равнинный. Крупные реки: Иртыш, Тара, Уй, Туй, Ош, Шиш; 2683 озера с площадью более 1 гектара. Расположение Тарского района в подтаежной полосе Западно-Сибирской низменности составляет уникальный ландшафт, очень своеобразный растительный покров [28]. В национальном туристском рейтинге на декабрь 2016 г. Омская область занимает 45 место, обгоняя Ханты-Мансийский АО, Новгородскую, Белгородскую области, Камчатский край [29, 132]. Первое упоминание о Тарском остроге относится к 1592 г., но к будущему городу он, очевидно, имеет косвенное отношение. Скорее всего, речь идет о временном укреплении, о котором писал в Москву тарский воевода И. Воейков, докладывая о разведках, произведенных в Барабинской волости и около озера Убинского. В 1594 г. для сооружения города из Тобольска была отправлена команда в 1500 чел. под началом князя Андрея Васильевича Елецкого. В ее состав входили татары, пленные поляки, литовцы, черкасы, казаки и стрельцы. Погрузив хлебные запасы на суда, команда двинулась в путь против течения Иртыша. Половина отряда сопровождала дощаники берегом «для прикрытия экипажа от хищничества татар», приверженцев Кучума, другая – находилась на судах и составила кадры строителей нового города. Главная причина основания города состояла в необходимости «до конца низложить прежде бывшее владение Кучума, которой непременно нападал и разорял, убивая всех тех татар, которые, отступясь от него, Российскому скипетру отдалися». В этом же году основные строительные работы были закончены. Крепость, хотя и находилась в 30 километрах от реки Тары, при слиянии р. Аркарки с Иртышем, получила название Тарского города. В состав вновь образованного Тарского уезда вошли татарские улусы, расположенные по Иртышу от Тобольска до Тары [30]. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина говорится: «Град Тарский служил неодолимой твердыней от всяких бывших кучумских гнусников». Под защитой Тарской крепости возникали первые сельские населенные пункты по Иртышу и реке Таре – слободы Бергамакская, Такмыкская, Чернолуцкая, деревни Черкушево (1600) , Карташева, Качесова, Пустынная, Серебряная, Большеречье (1627), станицы Ачаирская, Черлакская, Атмасская. Омская область в 70-х – 80-х годах ХХ века традиционно не являлась крупным туристическим центром, но имеет определённую инфраструктуру и ресурсы, которые способствуют реализации основных целей и задач, устанавливаемых государством [31]. Как и в прочих городах Сибири в Таре было учреждено воеводское правление. Административно город со своим уездом входил в Тобольский разряд и подчинялся разрядному воеводе, но преимущественно «в гарнизонном порядке».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Культурология, 53 страницы
1325 руб.
Дипломная работа, Культурология, 77 страниц
1925 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg